Королева марго

Статьи по теме:

Дюма был неправ

(к 395-летию со дня смерти королевы Марго)
В своем романе «Королева Марго» знаменитый романист не совсем верно представил события, связанные с де Ла Молем и Конконасом. На самом деле все обстояло несколько иначе.

Французам НАТО командовать

Президент Франции Никола Саркози заявил о полном возвращении страны в военные структуры НАТО.

Французские музеи будут бесплатными

Французские музеи станут бесплатными для всех посетителей моложе 25 лет с 4 апреля этого года, заявил президент Франции Николя Саркози, выступая в департаменте Гар перед руководителями учреждений культуры.

Псковские иконы увидят в Лувре

Иконы из фондов Псковского музей-заповедника войдут в состав выставки «Святая Русь», которая откроется в Лувре в 2010 году в рамках программы официальных мероприятий года России во Франции и Франции в России.

Сенсационный саммит

Главы государств и правительств 43 стран Европы, Северной Африки и Ближнего Востока собрались в Париже на саммит с целью учредить новую организацию — Средиземноморский союз, сообщает Associated Press.

Звезды Франции на Тайване

Знаменитые французские актеры Жан-Пьер Лео и Фанни Ардан снимаются в новой ленте «Лицо» одного из самых известных тайваньских режиссеров Цай Минляна, рассказал режиссер в интервью РИА Новости.

800$ за пощечину

Постановлением Исправительного суда французского города Авен-сюр-Эльп преподаватель, давший пощечину 11-летнему ученику, должен выплатить штраф в размере 800 евро, сообщает France Info.

Сразу пять проектов

Нижегородская область представило на Международной выставке недвижимости «MIPIM-2008» в Каннах (Франция) сразу пять крупных архитектурных проектов.

Построят канатную дорогу

Правительство Нижегородской области совместно с компанией Poma (Франция) планируют построить канатную дорогу через р. Волга, связывающую Нижний Новгород с левобережным городом-спутником Бор.

Из-под Noga уходит почва

Франция снимает аресты, наложенные на счета российского Центробанка по иску Noga.

Юмор в произведениях Александра Дюма

Одной из характерных особенностей романов Дюма середины 40-х годов является юмор. Веселые шутки сглаживают остроту ситуаций, комические сцены бросают отблеск на трагические эпизоды и смягчают их краски. Рядом в лирическим образом де Ла Моля возвышается полная веселого мужества и слегка комической самоуверенности фигура его друга Аннибала де Коконнаса, а около мечтательной и пылкой Маргариты с ее политическими замыслами и опасными тайнами — фигура увлекающейся и жизнерадостной герцогини Наваррской. 

Напряженность драматической сцены зачастую разряжается шуткой Генриха Наваррского или забавной выходкой пьемонтца. Жизнеутверждающий юмор поддерживает общую психологическую атмосферу романа, выражающую бесстрашие героев и любовь к жизни. Описания занимают в романах Дюма середины 40-х годов сравнительно небольшое место. Дюма умеет подчас охарактеризовать обстановку и нравы при помощи одной-двух подмеченных деталей, вроде описания комнат баронессы де Сов с картинами эротического содержания в спальне и оружием на стенах молельни, или кольчуги под бархатным камзолом у герцога Гиза, отправившегося на любовное свидание. 

Основная идея

Через всю серию романов о трех мушкетерах проходила в виде центральной сюжетной линии история военной карьеры Д’Артаньяна, который в финале первой книги получил чин лейтенанта королевских мушкетёров, в конце второй — капитана, а на последней странице третьей книги ему вручили жезл маршала Франции. Подобно этому, трилогия о молодости Генриха IV в конечном счёте объединяется историей борьбы короля Наваррского за французский престол. В былые годы Дюма поэтизировал несчастья своего Антони, объясняя их духовным превосходством героя над дурным обществом.

В романе «Королева Марго» Дюма откровенно любуется Генрихом Наваррским, его проницательностью, находчивостью, выдержкой; даже очевидный эгоизм и честолюбие героя не вызывают у него осуждения.Дюма лишает героя высоких идей и широких общественных интересов. Это приводит к обеднению духовного мира его персонажей. Он не требует от мира торжества правды и справедливости. Его оптимизм удовлетворяется меньшим, для него вполне достаточно благополучного разрешения личных житейских планов и притязаний.Общая оптимистическая атмосфера романа «Королева Марго» поддерживается всем его художественным строем. Образ умного, удачливого, мужественного героя, торжество храбрости, находчивости и энергии, буйный поток приключений, стремительный, горячий темп жизни — все это, вместе взятое, содействует созданию доброго оптимистического настроения, в духе которого ведется повествование. Сцены гибели Ла Моля и Шарлотты де Сов не меняют этого общего тона, — они лишь подчеркивают грозную опасность жизненных испытаний, которым подвергается герой и из которых он выходит победителем.

Образ в кинематографе

  • 1954 — Королева Марго / La Reine Margot (реж. Жан Древиль) — в роли королевы Марго — Жанна Моро
  • 1990 — Галантные дамы / Dames galantes (реж. Жан-Шарль Таккелла) — в роли королевы Марго — Марианн Басле
  • 1994 — Королева Марго / La Reine Margot (реж. Патрис Шеро) — в роли королевы Марго — Изабель Аджани
  • 1996 — Королева Марго (реж. Александр Муратов) — телесериал — в роли королевы Марго — Евгения Добровольская
  • 2010 — Генрих Наваррский (реж. Йо Байер) — в роли королевы Марго — Армель Дойч
  • 2017 — Чёрная легенда о королеве Марго / La légende noire de la Reine Margot (реж. Филипп Вержо / Philippe Vergeot) — документально-игровой — в роли королевы Марго — Эльза де Белиловски / Elsa de Belilovsky

Книги

Сортировать:

  • По умолчанию
  • По новинкам
  • По обновлениям
  • По циклам
  • По рейтингу

Бесплатно

Факультет немагического права

Я попала! Мало того, что личная жизнь не сложилась, так меня ещё занесло непонятно куда и непонятно зачем. Вчера состоявшийся эксперт-криминалист, сегодня опять сту… подробнее


Полный текст
176 стр

498028
6874

Общий рейтинг: 5325

Текущий рейтинг:#5877 в Любовные романы #2177 в Любовное фэнтези#1330 в Попаданцы #1201 в Попаданцы в другие миры

Бесплатно

Женская солидарность, или Выжить несмотря ни на что

Аннотация: Я жила обычной жизнью смертных. Никого не трогала, сама себе зарабатывала на хлеб, упорно занимаясь танцами. Как говорится, жила и радовалась до того мом… подробнее


Полный текст
273 стр

3482450
29812

Общий рейтинг: 17633

Текущий рейтинг:#2071 в Любовные романы #487 в Попаданцы

Замороженные

Бесплатно

Давай поспорим, или Никогда не спорь на демона

Почти каждый пятый молодежный роман начинается с того, что красивый и бесспорно горячий брюнет, с синими как небо глазами, спорит на тихоню, и что она в течение меся… подробнее


Заморожена: 30 Авг
42 стр

24760
1024

Общий рейтинг: 445

Текущий рейтинг:#15928 в Любовные романы #5775 в Любовное фэнтези#6943 в Фэнтези #1151 в Городское фэнтези

Бесплатно

Факультет немагического права. Зачет по практике.

Аннотации пока нет, будет позже. Обложка в процессе. Первая часть на редакции и называется Факультет немагического права. Это вторая часть, продолжение первой. Подп… подробнее


Заморожена: 21 Июл
59 стр

192700
5735

Общий рейтинг: 3207

Текущий рейтинг:#8994 в Любовные романы #3330 в Любовное фэнтези#1936 в Попаданцы #1725 в Попаданцы в другие миры

Бесплатно

Сноу

Юная Ева, не ожидая, какой сюрприз преподнесёт ей судьба, закончив учёбу в России, преспокойно переезжает жить к своему родному дяде в штаты. Родственник девушки до… подробнее


Заморожена: 20 Мар
84 стр

75548
1470

Общий рейтинг: 779

Текущий рейтинг:#66763 в Любовные романы #5422 в Фанфик

Бесплатно

новости

чтобы по двадцать раз одно и то же не писать, буду обнародовать здесь сразу и для всех))) Кто подписан на мою страничку, тот всегда будет в курсе всех событий…… подробнее


Заморожена: 06 Июл
1 стр

9044
124

Общий рейтинг: 109

Текущий рейтинг:#29231 в Разное

Бесплатно

Игра вслепую

Есения Абрамова жертва обстоятельств. Чтобы списать долги с семьи она устраивается в известную корпорацию, с одной-единственной целью – украсть документы и навсе… подробнее


Заморожена: 11 Янв
13 стр

3582
584

Общий рейтинг: 220

Текущий рейтинг:#61189 в Любовные романы #21640 в Современный любовный роман#17354 в Эротика #8379 в Романтическая эротика

Ранние годы

Маргарита родилась в Ангулеме 11 апреля 1492 года, она была старшим ребенком Луизы Савойской и Карла, графа Ангулемского . Ее отец был потомком Карла V и, таким образом, был преемником французской короны по мужскому первородству , если и Карл VIII, и предполагаемый наследник Людовик, герцог Орлеанский , не могли произвести потомство мужского пола.

Через два года после рождения Маргариты семья переехала из Ангулема в Коньяк , «где господствовало итальянское влияние и где на Боккаччо смотрели как на немного меньшего, чем на бога».

У нее было несколько сводных братьев и сестер от незаконных отношений ее отца, которые воспитывались вместе с Маргаритой и ее братом. Две девочки, Жанна Ангулемская и Мадлен, родились в результате долгих отношений ее отца с его шатленой , Антуанеттой де Полиньяк, дамой де Комбронд, которая позже стала фрейлиной и доверенным лицом Луизы . Другая сводная сестра, Суверайн, родилась у Жанны ле Конте, также одной из любовниц своего отца.

Благодаря своей матери, которой было всего девятнадцать, когда она овдовела, Маргариту с самого раннего детства тщательно обучали и давали классическое образование, в том числе латынь. Юную принцессу должны были называть « меценат ученым царства ее брата». Когда Маргарите было десять лет, Луиза попыталась выдать ее замуж за принца Уэльского, который позже стал Генрихом VIII Английским , но альянс вежливо отказался. Возможно, единственной настоящей любовью в ее жизни был Гастон де Фуа, герцог де Немур , племянник короля Людовика XII . Однако Гастон отправился в Италию и умер героем в Равенне , когда французы разбили испанские и папские войска.

С этой книгой читают

Иметь королевуНеволин Владимир Михайлович

Владимир, солдат срочной службы, становится случайным свидетелем падения в Камчатской тайге боеголовки, начиненной контейнерами с неведомым ему металлом. Спустя…

Анна Австрийская, или Три мушкетера королевы. Том 1Борн Георг Фюльборн

Роман малоизвестного нашему читателю немецкого писателя Георга Борна посвящен историческим событиям, происходившим во Франции в середине XVII века.

4.8
 (3)

Анна Австрийская, или три мушкетера королевы. Том 2Борн Георг Фюльборн

В остросюжетном историческом романе Георга Борна отражены страницы истории Франции эпохи правления Людовика ХIII и Людовика XIV.В центре повествования — жизнь королевы…

4.5
 (5)

Всех прекрасней. История КоролевыСерена Валентино

Пожиравшая душу зависть сделала милую и добрую Королеву злобной и коварной. Возненавидев Белоснежку за то, что та оказалась красивее, она решила во что бы то ни стало от…

3.4
 (4)

Академия для КоролевыНиколаева Мария Сергеевна

Говорят, от судьбы не уйдешь… Так и есть. Только избавилась от одного трона и замужества, как тут же замаячили новые! Короткий марш-бросок – и вот мы в Зардии. Теперь на…

4.2
 (10)

Будни королевы Стрельникова Кира

 Я никогда не хотела быть королевой, даже в детстве. Даже принцессой. И не мечтала о принце на белом коне, или на худой конец на чёрном мерседесе. Но кто меня…

4
 (5)

Ледяная Королева Ахмедова Майя Саидовна

Угораздило же правителя Северного Королевства не вовремя отправиться в морское путешествие!.. Угораздило же его внука связаться с внучкой жреца храма Семи Богов, которого…

4
 (2)

Король и его королеваБушков Александр

Отгремели церемониальные марши, затих брачный пир. Над первой ночью влюбленных венценосцев забрезжил кроваво-красный рассвет. Не только светило всходит над…

4.3
 (1)

Покровитель искусств

Как щедрый покровитель искусств, Маргарита подружилась и защитила многих художников и писателей, среди которых Франсуа Рабле (1483–1553), Клеман Маро (1496–1544), Клод де Бектос (1490-1547) и Пьер де Ронсар (1524–1524). 1585). Кроме того, Маргарита служила посредником между католиками и протестантами (включая Жана Кальвина ). Хотя Маргарита поддерживала реформу в католической церкви, она не была кальвинисткой . Однако она сделала все возможное, чтобы защитить реформаторов и отговаривать Франциска I от нетерпимых мер, насколько это было возможно. После ее смерти во Франции произошло восемь религиозных войн , отмеченных, в частности, печально известной резней в День святого Варфоломея 1572 года.

Кло Люсе в Амбуазе, Франция, где Леонардо да Винчи умер в 1519 году.

Леонардо да Винчи (1452–1519) умер в гостях у Маргариты и ее брата Франциска I. Они выросли в замке Амбуаз , который принадлежал их матери, Луизе Савойской. Король содержал здесь свою резиденцию, а Маргарита содержала резиденцию поблизости. В течение первых нескольких лет правления Франциска замок, в котором он жил, достиг апогея своей славы. Леонардо был для них архитектором большого замка , среди многих других проектов, и они предоставили ему жилье, когда он покинул Италию и присоединился к ее двору. Леонардо да Винчи в качестве гостя короля, который предоставил ему удобную стипендию, приехал в замок Амбуаз в декабре 1515 года и жил и работал в соседнем Кло-Люсе , соединенном с замком подземным переходом. Туристам рассказывают, что он похоронен в часовне Сен-Юбер, примыкающей к замку, построенному в 1491–1496 годах.

Королева Наварры

Анри д’Альбрет, король Наварры

После смерти своего первого мужа в 1525 году Маргарита вышла замуж за Генриха II Наваррского . Фердинанд II Арагонский был вторглась в королевство Наварра в 1512 году , и Генри управлял только Нижняя Наварра , независимое княжество Béarn и несколько зависимостей в Гаскони . Примерно через год после главного изображения (в информационном ящике), написанного Жаном Клуэ, 16 ноября 1528 года Маргарита родила от Генриха дочь, будущую Жанну III Наваррскую , которая стала матерью будущего Генриха IV. Франции .

Один из тогдашних венецианских послов хвалил Маргариту за то, что она знала все секреты дипломатического искусства, поэтому к ней относились с уважением и осмотрительностью. Самым замечательным приключением Маргариты было освобождение ее брата, короля Франциска I, который был взят в плен в Испании императором Священной Римской империи Карлом V после того, как его захватил в битве при Павии , Италия, 1525 г. В критический период переговоров королева Маргарита Она ехала верхом через зимний лес по двенадцать часов в день в течение многих дней, чтобы уложиться в крайний срок охранной грамоты, а по ночам писала дипломатические письма.

Ее единственный сын Жан родился в Блуа 7 июля 1530 года, когда Маргарите было тридцать восемь лет. Ребенок умер в Рождество того же года. Ученые считают, что ее горе побудило Маргариту написать в 1531 году свое самое противоречивое произведение — Miroir de l’âme pécheresse .

Теологи Сорбонны осудили это произведение как ересь. Один монах сказал, что Маргариту нужно зашить в мешок и бросить в Сену . Студенты Коллеж де Наварра высмеивали ее в пьесе « Ярость из ада». Однако ее брат добился снятия обвинений и добился извинений в Сорбонне.

Наследие

Маргарита де Наварра, с рисунка Франсуа Клуэ , хранящегося в Национальной библиотеке Франции , Париж.

Пьер Брантом сказал о ней: «Она была великой принцессой. Но в дополнение ко всему, она была очень добра, нежна, милосердна, милосердна, хорошо разносила милостыню и дружелюбна ко всем».

Голландский гуманист Эразм писал ей: «В течение долгого времени я лелеял все многочисленные прекрасные дары, которыми Бог одарил тебя: благоразумие, достойное философа, целомудрие, умеренность, благочестие, непобедимую силу души и удивительное презрение к ним. вся суета этого мира. Кто мог удержаться от восхищения в сестре великого царя такими качествами, как эти, столь редкие даже среди священников и монахов ».

В 1550 году, через год после смерти Маргариты, в Англии была опубликована поэма-данник «Анна, Маргарита, Иана, sororum virginum heroidum Anglarum» в mortem Diuae Margaritae Valesiae, Nauarrorum Reginae, Hecatodistichon . Он был написан племянницами Джейн Сеймур (1505–1537), третьей жены короля Генриха VIII.

Американский историк Уилл Дюрант писал: «В Маргарите Возрождение и Реформация на мгновение были единым целым. Ее влияние распространялось по всей Франции. Каждый свободный дух смотрел на нее как на протеже и идеал … Маргарита была воплощением милосердия. Она будет гулять. без сопровождения на улицах , позволяя любому приблизиться к ней и лично выслушивать горе людей. Она называла себя «Премьер-министром бедных». Анри, ее муж, король Наварры, верил в то, что она делала, вплоть до создания системы общественных работ, которая стала образцом для Франции. Вместе он и Маргарита финансировали образование нуждающихся студентов ».

Жюль Мишле (1798–1874), самый знаменитый историк своего времени, писал о ней: «Давайте всегда помнить эту нежную королеву Наварры, в руках которой наш народ, спасаясь от тюрьмы или костра, нашел безопасность, честь и дружба. Наша благодарность тебе, Мать нашего Возрождения! Твой очаг был домом наших святых, твое сердце — гнездом нашей свободы ».

Пьер Бейль (1647–1706), французский философ и критик, чей Dictionnaire Historique et Critique (Историко-критический словарь , 1697) оказал большое влияние на французских энциклопедистов и философов-рационалистов восемнадцатого века, таких как Вольтер и Дидро , высоко ценившие ее. написано: «… чтобы королева предоставила свою защиту людям, преследуемым за мнения, которые она считает ложными; открыть для них святилище; сохранить их от огня, приготовленного для них; обеспечить их средствами к существованию; щедро облегчить проблемы и неудобства их изгнания — это героическое великодушие, не имеющее аналогов … »

Комментарий

Сцена в спальне Маргариты в Варфоломеевскую ночь

Маргарите пришлось пережить безжалостные интриги, гибель близких, войны, бедствия. Её брак с Генрихом Наваррским был с самого начала окрашен кровью: Варфоломеевская резня, разразившаяся в ночь их свадьбы, на долгие годы определила как развитие событий в королевской семье, так и отношения супругов — вовсе не трепетно-любовные, а деловито-партнёрские. Маргарита придерживалась солидарной позиции по отношению к нему, в том числе и к его многочисленным любовным похождениям. Впрочем, Генрих платил ей взаимностью, и их обоюдная снисходительность вошла в историю как феномен почти беспрецедентный. Генрих при малейшей опасности каких-либо разоблачений прятал у себя в спальне любовников супруги, а Маргарита покрывала наличие бастардов у мужа и однажды даже занималась в подобной ситуации родовспоможением, а одну из молоденьких фавориток Генриха, расположившись к ней, называла «доченькой».

Александр Дюма написал роман «Королева Марго», в котором создан популярный в массовой культуре, но далёкий от исторической правды образ Маргариты де Валуа, её подруги Анриетты Клевской и любовника де Ла Моля.

Описание книги «Королева Марго»

Франция. Шестнадцатый век. Век отваги и подлости, век, когда решалась судьба этого великого государства. Быть ли ему единым и могущественным или разодранным в клочья феодальной междоусобицей. Еще правят надменные Валуа, звезда удачи Генриха Четвертого, тогда всего лишь Генриха де Бурбона, короля Наваррского, только начала восходить на политическом небосклоне, а Гизы не расстались с мыслью взять власть в свои руки. Все только начинается… но начало это, сверкая окрашенными кровью клинками Варфоломеевской ночи, сулит суровые времена. И прекрасной звездой среди нахмуренного, предвещающего множество бед и крови неба сверкает «жемчужина Франции» несравненная Маргарита Валуа, которую восхищенные современники называют просто: королева Марго.Королева стоит жизни. В отношении ее эта пословица приняла свое самое прямое значение. Вот только, увы, это совсем не радует прекрасную королеву. Ведь ей хотелось просто любить…В настоящем издании воспроизводится полный комплект из 145 иллюстраций известных французских художников Лампсони и Лансело.

Особенности французских исторических романов 30-40 годов XIX века

Для буржуазного исторического романа 30—40-х годов нет истинно великих людей в истории. Кромвель в романе Фредерика Сулье «Два трупа» показан безумным честолюбцем, познавшим тщетность своих усилий. Людовик XVI в романе Сю «Жан Кавалье» изображен беспомощной жертвой своих страстей, отдающих его во власть фавориток. Кардинал Ришелье в «Трех мушкетерах» Дюма оказывается ревнивцем, затеявшим осаду Ла-Рошели и войну с Англией, чтобы унизить в глазах Анны Австрийской своего соперника — английского первого министра. 

Генрих IV. Художник Франс Пурбус Младший

Так государственный деятель превращается в своего рода большого человека «малых дел», и это превращение стирает грань между Ришелье и д’Артаньяном, между Генрихом IV и парфюмером Рене, между шутом Шико и герцогом Гизом. Так и в романе «Королева Марго» стержнем политической жизни 70-х годов XVI столетия, эпохи гражданских войн, в которых очень сложно переплелись и столкнулись классовые интересы дворянства, буржуазии и широких демократических слоев, оказывается борьба Генриха IV за французский престол, а вымышленная автором деятельность придворного парфюмера Рене, тайно интригующего против королевы-матери в пользу Генриха Наваррского, приобретает историческое значение.

О книге

В жизни порой так не хватает захватывающих событий, а хочется чувствовать, что жизнь кипит, что есть масса ярких эмоций. Настоящие приключения, конечно, можно найти, но это не всегда обдуманно. А вот прочитать книгу, которая подарит эти желанные эмоции, вполне приемлемый вариант.

События в книге Александра Дюма «Королева Марго» развиваются настолько интересно, что не захочется откладывать чтение ни на минуту. Книга написана в жанре исторические приключения. Открываешь книгу, и твоё сознание полностью отключается от реальности, потому что есть другой мир, который уже не отпускает тебя. На страницах книги можно столкнуться с опасностью, предательством и врагами, но можно узнать, что такое сила духа и поддержка.

Отличие «Королевы Марго» от других романов Александра Дюма

Если содержание ряда романов Дюма начала 40-х годов определялось деятельностью героев, побеждающих обстоятельства, и на этом был основан драматический интерес произведения, то теперь внимание автора перенесено на таинственные обстоятельства, управляющие героем, а драматизм произведения обусловлен неопровержимым с точки зрения автора, и жестоким торжеством судьбы над человеком. В этом заключается принципиальное отличие «Королевы Марго» от поздних произведений Дюма — «Замок Эпштейн», «Ущелье дьявола», «Тайный заговор» и другие

При всей своей буржуазной ограниченности приключенческие романы Дюма середины 40-х годов несли в себе некоторые элементы гуманизма, еще не утраченной в ту пору писателем веры в человека, в его разум, отвагу и благородство. Неразрывно связанный с духовной жизнью своей эпохи, с общественными иллюзиями и ожиданиями предреволюционных лет, роман «Королева Марго», так же, как и лучший роман Дюма «Три мушкетера», знаменует собой важный момент творческой биографии писателя. Необходимо было сочетание целого ряда условий внешнего и внутреннего порядка, чтобы могли возникнуть эти романы-сказки, которые впоследствии Дюма уже не смог повторить в каком-либо новом, ином художественном варианте.

Поделиться новостью в Соцсетях:

Главные стремления героев

Герои Дюма постоянно говорят о политике. Даже прекрасная королева Марго сознается своей подруге, что в последнее время она до страсти увлеклась политикой. Герои романов Дюма участвуют в войнах и революциях, но основным побудительным мотивом их действия оказывается какая-нибудь эгоистическая страсть.

Карл Гун. Канун Варфоломеевской ночи. 1868. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

В романе «Королева Марго», кроме второстепенных персонажей — пылких гугенотов адмирала Колиньи и де Муи, нет ни одного героя, тайной пружиной поступков которого не были бы личные чувства или эгоистические интересы: Ла Моль вмешивается в гугенотский заговор из любви к Маргарите, а Коконнос из дружбы к Молю; Маргаритой руководит честолюбие, баронесой де Сов — любовь, а парфюмером Рене — корыстный расчет.

Между героем и окружающим его миром в этих романах Дюма нет коренных и неразрешимых противоречий. Жизнь героя полна приключений и опасности, но он преодолевает все препятствия благодаря своему острому уму или длинной шпаге. Как у д’Артаньяна в «Трех мушкетерах», у Генриха Наваррского в «Королеве Марго» зоркий глаз, острый язык, твердая рука, и в сердце его нет места для внутреннего разлада и сомнений.

Генрих IV в романе «Королева Марго»

Читатель «Королевы Марго» впервые встречается с Генрихом, когда тому минуло только девятнадцать лат. Отец его погиб во время гражданской войны. Мать отравили по приказу Екатерины Медичи. В королевском Дворце ему угрожают могущественные враги, самым опасным из которых является королева-мать. Генрих мечтает о французском троне, и придворный парфюмер Рене, отравитель и чернокнижник, предсказывает ему корону. Королева Екатерина клянется помешать Генриху стать французским королем, и между ними завязывается тайная война.В конце романа, после смерти Карла IX, капитан Нансе с балкона королевской спальни провозглашает французским королем герцога Анжуйского, и Екатерина кок будто бы торжествует свою победу: «Я одержала верх, проклятый Беарнец не будет царствовать!» Но за последней главой следует эпилог, а котором вновь появляется Генрих Новаррский, и Рене повторяет ему свое предсказание: «Вы будете королем!» Хотя в это время Генриха окружают опасности и он должен спасаться бегством, финал романа оставляет у читателя твердую уверенность в конечной победе героя.

Художественный уровень произведения

Но в своем романе Дюма был не в состоянии подняться до сколько-нибудь серьезного объяснения причин и характера исторической борьбы XVI столетия. Там, где Вальтер Скотт или Виктор Гюго видели «поступь истории», исполненный глубокого социального смысла, хотя и не понятый ими, исторический процесс, Дюма видел лишь более или менее случайные, поверхностные явления — придворные интриги и заговоры, столкновение эгоистических страстей, тщеславие, ревность, зависть и фамильную вражду.

Основной теоретической предпосылкой, определившей художественный уровень буржуазного романа 30—40-х годов, являлось отрицание идеи закономерного исторического развития. Буржуазные историки и романисты, даже в пору расцвета буржуазной исторической науки, оказались неспособными понять сущность законов, управляющих ходом истории. Но в лучших их сочинениях видно стремление рассматривать историческую жизнь людей как процесс, который имеет не случайный характер, но тесно связан с особенностями и потребностями «гражданского быта» и интересами крупнейших общественных групп.Широко распространившаяся после июльской революции буржуазно-апологетическая идея о «вечности» буржуазного строя и его совершенстве оказалась питательной почвой для возникновения различных теорий, в частности идеалистической «теории», объясняющей исторические события влиянием случайностей. Буржуазные историки отрекаются от исторического взгляда на прошлое и предают историю во власть иррационального случая, подчиняют ее прихоти индивидуальной человеческой воли. 

Массовое убийство гугенотов-протестантов в Париже, организованное французским королём Карлом IX и его матерью Екатериной Медичи (католиками) и начавшееся в воскресенье, в ночь на 24 августа (праздник св. Варфоломея) 1572 года

«Выходит, что если бы Ричард Львиное Сердце и Филипп-Август ввели свободу торговли, вместо того чтобы впутываться в крестовые походы, — писал Энгельс о подобных антинаучных взглядах буржуазных историков, то можно было бы избежать 200 лет нищеты и невежества».Корни этих теорий ведут еще к идеалистическим концепциям французских просветителей XVIII века, которые, критикуя феодальную монархию, утверждали, что интриги церковника, королевской фаворитки или первого министра определяли возникновение и исход крестовых походов, войн и революций.С середины 80-х годов философия малых причин, определяющих якобы великие исторические последствия, настойчиво привлекает к себе внимание Дюма. Писатель находит в ней мнимое объяснение исторических загадок, и она становится теоретической предпосылкой создаваемого им жанра приключенческого романа

Родословная

Маргарита де Валуа — предки
Жан Ангулемский (1399 — 1467)
Карл де Валуа (1459 — 1496)
(XV в. — 1496)
Франциск I (1494 — 1547)
Филипп II (1438 — 1497)
Луиза Савойская (1476 — 1531)
Маргарита де Бурбон (1438 — 1483)
Генрих II (1519 — 1559)
Карл (1394 — 1465)
Людовик XII (1462 — 1515)
Мария Клевская (1426 — 1487)
Клод Французская (1499 — 1524)
Франциск II (1435 — 1488)
Анна Бретонская (1477 — 1514)
Маргарита де Фуа (1453 — 1486)
Маргарита де Валуа (1553 — 1615)
Лоренцо Великолепный (1449 — 1492)
Пьеро Глупый (1472 — 1503)
Клариче Орсини (1453 — 1488)
Лоренцо II Медичи (1492 — 1519)
Альфонсина Орсини (1472 — 1520)
Екатерина Медичи (1519 — 1589)
Бертран VI де Ла Тур-д’Овернь (1417 — 1497)
Жан IV л’Овернь (1467 — 1501)
Мадлен де ла Тур-д’Овернь (1498 — 1519)
Жан II де Бурбон-Вандом (1428 — 1477)
Жанна де Бурбон-Вандом (1465 — 1511)
(1436 — 1475)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector