Как правильно ходить в театр: советы театрала
Содержание:
- Режиссеры
- Есть ли дресс-код в театре? Дресс-код для театра
- Когда уместны аплодисменты
- Правила похода в театр
- Театр для всех
- В чем пойти в театр девушке
- Технические работники
- В чем пойти в театр девушке? Фото
- Раздел 2. Где же появились первые помосты планеты
- Что произошло по прошествии столетий, или Актуален ли театр сегодня?
- Важность театра в развитии личности
- Как вести себя в театре?
- Драйверы культурной активности
- Детская одежда для театра
- Капля негатива в бочка позитива
- Зритель — пациент?
- Поиск формы и содержания
- «Лавочники»
- Помощники зрителей
Режиссеры
Режиссер-постановщик руководит работой всей труппы. Вместе с худруком он выбирает актуальный материал, который можно использовать для подготовки спектакля. Представитель этой профессии должен участвовать в организации репетиций и работать с актерами над ролями. Кроме того, в его обязанности входит контроль процесса создания декораций и оформления постановки.
Ассистент режиссера-постановщика выполняет его поручения и участвует в составлении репетиционного графика. Также он должен обеспечивать артистов рабочими материалами (текстами пьесы, ролей и так далее).
Звукорежиссер – профессия, которая предполагает наличие специального образования и отличного слуха. Он занимается звуковым оформлением постановки в соответствии с предложенной режиссером концепцией. Кроме того, он должен следить за работой оборудования.
В столице и Санкт-Петербурге театральный режиссер зарабатывает порядка 70–90 тысяч рублей. В регионах зарплата представителя этой профессии меньше – примерно 40–50 тысяч. Помимо оклада, он может рассчитывать на дополнительный доход в виде премий и грантов.
Есть ли дресс-код в театре? Дресс-код для театра
Если говорить об официальных дресс-кодах, требования к которым озвучиваются в правилах каждого театра и можно увидеть, например, на соответствующем сайте или стендах театрального заведения, то строгий характер они носят в основном по отношению к:
пляжной и спортивной одежде и обуви (шорты, шлепки, кроссовки, толстовки
В остальном правила носят рекомендательный характер. Однако существует неписанный дресс-код, требования к которому складывались не одно десятилетие. И, несмотря на то, что строго за ними никто не следит, признаком хорошего тона является соблюдение определенных правил при выборе гардероба для предстоящего театрального мероприятия.
Основные критерии:
- отсутствие кричащих цветов
- лаконичность и сдержанность
- отличие от повседневности
- наличие аксессуаров
- маленькая сумочка
- разумный подход к обнажению отдельных участков тела
- отказ от чрезмерных рюшей, кружев, колготок в сеточку
Когда уместны аплодисменты
Аплодисменты являются органичными составляющими спектакля, однако они неуместны при открытии занавеса и в течение представления. Хлопки могут сбить артистов, из-за чего потеряется эффект сцены. По окончании действия или спектакля можно отблагодарить участников и выразить признательность. Аплодировать можно сидя и стоя, продолжительность оваций показывает уровень впечатления зрителей.
Чтобы преподнести цветы исполнителю, не нужно подниматься на сцену: можно протянуть ему букет, когда он выйдет для поклона. Во многих театрах принято до начала спектакля передавать цветы служащему для вручения исполнителю.
Если представление не нравится, покинуть зал можно во время антракта, не дожидаясь окончания спектакля. Выходить из зала во время представления неэтично.
Правила похода в театр
1. Следует приезжать в театр заблаговременно (минимум 20-30 мин)
Время необходимо, чтобы привести себя в порядок, сдать одежду, переобуться при необходимости, посетить дамскую комнату, осмотреть фойе с выставкой работ театра и др., приобрести программу и/или бинокль, сходить в буфет по желанию, найти свои места в зале или на балконе. Будет приятнее и вам, и окружающим, если все эти действия вы будете совершать без спешки
2. Ваш гардероб не должен быть случайным
Требования к наряду будут описаны более подробно ниже. Стоит лишь оговориться, что даже если вы торопитесь на спектакль после работы, это не повод появляться в театре в неопрятном виде и в неподобающем одеянии
3. Парфюм не должен быть сильным и назойливым
Находясь в общественном месте в закрытом помещении всегда нужно помнить о том, что исходящий от вас аромат может приносить неудобства окружающим, в частности от него может болеть голова, или чрезмерные пары могут вызвать чиханье у соседа. Не пользуйтесь для посещения театра резкими запахами и помните о чувстве меры
4. Не затрудняйте просмотр театрального действия зрителям, сидящим позади вас
Речь идет о пышной прическе, крупных аксессуарах на голове (цветах, шляпках, перьях и т.д.). Чрезмерно высокая прическа не вызовет одобрения, принесет неудобства окружающим и будет считаться нарушением правил этикета
5. Обувь должна быть чистой
Это универсальное правило хорошего тона для любых случаев жизни. Позаботьтесь об этом заранее, взяв с собой соответствующую губку для обуви или сменную пару туфель
6. Следите за свежим дыханием
Будучи зрителем в окружении большого скопления людей, не злоупотребляйте в день спектакля продуктами питания с устойчивым неприятным запахом или воспользуйтесь жвачкой, но только до входа в зрительный зал. После этого, не говоря уже о времени представления, любые жевательные манипуляции выставят вас в очень неприглядном свете.
Театр для всех
Впрочем, есть и представители умеренной позиции, которые выступают за «гармонию между традицией и новаторством»: «И авангард хочется видеть, и чтобы про классику не забывали». А вот еще более конкретное суждение: театр должен быть «разноплановым, чтобы каждый зритель — будь то сторонник строгого академизма или любитель авангарда — мог выбрать то, что ему ближе по духу».
Но для многих насущный вопрос — банальная доступность театра: физическая (чтобы театры и спектакли приходили в регионы), финансовая (речь о ценах на билеты) и смысловая. Нужны спектакли, доступные не только элите, ценителям и знатокам, но и широкой аудитории.IQ
Авторы исследования:
Лаборатория будущего театра ГИТИС*Никита Большаков, старший преподаватель кафедры методов сбора и анализа социологической информации факультета социальных наук НИУ ВШЭНадежда Астахова, социологАлиса Максимова, младший научный сотрудник ИГИТИ имени А. В. Полетаева НИУ ВШЭ, старший преподаватель Высшей школы урбанистики имени А. А. Высоковского НИУ ВШЭ
Автор текста:
Соболевская Ольга Вадимовна,
18 ноября, 2019 г.
Культура
Топ
Подпишись на IQ.HSE
В чем пойти в театр девушке
Коктейльное платье.
Такое платье считается идеальной одеждой для посещения спектаклей. Но оно также должно соответствовать ряду требований:
- Быть сдержанных тонов (черным, серым, фиолетовым, темно-зеленым).
- Длиной – до середины колена. Надеть мини-платье на спектакль – дурной тон!
- Без выраженного блеска.
- Без глубокого выреза на груди.
Идеальный материал – это вискоза или шелк. Они создают роскошный и элегантный образ. Если вы посещаете театр зимой, можно надеть платье из бархата. Он прекрасно смотрится в таком заведении.
Вечернее платье.
Аккуратно нужно быть с вечерними платьями. Здесь нужно учитывать:
- статус театра;
- масштаб мероприятия;
- статусность места в зрительном зале.
Например, для VIP-места в Венской опере подойдет вечернее платье в пол. Впрочем, на таких мероприятиях действует дресс-код, подразумевающий именно такой наряд.
Если вы придете в подобном платье в небольшой театр на рядовой спектакль, косых взглядов не избежать.
В чем ехать в театр сразу после работы
Если вы не успеете переодеться, на работу лучше прийти в юбке-карандаше и блузке, желательно белой. Не стоит надевать прозрачную блузку, а также модели кричащих тонов. Классический вариант – белый верх, черный низ – будет уместен.
Брючные однотонные костюмы будут также неплохо смотреться. Желательно их комбинировать со светлой блузкой.
Что надеть в театр зимой
Зимой можно носить платья из шерсти, бархата, плотные юбки. Плечи должны быть закрытыми, а рукава – длинными. Если вы хотите надеть наряд с открытыми плечами, лучше поверх накинуть платок.
Толстых свитеров и кофт лучше избегать.
Важно: зимой лучше брать с собой сменную обувь. Хотя публика стала менее консервативна насчет зимних сапог в театре, туфли придадут +100 очков к вашей элегантности
Технические работники
Технические профессии, связанные с театром, представляют собой отдельный рабочий кластер. К ним относят осветителя и художника по свету, механика сцены, реквизитора, изготовителей декораций.
Заработная плата таких специалистов не очень высокая. В регионах они получают примерно 20 тысяч рублей. В столице и Санкт-Петербурге театральные техники могут зарабатывать 25–30 тысяч рублей. Иногда им начисляют премии.
Осветитель и художник по свету
Осветитель – это человек, занимающийся созданием световых эффектов, которыми сопровождается спектакль. Он также обязан следить за бесперебойной работой аппаратуры. У такого специалиста может не быть технического образования, но он должен хорошо понимать основы света и цвета и оперативно реагировать на форс-мажорные ситуации.
В маленьком театре осветитель может одновременно исполнять обязанности художника по свету. В его задачи входит создание так называемой «световой партитуры». Он должен знать, что, где и какими оттенками светит, когда мигает, а когда и вовсе гаснет.
Механик сцены
Он управляет механизмами декораций и сцены. Все, что опускается, поднимается, падает, летает, крутится и всячески перемещается, – это его работа. В его обязанности также входит монтаж, разборка и ремонт движущихся элементов до и после репетиций и спектакля. На гастролях механик занимается погрузкой и разгрузкой, поэтому на такую должность берут физически крепкого человека.
Специальное образование для трудоустройства не требуется. Опыт работы в театре будет преимуществом.
Реквизитор
Заменить коньяк чаем, а вино – соком. Это не совет для тех, кто борется с алкогольной зависимостью, а театральная хитрость. Ведь на сцене все должно выглядеть максимально правдоподобно, а актеры при этом – быть трезвыми. Отвечает за это реквизитор.
Работа представителя этой профессии не видна
И все же по важности она не уступает искусству актера. В арсенале реквизитора – сотни разных предметов
Он должен четко помнить, какие из них используются в каждом спектакле.
В чем пойти в театр девушке? Фото
Универсальным вариантом является коктейльное платье, удовлетворяющее следующим критериям:
длина до середины каленой чашечки
сдержанный цвет (черный, темные оттенки синего, зеленого, серого, фиолетового)
«спокойный» не слишком блестящий материал
не слишком глубокий вырез декольте
Более офисной альтернативой для тех, кто посещает театр после работы и не имеет возможности переодеться, будет блузка и юбка. Классический вариант − белая блузка и юбка «карандаш».
Однако варианты могут быть и более уникальными. Главное придерживаться длины юбки и выбирать не слишком прозрачную блузку, желательно с закрытыми плечами, а также остерегаться вызывающих окрасок.
Что касается брючных костюмов, при наличии возможности отдавать предпочтение следует все же юбкам, но и такой вариант допустим. Строгий темный костюм с контрастной светлой блузой не будет выбиваться из основной массы.
В принципе любой, даже повседневный наряд можно адаптировать при необходимости для похода в театр. Главное, добавить правильные аксессуары:
шелковый платок, нарядный ремень, крупные серьги или другие украшения
Важной частью гардероба девушки являются туфли. В театр следует надеть туфли или сапожки на среднем или высоком каблуке
Если вы передвигаетесь на автомобиле и/или сапоги неуместно смотрятся с платьем, продумайте вариант со сменной обувью.
Раздел 2. Где же появились первые помосты планеты
В соответствии с историческими данными, впервые театр возник в Греции. И сначала он был некой частью религиозного обряда, проводимого на круглой сцене, расположенной так, чтобы все вокруг имели возможность видеть представление. Скорее всего, именно поэтому само слово «театр» с греческого языка переводится как «место для обозрения».
Первый в мире театр был построен за 500 лет до н. э. в Афинах. В то время он, кстати, назывался партером.
В Риме заведение такого плана появилось только за 48 лет до н. э. Нельзя не отметить, что здесь впервые были установлены сиденья для зрителей и возникла приподнятая сцена.
Современный, более привычный нам театр построили где-то в 1619 г. в Италии, и он уже включал занавес для отделения сцены от посетителей.
Что произошло по прошествии столетий, или Актуален ли театр сегодня?
Главной причиной угасающего интереса молодежи к театру сегодня принято считать новый, современный образ жизни, оснащенный высокотехнологичными информационными технологиями. И правда, многие электронные устройства, присутствующие в нашей жизни повседневно, — телевизоры, компьютеры и не только – быстро преподносят информацию в настолько простой и увлекательной форме, что театрализованные представления не всегда способны эффективно конкурировать с ними. Постоянно в СМИ и реальной жизни мы говорим о том, как мир технологий заполонил все вокруг нас, заставляя людей забывать о других способах общения с окружающей действительностью и его познания. Но мир театра, в отличие от технологичного, не только окружает человека, но и существует внутри него самого.
Дело в том, что перед людьми всегда стояла цель научиться воплощать эмоциональный мир в материальный без каких либо искажений, познавать его совместно с другими и будоражить чувства своим «душевным клиентам». А мир театра — это чудесное сплетение искусств, в котором люди творчески соединяют все способы самовыражения! Со сцены профессионального театра нас поражают сюжеты и мысли, преподнесенные в безупречной гармонии чувств и эмоций, цветов и форм, движений и звуков. Даже на примере повседневной жизни, не преодолевая расстояний на пути к архитектурным зданиям театра, люди, пускай даже неосознанно, все равно соприкасаются с театральным искусством: мы тщательно подбираем репертуар для образа, с которым выйдем в общество, как актеры готовятся к своему очередному появлению на сцене. И несмотря на то, что реклама – это очевидный двигатель прогресса, театр в ней все-таки не нуждается. Существование театра, как явление, поддерживается не популярностью спектаклей или представлений, не новыми тенденциями и модой, а стремлением общества взаимодействовать и обмениваться информацией и душевными переживаниями. Театру нет нужды громко напоминать о себе с рекламных слоганов. Он будет всегда вековать рядом с человеком и не потеряет своей актуальности, как бы сомнительно о нем не откликалась современная молодежь.
Важность театра в развитии личности
Давайте посмотрим, что нам об этом говорит Кевин Брауни, антрополог, искусствовед и режиссёр. На одной из конференций он выделил 10 причин, почему театр так важен в нашей жизни. Обратимся только к тем, которые затрагивают интересующую нас тему.
Театр помогает нам осознать свою человечность. Только сопереживая, наблюдая за обыденными ситуациями со стороны, мы можем осознать, что делает нас людьми.
Регулярное посещение театра развивает способности к коммуникации, выражению наших чувств и эмоций, улучшению взаимопонимания с миром и другими людьми.
Он даёт понимание того, как работает наше сознание, как среда обитания, в которой мы находимся, влияет на наше мышление и наше поведение.
Подмостки выносят в центр всего — человеческое тело, следуя древнему греческому антропоцентризму, что меняет роли в наших отношениях с технологическим процессом, заставляет подчинять нам технику, а не подчиняться ей самим.
Расширение сознания и принятие других людей и культур. Сложно сказать, насколько сильно это может влиять на нас, но для глобализации и успешной социализации — это важный момент. Современный мир диктует свои правила, и нам лучше им следовать.
Театр — отличный способ исследовать мир, человеческие взаимоотношения, анализировать их. Он выступает некой лабораторией, зеркалом того, где мы живём, и того, с чем постоянно сталкиваемся.
Представления развивают креативность силой искусства, вдохновляют на новые свершения и придают уверенности в решении различных проблем.
Университет Арканзаса провёл исследование о том, как живые представления могут влиять на учеников школ. Всё это было направлено на то, чтобы в их практику вошёл, наконец, столь необходимый театр. Из-за чрезмерного упора на точные науки, дети теряют много важных вещей, которые во взрослом возрасте приобрести будет сложнее.
По итогам исследования выяснилось, что спектакли вырабатывают способность понимать и сочувствовать. В контрольной группе, которая читала оригинальное произведение или смотрела фильм по мотивам, это было не так явно выражено, но тем не менее, было.
Исследователи отметили важность того, чтобы наблюдать действие здесь и сейчас. Вариант с записями или фильмами имеют некоторый вес
Но никогда не сравнятся с эмоциями, которые возникают в режиме реального времени.
Часто люди пренебрегают комедиями и мюзиклами, считая эту фривольность — недостойным зрелищем. Однако, именно такие постановки влияют на ментальное здоровье. Эмоциональный фон также приходит в норму.
Учёные рекомендуют обратить внимание на местные независимые и любительские театры. Во-первых, они помогают людям всех возрастов исполнять свои мечты и играть роли, о которых всю жизнь мечтали
Во-вторых, меньший масштаб действа упрощает видимость и слышимость, а камерная обстановка способствует уюту и спокойствию. В-третьих, всегда можно влиться в коллектив и самому принять участие в одной из постановок, что даст незабываемый опыт и привнесёт новые эмоции.
Как вести себя в театре?
Теперь остановимся на нормах поведения непосредственно в самом театральном учреждении.
До начала
- При входе мужчина предъявляет билет, затем пропускает спутницу вперед. Если компания большая, действия аналогичны: один из представителей мужского пола показывает билеты работнику театра, а затем пропускает всю компанию перед собой
- Джентльмен помогает даме снять верхнюю одежду, после этого раздевается сам.
- Мужчина должен предложить спутнице посетить буфет, она вправе отказаться либо согласиться
- Покупать или не покупать программу спектакля, решение индивидуальное. Однако если вы предпочли не тратиться, не стоит потом просить программку у других зрителей или заглядывать ненароком в программку соседа
- В зрительный зал первым входит мужчина, если билеты проверяют на этом этапе, то кавалер предъявляет билет, а затем пропускает даму, которая следует за билетером к своему месту. В случае если работник театра не провожает зрителей, мужчина должен идти чуть впереди, чтобы показать место своей спутнице
- По правилам этикета женщина должна сидеть справа от мужчины. Однако могут быть исключения, если место располагается у прохода или по каким-то причинам не очень удобно для женщины
- Если вы посещаете театр с друзьями, принцип рассадки таков: не оставлять женщин рядом с незнакомыми людьми, т.е. садиться следует по цепочке − мужчина, дамы (при наличии, чередуясь с мужчинами) и мужчина замыкающий.
Опоздание
- Если вы пришли в театр после третьего звонка, и ваши места находятся в ложе, пройти в нее, пока гаснет свет можно. Что касается партера и других частей зрительного зала, поиск мест после последнего звонка не является допустимым
- По этикету в таком случае следует дождаться завершения первого акта или увертюры, если это, например, опера
- Если вас впустили в зал, работники театра, скорее всего, предложат вам свободные крайние места в партере или на балконе. При их отсутствии вы можете дожидаться антракта, стоя в зале у входа
Время представления
- Правило, о котором не раз напомнят в самом театре: не пользоваться и отключить телефоны, не снимать представление на фотоаппарат и видеокамеру
- Разговаривать, обмениваться мнениями, шептаться, хихикать, шуршать, жевать и т.д. – все это придется оставить для антракта, дабы не ущемлять права других зрителей и не мешать актерскому составу
- Аплодисменты должны обязательно звучать после завершения спектакля и, если это уместно, после логического окончания сцены. При наличии сомнений ориентируйтесь на окружающих, ваши единичные хлопки могут сбить актеров
- Во время просмотра не разваливайтесь в кресле. Занимать оба подлокотника, закидывать ноги, облокачиваться на переднюю спинку и др. − это неуместные случаи фамильярного поведения, причиняющие неудобства другим зрителям
Антракт
- В перерыве между действиями джентльмен должен предложить даме поход в буфет, если она откажется, то не следует оставлять ее одну в зрительном зале. За исключением, короткой отлучки по необходимости
- Разглядывание зрителей в бинокль относится к проявлению неприличия. Бинокль следует использовать только для просмотра действия на сцене
- Если вы встретили в театре свою (-его) знакомую (-ого) и коротко обменялись приветствиями, представлять человека спутнице/спутнику необязательно. Если разговор вышел за рамки обычного приветствия, познакомить их будет знаком хорошего тона
- Не следует махать через весь зал руками в знак приветствия знакомому, уместным будет небольшой поклон головой. Рукопожатие через сидящих людей также неприемлемо. Поздороваться и пообщаться лучше во время антракта в фойе или буфете
- Обсуждение поведения или внешнего вида других зрителей, даже если они неподобающе, неприлично. В случае если это приносит вам неудобства, следует обратиться к работникам театра, в чьи функции входит контроль порядка и устранение такого рода проблем
Завершение спектакля
- После окончания представления, следует аплодировать стоя
- Если вы заблаговременно купили в знак благодарности цветы, следует подарить их после завершения спектакля. При вручении цветов не стоит просить автограф у актеров, фотографироваться, целоваться с ними и т.д.
- Крайне неприличным считается покидание зрительного зала во время поклонов артистов и до полного окончания представления
- Крики «на бис» не уместны в драматическом театре. Попросить исполнить отрывок «на бис» можно в балете, мюзиклах, музыкальных выступлениях и т.д.
Драйверы культурной активности
Структурные особенности аудитории и ее зрительская активность ожидаемо оказались связаны с возрастом и уровнем образования: многократно подтверждено, что степень избирательности зрителей, частота посещения театра и содержательность зрительской мотивации, как правило, растут с возрастом. Наши исследования подтвердили и тот факт, что серьезное искусство в гораздо большей степени привлекает людей образованных: именно образованным в искусстве открывается то, чего не видят необразованные. Почему? Что является недостающим звеном в объяснении так часто отмечаемой связи культурной активности с возрастом, образованием, опытом потребления искусства и семейной культурной традицией, и что так долго ускользало от исследователей?
Детская одежда для театра
Разумеется, во что бы ни был ребенок, вряд ли кто-то будет относиться к этому предосудительно. Поэтому детский дресс-код должен восприниматься не как придуманное требование, а как часть нравственного воспитания ребенка на будущее. Дети, которых с ранних лет будут учить, как себя вести и как выглядеть в театре, скорее всего, переймут такое поведение во взрослой жизни.
Оптимальными вариантами одежды для посещения театра детьми будут:
Для девочек
платье
сарафан с блузкой
юбка и блузка
пиджак/кардиган, юбка, блузка/гольф
Для мальчиков
брюки, рубашка, жилетка
штаны, сорочка, свитер, бабочка
костюм
Капля негатива в бочка позитива
Как бы там ни было, но театр — не всегда исключительно позитивный опыт. Особенно в том, что касается периода ожидания спектакля. Врач Леонид Александрович Китаев-Смык выделяет такие зрительские фобии, как публичное обнаружение своего истинного Я, страх пережить катарсис, боязнь провала любимого актёра (автора пьесы, персонажа), неудовольствия и зря потраченного времени.
Однако, даже такой негативный стресс даёт свои плоды, а именно — внутренний самоанализ. Если наблюдать за активностью мышления актёра и зрителя во время постановки, можно заметить «озарения», которые и будут теми самыми моментами самокопания.
Карл Роджерс, лидер гуманистической психологии, в своей теории утверждает, что личность не может менять события, но вполне может изменить своё отношение к ним. И спектакль в театре побуждает к этому, выступая в качестве реальности, которая будет уникально воспринята каждым индивидом.
Зритель — пациент?
Николай Николаевич Евреинов, драматург, искусствовед, психолог и философ отмечал, что театр пробуждает волю к жизни в зрителе, властно заставляя того преображаться.
В чём же прелесть театра, как психологического инструмента? В традиционном лечении человек осознаёт себя пациентом — а это всегда дистресс. Но театр предоставляет свободу, обезличивает пациента и таким образом погружает его в эустресс. Театр способен влиять на стресс житейский, вытесняя его, и в этом его неповторимая сила.
Моделирование различных ситуаций на театральных подмостках — возможность объединить в моменте сопереживания самых разных людей, которые находят свой личностный смысл в них. Получается вполне себе групповая терапия, которая сохраняет каждого «пациента» инкогнито.
Английский психолог Роберт Бернс разработал Я-концепцию, которая ведёт к достижению внутренней согласованности. Зритель постоянно сравнивает своё Я с тем, что происходит на сцене, пытается встроить себя в этот новосозданный театральный мир. Тем самым он пытается миновать когнитивный диссонанс. Для этого нужно соблюдать несколько простых условий: принимать всё происходящее (быть готовым к сотворчеству), адаптироваться (подчиниться правилам игры), активировать психологическую защиту (выбрать приемлемые для себя правила), или же отторгнуть постановку (не принять правила игры).
Поиск формы и содержания
Примечательно, что зрители часто позитивно оценивали экспериментальный характер постановки. С точки зрения формы выделяли интерактивность («формат, коммуникация с новыми незнакомыми людьми»), «необычные мизансцены и западающие в душу символы», «подачу самой истории»: видеопроекции, «полное погружение », «непринужденную атмосферу». А в содержательном отношении для них были значимы «дух времени», «серьезная актуальная тема», «спектакли со смыслом», которые «заставляют о многом задуматься».
Зрителям нравятся спектакли с сильным эмоциональным зарядом. Речь и об «эксцентричных непринужденных» постановках «с драйвом» («Спектакль живой, хулиганский, но при этом есть, о чем подумать»), и о спектаклях, вызывающих ностальгию и сопереживание. Респонденты говорили, что спектакль их «захватил», заставил «вспомнить прошлое», «испытать боль» за персонажей: «Эмоции до слез от грусти, от тоски, от смеха, от сострадания, от беспомощности».
«Лавочники»
Спектакль-читка «Конечность». Фото: Вера Луговых
Спектакль-читка «Конечность». Фото: Вера Луговых
Спектакль-читка «Конечность». Фото: Вера Луговых
В Доме актера открылась «Лавка драматурга». Полное название проекта звучит так — LAV.КА драматург.OFF. Каждый месяц актеры собирают зрителей, чтобы представлять им пьесы и самих драматургов. В конце действия проходит обсуждение услышанного и увиденного.
В конце сентября здесь прошел спектакль-читка пьесы Евгения Бабушкина «Конечность». Драматург, специально приехавший на читку из Москвы, стал один из участников действия. В игровом пространстве для него была поставлена лавка, и зрители по лицу автора пьесы могли следить за тем, насколько точно актеры передают замысел творца.
Пилотный запуск «Лавки» оказался вполне удачным. И пьеса оказалась очень хорошей, и актеры точно попали в ее тональность. Организовал эту читку артист Театра драмы «Творческая мастерская» Юрий Максимов. В спектакле приняли участие Дмитрий Максимов из «ТМ» и актеры Театра кукол: Влад Тимонин, Марина Збуржинская и Наталья Васильева.
Юрий Максимов,
актер, драматург, режиссер, создатель «Лавки драматурга»:
— История с пьесой «Конечность», которую мы прочитали для зрителей, — своего рода продолжение нашей, отдельной от государственного театра, работы. Правда, до сих пор актеры читали пьесы, написанные мной. Иногда читки у нас могли перерасти в спектакли-читки. Так случилось, например, с «Дорин Палмер». С этой работой мы собираемся поехать в декабре на фестиваль «Рождественский парад».
Сейчас мы представляем произведения молодых авторов, которые хотели бы принять участие в нашем проекте. Эти люди живут в разных городах и пишут в разных жанрах. Мы выбираем то, что нам интересно, разбираем материал, подбираем минимальный реквизит. В партнерстве с актерами выступает Сергей Шеляговский, который отвечает за свет и музыку.
«Лавка драматурга» для нас — проба пера, возможность регулярно пробовать новое. Мы читаем и играем, можно так сказать, для собственного удовлетворения. Иногда необходимо быть независимым от выбора, который делает театр, и действовать самостоятельно. Потом мы даем авторам шанс быть услышанным
Это очень важно
Помощники зрителей
Человеку, который переступил порог театра, как правило, требуется помощь. Ему нужно купить и предъявить билет, где-то оставить верхнюю одежду. Тем, кто пришел на спектакль впервые или ходит очень редко, необходимы разъяснения. Например, где находится партер, балкон и бельэтаж, как пройти в буфет или уборную, сколько длится антракт.
Для помощи зрителю предусмотрены такие профессии театра, как кассир, гардеробщик и капельдинер. В столице их представители зарабатывают порядка 15–25 тысяч рублей в месяц. Зарплата их коллег в провинциальных городах составляет от 10 до 15 тысяч рублей.
Кассир
Посещение театра начинают с покупки билета на спектакль, а не с вешалки, вопреки классической фразе, приписываемой Константину Станиславскому. Приобрести его можно у кассира, который работает в помещении театра, а также в городских павильонах и киосках.
Многие сегодня предпочитают покупать электронные билеты на сайтах официальных распространителей. Однако, несмотря на это, профессию кассира исчезающей не назовешь. Специальное образование получать для нее необязательно. Гораздо важнее знать репертуар и расположение мест в зале. Этого человека просят порекомендовать, что посмотреть ребенку, или спрашивают, какое место выбрать, чтобы было лучше видно сцену.
Гардеробщик
Для профессии гардеробщика, как и для кассира, специальное образование не требуется. Но это вовсе не значит, что работа слишком простая. Этот человек должен быть аккуратным, так как с одеждой посетителей нужно обращаться бережно. Принимать и развешивать ее надо уметь быстро, чтобы не создавать очереди. Кроме того, гардеробщик несет материальную ответственность за ее сохранность.
Желающим устроиться в театр на эту должность следует учитывать, что работать придется 6 дней в неделю. Причем суббота и воскресенье будут рабочими.
Капельдинер
В обязанности капельдинера входит:
- проверка билетов;
- запуск посетителей в зал;
- комплектация программок и предложение их зрителям;
- помощь в поиске места в зале.
Во время спектакля он должен следить за порядком и пресекать попытки его нарушения (фото- и видеосъемку, разговоры по телефону, шум). В антракте капельдинер отвечает на вопросы зрителей о репертуаре, постановке и артистах.
В регионах на эту должность трудоустраиваются в основном пенсионеры. В театрах столицы и Санкт-Петербурга на такое вакантное место претендуют и молодые люди.