Крепостные крестьяне в 17 веке в россии

Праздники

Крестьяне были очень религиозными, верующими людьми, потому праздники в основном были религиозными. Дома молились перед и после трапезы, любое дело начиналось с молитвы, в надежде, что Бог не оставит в хорошем начинании.

Крестьяне регулярно посещали церковь по воскресеньям. Обязательным было присутствие на исповеди в Святую Четырехдесятницу перед Пасхой. Пасха считалась главным православным праздником. (подробнее о православной Пасхе)

Новый год сначала отмечали
в сентябре, а после реформы Петра Первого – 1 января 1700 года стало первым
Новым годом по новому календарю.

Рождество Христово и
следующие за ними Святки и Масленица сопровождались колядой, гаданиями,
массовыми праздничными гуляниями, хороводами, катаниями на санях.

Зимой в разрешенные постом дни играли свадьбы, причем обязательно они сопровождались различными свадебными приметами и традициями. (Подробнее о том, как женились на Руси)

Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:

Еда средневековых крестьян

Рацион бедных людей в этот период был очень скудным. Основная пища крестьян в Средние века состояла из всех продуктов, которые сами они и выращивали: ячмень, полба, просо, пшеница, рожь. Чтобы не платить за мельницу, многие женщины толкли зерно в деревянной ступе, делая вручную муку.

Ежедневное меню крестьянина в Средние века состояло из полужидкой каши, овощной или бобовой похлебки, изредка в рацион добавлялись фрукты, ягоды или орехи, которые собирали дети в лесу в летнее время. Хлеб был только ржаной или серый, который готовился из смеси пшеницы, ячменя, ржи, перемолотых в муку. Он и стал обязательным продуктом начиная с XII века.

На огороде крестьяне выращивали капусту, лук, горох, бобы, морковь, чечевицы, репу, из чего и готовили различные похлебки и блюда. Из сладкого употребляли только мед. Много пили вина или браги, после открытия производства хмеля, пили пиво.

Мясо, чаще всего свинину, крестьяне могли себе позволить только по воскресеньям или большим праздникам. Свиней и поросят резали, а ели на протяжении нескольких праздничных дней; остатки солили и хранили до следующего торжества.

Для обеспечения семьи рыбой мужчины иногда выделяли время на рыбалку, при этом делая и заготовки впрок на зиму. Солить рыбу крестьяне не имели возможности, так как соль была очень дорогой, поэтому ее либо коптили, либо высушивали.

По мере развития сельскохозяйственного производства и христианских предписаний в области питания происходит добавление в крестьянский рацион вина, хлеба, растительного масла, свиного и говяжьего жира.

У более зажиточных крестьян на стол ставили битую птицу, сыры, яйца и даже специи. Жареная пища готовилась редко, крестьянские блюда больше напоминали суп или рагу, к которым подавали соус, сделанный из скисшего вина, орехов, пряностей и лука.

Начиная с XI века, во Франции стали сажать каштановые деревья, которые крестьяне назвали хлебными. Из каштанов делали муку, которая в голодные годы спасала бедных людей от голодной смерти.

Что же ели самые низы царской России?

Хлеб из камыша

Для бедняков хлеб из камыша был незаменимым продуктом, потому что пшеничная, да и ржаная мука была доступна не каждой семье. Крестьяне научились выпекать хлеб из камышовой муки, используя растение до начала цветения. Разрезанный на части камыш сушили, затем перемалывали в муку. Из полученного продукта женщины пекли хлеб.

Тюря

Чтобы представить, как выглядит тюря, вспомните современную окрошку. А готовили ее в старину таким способом. Заранее высушенные корки и горбушки ржаного хлеба натирали дольками чеснока. Крошили в блюдо зеленый лук и заливали содержимое квасом. Если не было кваса, годилась обычная вода. Тюрю подсаливали, давали хлебу размякнуть и ели.  

Пивной суп

Могли позволить себе только обеспеченные люди. Для приготовления супа брали пиво, хорошее вино, цедру лимона, добавляли для вкуса сахар. Варили пивной суп на медленном огне. Готовое блюдо присыпали корицей и сухарями, иногда примешивали яичные желтки.

Каша из березовой коры или деревянная каша

В наши дни о деревянной каше дети узнают из сказок. Однако блюдо, которое готовится из березовой коры, сгодится и в наши дни, если вдруг человек попадает в экстремальную ситуацию.  Для приготовления каши берут только тонкую часть коры, скрывающуюся  под толстым слоем. Тончайшую пленку аккуратно снимают и заливают водой. Кашу варят, пока она не начинает походить на манную кашу.

Казаки ищут спрятанное зерно

Хлеб

Основной продукт питания русских крестьян. Каравай, хлебный сухарь, квас — сотни вариаций продуктов из хлеба бытовали на Руси веками.Не от роскошной жизни конечно.

Недоедим, но вывезем — таков был лозунг одного из министров Вышеградского, по поводу экспорта зерна зарубеж. Его натурально отнимали силой, от пытавшихся его укрыть крестьян.

Если ли молочные и мясные продукты? Да, но крайне скудно.Только в праздничные дни могли побаловать себя яйцами, курицей или сырами. Как правило, говядина и свинина были сезонными ко времени забоя скота, что бывало несколько раз за год.

В итоге, русский крестьянин питался крайне плохо, на грани голода, часто уходя за черту. Пища скудная, бедная витаминами, нерегулярная и крайне простая давали свои результаты в физическом развитии.Русские рекруты были одними из самых низкорослых в Европе к началу 20 века, средняя продолжительность жизни крестьян была ниже, чем 1000 лет назад, а детская смертность (в том числе и из-за скудного питания была очень высокой).

Делало ли что-то царское правительство? Конечно!

Лебедь, рак и щука

Коровы, конечно, в семьях были, но держали их больше для молока, на мясо не резали. Максимум, что могли позволить – это телятина и то по праздникам.

Как ни странно, но основное блюдо на крестьянском столе – это рыба, иногда можно было насчитать до 20 наименований на столе. И это не обжорство.

Иллюстрация «Поморы» 1928 год Митрофан Берингов

Карась, щука, стерлядь, язь, раки, сом – это не полный перечень традиционной русской ботвиньи. Слюнки бегут, как представишь все это великолепие в одной тарелке. Заправляли ее опять же традиционным ржаным квасом.

Русская ботвинья

Из мясных продуктов на столе была дичь. Да, как из «Бриллиантовой руки» — «Федя, дичь!» И лебедь на столе – это совсем не деликатес, а полноценное блюдо.

На картине художника Маковского видно, как на пиру вносят лебедя, запеченного целиком.

Картина «Свадебный пир» К. Маковский

Еще охотились на диких зверей – кабан, лось, куропатки, глухари, тетерева, олени. На зиму заготавливали все впрок, забивали погреба.

Самыми традиционными блюдами на столе были куропатки, куры и голуби. Ели мясную пищу не каждый день, отдавая предпочтение злакам. Да и постов было очень много.

Пища французов в 16-17 веках

Крестьяне были на самом дне социальной лестницы. Они вынуждены были платить налог, а так как денег у них часто не было, им приходилось идти к ростовщику и брать в долг. И дома, и в работе на барина они все делали вручную, а жили в плохоньких домишках, где питались жидким супом с салом или субпродуктами.

Несмотря на наличие во Франции большого количества орешников и фруктовых деревьев, крестьяне все равно не могли обеспечить ими семьи. В урожайные годы они могли запастись зерном. Но когда урожая не было, есть было попросту нечего.

Хлеб

Современный крестьянский хлеб представляет собой пьянящую смесь зерен ржи и пшеницы. У крестьян 17 века хлеб не был таким вкусным. Зерна тогда грубо обмолачивали, иногда не вынимая из полученной муки и попавшие туда стебли пшеницы. В муку специально добавляли кору деревьев или даже опилки для придания хлебу сытости. Это было выгодно, особенно если семья крестьянина была большой. В 17 веке крестьяне, в основном, ели черный ржаной хлеб, а вовсе не белый пшеничный.

Мясо

У некоторых крестьян была возможность иметь небольшой клочок земли и выпасать на нем скот. Так как куриное мясо они ели только по праздникам, а другие виды мяса сильно солили и хранили, они регулярно не получали достаточного количества витаминов С и D, а также минералов, поэтому страдали от цинги и других болезней.

Сыр

Сегодня сыр является визитной карточкой Франции. Его в этой стране существует множество сортов и видов. В XVII веке французские фермеры изготавливали только два вида сыра: мягкий и твердый. Если у крестьянина была корова, у него была возможность делать из молока не только сыр, но и масло.

Фрукты и овощи

Рацион крестьянина зависел от региона, где он проживал. Например, в южных регионах страны было больше фруктов, поэтому у крестьян там рацион был гораздо более разнообразным. Фрукты и овощи не только ели в свежем виде, но и солили впрок.

В окрестностях города Кале выращивали цветную капусту, артишоки и цикорий. В супы добавляли лук, чтобы сделать их вкуснее и гуще. Суп крестьяне ели каждый день.

Картофель попал во Францию во времена правления короля Людовика XVI, но в качестве овоща использоваться не стал. Поначалу люди не знали, что у картофеля надо есть клубни, находящиеся в земле. Они пробовали есть плоды, появляющиеся на стеблях растения после цветения. Так как плоды ядовиды, народ, естественно, травился. Только в 18 веке картофель во Франции стал популярен.

Напитки

Самым популярным напитком в 17 веке во Франции было вовсе не вино, а сидр. Если вино крестьянам и продавалось, то оно было настолько разбавлено водой, что и винного вкуса в нем не оставалось.

В те времена во Франци произрастало огромное количество яблонь. Яблоки собирались на протяжении всего западного побережья страны, поэтому сидр, получаемый из них, был очень среди крестьян популярен.

Пользовалось популярностью и пиво. Его изготавливали во Фландрии и Лотарингии. В период неурожаев, правда, пиво делать было запрещено, потому что часть собранного зерна предназначалась для посева на будущий год.

Тяжелая крестьянская жизнь

Художники XVII века писали картины французской крестьянской жизни, часто романтизируя и обожествляя изображаемые образы. На самом деле, жизнь крестьян была совсем другой. Только кому это было интересно?

Существует одна французская история, согласно которой крестьянина спросили, что бы он сделал, если бы был королем. На что он не стал отвечать, что женился бы на принцессе. Он сказал, что стал бы есть сало до тех пор, пока не насытится им полностью.

Древнегреческая кухня

Древнегреческая кухня имела свой определённый недостаток в виде
ограниченного числа выращиваемых сельскохозяйственных культур. Древнегреческая
кухня держалась на трех основных продуктах: пшеница, оливковое масло и вино.
Информация о древнегреческой кухне к нам пришла из литературных источников, в том
числе из комедий Аристофана. Основу пищи составлял хлеб, иногда пропитанный
вином и может быть с добавлением сухофруктов и оливков. Бедняки и нищие питались
травой, корнеплодами. Богачи ели лежа и иногда слишком сильно в этом деле переусердствовали.
Как мы уже поняли основу питания древних греков составлял хлеб, пшеницу часто вымачивали
перед тем как делать из нее муку, в этом мы можем усматривать аналогию с тем,
как современные сыроеды проращивают зерно. Дрожжей в те времена не было, вместо
них использовали винную закваску. Тесто запекали в глиняной печи. Ячмень считался
более простым зерном, чем пшеница, готовить хлеб из ячменя было намного сложнее
его сначала обжаривали и только затем перемалывали в муку.

Но мы помним, что древнегреческие философы жили до настоящей
поздней старости, имеется ввиду возраст не летнего глубокого старика как у Пушкина,
а действительно возраст в 70-80 лет.

Конечно это благодаря фруктам и овощам, которые росли практически
круглый год в Греции благодаря теплому климату Средиземноморья. В Древней
Греции выращивали капусту, морковь, лук, чеснок, бобы, горох, чечевицу, дыни,
арбузы, яблоки, груши, гранат, айву, сливы, миндаль, репу, редис, огурцы, различные
цитрусовые плоды, оливы и виноград.

В Древней Греции естественно не знали, что такое сахар, вместо
него использовались фиги, финики и мед, эти продуты были доступны только
богатым и их вообще запрещалось вывозить из страны.

Мясо в Древней Греции ели опять же в зависимости от
финансовых возможностей. Высоко было потребление и рыбы. Богатые крестьяне держали
кур, гусей, коз, свиней и овец. Бедные слои населения могли довольствоваться
мелкими дикими животными, например, ели зайцев или белок. Тем не менее уже
тогда греки ели сосиски и колбасы, конечно же такое было доступно только
богачам. В селах люди ели яйца и пили молоко, готовили козий и овечий сыр. Греки
умели делать красное, розовое и белое вино. Вино обычно смешивали водой. Греки
отвергали восточную изнеженность в кулинарии и гастрономические изыски, отмечали
слишком роскошный стол персидских царей, в отличие от персов, греки
подчёркивали непритязательность своей кухни, но в эллинистический по римский
период, греки отказались от спартанской кухни и ограничений, конечно это касается
богатых. Кстати в Древней Греции, считается, что впервые появилось вегетарианство,
это именно добровольный отказ от мяса. Но что интересно вегетарианство было характерно
больше для философов, людей умственного труда, знаменитые греческие спортсмены
сидели на мясной диете.

До 80 лет в Греции жили философы, математики и прочие
деятели науки. Только в 20 веке в мире средняя продолжительность жизни начала подбираться
к показателям Древней Греции. Посмотрите: Еврипид, драматург прожил около 76
лет, Архимед — около 75, Аристарх, астроном — около 80, Филемон, автор комедий
— около 99, Диоген, философ — 77 или 91. Платон, философ — 81. Ксенофон,
писатель — 75. Демокрит, философ — 90 или 100. Гиппократ, врач — 90 или 100. Сократ
(казнен) — 70 лет. Еврипид, драматург — около 76. Аристид, военачальник — около
72. Пифагор — около 80. Солон, государственный деятель — около 70. Питтак,
тиран Митилены — около 80 лет.

Сенатором в Спарте или публичным судьей в Афинах можно было
стать только после 60 лет. Философ Исократ создал свой главный труд, трактат о
воспитании, в 82 года, а в 98 лет покончил с собой, уморив себя голодом.

Сколько жили русские цари?

Но, например, Петр первый прожил 52 года, его супруга
Екатерина первая 47 лет, Екатерина вторая 67 лет, Иван Грозный 53 года, Елизавета
Петровна 52 года, отец Петра первого—Алексей Михайлович 46 лет. Внук Петр
второй 14 лет, внук Петр третий 34 года. Правнук Павел первый 46 лет, племянница
Анна Иоанновна 47 лет, Николай первый прожил 58 лет, но вот Александр второй 62
года, Александр первый 47 лет. Но заметьте многие европейские правители также
мало прожили: Карл двенадцатый 36 лет, но, например, Людовик четырнадцатый 76
лет.


И. Н. Никитин «Пётр I на смертном одре», умирает от почечнокаменной болезни и воспаления легких на 53 году жизни.

Два пищевых полюса

Гастрономический мир простых европейцев в период с 5-го по 14-й век состоял из двух полушарий. Такое положение было обусловлено не только климатом, но и культурой, в частности, мифологией. На севере, среди густых лесов и рядом с холодными морями, проживали варвары. Германские племена добывали пищу в основном посредством охоты и скотоводства, хотя в отдельных районах существовало осёдлое земледелие, которое продолжало развиваться на местах с Раннего Средневековья.


Застолье германского племени. (wikipedia.org)

В культурном плане мясной рацион был продиктован свыше: сюжеты германо-скандинавской мифологии рассказывают нам о пирах в чертогах одноглазого Одина, где павшие в славных битвах эйнхерии поедали мясо чудесного кабана Сехримнира, которое не кончалось, и пили вкуснейшее медвяное молоко козы Хейдрун. Северяне очень плохо соблюдали церковные посты из-за доброй традиции питаться преимущественно мясными продуктами, тогда как жители тёплых регионов вполне сносно переносили лишения, предписанные церковью.

Южные особенности питания базировались на греко-римской, средиземноморской традиции. Овощи и фрукты являлись основой кухни солнечных Балкан, Апеннинского полуострова и Пиренеев. Жители Средиземноморья представляли рай в виде сада, в котором росли самые редкие и необычные деликатесы. Между 12-м и 14-м вв. появились «сведения» о стране с молочными реками и кисельными берегами — Кокани. Там якобы еда валилась на головы с неба и висела на деревьях, а жирные гуси и свиные окорока произрастали из земли, как пшеница.

Мечты о пищевом достатке были продиктованы реалиями Высокого Средневековья. Стремительный рост населения и ряд значимых социальных катаклизмов в 14−16 вв. обострил проблемы поиска пропитания и начал постепенно стирать границы.

Рыба и мясо

Рыба занимала на русском столе особое место. По возможности ее ловили сами, но чаще покупали на рыбных рынках, найти которые в городе не составляло труда: настолько тяжелый запах исходил от лотков. Рыбу (плотву, снетков) добавляли в щи, если это не противоречило соблюдению поста.

Соленая рыба была дорогим удовольствием, поскольку добыча соли была тяжелым и долгим процессом, из-за чего и специя ценилась высоко. На Русском Севере, Поморье и Кольском полуострове придумали наиболее дешевый способ консервации рыбы – квашение. Рыбу заливали слабосоленым рассолом и оставляли, пока не завершится процесс ферментации. Вкус и аромат оставлял желать лучшего, но, тем не менее, квашение позволяло продлить срок годности такого быстро портящегося продукта.

Мясо для подавляющего большинства русского крестьянства было непозволительной роскошью. Его употребляли лишь по важным церковным праздникам, готовили на свадьбу и подобные торжества. Интересно, что даже зажиточная крестьянская семья не могла себе позволить мясные блюда хотя бы раз в неделю. Для этого было необходимо резать по барану в неделю, то есть 30-40 голов в год. Ни одно хозяйство не выдержало бы такого расточительства.

Крестьяне со средствами разводили домашнюю птицу. Это было хорошим подспорьем: в доме водились яйца и мясо, на столе частенько была яичница или дрочена. Находчивый русский народ приловчился делать дупла в деревьях для гнездования диких птиц, из которых потом собирали яйца.

Недостаток белковой пищи был не так заметен в семьях охотников. Русские леса были полны куропаток, уток, тетеревов, вальдшнепов. Часто с силком ходили на зайцев, дома же разводили кроликов. Однако во многих регионах лесные угодья были собственностью помещиков, и охота, особенно на крупного зверя, была строго регламентирована или вовсе запрещена.

Гурьевская каша

Название каши произошло от имени графа Гурьева. Существует 2 версии. По одной из них, граф был так поражен вкусом каши, приготовленной поваром Захаром Кузьминым, что купил крепостного человека. Другая же версия гласит, что граф сам придумал эту кашу в честь победы над Наполеоном.

Как приготовить? Очистить грецкие орехи, часть измельчить, а часть — обмакнуть в сахар, обжарив в духовке. Поставить в духовку сливки на средний огонь, следить, пока не будет появляться румяная пенка. Пенку снимать 5-6 раз. Оставшиеся сливки перемешать с сахаром и манной крупой, а затем варить, пока каша не загустеет.

Добавить изюм, измельченные орехи, пенки, нарезанные полосками, тщательно перемешав. Затем сложить слой каши в блюдо, поместив на нее пенку (сделать до 4 слоев), а самый верх посыпать сахарным песком. Поставить в духовку до зарумянивания. Затем сверху уложить мармелад или цукаты, орехи, обжаренные с сахаром, варенье или консервированные фрукты.

Как питались русские крестьяне?

Историко-статистические описания уездов и губерний России, многочисленные публикации этнографических заметок в губернских ведомостях 1870-1890-х годов дают нам возможность познакомиться с различными сторонами быта наших предков. В частности, с тем, например, как они питались. А это, в свою очередь, помогает понять и некоторые особенности сегодняшней народной жизни.
Те из горожан, что имеют родственников в деревне, возможно, замечали, как много, сытно и, в общем-то, невкусно готовят крестьяне. И это – не от бесталанности деревенских стряпух, а от искреннего неприятия ими иных резонов, нежели обеспечение тяжелого крестьянского труда простой и несложной в изготовлении пищей. Складывался такой подход, наверное, в незапамятные времена. И обосновывался суровой реальностью. Во-первых, крестьянин всегда был ограничен в выборе продуктов и способах кулинарной обработки их. Во-вторых, главной целью хозяйки было – накормить семью, работников простой по набору продуктов, простой в обработке и очень сытной пищей.
Что обеспечивало сытность – «нажористость», как это называли порой? Конечно, картофель. Картофель вареный, картофель жареный, картофельная похлебка – с «забелой» (добавлением молока) в скоромный день, с постным маслом – в день постный… Другой главный овощ, столп крестьянской кухни – капуста. Щи из серой капусты – с такой же приправой, как и похлебка. И все это – под черный хлеб. Таково было ежедневное будничное «меню» обеда и ужина для крестьянина центра России.
Завтрак же и полдник составляли ржаная ватрушка с творогом, либо ржаной пирог с картофелем или репой. А чаще – если хозяйке было не до изысков – просто ломоть черного хлеба с вареной картошкой. И, конечно же, чай. Чай – как молитва, дважды в день крестьянин пил чай – «душу отводил». Лишь в дни скоромные некоторые из крестьян чаю изменяли – варили жженый цикорий, сдабривали его молоком. Либо молоко добавляли в тот же чай – «для колера».
В посты рацион менялся. В пищу шли белая квашеная капуста, сдобренная луком и квасом, редька с маслом, «мура» или «тюря» – смесь из хлебных сухарей, искрошенной картошки, лука и кваса, с добавлением хрена, растительного масла и соли.
С удовольствием ели нечто похожее на нынешние незамысловатые винегреты – рубленую вареную свеклу с квасом и огурцами. Шла эта нехитрая радость под «мыкотину» – черный хлеб, только испеченный из просеянной через сито муки и не столь кислый, как обычная «чернушка».
В воскресенья и «небольшие» праздники питались почти так же, как и в будни. Лишь иногда готовили «творожник». Для этого блюда творог, растертый со сметаной с прибавлением пары яиц и молока, в глиняной плошке выдерживали в русской печи.
Не обходилось дело без лакомств. И ими были не пряники, печенье, конфеты – весьма затратные для крестьянского кошелька, не сушеные «дули» – груши, которые тоже надо было где-то покупать, не варенье, требовавшее в качестве консерванта патоки или дорогущего сахара. Нет, лакомились – пареной репой! Любили ее дети, а в пост зимой – и взрослые, особенно уважали морс из этого корнеплода.
Не столь уж древней оказывается традиция народного «кашеедства». Каша, по сути, являлась пищевым концентратом. И употреблялась только в «страду», каковой признавался сенокос.
Мясо русские крестьяне – подневольные вегетарианцы – ели в большие праздники – на Рождество, Крещение, Пасху, Троицу, Рождество и Успение Богородицы, память апостолов Петра и Павла. Впрочем, как и белое «печево» – пироги и ситные из белой пшеничной муки.
Особый стол был и в иных «особых» случаях. «До отвалу» бывало и мяса, и «печева» из белой муки, и прочих яств, в том числе и закупленных в городе или в сельской лавке, – во время «помочей», на торжествах по случаю именин, крестин, в престольные праздники. Тогда же и вина, и чаю пили тоже вдоволь. Если учесть, что престолов в сельских храмах (да и не в сельских тоже) бывает, кроме главного, еще несколько, можно представить себе, сколько поводов было для обжорства и гулежа.
Праздники эти длились нередко от 2-3 (по весне) до 7-10 дней (осенью). Если это был престольный либо семейный праздник, в каждый дом съезжалось множество гостей – родные или просто хорошо знакомые с хозяевами люди, да не поодиночке, а семьями, с женами и детьми (и взрослыми, и малыми – кроме девиц!), в праздничных одеждах. Приезжали на лучших лошадях, в лучших экипажах.
Описывавшие эти праздники (а ими чаще всего были либо сельские священники, либо земские деятели, либо местные учителя) особо отмечают, насколько дорого такие пиры обходятся – «что истрачивается в эти праздники, хватило бы с остатком на уплату за целый год оброка и всех податей и повинностей – да и крестьянин не принужден бы был целый год питаться кое-чем…».

Чем отличалось положение черносошных и крепостных крестьян

Положение этих двух основных крестьянских групп было различным.

Крестьяне черные (черносошные):

  • лично не зависели от какого бы то ни было собственника земли, землевладельца;
  • за ними сохранилась значительная степень личной свободы (среди прочего – право по собственному усмотрению менять место жительства и хозяйствования);
  • сохраняли за собой право распоряжаться принадлежавшей им землей.

В зависимости они находились только от государства. По отношению к нему черносошные крестьяне исполняли тягловую повинность – платили подати и исполняли различные работы.

Миниатюра. 17 в.

Не удивительно, что с усилением крепостнического строя численность этой группы в общей массе крестьянского населения неуклонно сокращалась. Крупные и мелкие феодалы-землевладельцы считали личным вызовом свободу находящихся по соседству людей. Используя все возможные механизмы, они пытались закрепостить, лишить экономической, а затем и личной свободы черносошных крестьян.

Все методы для этого были хороши. Можно было свободного крестьянина закабалить, опутав его долгами и невозможными для исполнения обязанностями. Можно было всех членов семьи обратить в крепостничество, если один из них был выходцем из крепостных. Уважая христианскую мораль, закон требовал семью не разрывать. Женясь на крепостной или же выходя за крепостного замуж, человек понимал, что он может последовать за любимым в крепостную неволю: крепостными навсегда останутся и его дети.

Интересно

А можно было вообще прибегнуть к услужливым и падким на взятки судейским властям и предъявить заведомо неправдивые свидетельства о том, например, что в далеком прошлом один из предков черносошного крестьянина был в собственности далеких предков алчного помещика. Изготовить нужную, и при этом – фальшивую, грамоту сложности особой не представляло. Суд же практически никогда не вставал на защиту униженных и оскорбленных.

Со временем, но уже к концу 17 в., усилилось и давление на лично свободных, тягловых, черносошных крестьян и со стороны государства. Они облагались все возрастающими подушными податями, все большим оброком, переводились в разряд государственных.

Чем отличался крепостной крестьянин от государственного, так это сохранением личной свободы, проживанием на казенных (государственных) землях, исполнением повинностей только по отношению к государству. Последнее, однако, характерно уже для последующих веков, 18 и 19.

В течение же века семнадцатого черносошные крестьяне еще пытались сопротивляться нарастающему угнетению. Меньший гнет наблюдался в отдаленных уголках России – на Севере (в Поморье), в Сибири. Туда и устремлялись спасающиеся от притеснений и угнетения, от опасности попасть в крепостную зависимость черносошные крестьяне.

Вторую, и при этом все увеличивающуюся группу составляли крепостные.

Крестьяне, приносящие оброк в монастырь

Правила поведения за столом

Прием пищи в русской семье был целым ритуалом. Обеденный стол ставили к лавкам, где у каждого было строго определенное место. В начале стола под образами сидел хозяин дома. По его правую руку садился младший брат или старший сын. Чем дальше место находилось от главы дома, тем менее престижным оно было.

В праздники, когда собиралось много гостей, женщины за общий стол не садились. Их обязанностью было подавать яства, а сами они трапезничали позже. Ходить в гости без приглашения считалось дурным тоном, как и принимать его с первого раза.

Никто не начинал есть, пока ложку не брал хозяин дома, иначе этой самой ложкой можно было схлопотать по лбу. Перед приемом пищи в обязательном порядке мыли руки и произносили молитву. Вставать из-за стола разрешалось лишь после того, как закончат трапезу старшие. По окончании также творили молитву.

Российская империя

  • Список императоров России по порядку и годы их правления
  • Территории, входившие в состав Российской империи
  • Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
  • Табель о рангах. Главное
  • Первая всеобщая перепись Российской империи
  • Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
  • Россия в Первой мировой. Самое главное
  • Коротко об эпохе дворцовых переворотов
  • История герба России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

26-го мая 1898.

Нищета же в этой деревне, положение построек (половина деревни сгорела прошлого года), одежд женщин и детей и отсутствие всякого хлеба, кроме как у двух дворов, ужасно. Большей частью испекли последний раз хлебы с лебедой и доедают их, осталось на неделю или около того. Вот деревня Крапивенского уезда. Дворов 57, из них в 15-ти хлеба и картофеля, рассчитывая на проданный овес купить ржи, хватит средним числом до ноября. Овса многие совсем не сеяли за неимением семян прошлого года. 20 дворам хватит до февраля. Все едят очень дурной хлеб с лебедой. Остальные прокормятся.

Распродается и отдается задаром весь скот и ожигаются постройки на топливо, мужики сами поджигают свои дворы, чтобы получить страховые. Уже были случаи голодной смерти.

Здесь (в деревне Богородицкого уезда) положение бедствующих уже в прежние года, не сеявших овес, опустившихся дворов еще хуже. Здесь доедают уже последнее. Уже теперь нечего есть, и в одной деревне, которую я осматривал, половина дворов уехала на лошадях в даль побираться. Точно так же же у богатых, составляющих везде около 20%, много овса и других ресурсов, но кроме того в этой деревне живут безземельные солдатские дети. Целая слободка этих жителей не имеет земли и всегда бедствует, теперь же находится при дорогом хлебе и при скупой подаче милостыни в страшной, ужасающей нищете.

Из избушки, около которой мы остановились, вышла оборванная грязная женщина и подошла к кучке чего-то, лежащего на выгоне и покрытого разорванным и просетившимся везде кафтаном. Это один из ее 5-х детей. Трехлетняя девочка больна в сильнейшем жару чем-то в роде инфлуэнцы. Не то что об лечении нет речи, но нет другой пищи, кроме корок хлеба, которые мать принесла вчера, бросив детей и сбегав с сумкой за побором. И нет более удобного места для больной, как здесь на выгоне в конце сентября, потому что в избушке с разваленной печью хаос и ребята. Муж этой женщины ушел с весны и не воротился. Таковы приблизительно многие из этих семей. Но и у наделенных землей крестьян, принадлежащих к разряду опустившихся, не лучше.

Нам, взрослым, если мы не сумасшедшие, можно, казалось бы, понять, откуда голод народа.

Прежде всего он, и это знает всякий мужик:

«Нет плохих продуктов — есть плохие повара»

Житель средневековой деревни не был гурманом и следил за своим питанием только во время поста. Но далеко не все строго выполняли церковные предписания и с удовольствием поедали калорийные блюда и запивали их хмельными напитками.

Неурожаи, эпидемии, войны и плохие погодные условия влияли на количество продуктов питания в деревенских домах, но главным врагом крестьян оставался грех чревоугодия. Несовершенные кулинарные навыки в приготовлении тяжёлой и калорийной пищи также сыграли свою негативную роль. Следить за фигурой не было времени, да и церковь особенно не позволяла. Набив желудок питательной массой из хлеба, сыра, каши или супа, простой сельский житель шёл трудиться в поле или пасти скот. Ведь основа его бытия — это труд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector