Как развить креативность: 5 упражнений, которые взорвут твой мозг

Содержание:

Развитие детей

Постарайтесь оградить детей от стереотипов. Родителям
необходимо:

  • дать ребенку право на ошибки, без которых невозможно создание нового;
  • перестать постоянно контролировать малыша. Пусть он самостоятельно и без подсказок взрослых рисует, творит, пробует что-то новое. При необходимости он сам попросит о помощи;
  • дать свободу выбора. Ребенок способен сам определиться, в каком кружке заниматься или во что одеться;
  • не давить на ребенка.  Обычно чрезмерные ожидания не оправдывают себя, а только отбивают стимул к занятию;
  • не сравнивать малыша с его друзьями или другими детьми. Он должен быть уверен в вашей любви в любой ситуации.

Любое действие должно совершаться с удовольствием, что важнее совершенства. Забудьте слова «правильно» и «неправильно», и пусть ребенок исследует, ошибается, рискует, чувствует себя свободным в осуществлении творческих замыслов.

2.Выделяйте отдельное время для «ничегонеделания»

Горящие сроки и дедлайны — источник огромного стресса. Давление заставляет мозг фокусироваться на деталях, активируя левое полушарие и лишая нас возможности видеть всю картинку целиком. Стресс влияет и на наше настроение, мир сжимается до одной-единственной точки…

Вот почему просто необходимо включать в свой график время, когда мы ничем не заняты, когда можем психологически дистанцироваться и помечтать. В этот момент у нашего бессознательного больше шансов найти отдаленные ассоциации между идеями. Сделав шаг в сторону, дистанцировавшись от проблемы, мы можем посмотреть на ситуацию с разных сторон.

Немаловажный момент — это время «ничегонеделания» важно проводить в одиночестве. Только так можно «выносить» и «родить» идею

Это подтверждают данные исследований: так, эксперимент, проведенный психологами из Университета Юты в 2012 году, показал, что после четырех дней уединения на природе испытуемые на 50% лучше справились со стандартными тестами на креативность.

Как реализовать эту стратегию на практике? Попробуйте начинать каждый день с полутора-двух часов «ничегонеделания». Поверьте, в долгосрочной перспективе эта инвестиция принесет колоссальные дивиденды.

Какие же задания можно предложить для развития творческого мышления?

1. Необычное использование

Предложите ученикам придумать как можно больше способов использовать любой обычный предмет и рассказать об этом на английском языке. Например, стул, чашку или карандаш. Да что угодно!

2. Вторая половинка фото

Покажите детям половину фотографии. Пусть они попробуют догадаться, что изображено на второй части. Интересно, если изображение необычное или неожиданное. Например,

3. Заголовок

Рассмотрите с учениками фотографию и попросите их придумать странный/смешной/злобный/страшный заголовок к нему на английском языке.

  1. Мозговой штурм

Задача ребят в этом упражнении — записать как можно больше слов и выражений относящихся к заданной теме. Лучше выбрать что-то нетривиальное: космические путешествия, дождь, грибы и т.д.

  1. Инсценировки

Классическое задание по разыгрыванию сценок-диалогов. Ученики играют роли и говорят от лица своего персонажа. Чем необычнее герои, тем увлекательнее игра. Почему бы ни побывать на месте работника зоопарка, полицейского, мамы 10 детей, директора музыкальной школы и т.д.

  1. Споры

Отлично прокачивают креатив обсуждения противоречивых ситуаций, когда студентам нужно принять прямо противоположные точки зрения: за и против поедания мороженого, например.

  1. Фантазёр

Для такого задания снова понадобятся фотографии. Пусть учащиеся представят диалоги и мысли изображенных людей, их прошлое и будущее, их день на английском языке. К примеру,

What are they looking at?

What do they see?

What is the Queen pointing at?

How has she prepared for the event?

и подобные вопросы.
8. Любопытство

Для выполнения этого задания разделите класс на команды. Предложите одной группе учеников задать как минимум 15 вопросов к простой картинке. Вторая команда пусть придумывает ответы. Творческий подход обеспечен!

9. Невпопад

Смогут ли ученики поговорить, обсуждая каждый свою тему? Например, ученик А говорит о скорпионах, а ученик Б о спортивных машинах. При этом их задача — поддерживать разговор как можно дольше. Без креативного мышления тут не обойтись!

  1. Оправдашки

Ребятам предлагаются достаточно абсурдные ситуации. Их задача оправдаться.

Например:

  • You were seen gluing apples to the tree in the garden. Why did you do that?
  • You were seen in the zoo at midnight. What were you doing there?
  1. Синквейн

Достаточно сложное задание, требующее нестандартного мышления. Это литературная форма, позволяющая кратко уместить свои мысли, эмоции, ассоциации. Правила написания синквейна: в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным), вторая строчка – это описание темы двумя прилагательными, третья строчка – это описание действия тремя глаголами, четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме, чувства, последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.The history of MoscowIs glorious and fineWe work, defend, admire itThat’s why we can surviveHomeland…

English

Helpful, interesting, difficult

Understand, learn, use.

A lot of people speak

Knowledge.

Творческий подход к делу позволяет выполнять его более качественно, на высоком уровне. Творческое, нестандартное мышление  — путь к совершенствованию и прогрессу, дает возможность лучше понять логику иностранного языка, легче запомнить новую лексику и скорее начать использовать в речи новые конструкции.

Признаки креативности

Существуют определенные признаки, по которым можно распознать степень креативности человека:

  1. Гибкость мышления;
  2. Беглость;
  3. Наличие нестандартных идей;
  4. Умение выбрать из множества решений самое выгодное.

Гибкость мышления – способность воспроизвести несколько различных вариантов решения одной и той же задачи. При приеме на работу в крупные предприятия существуют тесты, в которых определяется степень гибкости ума. К примеру, даются два слов, абсолютно несвязанных между собой. Претендент на должность за фиксированное время должен составить предложения, где будут употреблены эти слова и связаны между собой по смыслу. Чем больше предложений, тем более развито креативное мышление.

Признаки креативности

Беглость – способность обрабатывать большое количество мыслей за фиксированное время. К примеру, за 3 минуты нужно назвать профессии на вторую букву алфавита. Чем больше определений, тем сильнее у человека развита беглость, соответственно, тем ценнее сотрудник.

Важно наличие нестандартных идей или оригинальность мышления. Еще в дошкольных учреждениях психологи проводят тесты с детьми на оригинальность мышления

Один из таких тестов заключается в вопросе, на что похож воздушный шар. Взрослый человек со стандартным мышлением ответит, что на мяч, у детей и подростков фантазия более развита. Некоторые отвечают, что на барабан и обосновывают, что в воздушном шаре и в барабане внутри много воздуха. Как правило, судить о степени развития креативности в таком возрасте еще слишком рано.

Умение выбрать из множества идей самую выгодную – этот признак очень ценится в мире предпринимательства, так как идей может быть очень много, а максимальный результат принесет только одна.

Тренажер креатива у взрослых, ТОП-6 упражнений

Тренажер креатива для взрослых

Поскольку креативность – это умение найти что-то новое, то неудивительно, что все предложенные упражнения направлены на развитие именно этой черты и расширение кругозора. Возраст развития креативности неограничен, поэтому заниматься можно как детям, так  и взрослым.

Ассоциации

Это
упражнение выполняется так. Нужно наобум назвать 4 любых слова, а потом
придумать критерий, по которому одно из них будет лишним. Например: слова
«попугай», «кресло», «фарш», «река».

Критерий
№1: Река – лишнее, потому что попугай, кресло, фарш могут находиться в доме, а
река – нет.

Критерий
№2: Река – лишнее, потому что она – жидкость, а все остальные предметы — нет.

Критерий №3: Река – лишнее, потому что только она является словом женского рода.

Более сложные варианты ассоциаций

  • Нужно составить список из 5 слов, а
    потом взять первое и каждое последующее слово, и найти в них общее.
  • Быстро, на ходу, назвать 6 слов, а потом
    разделить их на два столбца по одному из признаков.
  • Составить оглавление будущей статьи из
    трех любых слов, названных наугад. Затем закрыть глаза и выбрать два слова
    случайным образом. С этими словами, на ходу, придумать сцену преступления.
    Далее добавить еще пару слов, которые станут уликами для раскрытия
    преступления.

Вопросы

Метод
вопросов также отлично развивает творческое мышление. Можно делать все:
опровергать избитые истины, размышлять над историей, интересоваться судьбой
человечества. Задавать такие вопросы нужно по-чаще:

  • Отчего именно так, а не по-другому?
    Поможет докопаться до сути, понять мотивацию.
  • Почему бы и нет? Помогает раскрыть
    запреты, ограничения на пороге к позитивному.
  • А если? Помогает расширить кругозор,
    уйти от избитых истин.

Максимум возможностей

Иногда,
если человек видит хорошую возможность, он в нее вцепляется мертвой хваткой. На
этом дверь его мышления захлопывается, и все потенциально возможные варианты
исчезают в зародыше.  Задача – снять этот
барьер, добиться выбора идей, а затем уже выбрать самое лучшее. То есть нужно
просто сгенерировать идеи, продумать все возможности без эмоций относительно
того, хорошие они или нет. Тренировку мышления лучше начинать с пустяков, а
затем  уже переходить к серьезным
задачам.

  • Придумать 50 способов, как использовать пустую пластиковую коробочку от сметаны.
  • Найти 100 способов, как озаглавить текст.

Ментальные карты

Составление
ментальных карточек поможет увидеть новые связи в большом куске информации.
Сгруппированные ключевые понятия помогут структурировать, привести в систему, а
потом в целой картинке найти новые ассоциации. Алгоритм следующий:

  • Взять чистые листы А4, разноцветные
    фломастеры и карандаши.
  • Бумагу положить горизонтально.
  • В центре нужно в виде какого-то знака
    изобразить волнующий вопрос.
  • Провести от этого знака лучи в виде
    линий. Лучей должно быть много, не менее 10.
  • На каждой линии написать основные
    способы решения, идеи.
  • К каждому лучу нужно добавить
    ассоциативные слова и понятия.
  • Оценить результат, попытаться найти
    новые взаимосвязи.
  • Проанализировать картину в целостности,
    соединить стрелками то, что навеяло новые пути решения.
  • Ненужное зачеркнуть.

6 слов

Нужно прописать суть задачи одним предложением из шести слов. Например: «Сдать экзамены на права на отлично», «Освоить компьютерные технологии за год обучения». Сделать нужно все четко и быстро, а потом эту задачу воплощать в жизнь.

5 упражнений для развития креативности

30 кругов

Упражнение 30 кругов – отличная разминка для мозга. Для выполнения необходимо распечатать данное изображение на листе формата А4. Попробуйте проявить фантазию и в каждом из кругов простой шариковой ручкой нарисовать уникальный рисунок.

Для большей эффективности следует ограничить время на выполнение задания до 3-х минут.

Мозговой штурм

Это самое популярное упражнение, суть которого заключается в том, чтобы придумать как можно больше способов разрешить какую-либо ситуацию.

Наиболее эффективно проводить мозговой штурм в группе из нескольких человек. Так, есть возможность понаблюдать за ответами других участников, вдохновиться и расширить свой кругозор. Однако даже индивидуальная работа будет полезной.

Организация мозгового штурма:

  1. Определение проблемы. Вначале стоит четко сформулировать проблему, для которой проводится мозговой штурм.
  2. Выработка идей. На листках бумаги каждый участник должен без оценок и критики записывать абсолютно все приходящие в голову идеи, включая самые абсурдные. Впоследствии их можно дополнять, совершенствовать и совмещать.
  3. Отбор и оценка. Если мозговой штурм проводится в группе, каждый из участников по очереди зачитывает свои варианты. В процессе совместного обсуждения выбираются лучшие из них. Если упражнение выполняется индивидуально, отбор и оценка производятся самостоятельно.

Поиск ассоциаций

Это упражнение не такое простое, как кажется на первый взгляд. Все потому, что на ассоциациях и строится креативное мышление. Данная игра хорошо развивает память и воображение.

Если в игре принимает участие несколько человек, то 1-ый называет существительное. Например, «яблоко». Второй называет слово, ассоциирующееся у него с яблоком. И так далее по порядку

Важно называть первые приходящие на ум слова и делать это как можно быстрее

Если играть в ассоциации одному, нужно выбрать понравившуюся книгу, закрыть глаза и наугад ткнуть пальцем в любое слово. После чего выписать на листке бумаги все ассоциации.

Ментальные карты

Это одно из самых эффективных упражнений для улучшения памяти и восприятия информации.

Для того чтобы создать ментальную карту, потребуется лист бумаги формата А4, цветные фломастеры, ручки или карандаши. Главное требование заключается в применении в ментальной карте слов и рисунков.

В самом начале определяется и отображается в центре листа главная тема или проблема. От нее проводятся линии, которые ведут к основным идеям. Далее от них проводят аналогичные линии, отражающие смысл перечисленных идей. Чем дальше уходят от центральной точки линии, тем более тонкими они изображаются.

С помощью ментальных карт можно создавать, например, конспекты важного материала. Они служат зарядкой для ума, способствуют лучшему запоминанию информации и развивают творческое мышление

Безумный архитектор

В этом упражнении предлагается представить себя в роли архитектора. Оно подойдет и тем, кто не обладает навыками рисования, поскольку самое главное здесь – это процесс.

Первым делом нужно придумать и выписать на отдельном листке 10 существительных, которые первыми придут в голову. Например, яблоко, персик, вода, кошка, ваза, стол, томат, лестница, камин.

Теперь, опираясь на эти существительные, необходимо спроектировать дом. Как если бы они входили в список обязательных требований заказчика.

Подключите фантазию и воображение. Яблоко, к примеру, может быть отображено в качестве занавески на окнах с соответствующим узором. Персик – обои персикового цвета, вода – бассейн или фонтан перед домом.

Развитие креативного мышления – это долгий и увлекательный процесс. Только регулярные тренировки помогут выработать творческий потенциал. Не стоит останавливаться на достигнутом. Чем дольше упражнять мозг, тем больших успехов можно добиться. Не нужно ограничивать себя только упражнениями, творческий подход должен пронизывать всю жизнь.

Методики развития творческого мышления

Британский психолог Эдвард Де Боно, создатель теории латерального, или бокового (нестандартного) мышления, описал в своих книгах несколько методик, которые помогают развивать креативность и находить оригинальные способы решения задач.

Методика 1. Синектический штурм

Синектика — это соединение несовместимых элементов. Синектический штурм как способ решения проблем изобрёл американский исследователь Уильям Гордо. На основе его идей Эдвард Де Боно создал собственную методику синектического штурма. Она заключается в последовательном использовании прямой, личной, обобщающей и символической аналогии.

Сформулируйте проблему.

  • Перечислите способы, которыми люди обычно решают эту проблему (поиск прямых аналогий).
  • Придумайте, как бы решили эту проблему вы сами (использование личных аналогий).
  • Перескажите проблему своими словами, назовите её характерные черты (применение обобщающей аналогии).
  • Представьте, как могли бы решить эту проблему знакомые вам исторические или вымышленные персонажи (использование символической аналогии).

Методика 2. Шесть шляп

Предназначена для работы в группе, но применять её может и один человек. Для этого ему придётся последовательно примерить разные «шляпы». Методика позволяет посмотреть на проблему с разных сторон. Каждая шляпа символизирует определённый подход к решению проблемы.

Белая шляпа — информационная. Надевая белую шляпу, нужно собрать и озвучить всю информацию о проблеме (факты, цифры, обстоятельства) и перечислить ресурсы и возможности для её решения.

Зелёная шляпа — творческая. Надев эту шляпу, необходимо сгенерировать несколько оригинальных путей решения проблемы.

Красная шляпа — эмоциональная. Надев её, вы имеете полное право сосредоточиться на предчувствиях, сомнениях, опасениях и других чувствах, которые возникают при обдумывании разных путей решения проблемы.

Жёлтая шляпа — оптимистическая. Обладатель этой шляпы сосредотачивается исключительно на положительной оценке предложенных идей.

Чёрная шляпа — критическая. В ней следует рассмотреть все недостатки, трудности и негативные последствия разных вариантов решения задачи.

Синяя шляпа — организационная. Надевать её нужно в последнюю очередь, чтобы подвести итог обсуждения и сделать выводы.

Методика 3. Выход за рамки

Зачастую мы не можем решить проблему или задачу, потому что ограничиваем себя рамками объективных обстоятельств или нашими представлениями о действительности. Метод «выхода за рамки» предполагает отказ от этих ограничений.

  • Сформулируйте проблему.
  • Представьте, как можно решить её, имея неисчерпаемые ресурсы и возможности.
  • Рассмотрите каждую идею, которая пришла вам в голову, и оцените, можно ли воплотить её целиком или частично в имеющихся условиях.

Методика 4. Случайное слово

Можно применять как в группе, так и индивидуально.

  • Сформулируйте проблему.
  • Скажите любое слово, которое первым придёт в голову.
  • Попробуйте связать его с проблемой.

Чем больше слов сможете связать с поставленной задачей, тем выше будет уровень вашей креативности. Лучше, чтобы слова были как можно меньше связаны с сутью проблемы.

«Взлом креатива». Майкл Микалко


Книга на Ozon.ru

Отличительной характеристикой гения считается его невероятная производительность. У Томаса Эдисона было 1 093 па­тента, и это до сих пор рекорд. Для достижения такого результата он установил себе квоту на идеи: одно небольшое изобретение в течение десяти дней и одно крупное за полгода.

«Взлом креатива» — это вторая книга Майкла Микалко. Автор проанализировал жизнь известных творческих людей от Леонардо да Винчи до Пабло Пикассо и адаптировал для современных читателей их методы создания нового.

В книге описаны девять стратегий мышления, которые можно применять для решения нестандартных проблем и поиска новых идей.

Закончите данный рисунок

Подобные упражнение получили массовое распространение еще с середины прошлого века. Их часто можно увидеть в развлекательных и познавательных журналах для детей. Однако эксперты выяснили, что это полезное занятие не только для малышей. Скажем так: взрослым оно даже нужнее.

Суть упражнения ясна из названия: на листе бумаге есть определенный фрагмент, может, просто круг и пара линий. Ваша задача заключается в том, чтобы обыграть эти элементы так, чтобы получилась целостная картинка. Вот где настоящее творчество и простор для фантазии! Несмотря на простоту поставленной задачи, придумать сюжет рисунка бывает очень непросто, особенно людям с аналитическим мышлением. Тем не менее результат того стоит.

Как сделать собачке удобный лежак и матрас с чехлом: делюсь простым способом

Хижина, показанная в музыкальном клипе Beyonce, продается за $ 1,22 млн

Я хороший парень: мужские фразы, которые девушки понимают по-своему

Эксперты рекомендуют обращаться к данному упражнению в случае эмоционального выгорания, когда вы не можете найти выход из сложившейся ситуации и не знаете, что предпринять. Как показывает практика, именно во время выполнения такого задания вас может посетить гениальная идея. Также это отличный способ на время забыть о проблемах, абстрагироваться от рутины и снять стресс, создавая новые удивительные образы. Кстати, именно по этой причине сейчас стали так востребованы раскраски для взрослых, которые способствуют снижению уровня тревожности, беспокойства, успокаивают нервную систему.

Правила развития креативности от Джулии Кэмерон

Сегодня развитое творческое мышление и креативность стали считаться чуть ли не главными качествами успешного человека. Существуют две полярные точки зрения на природу креативности. Согласно первой из них, творческие способности в той или иной мере присущи любому человеку. Согласно второй теории, креативность – «элитарное» качество, которым могут похвастаться «избранные», одаренные люди. Вы можете принять ту или иную точку зрения. Но если вы верите в себя и в то, что совершенству нет предела, развивайте творческие способности. Как? С помощью онлайн-уроков, специальных тренингов, вебинаров или по книгам Джулии Кэмерон. Читать подробнее…

6

Способы развития креативности

Креативное мышление развивают в любом возрасте. Развитие способностей достигается тренировкой. Чем чаще вы упражняетесь, тем больших результатов добьетесь. Есть множество способов работы над креативным мышлением.

Не последнюю роль играет позитивное мышление. Человек, считающий себя неудачником и убежденный, что он ничего не умеет, не сможет генерировать новые идеи.

Если вы правша, старайтесь какие-то действия выполнять левой рукой. Она отвечает за деятельность правого полушария, что будет стимулировать работу воображения. Можно воспользоваться рисунками по цифрам и соединять их левой рукой.

Больше общайтесь с творческими людьми. Читайте книги. Учитесь у тех, кто достиг успехов. Следите за своими мыслями и записывайте рождающиеся у вас идеи.

Ищите новое применение старым вещам. В любое свое занятие вносите немного творчества. Меняйте обстановку, это способствует перезагрузке.


Креативные мысли

Правила развития креативности от Джулии Кэмерон

Сегодня развитое творческое мышление и креативность стали считаться чуть ли не главными качествами успешного человека. Существуют две полярные точки зрения на природу креативности. Согласно первой из них, творческие способности в той или иной мере присущи любому человеку. Согласно второй теории, креативность – «элитарное» качество, которым могут похвастаться «избранные», одаренные люди. Вы можете принять ту или иную точку зрения. Но если вы верите в себя и в то, что совершенству нет предела — развивайте творческие способности. Как? С помощью онлайн уроков, специальных тренингов, вебинаров или по книгам гуру по развитию творческого потенциала Джулии Кэмерон. Читать подробнее…

9

Что такое творческое мышление и креативность?

Объяснить и описать, что такое творческое мышление и каковы его особенности, задача достаточно сложная. Одно из немногих объективных определений креативности/творческого мышления дал психолог Олег Константинович Тихомиров:

Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.

Это определение выделяет главную характеристику творческого мышления – наличие результата, чего-то субъективно нового, что создает человек

При этом важно понимать, что творческое мышление или креативность – это именно СПОСОБ мыслить, определенный ПРОЦЕСС, который ведет к созданию нового

Естественно, существует множество методик организовать свое мышление так, чтобы можно было в результате получить что-то новое. Ряд исследований и тестов показывает, что большинство способов можно подстроить под определенные логические схемы, которые и составляют часть уроков нашего курса. И чтобы понять особенности своего творческого мышления, предлагаем вам пройти специальный психологический тест.

Как научиться мыслить творчески?

Как уже было сказано, существует много подходов к пониманию творческого мышления, и, следовательно, есть множество способов обучения такому мышлению. Среди популярных подходов к анализу креативности можно отметить:

1 концепцию латерального мышления;
2 теорию решения изобретательских задач;
3 синектику;
4 метод шести шляп;
5 некоторые другие методы.

Большинство из этих подходов имеют схожие черты, однако если пытаться заниматься по всем этим методикам одновременно, можно запутаться.

Проанализировав многие подходы к креативности, мы пришли к выводу, что наиболее универсальной теорией является концепция латерального мышления Эдварда Де Боно (а также ее интерпретация Филипом Котлером), которая направлена на понимание логики построения новых идей. Именно концепция латерального мышления легла в основу данного курса. Также в нем использовался ряд важных методик развития творческого мышления из других теорий, чтобы расширить концепцию де Боно.

Кроме того, концепции, которые заслуживают отдельного внимания, были вынесены в отдельный урок, чтобы вы смогли попробовать применить разные методики развития творческого мышления. Но давайте не будем забегать вперед, а поговорим об этом в свое время. Пока же достаточно познакомиться с тем, что вас ждет на уроках.

Как проходить курс?

Как мы и говорили, в данном курсе мы постарались осветить лишь базовую информацию, касающуюся темы развития творческого мышления. И как раз по этой причине мы настоятельно рекомендуем не пропускать ни одного урока и изучать их в той последовательности, в которой они представлены.

Что же касается непосредственно занятий, то тут все зависит от вашего желания и наличия свободного времени. Но оптимальным будет вариант, если на изучение одного урока у вас будет уходить 1-2 дня, чтобы информация усваивалась должным образом. Также старайтесь выполнять все задания и упражнения, потому что они напрямую влияют на результат. Чем больше вы будете практиковаться, тем больше проку будет от занятий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector