Характеристика и образ кота бегемота в романе мастер и маргарита булгакова сочинение

Роль кота Бегемота в романе

Несмотря на цензуру, главенствующую в СССР, и тот факт, что Михаил Булгаков был «любимчиком Сталина», писатель даже не стремился прикрывать сарказм и иронию какими-либо метафорами и другими художественными оборотами. Литератор обличает пороки общества, которые не прикрыты вуалью и как бы существуют в порядке вещей. Стоит только вспомнить цитату Воланда:

Стоит сказать, что писатель иронизировал не только над москвичами, которые на представлении в «Варьете» побежали в салон за бесплатными импортными платьями, но еще и над самим собой.


Воланд и кот Бегемот

Михаил Афанасьевич рассказывал, как на деньги, полученные от зарубежных постановщиков его пьес, они с возлюбленной ездили в Торгсин, дабы совершить покупки. В этом злачном местечке, где затаривались граждане, имеющие «валютные ценности», писатель и его возлюбленная наблюдали, как советские люди стремились накупить деликатесов.

В романе один из подручных Воланда комично сочетает в себе противоречивые качества. Любитель угощать даму «чистым спиртом» имеет и «интеллигентные» повадки, и склонность к жуликоватости и агрессивности. Чего только не делал Бегемот на страницах романа: то он расплачивается с контролером трамвая, тем самым доводя до безумия Ивана Бездомного, то пьет водку в гостях у Степы Лиходеева, то избивает Варенуху, то отрывает голову Бенгальскому и т.д.


Кот Бегемот с рюмкой водки

Бегемот – это шут «гипнотизера», который любит подшучивать над людьми. Так, например, когда Прохоров вскликнул: «Чтоб меня черти взяли!» (вообще слово «черт» повторяется в романе довольно часто), – кот заставил председателя в буквальном смысле исчезнуть из кабинета, а вместо него в кресле начальника остается сидеть и раздавать распоряжения пиджак.

Хвостатый дьявол запомнился любителям литературы благодаря цитатам, например, он ошарашил чекистов, сказав:

В конце романа Бегемот предстает в облике печального пажа, который обречен на скитания рядом со своим господином. Перед восходом солнца он, как и другие представители темной силы, исчезает в то место, где уготован вечный приют «преданным и избранным».

Священное животное

В Древнем Египте кот был настолько «неприкосновенным животным», что убивший это священное животное подлежал смерти. А когда кошка умирала, то в доме объявлялся траур. Почему все так серьезно? Современному человеку может показаться такое отношение к кошкам странным. Ничего странного в этом нет, просто современный человек стал настолько приземленным, что для него любой символ и образ, не говоря уже об астральном символизме, — пустой знак.

Кот — неприкосновенное и священное животное во многих древних цивилизациях. И причина этого лежит в лунарном символизме. Например, В Древнем Египте кот (кошка) — образ лунной богини Бастет. В греко-римской культуре кот — спутник лунной богини Дианы. У скандинавов кот — атрибут лунной богини Фрейи, в ее повозку были запряжены коты.


Фрея — богиня Луны

Особенно египтяне в кошке души не чаяли. При пожаре первой спасали кошку, потом, если успевали, все остальное. Ей уступали дорогу на улицах. За убийство кошки полагалась смерть. Однажды (525 г. до н. э.) египтяне проиграли битву с персами, так как коварный персидский царь Камбиз применил истинно военную хитрость: первые ряды персов выставили кошек вместо щитов и египетские лучники не смогли стрелять!

Именно из-за лунарного символизма и символической связи кошки с богиней Луны средневековые садисты-инквизиторы, будучи служителями солнечного культа, объявили войну обычным кошкам, особенно черным. Таким образом, эти фанатики думали, что воюют с самой Богиней. Однако, согласно Закону причины и следствия (Карма), христиане пожали то, что посеяли. Вместо убитых невинных кошек, появились зараженные крысы, принесшие с Азии в европейские города бубонную чуму, которую позже назвали Черная смерть. Вот что для них стало значить воевать с Царицей ночи — Богиней Луны…

P.S. В качестве продолжения рекомендую посмотреть бельгийский документальный фильм под названием «Кошки Египта: от божества до убожества».

Кошки Египта: от божества до убожества


Watch this video on YouTube

Сим удостоверяю, что предъявитель сего Виктор Маевский написал упомянутую статью на предмет моего символизма, будучи привлечен в качестве консультанта по астральным символам.

Кот Бегемот

История создания

Доподлинно неизвестно, кто послужил прототипом кота из «Мастера и Маргариты». Считается, что при создании образа писатель опирался на мифологические сюжеты. Черный кот считался помощником темных сил, предвестником несчастий. Такое животное часто сопровождало ведьм.

В записках Булгакова сохранилась информация о морском чудовище Бегемоте, которое обитало в невидимой пустыне. Дополнительно писатель использовал информацию из книги М. А. Орлова «История сношений человека с дьяволом».

Бегемот является воплощением греха чревоугодия. Сцена в валютном магазине является тонкой иронией над советскими людьми. Булгаков вместе с женой неоднократно наблюдал, как люди словно впадали в безумие и набирали деликатесов.

Сотрудники театра Варьете

Степан Лиходеев

Степан Лиходеев — директор театра Варьете. Это сильно пьющий человек, который плохо выполняет свои обязанности. Воланд решил поселиться в его квартире, поэтому кот Бегемот и Азазелло забросили Стёпу Лиходеева в Ялту.

Римский Григорий Данилович

Римский Григорий Данилович — финансовый директор театра Варьете. Это злобный, нервный человек. Он очень умён: когда к нему пришёл Варенуха, ставший вампиром, Римский догадался, что это нечистая сила, так как не увидел от Варенухи тени.

Варенуха Иван Савельевич

Варенуха Иван Савельевич — театральный администратор. Это лживый, хамоватый, эгоистичный человек. Однажды он понёс по поручению финдиректора театра Римского в НКВД копии телеграмм от пропавшего Лиходеева. Встретив по дороге свиту Воланда, Варенуха оказался в «нехорошей квартире». Там Гелла превратила его в вампира. В этом обличии он покушается на Римского, но это ему не удаётся. Став вампиром, Варенуха мучается, ему не по душе быть нечистой силой, и Воланд, в конце концов, возвратил его в прежнее состояние. Испуганный Варенуха просит милиционеров поместить его в бронированную камеру. После своих страшных приключений Варенуха стал очень вежливым, отзывчивым человеком.

Жорж Бенгальский

Жорж Бенгальский — конферансье театра Варьете, хорошо известный жителям столицы. Человек неумный, ограниченный. Слова Воланда о том, как изменилась Москва, он комментирует публике так, что Коровьев сообщил зрителям, что конферансье попросту врёт. За эту ложь кто-то из публики предложил оторвать Бенгальскому голову, что и сделал кот Бегемот. Но зрители пожалели конферансье, и по их же просьбе Воланд велел голову Бенгальского поставить на место.

Андрей Фокич Соков

Андрей Фокич Соков — буфетчик в театре Варьете. Он скопил огромные деньги на продаже в буфете осетрины «второй свежести» и других испорченных продуктов. Эти деньги он не тратит, а только копит. Воланд сказал, что Соков никогда их и не истратит, так как через девять месяцев умрёт от рака печени. Испуганный буфетчик бросился искать профессора, чтобы тот остановил рак.

Непривычность образа

Главным отличием булгаковского Дьявола от привычного для народа образа является отношение к людям. Герой предстает не наглым обманщиком, а скорее замкнутым исследователем. Он наблюдает за людьми, ожидает принятия решения каждым из них. Профессор черной магии предстает перед читателями воспитанным и изящным старцем в красивой дорогой одежде. Булгаков не делает из Воланда Сатану в привычном обличии. Благодаря этому он показывает, что Дьявол не всегда выглядит так, как мы ожидаем и может явиться в самых различных образах. Образ Сатаны в романе «Мастер и Марагрита» весьма обаятелен. Героя автор показывает мудрым и рассудительным. Он уверен в себе и представителен. Привычных подлостей и гадостей Булгаковский Сатана не совершает. Этим он и отличается от привычного для всех людей образа.

Внешность Бегемота

Бегемот является котом-оборотнем. Имея вид огромного черного кота, который ходит на задних лапах, он сводит жителей Москвы с ума. Персонаж заставляет москвичей думать, что у них галлюцинации, вызывает страх и потрясение. Но иногда он появляется в человеческом обличии. Тогда он выглядит как низенький толстячок с рожей, очень похожей на кошачью. Он носит рваную кепку и везде появляется рядом со своим соратником Коровьевым-Фаготом

Появляясь на улицах Москвы в образе кота, Бегемот удивляет народ человеческими повадками. Он не только ходит на двух ногах и разговаривает, но еще и ведет себя абсолютно как человек. Он может налить себе из графина воды, помахать лапой людям из уходящего трамвая, рассчитаться за проезд. Кот любит себя, ценит свою интересную внешность. Периодически он подкручивает усы и всегда следит за своим внешним видом. Жители столицы, будучи под впечатлением от злодеяний такого странного существа, начинают отлавливать всех черных котов в городе даже после исчезновения Бегемота.

История создания персонажа

По мнению исследователей, прототипом кота из «Мастера и Маргариты» стал демон чревоугодия Бегемот, персонаж из мистического произведения Михаила Орлова «История сношений человека с Дьяволом». В книге ему дается описание как существа с огромным животом, головой слона, массивными задними лапами, коротким хвостом и толстыми человеческими руками.

Это объясняет, почему булгаковского кота звать Бегемот. Как и его прототип, он имеет большое пузо и отличается невероятным аппетитом. В образе Бегемота также прослеживаются черты кота Мурра из романа Гофмана. Подобно гофмановскому персонажу, считающему себя талантливым писателем и поэтом, Бегемот самовлюблен и комичен.

Сочинение про кота Бегемота с цитатами

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — это одно из ключевых произведений ХХ века. Большую популярность он получил, в первую очередь, из-за своих персонажей, одним из которых является Бегемот.

Вспомним первое появление Бегемота: «…третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами». Итак, Бегемот – это огромных размеров оборотень. Большую часть времени он появляется в романе в виде гигантского черного кота с характерными усами, иногда – это маленького роста полный человек с лицом, внешне сильно смахивающим на кошачью морду. Несмотря на свой животный вид, Бегемот ведет себя вполне по-человечески: он разговаривает, ходит на задних лапах, пытается оплатить проезд на трамвае, использует столовые приборы, чинит примус и даже употребляет водку и спирт.

Основное предназначение Бегемота – развлекать Воланда. Он шутник, не отказывающийся иной раз и пошалить на публике, как, например, на сеансе черной магии, когда он отрывает голову ведущему и потом возвращает ее обратно. Он не всегда честен, пытается постоянно сжульничать, в общем, ведет себя не как кот, а как человек. Именно этим персонажем Булгаков показывает большинство людей – он видит их жуликами и испорченными людьми. Ничто не может помешать Бегемоту развлекаться – ни ранение Геллы на Бале Сатаны, ни нападение чекистов, на котором он притворяется мертвым и потом сбегает. В то же время Булгаков снимает с помощью озорного кота всю напряженность некоторых моментов, связанных с житейскими вопросами. И все же проделки кота приведут к значительным последствиям – после исчезновения знаменитой троицы люди объявят охоту на всех черных котов. Их уничтожат около сотни, прежде чем все стихнет.

С каждой страницей Бегемот становится все более понятным читателю. Он не так прост, каким показался изначально. Он серьезно относится к поручениям Князя Тьмы, а его проделки – это лишь способ наказать людей, совершивших те или иные проступки. Лишь среди своих истинных друзей и соратников Бегемот – настоящий: интересный рассказчик, азартный игрок, хороший друг, преданный слуга и верный союзник. Так, на Балу он ближе всех оказался к Маргарите, и, проявляя дружелюбность, старался ее поддержать.

Примечательно то, каким перед нами представил Булгаков кота-оборотня в самом конце – в ночи он превратился в юного демона, «лучшего шута, какой существовал когда-либо в мире».

Прототип образа

Существует множество версий, откуда Булгаков почерпнул образ для кота Бегемота. Весь роман насыщен мифическими образами, которые опираются на различные источники. Библейские персонажи предстают в совершенно непривычных образах. Черный кот – вечный символ сил зла. Имя Бегемот также взято Булгаковым из мифологии. Существует также версия, что прототипом для Бегемота стал настоящий питомец писателя. Таким образом, мы видим, Что кот Бегемот в «Мастере и Маргарите» – это не простой персонаж, собирательный образ. Он вобрал в себя несколько прототипов и в итоге получился оригинальным персонажем, который запомнился миллионам читателей.

Кот Бегемот – персонаж, которого сложно не запомнить. Среди литературы ХХ века это один из самых ярких и интригующих героев. В настоящее время коту установлено множество памятников, а его фразы цитируются жителями современного мира. Характеристика Бегемота позволит написать грамотное сочинение на тему «Описание кота Бегемота», полноценно раскрыть образ персонажа, обозначить его отличительные черты.

История создания

Литературоведы до сих пор не могут дать точного ответа на вопрос, когда же Михаил Афанасьевич приступил к работе над своим мистическим произведением. Но принято считать, что черновые наброски писатель начал делать в 1928 году, причем первоначально роман рассказывал о Воланде и его сподвижниках, а вот любовная линия между мастером и Маргаритой была добавлена с последующими правками.


Михаил Булгаков

Булгаков лично «проиллюстрировал» цитату одного из героев: «Рукописи не горят». Из-за того, что религиозную пьесу литератора запретили в театре, он кинул в печь исписанные листы, однако большая часть материала уцелела.

Стоит сказать, что работа над произведением длилась с 1928 по 1940 годы, поэтому Михаила Афанасьевича можно смело поставить в один ряд с Александром Пушкиным, который трудился над «Евгением Онегиным» семь лет, и Иоганном Гете, чей роман «Фауст», подтолкнувший Булгакова на создание «Мастера и Маргариты», создавался с 1774 по 1831 годы.


Роман «Мастер и Маргарита»

Зимой 1940 года состояние здоровья Михаила Афанасьевича резко ухудшилось. Писатель стал терять зрение, а врачи диагностировали у него опасную болезнь – гипертонический нефросклероз. Поэтому возле постели Булгакова днями и ночами дежурила жена Елена Сергеевна, которая и продолжила работу над романом, записывая предложения под диктовку умирающего мужа.

Что касается животного-оборотня, то образ кота Бегемота был придуман неспроста. Наверняка поклонники колдовского романа догадались, что в произведении о Мастере и Маргарите запечатаны сатира и скрытый подтекст, а в образах главных героев без труда находятся скрытые символы и прототипы. «Булгаковеды» не способны дать единого ответа, что же стало источником вдохновения для создания любимого шута мессира, который не шалил, никого не трогал и починял примус.


Чудище Бегемот в книге И.Я. Порфирьева

Говорят, Михаил Афанасьевич прочел книгу И.Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях». В этом произведении упоминалось о морском чудовище, но не о КтулхуГоварда Лавкрафта, а о Бегемоте, который обитает в неведомой пустыне. Чудище представлено в книге как существо с головой слона, которую «украшают» клыки и хобот. Также у демона огромный живот, толстые задние конечности и еле заметный хвост. Поэтому неудивительно, что подводного обитателя сравнили с парнокопытным млекопитающим из-за сходства во внешности.

Также на полке писателя лежал томик, который называется «История сношений человека с дьяволом», откуда Михаил Афанасьевич делал выписки

Поэтому стоит обратить внимание на демонологию, где Бегемот представляет собой демона, олицетворяющего смертный грех – чревоугодие, иными словами, обжорство. Вообще, Бегемот – это стандартное имя приспешника Сатаны


Демон Бегемот

А вот вторая супруга мастера пера Любовь Белозерская говорила, что прототипом пушистого исчадья ада стал их домашний питомец по прозвищу Флюшка. Литературовед Мариэтта Чудакова считает, что один из «дальних предков» Бегемота – это придуманный Гофманом кот Мурр, такой же забавный и самодовольный.

Характер Бегемота

Огромный черный кот сочетает в своем характере разные черты. С одной стороны он склонен к интеллигентным повадкам, открывает двери, раскланивается в приветствиях, ухаживает за дамами. Кот любит поговорить и порассуждать – он склонен к философствованию и иногда может вступить в дискуссию, отстаивая свое мнение очень вежливо и воспитанно. С другой стороны в его манерах присутствуют повадки жулика и хулигана, он пакостит с особым наслаждением, упиваясь собственными злодеяниями. Сводить людей с ума для него – необычайное удовольствие. Булгаков показывает кота противоречивым и наглым, наделяя его свойствами, которые присущи многим людям.

Бегемот остроумен. Его шутки запоминаются читателям, они вошли в народ в качестве крылатых выражений. Выступая в качестве комика, Бегемот пытается прикинуться непричастным к различным злоключениям москвичей. Тем не менее, именно он спалил злосчастную квартиру и натворил множество бед, наказывая жителей столицы за их нелицеприятные поступки.

Хлестаков и хлестаковщина в комедии Гоголя «Ревизор» – сочинение

Сходство Фагота с музыкальным инструментом

Музыкальный инструмент фагот был изобретен жителем Италии, монахом Афранио дельи Альбонези. В романе резко обозначается связь (функциональная) Коровьева с этим каноником из Феррары. В романе четко определены три мира, представители каждого из которых составляют некие триады согласно похожим качествам. Демон Фагот принадлежит к одной из них, в которую также входят: помощник Стравинского Федор Васильевич и Афраний, «правая рука» Понтия Пилата. Коровьева же сделал своим главным сподвижником Воланд, и его свита этому не прекословила.

Фагот даже внешне схож с одноименным, длинным и тонким, сложенным втрое инструментом. Коровьев — высокий и худой. А в своем мнимом подобострастии он готов складываться втрое перед собеседником, но только для того, чтобы позднее беспрепятственно ему напакостить.

Речная лошадь

На лунарный символизм булгаковского кота, кроме его цвета, должно намекать также его имя — Бегемот. Обычный бегемот — огромное животное, проводящее большую часть своей жизни… в воде. А на сушу выходит только для кормежки и то лишь… ночью. Поэтому в некоторых языках название этого водного животного имеет связь с водой: речная лошадь и нильская лошадь. Бегемот – второе по массе, после слона, наземное животное в мире. Если слон – сухопутное животное, то бегемот — водное.


Бегемот — образ Луны

Отступление в сторону соларного символизма. Слон – символ Солнца, а бегемот – Луны. Само слово «слон» произошло от слова «солнце», вернее, «слонце». Именно с помощью корня слън-slon-slun в некоторых словянских языках образуется слово, обозначающее дневное светило. Слово «слонце» означает небольшой слон. Сравните слова с подобным уменьшительным суффиксом: оконце (от окно), зеркальце (от зеркало), копытце (от копыто). Откроем Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.

Основные обязанности Азазелло

Главные обязанности Азазелло непременно связаны с насилием. Объясняя Маргарите свои функции, он признает, что его прямой специальностью является надавать администратору по лицу, подстрелить кого-либо или выставить из дома, и прочие «пустяки» такого рода. Азазелло перебрасывает в Ялту из Москвы Лиходеева, выгоняет из квартиры Поплавского (дядю Берлиоза), лишает жизни при помощи револьвера барона Майгеля. Демон-убийца изобретает волшебный крем, который дарит Маргарите, давая ей возможность приобрести ведьмовскую красоту и некоторые демонические возможности. От этого косметического средства героиня романа обретает способность летать и становиться невидимой по ее желанию.

Окружение мессира

Давать оценку обществу, наводить порядок, наказывать провинившихся и вершить возмездие помогает свита Воланда. В неё входят:

  • ломака-регент Коровьев.
  • кот Бегемот.
  • Фагот.
  • демон Азазелло.
  • ведьма Гелла.

Писатель виртуозно экспериментирует в создании помощников властелина тени. Обычно в литературе тёмные персонажи воплощают страх, зло и испуг. А свита Воланда ассоциируется скорее с шутками, иронией и каламбурами. Таким художественным приёмом Булгаков хотел подчеркнуть, насколько абсурдными бывают ситуации, которые москвичи сами и создают, а также выделить серьёзного и мудрого мессира в окружении шутов.

Воланд даёт помощникам задания, выполняя которые они обнажают все пороки общества, наказывают виновных обывателей и сжигают следы согрешений, как бы проводя очищение. Эта участь постигла завсегдатаев ресторана «Грибоедов» и членов МАССОЛИТа. Таким образом, у людей появился второй шанс для воздвижения нового святилища культуры и побуждения москвичей к творчеству.

Описание проделок окружения Воланда играет важную роль в контексте отражения исторической реальности 30-х годов. Свита не манипулирует сознанием человека, чтобы заставить его согрешить. Она сбрасывает с его глаз пелену, маскирующую действительность, обнажая нравственные вопросы, окутанные паутиной лжи и низости общества того времени.

Свита Воланда выполняет функцию «перекрёстка» двух дорог: добра и зла, а человеку нужно лишь выбрать, по какой из них пойти. Воланд в этой ситуации является справедливым мудрецом и вершителем судеб.

Свита Воланда в романе “Мастер и Маргарита”: описание членов свиты, таблица с характеристикой (список)

Свита Воланда: кот Бегемот, Коровьев и Азазелло (Гелла отсутствует на картинке).
Художник А. Бакулевский

Свита Воланда в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова – это группа ключевых персонажей произведения.

Все члены свиты Воланда – это яркие и загадочные “личности” со своими особенностями.

Ниже представлено описание свиты Воланда в романе “Мастер и Маргарита” в виде таблицы, имена и краткая характеристика героев.Также указано, кем являются члены свиты Воланда на самом деле.Смотрите: Краткое содержание романаВсе материалы по роману “Мастер и Маргарита” В свиту Воланда входят четыре ярких и запоминающихся персонажа:

  1. “Клетчатый” весельчак Коровьев
  2. Огромный говорящий Кот Бегемот
  3. Клыкастый разбойник Азазелло
  4. Рыжая ведьма Гелла 

В таблице ниже представлена краткая характеристика каждого из членов свиты Воланда:

Свита Воланда в романе «Мастер и Маргарита»
Имя героя Описание героя
1. Коровьев Коровьев носит также прозвище Фагот. Очень высокий и худой мужчина в клетчатом костюме. Носит треснутое пенсне. Все время шутит и кривляется. Называет себя бывшим регентом (дирижером). Почти всегда действует со своим напарником – котом Бегемотом.
2. Кот Бегемот Черный кот огромных размеров, который разговаривает и ходит на задних лапах как человек. Иногда превращается в человека – толстяка с кошачьим лицом. Любит шутить и приврать. Почти всегда действует со своим неразлучным напарником – Коровьевым.
3. Азазелло Мужчина маленького роста, но с большими плечами. У него рыжие волосы, бельмо на левом глазу и торчащий клык во рту. Грубоват, не любит иметь дело с женщинами. Аккуратный и точный помощник.
4. Гелла Служанка Воланда, единственная женщина в свите Воланда. Рыжая молодая ведьма с зелеными глазами и шрамом на шее. Все время ходит без одежды. Красивая девушка и надежная служанка Воланда.
Воланд и его свита: кот Бегемот, Коровьев, Гелла (Азазелло отсутствует на картинке).
Художник В. Ефименко

В конце романа “Мастер и Маргарита” читатели узнают всю правду о помощниках Воланда. На самом деле члены свиты Воланда – это демоны, “нечистая сила”, помощники сатаны.

Итак, список членов свиты Воланда с описанием их “истинного лица”:

  • Коровьев – это рыцарь-демон, мрачный темно‑фиолетовый рыцарь, который никогда не улыбается. 
  • Кот Бегемот – демон‑паж, молодой демон-шут в свите Воланда. 
  • Азазелло – демон безводной пустыни, демон‑убийца. 
  • Гелла – о ее “настоящем лице” ничего не известно. Вероятно, все потому что Булгаков не завершил свой роман.

Это была таблица с описанием членов свиты Воланда в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова (имена и краткая характеристика героев), а также материалы о том, кем на самом деле являются члены свиты Воланда. 

Интересные факты

  • В Советском Союзе к столетию со дня рождения Михаила Булгакова была выпущена почтовая марка с изображением кота Бегемота.
  • В городе Харькове установлен памятник Михаилу Булгакову и коту Бегемоту: писатель и член свиты Воланда сидят на лавочке.


Памятник Михаилу Булгакову и коту Бегемоту

Михаил Афанасьевич обожал домашних животных. Так, в доме писателя и его второй жены Любови Белозерской жила кошка по прозвищу Мука. Любовь к хвостатым писателю передала жена; правда, он первоначально в силу природной брезгливости не брал животное в руки. Первенца Муки назвали Аншлаг в честь театральных успехов автора «Мастера и Маргариты».

Сочинение 5

Особенностью романа Булгакова является практически полное отсутствие в нем Господа. Высшее положительное начало в нем проявляется только через образ Спасителя-Иешуа, но он выглядит сначала земным и вполне простым человеком, хотя и с неординарными взглядами, и только в завершении предстает в свете. Тем не менее, роман Булгакова, безусловно, является романом об инфернальных сущностях и о дьяволе.

На самом деле такое не удивительно, ведь именно дьявол, согласно учениям, является властителем этого мира. Господь в этом смысле предстает трансцендентным, как далекая и высшая награда, которая достижима только путем практически полного исключения себя из мира при жизни. Тут нужно напомнить, в романе главные герои не обретают Царства Небесного, хотя и поступают положительно, являются в какой-то степени примерами достойных людей, но и они оказываются поглощенными сатаной.

Собственно Воланд отсылает читателя к Фаусту, где дьявол называет себя Воландом перед людьми. Каноническим образом Воланд у Булгакова не является злом в привычном и повседневном смысле этого слова, да он способен на различные проделки, но по большей части, все они являются следствием поведения самих людей. Также следует вспомнить о роли дьявола и его свиты в религии, они созданы по попустительству Господа, дабы наказывать грешников, Воланд сначала беседует с людьми, и только увидев какие-то греховные склонности, воздает по заслугам.

Внешность Воланда представляется довольно скупо. Согласно некоторым исследователям, автор копировал некоторых известных ему людей и привносил различные детали в облик, но такое рассмотрение требует глубокого и детального исследования. Если говорить кратко, то Булгаков изображает сатану простым человеком с немного нестандартной внешностью, такой как глаза разного цвета и небольшая асимметрия лица.

Повадки Воланда аристократические, он склонен к простым и ясным поступкам, при этом обладает сдержанностью в общении с другими людьми и собственной свитой и даже не проявляет существенной иронии, хотя и мог бы. На самом деле, хотя Воланд презрительно говорит о милосердии, он сам поступает довольно милостиво по отношению к другим людям. Тем не менее, такое поведение, конечно, обуславливается просто его функцией, которая позволяет действовать только в рамках ответа на грехи, но не со собственной воле.

Для 11 класса

Дурачества и обжорство Бегемота

Мифологическое существо Бегемот является демоном плотских желаний, в особенности чревоугодия. Отсюда и появилось у кота в романе невиданное обжорство в Торгсине (валютном магазине). Таким образом, автор проявляет иронию по отношению к посетителям этого всесоюзного заведения, в том числе и к себе. В то время, когда за пределами столиц люди живут впроголодь, людей в больших городах поработил демон Бегемот.

Кот в романе чаще всего проказничает, паясничает, отпускает разные шутки, насмехается. Данная черта характера Бегемота отражает искрометное чувство юмора самого Булгакова. Такое поведение кота и его необычный вид стали способом вызывания у людей в романе страха и замешательства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector