Булгаков и маргариты
Содержание:
Елена Сергеевна Шиловская — хранительница
В феврале 1929 года Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской (урожденной Нюрнберг), которая в то время была замужем за красным командиром высокого ранга Евгением Шиловским, имела детей и была счастлива в браке. Евгений Александрович Шиловский, кадровый царский офицер. В годы гражданской войны воевал на стороне красных и сделал неплохую карьеру. Он был другом писателя Алексея Толстого и, по мнению многих исследователей послужил прототипом Рощина в романе «Хождение по мукам». Елена Сергеевна вышла замуж за Шиловского осенью 1921 года в самый разгар Гражданской войны. До этого она несколько была женой Юрия Мамонтовича Неёлова, сына известного актера и анархиста Мамонта Дальского (кстати, тоже являющегося героем романа «Хождение по мукам). В браке с Шиловским Елена Сергеевна родила двоих сыновей, души не чаяла в своем муже и была предельно счастлива до того момента, когда случайно не встретила Булгакова.
Они познакомились 28 февраля 1929 года на квартире художников Моисеенко, где творческая интеллигенция Москвы отмечала масленицу. По признанию Шиловской – это была любовь с первого взгляда: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»
Отношения между ними развивались стремительно, при том, что каждый из влюбленных был не свободен. И Булгаков, и Шиловская, став любовниками, вынуждены были скрывать этот факт от своих супругов, выдавая страсть за обыкновенную дружбу.
Елена Сергеевна стала часто бывала в доме Булгакова и даже подружилась с его второй женой Любовью Евгеньевной Белозёрской. Но в конце 1930 года Евгений Шиловский узнал о неверности своей жены и потребовал прервать эту порочную связь. Больше года после этого Булгаков и Шиловская не виделись, но встретившись в июне 1932 года, поняли, что не могут жить друг без друга. Елена Сергеевна уходит от мужа. Начинается болезненный процесс выяснения отношений, упреков, просьб и извинений. В итоге Шиловский согласился на развод. Супруги разошлись, «поделив» своих детей. Старший сын, 10-летний Евгений, остался жить с отцом, а младший, 5-летний Серёжа, отправился вместе с матерью в дом Булгакова. Кстати свих детей у Михаила Афанасьевича не было. Нужно отметить, то с каким благородством повел себя в этой ситуации Евгений Шиловский. Перед самым разводом он написал письмо тестю Сергею Марковичу Нюренбергу в котором сам объяснил причины разрыва и просил не судить строго Елену за измену. «Я бесконечно благодарен Люсе за то огромное счастье и радость жизни, которые она мне дала в свое время. Я сохраняю самые лучшие и светлые чувства к ней и к нашему общему прошлому. Мы расстаемся друзьями», — писал он. Евгений Александрович Шиловский, занимая высокий пост в РККА, постоянно помогал бывшей жене и сыну, но от встреч с Булгаковым всегда уклонялся.
3 октября 1932 года Булгаков развёлся со своей второй женой Любовью Белозёрской, а уже 4 октября женился на Елене Сергеевне. Первая жена Булгакова Татьяна Николаевна Лаппа позднее вспоминала, что Булгаков часто говорил ей: «Я должен жениться три раза!». Якобы такой совет ему дал писатель Алексей Николаевич Толстой, считавший троекратный брак ключом к литературному успеху.
В после женитьбы Булгаков еще некоторое время он еще поддерживал отношения со своей второй женой, периодически оказывая ей материальную помощь. Он снял ей комнату в другом месте, а затем отстроил ей помещение в том же доме, где они до этого жили по улице Большая Пироговская, 35.
Мария и Любовь
Мария Георгиевна Нестеренко держала журнал «Москва» на видном месте и, перечитывая рассказ Мастера о том, как Маргарита приходила к нему на свидания в его полуподвальчик на Арбате, узнавала каждую мелочь и радовалась: «Как это мило, что Мака описал наш с ним роман!»
Впрочем, в жизни все было наоборот: в полуподвале жила сама Маруся Нестеренко, а Булгаков к ней приходил. С улицы нужно было идти через дворик, мимо трех ее окон на уровне земли. И Маруся всегда по башмакам узнавала, кто идет. Часто Булгаков стучал носком башмака по стеклу, и она шла открывать. Она звала его Мака. Впрочем, в те времена Булгакова так звали все — с легкой руки его тогдашней жены, Любови Евгеньевны Белозерской.
«Блестящая женщина, но Мака с ней несчастлив», — считала Маруся. Белозерская — остроумная, светская женщина, гостеприимная и кокетливая. Она вечно была чем-то увлечена: то верховой ездой, то автомобилями, и в доме толклись какие-то жокеи… А Булгаков был нелюдим, все больше тосковал — его не печатали, пьесы запрещали, и в газетах то и дело затевали травлю. Дело кончилось фобиями: Булгаков боялся то улицы, то темноты, то сырости… Однажды ползал по углам на четвереньках — в халате, в колпаке, с керосинкой в руках — ему все казалось, что квартиру нужно просушить. Вошла Маруся, Михаил Афанасьевич сказал: «Умоляю, не говори Любе». Боялся, что жена станет смеяться над ним со своими гостями. Телефон у Булгаковых висел над письменным столом, и Белозерская все время болтала, мешая мужу писать. «Люба, так невозможно, я работаю!», — сказал он однажды. А она ответила: «Ничего, ты же не Достоевский»…
…«Чушь, — сказала постаревшая, но по-прежнему весьма светская Любовь Евгеньевна Белозерская, когда ей передали, что Маруся Нестеренко считает себя прототипом булгаковской Маргариты. — Мака никогда не относился к ней всерьез»… Белозерская прекрасно понимала, что за женщина на самом деле описана в романе: зеленые глаза с легкой «косинкой», черные брови дугами, кожа, будто светящаяся изнутри, и буйный нрав, и хохот — это же портрет самой Любови Евгеньевны в молодости! И ведь это ее Мака любил до самозабвения, когда начинал писать свою главную книгу!
Елена Сергеевна
Подростковая любовь Булгакова его жены и брак, длившийся 11 лет
Булгакову было 16 лет, ей – почти 12, когда они познакомились. Юный мальчик и девочка изведали такую бурю чувств! Тася (Татьяна) Лаппа из многодетной, но хорошей и обеспеченной интеллигентной семьи, приехала к родственникам в гости. Сначала он показывал ей Киев. Гуляли, смеялись, болтали, не переставая, обо всем. Потом он помчался в ней в гости в Саратов.
Подростковый обычный роман – так относились к их отношениям все родственники. Но однажды они должны были увидеться на Рождество, Тасю не отпустили родители. Он даже хотел застрелиться. Их пытались друг от друга «изолировать», к этому и вели жизненные обстоятельства: Булгаков поступил в киевский университет, она с медалью окончила гимназию. Потом должен был быть Париж. Но будущая жена Булгакова отправилась на историко-филологическое отделение Высших женских курсов. А это уже Киев!
Все родственники вокруг против них. К тому же, Михаил остался на второй год в университете. Но все напрасно. И, наконец, венчание весной 1913 года. Приступ сумасшедшего беспричинного хохота – вырвавшееся наружу напряжение и ощущение победы, счастья. Жили – не тужили, всегда без денег, но так звонко! Молодость, безалаберность, безудержность – все это так понятно. Но быстро оборвалось, потому что началась война.
Сон
Однажды Тася исчезла — с прежней квартиры съехала, у знакомых не появлялась. Ходили разговоры, что она устроилась на стройку разнорабочей. Потом она вообще уехала из Москвы в Сибирь — вышла замуж за тамошнего врача, увы — неудачно. Когда Булгаков умирал, Татьяну Николаевну найти так и не смогли. Но узнав о его смерти из газет, верная Тася, конечно, помчалась в Москву. Поминки устроили у сестры Булгакова Лели. Были и другие сестры — Вера, Надя и Варя. А вот Елену Сергеевну не позвали: семья Булгакова не признавала никаких его жен, кроме Таси…
с Еленой Сергеевной
Вскоре Татьяну Николаевну разыскал давний знакомый – Давид Кисельгоф. Когда-то, еще в бытность студентом юридического факультета, по случаю вхожим в литературные дома, он смотрел на жену Булгакова с немым обожанием, чем страшно раздражал неверного, но ревнивого Михаила Афанасьевича. Оказалось, Давид все сорок лет помнил и любил Тасю. И вот в 1965 году, уже пожилой женщиной, она в третий раз вышла замуж и уехала жить в Туапсе.
В 1970 году каким-то чудом ее разыскала исследовательница творчества Булгакова Мариэтта Чудакова. Интервью, сделанное ею тогда с Татьяной Николаевной, и еще другое — взятое на десять с лишним лет позже тем самым литературоведом Леонидом Паршиным (он расспрашивал Тасю 15 дней подряд, фонограмма потянула на 31 час!) — заполнили многие пробелы в биографии великого писателя. Впрочем, были и еще интервью с первой женой Булгакова. В одном из них она рассказывает свой сон. Якобы, покойный Миша пришел к ней и сказал:
— Моя Маргарита — это ты. Ей передалась твоя способность к жертвенной любви. Видишь, я исправил свою ошибку и посвятил тебе роман.
— Но ведь в «Мастере и Маргарите» нет никакого посвящения…
— Не мог же я обидеть еще одну женщину, которая была рядом со мной. Но ты прочитай внимательно — книга написана о тебе…
Впрочем, как выяснилось позже, некоторые «интервьюеры» Татьяны Кисельгоф на самом деле с ней даже не встречались, и что из написанного — правда, теперь уже не узнать — 10 апреля 1982 года в возрасте 90 лет Татьяна Ивановна скончалась.
Ирина Стрельникова
#совсемдругойгород
Прогуливаясь по Москве, в переулках между Остоженкой и Пречистинкой, легко набрести на этот непримечательный домик. Именно он по многим данным описан в романе как дом Мастера
Личная жизнь Михаила Булгакова
Михаил был истинным ценителем женской красоты. Первый раз он женился, будучи студентом второго курса, на недавней гимназистке Татьяне Лаппе. Мать была против чрезмерно ранней для того времени женитьбы и корила сына за легкомыслие. И действительно этот брак оказался недостаточно прочным. Они расстались из-за нового увлечения драматурга.
Вторую избранницу Любовь Белозерскую Булгаков встретил в 1924 на одном из вечеров, проходивших в редакции издания «Накануне». Она была бывшей женой журналиста Ильи Василевского, эмигрировавшей с ним в Константинополь, модной и утонченной, в прошлом балериной, выступавшей в парижских театрах.
В 1925 они поженились, но в 1929 в семейной жизни начались сложности. Писатель познакомился на масленицу у общих друзей с Еленой Шиловской (в девичестве Нюрнберг, по первому мужу Нееловой), супругой военачальника и матерью двоих сыновей. Вначале она стала подругой второй жены литератора и его любовницей, а в 1932 Михаил развелся с Любовью и сразу же заключил брак с Еленой. Она стала его последней любовью, музой, другом, литературным секретарем и сделала все для издания его произведений.
Интересно, что у всех трех жен драматурга также было по три брака. Причем у первой спутницы жизни он стал первым супругом, у второй – вторым, у третьей – третьим. Считают, что это обстоятельство заставляет задуматься о присутствии мистики не только в творениях драматурга, но и в жизни.
Детей у Булгакова не было, однако усыновил сына Шиловской от предыдущего брака. Его потомки и являются в данный момент законными наследниками писателя.
Детство
Будущий «мистический сочинитель» родился 15 мая 1891 года в Киеве, в обеспеченной интеллигентной семье Афанасия Ивановича, сначала доцента, а затем профессора городской духовной академии, и Варвары Михайловны, дочери протоиерея, преподававшей в гимназии.
Миша был старшим из семи их деток, рос смышленым и очень способным ребенком. После ухода из жизни главы семьи в 1907 его родной брат Петр, служитель церкви в Токио, привез к ним с целью получения русского образования двоих сыновей. Вскоре с ними стала жить еще и дочь кузины отца Иларии, приехавшая в Киев для учебы. В итоге 38-летней матери приходилось справляться с десятью детьми. Она прививала им стремление к знаниям, сплоченность, трудолюбие.
Атмосфера в их семье была творческой – они нередко устраивали домашние оркестры, ставили спектакли под руководством Михаила. Старший сын прекрасно пел, писал рассказы и стихи, играл на рояле. В 1909 году он окончил элитную Первую киевскую гимназию и стал студентом университета, выбрав будущей профессией медицину.
Нападки на Булгакова, звонок Сталина
Нужно сказать, что Булгаков Михаил Афанасьевич (биография и творчество его подтверждают это) всегда чутко отзывался на изменения в советском обществе. Он очень тяжело переживал торжество несправедливости, сомневался в оправданности тех или иных мер. Однако Булгаков всегда верил в человека. С ним вместе переживали и сомневались его герои. Критика восприняла это неблагожелательно. Нападки на Булгакова усилились в 1929 г. Все его пьесы были исключены из репертуаров театров. Оказавшись в трудном положении, Михаил Афанасьевич вынужден был написать письмо правительству с просьбой выехать за границу. После этого биография Булгакова Михаила Афанасьевича была отмечена важным событием. В 1930 году Булгаков удостоился звонка самого Сталина. Результатом этого разговора стало назначение Михаила Афанасьевича на должность режиссера-ассистента в МХАТ. Снова на сценах театров появились постановки его пьес. Через некоторое время постановкой созданной им инсценировки «Мертвых душ» была отмечена такого писателя, как Булгаков Михаил Афанасьевич, биография. Жизнь его, казалось бы, налаживается. Однако все было не так просто…
Рассказы
1922 — «№13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна» 1922 — «Арифметика» 1922 — «В ночь на 3-е число» 1922 — «В театре Зимина» 1922 — «Как он сошёл с ума» 1922 — «Каэнпе и капе» 1922 — «Красная корона» 1922 — «Налёт. В волшебном фонаре» 1922 — «Необыкновенные приключения доктора» 1922 — «Ноября 7-го дня» 1922 — «Остерегайтесь подделок!» 1922 — «Птицы в мансарде» 1922 — «Рабочий город-сад» 1922 — «Советская инквизиция» 1923 — «Китайская история. 6 картин вместо рассказа» 1924 — «Воспоминание…» 1924 — «Ханский огонь» 1925 — «Полотенце с петухом» 1925 — «Крещение поворотом» 1925 — «Стальное горло» 1925 — «Вьюга» 1925 — «Тьма египетская» 1925 — «Пропавший глаз» 1925 — «Звёздная сыпь» 1925 — «Богема» 1925 — «Праздник с сифилисом» 1926 — «Бубновая история» 1926 — «Я убил» 1926 — «Морфий» 1926 — «Трактат о жилище» 1926 — «Псалом» 1926 — «Четыре портрета» 1926 — «Самогонное озеро»
- Назад
- Вперёд
Смертная тоска
Елена Булгакова, в девичестве Нюренберг, принадлежала к той редкой породе женщин, которые становятся центром внимания, где бы они ни появлялись. Однако, несмотря на все свои достоинства, изящная, умная и образованная девушка до 25 лет находилась в статусе незамужней дамы. Когда Елене было всего девятнадцать, к ней посватался поручик Бокшанский, Нюренберг уговорила его жениться на своей старшей сестре Ольге, лишь в 1918 году «искусная сваха» сама стала женой. С военным офицером Юрием Неёловым она познакомилась на похоронах его отца, известного актера Мамонта Дальского. Юрий поведал своей новой знакомой трагичную и ужасную историю гибели артиста — мужчина упал под колеса трамвая. Позже этот эпизод появится на страницах «Мастера и Маргариты». А сама Елена станет прототипом главной героини знаменитого романа.
Поручик Шиловский в годы Первой мировой войны. Фото: Commons.wikimedia.org
В конце 1918 года Неёлов и Нюренберг поженились, но этот брак длился всего несколько лет и затрещал по швам, когда Юрий поступил в 16-ю армию, где обязанности начальника штаба исполнял Евгений Шиловский. Последний хоть и был человеком чести, однако в делах любовных дал слабину: закрыл глаза на принципы и увел Елену Сергеевну из семьи. Пара расписалась в 1921 году, в этом же году на свет появился их старший сын Евгений, а спустя пять лет младший — Сергей. Увы, Шиловскую не радовали ни любящий муж, ни дети, ни достаток. Она часто писала письма своей сестре, где рассказывала о переживаниях, душевных муках и банальной скуке. Супруг почти все время был на работе, мальчиками занималась няня, хозяйство вела домработница, а Елена откровенно не знала, чем себя развлечь. Тихая семейная жизнь и светские развлечения сводили ее с ума.
Всегда рядом
А потом пара оказалась в селе Никольском. Булгаков служил там земским доктором. Его жена Татьяна снова была рядом с ним и помогала ему даже во время ампутаций, крепко фиксируя конечности больных голыми руками. Лаппа ездила с Булгаковым повсюду: Вязьма, Киев, Владикавказ, Батуми, Тифлис и всячески поддерживала мужа.
Когда Михаил Афанасьевич становится морфинистом, Татьяна Николаевна терпит приступы агрессии, которые охватывают супруга из-за нездорового пристрастия, и избавляется от второго ребенка. К счастью, Булгаков сумел преодолеть тягу к морфию. И Лаппа его не бросила.
Как-то раз писатель заболел тифом. Татьяна ухаживала за ним, бегала по врачам, продавала по частям золотую цепь, доставшуюся ей по наследству от матери. Булгаков выздоровел, но первым делом упрекнул жену за то, что та не увезла его из Киева вместе с белыми. После этого супруги переехали в Москву, где тогда царил страшный голод. Пережили и это.
Тася
— Неужели правда не станешь жить? — Саша Гдешинский со смесью ужаса и уважения глядел на товарища.
— Не стану! — твердо сказал семнадцатилетний Миша Булгаков. — Вот достану револьвер, и застрелюсь к черту! Понимаешь, душа болит бесконечно. Она должна была приехать на Рождество, и вот, не приедет, родители не пускают. А, вдруг она вообще никогда не приедет?! А вдруг полюбит другого?! Ну не могу я больше терпеть эту неизвестность!
Наспех распрощавшись с Булгаковым, Гдешинский бросился на почту. И полетела в Саратов телеграмма: «Телеграфируйте обманом приезд. Миша стреляется»…
Михаил и Татьяна
… Полугодом раньше пятнадцатилетняя Татьяна Лаппа гостила у тетки в Киеве, и познакомилась с гимназистом восьмого класса, шестнадцатилетним Мишей Булгаковым. Ох, не даром Тасина мать не скупилась на зуботычины («За что, мама?» — «У тебя глаза порочные! Так и буравишь ими мужчин!» — «Я не виновата, мама! Просто я подросла!») — виновата или не виновата, но только колдовские глаза были у Таси! Посмотрел в них Миша, и пропал. Взявшись за руки, через шумный Купеческий сад брели в безлюдный Царский — целоваться. «Ты ведьма, ты свела меня с ума», — шептал Миша…
…Родители перехватывали их письма друг к другу, отнимали у них железнодорожные билеты, запирали на замок… Влюбленные увиделись только через три года! Они стояли на вокале и целовались у всех на виду. Люди говорили: «Надо же, неужели в наше время еще встречается такая любовь — нерассуждающая, не знающая стыда, как у Ромео с Джульеттой?!» Что ж, с любовью Миши и Таси скоро пришлось смириться даже их родителям; и дело стремительно двигалось к свадьбе. Варвара Михайловна — Мишина мать — велела молодым поститься перед венчанием. Но, отобедав пустой картошкой в семье, жених с невестой ехали в ресторан, оттуда — в оперу («Руслан и Людмила», «Аида», чаще — любимый обоими «Фауст»), а уж оттуда — в свою съемную комнату. Варвара Михайловна была очень недовольна, что молодые еще до свадьбы живут вместе, но поделать ничего не могла…
25 апреля 1913 года Михаил и Тася обвенчались в Киево-Подольской Добро-Николаевской церкви. Булгаков надел на венчание Тасин золотой браслет — он почему-то был уверен, что эта безделушка приносит счастье (потом он еще не раз надевал браслет: на выпускные экзамены в университете, и когда ему грозила смертельная опасность, и когда ему слишком долго не платили гонорар за рассказы, и просто когда хотел, чтоб ему повезло в казино). Было много цветов, особенно нарциссов. А вот фаты на невесте не было, белого платья тоже (деньги, присланные отцом на свадьбу, Тася потратила), и под венцом она стояла в полотняной юбке и блузке.
Варвара Михайловна вздыхала: «Безбожники! Не кончится добром такой брак!» — она догадывалась, куда пошли Тасины «свадебные» деньги. Врачебное вмешательство определенного рода было в те времена делом опасным и весьма дорогостоящим… Тася решилась на это, чтобы не думали, будто она принуждает Мишу жениться.
Дом Булгакова в Киеве
Книги
Первой опубликованной книгой Михаила Булгакова была повесть «Похождения Чичикова», написанная в сатирической манере. За ней последовали частично автобиографические «Записки на манжетах», социальная драма «Дьяволиада» и первое крупное произведение писателя – роман «Белая гвардия». Удивительно, но первый роман Булгакова критиковали со всех сторон: местная цензура назвала его антикоммунистическим, а зарубежная пресса отзывалась как о слишком лояльном как раз к Советской власти.
Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
О начале своей врачебной деятельности Михаил Афанасьевич поведал в сборнике рассказов «Записки юного врача», который и сегодня читается с огромным интересом. Особенно выделяется рассказ «Морфий». С медициной связана и одна из самых известных книг автора – «Собачье сердце», хотя в действительности она является тонкой сатирой на современную Булгакову действительность. Тогда же была написана и фантастическая повесть «Роковые яйца».
Писатель Михаил Булгаков
К 1930 году произведения Михаила Афанасьевича перестали печатать. Например, «Собачье сердце» впервые было опубликовано только в 1987 году, «Жизнь господина де Мольера» и «Театральный роман» — в 1965-ом. А самый сильный и невероятно масштабный роман «Мастер и Маргарита», который Булгаков писал с 1929 года и до самой смерти, впервые увидел свет только в конце 60-х годов и то – в сокращенном виде.
Иллюстрация к книге Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
В марте 1930-го года потерявший почву под ногами писатель отправляет письмо правительству, в котором просит решить его судьбу – или разрешить эмигрировать, или дать возможность работать. В результате ему позвонил лично Иосиф Сталин и сказал, что ему будет позволено ставить спектакли. Но издание книг Булгакова при его жизни так и не возобновилось.
Последняя воля
Спустя несколько лет после клятвы, которую Шиловская дала супругу, он то и дело напоминал о ней. А в 1939-м стал поднимать тему своей смерти в компании друзей, правда, в комичной манере: «Ну, вот пришел мой последний год» или «Да, вам всем хорошо, вы будете жить, а я скоро умру». Обычно все собравшиеся воспринимали это как шутку, в то время писатель выглядел здоровым и полным сил. Но именно в 1939 году Булгаков действительно заболел нефросклерозом. Естественно, как врач он прекрасно понимал, какой финал его ожидает, к тому же лучшие доктора Москвы подтверждали его опасения. Однако супруга после очередного визита какого-нибудь светила медицины пыталась успокоить мужа и внушить ему надежду, что он сможет победить болезнь, поскольку Булгаков очень любил жизнь и не хотел умирать. Будучи больным человеком, писатель диктовал Шиловской и правил вместе с ней «Мастера и Маргариту».
Статья по теме
Шут от бога. Первое произведение о нечистой силе Булгаков написал в 7 лет
Сталину
Татьяна Лаппа и Михаил Булгаков
Все двенадцать лет их супружества стали невероятной борьбой за выживание, жизнью, в которой «безропотная Таська»(как называл ее Булгаков), на самом деле проявляла чудеса героизма, которые почему-то никто не замечал…
Испытания начались практически сразу же. В 1914 году началась война. Булгаков как врач оказался близ театра военных действий и потребовал телеграммой, чтоб она приехала. В госпитале она работала при нем, враче, медсестрой. Вспоминает: «Держала ноги, которые он ампутировал. Первый раз стало дурно. Потом – ничего…»
Когда весь выпуск молодых врачей отправили в земства, она, естественно, поехала в глушь с ним. «В первую же ночь привезли роженицу. Ее муж, когда привез, сказал: «Если она умрет, и тебе не жить – убью!» «И вот роженица в операционной, теряет сознание, – вспоминает Татьяна Николаевна. – Я сидела в отдалении с медицинским учебником в руках, искала там нужные места, а Михаил отходил от нее, смотрел, говорил: «Открой такую-то страницу!» Все это потом было в его рассказах. Все, да не все, про нее – ни слова.
Там же Булгаков пристрастился к морфию. Об этом чудовищном периоде он тоже много писал (рассказ «Морфий») Таська бегала по аптекам, покупала ему снадобье, он посылал ее за наркотиком в другие районы, чтоб не догадались. Они ругались, теряя самообладание, однажды он запустил в нее горящий примус, в другой раз целился из браунинга. Она стала обманывать его: впрыскивать вместо морфия дистиллированную воду. Терпела упреки, депрессию, лечила любовью. Постепенно произошло отвыкание. Как врач он понимал, что случилось чудо.
А потом грянула революция, гражданская война. Он с белой армией бежит на Кавказ, но падает в тифозном жару, она опять-таки чудом вывозит его из белого стана, лечит, и когда приходят красные (большевики), он просто больной в тифу врач. Поэтому их не тронули.
А голодная зима 1921 года в Москве, куда они перебрались! Объективные строчки из его дневников и писем: «Мы с женой голодаем, оббегал всю Москву, нет места», «Бедной Таське приходится изощряться изо всех сил, чтоб молотить рожь на обухе и готовить из всякой ерунды обеды. Но она молодец! Одним словом, бьемся оба, как рыбы об лед!», «Таськина помощь для меня не поддается учету. Она спасает мне массу энергии и сил, оставляя мне лишь то, что сама не может сделать:колку дров и таскание картошки…»
Булгаков много работает, одно время даже актером в бродячем театре. А по ночам – пишет. В те годы рождалась его «Белая гвардия». У него невероятно стыли руки, и она грела на керосинке воду в тазике и подносила к столу, чтоб он мог окунать их, согревать и писать дальше свои бесценные шедевры…
Был еще один пласт их отношений, которые не рассказать – значит не раскрыть души Татьяны Николаевны. Это взаимоотношения писателя с другими женщинами.
Он любил, когда им восхищались. Любил быть в гостях один. Предупреждал ее: «Имей в виду, если ты встретишь меня на улице с дамой, я сделаю вид, что тебя не узнаю!»
А в начале 1924 года, когда его дела уже шли на поправку, была работа, деньги, первые гонорары, когда появились друзья – появились и женщины. Стремительно развивался его роман с приехавшей из-за границы Любовью Белозерской. «Давай разведемся, – как-то сказал он жене. – Мне удобней говорить, что я холост. Но жить будем по-прежнему вместе». Она пошла и на это! И даже когда он привел свою новую любовь в их комнату и сказал «Пусть Люба живет с нами – ей негде жить», она и это стерпела.
Пристрастия
Михаил Булгаков имел пагубное пристрастие. Помогая умирающему от дифтерии ребенку в 1917 году, писатель стал подозревать, что заразился. Дабы избежать развития болезни, Булгаков ввел себе противодифтерийную сыворотку, от которой развились побочные эффекты.
У писателя лицо и тело покрылись сыпью, начались боли. Чтобы заглушить симптомы, жена Булгакова вколола морфин, на следующий день процедуру повторили для профилактики. Этого оказалось достаточно, чтобы развилась зависимость.
Через несколько дней боль прошла, а привычка принимать наркотик, теперь уже от скуки, осталась. Спасет от пристрастия мужа первая жена Булгакова, которая вместо ампул морфия подкладывала дистиллированную воду и постепенно уменьшала соотношение морфина и воды для инъекции.
Однако зависимость спровоцировала «ломку» и тяжелейшую депрессию. В 1918-м Булгаков уже требовал от жены морфин, кидая в нее горящий примус и угрожая револьвером. В один из приступов в комнату вошел, по признанию писателя, Гоголь, который пригрозил Булгакову пальцем. Это возымело должный эффект. После того дня зависимость стала отступать. Считалось, что больше к наркотикам автор не притрагивался.
Михаил Булгаков с женой Еленой Шиловской
А в 2015 году стало известно о том, что на страницах рукописи «Мастер и Маргарита» ученые обнаружили следы морфия. В исследовании участвовало 127 страниц, которые создавались с 1936 по 1940 год. Вероятно, наркотик попал на листы бумаги либо из слюны, либо через кожу писателя.
Первые страницы рукописи содержали минимальные следы психоактивного вещества, а 100 нг обнаружены на страницах восьмой главы. Между тем сделать сравнительный анализ с образцами тех лет, который позволил бы выяснить, кем был оставлен наркотик – писателем или работниками НКВД, – не удалось. На данный момент уточнить, принимал ли Булгаков наркотики после 1936 года, достоверно не смогли.