Интересные факты о бурдж халифа (burj khalifa) в дубай
Содержание:
О проектировании высотного здания
Перед архитекторами стояла нелегкая задача. Требовалось создать проект самого высокого здания мира, обеспечить устойчивость конструкции и разместить внутри строения не только жилые, коммерческие и деловые помещения, но и бассейны, газоны, бульвары и парки.
При этом необходимо было вложиться в смету, сумма которой составляла порядка полутора миллиарда долларов. Место для постройки дубайского небоскреба было выбрано на одном из пустырей в центральной части города.
Высотка, в которой не одна сотня тысяч квадратных метров выделялась для организации офисных помещений, жилья, гостиничных апартаментов и коммерческих центров, по замыслам инвесторов должна была стать самым высоким зданием планеты. На тот момент рекорд высоты принадлежал башне Taipei 101, шпиль которой возвышался на 509 метров над уровнем земли.
Реализовать замыслы дубайских шейхов было поручено архитектору Эдриану Смиту, который успел спроектировать несколько аналогичных сооружений. Среди его известных работ проект китайского 420-метрового высотного здания Цзинь Мао. Все работы по разработке проектной документации выполняло американское архитектурное бюро «Skidmore, Owings and Merrill». Работы его архитекторов получили известность благодаря проектированию чикагского Уиллис-тауэра и нью-йоркского Всемирного центра торговли.
Главный архитектор проекта – Эдриан Смит предложил построить небоскреб высотой более восьмисот метров, основание которого имеет форму трилистника. И это не случайно. Оказывается, в окрестностях растет растение гименокаллис, цветок которого имеет похожие очертания. Именно он является источником вдохновения автора проекта.
Разветвленное основание здания имеет оригинальную конструкцию, позволяющую противостоять ветровым нагрузкам. После согласования проекта с заказчиками сразу приступили к строительным мероприятиям.
Свершилось!
И вот, спустя почти 8 лет, 4 января 2010 года состоялось торжественное открытие. Причем башня уже стала называться не Бурдж Дубай, как изначально планировалось, а Бурдж Халифа. А переименовали ее вот почему. Завершение строительства совпало с финансовым кризисом, и на помощь Дубаю пришел шейх Абу-Даби. В благодарность за щедрость башню решили назвать его именем. Строительство обошлось в 1,5 миллиардов долларов.
Бурдж Халифа имеет три крыла, каждое с отдельным входом. Первое крыло – апартаменты. Здесь с 44 этажа по 108-й расположено 900 квартир. Есть специальная круглосуточная служба консьержей и бригада уборщиков. Причем чистота поддерживается буквально стерильная. Есть даже специальная должность. Служащий ходит в белых перчатках и пальчиком проверяет — нет ли где пылинки. А наличие мельчайших пятнышек, не видимых при обычном освещении, проверяют при ультрафиолетовом свете. Квартиры в башне могут позволить себе только очень богатые люди. Некоторые не мелочатся и покупают несколько апартаментов. Например, индийский миллиардер Шетти выкупил целый этаж. Теперь весь сотый этаж с тремя квартирами по 500 кв. метров каждая, полностью в распоряжении семьи владельца огромной фармацевтической империи. Во втором крыле со 111 этажа по 154 расположились офисы. А в третьем крыле отель Армани. С 1-го по 39-й этаж – номера, апартаменты и рестораны, причем дизайном помещений маэстро Джорджио Армани занимался лично. На 124-м этаже расположена знаменитая смотровая площадка, которая пользуется такой популярностью у туристов, что попасть на нее можно только по предварительной записи. Весь 122 этаж занимает ресторан «Атмосфера». Тут опять побит мировой рекорд – это самый высокий в мире ресторан. Вряд ли еще где в мире у шеф повара есть вид из окна лучше здешнего. По соображениям безопасности газа на такой высоте нет. В кухне ресторана установлены специальные печи, в которых готовят на углях.
Передвигаться в башне можно на 57 лифтах – это скоростные шоссе вертикального города. Особо здесь заботятся о безопасности. На территорию не пропускаются без досмотра даже автомобили VIP персон. Проектировщики позаботились и о безопасности на случай пожара. В здании имеются 9 специальных помещений – огнеубежищ. Они защищены слоями специальных железобетонных и огнеупорных покрытий. Стены могут выдерживать натиск огня в течение двух часов. Эти помещения имеют систему вентиляции, нагнетающую воздух по огнеупорным трубам. Помещения герметичны, проникновение внутрь дыма невозможно. Расположены они через каждые 30 этажей. Лифты тоже огнеупорные.
Воздух для системы кондиционирования башни забирается на уровне верхних этажей – здесь он не только чище, но и на 6 градусов прохладнее, чем внизу. А еще воздух не только охлаждается, но и ароматизируется, причем аромат разработан специально для Бурдж Халифа. А поскольку в Эмиратах пресная вода в определенном дефиците, то конденсат от кондиционирования идет на полив растений, высаженных вокруг здания. Много интересного в этом здании, например — автомат по продаже… золота. Да, именно слиток золота весом от 2.5 до 30 граммов с изображением Бурдж Халифа, можно получить из автомата, если скормить ему приличную сумму наличных. А еще, открытые веранды в квартирах оснащены специальными датчиками, благодаря которым, при ухудшении погоды, стеклянные панели опустятся сами. Вообще, стоя на открытой веранде на такой высоте, можно оказаться прямо внутри тучи. Представляете, можно видеть, как прямо на вас надвигается облако. Где еще такое возможно!
Как доехать
Башня удобно расположена в центре города. Доехать до нее можно на метро, такси или общественном транспорте. Если вы остановились далеко от центра, рекомендуется заказать такси. Причина – слабо развита сеть общественного транспорта. Большинство жителей мегаполиса передвигаются на собственных автомобилях или заказывают такси. Для осмотра местных достопримечательностей рекомендуется запланировать маршрут на метро. цена одной поездки – от 2 AED.
Варианты проезда:
- На метро. Сесть на красную ветку и доехать до станции Burj Khalifa. После выхода из вагона нужно идти по указателям Dubai Mall. Через торговый центр можно попасть в башню.
- На такси. В городе работают только лицензионные службы. Цена посадки 25 дирхам, стоимость 1 км – 2,5 AED.
- На автобусе. Это самый сложный маршрут и его не рекомендуется планировать гостям и самостоятельным путешественникам.
Быстрее всего добраться до Бурдж Халифа в ОАЭ можно на такси. Расположение называть не надо, таксисты знают самые короткие маршруты. Адрес небоскреба: Dubai Downtown, 1 Sheikh Mohammed bin Rashid Boulevard.
Совет: в метро Дубай есть отдельные вагоны для женщин. Мужчинам вход в них запрещен, при нарушении могут выписать штраф.
Поющий фонтан
Световое шоу — не единственное зрелище в Бурдж Халифа. У подножия знаменитого на весь мир небоскреба размещен огромный поющий фонтан Дубая, высота струй которого достигает рекордных 150 метров. Это водяное чудо света находится у подножья башни, фонтан расположен посередине искусственного озера. Площадь этого водоема — более 12 гектаров. Водяную систему спроектировала американская компания WET, ранее известная по своему проекту в Лас-Вегасе — фонтану напротив казино Белладжио.
Фонтан Дубая подсвечивается 25 цветными и 6660 точечными прожекторами. Его длина составляет 275 метра.
Дубайский фонтан перед небоскребом может исполнять множество композиций, например:
- Sama Dubai, в честь Шейха Мохаммеда;
- Baba Yetu («Отче наш»), песня, получившая премию «Грэмми»;
- Shik Shak Shok, арабская песня;
- Inshed An Aldar («Ask About Home»), песня, написанная в ОАЭ специально для открытия Бурдж Халифа;
- Partirò («Time to Say Goodbye»), песня в исполнении Андреа Бочелли и Сары Брайтман;
- Dhoom Thana, песня на языке хинди, из фильма «Когда одной жизни мало»;
- Bassbor Al Fourgakom;
- I Will Always Love You, песня Уитни Хьюстон и другие.
Напоминаем, что шоу фонтана можно увидеть и со смотровой площадки башни (и там есть мощные стационарные бинокли), поэтому вечерние часы всегда топовые для посещения.
О режиме работы фонтана, конструктивных и других особенностях читайте подробно в отдельном материале на Туристер.Ру: Поющий фонтан в Дубае
История
Дубай не всегда был таким современным и роскошным, как сейчас. В восьмидесятых годах он представлял собой скромный город с традиционными двухэтажными постройками, а поступление нефтедолларов за каких-то двадцать лет сделали его гигантом из стали, камня и стекла.
Небоскреб Бурдж Халифа строился на протяжении шести лет. Возведение началось в 2004 году с удивительной скоростью: за одну неделю строили по два этажа. Форму специально сделали ассиметричной и напоминающей сталагмит, чтобы здание было устойчивым и не качалось от ветров. Всю постройку было решено обшить особенными терморегулирующими панелями, которые существенно уменьшили затраты на электроэнергию.
Дело в том, что в Объединенных Арабских Эмиратах температура частенько поднимается до 50 градусов, потому экономия средств на кондиционировании играла важную роль. Основанием здания послужил фундамент с висячими сваями, составивших в длину 45 метров.
Строительство было решено поручить известной корпорации «Samsung», которая учла все климатические и геологические особенности местности. Специально для Бурдж Халифы был разработан особый раствор бетона, выдерживающий высокие температуры. Его замешивали исключительно ночью с добавлением в воду кусочков льда.
Компания наняла около двенадцати тысяч рабочих, согласившихся работать в ужасных антисанитарных условиях за ничтожные деньги – от четырех до семи долларов в день в зависимости от квалификации. Проектировщики знали золотое правило, что ни одно строительство не укладывается в запланированный бюджет, и потому решили сэкономить на рабочей силе.
Общая стоимость строительства башни обошлась в более чем полтора миллиарда долларов. Долгое время планируемая высота держалась в секрете. Многие были уверены, что Бурдж Халифа достигнет километра, однако застройщики испугались трудностей с реализацией торговых площадей, поэтому остановились на 828 метрах. Возможно, сейчас они и сожалеют о своем решении, поскольку, несмотря на экономический кризис, все помещения были выкуплены за очень короткий срок.
«Бурдж-Халиф»
Наиболее известная рукотворная достопримечательность не только Эмиратов, но и мира находится в фешенебельном новом районе Downtown Dubai г. Дубая. Это самое высокое сооружение и самое многоэтажное здание в мире — небоскреб «Бурдж-Халифа», названный так в честь президента ОАЭ шейха Халифы ибн Заида ан-Нахайяна (до открытия проект носил название «Бурдж-Дубай» — «Дубайская башня»).
«Бурдж-Халифа» имеет 163 этажа (жилых, деловых, рекреационных и технических) и два подземных этажа для парковки. Она напоминает по форме гигантский спирально закрученный сталагмит с трехлопастным сечением, имеет высоту 828 м и ширину в нижней части 175 м (рис. 3). Крыша последнего населенного этажа располагается на высоте 648 м, остальные 180 м приходятся на самый длинный в мире шпиль, оборудованный к тому же телекоммуникационной техникой и имеющий внутри 46 обслуживающих уровней. Самая высокая в мире смотровая площадка находится на 148-м этаже на высоте 555 м; и еще одна расположена на уровне 452 м (рис. 4).
Рис. 3а. Здание «Бурдж-Халифа»
Внутри комплекса башни и окружающего ее подножие подиума размещены квартиры, рестораны, отель, тренажерные залы, бассейны, спортивные залы, клубы, смотровые площадки, офисы, торговые центры, мечеть и даже небольшие парки и бульвары. Общая площадь внутренних помещений — около 344 тыс. квадратных метров. Одновременно там могут находиться 35 000 человек. Их перевозят 57 лифтов со скоростью 10 м/с, а также 8 эскалаторов. Обзорные лифты имеют двухэтажные кабины.
Рис. 4а. Виды со смотровых площадок здания «Бурдж-Халифа»
Рис. 4б. Виды со смотровых площадок здания «Бурдж-Халифа»
Поскольку жаркий и влажный климат обуславливает образование значительного количества конденсата при кондиционировании помещений внутри башни, там имеется система сбора воды из этого конденсата, которая используется для орошения зеленых насаждений на парковой территории вокруг комплекса c прудами и музыкальным фонтаном.
Кроме всего прочего, «Бурдж-Халифа» является энергонезависимым зданием. Его снабжение электроэнергией происходит за счет комплекса солнечных панелей на стенах башни (15 тыс. кв. м) и ветровой турбины высотой 61 м. И, конечно же, имеется самая современная громоотводная система (рис. 5.).
Рис. 5. Молния, ударившая в вершину здания «Бурдж-Халифа» и никому не навредившая за счет молниеотводной системы
Это знаковое здание, видное в ясную погоду даже за 95-100 км, представляет собой чудо инженерной и архитектурной мысли, не имеющее себе равных
В ОАЭ оно считается символом материального процветания и стремления арабского народа к прогрессу и международной кооперации, что особенно важно в период мирового экономического кризиса. Оно привлекает в ОАЭ туристов со всей планеты, особенно в новогодние праздники, чтобы увидеть фейерверки по всей высоте башни (рис
6) .
Рис. 6. Новогодний фейерверк в комплексе «Бурдж-Халифа»
Общая стоимость реализации проекта составила примерно 1,5 млрд долларов, так что «Бурдж-Халифа» — еще и самое дорогое здание в мире. Однако благодаря высокой престижности комплекса эти затраты окупились в первый же год, так как его помещения были проданы за общую сумму 4,1 млрд долларов и продолжают приносить огромную прибыль инвесторам.
Это грандиозное строительство было начато по приказу эмира Дубая Мохаммеда ибн Рашида не только чтобы повысить доверие к Дубаю в период мирового экономического кризиса, но и чтобы в целом переориентировать экономику Эмиратов с нефтегазового бизнеса на финансирование, торговлю, обслуживание, туризм и высокие технологии.
Возведение комплекса «Бурдж-Халифа» велось с 2004 по 2009 год (рис. 7), хотя официальное открытие состоялось в начале 2010 года. Ежедневно на строительстве работало до 12 000 рабочих — в основном из Южной и Юго-Восточной Азии (их труд, к сожалению, очень низко оплачивался).
Рис. 7а. Строительство небоскреба «Бурдж-Халифа»
Рис. 7б. Строительство небоскреба «Бурдж-Халифа»
История строительства
В перерывах между соколиной охотой, гонками на джипах по пустыне и покупками популярных старейших футбольных клубов Европы, которые, к слову, богатые шейхи небрежно называют «футбольный шоппинг», влиятельными лицами государства было принято решение построить в ОАЭ нечто такое, что привлекло бы внимание всей мировой общественности. Так родилась идея строительства самого огромного небоскреба в мире «Бурдж Халифа»
Разработать проект города в городе, в котором были бы свои бульвары, газоны, фонтаны и даже затененные скверы, было доверено авторитетному архитектурному бюро, которое уже с 1936 года зарекомендовало себя только с наилучших сторон — Skidmore, Owings and Merrill. Автором этого уникального в своем роде проекта стал Эдриан Смит, прославившийся своим проектом небоскреба в Поднебесной. Правда, высота китайского здания была «всего» «каких-то» 420 метров. Смиту предстояло побить собственный рекорд, и не просто побить, а превзойти его ровно в два раза.
Форму небоскреба было решено сделать ассиметричной: это позволяло бы такому гиганту не раскачиваться от порывов ветра, которые уже на высоте 600 метров довольно ощутимы. Также все здание запланировали отделать специальными термопанелями, которые бы снизили затраты на расход электричества от кондиционирования. Дело все в том, что температура в Дубаи нередко поднимается выше + 52 градусов по Цельсию. Удерживать здание должен был фундамент с, так называемыми, висячими сваями, длина которых по проекту составляла 45 метров!
Вид небоскреба Бурдж Халифа в ночной иллюминации
После тендеров, воплотить в жизнь проект небоскреба «Бурдж Халифа» было доверено подразделению компании Samsung, занимающемуся строительством. В 2004 году стартовала грандиозная по своим масштабам стройка: возведение объекта, который своим внешним видом напоминает картинку из фантастического фильма о далеком будущем, шло со скоростью 2 этажа в неделю. При возникавших во время работ сложностях, часто на возведение одного этажа не хватало 10 дней. Дело все в том, что небоскреб строился с учетом всех климатических и геологических особенностей Дубаи. К примеру, для возведения здания была разработана специальная марка бетона, которая выдерживала температуру воздуха, превышающую 50 градусов по Цельсию. Раствор замешивался только ночью и к воде всегда добавлялись куски льда.
Как проходит посещение
Вход в Бурдж Халифу для посетителей осуществляется через специальный переход из Дубай Молла. Найти этот переход не сложно, смотрите на указатели, ищите на указателях надпись «Burj Khalifa».
Если купили билет на сайте, то время посещения определено заранее, нужно прибыть к этому моменту. Приедете раньше, будете ждать.
Перед заходом в Бурдж Халифу нужно сдать в камеру хранения крупные сумки и запрещенные предметы. Запрещены: предметы из стекла, любое оружие и пиротехника, маркеры (которыми пишут), аэрозольные краски, алкоголь, роликовые коньки и любая обувь с колесами, складные многофункциональные инструменты.
Далее проходите контроль безопасности, как в аэропортах. Контрольный пункт – это единственное место, где нельзя фотографировать, далее везде можно.
Здесь же проходит фейс и дресс-контроль. В недопустимой одежде наверх могут не пустить, о чем читайте в нашей статье «Что нельзя делать в ОАЭ». Если будет пахнуть спиртным или перегаром, то могут не пустить. Не рекомендуем потреблять спиртные напитки на кануне похода в Бурдж Халифу, так можно не только наверх не попасть, но и штраф получить, подробности читайте в нашей статье «Алкоголь в ОАЭ – цены и законы».
После контроля посетители попадают в большую комнату, где выставлен макет Бурдж Халифы. На стенах изображены контуры высотных зданий мира с Бурдж Халифой на первом месте рейтинга. Смотрите фото выше, кликните на фото для увеличения.
Далее к лифту. Вначале на траволаторе, вокруг большие дисплеи показывают ролики о жизни и истории ОАЭ, строительстве Бурж Халифы и будущем процветании страны. Потом на эскалаторе вверх, потом по коридору с фотографиями строителей Бурдж Халифы и познавательными роликами на дисплеях на стенах.
Лифт поднимает на 124-й этаж всего за минуту. На небольшом дисплее в лифте посетителям показывают цифру текущего этажа. Скорость лифта – 7,5 метра в секунду, далеко до Taipei 101 (16 м/с) или Шанхайской башни (18 м/c). В лифте звучит музыка, которую писали специально для лифтов Бурдж Халифы.
Из лифта выходите сразу на смотровую площадку. Смотрите на Дубай с высоты 452 метров, наслаждайтесь видами.
На смотровой площадке есть сувенирный магазин, где можно приобрести металлические и стеклянные макеты Бурдж Халифы, 3D-пазлы, наборы Lego и многое другое. Цены такие же высокие, как и сама Бурдж Халифа. Все эти сувениры можно купить в других местах гораздо дешевле. Об этом читайте в нашей статье «Что привезти из ОАЭ».
Но в местном сувенирном магазине есть и эксклюзивный сувенир – это болты, которые использовались при строительстве. Вернее, не именно эти, а точно такие же.
На площадке AT THE TOP (124 этаж) разрешается провести 1,5 часа. Вопрос: что здесь делать 1,5 часа? Посмотреть все виды и сделать фото хватит 30 минут максимум. Можете попробовать разглядеть побережье Ирана, во многих источниках пишут, что его видно в хорошую погоду. В действительности, до Ирана 150 километров, и он находится за горизонтом. Увидеть его нельзя даже теоретически, не говоря о том, что не хватит остроты зрения.
Можно сходить в ресторан At.mosphere. Цены здесь такие же высокие, как и сама Бурдж Халифа. Здесь есть зона для курения, такое законы ОАЭ не запрещают, о чем мы говорили в статье «Курение в ОАЭ».
На площадке AT THE TOP SKY (148 этаж) разрешено находиться 30 минут, потом посетителя просят переместиться на 124 этаж.
Как только насладитесь видами и сделаете фото можете садиться в тот же лифт и ехать вниз.
Стройка
Итак, в начале 2004 года начали закладывать фундамент. Вернее сначала стали копать яму и не просто яму, а очень и очень большую яму. Но фундамента, в обычном понимании, у башни нет. Она стоит на сваях. Почва здесь неважная: сначала песок, а потом хрупкая, с большим количеством трещин скальная порода. Поэтому строители использовали висячие сваи. Их ввинчивали в песок и скальный грунт, а их несущая способность обеспечивается диаметром в 1,5 метра и длиной – 45 метров. Вот порядка двухсот таких свай и являются значительной частью основы башни. Они не дают зданию весом в полмиллиона тонн уйти под землю.
Очертания фундамента напоминают контуры пустынного цветка панкраций. Но это не дань красоте цветка и не сентиментальность проектировщиков. Просто такая форма облегчает возведение здания высотой несколько сотен метров. В декабре 2004 года начали строить этажи самого высокого в мире здания. Раз в три дня появлялся новый этаж. А все потому, что работы велись круглые сутки семь дней в неделю. Инженеров, проектировщиков и дизайнеров было около 100 человек, а на площадке каждый день трудились до 12 тысяч рабочих. Подрядчиком была фирма Samsung Engineering. А еще, именно для строительства этого здания была разработана особая марка сверхпрочного бетона, выдерживающего температуру +50 градусов. Причем заливали бетон только ночью, когда прохладнее, да еще и льдом охлаждали, чтоб медленнее застывал и не давал трещин. В общем, мороки было много.
Проект
Бурдж-Халифа
Бурдж-Халифа является частью обширного градостроительного, недвижимого и архитектурного проекта, занимающего площадь 2 км 2 . Идея состоит в том, чтобы создать новый район, Даунтаун Дубай , немного южнее исторического центра Дубая в Объединенных Арабских Эмиратах, рядом с прибрежным районом Джумейра , но расположенный в нескольких километрах от побережья. Этот район должен включать, помимо одноименного небоскреба, искусственное озеро и множество крупных построек. В общей сложности он предусматривает набор из 30 000 резиденций, девять отелей, включая The Address Downtown Burj Dubai, строительство которого завершено в 2008 году, по крайней мере, 19 жилых башен, крупнейший торговый центр в мире, торговый центр Dubai Mall, открывшийся здесь в 2008 году, три гектара парки и искусственное озеро площадью 12 га (озеро Бурдж-Халифа). На последнем фонтан Дубай предлагает водное зрелище.
Самая высокая башня в мире
Девелопер Emaar , одна из двух крупнейших компаний Дубая в сфере недвижимости, объявила в феврале 2003 года о своем намерении построить самую высокую башню в мире.
Первоначально небоскреб должен был называться «Бурдж Дубай». Как и проект одноименного строительного комплекса, он был переименован в Бурдж-Халифа, когда открылся4 января 2010 г.в честь эмира Абу — Даби шейх Халифа бен Заид Аль Нахайян , президент ОАЭ , после рефинансирования на общую сумму 10 млрд в долларах США проектов в Дубае, оспариваемые финансового кризиса 2008 International. Этот небоскреб также должен был быть 560 метров высокий, но после объявления о конкурирующих более высоких проектах, Emaar потребовала, чтобы его проект был переработан, чтобы он стал самым высоким в мире .
Окончательный вариант имеет высоту 828 метров и 160 «жилых» этажей. Архитектура и инженерные решения башни были спроектированы , и Меррилом из Чикаго (SOM, см. ниже). Адриан Смит был главным архитектором, а Билл Бейкер — главным инженером по проектированию конструкций.
Изначально башня проектировалась как жилой дом: решение о размещении верхних этажей под офисы было принято поздно. Он состоит из более чем 160 этажей квартир, офисов и роскошного отеля от новой сети « Armani hotels », совместного предприятия Giorgio Armani SpA из Милана и Emaar Hotels & Resorts LLC, дочерней компании промоутера Emaar Properties. В этом отеле будет 175 номеров и апартаментов, пять ресторанов и спа-центр на площади 40 000 м 2 .
Общий бюджет проекта Бурдж-Халифа составляет около 1,5 миллиарда долларов США, или около 1 миллиарда евро, по сравнению с бюджетом всего городского комплекса, который, в свою очередь, составляет около 20 миллиардов долларов США . необходимо] .
Башня может вместить до 35000 человек. Таким образом, для площади 517 240 м 2 (т.е. 0,517 24 км 2 ) мы получаем плотность населения 67 667 жителей / км 2 .
Это должно быть на 200 метров больше, чем у Башни Джидды (бывшая Башня Королевства ) в Джидде в Саудовской Аравии примерно в 2025 году. Действительно, эта башня должна немного превышать один километр в высоту, что сделает ее самой высокой в мире.
Башня не только самая высокая в мире, она также держит другие рекорды: наибольшее количество этажей, самый высокий занимаемый этаж, самый высокий лифт в мире и т. Д.