Надежда ламанова

Содержание:

Письмо Василия Николаевича Терновского, адресованное Ламановой Надежде Петровне

Терновский Василий Николаевич (1888, Ташкент—1976, М.), анатом, историк медицины, популяризатор науки, д. медицины (1922), д. мед. н. (1935), проф. (1924), ак. АМН (1944).

Глубокоуважаемая и дорогая Надежда Петровна,

мы с женой все время поджидаем извещения о встрече Вас. Я немного задержал ответ на Вашу телеграмму т.к. Комитет по дел.Высш. Школы, после моего отчета о проведении Госуд. экзам. В Горьк. Медиц. и-те, поручил мне редактирование анатомическ. учебников и я совершенно убежденный, что Вы уже выехали, немножко лихорадил с своей вынужденной задержкой. Жена телеграфировала мне, что есть от Вас телеграмма и я был уверен, что Вы уже выехали. И в настоящее время надежда, меня еще не покинула увидеть Вас здесь под башнями… Казани.

Мне дали путевку в дом отдыха в Теберду (на Северн. Кавказе). Это учреждение Комис. Содейства ученым и там хорошо отдыхать. Мы один раз там уже жили месяц. Путевка и является причиной нашего выезда числа 25 VII из Казани, вот почему я Вам указал в телеграмме на этот срок.

Я думал, что за этот срок мы успели бы все посмотреть, передохнуть и потом ехать дольше. Либо вниз по Волге, как это нам надо, либо вверх, если бы Вы поехали полюбоваться тем Плесом. Будет очень жаль, если сроки наших отдохновений не совсем совпадут и Вы не сможете до 25 VII совершить путешествие; правда возможно проехаться по Волге еще раз и в начале сентября, когда мы уже будем на месте и будем Вас так же радостно ждать. Я был убежден (как мы об этом говорили на незабываемом Суворове), что Вы числа 7-го или 10 VII непременно сядете на пароход в Москве и все было бы гениально. Ну, у нас еще не потеряна надежда. Сердечный привет Марии Петровне и Софии Петровне.Вам сердечно преданныйТерновскийКазань, 15. VII. 37 г.

Письма Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, адресованные Ламановой Надежде Петровне

Ольга Леонардовна Книппер-Чехова (1868 — 1959) — российская и советская актриса. Народная артистка СССР (1937). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).

28 июля 1931 года Гурзуф

Милая дорогая Надежда Петровна!

Только вчера дошла до меня весть о кончине Андрея Павловича. Что тут сказать! Всей душой, всеми мыслями с Вами. Понимаю Вашу душевную муку – проживши долгую жизнь с человеком, каков был Андрей Павлович, и потерять его.

Мне было очень обидно, что не пришлось повидаться с Вами, но причина моя ужасная весенняя болезнь, затем мой отъезд в деревню, после которой я всего была несколько дней в Москве и готовилась к переезду в Ленинград с нашими гастролями. После Ленинграда я в Москве только успела навестить на даче нашего малыша и укатила в свой Гурзуф – маленький мой рай, где смягчаются и на время забываются все наши горести земные.

Целую Вас крепко, помню и люблю. Ваша Книппер-Чехова.

Примечание: Книппер-Чехова выражает соболезнования в связи со смертью , мужа Надежды Петровны.

11.05.1933 года

Дорогая Надежда Петровна

От всей души нежно благодарю Вас, обнимаю и целую за Ваши чудесные создания, которые так помогают мне в моей трудной роли.

Ваша О.Книппер-Чехова.

Только воротничка никакого не надо, портит вкусное платье.

ОК

Примечание: Ольга Леонардовна благодарит Н. П. Ламанову за костюм к спектаклю «У жизни в лапах», возобновленному 11 мая 1933 г.

8.06.1936 года Киев

Дорогая Надежда Петровна,

Не знаю, как Вас благодарить за чудный, чудный костюм. И платье без пальтошки знаменито сидит, просто очаровательно.

Целую Вас.

Киев красив, зелен, хороший воздух; много гуляю и немного отдыхаю от московской толчеи.Скоро ли Вы вздохнете?Шлю Вам большой большой привет.Обнимаю и целую.

Ваша О. Книппер-Чехова

Выставка «Эрмитажная энциклопедия текстиля. Реставрация»

С 29 июля по 15 октября 2017 года в Гербовом зале Зимнего дворца на выставке «Эрмитажная энциклопедия текстиля. Реставрация» представлены музейные предметы, жизнь которых была неоднократно продлена благодаря реставрации. В том числе на выставке можно увидеть придворное платье шлейф работы мастерской Н.П. Ламановой, принадлежавшее княгине Зинаиде Николаевне Юсуповой.

На выставке также представлены парадные, праздничные, церемониальные и военные костюмы и церковные облачения. Особый интерес представляют мемориальные предметы из коллекции «Гардероб Петра I», мундиры императоров и платья императриц, сохранившиеся до наших дней. Реставрация костюма подразумевает не только очистку и укрепление тканей, но и реконструкцию формы, фасона платья. Для сохранения костюмов требовался индивидуальный подход, а для каждой ткани разрабатывалась своя методика реставрации.http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/2017/encyclopediaoftextilerestore/?lng=ru

*****

Память[править | править код]

  • Марина Цветаева в своём стихотворении «Полотерская» зарифмовала фамилию Надежды Петровны:
  • Фильм «Надежда Ламанова» из цикла «Гении и злодеи уходящей эпохи» Льва Николаева (2009).
  • Фильм «Мода для народа», подготовленный ВГТРК (2011).
  • В январе 2016 года вышла книга советского и российского журналиста и публициста Андрея Доброва «Последний крик моды. Гиляровский и Ламанова». Это третья книга автора, написанная в жанре «исторический детектив», в линейке книг о расследованиях «Короля репортеров» Владимира Гиляровского. По сюжету известный журналист расследует странное самоубийство брата одной из работниц знаменитой «моделистки» Надежды Петровны Ламановой. Несмотря на то, что главные герои книги — реальные исторические персонажи, а автор, «работая над образом Ламановой, старался найти как можно больше информации о её жизни и, главное, работе Ламановой настоящей», в предисловии к книге Добров пишет, что «все персонажи этой книги являются выдуманными и никакого отношения к реально жившим людям не имеют. И все же я буду очень рад, если, прочитав эту книгу, вы захотите узнать больше о Надежде Петровне Ламановой — её судьбе и творчестве».
  • С 1994 года Московский Дом Моды Вячеслава Зайцева и одноимённый Дом Моделей проводят конкурс российских художников-модельеров имени Надежды Ламановой. Конкурс проводится среди профессиональных модельеров, помогая развитию моды как искусства и как индустрии в России. Лауреаты конкурса в настоящее время — это, в основном, известные профессиональные модельеры, в их числе Султанна Французова, Ольга Солдатова, Олег Шаров и другие. На конкурс необходимо представить несколько ансамблей как для приемов, так и для повседневной жизни, а также — маленькое чёрное платье. Конкурс имени незаслуженно забытой русской художницы является проводником понимания моды как высокого искусства, а не ремесла, напоминания о великой художнице, талант которой по своему масштабу не уступает таланту кутюрье с мировой известностью и легендарными именами.
  • 19 февраля 2016 года в Московском Доме Моды В. М. Зайцева прошла I Научно-практическая конференция «Российская мода», организованная директором по развитию Дома моды Славы Зайцева . Темой первой конференции стали жизнь и творчество Надежды Петровны Ламановой. В конференции приняли участие Александр Васильев, текст Тамары Коршуновой (ведущего научного сотрудника Государственного Эрмитажа) зачитала Юлия Попова, директор по развитию Дома моды В.М.Зайцева, Наталья Ездина (доцент кафедры сценического костюма школы-студии МХАТ), Алла Щипакина (ведущий искусствовед ОДМО на Кузнецком Мосту), тележурналист, историк моды, генеральный директор Фонда «Магия моды» Наталия Козлова, историк моды, искусствовед Алёна Арефьева и многие другие.
  • Генеалогические исследования проведены генеалогом Андреем Львовичем Ламановым. Многие ранее неизвестные факты биографии были установлены Татьяной Грачевой и Марией Маркович.
  • Надежда Ламанова является одним из главных действующих лиц детективного романа современного писателя Андрея Доброва «Последний крик моды. Гиляровский и Ламанова».
  • Пикуль В. С. Исторические миниатюры, Закройных дел мастерица!. Издательство: АСТ, Вече, ISBN 5-17-010666-1, 2002 г., есть аудиоверсия

Карьера до революции

После учебы Ламанова некоторое время работала в известном ателье. Но очень быстро она решила создать свою мастерскую. К талантливой мастерице сразу пошли клиентки. Модельер придумывала собственный образ для каждой дамы. Ее платья идеально сидели на любой фигуре. Секрет успеха состоял в том, что Надежда накладывала куски ткани заготовки в процессе примерки. Конечно, такой подход был утомительным для клиенток. Зато результат был потрясающим. В других ателье мастера так не работали.

Многие москвички полагали, что платья Ламановой совершенно не уступали парижским. Надежда никогда не работала сама. Очень быстро она обзавелась работницами, которые и осуществляли пошив. Сама же Ламанова придумала потрясающие модели. Даже императрица Александра Федоровна носила ее платья. Ламанова числилась поставщиком нарядов «Ее императорского величества». Клиентками модельера были очень известные женщины того времени – Вера Холодная, Мария Ермолова, Ольга Книппер-Чехова.

По просьбе Станиславского Ламанова также шила костюмы для театральных постановок Московского театра. Сотрудничала Надежда с актерами до самой смерти.

Забытая…


Артистки МХАТа в платьях Надежды Ламановой 

В 1941 году, когда МХАТ в полном составе эвакуировался на Урал, Ламанова опоздала получить свой билет на поезд. Пока они с сестрой, сопровождавшей ее повсюду, дошли до здания театра, администрация просто забыла о них, и все разъехались. О Ламановой забыли, как о верном старом Фирсе из «Вишневого сада»! Ошарашенные, Надежда Ламанова и сестра присели отдохнуть на лавку у Большого театра — ровно напротив знаменитого портика с колесницей Аполлона. И тут раздалась воздушная тревога, поднялась паника — и у Ламановой не выдержало сердце. Это случилось 15 октября 1941 года.

Она была человеком эпохи, старой эпохи. Новая эпоха рвалась вперед, как поезд или даже громыхающий товарняк, где ехали новые простые, классово однородные люди. Эпоха отправляла в поездах на фронт новобранцев, в лагеря — миллионы политзаключенных. В новой эпохе Ламановой не было места. Как не было всему редкостному и штучному.

Письма Веры Игнатьевны Мухиной, адресованные Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой

27 декабря 1941 годаВ Самарканд

Милые мои девочки! С Новым годом!

Пожелаем друг другу, чтобы он был легче старого, для меня он был тяжел. 20-го октября убит наш милый Сережа Замков, где-то недалеко от Москвы. Убит в бою, как пишет его жена Наташа. Как мне бывает больно, когда гибнет что-то красивое, а он был красив и душою и телом… 15-го октября, через три дня после нашего отъезда, умерла на улице от разрыва сердца моя дорогая Надежда Петровна Ламанова. Я все время чувствовала себя страшно виноватой, если бы вы знали, как тяжело она переживала наш отъезд! Я не могу простить себе, что я уехала. Ее последние слова мне были: «За пять последних лет вы были самым светлым, что у меня было». Потом она повернулась и без единой слезы, как автомат, сошла у нас с лестницы и исчезла из моей жизни навсегда. Умерла она по дороге из театра. Когда узнала, что МХАТ уехал, бросив ее и даже не предупредив…

Примечание: Сергей Андреевич Замков, архитектор, брат мужа Веры Игнатьевны, Алексея Андреевича Замкова. Позировал Вере Игнатьевне для скульптурной группы «Рабочий и колхозница».

Апрель 1943 годаВ Самарканд

Милые мои Нина и Зина, мои ласковые девочки!

Перечитала сегодня ваши письма, спасибо вам за доброту, за любовь. Мне вас недостает. Алеши нет, и Надежды Петровны нет, и Сережи нет. И так иногда грустно, что и рассказать невозможно.

До революции

Родившаяся в дворянской семье в Нижнем Новгороде Надежда Ламанова в раннем возрасте столкнулась с большими трудностями. У девушки умерли родители, и после гимназии она не смогла получить обычного для ее круга образования. Вместо этого Ламанова, вынужденная содержать не только себя, но и четырех младших сестер, поступила в Московскую школу кройки и шитья Ольги Суворовой. Проработав некоторое время ведущей закройщицей, 24-летняя портниха открыла собственную мастерскую в Москве. Современники признавали ее незаурядный талант модельера. Достаточно было клиентке войти в мастерскую, как Ламанова тут же придумывала наиболее подходящий для нее образ и приступала к созданию эскиза. Она накладывала на тело клиентки куски ткани и закалывала их булавками в нужных местах. Это было совсем не похоже на то, как работали другие портнихи, поэтому дела Ламановой быстро пошли в гору. Москвички говорили, что ее платья ничем не уступают парижским. При этом Ламанова никогда не возилась с иглой и ниткой сама, поручая непосредственный процесс шитья своим работницам.

Платья от Ламановой носила даже государыня Александра Федоровна. С 1890-х московская портниха числилась «Поставщиком Ее императорского величества». Среди других известных современниц, одевавшихся у Ламановой, – актрисы Ольга Книппер-Чехова, Мария Ермолова и Вера Холодная. Обычной же клиентурой мастерской были жены и дочери самых состоятельных жителей Москвы. С легкой руки Константина Станиславского Ламанова также стала шить костюмы для спектаклей Московского Художественного театра. Ее сотрудничество с актерами и режиссерами продолжалось до самой смерти.

При советской власти

К Октябрьской революции Надежда Ламанова отнеслась весьма настороженно. Однако она всегда была аполитична, и, в отличие от многих своих клиенток, не уехала за рубеж. Портниха продолжила заниматься своим делом — и даже была обласкана новой властью. Во многом этому способствовали одевавшиеся у Ламановой жены партийных руководителей и «пролетарских» деятелей искусств. Правда, сожительнице Максима Горького Марии Андреевой в 1919 году пришлось похлопотать об освобождении модельера из Бутырской тюрьмы, куда ее посадили как «бывшую». Но больше подобных эксцессов не происходило.

При большевиках одним из направлений деятельности Ламановой стала разработка одежды, доступной для рабочих и крестьян. С этой целью портниха организовала Мастерскую современного костюма при Главнауке. «В России она считалась основательницей новой пролетарской моды», — отмечает один из биографов Ламановой Виталий Вульф.

В 1925 году костюмы Ламановой в псевдонародном стиле были представлены на Всемирной выставке в Париже и произвели сенсацию, завоевав Гран-при. Парижане не понимали, как можно создать такие шедевры практически из подручных материалов (для платьев использовались лен и холст, а бусы были сделаны из раскрашенного хлебного мякиша). Несколько лет Ламанова продолжала создавать одежду «а-ля рюс», принося своим творчеством валюту для Кустэкспорта. Награды модельера дали официальной пропаганде повод утверждать, что советская мода — «лучшая в мире». Впрочем, в 1928 году случилась неприятность — Ламанову лишили избирательных прав на том основании, что она продолжала пользоваться трудом наемных швей.

«Все мои силы, знания и энергию я посвятила с самого начала революции, работе по созданию советского быта и культуры, таким образом, моя работа в течение 11 лет является общественно-полезной», — доказывала в ответ портниха.

Надежда Ламанова умерла в 1941 году, не дожив двух месяцев до 80 лет. Она не успела эвакуироваться из столицы по «театральному списку», и, поняв, что опоздала, скончалась от сердечного приступа на скамейке перед Большим театром.

Письмо Веры Игнатьевны Мухиной, адресованное Марии Петровне Терейковской

Вера Игнатьевна Мухина (1889—1953) — советский скульптор-монументалист. С 1947 года по 1953 год — член Президиума АХ СССР.Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1943). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1951, 1952).

6 декабря 1941 года

Моя милая, дорогая Мария Петровна, Ваша телеграмма была для меня ударом, я просто не могла опомниться 2 дня.Смерть Надежды Петровны, моего лучшего друга, я смело могу сказать, была для меня ужасна. Надежда Петровна была светлый человек, а их так немного.

Меня всегда поражала ее огромная выдержка, неисчерпаемое свежее творчество в 80 лет, то, что она, потеряв все свое состояние с революцией, приняла ее, сохранила светлое отношение к людям. Она была из породы Станиславских, Собиновых, Ермоловых, она была из плеяды светлых гуманистов, последней четверти века. Как мне больно, что я ее больше не увижу…

Фестиваль моды в Доме ученых РФЯЦ-ВНИИЭФ.

Дом ученых РФЯЦ-ВНИИЭФАдрес: Нижегородская обл., г.Саров, пр.Музрукова, 10http://www.vniief.ru23 апреля 2016 в 17:0024 апреля 2016 в 16:00

23-24 апреля 2016 года в Доме ученых РФЯЦ-ВНИИЭФ прошел первый Фестиваль моды в Сарове. В первый день состоялись тематические лекции московских специалистов и преподавателей моды. Говорили о модельере и художнике театрального костюма, уроженке Нижегородской области Надежде Ламановой, которая стояла у истоков российской и советской моды XX века. Представители Московского Дома моды Slava Zaitsev представили историю своей компании и ее традиции. В фойе прошло открытие выставки московского фотографа Аллы Соловской «Против течения». Часть ее коллекции навсегда останется в зале Дома ученых. Завершился вечер демонстрацией моделей костюмов XIX века.

Во второй день перед зрителями более трех часов с моноспектаклем «Русская мода серебряного века» выступил руководитель Московской Академии Моды, известный телеведущий, коллекционер Александр Васильев.

Директор Дома ученых – автор идеи и один из организаторов встречи с историком моды  Елена Шаповалова отметила: «Мода – это не только одежда, это часть культуры. Александр Васильев осветил огромный культурный пласт, люди выходили из зала с благодарностью и желанием встретиться с ним вновь. Конечно, такой вечер не состоялся бы без поддержки Ядерного центра. Есть желание продолжить традицию говорить о моде и показывать ее, но над этой темой необходимо серьезно работать».

Сам модельер выразил благодарность публике и изъявил желание снова приехать в Саров.http://www.vniief.ru/wps/wcm/connect/vniief/site/socialo/culture/culturenews/5ba648004c8ae9a2bd27bd22c9d42636http://sarov.info/news/zato/2016/03/17/festival-mody-proydet-v-dome-uchenyh.html

*****

Личная жизнь и творчество

В артистическую сферу Надежда Петровна вошла благодаря супругу, Андрею Павловичу Каютову. Мужчина был известным меценатом и юристом. Пара поженилась и прожила очень счастливую жизнь, которая была омрачена только отсутствием детей. В доме Ламановых всегда было много гостей, среди которых были художники, музыканты, актеры и режиссеры. Другом семьи был Валентин Серов. Его последней работой стал портрет Надежды, который он так и не успел закончить.

Ламанова всегда очень много работала, но при этом она успевала совершенствовать свои умения в Париже. Именно в столице Франции Надежда познакомилась с французским модельером Полем Пуаре, который стал реформатором женского костюма. Именно с его подачи произошел отказ от корсетов.

Денежное дерево радует пышным цветением: мой секрет в уходе за листьями

Похудела: чем пожертвовала София Тарасова ради «ВИА Гры» (новые фото)

Полезно часто мыть: мифы о шампуне и уходе за волосами, которые только вредят

Карьера Надежды складывалась очень удачно. Она была очень успешным предпринимателем. Ее дом моды приносил солидный доход. Но в 1917 году жизнь Ламановой, как и всей страны, изменилась. После революции женщина лишилась всего, но это не помешало ей продолжить свою работу.

Научно-практическая конференция «Российская мода»

Slava Zaitsev Московский Дом МодыАдрес: г.Москва, Проспект Мира, 21Телефон: 8 (495) 631-41-14http://zaitsevfamily.com19 февраля 2016 13:00 — 17:00

Несмотря на широкий интерес к моде, история отечественной моды и связанные с нею имена практически неизвестны широкой общественности.

Российские граждане гораздо лучше знакомы с биографиями европейских и американских кутюрье, чем с жизнью и творчеством своих соотечественников.

С целью поднятия общественного интереса к этой проблеме и признания заслуг выдающихся деятелей российской моды Московский Дом Моды Вячеслава Зайцева объявляет об основании ежегодной Научно-практической конференции «Российская Мода», тема 1-й конференции: «Н.П. Ламанова – легенда российской моды».

Общий круг вопросов, планируемых к обсуждению и освещению на Конференции:

  1. Архивные изыскания о родословной Н.П. Ламановой, генеалогическое древо семьи Ламановых и родственных семей
  2. Жизнь и творчество Н.П. Ламановой
  3. История российской моды начала ХХ века
  4. Дань памяти исследователю творчества Н.П. Ламановой – Татьяне Константиновне Стриженовой

Формирование концепции и программы проведения конференции возлагается на куратора проекта от Дома Моды.

Куратор проекта – Попова Юлия Анатольевна.

Поколение модных мастеров. Ламановская школа[править | править код]

Из пяти сестёр Ламановых не только Надежда Петровна была модным мастером.

В 1901—1902 годы в на Большой Дмитровке младшая сестра Надежды Мария Петровна Ламанова-Неппенстрем, в те годы жена офицера Русской армии Леонида Карловича Неппенстрем, держала шляпную мастерскую. Позже, уже после революции, Мария Петровна помогала своей старшей сестре: конструировала головные уборы, которые дополняли созданную Надеждой Петровной одежду.

Третья по возрасту из сестёр Ламановых, Екатерина Петровна (по мужу Шварцшильд-Чернова), жила в Петербурге. Жена артиста Императорского русского драматического театра Александра Семёновича Шварцшильд (по сцене Чернова), она держала модную мастерскую дамского платья: в 1903—1906 годы в Эртелевом переулке, 5 (ныне — улица Чехова); в 1909—1911 годы на Бассейной улице, 7.

При ателье Ламановой ещё в доме Адельгейм начала работать бесплатная школа. Одной из главных особенностей стиля Ламановой был, бесспорно, муляжный метод конструирования одежды или наколка: «эскиз» платья создавался прямо на человеке, путём закалывания материи булавками. Все ученицы школы обучались этой технике, о чём свидетельствуют воспоминания потомков учениц и подмастерьев Н. П. Ламановой. Так, например, жена племянника Андрея Павловича Каютова (мужа Ламановой), Ксения Владимировна Межакова-Каютова (в девичестве Чернозубова), училась и работала у Ламановой, как, вероятно, и её сестра — Мария Владимировна Чернозубова.

Ученицей Ламановой была и Надежда Сергеевна Макарова-Маслова (её крестница и предположительно племянница), которая позже стала художественным руководителем первого советского Дома моды на Сретенке, 22 при тресте «Мосбелье».

Письмо Ниссона Абрамовича Шифрина, адресованное Ламановой Надежде Петровне

Ниссон Абрамович Шифрин (1892—1961) — советский театральный художник. Народный художник РСФСР (1958). Лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951).

Письмо главного художника театра Красной Армии Н.А. Шифрина, по эскизам которого под руководством Надежды Петровны были выполнены костюмы к спектаклю «Укрощение строптивой». В 1937 г. театр Красной Армии более полугода гастролировал на Дальнем Востоке. Там, в Хабаровске, 29 ноября 1937 года и состоялась премьера «Укрощения строптивой» — этапной работы театра. О своих впечатлениях от поездки и премьеры и пишет Ниссон Абрамович Надежде Петровне.

Дорогая Надежда Петровна!

Вот уж два месяца, как мы все из Москвы. Время это, полное самых разнообразных впечатлений, промелькнуло так быстро, точно мы уехали дней 5 тому назад. Совершенно изумительная дорога, Ангара, Байкал, зачитинские пейзажи, отроги Хингана — все это ждет еще своего художника или на худой конец кинооператора. Я сделал несколько зарисовок в пути — не знаю, удастся ли мне реализовать их в акварели (хотя-бы).

Мы работали здесь, как звери, в редких случаях позволяя себе пойти к берегу Амура и посмотреть на феноменальной красоты закаты. Здесь, глядя на дальневосточную природу, начинаешь понимать глубокую реалистичность Японской живописи. То, что нам кажется условным приемом, графичность, неожиданность и протекаемость цвета на самом деле заложено в самой природе Дальн. Востока. Я чувствую огромные трудности, которые возникают при желании передать этот пейзаж без слащавости и сантиментов.

Итак, после зверской работы и над очередными спектаклями и над Шекспиром мы выпустили Укрощение 29/ХI. Мы, приглядевшись ко всему, не предполагали, что спектакль будет так принят и даже что он окажется таким значительным. То что сделала режиссура, особенно Попов — так тонко, умно, темпераментно, с хорошим юмором и вместе с тем реалистично чрезвычайно. Местами спектакль плетется кружевом, тончайшими переходами мысли и чудесного человеческого полнокровного чувства. И даже неловко вспоминать и говорить о приеме оказанном нам зрительным залом. Костюмы выглядят очень хорошо, и я (да и не только я) с чувством огромной радости и благодарности вспоминаем о Вас, о работе с Вами, обо всем чему я научился у Вас и о том, как великолепно сделали Вы костюмы. И отзыв рецензента о Вашей работе это только малая дань восхищения. И мне уже хочется дальше и снова сделать с Вами новый спектакль, снова радоваться Вам и снова быть Вам благодарным за Ваше искусство, за его последовательность и принципиальность. И я верю, что так и будет.Горячо целую руки, и аллегорически и так.

Ваш Нис. Шифрин11.XII.37 Хабаровск

Отзыв о работе на выставке «Кустарная ткань и вышивка в современном женском костюме» 1928 года

Именно на выставке «Кустарная ткань и вышивка в современном женском костюме» в 1928 году была оглашена теория Ламановой, ставшая подлинным переворотом в искусстве моделирования костюма, ибо сформулировала новую программу целой важнейшей отрасли декоративного искусства, соответствовавшей характеру новой жизни и обусловленной ею.

Работа Надежды Петровны была отмечена Кустарной группы, под руководством действительного члена Государственной Академии Художественных Наук и руководителя кустарной группы Николая Дмитриевича Бартрама. В отзыве было отмечено тщательно продуманное Ламановой использование «сырья» в виде кустарных тканей деревенской работы, имеющее крупное значение для экспорта. Также Ламанова названа единственным в своем роде лабораторным работником в области женской одежды, реализующим свои научные знания в создании нового рационально построенного костюма, отвечающего действительным потребностям современной жизни.

24 декабря 2016 – 26 февраля 2017 Выставка «Гений в юбке» К 155-летию со дня рождения главной героини русской моды начала XX века Надежды Петровны Ламановой

Галерея БеляевоАдрес: г. Москва, ул. Профсоюзная, 100Тел:+7(495)335-8322, +7(499)793-4121Время работы выставочного зала:Ежедневно с 11:00 до 20:00Выходной — понедельник.Стоимость билетов:полный — 100 рублейльготный — 50 рублейКаждое третье воскресенье месяца — вход на выставку свободный, за исключением платных мероприятий.

Надежда Ламанова – легенда в мире моды и театра, обладательница звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества», первый русский модельер Страны Советов. Как ореол величия ее окружал сонм великих русских княжон, выдающихся актрис, известных писателей, художников и режиссеров. В 1925 году Надежда Ламанова стала единственной обладательницей среди русских творцов послереволюционного периода Гран При «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением» на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже. Триумфальным для нее становится и 1928 год опубликования работы «Теория промышленного моделирования». Известность и признание гения Надежды Ламановой во многом связаны с ее новаторскими идеями, которые послужили основой для становления искусства дизайна в России.

Выставка «Гений в юбке» включала пять разделов: «Дворцовый», «Театральный», «Революционный», «Звезды – звезде!» и «Документальный». Ядро экспозиции составили уникальные экспонаты – платья, выполненные Надеждой Ламановой, из коллекций Музея Москвы и Музея МХАТа. Частные коллекционеры Татьяна Абрамова и Ольга Извольская предоставили подлинные дореволюционные платья, принадлежащие Дому Н.П. Ламановой. Современные реконструкции знаменитых туалетов «Гения в юбке» осуществили 20 российских дизайнеров, вышивальщиц, кружевниц, среди них Елена Супрун, Елена Шипилова, Елена Эланж и Виктория Язарова.

В разделе выставки «Звезды – звезде!» приняли участие ведущие дизайнеры: Вячеслав Зайцев (SLAVA ZAITSEV), Татьяна Парфенова, Егор Зайцев (YeZ by Yegorzaitsev), Анастасия Романцова (A LA RUSSE), Катя Леонович (США), Олег Овсиев (Viva Vox), Игорь Гуляев (IGOR GULYAEV), Виктория Андреянова (Victoria Andreyanova), Сергей Ефремов (Дом моды EFREMOV), Елена Макашова (дизайнер «Студия платья «ХакаМа»), Середин&Васильев. Так они выразили свою любовь и признательность Н.П. Ламановой.

В экспозиции были представлены фотографии и документы из фондов Государственного театрального музея имени А.А. Бахрушина, Государственного музея В.В. Маяковского, «Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества», Государственного Эрмитажа, журнала «Обсерватория культуры» при Российской государственной библиотеке, Российского государственного исторического архива, Государственного архива РФ, Центрального архива г. Москвы, Российского государственного архива литературы и искусства.

В рамках выставки прошла серия мастер-классов и лекций, в том числе:

  • Лекция Сергея Глебушкина «Народный костюм в творчестве Надежды Ламановой».
  • Лекция Татьяны Нагорских «Н.Ламанова и мода: модерн, ар-деко, конструктивизм».
  • Лекция Татьяны Нагорских «Костюмированный бал 1903 года в Зимнем Дворце, модельер Надежда Ламанова и Русский боярский костюм в XXI веке.»
  • Лекция Илектры Канестри «ГЛАВНАЯ РОЛЬ: Надежда Ламанова и кино.»
  • Лекция Наталии Козловой «Магия русского стиля. Код успеха».

Также проведен костюмированный бал «Надежда», к которому был подготовлен электронный каталог выставки «Гений в юбке».

В рамках выставки прошли специальные кинопоказы: «Аэлита», «Цирк», «Александр Невский», где можно было увидеть главных героев в костюмах от Н.П. Ламановой, а также документальный фильм Н. Козловой, выпущенный в 1994 году программой «Магия моды».

Куратор выставки – Наталия Козлова, международный обозреватель и историк моды.Арт-директор выставки – Антонио Вильчес-Ногерол, руководитель студии «АРТ-Дизайн».Арт-директор костюмной части – Сергей Васильев, дизайнер.Прогулка по выставке здесь: Выставка «Гений в юбке»»ГЕНИЙ В ЮБКЕ», ИЛИ ПРОЕКТ ВСЕЙ РОССИИ К 155-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ВЕЛИКОЙ Н.П. ЛАМАНОВОЙ:http://salon-5.livejournal.com/19440.htmlВыставка «Гений в юбке»:http://statearchive.ru/804

*****

Визитная карточка и фирменный бланк ателье

Одно из писем Ламановой, адресованное Марии Федоровне Герингер, написано на цветной визитке ателье. Так что теперь мы знаем, как же выглядела визитная карточка Поставщицы Двора Ламановой и фирменный бланк ателье начала 1900-х годов.Визитная карточка Ламановой. Начало 1900-х гг.Фирменный бланк ателье Ламановой

История возникновения визитных карточек достаточно интересна и противоречива (в части века появления и страны- “первопроходца”).

Первоначально визитные карточки назывались визитным билетом. Первые визитки появились в Китае примерно в III веке н.э. Указом Императора правительственным чиновникам было вменено в обязанность иметь визитки с указанием имени и должности. Визитки государственного образца изготавливались из красной бумаги с каллиграфическим написанием текста чёрной тушью только имя, фамилия и должность.

В XVI-XVII веках визитки уже имели горожане Венеции и Флоренции, самые ранние визитные карточки датируются 1731 г.

Во Франции они появились в XVII в., во времена Людовика XIV. Естественно, первыми обладателями визиток стали дворяне и богатые люди. Известно, что в этот же период германские студенты (город Падуя) перед отъездом на каникулы оставили преподавателям красочные миниатюры фамильные гербы со своею подписью и датой вручения.

В истории возникновения визитных карточек появляется Япония- там визитные карточки стали использоваться чиновниками в 70-х гг. прошлого века.

Российские визитки вошли в обиход во времена царствования Екатерины II. В то время они были изрядно вычурные, с большим количеством растительных орнаментов, гербами владельцев.

В дореволюционной России визитные карточки были весьма распространены. Прежде всего они были своеобразным свидетельством визита. Так, например, извещая о своем возвращении, принося благодарность и т.д., необходимо было явиться с визитом лично, а в случае отсутствия хозяев оставлялась визитная карточка. Практичны и удобны были визитные карточки, имеющие на четырех углах начальные буквы обозначений различных случаев, которые могли быть причиной посещения. Например, “п”- означало поздравление, “о” – отъезд и, следовательно, прощальный визит, “ж” – желание осведомиться о состоянии здоровья, “в”- возвращение из длительной поездки. Загибался угол, где находилась буква, означающая цель визита.

В Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства сохранилась одна на двоих визитная карточка Надежды Петровны и Андрея Павловича Каютовых вероятнее всего использованная с целю визита. Там же хранится и персонализированная визитная карточка .Визитная карточка Н.П. и А.П. Каютовых. 1900-еМестонахождение: «Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства»

В молодой Советской Республике визитки были объявлены “пережитком прошлого” и фактически вышли из употребления. Однако, через непродолжительное время они появились вновь в среде государственных чиновников и артистической элиты. Изготовление визиток, как и вся полиграфия, находилось под неусыпным контролем государства. Для того, чтобы заказать тираж визиток необходимо было её “залитовать” – получить письменное разрешение на изготовление визиток в “компетентных органах”.

Еще одним не мало важным правилом русской визитки“ стало: одинаковый размер, полный отказ от какой-либо изысканности и пышности.

“Второе дыхание” визитных карточек в России началось с бурным развитием экономики в 60-х годах XX века. Визитки начинают заказывать в типографиях, пишут от руки, рождаются фирменные стили. Первоначально визитные карточки имела “верхушка” власти. Но с приходом демократии “эта роскошь” становится доступной для всех.

А в конце XX века начинается новый виток украшательства: разные шрифты, бесцветное тиснение (конгрев), цветные бумаги, орнаменты, эмблемы, золочение обрезов, вырубка. Даже специальные конвертики для визиток.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector