Драгоценности романовых. загадки императоров россии

Какие еще украшения достойны внимания поколений

Коллекции драгоценностей Александры Федоровны и Елизаветы Петровны считаются самыми крупными. В них насчитываются тысячи различных вариаций подвесок, колец, корон и ожерелий. Но не только на этих царицах прекрасно смотрелись украшения из золота и серебра.

Украшения Марии Павловны — супруги князя Владимира

Она никогда не была императрицей, но на портрете Бориса Кустодиева легко рассмотреть ее уникальную Владимирскую тиару, которая сейчас принадлежит британской королеве Елизавете II и является ее любимой драгоценностью. Это украшение Владимир Александрович подарил молодой невесте. Она состоит из 15 перекрывающихся бриллиантовых колец, в центре каждого из которых по жемчужной подвеске.

Елизавета Алексеевна — супруга Александра I

Несмотря на статус и положение, Елизавете не были интересны представительские стороны двора. Именно поэтому единственное украшение, которое изображено на картине Владимира Боровиковского в 1795 году, — резная камея с профилем Екатерины, которая установлена в рамочку и осыпана бриллиантами.

Мария Федоровна — датская принцесса Дагмар

Скромная девушка, растущая в постоянном ощущении нехватки денег, была не прочь носить роскошные наряды и драгоценности рода Романовых. Новоиспеченная княгиня, а затем и императрица, носила золотые изделия с легкостью и элегантностью, словно была приучена к ним с детства.

На портрете императрицы, написанном в начале 1880-гг, Мария Федоровна изображена в роскошном жемчужном уборе. Оно состоит из трех тяжелых нитей, надетых на бриллиантовую тиару, напоминающую классический русский кокошник. В дополнение к нему изображены браслеты, броши и небольшие серьги-звездочки, которые, к сожалению, не сохранились до нынешних времен.

На портрете также изображено оригинальное жемчужное ожерелье, которое плотно облегает шею. Моду на такие изделия в России ввела сестра Марии Федоровны — принцесса Александра, которая впоследствии стала королевой Великобритании.

Великие украшения семьи Романовых

Великолепная коллекция драгоценностей Романовых с бриллиантами до Первой мировой войны хранилась в Зимнем дворце Санкт-Петербурга. До начала боевых действий все украшения были доставлены в Москву. И до весны 1922 года ларец с регалиями и коронами хранили в Оружейной палате.

Самыми красивыми в коллекции считаются:

  1. Алмазный скипетр императора, который хранится в Алмазном фонде. Слева и справа от него алмаз Шах, вверху — алмаз, украшающий державу. Все эти «детали» были распроданы по частям на различных аукционах.
  2. Бриллиантовая цепь ордена Св. Андрея Первозванного состояла из 12 съемных звеньев. В них чередуются розетки с вензелем Павла I и Александровский крест с двуглавым орлом.
  3. Уникальные бриллиантовые украшения времен правления Елизаветы Петровны, где драгоценные камни украшают золотые и серебряные нити.
  4. Бриллиантовый пояс с двумя кисточками был создан во времена правления Екатерины II. Специалисты предполагают, что изготовил его ювелир Людовик Давид Дюваль. Часть этого украшения в дальнейшем использовалась для создания венчальной короны.
  5. Императорская венчальная корона, созданная в 1840 году ювелирами Никольсом и Плинке, создавалась из большого пояса Екатерины II.

К сожалению, большая часть украшений не сохранилась в целостности или не представлена для открытого просмотра посетителей музеев и выставок. Такие драгоценности переводятся в Алмазные фонды различных стран и причисляются к национальному достоянию.

Зато современные ювелиры нередко пытаются повторить красоту украшений российских императриц. Они создают массивные коллекции с жемчугом и бриллиантами, напоминающие изделия тех веков.

Китай-город

Китайгородская стена, фото 1887

Кремль был не единственной крепостью в Москве. В середине XVI века правящая тогда Елена Глинская, мать Ивана Грозного, решила построить еще одну защитную линию вокруг сердца столицы. Китайгородская стена длиной 2.5 километров была сооружена за рекордное время, высотой она была ниже кремлевской, но толще — и более приспособлена для установки орудий.

Вид Китайгородской стены изнутри. Проломные ворота (слева) на Лубянскую пл. Вдали Ильинская башня, 1920-е

Стена оправдала себя и выдержала несколько нападений, однако, в конце XVIII века перестала иметь фортификационное значение. Долгое время она была просто символом старой Москвы, но в сталинское время город решили кардинально реконструировать. Требовалось расширить улицы и построить новые проезды, а Китайгородская стена сильно затрудняла движение — она имела лишь восемь въездных ворот.

Отреставрированный участок стены

В 1930-х годах ее снесли, однако, несколько участков стены уцелели, и в 1990-е и 2000-е их даже отреставрировали.

Белый город

Аполлинарий Васнецов. Лубяной торг на Трубе в XVII веке. 1926

Еще одним крепостным кольцом Москвы была Белогородская стена, построенная уже вокруг Китай-города в конце XVI века. В Смутное время стена «Белого города» сильно пострадала и вскоре перестала быть надежной защитой города. Горожане начали разбирать ее на камни и строить из них дома.

В конце XVIII века Екатерина II велела снести стену, а на ее месте появилась дорога — нынешнее Бульварное кольцо.

«Яма» на Хохловской площади

Останки фундамента стены в некоторых местах сохранились — например, на Хохловской площади вокруг такого кусочка стены теперь модное общественное пространство «Яма».

Последние статьи

  •   Как украинский гетман Дорошенко трём господам служил сегодня, 16:11
  •   Как брат одного из главных нацистских преступников спасал людей во время войны: Альберт Геринг сегодня, 13:43
  •   6 знаменитостей, которые родились в семьях с криминальным прошлым сегодня, 11:55
  •   Почему звезда фильма «Тени исчезают в полдень» закончил свои дни в хосписе: Геннадий Корольков сегодня, 10:26
  •   Игорю Ясуловичу – 80: Почему один из самых снимаемых актеров никогда не был знаменит и не жалел об этом сегодня, 09:22
  •   9 главных особенностей стиля барокко, которые помогут разобраться в архитектуре даже дилетантам 23.09.2021, 23:51
  •   Как жилось женщинам во времена Римской Империи: Права, обязанности, образование 23.09.2021, 20:52
  •   Как воспитывают детей монарших особ: Можно ли сосать пустышку, играть в планшет и другие тонкости 23.09.2021, 19:20
  •   Почему Коралловый замок в США называют восьмым чудом света 23.09.2021, 18:20
  •   Побеждённые инками: Какие загадки оставила высокоразвитая цивилизация Чиму 23.09.2021, 16:16

Все статьи

Драгоценности Елизаветы Петровны

Поистине царские украшения дополняли платья царицы 18 века, расшитые золотом и серебром. В музее Эрмитаж до сих пор хранится часть той роскоши, которая украшала шею и уши российской императрицы из династии Романовых — Елизаветы Петровны. Она была младшей дочерью Петра I и Екатерины I. И именно она руководила страной во время двух больших конфликтов — войны за австрийское наследство и Семилетнего сражения.

К самым роскошным украшениям Елизаветы Петровны относят:

  1. Колье с миниатюрными часами, изготовленное по ее собственному проекту. Именно после этого варианты с маленькими часиками стали модными и популярными среди знатных женщин 18 века.
  2. Корона царицы была изготовлена из двух полушарий, инкрустированных жемчугом и бриллиантами. На вершине был водворен алмазный крест. Вес изделия составлял около 2 кг, поэтому надевала его правительница только на самые особые торжества.
  3. Малая корона всегда присутствовала на голове императрицы. Она была копией большого варианта, но украшалась небольшими бриллиантами, что значительно уменьшало вес изделия.
  4. Коллекция брошей в виде цветов и с другими растительными мотивами подходили Елизавете. Самой знаменитой является ее диадема «веселой царицы», выполненная из белых, золотых, розовых бриллиантов и эмалевых зеленых лепестков с ассиметричной алмазной пчелкой.
  5. Драгоценные букеты, который выполнил знаменитый придворный ювелир Иеремия Позье. Они состояли из дорогих драгоценных камней, золота, серебра и эмали. Самый известный из них — Большой Букет. Он включал изумрудные листья и алмазные бутоны, которые считаются самыми редкими в природе.
  6. Уникальная бриллиантовая брошь-аграф для горностаевой мантии также была изготовлена мастером Позье по заказу царицы. Она сохранилась до наших дней и хранится в Алмазном фонде России. Ширина украшения — 25 см, высота — 11 см. Для блеска в изделии закреплено 805 бриллиантов.
  7. Уникальная брошь бант-склаваж выполнена в форме бабочки с 21 крупной алой шпинелью и россыпью маленьких бриллиантов. Закреплялась она на бархатной кружевной ленте, плотно облегающей шею.

Императрица Елизавета Петровна очень любила украшения и всегда радовалась новой драгоценной «безделушке». Особенно красива ее коллекция уникальных шкатулок ручной работы. А ее гардероб насчитывал несметное количество платьев, расшитых золотом и серебром. После ее смерти обнаружат более 15 тысяч вариантов роскошных нарядов в гардеробе.

Сапфировая тиара.

История этой диадемы так же остросюжетна и интересна, как и история Владимирской, ведь она в свое время тоже принадлежала Великой княгине Марии Павловне, сумевшей, благодаря своей дружбе с английским дипломатом, вывезти свои сокровища из России.

Великая княгиня Мария Павловна в Сапфировом кокошнике. Портрет кисти Бориса Кустодиева

Массивный кокошник, туго усеянный бриллиантами и украшенный массивными сапфирами, – украшение фамильное, перешедшее в семью Великих князей из коллекции жены Николая I, Александры Федоровны. Некоторые считают, что это убранство – это, по сути, переделанная диадема Ее Величества, которую император преподнес ей в честь их восшествия на престол в 1825 году. По другому мнению, в массивный кокошник вошли лишь сапфиры из коллекции императрицы.

Так или иначе, часть драгоценностей Александры Федоровны перешла по наследству ее внуку, Великому князю Владимиру Александровичу, который и преподнес их своей любимой жене. Кокошник, фотографии которого дошли до наших дней, сделали (или переделали) в Cartier в конце 1900-х годов. Диадема стала частью роскошной парюры, в которую также входили серьги, ожерелье и брошь.

От гнева Революции эту драгоценную тиару также спас уже известный нам Альберт Стопфорд, тайно вынесший драгоценности Великой княгини из ее будуара. Но если новой владелицей Владимирской тиары станет (в конце концов) королева Великобритании, то сапфировый кокошник купит другая королева – румынская.

Королева Мария в Сапфировом кокошнике Марии Павловны, 1931 год

1925 год

По матери королева Мария была тесно связана с Романовыми. Когда разразилась Первая мировая война, румынская королевская семья переслала на сохранение в Кремль многие свои украшения (как, впрочем, и весь золотой запас своей страны). Как несложно догадаться, это была большая ошибка, цена которой оказалось слишком высока. После Революции новое правительство конфисковало королевские драгоценности.

Королева Мария потеряла практически все свои украшения, в том числе и старинные фамильные тиары. Конечно, у ее семьи было достаточно средств, чтобы компенсировать потерю, но, естественно, ни одна новая диадема не могла заменить Марии драгоценности, которые передавались из поколения в поколение. Тогда-то, скорее всего, у королевы Марии и ее родственницы Марии Павловны и возникла идея взаимовыгодного обмена. Первой нужны были фамильные богатства, второй – деньги. Так, сапфировый кокошник Великой княгини стал собственностью румынской королевской семьи.

Королева Мария с тиарой почти не расставалась, передав ее впоследствии своей младшей дочери Илеане в честь свадьбы. Так кокошник и оставался в королевской семье, пока румыны не почувствовали грядущую войну и политические перемены в собственной стране. На этот раз отправить украшения на сохранение было решено в Великобританию.

Принцесса Илеана в Сапфировой тиаре

После окончания Второй мировой войны монархия в Румынии фактически доживала свои последние дни. Королевскую семью изгнали из страны. Принцесса Илеана с тиарой своей матери отправилась в США, где и продала ее неизвестному покупателю в 1950 году. Судьба ее с тех пор неизвестна.  

Диадемы с менее впечатляющей или изученной историей, но ничуть не уступающие прочим украшениям в величественности и красоте. Смотрим и любуемся.

Кто пил квас и почему так много?

Квас пили буквально все: крестьяне, солдаты, врачи, монахи, цари. Его умели готовить в каждой семье по фамильному рецепту — отсюда и столько вариаций кваса. Примерно так варят борщ: общие правила одинаковые, но каждый готовит со своими нюансами. Тем более, поле для экспериментов широкое: различие могло состоять как в количествах и сортах исходных материалов, так и в деталях самой техники.

Например, для приготовления затора (хлеб или мука, разведенный водой и оставленный для брожения) брали и холодную, и горячую воду — и от того зависел результат. Или меняли время пребывания затора в печи или в чанах. Наконец, бочки, где квас должен был бродить, могли сдабривать сахаром, хмелем, мятой, изюмом, медом и т.д.

Продажа кваса — Василий Калистов

На Руси квас был каждодневным напитком, каким теперь является чай. «Квас, как хлеб, никогда не надоест» — гласит русская пословица. Раньше его считали полноценной едой, поэтому говорили, что квас не пьют, его «едят». В голодные времена за счет него выживали, его брали в поле и на другую тяжелую работу. Хотя он и был таким же жидким как сейчас, но давал чувство насыщения. А еще служил основой для десятков разных блюд: от окрошки (фактически салат, залитый квасом) до тюря с зеленым луком (суп из хлебных корок).

С XII века квас начали различать варианты кваса: кислого слабоалкогольного и сильно опьяняющего напитка. Второй называли «творенным», то есть сваренным, а не произвольно закисшим. Если квас не варить, то естественное кисломолочное брожение останавливает спиртовое и тогда его крепость не превышает 1-2%, но «твореный» квас можно было бы сравнить по крепости с вином. Поэтому квас любили еще и за его качество превратиться в алкоголь.

Домашний мятный квас

Появилась отдельная профессия — квасник. Каждый квасник специализировался на определенном сорте и именовались по его названию (яблочный квасник, ячневый квасник и т.д.). Работали они каждый в своем районе, а выход за его пределы в «чужой» район был чреват неприятностями: квасники ревностно делили территорию и так решали вопрос высокой конкуренции.

Наконец, есть и еще одна версия дикой популярности кваса. «Причина этого проста: был недостаток чистой питьевой воды. И чем гуще страна населена, тем острее становился этот вопрос, вызывавший эпидемии и массовые желудочные заболевания в прошлом. Напиток же, подвергшийся брожению (как, к примеру, квас или сидр), был практически безопасен с санитарной точки зрения», — говорит историк русской кухни Павел Сюткин.

Древний оберег и связь с патриотизмом

Но не только спасение от эпидемий видели в квасе. Им так увлекались, что квас приобрел священные и мистические свойства, и стал оберегом. Девушки поливали им полки в бане во время обряда мытья перед свадьбой (а остаток должны были выпить), а мужчины — «тушили» им пожары, вызванные молнией, так как считали, что с таким «божьим гневом» справится только квас или молоко. По одной версии, в такой пожар бросали обруч с квасной бочки, чтобы огонь такого пожара не шел дальше. По другой, тушили пожар непосредственно квасом.

Продавец русского кваса — Эмиль Франсуа Дессен

При дворе квас тоже верили, но с точки зрения феноменальной пользы для здоровья. «Квас» родственен древнерусскому слову «кислый» — и молочная кислота благоприятно влияла на организм. Квас любил полководец Александр Суворов и царь Петр I — последний пил его каждый день. Разжалованный в шуты князь Михаил Голицын и вовсе был прозван «квасником» — он был обязан подносить напиток императрице Анне Иоанновне.

Продавец кваса — Карл Булла

И совсем невероятная слава пришла к квасу после войны с Наполеоном в 1812 году. Русская знать начала демонстрировать свой патриотизм… да, через квас. «В срочном порядке квасом заменили шампанское — его разливали в хрустальные бокалы и подавали на балах», — говорит Павел Сюткин. Со временем появились и те, кто решил поиронизировать над таким показным, официальным русофильством. Так было придумано выражение «квасной патриотизм».

Автором считается князь Вяземский, литературный критик и близкий друг Александра Пушкина, который в «Письмах из Парижа» (1827) пустился в такие рассуждения: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d’antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом».

Тиары на экспорт

Большевики не церемонились с наследием русского двора. Первые попытки удачно сбыть золото и бриллианты предпринимались уже весной 1918 года: тогда на нью-йоркской таможне были задержаны с драгоценностями Ольги Александровны — младшей дочери императора Александра III. Украшения и отдельные камни регулярно вывозились из Москвы  агентами Коминтерна: на вырученные деньги сторонники коммунизма должны были обеспечить подготовку мировой революции. Но, поскольку никакого учета или контроля толком и не было, никто не знает, сколько средств ушло на подпольную работу, а сколько осело в карманах самой агентуры. В феврале 1920 года декретом СНК РСФСР для «централизации, хранения и учета всех принадлежащих РСФСР ценностей» был создан Гохран — далее продажа царского наследия осуществлялась через него.

Процесс расставания с царским имуществом ускорил голод, охвативший страну летом 1921 года. Новоиспеченное государство остро нуждалось в средствах на закупку хлеба. Ну а чтобы что-то купить, нужно было что-то продать. В срочном порядке началась сортировка драгоценностей, которые доставали из спрятанных в подвалах сундуков. В 1922 году работали две комиссии: первая — в Оружейной палате — занималась описью имущества, вторая — в Гохране — присваивала украшениям и камням историческую и культурную ценность. В результате произведения искусства поделили на три категории: в первую — неприкосновенный фонд — ; изделия второй категории имели историческую и художественную ценность; предметы из третьей категории и вовсе посчитали «не имеющими особого значения».

В последующие годы на аукционах Лондона и Амстердама будут проданы царские изумруды под видом «честных» уральских (1922 год) и жемчуга с бриллиантами (1923). Тогда-то и случился первый скандал: кто-то узнал в «добыче» камни, принадлежавшие инфантам. Западные СМИ вышли с обвинительными заголовками, уличив власть Советов в фальсификации. В ответ на обвинения большевики устроили показательную выставку в Колонном зале Дома Союзов «по личному указанию В. И. Ленина», чтобы каждый мог воочию увидеть «сокровища бывших русских царей». То, что к тому моменту вождя мирового пролетариата не было в живых, никого не смутило. А тем временем продажа драгоценностей продолжалась…

Диадема Кехли.

Александра Федоровна в Диадеме Кехли. Фрагмент портрета

Эту великолепную тиару, сапфирово-бриллиантовый рисунок которой часто любят сравнивать с праздничным фейерверком и с традиционными геральдическими лилиями, создали в другой ювелирной фирме при дворе Романовых – Кехли, названной по фамилии ее основателя.

По ней же теперь называют и эту тиару, изготовленную специально для последней императрицы России – Александры Федоровны. Диадема была частью большой парюры, однако после Революции ничто из драгоценного сета новые власти не пожалели – и продали все на аукционе в 1920-х годах.

Рубиновая подвеска Екатерины Великой

Этот большой малиновый камень называется рубеллитом. Это редкая разновидность темно-розового турмалина, который долгое время считался рубином (драгоценный камень был переоценен специалистами только в советское время). В 1777 году камень был подарен Екатерине Великой (1729-1796) королем Швеции Густавом III в ознаменование 15-летия ее царствования. Он рассказал русской императрице легенду о том, что камень был первоначально подарен Цезарю Клеопатрой. Позже было установлено, что камень действительно был привезен в Европу из Бирмы в XVI веке и считался самым большим на континенте в то время. Екатерина не хотела портить его огранкой, поэтому придворные ювелиры просто отполировали его и украсили эмалевыми листьями. В результате получился потрясающий кулон.

Броши «Большой букет» и «Малый букет»

Елизавета Петровна носила эти два предмета на своем парадном платье. В то время было обычным для ювелирных изделий устанавливать драгоценные камни на разноцветные пластины из фольги, чтобы добавить больше цвета. С их помощью придворный ювелир Джереми Паузи достиг желаемого эффекта абсолютного совершенства. Бразильские бриллианты и колумбийские изумруды составляют драгоценные цветы ирисов, нарциссов и незабудок. В центре Грандиозного букета —редкий 15,5-каратный сиреневый бриллиант.

Небольшой букет состоит из бриллиантовых цветов и листьев, выполненных из золота и темно-зеленой эмали.

Наследие, которое мы потеряли

С тех самых времен мы не знаем о дальнейшей судьбе многих великолепных изделий. Если учесть, что некоторые украшения сперва разламывали на части, остается только гадать, живы ли сейчас тиары и диадемы, принадлежавшие Романовым.

Большая бриллиантовая диадема с жемчугом считалась одним из самых эффектных украшений Романовых. Головной убор, сочетавший стиль «lover’s knot», форму кокошника, несколько десятков бриллиантов и 113 жемчужин, был изготовлен для императрицы Александры Федоровны, жены Николая I, в начале 1830-х годов. Его автором, скорее всего, являлся придворный ювелир Ян Готтлиб-Эрнст. Большая бриллиантовая диадема прославилась благодаря еще одной Александре Федоровне — супруге Николая II. В нем последняя русская императрица была на церемонии открытия I Государственной думы. После инвентаризации 1922 года все следы украшения теряются — вероятно, его спустили в 1927 году на аукционе Christie’s. Вполне возможно, что перед этим известную драгоценность разобрали на части, чтобы никто не смог узнать наследие дома Романовых.

Еще одна массивная тиара — на этот раз сапфировая — также пропала без вести после революции. Ее изготовили для Марии Федоровны, супруги Павла I, братья Дюваль. Долгие годы украшение передавалось из поколения в поколение: его украшали лавровые листья — символ классицизма, многочисленные бриллианты и пять крупных сапфиров разной огранки. Размер центрального сапфира составлял 70 карат. Скорее всего, украшение также было разобрано перед продажей.

Лучистая диадема Елизаветы Алексеевны имела необычную V-образную форму. Первой ее владелицей была Елизавета Алексеевна, супруга Александра I. После ее смерти украшение видоизменили. Судьба диадемы после 20-х годов ХХ века остается загадкой.

Бриллиантовая диадема «Колосья» очень ценилась императорской семьей: она была изготовлена в форме колосьев и лавровых листьев для вдовствующей императрицы Марии Федоровны фирмой «Дюваль». В центре диадему украшал лейкосапфир. В 1927 году она вместе с другими царскими драгоценностями, не представляющими, по мнению новой власти, исторической или художественной ценности, была продана на аукционе Christie’s. Дальнейшая судьба изделия неизвестна, но в 1980 году по ее образу и подобию ювелиры Николаев и Алексахин изготовили «Русское поле» — реплику из золота, платины и бриллиантов. Увидеть ее можно в Алмазном фонде.

Изумрудную тиару сделали специально для Александры Федоровны, супруги Николая II, в 1900 году. Ее автор — ювелир Шверин из фирмы Болина. Рисунок диадемы представлял собой чередующиеся арки и банты, усыпанные бриллиантами. Элементы были съемными и заменяемыми. Центральный изумруд, украшающий венец, был найден в Колумбии и имел массу около 23 карат. В 1920-х годах изумрудный венец Александры Федоровны был продан, и мы ничего не знаем о его дальнейшей судьбе.

Другая прекрасная диадема, изготовленная специально для последней императрицы России, — диадема Кехли. Тиару из сапфировой парюры создали в ювелирной фирме Кехли в 1894 году. Рисунок убора сочетал переплетающиеся линии, васильки и геральдические лилии. Весь драгоценный сет был продан на аукционе в 1920-х годах, дальнейшая его судьба неизвестна.

Любимая тиара Елизаветы II

Но не все украшения, покинувшие Россию, исчезли бесследно — некоторые из них мы можем видеть и сегодня у инфант из других стран. Способствовали этому не только большевики, но и верные друзья царской семьи, вывозившие драгоценности тайно, рискуя собой. Самый яркий пример — история великой княгини Марии Павловны, знатной любительницы искусных работ прославленных ювелиров. Альберт Стопфорд — дипкурьер и друг семьи Романовых — в 1917 году проник в ее покои во Владимирском дворце, для верности переодевшись в женское платье, и вынес собранный саквояж, в котором лежала часть украшений великой княгини, а затем передал их законной владелице, находящейся в эмиграции. Одной из драгоценностей — Владимирской тиарой — ныне владеет королева Великобритании.

Елизавета II получила ценное убранство от своей бабушки, Марии Текской, которая приобрела его в 1921 году. Великолепное украшение, представляющее собой изящное переплетение из 15 бриллиантовых колец, в центре которых свисает по одной массивной грушевидной жемчужине, было изготовлено мастерской Болина в 1874 году по специальному заказу великого князя Владимира Александровича, сына императора Александра II. Прекрасный убор он планировал преподнести Марии Павловне в качестве подарка на свадьбу. После того как княгиня умерла на чужбине, диадема и другие украшения отошли ее детям. Владимирская тиара досталась единственной дочери — Елене Владимировне, супруге принца греческого и датского Николая. Потребность в деньгах вынудила ее продать украшение королеве. Британская монархиня решила усовершенствовать диадему: в мастерской Garrard & Co жемчужины сделают съемными, а в качестве альтернативы (жемчуг, по мнению инфанты, шел не ко всем нарядам) подготовят набор из каплевидных изумрудов, получивших название «кембриджские». Елизавета II стала обладательницей Владимирской тиары в 1953 году и надевает ее даже без подвесок, причем довольно часто.

Не менее захватывающе сложилась судьба изумрудов Марии Павловны. Украшения можно увидеть на снимках супруги Великого князя Владимира Александровича, сделанных на костюмированном балу 1903 года. Княжна предстала в образе московской боярыни, надев изумрудный гарнитур на кокошник и платье. Один из камней весом в 107,72 карата ранее принадлежал Екатерины Великой и был преподнесен Марии Павловне в качестве свадебного подарка. После смерти княгини изумруды достались в наследство ее сыну, князю Борису, который продал их Cartier в 1927 году. В конце концов украшения несколько раз переделывались — часть камней попала в набор, изготовленный Bulgari по заказу Ричарда Бартона для Элизабет Тейлор.

К слову, диадемы Романовых есть не только в Британии. Одна из них хранится на …Филиппинах! Бриллиантовая тиара авторства ювелира Карла Болина с рядом из 25 подвесных натуральных жемчужин была изготовлена по заказу Николая I для Александры Федоровны. О ее красоте слагали легенды, а дом Cartier сделал по ее подобию свой знаменитый кокошник. В СССР украшение не оценили, и в 1927 году оно было продано на аукционе вместе с другим наследием Романовых. Первым покупателем стала фирма Holmes & Co., которая затем перепродала царское украшение двоюродному брату Уинстона Черчилля герцогу Мальборо — тот преподнес его в подарок своей супруге Глэдис Мэри Дикон. После смерти Дикон в конце 1970-х жемчужная тиара вновь оказалась предметом торгов, где ее купила первая леди Филиппин Имельда Маркос. С тех пор украшение хранится в Центральном банке Филиппин — вроде как его и хотят продать, но из-за слишком высокой цены покупатели не находятся. Ну а в 1987 году реплику диадемы воссоздали все те же Николаев и Алексахин. Изделие, в котором использован уже искусственный жемчуг, получило название «Русская красавица» и ныне хранится в Алмазном фонде.

Украшения Романовых есть и в США. Среди табакерок, кубков, яиц Фаберже и прочих экспонатов в Иконной комнате музея Хиллвуд близ Вашингтона хранится венчальная корона фирмы «Болин». Она также была продана в Лондоне в 1927 году, ну а последней владелицей короны в 1966 году стала Марджори Пост, которая и сделала ее частью паноптикума.

Кто придумал квас?

Когда главный холодный русский напиток появился в России неизвестно. Возможно, его придумали даже не русские. Что-то, напоминающее квас, готовили в Древней Греции и в Древнем Египте. В V веке до н. э. Геродот рассказывал о напитке под названием «зифос»: его делали путем замачивания хлебных корок, в результате брожения получалось нечто похожее на квас.

«Квасник» — Владимир Маковский

По всей видимости, квас готовили везде, но из-за сочетания нескольких факторов — всегда доступное сырье, плюс  погодные условия — прижился он именно здесь. Первое письменное упоминания его относят к летописи 996 года: новообращенных христиан по указу князя Владимира угощали «пищей, медом и квасом». Со временем, в других государствах напитки подобного рода во что-то эволюционировали (например, в пиво), а квас так и остался русским «изобретением». Но «национализация» кваса начала все самое интересное.

Тиара Георга IV

Эту корону можно смело назвать одним из символов современной британской монархии. Она была создана придворными ювелирами из фирмы Rundell & Bridge для короля Георга I в 1820 году, но носилась лишь королевами и королевами-консорт, начиная с Аделаиды, супруги Вильяма IV. Тиара до сих пор является частью британских королевских регалий и используется в церемониях коронаций британских монархов. Массивную основу Бриллиантовой диадемы (это официальное название) украшают 1333 бриллианта общим весом в 320 карат, а тажке 169 жемчужин. В дизайне короны присутствуют изображения роз, чертополоха и трилистника — символы Англии, Шотландии и Ирландии.

Сегодня тиара находится в коллекции Елизаветы II: именно в ней королева появилась в процессии по дороге на собственную коронацию в 1953 году и в ней она, по традиции, ежегодно открывает парламент. Ее изображения можно найти на картинах, почтовых марках и банкнотах стран Содружества. В ней же Елизавета позировала для портретов Арнольду Машену в 1984 году и Люсиану Фрейду в 2001. Когда диадема не используется, она выставляется в качестве экспоната в галерее Букингемского дворца.

Ювелирные украшения Александры Федоровны

Венец из великолепной парюры, заказанной в 1900 г. императрицей Александрой Федоровной придворным ювелирам Болину и Фаберже. Парюру украшали крупные, огранённые кабошоном изумруды и бриллианты (бриллианты — южно-африканского происхождения); все камни были оправлены в серебро с золотыми закрепками, все элементы были пронумерованы и могли быть заменены другими. Венец и ожерелье (не представлен) были выполнены в великой спешке ювелиром Швериным из фирмы «Болин». Венец украшен большим, четырёхугольным, с конусообразной коронкой, изумрудом огранки кабошон, массой около 23 карат.

Тиара из сапфирово-бриллиантовой парюры, которая была выполнена для императрицы Александры Фёдоровны в начале XX в. Фридрихом Кехли, швейцарцем по происхождению, ставшим придворным петербургским ювелиром в 1902 г. Рисунок тиары слагают переплетённые полукружья, в которые вставлены 16 крупных сапфиров в оправе из золота с маленькими золотыми рельсовыми заклёпками. Бриллианты оправлены в серебро на золотой основе. Рядом с тиарой запечатлено корсажное украшение или брошь из той же парюры.

Роскошная тиара, украшавшая голову императрицы Александры Фёдоровны во время церемонии открытия I-й Государственной Думы датируется началом XIX в.Но более вероятно, что она была выполнена придворным ювелиром Болиным специально для императрицы, с использованием бриллиантов и жемчуга из Кабинета Его Величества. Ферсман находил эту тиару самым красивым ювелирным изделием во всей императорской коллекции. Все следы тиары после инвентаризации 1922 г. теряются; возможно, вместе с другими украшениями из коллекции она была продана, целой или по частям, на аукционе «Кристи» в Лондоне в 1927 г.

Тиара в форме русского кокошника, созданная в начале XIX в. Тиара изначально принадлежала императрице Елизавете Алексеевне, супруге Александра I. Тиара осыпана старинными бразильскими бриллиантами общей массой 275 старых каратов, оправленными в золото и серебро.

Бриллиантовый браслет с сапфиром, жемчужиной и рубином из личной коллекции императрицы Александры Федоровны, приобретенный королем Великобритании Георгом 6 

Великолепное collier russe (русское колье), предположительно датируемое началом XIX века. Индийские и бразильские бриллианты в оправе из золота и серебра. Колье можно также носить как tiare russe – тиару, нашивавшуюся на бархатный кокошник. Все лучевидные подвески пронумерованы цифрами от 1 до 59 и имеют на тыльной стороне крючки, значительно облегчавшие нашивку.

Эпоха Петра I – давящие корсеты, подчеркивание талии и пышных бедер

Екатерина I запечатлена на портрете в тугом корсете, подчеркивающем талию. /Фото: phototass4.cdnvideo.ru

После того как Пётр I взошёл на престол, многие сферы жизни, а России претерпели изменения. Царь побывал в Европе и вернулся с идеями об улучшении флота и армии, но не только. Пётр I стал законодателей моды. Конечно, относилось это исключительно к аристократам и состоятельным людям. Придворных дам не нужно было долго уговаривать, они с удовольствием стали следовать европейской моде — бледные, словно фарфоровые лица, изящность, красивые воздушные платья. Им удавалось сочетать несочетаемое: пышные формы тела и модную на Западе хрупкость.

Если посмотреть на знаменитый портрет Екатерины I художника Бухгольца, то на нём можно увидеть женщину, на который надето объемное платье с накидкой, и которая явно имеет внушительные формы. Но при всём этом на Екатерине корсет, который безжалостно утягивает тело, делая талию невероятно тонкой.

В 18 веке женщины благородного происхождения поступали именно так: их фигуры были стянуты так, чтобы выделялись большие бедра, живот и грудь, однако талия должна была быть осиной, подчёркивать благородство, изящность, хрупкость.

Большой живот как признак красивой женщины

Пышные формы считались в допетровской Руси признаком красоты. /Фото: i.pinimg.com

В допетровские времена к русской красавице применялись особые требования. Должна она была быть «румяной да белой», а формы — обязательно пышные, аппетитные. Логика такова: дама, имеющие широкие бедра, большой живот и грудь, могла с наибольшей вероятностью выносить, благополучно родить и выкормить здорового малыша.

А в те времена редко ограничивались одним ребенком. Не стоит думать, что такие требования предъявлялись только к крестьянкам. Даже дворянки, богатые и независимые, не чурались физического труда. Они могли запрячь лошадь, и даже принести из колодца воды на коромысле, а надо отметить что ведра были большие, не менее 12 литров. А на коромысле их было два.

Понятно, чтобы совершать такие действия, женщина должна была быть достаточно мощной. Врач из Англии мистер Коллинз (личный лекарь Алексея Тишайшего в 1659-1666 годах) отмечал, что русские считают красивой толстую женщину. Худые дамы воспринимаются как болезненные.

Потому они стараются располнеть — подолгу лежат в кровати, много едят, и даже пьют водку это, после чего спят. Но не только возможностью родить ребёнка объяснялось желание видеть у женщины большой живот. Он сигнализировал, что девушка происходит из небедной семьи, где её качественно и обильно кормили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector