Проблема современного радикального направления феминизма

Содержание:

Сексуальная эксплуатация

Торговля женщинами и детьми занимает основной объём многомиллионной ежегодной торговли людьми. Как отмечает международная коалиция по борьбе с торговлей женщинами, 87 % пострадавших — жертвы сексуальной эксплуатации. Для решения проблемы предлагаются меры, в разной степени оправдавшие или дискредитировавшие себя — от криминализации клиентов до легитимизации проституции, — но факт остаётся фактом: торговля женщинами повсеместна, хотя зачастую невидима обществом, и недопустима. Текущая ситуация угрожает не только свободе женщин, но и их физическому и психологическому здоровью — по сути, она функционирует по тем же законам, что и рабочее рабство.

Феминизм исследует и то, как сложившаяся модель общества формирует запрос на секс-услуги: в частности, почему клиенты — в большинстве своём мужчины, как на спрос влияет культура насилия и как секс-торговля встроена во властную иерархию полов. Ясно одно: право женщин самостоятельно распоряжаться собственным телом должно быть обеспечено законодательно и экономически, а равноправия невозможно достичь, пока женщина может быть товаром.

Что такое феминизм

По своей природе феминизм является идеологией, которая пропагандирует и поддерживает равенство между полами. Само понятие противоположно сексизму. Это течение имеет свою историю и сегодня выступает борьбой женщин за равные правами с мужчинами.

Термин берет свои корни в латинском слове femina, что дословно переводится как женщина. Поэтому представительницы этой идеологии выступают за то, чтобы в них видели не биологические свойства гендера, а индивидуальность, человека, личность.

Сам термин возник еще в 40-е годы 19 столетия. Его ввел философ и представитель французского направления в социологии Шарль Фурье. В России права женщин на официальном уровне были признаны только в 1917 году. Но интересно и то, что именно наша страна одной из первых стала поддерживать требования феминисток, которые были направлены против устоев патриархата, в котором роль дамы была незначительной как в культуре или обществе, так и в семье.

Существует и мужской вариант такого движения. Его суть заключается в поддержке женского течения. Он называется профеминизм и наиболее распространен в Европе или США. Вряд ли его представителей можно встретить в Саудовской Аравии или других странах, где не любят свободомыслие и воспринимают ЛГБТ как посягательство на моральные устои.

Основные требования феминизма

Феминистки отстаивают право на одинаковые возможности с представителями противоположного пола в сфере выбора спутника жизни, места работы, профессии, учебного заведения и т.д. Они отстаивают равные карьерные возможности с мужчинами и возможность на творчество, свободу самовыражения, личностное развитие, перспективы в самореализации.
Источник фото: shutterstock.com

Среди основных идей направления стоит отметить:

  • уважение в обществе;
  • борьбу с домашним насилием;
  • гендерное равноправие — уравнение женщин в правах с мужчинами;
  • предоставление избирательного права, прав на образование, свободу слова и т.д;
  • равенство в экономической, общественной и политической жизни.

К другим требованиям течения относятся борьба с заключением браков по принуждению, одинаковая заработная плата с мужчинами за выполнение равных обязанностей, отсутствие общественного давления касаемо внешности и поведения девушек и женщин.

Символы и цели феминизма

Основная цель направления —достижение максимального равенства между полами, чтобы сформировалось гармоничное общество. В современном новом мире должны признаваться равенство и ценность обоих гендеров, их прав и возможностей. Символом течения является Зеркало Венеры, в котором расположен сжатый кулак. Такой знак выполняется в фиолетовом цвете.
Источник фото: shutterstock.com

Поп-феминизм

Поп-феминизмом называют проникновение феминистских идей в поп-культуру и трансляцию их в доступном широкой аудитории виде: будь то Бейонсе, использующая в песне сэмпл из лекции TED нигерийской писательницы Чимаманды Нгози Адичи «We should all be feminists», Эмма Уотсон, являющаяся послом доброй воли ООН и открывшая феминистский книжный клуб, или Дженнифер Лоуренс, написавшая эссе о неравенстве в оплате труда мужчин и женщин. Поп-феминизм затрагивает самые разные вопросы и проблемы — от дискриминации по половому признаку до вопросов гендерной идентичности.

Поп-феминизм часто подвергается критике со стороны феминисток, но в нём видят и положительные моменты: он может привлечь аудиторию, которой феминистские идеи поначалу не были близки.

Как пуританам не удалось остановить прогресс

Даже узнать о том, что контрацептивы существуют, женщинам было непросто. В XIX веке Запад накрыла очередная волна борьбы за нравственность. Так, в США в 1873 году принимают «закон Комстока» — контрацепцию впервые регулируют на законодательном уровне.

Но закон не был прогрессивным — напротив, он признал распространение контрацептивов по почте или через границы штатов федеральным преступлением. Тогда для многих женщин почта была единственной возможностью получить контрацептивы или хотя бы информацию о них.

Похожие тенденции наблюдались не только в США. На центр планирования семьи Алетты Якобс в Амстердаме обрушился шквал критики — не только со стороны обычных людей, но и со стороны медиков.

Якобс бесплатно устанавливала диафрагмы женщинам из малообеспеченных слоев населения. Ее работа вдохновила активисток по всему миру. Среди них была американская активистка Маргарет Сэнгер — она даже посетила клинику в Нидерландах в 1915 году, чтобы перенять опыт.

Вернувшись на родину, Сэнгер открыла первую в США клинику планирования семьи. Но через девять дней клинику закрыли, а Маргарет арестовали. Суд над активисткой продлился два года, это разбирательство вдохновило общество — движение за репродуктивные права быстро набирало популярность. Уже в 1918 году суд в Нью-Йорке признал право врачей прописывать клиенткам контрацепцию.

Первая революция в контрацепции

К XIX веку контрацепция уже была широко распространена — использовались презервативы, правда, тогда они в основном снижали риск подхватить заболевания, передающиеся половым путем. Революция пришла откуда не ждали: в 1844 году американский изобретатель Чарльз Гудьир запатентовал процесс вулканизации резины, благодаря которому из обычного сырого каучука получался эластичный и прочный материал.

В 1880-х годах немецкий врач Вильгельм Менсинг описал резиновое приспособление для женской контрацепции — влагалищную диафрагму. Это был первый контрацептив, применение которого почти полностью могла контролировать женщина, а не мужчина. Диафрагма Менсинга представляла собой колпачок, купол которого прикрывал шейку матки и создавал барьер для сперматозоидов.

Правда, продукт не стал популярным. Для установки диафрагмы нужно было обращаться к врачу. Это дорого обходилось, к тому же культуры посещения гинекологов тогда не было. Проще говоря, женщины стеснялись.

За что борются современные феминистки в России?

За безопасность.

В России декриминализированы побои в семье – домашний тиран может несколько раз заплатить штраф, прежде чем понесет уголовное наказание. Нет закона о домашнем насилии, также отсутствует охранный ордер – документ, не позволяющий агрессору приближаться к жертве по решению суда.

В России распространено сексуальное насилие, ответственность за которое возлагают на его жертву: «сама виновата». Из-за этого только 15% потерпевших женщин обращаются в полицию. В большинстве случаев насильником оказывается знакомый или родственник жертвы.

В некоторых регионах сохраняются насильственные обычаи этносов: так называемое «женское обрезание», кража невест, убийства чести. Живущие в России женщины (преимущественно на Северном Кавказе) все еще не имеют базовых прав на безопасность и неприкосновенность.

Отдельно стоит репродуктивное насилие – попытки государства запретить аборты и навязать всем женщинам без исключения роль матери вместо поддержки самого материнства и борьбы с трудовой дискриминацией матерей.

За финансовое благополучие.

Сохраняется феномен «стеклянного потолка»: женщины часто не могут пробиться на высокие управленческие должности как в коммерческих компаниях, так и в органах власти.

В России зарплата мужчин в среднем выше зарплаты женщин на 30%. Причем такое неравенство встречается в пределах одной должности.

Матери-одиночки – одни из самых бедных людей в стране. В России остро стоит проблема неуплаты алиментов со стороны отца.

Женщины наравне с основной работой вынуждены заниматься неоплачиваемым домашним трудом, воспитанием детей, уходом за пожилыми родственниками. Мужчины занимаются этим в намного меньшей степени.

За свободу от гендерных стереотипов (например, женщина должна быть милой, приятной, женственно одеваться), бытового сексизма (женщины не могут работать на технических специальностях из-за интеллектуальных особенностей), стандартов красоты и сексуального поведения.

Мэри Ричардсон (1889 — 1961)

Вместе с Эммелин Панкхёрст Женский социально-политический союз возглавляла английская суфражистка канадского происхождения Мэри Ричардсон. 10 марта 1914 года она явилась в Лондонскую национальную галерею и несколько раз ударила ножом картину Диего Веласкеса «Венера с зеркалом».

«Венера с зеркалом» после нападения Мэри Ричардсон / Wikimedia

Впоследствии она заявила, что это был акт протеста против ареста Панкхёрст. Ричардсон всегда считалась одной из самых воинственных суфражисток — кроме того эпизода с картиной, она занималась поджогами, била окна в Министерстве внутренних дел, взрывала железнодорожные станции. В общей сложности ее арестовывали 9 раз, и около трех лет она отсидела в исправительных учреждениях.

Как отстаивали отдельные права

Права человека – очень широкий термин, включающий в себя большой набор прав и свобод. Женщины получили полное равенство не в один день, поэтому ниже разберемся, как постепенно, шаг за шагом, женский пол получал равные права.

Избирательное право

Массовая борьба за права женщин началась именно за политические права. В период формирования республиканского строя, важную роль играл голос граждан. И тогда-то женщины задались вопросом: а почему нас никто не спрашивает, почему мы должны жить по законам, которые не выбирали?

Впервые это движение охватило США. В переводе с английского слово «suffrage» означает избирательное право. Так сторонников этого движения стали называть суфражистками. В 1869 году жительницы штата Вайоминг получили право голоса на региональном уровне. В 1906 году в автономной Финляндии (в составе Российской империи) женщины также получили право голоса.

В 1917 году Временное правительство, а затем и большевики дали политические права женщинам. Через год женщины старше 30 лет получили избирательное право в Британии, а в 1920 году начали голосовать американки.

Энни Кенни и Кристабель Панкхёрст проводят кампанию за избирательное право женщин

Право на образование

Знания и умения – один из основных рецептов карьерного роста в Новейшее время. Именно поэтому женщинам без права на образование тяжело было добиться равного социального положения. С 18 века в России начали появляться Институты благородных девиц. Формально они готовили дам для семейного общества либо преподавательниц, они стали первыми учебными заведениями России, где женщины смогли получать образование, выше, чем начальное.

В 1878 году в Калькутте (Индия, тогда колония Британии) женщинам разрешили свободный доступ в университет и получение ученой степени. Примерно в тоже время в Британии и США на базе университетов формируются колледжи, в которые открыт доступ женщинам. Позже им дают место и в университетах. Лист из альбома к 25-летию Высших женских курсов. Санкт-Петербург, . Фотоателье Карла Буллы. СПБГУ

Право на труд

В середине 19 века, с развитием промышленной революции, все больше женщин получают рабочие места. Некоторые из них становятся частью пролетариата, вступая в ряды социалистических партий. Равное участие в производстве – предпосылка равного статуса в обществе.

Более того, государства создают сеть школ и детских садов, тем самым снимая с женщин часть функций, они получают шанс развития профессиональной карьеры. В СССР женщины были руководителями строек, главами колхозов, а плакаты с женщинами-трактористками стали известны на весь мир.

Плакат времен СССР с женщиной-трактористкой

Благодаря этим первичным правам женщины перестали считаться собственностью мужчин. А значит, они получили возможность самим выбирать свой жизненный путь, формировать вкусы и предпочтения. И пусть во многих странах ситуация не идеальная, но сегодня уже невозможно поспорить с тем, что женщина – это самостоятельная личность.

Религиозные течения

Евангельский маскулизм появился после того как в ЮАР стали возникать феминистические движения, которые были вызваны отменой апартеида. Интересно, что в этом случае мужчины никак не высказывались касательно расизма, они не понимали положение религиозной женщины, которая осмелилась высказывать свои права.

Борьба мужчин в этом случае практически никак не касалась самих мужчин. Члены этой группы говорили о патриархате и о том, что равноправие противоречит идеям религии. Так возникла организация «Великие мужчины», члены которой утверждали, что превосходство сильного пола естественно, а слабый пол должен быть закрыт дома и находится под опекой супруга.

Что дал феминизм

Движение за равные права женщин и мужчин не является чисто женским занятием. Освобождение от дискриминации происходит тогда, когда общество для этого созревает. Однако это созревание кто-то должен стимулировать.

Рабство отменяли не рабы, но восстания рабов тому способствовали. Право женщинам на участие в общественной, экономической и политической жизни давали преимущественно мужчины, поскольку именно они стояли у власти. Однако страстное желание женщин сражаться за родину, работать в медицине, образовании, науке было веским аргументом и основанием для подобных действий.

Феминизм нужен для того, чтобы искоренить дискриминацию по признаку пола как основу несправедливого и нерационального устройства общества. Ведь, если свободна женщина, то свободны и её дети. Чем больше людей могут реализовать свой потенциал, тем развитей и устойчивей становится общества.

Казалось бы, феминизм в наше время себя изжил. Ведь женщины вольны в своём выборе. Они не только получают образование по своему выбору, но и заняты в профессиях, которые до сих пор считались сугубо мужскими.

Однако в наше время феминизм нужен для того, чтобы устранить дискриминацию по полу в тех странах, где женщина всё ещё остаётся собственностью мужчины. Феминизм стал интернациональным явлением. Благодаря ему женщины многих азиатских и африканских стран обретают большую защищённость от произвола не только мужчин, но и властных структур.

Суфражизм

Либеральный феминизм зародился из идей движения суфражисток, получившего наибольшее распространение в Великобритании и США. Их целью было достижение юридического и политического равенства женщин с мужчинами; они требовали предоставить женщинам избирательные права, а также выступали против дискриминации женщин в экономической и политической сферах.

Изначально движение суфражисток было мирным (например, они рассылали письма членам парламента и организовывали комитеты), но после того как эти действия не принесли должного результата, им пришлось прибегнуть к более жестоким методам. Они разбивали окна, бросали камни, поджигали почтовые отделения и резали телефонные провода, а также участвовали в столкновениях с полицией и устраивали голодовки. Основное достижение суфражисток — всеобщее избирательное право (в США оно было принято в 1920 году, а в Великобритании — в 1928-м).

Как таблетка изменила мир

В первой половине XX века ограничительные законы в США смягчились, а идея репродуктивного здоровья распространилась по всей Европе. Впрочем, оставалась чисто техническая проблема: все существовавшие методы контрацепции были не слишком эффективны, мало кому доступны и по-прежнему сложны в использовании. А Маргарет Сэнгер мечтала о средстве, с которым именно женщины обретут полный контроль.

В 1950 году активистка встретилась с американским исследователем Грегори Пинкусом и убедила его заняться разработкой оральных контрацептивов. Средства на первоначальные исследования выделила соратница Сэнгер Кэтрин Маккормик — одна из первых женщин-биологов с научной степенью Массачусетского технологического института и наследница огромного состояния.

Как деторождение определило отношение к женщинам

В древности предполагали, что женщина и мужчина устроены одинаково, если не считать очевидных отличий. Именно эти отличия определили отношение к женщине: вынашивать и рожать считалось главной целью ее жизни. Однако уже древние люди пытались контролировать этот процесс. В Древней Греции для контрацепции использовали кедровое и оливковое масла. В Индии — помет слонов. В Китае — ртуть. А в египетском Папирусе Кахуна содержится перечень ингредиентов контрацептива: кислое молоко, крокодилий навоз, акация и мед. Надо сказать, в таком безумном сочетании даже был смысл: смола акации в смеси с медом выделяет ангидрид молочной кислоты, который используют в современных спермицидах.

Феминизм

Это политическое движение, цель которого — борьба женщин за равные с мужчинами права.

Термин возник в начале XIX века. Изначально под ним понимали совокупность традиционно женских, феминных черт и противопоставляли мужественности. Ближе к концу XIX столетия появилось слово «феминистка» — так начали называть активисток суфражистского движения, а слово «феминизм» постепенно приобрело привычное нам значение.

В истории феминизма выделяют несколько периодов:

  • Первая волна: конец XIX — середина ХХ века. Активистки первой волны боролись за политическое равноправие и доступ к образованию. В начале 1920-х годов казалось, что все остальные проблемы будут решены, когда к власти придут те кандидаты, за которых проголосуют женщины.
  • Вторая волна: 1960–1990-е годы. К концу 1950-х в Европе и США на первый план вышло не политическое, а бытовое и карьерное равноправие. Идеи второй волны феминизма окончательно оформились с выходом книги Симоны де Бовуар «Второй пол». В своей книге она пишет: «Женственности и женской природы не существует — это лишь культурные установки, которым нас заставляют следовать». По мнению Бовуар, девочек с детства приучают к мысли, что есть некая «иерархия полов», где им отведено второе место.
  • Третья волна: 1990–2008 годы. На повестку вышли проблемы сексуальной и гендерной идентичности. Выделились сразу несколько новых течений, самыми заметными из которых стали интерсекциональный и радикальный феминизм.
  • Четвертая волна: с 2008 года по настоящее время. Современный феминизм ушел в онлайн. Основной площадкой для активизма стали социальные сети, а к обсуждаемым проблемам добавился бодипозитив и харассмент. Поскольку четвертая волна во многом похожа на третью, не все выделяют ее как новый виток развития женского движения.

Социалистический феминизм

Исследования о социалистическом феминизме расходятся. Кто-то говорит о том, что социалистический феминизм обгоняет марксистский и такие исследовательницы, как  и , начали свою деятельность раньше, чем марксистские феминистки. А другие считают, что социалистический феминизм появился в 1960–70-х годах с появлением движения новых левых.

Различия марксистского и социалистического феминизма

Марксистские феминистки считали, что угнетение женщин — частный случай капиталистического и классового угнетения, а социалистические говорили, что женщина угнетена не только капитализмом, но и социальными отношениями (патриархатом). Мнения разделились и по поводу способа освобождения женщин.

Еще одним важным пунктом являлось то, что в марксистском движении считалось, что классовые различия не позволяли женщинам объединиться по признаку пола, а в социалистическом объединение женщин было возможно, так как они имеют общий опыт.

Более поздние авторки марксистского и социалистического феминизма — Хейди Хартманн, Джулиет Митчелл и Суламифь Файерстоун.

внедряла теорию о двойном угнетении, согласно которой женщина угнеталась не только капитализмам, но и патриархатом. На тот момент концепция патриархата была уже сформулирована, поэтому она его использовала.

говорила, что женщина угнетается по четырем признакам: производственные отношения, воспроизводственные отношения (репродуктивная система), сексуальность и социализация детей.

говорила о том, что женщины сами по себе образуют класс и что «…материальный опыт женской телесности имеет такое же значение, как разделение труда в политэкономии».

История феминизма

Невозможно точно отметить, когда и в какой стране появился феминизм, ведь одиночные инициативы женщин нигде не учитывались. Обеспеченные женщины не поднимали подобных вопросов, а у бедных не было возможности быть услышанными.

По официальной версии первая феминистка появилась в США. В период Войны за независимость (1773-1783 гг.), супруга будущего второго президента США Джона Адамса Эбигейл Адамс открыто призвала предоставить избирательное право женщинам.

Она вошла в Национальный зал славы женщин со своей цитатой, написанной в письме мужу в 1776 году:

«Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов.» Эбигейл Адамс

С этого момента феминизм в Америке начал набирать силу. Некоторые штаты прислушались к Эбигейл Адамс и предоставили женщинам право голоса, но на национальном уровне этот вопрос так и оставался открытым. Лишь в 1920 г. в Америке приняли поправку к Конституции, в которой за женщинами закрепили право голоса на государственном уровне.

В Европе движение феминисток проходило гораздо сложнее. В 1791 г., по примеру США женщины потребовали право голоса. Ярая феминистка Олимпия де Гуж написала декларацию о правах женщины и гражданки.

Конвент не принял декларацию и запретил общественное движение женщин. Олимпию де Гуж отправили на гильотину, а права женщин урезали до минимума. Женщин лишили всех прав и свобод, полностью подчинив их мужчинам.

По факту, в Кодексе Наполеона, принятом в 1804 г., узаконили притеснение женщин. Им запрещено было владеть и распоряжаться имуществом, выступать в суде и даже появляться в общественных местах без сопровождения мужа. Примерно такая же картина происходила во всей Европе.

В Российской Империи начало женского движения пришлось примерно на 1850 г. Женщины организовывались в сообщества, которые в основном занимались благотворительностью, просвещением и социальными проектами. Общество оценило работу женщин, и правительство даже финансировало некоторые проекты, фактически признав равноправие женщин.

К концу XIX в., организации женщин набрали силу, влияние и переняли некоторые мировые идеи феминизма. Требования избирательного права стали звучать всё громче, но услышаны были лишь в 1917 г. Незадолго до Великой Октябрьской революции, Временное правительство предоставило женщинам равные права с мужчинами, стремясь найти новых союзников в то непростое время.

Феминизм в СССР поддерживался, но в государственных интересах. Стремясь вывести женщин из подчинения мужчин, государство превращало их в политическую и экономическую единицу.

Промаскулизм

Об этом течении стоит поговорить отдельно. Прогрессивные маскулисты по сей день борются за свои права. Они нацелены на то, чтобы защищать всех тех, кто столкнулся с несправедливостью

При этом им абсолютно неважно, какой цвет кожи, религия или политические взгляды у «бедолаги»

Прогрессивный мужской аналог феминизма поднимает важную проблему — женский сексизм. Представители этого течения считают, что жалобы женщин обычно выслушиваются, в то время как мужчины остаются без внимания.

Тут же приводится печальная статистика, которая говорит о том, что 85 % самоубийств в мире совершает именно сильный пол. Конечно, не всегда понятны мотивы такого решения, возможно, причина совершенно в другом. Но все же такая статистика показывает, что иногда проблемы мужчин выбивают сильный пол из равновесия. Они становятся уязвимее, но на это никто не обращает внимания, ведь мы не раз слышали о том, что мужчины сильные и сами разберутся со своими проблемами.

За все время существования промаскулизма был выделен список претензий:

  • на жестокость по отношению к мужчинам закрывают глаза;
  • мужчины получают более строгую меру наказания за уголовное преступление;
  • он лишен возможности права голоса касательно рождения ребенка, поскольку именно женщина решает, оставить ребенка или сделать аборт;
  • маскулисты против вынужденной службы в армии;
  • на рак груди выделяется больше средств, нежели на рак простаты;
  • гомофобия в отношении мужчин гораздо жестче, нежели в отношении женщин;
  • одинокие мужчины реже могут получить разрешение на усыновление;
  • после развода они находятся в менее выгодном положении;
  • пенсионный возраст всегда выше;
  • работа у мужчин зачастую в разы опаснее.

Как феминистки после 1905 года устраивали митинги и почему не праздновали 8 Марта

Первый женский политический митинг состоялся весной 1905 года в Таврическом саду после дарования мужскому населению избирательного права. Соответственно, бастовали за избирательные права и для женщин, но не только для них, но и для людей любого вероисповедания и национальности, а также за совместное обучение женщин и мужчин.

Митинг никак не разгоняли: женщины получали разрешение от правительства, всё согласовали, и им давали право выступать. Они старались работать с властью на понимание. Например, Философова в одном письме говорила о митингах: «Ваш батенька всегда позволял нам устраивать наши маленькие протесты». Конечно, небольшие нарушения там всё равно допускались, но на них власть закрывала глаза.


Слушатели лекции. Фото из личного архива Ирины Юкиной

За первым митингом последовало только открытие филиалов движения в городах поменьше. Потом были и другие протесты, также согласованные; вплоть до 1917 года феминистки писали обращения к правительству, партиям, в Госдуму.

В Петербурге чаще всего протесты проводились в Соляном городке. Можно предположить, что администрация давала разрешение митинговать только там.

Петербургские феминистки не праздновали и тем более не протестовали 8 Марта, проводя в этот день лишь «утра по женскому вопросу». Они, конечно, знали об этом дне с момента его появления, но считали его пролетарским праздником.

При этом большинство женщин, не имевших отношения к феминизму, стали отмечать этот праздник еще в 1913 году. А 8 марта 1917 году пролетарки вышли в колонну протестовать против нехватки хлеба и бедности, к ним начали присоединяться другие рабочие, в результате чего в Петрограде встали фабрики и заводы. И вскоре случилась Февральская революция.

До прихода к власти большевиков в 1917 году фактических решений по политическим правам женщин не было. Но к этому времени феминистки уже создали почву, благодаря которой в будущем одинаковые права будут введены для всех.


Фото из личного архива Ирины Юкиной

Нужен ли в России феминизм?

Итак, моя позиция в вопросе “Нужен ли в России феминизм?” такова, что феминизм в России не нужен абсолютно. Но обо всём по порядку. Я написал несколько крупных статей, в которых затронул наиболее важные вопросы: Критика феминизма, Ответы на основные аргументы феминисток, Второй разбор аргументов феминисток, а также некоторые другие, но вдруг понял, что не написал на ещё одну ключевую тему – нужен ли в России феминизм. Точнее, все эти статьи, по сути, отвечают на этот вопрос, но не совсем. В этой публикации я объясню это более понятным языком и изложу дополнительную информацию, которой не касался в них.

В тех статьях я объяснил важные проблемы феминизма, а также раскритиковал его, показав, что идея феминизма не несёт в себе смысла. Более того, я не думаю, что движение, основанное на защите прав какой-либо группы не может дать самодостаточную идею. А если учитывать, что современный феминизм это скорее о нападении, а не о защите (хотя и старый тоже, но не суть), то тем более. Одна из главных причин почему феминизм не нужен – то, что полноценной идеей он быть не может и подходит скорее под небольшую часть какой-либо идеи. Скажем, в той же статье Критика феминизма я писал о том, что национализм вполне подходит под решение хотя бы части проблем, о которых говорят феминистки.

Другим важным аргументом является то, что женщины и мужчины равны с юридической точки зрения. Вернее, женщины имеют даже в какой-то степени больше преимуществ перед мужчинами, но об этом в пункте “Привилегии женщин в РФ”. Вся эта чушь о низких зарплатах не обоснована, о чём я ранее писал в разборах. Также движение феминисток держит в своих рядах уж слишком большой процент всевозможных ненавистниц мужчин и других радикально настроенных сторонников, чья радикальность попросту не оправдана. Я уже писал о некоторых подобных ситуациях, вот некоторые из них: Феминистка развернула кампанию по увольнению мужчины, Феминистка опубликовала в Instagram расчленение хомяка, Феминистки затравили девушку из-за видео про феминизм, Феминистки зарабатывают на создании видео для взрослых.

Что такое феминизм?

Объяснить, что такое феминизм простыми словами несложно. На латыни femina означает «женщина», и из самого названия ясно, что это идеология, которую основали женщины.

Знак феминизма – это сжатый кулак, заключённый в символ женственности (Зеркало Венеры), выполненный на лиловом фоне. Знак символизирует борьбу женщин за гендерное равенство.

Феминизм – это идеология, призывающая женщин всех стран выйти из тени мужчин и требовать равноправия. Это касается образования, трудоустройства, оплаты труда, защиту от домогательств, домашнего насилия и многого другого. Феминистские движения имеют множество ответвлений и в них есть ряд отличий.

Разница мужского и женского движения

Маскулизм и феминизм, как считают многие специалисты, тесно связаны друг с другом. В XXI веке женщины уже перестали бороться за право получить образование, голосовать на выборах. Они могут снять корсет и носить мини-юбки. Сейчас их стремление в большей степени нацелено на получение желаемой должности и достойную оплату труда. Женщины по всему миру стремятся избавиться от объективизации, восприятия их как «второго» пола, а также объекта сексуального желания.

Благодаря маскулизму многие считают, что как раз и можно добиться взаимной выгоды. Например, Эмма Уотсон является ярой приверженкой феминизма и считает, что без мужчин борьба за равноправие полов будет всего лишь борьбой. Благо, со стороны сильной половины человечества есть такой отклик, поэтому таких мужчин стали называть профеминистами.

Многие современные мужчины понимают, что такое феминизм. Актеры и политики не раз высказывались касательно роли женщины в обществе. Знаменитые мужчины положительно высказываются о девушках, которые добились высоких должностей в политике и бизнесе.

Вторая волна феминизма

Возникла в 1960-е годы. Феминизм этого периода предложил расширенное понимание неравенства – оказалось, что уравнение в политических правах не исключает угнетения в семье и на рабочем месте, и это следствие патриархального порядка в обществе. Список тем, которые обсуждали феминистки, расширился: в него вошли борьба с насилием (домашним, сексуальным, экономическим, психологическим), критика навязанных гендерных ролей, вопросы о разнице зарплат и неоплачиваемом домашнем труде. Феминистки второй волны критиковали представление о том, что основным предназначением женщины является материнство, забота о доме и отказ от карьеры,.

Проблемы, о которых писали феминистки 1960-х годов, сохранились и сегодня. Но вторая волна позволила совершить в западном мире настоящую социальную революцию: женщины массово стали выходить на рынок труда (это привело к резкому росту материального благополучия общества) и новому представлению о равных возможностях для мужчин и женщин.

Мария Арбатова

Российская писательница, сценарист, публицист и драматург Мария Арбатова известна в России и за ее пределами как активистка феминистского движения. В 2008 году на Арбатову обрушился шквал критики, причиной которого стала ее позиция во время кампании за освобождение бывшего юриста «ЮКОСа» Светланы Бахминой. В своей статье Мария Арбатова осуждала женщину и ее защитников, высказалась против ее досрочного освобождения, в то время как большинство выступало в ее защиту. После этого для многих известных людей Арбатова стала «нерукопожатным» человеком, вызвала культурный шок и громкий резонанс.

Арбатова подчеркивает, что не верит в существование «вторых половин» и считает себя «целым существом». Супружество писательница и известная феминистка России считает «вопросом страсти, такта и партнерства», а счастливый брак в ее понимании – это когда «не ходят ногами по твоей душевной территории».

Постмодернистский феминизм

Постмодернистский феминизм критикует бинарную систему «женщина»/«мужчина», деконструирует эти понятия и стремится размыть границы и отказаться от строгой гендерной системы ради более сложной и многогранной реальности.

Для этого направления очень большое значение имеют работы американского философа Джудит Батлер: она анализирует, как гендер становится культурным знаком, приказывающим телу вести себя в соответствии с биологическим полом. Она говорит о том, что общество гетеронормативно и оно отказывается признавать полноценным любого члена общества, который не соответствует гендерным нормам.

Как феминистские сообщества возродились в 1970-е и почему в Союзе замалчивали дореволюционный феминизм

После смерти Сталина в Москве в 1960-х годах появился Комитет советских женщин, который возглавляла Валентина Владимировна Терешкова. Там заседали лишь высокопоставленные женщины — дочери и жены чиновников. Они «боролись за мир и свободу» от лица всех женщин, но реальных действий не принимали.

В это время начинается оттепель, и все равноправческие идеи, которые в Европе стали второй волной феминизма, потихоньку, с опозданием, но просачиваются в Советский Союз. На фоне этого феминизмом начинают интересоваться и «снизу»

В 1970-х годах в Петербурге открываются первые феминистские сообщества, которые разрабатывают и постулируют новые идеи феминизма. Ее организовывали обычные женщины, которые не занимали высоких постов в партии, но были образованы.


Советский плакат. Фото из личного архива Ирины Юкиной

При этом самосознание советских женщин проявляется только при перестройке. Тогда уже большинство начинает требовать равные права в культурной и социальной сферах, заниматься гендерными исследованиями. В общем, это можно назвать началом второй волны феминизма в России.

Тем не менее в СССР не учитывали роль дореволюционных феминисток: в официальных учебниках писали, что равноправие принесла лишь партия, а о суфражистках не говорили ни слова. Всё исходило из роли партии в данном вопросе. Во многом сейчас такая практика сохраняется: говорят об английских феминистках, но не о русских.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector