Соматика и упражнения томаса ханны, помогающие победить болезнь

Собственный метод

Объединив свой опыт в изучении богословия, философии и нейронаук, Томас Ханна пришёл к идее, что все события жизни приводят к «физическим паттернам в теле человека».

«Соматическое обучение по методу Ханны» (англ. Hanna Somatic Education) — системa физического обучения, разработанная им на основе метода Фельденкрайза. Занимаясь по этому методу с людьми различного возраста, Ханна вёл наблюдения за характерными проблемами, связанными с осанкой. Он заметил, что определенные процедуры помогают восстановить управление мышцами, которые держат позвоночник в неправильном положении и ограничивают диапазон движения. Приёмы своей работы, направленной на усиление осознанного контроля над физиологическими процессами, Ханна оформил как собственное «соматическое обучение по методу Ханны».

Соматическое обучение Ханны — продолжение серии открытий, сделанных различными учеными в результате исследования физиологических последствий стресса (Ганс Селье), соматического развития / взросления (A.F. Frazier), теории педагогики и двигательного обучения (Моше Фельденкрайз и др.), изложенное в практических клинических методиках, которые быстро улучшают функционирование тела. Методы соматического переобучения используют способность мозга постоянно развиваться (нейропластичность) для уменьшения или же устранения воздействий остаточной памяти о тех травмах или стрессах, которые являлись причиной непроизвольных паттернов мышечного напряжения (которые вызывают боль и ограничивают подвижность) и искажения образа своего тела (изменение движений и осанки).

Ханна нашел определение этим остаточным явлениям при помощи термина сенсомоторная амнезия (СМА): потеря памяти о том, как свободно и скоординировано двигаться, а также потеря способности это делать. Такая потеря памяти проявляется как физиологическая память стресса и/или травмы, которая замещает здоровые функциональные паттерны — и меняет мышечную / двигательную память и её работу. Эти изменения и потеря контроля являются составляющими „амнезии“.

С точки зрения физиологии способ выполнения соматических упражнений активизирует и объединяет сенсорные и моторные области коры головного мозга, вовлеченные в движение и восприятие ощущений. Активация коры головного мозга, таким образом, создает для нашего восприятия более полное и четкое, с „более высоким разрешением“ изображение тела (то есть с большим количеством сенсорных контрольных точек по всей амплитуде движения). Благодаря этому лучше воспринимаемому изображению развивается способность контролировать мышцы более четко и плавно (появляются точность, скорость и изящество). При этом уменьшается вероятность мышечных судорог и спазмов, а состояние нейромускульной системы все больше и больше приближается к естественному состоянию покоя.

Через практику соматики обретается возможность нейтрализовать стресс и последствия травм, обрести более качественный мышечный контроль, улучшить координацию и увеличить амплитуду движений, ощутить больше энергии в теле, осанку и т. п.

Клиническое соматическое обучение развивает здоровую мышечную и двигательную память, преимущественно при помощи движений и обучения, основанного на ощущениях, используя паттерн физиологического действия относящийся к потягиванию (пандикуляции) для создания длительных функциональных улучшений за короткий период времени.

В клиническом соматическом обучении используется активный подход «преподаватель-ученик», а не пассивный — «врач-пациент». Изучив конкретную ситуацию клиента и внимательно обследовав его, преподаватель проводит клиническое занятие. Осваивая и выполняя специально подобранные движения в зависимости от местоположения боли, мышечного зажима или нарушения осанки, занимающийся концентрируется на ощущениях, которые возникают в определенных мышцах или группах мышц. Таким образом, он развивает в себе более яркое физическое понимание, улучшает способность управлять собственными движениями и контролировать мышечное напряжение. Всё это позволяет за короткое время достичь значительного улучшения физического состояния, качества движений тела, осанки и внешнего вида в целом.

Спасти океан — спасти планету

«Сёрфер Джек Робинсон идёт на знаменитый прорыв, известный как «Правый», где одни из самых тяжёлых волн в мире». / Фото: Фил Де Гланвиль/oceanphotographyawards.com


«Дайвер спускается в сенот. Кинтана-Роо, Мексика». / Фото: Мартин Броен/oceanphotographyawards.com


Игривые серые тюлени — вид, который десятилетиями находился под защитой в Великобритании в соответствии с Законом о сохранении тюленей 1970 года. Острова Фарн, Соединённое Королевство». / Фото: Грант Томас/oceanphotographyawards.com


Пингвинята. / Фото: Стефан Кристманн/oceanphotographyawards.com


Яйцо пингвина. / Фото: Стефан Кристманн/oceanphotographyawards.com


«Горбатый кит ныряет в океанскую глубину. Окинава, Япония». / Фото: Дайсуке Курашима/oceanphotographyawards.com


«Американский крокодил скользит по воде на фоне заката в Садах Королевы на Кубе, охраняемом с 1996 года морском заповеднике». / Фото: Таня Хупперманс/oceanphotographyawards.com

16 самых впечатляющих снимков дикой природы победителей конкурса Wildlife Photographer Of The Year 2021

Симптомы психосоматических заболеваний

Психосоматическое заболевание выявить с первого раза достаточно сложно, это под силу лишь некоторым специалистам. Психосоматика часто имеет физические проявления, которые также могут быть обусловлены соматическими патологиями. Например, гастрит может быть вызван как стрессовой ситуацией, так и бактерией Хеликобактер. Душевное состояние больного может быть напрямую связано с работой таких систем:

  • желудочно-кишечный тракт;
  • сердечно-сосудистая система;
  • нервная система;
  • иммунная система.

Подозрения о психической природе заболеваний обычно возникает после безуспешной терапии лекарственными средствами, характерной для лечения конкретного заболевания. Иногда для этого требуется несколько лет хождения больного по кабинетам самых разных специалистов, но, в конце концов, оказывается, что только психотерапевт способен помочь ему избавиться от мучивших годами недугов.

Такая ситуация складывается отчасти из-за того, что пациенты умалчивают существующие душевые проблемы. Кто-то из-за стеснительности, но большинство из них попросту сами не видят взаимосвязи между собственными переживаниями и физическим состоянием. А врачи не считают нужным интересоваться чужими проблемами.

Если больного мучают недуги, избавиться от которых при помощи традиционной терапии не получается, то необходимо начать лечение с психотерапевтическим уклоном. А если пациент находится в сложной жизненной ситуации, то визит к психотерапевту откладывать не стоит вовсе.

Как получить максимум пользы от соматических упражнений

Курс состоит из восьми уроков (на каждый урок приходится по несколько упражнений):

  • управление разгибательными мышцами спины;
  • управление сгибательными мышцами живота;
  • управление мышцами поясницы;
  • управление мышцами путем вращения туловища;
  • управление мышцами ног в области тазобедренных суставов;
  • управление мышцами шеи и надплечий;
  • улучшение дыхания;
  • улучшение походки.

Найти полное описание упражнений можно в книге автора. А чтобы извлечь из занятий максимум пользы, придерживайтесь следующих рекомендаций:

Изучите теорию сенсомоторной амнезии, то есть как и отчего она возникает в вашем мозге, как связана с телом.
Сконцентрируйтесь на своих ощущениях во время движений.
Цель упражнений – расслабить зажатые мышцы. Потому заниматься нужно в спокойной обстановке, удобной обуви, на гимнастическом коврике или другой подстилке.
Выполняйте каждое упражнение медленно. Успех нового упражнения зависит от того, насколько хорошо вы усвоили предыдущее действие. Прочувствуйте каждое занятие, со временем они станут вашими повседневными паттернами поведения.
Не перенапрягайтесь во время выполнения упражнений. Вы должны все делать мягко и легко. Это не должно требовать от вас усилий.
Если чувствуется напряжение в мышце, если она не хочет следовать вашим указаниям, то позвольте ей сокращаться так, как она хочет. Только после этого вы сможете расслабить ее и положительно воздействовать при помощи упражнений. Если же вы будете играть с мышцами в игру «кто кого», то это вызовет еще больший спазм.
Помните, что упражнения, описанные в книге, естественные и легкие. Если вы ощущаете боль, напряжение или усталость, то это говорит о наличии дополнительных вредных факторов. Или о том, что вы не чувствуете свое тело

Сбавьте темп, двигайтесь осторожно и медленно.
Не ждите быстрых результатов. Сохраняйте позитивный настрой, будьте настойчивы и терпеливы.

В дополнение к упражнениям из книги начинайте каждое утро с «кошачьих потягиваний». Выполнение этого упражнения в течение 20 минут позволит пробудить тело, устранить все зажимы, нормализовать работу мышц. Можно проводить упражнение дважды в день: утром и вечером.

Загадка движения

 

Представьте, будто лежите на спине с поднятой рукой над головой и словно тянетесь к чему-то, лежащему на полу. Затем вытягиваете противоположную ногу и пытаетесь дотянуться до стены. Первое требует удлинения одной стороны груди, а второе — противоположной. Но что, если мы хотим удлинить и руку, и ногу одновременно? Есть конфликт, внутренний, механический, мышечный, конфликт по поводу перемещения ноги, руки. 

Как привести движение в соответствие с намерением? Как решить головоломку? Причем не только телесную, так как решение касается не только «тела», а относится к уму, воображению, представлению о себе, умению наблюдать за собой, искать новые решения, чувствовать последствия и делать выводы для дальнейших действий. 
 

Особенности психосоматики

Как уже отмечалось выше, психосоматические нарушения представляют собой набор симптомов, возникающих в ответ на стрессовую ситуацию. Это могут быть единичные проявления, например, слабость, головокружение или боль в области груди. Но часто психосоматика проявляется в виде отдельных заболеваний. К таким можно отнести язвенный колит, ревматоидный артрит, астму бронхиальную и другие патологические состояния. Под влиянием некоторых жизненных обстоятельств психика человека и его нервная система дает сбой, организм не в состоянии приспособиться к окружающей обстановке, и тогда возникают различные заболевания.

Но как именно возникают психосоматические заболевания? Человеческий организм в стрессовой ситуации начинает ускоренную выработку гормонов, отвечающих за экстренное реагирование в момент опасности. Дофамин, адреналин и норадреналин ускоряют все физиологические процессы (усиливается моторика желудка и почек, ускоряется сердцебиение и дыхание становится более частым). Поскольку органам и мышцам в этот момент требуется больше кислорода, то кровоток, а значит и давление, в сосудах значительно увеличивается.

Когда человек оказывается в безопасности, у него должен произойти выплеск эмоций и нормализоваться работа сердечно-сосудистой системы. Но если таковой разрядки не происходит, то спазм сосудов сохраняется, и развивается артериальная гипертензия. В современных условиях человеку приходится часто сдерживать свои эмоции, особенно негативной окраски (агрессию), что неизбежно сказывается на изменениях во внутренних органах.

Клиническая соматика и другие виды двигательной терапии

Многие виды двигательной терапии (включая физическую терапию, ортопедические упражнения, разные виды реабилитационной терапии и альтернативные методы работы с телом) пытаются исправить телесный дисбаланс и функциональные нарушения, тренируя силу. Однако (как уже говорилось в основном тексте статьи и в предыдущем приложении о клинической соматике и медицине), СМА часто является истинной причиной нарушения баланса и заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также причиной слабости, боли и воспаления в суставах и тканях. В случаях, где СМА является причиной или просто присутствует, соматическое обучение является не только единственным средством для избавления от СМА, но оно может быть также единственным способом устранения симптомов или даже самих заболеваний. Другие виды терапии могут оказывать только временно облегчающий эффект; при наличии СМА некоторые виды лечения могут даже нанести вред или усилить СМА.Далее, как указывается в следующем приложении о связи клинической соматики и спорта, СМА часто является значительным фактором в ослаблении отдельной мышцы или группы мышц. Для истинного исправления мышечной слабости может быть необходимым устранение СМА независимо от проведения силовых тренировок.Традиционные виды терапии и массажа хорошо сочетаются с клинической соматикой. Например, лечебный массаж становится намного более эффективным, когда устраняется мышечное напряжение и его глубинная причина. Разные виды спа-массажа становятся более приятными как для клиента, так и для массажиста после того, как клиент пройдет сеансы клинической соматики. При применении процедур клинической соматики также намного легче и успешнее проходит мануальная коррекция и общая мануальная терапия.Клиническая соматика может быть бесценной для тех, кто занимается танцами и пилатесом, так как их клиенты стремятся избегать повреждений и хотят ускорить свой прогресс за счет гибкости, которую дает клиническая соматика. Кроме того, когда эти виды телесной практики используются как терапия для лечения нарушений опорно-двигательного аппарата, перед ними стоят те же самые задачи клинической соматики, только они называются терминами физической терапии.Клиническая соматика является идеальным дополнением к тому, что многие ищут в дисциплинах, которые объединяют разум и тело, таких как медитация или релаксация, или двигательные и телесные практики. Стремление к единению тела и разума может быть полезным, однако у некоторых людей оно может вызвать разочарование. Те симптомы и ограничения, из-за которых люди приходят в йогу, могут на самом деле представлять собой СМА, от которой йога вряд ли поможет избавиться. Другие энтузиасты йоги, как начинающие, так и продвинутые ученики, могут биться над некоторыми позами или диапазоном движения в течение долгих лет; многие из этих трудностей вызваны СМА. Если мышцы напряжены, йога становится очень трудной и болезненной, и при этом могут возникать повреждения. Соматика позволяет увеличить гибкость суставов и длину мышц без растяжек, она повышает кинестетическую осознанность и координацию, позы становятся более легкими для выполнения и приносят больше удовольствия, и ученики получают возможность достигать своих целей. Вместо того чтобы испытывать разочарование и получать травмы, пытаясь принять позы, которым мешает имеющаяся в теле СМА, ученики теперь могут наслаждаться тем расслаблением и хорошей физической формой, которые предлагает йога. Такие же преимущества получают мастера боевых искусств.Похожие ситуации возникают и в таких практиках, как медитация. Некоторые люди начинают медитировать, чтобы разобраться с болью, которая может быть вызвана СМА. Медитация является ценной практикой, однако она может только углубиться при избавлении от дистресса, который на самом деле вызван СМА. Другие энтузиасты медитации будут бороться с болью — проблемами в тазобедренных суставах или в спине, с поверхностным дыханием и т. д., которые не дают им развиваться в своей практике медитации. Вместо того чтобы напрягаться для решения своих проблем при помощи медитации, соматика может их полностью устранить, позволив человеку, занимающемуся медитацией (так же, как и разочарованному йогу), достичь более высоких и глубоких уровней практики.В дополнение к тому, чтобы облегчать работу многих инструкторов по двигательной терапии, клиническая соматика предлагает им возможность не просто справляться с некоторыми видами хронической боли и скелетно-мышечных нарушений, но также дает им возможность полностью их устранять.

Полезный эффект

  1. Избавляемся (или уменьшаем) боль. Учимся действовать, не напрягая излишне мышцы. Мускулатура расслабляется, становится легче предотвращать травмы и быстрее восстанавливаться, меньшая нагрузка на суставы заставляет их служить дольше.
  2. Развиваем свободу выбора. По мере развития навыков появляется все больше способов достичь нужной цели, открываются возможности. 
  3. Учимся учиться. Эффективно, действенно и осознанно. 
  4. Улучшаем осанку. 
  5. Развиваем творческие данные. Творчество зависит от способности оставаться в «зоне неизвестного».
  6. Учимся быть открытыми. Позволяем больше выбора. Когда кто-то учит «единственно правильному» способу что-то делать, воспринимать, понимать, это накладывает ограничения и награждает ограничивающими убеждениями, которые закрывают другие решения или затрудняют готовность исследовать новые возможности, исключают дальнейшее исследование, блокируют поток творческой силы 

Описание книги «Искусство не стареть»

В книге описаны психосоматические причины возрастных болезней и методы избавления от них. Автор доступно объясняет, что гипертония, боль в суставах, спине и ногах, хроническая усталость – необязательные проявления старости. Более того, эти проблемы никак не связаны с возрастом. Они зависят от психологического состояния человека.

Кроме этого в книге описаны особенности положительного и отрицательного стресса. А также на реальных примерах рассмотрены жизненные события, которые приводят к тем или иным проблемам со здоровьем. Автор описывает истории его клиентов, рассказывает о событиях в их жизни, которые привели к такому состоянию.

А также в книге «Искусство не стареть» Томас описывает авторскую систему физических и психологических упражнений. Это доступные занятия, которые подробно объяснены. Упражнения похожи на занятия йогой Моше Фельденкрайза. С их помощью можно исправить осанку, избавиться от боли в спине, пояснице, ногах, плечах. Упражнения простые, не сложнее утренней зарядки. Если ежедневно практиковать эти упражнения, то можно навсегда избавиться от болезней, обрести хорошее самочувствие и гибкость тела в любом возрасте, будь то 40, 50, 60 или 80 лет.

Это важно! Упражнения Томаса Ханны можно отнести к направлению телесно-ориентированной психотерапии. Это одно из направлений психологии, которое используется для лечения психосоматических заболеваний.

Кому это может помочь

Занятия соматикой могут помочь всем, кто хочет улучшить качество своей жизни. Большинство людей приходит на занятия потому, что испытывают боли, а через некоторое время регулярных занятий боль уходит и в каждое повседневное движение возвращается ощущение легкости. За довольно короткое время и благодаря ежедневным занятиям наши клиенты чувствуют в себе силу, чтобы справляться с болью самостоятельно, без какой-либо зависимости от врача. Самые распространенные проблемы, которые устраняет этот курс, таковы: боль в пояснице, проблемы с межпозвоночными дисками, крестцово-подвздошные боли, синдром «замороженного плеча» (плечелопаточный периартрит), боль в верхней части спины, боль в шее, остеоартрит, спондилез, компрессионный синдром верхней апертуры грудной клетки, боль в бедрах, разрыв или деформация коленных связок, головные боли, сколиоз, синдром ВНЧС, хлыстовая травма.

Также см.

Публикации

Посмотреть публикации

Книги
  • Thomas Hanna. The Thought and Art of Albert Camus. H. Regnery Co., 1958.
  • Thomas Hanna. The Lyrical Existentialists. New York: Atheneum, 1962.
  • Thomas Hanna. The End of Tyranny: An Essay on the Possibility of America. Freeperson Press, 1975.
  • Thomas Hanna. Bodies in Revolt: A Primer in Somatic Thinking. Freeperson Press , 1970.
  • Thomas Hanna. Explorers of humankind. Harper & Row, 1979
  • Thomas Hanna. The Body of Life. New York: Alfred A. Knopf, 1980.
Статьи
  • The Field Of Somatics, Somatics: Magazine-Journal of the Bodily Arts and Sciences, vol. I, no. 1, pp. 30-34, 1976.
  • Somatic Retraction, Somatics: Magazine-Journal of the Bodily Arts and Sciences, vol. 2, No. 2, Spring 1979.
  • A Survey of the Long-Range Effects of Functional Integration, Somatics: Magazine-Journal of the Bodily Arts and Sciences, vol. 2, No. 4, Spring 1980.
  • Human Awareness: The Inscrutable Factor in Somatic Science, Somatics: Magazine-Journal of the Bodily Arts and Sciences, vol. 2, No. 4, Spring 1980.
  • Ontic Projection: A Function of Human Survival, Somatics: Magazine-Journal of the Bodily Arts and Sciences, vol. 3, No. 2, Spring/Summer 1981.
  • Different Levels of Somatic Education, or What Do You Do After the Miracle?, Somatics: Magazine-Journal of the Bodily Arts and Sciences, vol. 3, No. 3, Fall/Winter 1981-82.
  • Aging and Physical Activity Series. The Myth of Aging, Somatics: Magazine-Journal of the Bodily Arts and Sciences, vol. 3, No. 4, Spring/Summer 1982.
  • Somatic Education: A Scenario of the Future, Somatics: Magazine-Journal of the Bodily Arts and Sciences, vol. 4, No. 4, Spring-Summer 1984.
  • Moshe Feldenkrais: The Silent Heritage, Somatics: Magazine-Journal of the Bodily Arts and Sciences, vol. 5, No. 1, Autumn-Winter, 1984-85.
  • What is Somatics?, Somatics: Magazine-Journal of the Bodily Arts and Sciences, vol. V, no. 4, pp. 5 (pp.4-8), 1986.
  • What is Somatics? Part II, Somatics: Magazine-Journal of the Bodily Arts and Sciences, vol. VI, no. 1, 1986.
  • What is Somatics? Part III, SOMATICS: Magazine-Journal of the Bodily Arts and Sciences, No. 1, vol. VI, no. 2, 1987.
  • What is Somatics? Part IV, Somatics: Magazine-Journal of the Bodily Arts and Sciences, No. 1, vol. VI, no. 3, 1987.
  • Selections from.. Somatology: Somatic Philosophy and Psychology, Somatics: Magazine-Journal of the Bodily Arts and Sciences, vol. VIII, no. 2, pp. 14-19, 1991.

Как вылечиться

Если болезнь имеет психосоматическую природу, то у человека страдает и душа, и тело. Психика создает некий порочный круг: наличие заболевания приводит к возникновению чувства беспомощности, а беспомощность и чувство незащищенность, в свою очередь, приводят к прогрессированию и обострению болезни. Чтобы вылечиться потребуется принимать лекарственные средства, предписанные специалистами, но, прежде всего, нужно научиться не просто противостоять жизненным трудностям, а использовать активную стратегию по их преодолению.

Справиться с подобной проблемой без помощи психотерапевта достаточно сложно, ведь психологическая работа должна одновременно решать две задачи:

Понять собственный организм

Психосоматическими проявлениями он пытается привлечь ваше внимание. Психика может провоцировать некоторые симптомы, потому что вы давно не отдыхали

Боль в животе может возникать перед неприятной встречей и т.д.
Построение новой стратегии, направленной на принятие изменений, которые неизбежно появятся после исцеления.

Если отказаться от психотерапевтического лечения в пользу медикаментозной терапии, то решить проблему не получится. Скорее всего, тщательное обследование не выявит нарушений в работе организма, но плохое самочувствие останется.

Основатель метода

Томас Ханна (1928 — 1990)  был философом, который, на протяжении многих лет исследований, разработал Клинические соматическое обучение, также известное как Соматическое обучение по Ханне. Он посвятил свою жизнь поиску путей, как человек может стать свободным физически и психически. Он хотел побудить людей осознать силу, которую они получают, когда берут на себя ответственность за свою собственную жизнь.

Получив докторскую степень в области философии и богословия в Университете Чикаго в 1958 г., Ханна начал успешную карьеру преподавателя в нескольких учебных заведениях: в колледже Холлинс в городе Роанок, штат Вирджиния, и в качестве приглашенного преподавателя в Университете Северной Каролины и Университете Дьюка. Он также имел возможность преподавать, проводить исследования и писать свои труды в Париже, Брюсселе и Майнце (Германия). В 1965 г. Ханна стал деканом философского факультета в Университете Флориды. Находясь там, он изучал неврологию в медицинской школе. Его опыт в изучении богословия, философии и нейронаук привел его к формулировке идеи о том, что все события жизни приводят к физическим паттернам в теле человека.

Ханна был приглашен в Сан-Франциско в 1973 г., чтобы возглавить аспирантуру Института гуманистической психологии. В это время Томас Ханна встретил Моше Фельденкрайза, израильского физика и «телесного» педагога, чей метод (метод Фельденкрайза) был созвучен философии тела Ханны. Он организовал и руководил первой учебной программой по Функциональной интеграции Моше Фельденкрайза в США с 1975 по 1977 гг.

Ханна посвятил себя развитию такого направления, как соматика, будучи исследователем и практиком. Проводя исследования вместе с Фельденкрайзом и практикуя его метод, Ханна наблюдал характерные проблемы, связанные с осанкой, у людей всех возрастов и слоев общества. Он заметил, что определенные воздействия и движения чрезвычайно эффективны, т. к. помогают клиентам восстановить управление мышцами, которые формируют их неправильную осанку, вызывая болевые ощущения и ограничивая движения.

Это исследование в конечном счете привело его к разработке новаторских методов клинического соматического обучения, что стало кульминацией практического применения академического направления соматики. Практикуя соматическое обучение, он имел клиентов со всего мира.

Ханна был автором восьми книг, в том числе « Соматика: возрождение контроля ума над движением, гибкостью и здоровьем» (изданную в России под титулом «Искусство не стареть»), которая была опубликована на английском и переведена более чем на 10 языков. Хотя доктор Ханна трагически погиб в 1990 г., его учение и техники продолжают жить и развиваться благодаря учебным программам Новатовского института соматических исследований и обучения, Института соматических систем, Института соматических исследований и развития и Института соматического обучения Ингла.

Суть метода Соматика Ханны

Изучая нейрофизиологию, профессор Томас Ханна заметил, что у многих людей проблемы со здоровьем возникают из-за сенсомоторной амнезии – хронической скованности мышц, которая приводит к возникновению болевых ощущений, неправильной осанке, ограничению амплитуды движений, а впоследствии и заболеваниям внутренних органов.

Разработанная им специальная двигательная гимнастика, получившая название Соматика Томаса Ханны, призвана улучшить функционирование мышц и восстановить их чувствительность. А поскольку сенсомоторная амнезия – прямое следствие ежедневных стрессов, по сути, во время занятий идет переобучение мозга осознавать, расслаблять и сокращать мышцы должным образом.

Соматика Ханны – действенный, мягкий и абсолютно безопасный метод, позволяющий избавиться от хронических мышечных болей естественным путем, без хирургического вмешательства или приема обезболивающих препаратов.

Группы риска

Большую часть пациентов с психосоматикой составляют люди, постоянно скрывающие от окружающих свои истинные эмоции. За внешним спокойствием меланхоликов скрываются настоящие эмоциональные бури. Это может стать началом развития какого-либо психосоматического заболевания.

Обычно склонность к развитию таких патологий можно заметить еще в детстве или юности. В этом возрасте психика крайне неустойчива, ребенок не в состоянии преодолеть стрессы собственными силами, а значит они оставят след на физическом состоянии. Некоторые люди могут долгое время жить и не задумываться о своих проблемах, диагностика в этом случае будет более сложной и продолжительной.

В качестве примера можно привести человека, страдающего алкогольной зависимостью. Чтобы излечиться от алкоголизма, ему нужно поверить в себя, как в личность. Эта проблема часто зарождается в детстве, если родители слишком много требовали от своего ребенка и постоянно завышали планку.

Доказана  также причинно-следственная связь между другими болезнями и психологическими проблемами:

  1. Склонность к простудным заболеваниям возрастает в момент, когда у человека пониженное настроение и отсутствует интерес к жизни.
  2. Анемия возникает у пациентов, страшащихся неизвестности.
  3. ЛОР-заболевания развиваются у людей с пониженной коммуникабельностью, опасающихся высказывать свое мнение.
  4. Гастрит проявляется на фоне ощущения обреченности.
  5. Женское бесплодие появляется у тех дам, которые боятся самостоятельно принимать решения.

Неуверенность в своих силах и депрессивное состояние неизбежно сказывается на развитии психосоматических патологий.

Из-за чего возникают психосоматические заболевания

Наиболее распространенной причиной возникновения психосоматических заболеваний являются внутренние конфликты. Человеку самостоятельно достаточно трудно их выявить и осознать. Например, ребенок с самого детства привык оправдывать ожидания своих родителей или учителей, но его собственные желания и потребности остаются неудовлетворенными. Все это приводит к тому, что внутреннее равновесие утрачивается, напряжение растет, отрицательные эмоции, не получившие должного выплеска, накапливаются. В таком состоянии даже незначительный стресс может привести к физическим нарушениям и спровоцировать, например, гипертонический криз или приступ бронхиальной астмы.

Но далеко не каждый стресс перетекает в психосоматику. Решающим фактором здесь являются не внешние обстоятельства, а реакция организма на них. Исследователями было установлено, что стрессовые ситуации бывают двух типов: эустресс (условно положительный) и дистресс (условно отрицательный). В первом случае организм реагирует активно, настраиваясь на борьбу, а во втором – пассивно. Вторая реакция не дает возможности адаптироваться к изменившимся условиям жизни, а лишь расходует внутренние ресурсы, вызывая болезни и недуги.

С каждым годом количество случаев возникновения психосоматических заболеваний увеличивается. Согласно статистике, у каждого второго пациента болезнь обусловлена именно психологическими проблемами. Даже вирусы не наносят такого разрушительного вреда организму, как подавленные эмоции и переживания.

Какие недуги относят к психосоматическим заболеваниям

На сегодняшний день уже доказано, что ряд болезней вызывается психологическими проблемами. Наиболее ярким примером такого заболевания является бронхиальная астма. Медики всего мира ищут новые способы исцеления от этой патологии, но на самом деле в большинстве случаев для исцеления нужно лишь разрешить внутренний конфликт пациента. Такой подход актуален и при других заболеваниях:

  • синдром гипервентиляции;
  • гипертония эссенциальная;
  • невроз кардиофобический;
  • проблемы с сердцем ишемического характера;
  • инфаркт миокарда;
  • аритмия;
  • вегетососудистая дистония.

Патология, указанная в списке последней, практически во всех случаях излечивается при психотерапевтическом воздействии без использования лекарственных средств.

В последнее время исследования психосоматических расстройств получили особую актуальность. Большое количество людей, независимо от пола и возраста, страдают заболеваниями кожи, желудка и кишечного тракта, эндокринными нарушениями и другими болезнями. Стресс может привести к развитию бесплодия у молодых девушек, а также к возникновению сахарного диабета, ревматизма и различных расстройств половой сферы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector