Тернии — это что такое? значение фразеологизмов с этим словом

«Через тернии к звездам»

Этот известный фразеологизм в словаре имеет пометку «риторическое» и подразумевает движение к чему-то далекому, прекрасному, совершенному. Но при этом необходимо преодолеть ряд трудностей и преград. Данное выражение является переводом с латыни. Авторство его приписывают Луцию Аннею Сенеке. Он был древнеримским философом-стоиком I века, поэтом и государственным деятелем. Еще он известен тем, что был воспитателем у Нерона. Последний и приказал ему расстаться с жизнью, выбрав способ самоубийства.

Рассматривая, что это – «тернии», стоит упомянуть о том, что существует и другая версия по поводу авторства указанного выражения. В качестве такового называют также и Гесиода (8-7 вв. до н. э.) – первого исторически достоверного древнегреческого поэта, рапсода. Рапсоды – исполнители поэм, в основном гомеровских, на профессиональной основе, странствующие певцы. По легенде, выиграл соревнование в чтении у Гомера.

Выражение «Через тернии к звездам» выбрано в качестве девиза американским штатом Канзас. Под таким названием в Советском Союзе в 1980 году вышел научно-фантастический широкоформатный двухсерийный фильм. Его режиссером был Ричард Викторов, а автором сценария – Кир Булычев.

ФЕЛЛИНИ НЕ ПОЗАВИДУЕТ

О том, через какие тернии люди должны продраться сегодня, чтобы наступило достойное межзвёздное завтра, должна была рассказать следующая картина Ричарда Викторова, сценарий которой тоже написал Булычёв, — «Комета» (1983). К сожалению, фильм стал для режиссёра последним; после съёмок Викторов слёг в больницу, а монтаж и озвучку делал Юрий Чулюкин, человек не столь бескомпромиссный. Воспитательный результат заботил его в последнюю очередь.

Так как киночиновники сочли реплики героев недостаточно советскими, Булычёв по просьбе Чулюкина сочинил новые, стараясь подгонять их под движения губ в уже снятых сценах

«Никчёмного, мятущегося героя превратили в отважного капитана на пенсии, — вспоминал фантаст, — сцены паники и бегства сократили, ввели говорящую собаку, которая должна была комментировать события… Фильм вышел уже после смерти Ричарда, и, наверное, хорошо, что он его не увидел»

Булычёв считал «Комету» провалом, и на то были причины.

Слёзы капали (1982) Оригинальный сценарий

Комета (1983) Оригинальный сценарий

Золотые рыбки (киноальманах «Молодость», 1983) По рассказу «Поступили в продажу золотые рыбки» (1972)

Шанс (1984) По повести «Марсианское зелье» (1971)

«Комета», по сути, не фантастика, пусть в ней и нашлось место говорящему псу, хору попугаев, исполняющему «Дубинушку», жене героя, выращивающей помидоры размерами с арбузы, и киборгу на жидких кристаллах, изображающему пирата-призрака. Фильм начинается с того, что некая съёмочная группа оставляет в приморском городке декорацию — средневековый парусник. Сторожить корабль должен главный герой, тот самый никчёмно-романтический персонаж, бывший морской волк Кучкин (Анатолий Кузнецов, легенда «Белого солнца пустыни»). В корабле быстро поселяются отдыхающие; между тем в этих местах, как поговаривают, вот-вот упадёт комета. Некоторые считают, что это и не комета вовсе, а инопланетная ракета. Супруга Кучкина видит сон о пришельцах, капитаном у которых, кстати, Глеб Стриженов (Глан из «Терний»). Городок охватывает паника, люди разбегаются и разъезжаются, лишь бы не попасть под небесное тело. Разношёрстное население корабля решает спастись, выйдя на паруснике в открытое море. Половина судна отплывает от берега…

Судя по сценарию, Булычёву и Викторову важно было показать, как в критической ситуации самые разные люди помогают друг другу. Изуродованная, выхолощенная «Комета» превратилась в плохонький винегрет из жанров

Как комедия она слишком серьёзна; как фильм-катастрофа не выдерживает никакой критики (сценарий Булычёва был куда апокалиптичнее!); как романтическое кино из жизни отдыхающих — слишком вяла. Киборг, попугаи и прочее не желают складываться в единую мозаику. Элементы сатиры остались («Надо ехать в Москву! В Москве не допустят, чтобы с неба падали кометы!»), но по сравнению со сценарием их мало. Вырезан, к примеру, такой диалог: «Папа, а она в нас не попадёт?» — «Это невероятно!» — «А в Америку может попасть?» — «В Америку может». Ещё одна примета цензуры: у Булычёва Кучкин поёт «Голубой тюльпан» Вертинского, но, так как песня эта ассоциируется с дореволюционным временем и белой эмиграцией, в фильме вместо «Тюльпана» звучит какой-то заурядный романс. Финальная реплика «Этому кадру позавидует Феллини!», отсылающая к фильму «И корабль плывёт», не сохранилась — и к лучшему, с ней кино окончательно стало бы посмешищем.

«Слёзы капали»: тролли портили людям жизнь задолго до интернета

За год до выхода «Кометы» закончились съёмки картины «Слёзы капали» Георгия Данелии по оригинальному сценарию Булычёва (в соавторстве с самим Данелией и драматургом Александром Володиным). Полгода лента пролежала на полке, потом её выпустили «вторым экраном», то есть показывали по утрам в периферийных кинотеатрах. Условно фантастическое кино о Павле Васине (его гениально сыграл Евгений Леонов), который стал видеть в людях только плохое, потому что в глаз ему попал осколок зеркала троллей, — один из лучших фильмов Данелии, в чём есть и заслуга сценаристов. Жаль, что ленте выпала несчастливая прокатная судьба и она затерялась на фоне «Мимино», «Афони» и того же «Кин-дзадза». По настроению «Слёзы капали» ближе всего к циклу о Великом Гусляре, пять рассказов и повестей из которого тоже были экранизированы.

PER ASPERA AD «АСТРА»

Пожалуй, главное достижение Кира Булычёва как сценариста — вышедший в 1981 году двухсерийный фильм Ричарда Викторова «Через тернии к звёздам» по оригинальному сценарию писателя. Викторов уже был известен любителям фантастики как автор картин «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», но эта дилогия предназначалась скорее подросткам. «Через тернии к звёздам» — совсем другая работа, взрослая, зрелая, бьющая по нервам.

Игорь Ясулович сыграл в фильмах по Булычёву шесть ролей: сикки Торки в «Терниях», Электрона Ивановича в «Гостье из будущего», Кащея в «Лиловом шаре», Конрада в «Подземелье ведьм» и Грубина в двух «гуслярских» лентах

Фильм разделён на две серии и распадается на две части; можно спорить о том, что именно здесь от Булычёва, а что от Викторова, однако нельзя не признать, что половинки удачно дополняют одна другую и визуально, и на уровне концепции. «Земная» часть напоминает мир Полдня братьев Стругацких: счастливое будущее, почти всесильная наука, люди как боги, помогающие другим расам… В эту идиллию попадает инопланетянка Нийя, искусственный человек, созданный учёным Гланом с планеты Десса. Планета не похожа на Землю будущего, зато из нашего настоящего до Дессы рукой подать (что вскоре подтвердили события в Чернобыле). Её обитатели истощили природные ресурсы, загрязнили всё, что могли, живут в подземельях и наружу, под кислотные дожди, выходят только в противогазах.

Сикки Туранчокс и сикки Торки, главные злодеи «Терний» — но не их сценария

Родина Глана гибнет, но его «дети», обладающие сверхспособностями, должны спасти Дессу. Увы, Глан с «детьми» вынужденно удаляются в космическое изгнание и погибают при взрыве на корабле. Нийю спасают земляне, она живёт в доме специалиста по контакту Лебедева, чей сын Степан влюбляется в инопланетянку. Во второй серии Нийя летит на Дессу на корабле «Астра», экипаж которого должен спасти планету от экологической катастрофы. Коварный сикки (что-то вроде «сэра») Туранчокс, главный олигарх Дессы, торгующий противогазами, воздухом и водой, находит пульт, позволяющий управлять Нийей, и хочет помешать землянам. Сикки Ракан, друг Глана, ценой жизни затапливает резиденцию Туранчокса биомассой, которая грозит поглотить всё живое на планете…

Манекенщица Елена Метёлкина предельно органична в роли Нийи

Даже из этого сумбурного описания видно, что до Булычёва и Викторова ничем похожим отечественная кинофантастика зрителей не баловала. Пожалуй, это единственный советский фильм, в котором люди будущего всецело реалистичны, хотя и обладают в сравнении с нами иной, коммунистической психологией. Тут нет такой напыщенности, как в «Туманности Андромеды» и других советских утопиях, зато в избытке человечность, юмор и доброта. Один космонавт может дружески шлёпнуть другого по заднице за то, что тот опоздал с запуском зонда на девятнадцать секунд, — и пусть станет стыдно тому, кто плохо об этом подумает! Складывается ощущение, что для здешних землян всё происходящее сродни игре. Может, так и должно быть в мире торжествующего разума? Из нашей эпохи этот мир видится совсем сказочным, но Кир Булычёв и Ричард Викторов, похоже, верили в его реальность.

Создание фильма

Викторов ставил перед собой задачу снять фильм для зрителей всех возрастов и рассказать в нём о реальных проблемах сегодняшнего дня: «выведении организмов с заранее заданными свойствами» и взаимоотношениях человека с окружающим миром. Он не претендовал на научное прогнозирование будущего, хотя хотел показать достоверный мир с достоверными персонажами. Режиссёр выбрал для съёмок в фильме как своих любимых актёров И. Ледогорова, Н. Семенцову, Е. Карельских, В. Носика, В. Ледогорова, с которыми работал раньше, так и тех, кто у него не снимался — Г. Стриженова, Е. Фадееву, А. Лазарева, Б. Щербакова, В. Фёдорова.

«Тернии и волчцы»

Как сказано в словаре, это словосочетание является устаревшим и высокопарным и обозначает препятствия, преграды, неприятности и беды. Встречается этот фразеологизм в основном в поэтической речи, например, у русского поэта 18 века Василия Тредиаковского. Что касается второго слова «волчцы», то оно, по сути, является синонимом «терний» и обозначает колючую сорную траву из семейства сложноцветных.

Это выражение взято из Библии, из книги Бытия. Относится оно к эпизоду, когда Адам и Ева были изгнаны из рая. Бог-Отец сказал Адаму, что тот вызвал его гнев тем, что послушал голоса жены своей и ел от дерева, от которого ему было есть запрещено.

И поэтому он будет изгнан на землю, которая проклята за него, и будет питаться от нее во все дни его жизни. И земля эта произрастит Адаму терния и волчцы, и будет он есть траву полевую. Сюда же относится и известная фраза о том, что Адам, как и все люди, будет есть хлеб в поте лица своего, покуда не возвратится в землю, из которой он был взят, так как он — прах, и в прах возвратится.

В нашей жизни

Сегодня выражение «через тернии к звездам», значение которого сводится к преодолению жизненных трудностей и достижению заветных целей, находит отклик в современном виде искусства – тату. По разным причинам люди наносят татуировки на тело: кто-то стремится стать более удачливым или, скажем, отдать дань моде, но при этом главным образом происходит выражение собственного «я». Люди верят, что тату, особенно в виде надписи, способно утроить удачу или даже улучшить судьбу. Но, опираясь на мнение экспертов в этой области, отметим, что если это действительно для вас именно так, то будьте честны в первую очередь с самим собой, ответьте на такой вопрос: а готовы ли вы, нанеся надпись на тело, пройти через тернии, а сможете ли, а нужно ли это именно вам, крепок ли ваш дух, хватит ли у вас сил?

Так, нанесенная надпись на вашем теле, как вы должны понимать, и есть тот самый вызов судьбе. Но следует помнить, что большинство людей, которые выбирают это выражение как девиз в своей жизни, любят бросить вызов судьбе. Всем мыслимым и немыслимым преградам в жизни ради достижения триумфа. И самое главное заключается в том, чтобы связать свои цели и желания с жизнью всеобщей и связать свои мечты с признанными ценностями, стать человеком полезным и нужным людям. Вопрос сложный. И есть ли вероятность его решения? Возможно, что человек будет мыслить именно так после удовлетворения личных потребностей. А сколько их будет? Вопрос риторический.

Новая версия фильма

Кадр фильма «Через тернии к звёздам» (новая версия, 2001). Космодром.

В 2001 году сыном режиссёра Николаем Викторовым была выпущена переработанная версия фильма. Проведена цифровая обработка изображения, восстановление цвета, переработаны некоторые спецэффекты, записана полностью новая звуковая дорожка в формате Dolby Digital. Продолжительность фильма приведена в соответствие со стандартами современного кинопроката, в результате он сокращён на 20 минут. По утверждениям авторов, в переработанной версии сокращены растянутые эпизоды, снижавшие динамику фильма, и выброшены эпизоды, нёсшие в себе советскую идеологическую окраску. В новой версии фильма добавлены, в частности, кадры парящих в облаках над космопортом звездолётов (посадочная площадка в точности копирует знаменитую «рюмку» аэропорта Шереметьево-1), кадры висящего в космическом пространстве корабля с Дессы «Гайя».

Кир Булычёв писал: «Когда фильм снимался, у Ричарда возникла мысль, вместо слово „конец“ написать „Все кадры мёртвой планеты Десса сняты на Земле сегодня“. Жаль, что в Госкино испугались, и картина завершается как принято». Только в новой версии фильма в финальных титрах мы можем увидеть фразу: «Все кадры гибнущей планеты Десса сняты на планете Земля».

Сокращению подвергался практически весь фильм, особенно «пострадала» первая серия. Заметно сокращены следующие сцены:

«Нийя — искусственный человек» (1 серия)
  • Совещание комиссии по контактам на карантинной околоземной станции, на котором определялась дальнейшая судьба Нийи (00:06:30).
  • Упоминания Петра Петровича о земном адепте клонирования Загорском (00:07:58; 00:20:57)
  • В доме Лебедевых во время трансляции по телевидению комиссии по контактам Нийя чихает (00:08:04)
  • Эпизод с бранзулитом, который Сергей привез Степану с планеты Сеник (00:13:53).
  • Разговор Марии Павловны с роботом Глашей о Нийе (00:21:01).
  • Сцена установления контакта с Нийей в кабинете Сергея (00:21:20)
  • Быстрые кувырки Нийи по траве и недовольство Глаши беспорядком в доме: «Если бы я видела, я бы этого безобразия не допустила!» (00:22:54; 00:24:12)
  • Эпизод на пляже о моральных нормах землян и вид обнаженной Нийи (00:36:45)
  • Часть разговора между Сергеем и Надеждой о «центре послушания» (00:37:34)
  • Диалог Степана и экзобиолога Климова о значении работы экипажа «Астры» (00:59:25)
«Ангелы космоса» (2 серия)
  • Визит Бармалея и Степана в лабораторию к Нийе после того, как она приходит в сознание (00:02:10)
  • Доклад Ивановой и Климова об исследовании Дессы Дрейеру с видеорядом общих планов пустующих коридоров «Астры» (00:22:54)
  • Финальная часть совещания землян перед проведением первой фазы очистки (тоннельная абсорбция) (00:30:05)

Также авторы новой версии местами перемонтировали порядок эпизодов согласно литературному и режиссёрскому сценарию.

Композитор Алексей Рыбников частично использовал одни и те же музыкальные темы для оперы «Юнона и Авось» и х/ф «Через тернии к звёздам». В новой версии большинство тем было заменено музыкой Дмитрия Рыбникова, сына Алексея Львовича. Однако основной темой новой версии становится так называемая тема «Гроза», написанная Алексеем Рыбниковым исключительно для «Терний». Кроме того, обе версии фильма начинаются с известной темы «Свет звёзд», в новой версии лишь немного изменена аранжировка.

Примечания

  1. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 28.10.1982 № 947 «О присуждении Государственных премий СССР 1982 года в области литературы, искусства и архитектуры»
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 октября 2013.
  3. ↑ , с. 11.
  4. , с. 10—11.
  5. ↑ , с. 3.
  6. , с. 3—4.
  7. , с. 44.
  8. , с. 47—48.
  9. , с. 48.
  10. , с. 52—53.
  11. , с. 48—50.
  12. , с. 50.
  13. , с. 51.
  14. ↑ , с. 14.
  15. , с. 15.
  16.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 октября 2006.
  17.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 декабря 2015.
  18.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 декабря 2015.
  19.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 октября 2013.
  20.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 октября 2013.
  21.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 октября 2013.
  22. , с. 39.
  23.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 октября 2013.
  24.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 октября 2013.
  25. , с. 27.
  26.  (недоступная ссылка). www.russiangap.com. Дата обращения: 3 февраля 2016.
  27.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 февраля 2016.

Версия 2001 года[править]

Сын Ричарда Викторова Николай решил восстановить лучшую работу своего отца. Однако выяснилось, что ещё в начале 90-х новоявленные Туранчоксы, выкупившие павильоны Совэкспортфильма, натурально вышвырнули ящики с плёнками под дождь. Энтузиасты перетащили их в неотапливаемые ангары, где они и хранились, портясь от холода и времени. Словом, нормально отреставрировать фильм на основе имеющихся материалов оказалось невозможным — сильнее же всего пострадал звук. Николай Викторов принял волевое решение полностью переписать его, пригласив для переозвучания актёров, которые на тот момент были ещё живы, а также задействовав новых. Ну а дальше, решив уж не мелочиться, доработал спецэффекты, переснял некоторые сцены, а другие вообще убрал (в том числе, обрезал сцену купания), в результате чего фильм сократился на целых двадцать минут. Утверждения Николая Викторова о том, что он-де выбрасывал лишь ненужные эпизоды с идеологической окраской оставим на его совести: никакой советской пропаганды в фильме отродясь не было. В результате получился натуральный эффект Йетса пополам с пыткой увеболлом, где сюжет распадался на части из-за кривых монтажных решений Викторова-младшего (кстати, обнажёнка, благополучно пережившая советскую цензуру, была им безжалостно вырезана — для расширения аудитории, что ли?), а дубляж, выполненный в худших традициях озвучки голливудского ширпотреба, но вперемешку с голосами оригинальных актёров, резал слух. Пришлось к тому же и записывать новый саундтрек, поскольку часть музыкальных тем Алексей Рыбников использовал для рок-оперы «Юнона и Авось», что создало путаницу с правами; новую музыку написал сын композитора Дмитрий, на котором природа всё же несколько отдохнула. Тем не менее, из-за ужасного качества оригинальной версии (звук был такой, что казалось, будто головы всех героев обмотаны стегаными одеялами) автору статьи пришлось начинать своё знакомство именно с этого недоразумения. Некоторые фанаты создавали комбинированные версии.

Чудом осталась жива

Отношения с мужчинами у неё не складывались. Но исключительно потому, что она сама дистанцировалась от них. Было, правда, в начале 90-х годов одно большое исключение. Появился в её жизни Вячеслав. Он был моложе её на 9 лет, они прекрасно прожили вместе несколько счастливых лет. Но потом он исчез из её жизни. В отношения пары вмешались родители Славы. Самое печальное в этой истории, что некоторое время Слава погиб.

В 80-е годы Елена всерьёз увлеклась различными восточными практиками, серьёзно занималась медитацией. Один раз она так далеко «улетела», что была на волосок от смерти.

Ещё ближе к смерти она была 1995 году, когда работала секретарём-референтом у известного бизнесмена Ивана Кивелиди. Он был отравлен, умерла коллега Елены — Зара Исмаилова. Сама Елена лишь чудом тогда осталась жива.

Дальше Елена Владимировна работала во многих местах: уборщицей в Храме Валаамского подворья, воспитателем в интернате для детей инвалидов, в Обществе ветеранов войны и инвалидов. Потом продавала церковную утварь и книги. Работала в магазине немецкой обуви и в магазинах женской одежды. Долго работала менеджером по работе с клиентами в центре изучения иностранных языков, пела в хоре одного из храмов Москвы. Впрочем, она и сейчас поёт там.

Даже не верится, что Елене Владимировне Метёлкиной уже 67 лет. Она по-прежнему прекрасна в своей неземной красоте и хрупкости.

По материалам:

Прима Дома моделей

А потом девушку заметили на улице, и пригласили сняться для журнала моды. Утончённая, изысканная красота девушки бросалась в глаза не только утомлённым знаньями книголюбам

Её фотографии, попавшие в журнал мод, который тогда базировался на Кузнецком мосту, вскоре привлекли внимание модельеров. И вот ей поступило предложение работать на подиуме в ГУМе

Лена стала демонстратором одежды Московского Дома моделей.

За несколько лет она стала примой Дома моделей. Все понимали, что она уникальна. Её фигура была такая, что многие платья и наряды могла носить на показах только она. Другие манекенщицы в эти наряды не влезали

На её необычную внешность вскоре обратили внимание кинодеятели

Суровая школа жизни

Съёмки картины принесли Елене встречу с будущим мужем, неким портным из Запорожья. Он просто прописался на съёмочной площадке и оказывал такие знаки внимания Елене, что она дрогнула и вскоре вышла за него замуж. Хотя тяжелые предчувствия в отношении её будущей семейной жизни тогда были у многих.

В итоге её избранник, Сергей, повёл себя весьма неблагородно по отношению к Лене. Он чуть не оттяпал у неё квартиру, был категорически против ребёнка. В Итоге Лена Метёлкина прошла суровую школу семейной жизни, стойко перенесла все тяжести бракоразводного процесса.

Елена при всей своей хрупкости обладала сильным внутренним стержнем. Она не сломилась. Родила сына Сашу. Но душевную травму получила. Отношения с мужчинами она отодвинула на задний план.

Тут весьма вовремя стали снимать «Гостью из будущего». Режиссёр Павел Арсенов попросил Кира Булычёва написать образ Полины, специально для Метёлкиной. В книге её нет. Но на экране мы получили еще один невероятный образ, что называется «на все времена».

Кстати, поступали Елене приглашения на роли в сказках. Она даже пробовалась на роль Кикиморы в кинофильм «Там, на неведомых дорожках». Но Елену не утвердили на эту роль. Её в итоге сыграла Елизавета Никищихина. Зато какой прелестный, милый образ учительницы музыки она воплотила в фильме «Очень важная персона». Чуть позже была роль в картине «Прикосновение», где она сыграла сестру главной героини.

Впрочем работу манекенщицей она не оставляла и работала в Московском Доме моды еще долго. В общей сложности работе на подиуме она посвятила 20 лет своей жизни.

Значение этой татуировки

Дельфина

скорпион ищущий путь к звездам ((((((( Навигационная звезда или роза ветров — древний, и, тем не менее ничуть не устаревший тату — мотив, известный еще столетие назад. Звезды на небе часто служили ориентиром для моряков, особенно Северная, или Полярис, в Северном полушарии, а также Южный Крест в Южном. Моряки татуировали себе навигационные звезды, потому что они полагались на них: от звезд зависела их жизнь, они должны были указать путь домой. Мореплаватели были весьма суеверными людьми и надеялись, что их татуировки в форме звезды послужат амулетом благополучного пути. Приблизительно в то же время морская звезда стала обозначаться на компасах. В более позднее время подобные звезды стали символизировать жизненный путь, его поиск. Их стали делать те, кто хотел не сбиться с избранного пути. Таким образом, звезда стала путеводной — ее образ помогал не сбиться с избранного пути, когда человек потерян или испуган. Позже такие звезды стали символами награды, высокого поощрения, признаком отличия. Татуировки скорпион — выглядит стильно, мужественно, красиво в большей степени подойдет мужчинам, которые предпочитают агрессивную тату. Значение татуировки скорпион: Cкорпион иногда — оберегающий талисман. В Европе скорпион является символом насилия, ненависти и мести. В Японии скорпион — олицетворение мудрости, а в сочетании с цветами — символ любви и долгой супружеской жизни. В Древнем Египте он был атрибутом покровительницы мертвых богини Селкет. В Африке считалось, что скорпион сам выделяет средство против своего яда, поэтому его символика носила двойственный характер — он был символом как врачевания, так и убийства. В Библии скорпион — демоническое существо, в средневековом искусстве — знак смертельного предательства, иногда зависти или ненависти. Вот какие значения имеет символ скорпиона в разных традициях: Христианство: зло, мучение, предательство, Иуда Искариот.

Египет: атрибут Сета в тифонической ипостаси, Селка, или Селкета, защищающего мертвых. Семь скорпионов сопровождали Изиду во время поисков Озириса. Еврейская традиция: яд, смерть. Митраизм: дадофоры (факелоносцы) , держащие направленный вверх и вниз факелы, — это Бык и Скорпион как символы жизни и смерти, восходящего и заходящего Солнца и т. д. Шумеро-семитская традиция: скорпионы или человеко-скорпионы были стражами Ворот Солнца, Гор Запада и Двойных Ворот. Скорпионы были связаны с Иштар или Ниной. Атрибут Сабазия Фригийского. В греческой мифологии охотник Орион, который дерзко вызвал на поединок богиню Артемиду, был смертельно ужален скорпионом.

Игорь-никита никитин

Значения нет. Просто татуха которых очень много. Да и какая разница кто чего себе сейчас колет. В данное время нет спроса за наколки. Так что можешь набить себе хоть танк, хоть кочегаров. Но с кочегарами будут иметь тебя.

Максим

в прошлом скорпиона носили участники боевых действий (армейская сфера) или зэки-беспредельщики (буквальное значение: «Выживу в любых условиях»), отбывавшие сроки на т. н. «красных зонах» — усиленного режима с жесткой не воровской, а конвойной дисциплиной. Там было значительно труднее существовать «ворам». Иногда скорпиона берут в свои особые символы отдельные отряды спецподразделений или просто армии, и тогда они начинают кочевать с нашивок на тела самих людей, в них служащих или служивших. Перевод — через тернии к звездам. Роза ветров — аналогично подкове — удача, форт. Если эта тату на твоей спине, то можно сказать, что она значит из прапорщиков в генералы))) ) раз звезда одна, то в генерал майоры.

Сюжет[править]

2 апреля 2221 года (ровно через 200 лет с момента написания этой статьи) патрульный звездолёт «Пушкин» обнаруживает в космосе погибший корабль-лабораторию, набитый останками гуманоидных существ, неотличимых от людей. Среди них внезапно оказался выживший — юная девушка, уцелевшая благодаря тому, что в момент катастрофы на ней был скафандр. Спешно созванная Комиссия по контактам пытается решить, что делать с этим дивным явлением, которое только и делает, что сидит и зыркает на учёный совет огромными глазищами. Известно лишь то, что девушка, подобно своим погибшим братьям и сёстрам, была выращена в лаборатории путём клонирования, и что она обладает сильными психокинетическими способностями. Учёный-экзобиолог Надежда Иванова настаивает на том, что незнакомку необходимо закрыть в лаборатории и там хорошенько обследовать на предмет стремления убить всех человеков, однако специалист по контактам с инопланетным разумом Сергей Лебедев настаивает, что инопланетянка должна общаться с людьми и под свою ответственность привозит её домой.

Девушка постепенно осваивается среди землян, всей душой привязывается к семье Лебедевых, а к сыну Сергея, Степану, со временем начинает испытывать явно романтические чувства. Она называет себя Нийей и своё прошлое помнит лишь отрывочно — угрюмые пейзажи гибнущей планеты, отравленная вода, кислотные дожди, седовласый учёный, подаривший ей жизнь… Надежда, продолжающая изучать Нийю, обнаруживает в ее мозгу центр подчинения, с помощью которого можно управлять девушкой. Нийю это приводит в отчаяние, и после одного из экспериментов Надежды она даже пытается покончить с собой, но Степан спасает её.

Тем временем на Землю с просьбой о помощи прибывают люди по имени Ракан и Торки — посланцы с планеты Десса, которая стараниями алчных промышленников превратилась в свалку токсичных отходов. Жители Дессы ютятся в подземельях и носят противогазы, питаются синтетической пищей, воду и воздух приходится очищать искусственно, а многие дети рождаются мутантами.

Для спасения Дессы земляне отправляют звездолёт «Астра» с экспедицией; в её состав попадают Надежда Иванова и Степан Лебедев, которому немедленно поручают уход за коллегой его дедушки, разумным и страшно капризным осьминогом Прулем с планеты Океан. За ними на звездолет «зайцем» пробирается и Нийя, осознавшая, что Десса и есть её родная планета. Выясняется, что Нийю вместе с её братьями и сёстрами создал учёный Глан, наделив сверхспособностями, дабы эти искусственные люди спасли планету от гибели. Опасаясь расправы, он бежал с Дессы вместе со своими созданиями и ждал, когда его друг и соратник Ракан возьмёт власть, однако враги заложили в его космическую лабораторию бомбу и после победы Ракана привели её в действие, уничтожив Глана и почти всех его «детей».

Высадив успевшего всех заколебать Пруля на родной планете, земляне вместе с Нийей наконец прибывают на Дессу, где успешно приступают к очистке экосистемы, однако на их пути встаёт зловещий карлик Туранчокс, сколотивший капитал на торговле масками, противогазами и синтетической пищей, которые в случае успеха спасательной миссии станут никому не нужны. Опасаясь за свою власть, гнусный делец решает во что бы то ни стало погубить экспедицию. А в подвалах института Глана, где окопался Туранчокс, бурлит чудовищная биомасса, использовавшаяся для создания клонов…

ИНЫЕ «ТЕРНИИ»

«Через тернии к звёздам» существует в трёх версиях: сценарий Булычёва, оригинальный фильм 1981 года и переделка, выпущенная сыном Викторова Николаем в 2001 году. Сценарий отличается от фильма довольно сильно. Скажем, «коллега Пруль», капризный житель планеты Океан, которого «Астра» доставляет домой, в фильме — учёный, пусть и (цитата) «своеобразный», а в сценарии — вельможа. Поэтому реплика Пруля «Ох уж мне эта современная молодёжь! Забывает, что забота обо мне облагораживает!» звучит как сатира на советских бонз. Эпизоды, в которых «Астра» приводняется на Океане и принимает участие в войне с каррушами, «хищниками, похожими на одеяла», в картину не вошли вообще (выбивались из темпоритма?), хотя и могли её украсить. Вообразите эту сцену: «Фигура Нийи, разложившись на множество фигур, как овеществлённые радиоволны, вылетает через иллюминатор в океан…» Вырезали из фильма слова, которые бывшая девушка Степана бросает Нийе: «У тебя же пупка нет!» Интересно, отчего отсутствие пупка показалось цензорам безнравственным? Может, из-за пошлого анекдота о девушке, у которой он «стёрся»?

Что-то с телефоном (1979) По рассказу «Можно попросить Нину?» (1973)

Этот фантастический мир, выпуск 4 (1981) По рассказу «Снегурочка» (1973)

Этот фантастический мир, выпуск 5 (1981) По рассказу «Выбор» (1971)

Через тернии к звёздам (1981) Оригинальный сценарий

Совсем иначе в сценарии решён финал. Биомассу останавливают не телекинетические способности Нийи и землян, а силовое поле «Астры», при этом робот Бармалей «выдвигает из правой руки лазерный тесак и режет массу. Куски её чернеют, отваливаются. Из неё выкатывается череп Ракана…» — красиво, согласитесь! В фильме персонажи стали куда проще, тот же Туранчокс сделан убийцей Глана, хотя в сценарии он никого не убивал: «Неужели ты подумал, что мне выгодно было убить Глана и его детей? Они мне были нужны живыми». Настоящий убийца — «друг» Глана сикки Ракан. Другой пример: в фильме землянин Климов говорит Нийе, что Глан «стал бы жертвой палачей», в сценарии — что «логика событий сделала бы его палачом»; почувствуйте разницу. А вот сцены, где Туранчокс чуть не погибает от щекотки, в сценарии нет.

Версия 2001 года оцифрована, очищена, переозвучена, так что не все актёры разговаривают своими голосами, а главное, сокращена. Среди прочего пропала отменная реплика деда Степана про космос: «И там не без урода!» Ещё Николай Викторов вырезал сцену с раздевшейся Нийей на берегу моря; в СССР, где «секса не было», обнажённая инопланетянка никого не смутила (странная была эпоха: пупок цензоров волновал, женская грудь — нет), а в новой России ей места не нашлось. Добавлены всего два кадра — вид космопорта и надпись «Все виды гибнущей планеты Десса сняты на планете Земля», которую Ричард Викторов и в самом деле хотел поместить вместо слов «Конец фильма».

В роли негостеприимной Дессы — жёлтый светофильтр и окрестности нефтеперерабатывающего завода в Исфаре, Таджикистан

«Через тернии к звёздам» — кино передовое, даже провидческое. Если бы Викторову дали больше денег, фильм, весьма возможно, покорил бы не только СССР, но и весь мир. Мёртвый корабль Глана с плавающими в невесомости клонированными эмбрионами визуально предвосхищает четвёртого «Чужого» с клонами Рипли; встречающие «Астру» жители Дессы в противогазах и с граммофонами сделали бы честь любому фильму-катастрофе. Пейзажи, снятые около заброшенного нефтеперерабатывающего завода возле таджикской Исфары, явно вспоминались Георгию Данелии, когда он создавал планету Плюк для фильма «Кин-дза-дза». Даже скверное качество советской плёнки, благодаря которой Десса выглядит словно бы погружённой в вечный полумрак, лишь усугубляет ощущение тотального бедствия (в версии 2001 года картинка осветлена, и это не идёт фильму на пользу). Режиссёр оглушает зрителя контрастом: куда вы хотите попасть — в светлое будущее или в тёмное?

Булычёв писал о Викторове, что тот был, по сути, проповедником: «Для Ричарда был важен не столько процесс создания фильма, сколько его конечный воспитательный результат». Если так, «Через тернии к звёздам» — самая мощная из его проповедей. И она ещё долго будет актуальной.

Капитан Кучкин (Анатолий Кузнецов) вспоминает молодость

Терновый венец

В заключение изучения того, что это – «тернии», стоит сказать и о венце, состоявшем из веток растений с шипами. Согласно трем евангельским повествованиям, таковой римские воины возложили на голову Спасителя во время его поругания.

Так, например, в Евангелии от Матфея сказано следующее. Римские солдаты сплели венец из терна и возложили Иисусу на голову, дав в правую руку трость. Они становились перед ним на колени, насмехаясь над ним, и говорили: «Радуйся, Царь Иудейский».

Сведений о том, когда терновый венец был снят с головы Иисуса, в канонических Евангелиях не обнаружено. На полотнах некоторых художников Христа, распятого на кресте, можно увидеть с венцом.

Итоги

Конечно же, каждый из нас вправе самостоятельно искать свое понимание фразы в «через тернии к звездам». Значение словосочетания достаточно ясно, и ее можно раскрыть согласно собственному пониманию пути к успеху. Возможно, некоторым из нас придется по душе первоначальный смысл творения Сенеки – путь простого человека на небо, в царство античных богов. Из произведения можно сделать вывод, что благодаря совершенным подвигам каждый смертный может вознестись к славе и признанию.

Верующим будет ближе символ тернового венца, напоминающий о муках Спасителя. Здесь признание и известность приходят не через подвиги, а через муку и лишения, которые могут встретиться на пути каждого христианина.

А многие из нас подумают о значении «через тернии к звездам» как о напоминании о том, что путь каждого человека к заветной мечте лежит через многочисленные препятствия, преодолевая которые, мы становимся, лучше, мудрее и сильнее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector