Биография елизаветы таракановой

«Княжна Тараканова», картина К.Флавицкого: исторические факты, описание

Небольшой экскурс в историю

Кто же такая княжна Тараканова, и реальный ли это персонаж? Происхождение этой личности до сих пор туманно. Одни исследователи считают, что она была дочерью булочника из Нюрнберга, другие — трактирщика из Праги. Бытует даже мнение, что она могла являться отпрыском персидского шаха.

«Таракановыми» называли в России незаконнорожденных детей императрицы Елизаветы Петровны.

Впервые молодая авантюристка появляется под именем мадмуазель Франк, потом — мадам Тремуйль, персиянки Али-Эмете, пока, наконец, не называет себя Елизаветой Владимирской, дочерью императрицы, рожденной от тайного брака последней с фаворитом Разумовским.

Тот хладнокровно притворяется поклонником княжны Таракановой, добивается ее взаимности и даже предлагает ей руку и сердце. Венчание должно было произойти на борту русского судна, стоящего на рейде в Ливорно. Там княжну и арестовали. Умерла прекрасная самозванка в Петропавловской крепости. Под впечатлением этих событий и родилась картина «Княжна Тараканова». История бедняжки, закончившей жизнь во цвете лет в мрачных застенках, позже обросла легендами.

Правда и домысел

Официальные источники утверждают, что узница Петропавловской крепости умерла от туберкулеза в декабре 1775 года. На последней исповеди она не раскрыла священнику тайну своего происхождения. Но есть и другие записи.

Так, известно, что в 1785 году приняла постриг некая княжна Тараканова и под именем инокини Досифеи провела в стенах московского Ивановского монастыря остаток жизни. Она находилась под охраной, а навещали ее митрополит Платон и прочие знатные лица. Умерла Досифея в феврале 1810 года.

Она похоронена в усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре. Однако в памяти народа смерть принцессы окружена легендами. По одной из них, княжна Тараканова (картина инспирирована именно этим мифом) утонула во время сильного наводнения, случившегося в сентябре 1777 года.

За всю историю Петербурга это был третий по силе разлив Невы. Вода поднялась на три с лишним метра выше своего обычного уровня.

Смерть

По правосудию княжне Таракановой положено было пожизненное заключение. Но в обмен на признание виновности и правду о происхождении ей обещали свободу. Отказавшись от предложения, она уже не претендовала на родство с царской семьёй. Тем не менее, отойти от истории благородного рода женщина не могла, ведь будоражащий ореол тайны – это единственное, что возбуждало к ней интерес.

План Петропавловской крепости времен княжны Таракановой

Княжна унесла эту загадку в могилу: заключенная скончалась естественной смертью от туберкулёза 4 декабря 1775 года, так и не открыв завесу тайны происхождения и не признав преступлений даже на исповеди. Княжну Тараканову похоронили во дворе Петропавловской крепости, обряды не проводили.

Спутников женщины освободили в январе следующего года, слугам и горничным выдали жалование. Подчиненных тайно вывезли за границу в составе нескольких групп.

Мечты Княжны Таракановой о русском престоле

Идея вступить на русский престол очень захватила мнимую княжну.  Летом  1774 года она попросила содействия в восстановлении «справедливости» у турецкого султана и написала ему письмо. В  послании  султану она привела веские причины, замедлившие ее появление в обществе- болезнь, гонения,  покушения и т.д. Также  она упомянула и имя Емельяна Пугачёва, назвав его своим братом и попросила султана помочь ей поскорее встретиться с ним. По странному стечению обстоятельств именно в этот день «брат» потерпел решающее поражение под Царицыном и выкопал тем самым могилу своему предприятию.

Затем великая авантюристка  вместе с подстрекателями прибыла в Италию,  ожидать получение турецких паспортов, разрешавших отправиться в Россию. «Польские «друзья» княжны Таракановой устроили «высокородную» особу на жительство во французское посольство, и многочисленное общество, посещавшее дипломата, имело возможность наблюдать, какие царские почести оказываются претендентке на русский престол. Надо сказать, что иностранные политики не имели желания вмешиваться в династические распри далёкой страны, но на всякий случай некоторые выслушивали велеречивую, нервную женщину, облегчённо вздыхая, когда она, получив небольшую сумму денег, покидала дом.

Смерть Княжны Таракановой

26 февраля эскадра снялась с якоря и взяла курс на Россию. В мае 1775 года великая авантюристка была доставлена в Петропавловскую крепость. Вести дело императрица поручила Александру Михайловичу Голицину. Екатерина понимая, что история с авантюристкой не стоит её сил и времени,  приказала отпустить женщину, если та откроет тайну своего происхождения. Однако самозванка была столь напугана и растеряна, что так и не смогла понять, в чём её спасение. Она продолжала рассказывать сказки, сочинённые ею на воле, только теперь трактуя их как вовсе невинные забавы, при которых она никогда не претендовала на престол, а наоборот, стыдила всякого, кто осмеливался подталкивать её к каким либо претензиям.
К этому времени княжна уже  была смертельно больна и не отдавала отчёт своим действиям. Она умерла 4 декабря 1775 года  в одной из камер Петропавловской крепости от чахотки, так и не открыв тайну своего происхождения даже священнику перед смертью. Вполне можно допустить, что она и сама её не знала.

Предание о гибели княжны Таракановой  во время наводнения в  Петербурге в 1777 г., послужившее сюжетом для наделавшей  много шуму картины Константина Дмитриевича  Флавицкого, не подтверждается исследованиями.

Дочь императрицы?

В 1785 года во дворе монастыря было начато какое-то спешное и загадочное строительство. У стены, рядом с покоями игуменьи, каменщики соорудили кирпичный домик в две комнаты с прихожей. Однажды к монастырским воротам подкатила просторная карета с плотными занавесками на окнах в сопровождении конных стражников. Офицер с почтением помог выйти из кареты невысокой стройной женщине, закутанной в чёрное покрывало, и провёл её в покои игуменьи. Та уже ждала их… Некоторое время спустя таинственную гостью проводили в келью у стены — келью-тюрьму, в которой этой несчастной женщине, принявшей затем иноческий постриг под именем Досифеи, суждено было провести четверть века, до самого дня смерти… Надо сказать, что заточение её сочетало определённый комфорт с суровой строгостью. С одной стороны, уютная келья с изразцовой печью, монашка-келейница (она же неусыпный страж и соглядатай), живущая в прихожей, отдельная трапеза, обильная и изысканная. С другой стороны, глухой затвор, оконца, задернутые занавесками, и полная изоляция: из всех обитателей монастыря, помимо келейницы, только игуменья да духовник имели доступ к Досифее. В церковь её водили ночью: священник с причётником, заперев изнутри надвратный храм, правили службу для единственной богомолки… Есть основания предполагать, что узница-инокиня и была дочерью императрицы Елизаветы и Разумовского. Версия эта признана правдоподобной рядом историков и писателей. Но если она действительно была дочерью Елизаветы, почему её называют Таракановой? Эта довольно странная для особы царского происхождения фамилия, возможно, происходит от «Дараган» — фамилии племянников Разумовского. В Петербурге Дараганов «переделали» в Дарагановых. Ну а от Дарагановых, вероятно, пошло и «Таракановы». Так стали величать не только подлинных Дараганов — родственников фаворита царицы, но и его предполагаемую дочь. Итак, есть версия, что в 1745 или в 1746 году императрица Елизавета тайно родила девочку, которую назвали Августой и ещё в детстве отправили за границу. Там тихо и мирно она прожила до 40 лет, а потом каким-то образом по приказу Екатерины II была привезена в Россию и посажена в Ивановский монастырь. Косвенным подтверждением этой версии можно считать то, как были обставлены похороны инокини Досифеи в феврале 1810 года. Они были невероятно пышными, почти царскими. На отпевание явились в парадных мундирах сенаторы, генералы, вельможи и сам военный комендант Москвы граф Гудович, женатый на племяннице Разумовского. Отпевал Досифею викарный епископ Августин. И последнее: погребена была Досифея не в Ивановском монастыре, что было бы логично, а в Новоспасском — усыпальнице боярского, а затем и царствующего рода Романовых. Надгробная часовня над прахом Досифеи сохранилась до наших дней.

Книги и фильмы о княжне Таркановой

Биография великой авантюристки оставила множество загадок, которые историки стараются разгадать уже сотни лет. Среди самых известных книг о ней:

  • «Княжна Тараканова», Г. П. Данилевского;
  • «Загадка княжны Таракановой», Э. Радзинского;
  • «Княжна Тараканова и принцесса Владимирская», П.И. Мельникового-Печерского;
  • «Княжна Тараканова. ЖЗЛ», И. Курукина;
  • «Досифея. Жизнь за императрицу», М. Кравцовой.

Фильмы о биографии самозванки и с частичными упоминаниями о ее судьбе:

  • Эдвард Радзинский: княжна Тараканова, 1998, документальный фильм;
  • Улика из прошлого: княжна Тараканова, 2017, документальный фильм;
  • Искатели: две смерти княжны Таракановой. 2009, документальный фильм.
  • Искатели: взлет и падение княжны Таракановой, 2012, документальный фильм.
  • Царская охота, 1991, художественный фильм.
  • Княжна Тараканова, 1910, художественный немой фильм.

В 2014 году Дмитрий Иосифов снял второй сезон сериала «Екатерина», получивший название «Екатерина. Взлет». Сериал рассказывает о непростом времени царствования императрицы, пришедшийся на период с 1760-1780 гг. Одна из основных тем проекта – самозванцы: в повествовании затрагиваются биографии Емельяна Пугачева и княжны Таракановой.

Константин Дмитриевич Флавицкий (1830-1866) краткая биография

Автор картины �Княжна Тараканова�, Константин Дмитриевич Флавицкий, родился в Москве 13 сентября 1830 года в семье чиновника. Мальчик вскоре осиротел и целых семь лет провел в воспитательном доме для бедных детей. Способности к рисованию у него проявились рано, и это не осталось незамеченным. Флавицкий стал пенсионером Общества поощрения художников, а затем поступил в Академию художеств в Петербурге, где учился у профессора Ф. А. Бруни.

Первая крупная работа Флавицкого �Христианские мученини в Колизее� (1862 г., Русский музей) не имела успеха. Крамской справедливо назвал ее �трескучей и театральной, лишенной всякого самостоятельного отношения к действительности�. Появившаяся на свет, два года спустя, картина �Княжна Тараканова� принесла художнику большую известность.

Картина была написана на сюжет из русской истории. В основу ее положено событие, носящее полулегендарный характер. Таракановыми называли незаконных детей Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Точных исторических данных о них не существует. Правда, было известно, что в одном из монастырей в уединении жила какая-то монахиня, �в миру� носившая фамилию Таракановой. Эта женщина для всех оставалась загадкой, находилась под постоянной охраной, но ей оказывались большие почести. Умерла она в монастыре.

Еще за рубежом он задумал написать картину, посвященную злосчастной судьбе знаменитой авантюристки. Об этом свидетельствует рисунок, сделанный в Италии и ныне хранящийся в Государственном Русском музее. Возвратившись из-за границы, Флавицкий в течение двух, лет писал «Княжну Таракановe», показав последний час княжны Таракановой не таким, каким он был в действительности.

На полотне была запечатлена легенда, а не историческая действительность. Наводнение, которое покрыло волнами территорию Петропавловской крепости, третье по своей силе за всю историю Петербурга , произошло 21 сентября 1777 года, когда вода поднялась на 310 сантиметров выше ординара. Умерла же Тараканова почти за два года до этого наводнения.

Как свидетельствует кандидат исторических наук П.Канн, Тараканова была заключена в деревянную тюрьму Алексеевского равелина. На картине же � каменный каземат с большим для тюрьмы окном. При Таракановой по личному приказу императрицы на ходились неотлучно трое стражников. На полотне она в одиночестве. Стража под страхом смерти не могла покинуть столь важную преступницу.

Выставку посетил Александр II. Его величество поморщился, увидев полотно, Флавицкого. Как-никак, ведь картина касалась деяний его прабабки. И царь повелелел в каталоге картин против произведения Флавицкого �Княжна Тараканова� сделать отметку, что сюжет этой картины заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины�.

Но широкий круг зрителей встретил картину восторженно. В.В.Стасов, выдающийся русский критик и деятель искусства, увидев иа выставе полотно Флавицкого, назвал его, �чудесной картиной, славой нашей школы, блистательнейшим творением русской живописи�. Картина имела огромнейший успех и в Петербурге, и в Москве, и за рубежом, в том числе на Всемирной выставке в Париже. Действительно, несмотря на некоторую идеализацию образа героини, художник вносит в картину ощущение реальной жизни, изображает �низменные� детали, которые раньше не осмелился бы ввести в историческое полотно художник-академист.

На картине � легенда, долго бытовавшая и, как мы видим, и продолжающая бытовать, даже в наше время. Но разве от этого умаляется та большая художественная сила полотна, с которой действует она на обозревающих ее посетителей Третьяковки?

Знаменитый собиратель произведений русской живописи Павел Третьяков обладал огромным художественным вкусом и пониманием подлинного, искусства. Вот почему, увидев �Княжну Тараканову�, он зажегся желанием приобрести ее. Переговоры начались с автором, а закончились с братьями Флавицкого.

Флавицкий умер 3 сентября 1866 года, тридцати шести лет,умер от чахотки в зените своей славы. Он работал в традициях академической школы и оставался в плену у историко-религиозных сюжетов. Место в истории русского искусства художник завоевал картиной �Княжна Тараканова�, которая и в наши дни пользуется любовью зрителя.

Опасная узница

Так кем же была в действительности эта таинственная инокиня? Вполне возможно, она и в самом деле приходилась дочерью Елизаветы Петровны и Разумовского. В этом случае она и впрямь могла представлять серьёзную опасность для Екатерины II, фактически узурпировавшей российский трон, и потому была заключена в монастырь. С одной стороны, опасность эта больше похожа на призрачную. Ведь если предполагаемая дочь Елизаветы дожила почти до 40-летнего возраста, не претендуя на российский престол, значит, у неё не было весомых доказательств в пользу своего царского происхождения. Иначе она давно уже могла бы предъявить их, ведь к моменту её заточения Екатерина II правила страной уже 23 года. С другой стороны, возможно, что такие доказательства действительно где-то существовали, и об этом стало известно Екатерине. Тогда становится понятным её приказ о заточении опасной соперницы, которая имела куда как больше прав на императорский трон, чем Екатерина (в девичестве Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская), прибалтийская немка, носившая фамилию Романовых по мужу, Петру III — внуку Петра I. Предполагаемая же дочь Елизаветы сама была внучкой Петра I. Что же касается Павла I, наследника Екатерины, то официально он считался сыном Петра III, но есть серьёзные подозрения, что в действительности его отцом был граф Салтыков. А если это так, то Александр I, будучи сыном Павла I и Софьи Доротеи Вюртембергской, и вовсе не был Романовым. Поэтому Досифея, представляя потенциальную опасность для потомков великой императрицы, оставалась в заточении до конца своих дней. Она пережила Екатерину II, Павла I и умерла во время царствования Александра I. Но и сто с лишним лет спустя тайна этой монастырской узницы остаётся нераскрытой. Историкам не удалось обнаружить даже косвенных документальных свидетельств, которые пролили бы свет на тайну монахини Досифеи — персонажа не менее загадочного, чем французская «Железная маска».

Августа Тараканова

Надпись на гробнице монахини Досифеи гласит: «Под сим камнем положено тело усопшия о Господе монахини Досифеи обители Ивановского монастыря, подвизавшейся о Христе Иисусе в монашестве 25 лет и скончавшейся февраля 4 дня 1810 года (принцесса Августа Тараканова)».

Метки: Екатерина II, Елизавета Петровна, эпоха Романовых, Загадки истории, биография, императрица, дочь, монастырь, самозванство, Тараканова, Дмитрий Соколов

Небольшой экскурс в историю

Кто же такая княжна Тараканова, и реальный ли это персонаж? Происхождение этой личности до сих пор туманно. Одни исследователи считают, что она была дочерью булочника из Нюрнберга, другие — трактирщика из Праги. Бытует даже мнение, что она могла являться отпрыском персидского шаха. «Таракановыми» называли в России незаконнорожденных детей императрицы Елизаветы Петровны. Впервые молодая авантюристка появляется под именем мадмуазель Франк, потом — мадам Тремуйль, персиянки Али-Эмете, пока, наконец, не называет себя Елизаветой Владимирской, дочерью императрицы, рожденной от тайного брака последней с фаворитом Разумовским. Так сложилось, что в России только недавно был подавлен бунт Емельяна Пугачева – еще одного «Тараканова». Екатерина Вторая не могла остаться безучастной к еще одной претендентке на престол. Она поручает графу Орлову похитить самозванку. Тот хладнокровно притворяется поклонником княжны Таракановой, добивается ее взаимности и даже предлагает ей руку и сердце. Венчание должно было произойти на борту русского судна, стоящего на рейде в Ливорно. Там княжну и арестовали. Умерла прекрасная самозванка в Петропавловской крепости. Под впечатлением этих событий и родилась картина «Княжна Тараканова». История бедняжки, закончившей жизнь во цвете лет в мрачных застенках, позже обросла легендами.

История жизни Елизаветы Таракановой

Встреча происходила с глазу на глаз, свидетелей не было. Известно только, что продолжалось свидание недолго, Орлов выскочил из каземата бледный и с перекошенным лицом, а его жертва окончательно потеряла рассудок и уже никого не узнавала до своего смертного часа. 

Родив сына – Александра Алексеевича Чесменского, «дворянина неизвестного происхождения», «княжна Владимирская» скончалась от кровотечения. Ее похоронили в крепости близ Алексеевского равелина, и посаженные кем-то над могилой кусты боярышника разрослись затем в небольшой садик. 

Елизавета Петровна — третья императрица всероссийская

Но когда несколько дней спустя Екатерина, перечитывая допросные листы, пыталась разгадать загадку самозванки, ей доложили, что во дворец прибыла и почтительно просит об аудиенции… княжна Владимирская. 

То оказалась подлинная княжна Владимирская, Анастасия Андреевна, в замужестве – миссис Ли. Потеряв мужа и двух сыновей во время войны Америки с Англией за свою независимость, она решила вернуться на родину и вступить в права наследства. И с изумлением узнала, что она якобы «всклепала на себя» имя дочери императрицы Елизаветы и предъявляла свои права на российский престол. 

Анастасия Андреевна поспешила к Екатерине, чтобы убедить ее: никакой иной княжны Владимирской, кроме нее, нет и быть не может, а сама она ни на что не претендует. 

Екатерина предложила Анастасии пожить в монастыре на правах гостьи. Избран был Ивановский женский монастырь в самом центре Москвы. Там княжне Владимирской предоставили прекрасные покои с садом перед окнами, все ее приказания выполнялись мгновенно. Она ни в чем не испытывала нужды. 

Создать такие условия для наследницы одного из самых значительных в России состояний было совсем нетрудно, тем более что после нее наследником всего становилась казна. Императрица сначала запретила Анастасии Андреевне покидать стены монастыря, а потом намекнула в личном письме, что Россия в тяжком положении, нужны деньги, и неужели же княжна Владимирская, обладая многомиллионным состоянием… 

Княжна Владимирская подписала бумаги о передаче всех своих капиталов, земель и доходов с них государству, а сама постриглась в монахини под именем Досифеи. На этом великосветском пострижении была, пожалуй, вся Москва. Не было только Алексея Орлова-Чесменского, который вообще объезжал Ивановский монастырь за версту с тех пор, как там поселилась княжна Владимирская. Орлов считал, что это – обманутая им женщина, что слухи о ее смерти – ложь, специально пущенная Екатериной, и панически боялся встречи со своей итальянской любовью. 

Алексей Григорьевич Разумовский

Впрочем, более распространенная версия о том, что под монашеским одеянием Досифеи скрывалась подлинная княжна Тараканова – родная дочь Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского. Скромная и красивая, настоящая наследница русского престола, она не помышляла о царствовании и, подобно лже-Елизавете, была обманом приглашена на корабль и увезена в Россию, где ее заточили в монастыре. Произошло это только в 1785 году, когда Августе Таракановой было уже сорок лет. На ее содержание отпускалась из казначейства изрядная сумма. После смерти Екатерины II Досифею стали посещать известные лица; митрополит Платон приезжал поздравлять ее по большим праздникам, и даже одно лицо из императорской фамилии посетило ее келью и долго беседовало с затворницей. Досифея до самой своей смерти при каждом стуке в дверь сильно бледнела. У нее имелись портрет императрицы Елизаветы Петровны и какие-то бумаги, которые она, после долгого колебания, сожгла. Судя по портрету, она была очень похожа на Елизавету Петровну. 

Остается добавить, что митрополит Платон и лица императорской фамилии не стали бы, наверное, посещать Досифею, если бы под ее именем скрывалась какая-то Анастасия Владимирская. И зачем ей, выросшей и прожившей полжизни за границей, чужому для Елизаветы Петровны человеку, годами бережно хранить портрет покойной императрицы? 

Ряд историков, в том числе и К. Валишевский, однозначно считают, что императрица Елизавета Петровна была бездетной. Опираясь на медицинские свидетельства тех давних времен, польский исследователь сообщает: еще смолоду цесаревна страдала «немочью» по женской части, что делало ее неспособной зачать и родить ребенка. 

Письмо княжны Орлову

О Досифее говорили, что она может предсказать будущее, отвести беду, вылечить неизлечимую болезнь. Правда это или вымысел – трудно сказать. Похоронили ее в Новоспасском монастыре, в усыпальнице бояр Романовых как последнюю представительницу этого рода – боярского, не царского. На серой плите значились лишь монашеское имя и день кончины – 4 февраля 1810 года. 

Острог в святой обители

Тайно сюда привозили раскольниц и держали в «каменных мешках». Здесь с 18 октября 1768 года содержалась «душегубица» Салтычиха, обвинённая в убийстве 139 человек. Здесь же она и умерла, проведя в заточении 33 года. Дважды монастырь сгорал в результате пожаров, но затем отстраивался заново. Так, в 1761 году он был восстановлен по велению императрицы Елизаветы Петровны, и это её решение позволило монастырю в дальнейшем сыграть немаловажную роль в одной таинственной и трагической истории, в которой до сих пор остаётся много неясного. Речь идёт о судьбе предполагаемой дочери Елизаветы, княжне Таракановой, окончившей свои дни, по некоторым сведениям, именно в Ивановском женском монастыре. Могла ли подумать царствующая благодетельница, отпуская казённые деньги на восстановление монастыря, что тем самым она готовит тюрьму для своей дочери, которой в тот год исполнилось только 15 лет? Вопрос риторический и вообще правомерный лишь в том случае, если у Елизаветы Петровны в действительности была дочь. Не самозванка, «объявившаяся» в Италии и доставленная обманным путём графом Алексеем Орловым в Петербург. Та, Лжетараканова, была заключена в Петропавловской крепости, где и умерла от чахотки 4 декабря 1775 года. Нет, речь идёт о, возможно, настоящей дочери Елизаветы и одного из её фаворитов — Алексея Розума, бывшего певчего придворной капеллы, который за красоту, голос и любовь был возведён императрицей в графское достоинство (с переименованием в Разумовского), одарён несметными богатствами и чином генерал-фельдмаршала.

Финансовые интересы Княжны Таракановой

Скрываясь от кредиторов  княжна часто меняла свое местожительство и засвечивалась в разных городах    Европы.  В  каждой стране  она выдавала  о своей жизни  новую информацию и называлась разными именами. В 1772 году в Париже она представилась местному обществу наследницей русского престола, царскою особой, дочерью императрицы Елизаветы княжной Екатериной Таракановой. В светском Париже появилась новая легенда о жизни  княжны. Якобы она происходила из богатого русского рода князей Владимирских, воспитывалась у дяди в Персии, а по достижении совершеннолетия приехала в Европу с целью отыскания наследства, находившегося в России.
Благодаря новым поклонникам княжна  весело и роскошно провела 2 года в Париже придумывая и вынося на общий суд новые легенды о своей жизни. Историки  уверены , что кто то надоумил княжну  выдать себя за дочь Елизаветы. Сама по себе княжна была выдающейся только в смысле безудержной фантазии по части прожигания собственной жизни в сплошных удовольствиях. Политика же, карьера её не интересовали, да и сил внутренних на такое дело, видать, было маловато.

По одной  существующей ныне версии великая авантюристка  сама решилась придумать  эту русскую историю. Больше всего в жизни ее  интересовали деньги и  ради них она готова была пойти на любую аферу.  Наслушавшись рассказов о Емельяне Пугачёве,  объявившем себя Петром III, возможно она назвала себя русской принцессой,  для того, чтоб получить средства у доверчивых кредиторов путём красивых обманов. Неизвестной   особе вряд ли кто одолжит приличную сумму, а наследнице престола — весьма вероятно.

Существует и другая версия.  В это же время  из Бельгии была выслана самозванка, которая выдавала себя за дочку императора Франциска I и жила в роскоши до тех пор, пока её не потребовала к себе императрица, разоблачившая обман. Приёмы обмана были слишком похожи. «Возможно, что очередной блеф с русским престолом увенчался бы ещё одним позорным разоблачением и очередным изгнанием из очередной страны, но «бог шельму метит», и несчастная стала игрушкой в руках польских конфедератов — непримиримых врагов Екатерины. Княжна Тараканова имела нескольких любовников в среде польских эмигрантов и удачно использовала их деньги, однако и сама попалась в ловушку политической игры. Вряд ли она задумывалась о последствиях, просто страстно любила сам процесс авантюры и охотно подхватила предложения своих покровителей.»

Детство и юность

Биография такого персонажа, как княжна Тараканова, до настоящего момента доподлинно неизвестна. Некоторые говорят, что она и сама не была осведомлена о собственном происхождении, зная только, что родилась между 1745 и 1753 годами. Сведения о точной дате рождения и родителях отсутствуют.

Картина «Княжна Тараканова», художник Константин Флавицкий

Важно, что прозвищем княжны Таракановой барышня сама никогда не пользовалась, так её охарактеризовал французский дипломат Жан Анри Кастера, а вслед за ним Гельбиг и другие писатели. Под этим ярким псевдонимом она фигурирует в художественной литературе. Исходя из архивных записей, по внешнему облику княжна была худощавого телосложения, имела темные волосы и напоминала итальянку

Обладая необыкновенной красотой, которую не портило даже косоглазие, и острым умом, она всегда пользовалась популярностью у мужчин. Но авантюристка, обладая неуёмной тягой к роскоши, просто доводила поклонников до разорения, пользуясь их средствами

Исходя из архивных записей, по внешнему облику княжна была худощавого телосложения, имела темные волосы и напоминала итальянку. Обладая необыкновенной красотой, которую не портило даже косоглазие, и острым умом, она всегда пользовалась популярностью у мужчин. Но авантюристка, обладая неуёмной тягой к роскоши, просто доводила поклонников до разорения, пользуясь их средствами.

По словам Алексея Орлова, Тараканова была небольшого роста, с карими глазами и веснушками на лице. Хорошо говорила на французском, немецком и английском языках. Уверяла, что хорошо знает арабский и персидский.

Мраморный барельеф княжны Таракановой

По мнению маркиза Томмазо д’Античи, который встречался с девушкой в Риме, по национальности Тараканова – немка. А английский посланник объявил, будто княжна — дочь нюрнбергского булочника. Историк Дьяков, исходя из переписки Таракановой и немецкого графа Лимбурга, которая велась на французском языке, считает девушку француженкой.

Сама авантюристка рассказы о собственном происхождении постоянно меняла. Очевидно, эту информацию она каждый раз подстраивала в соответствии с очередным «образом». Предположение о том, что княжна произошла из низов, противоречит незаурядному образованию, а также манерам, такту и знанию языков. Девушка рьяно интересовалась искусством, отлично разбиралась в архитектуре, рисовала и играла на арфе.

С этим читают

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector