Сын иосифа бродского: если бы я читал папу постоянно, то сошёл бы с ума

В кино

  • Комната и половина ( Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на родину , Poltory komnaty Иле sentimental’noe Путешествие на Родину), художественный фильм режиссера Андрея Хржановского ; беллетризованный рассказ о жизни Бродского.
  • Бродский не поэт ( Бродский не поэт , Бродский не поэт ), документальный фильм Ильи Белова о пребывании Бродского в Штатах.
  • Довлатов ( Довлатов ), биографический фильм о писателя Сергея Довлатова (который был другом Иосифа Бродского) режиссера Алексея Германа-младшего ; Действие фильма происходит в 1971 году в Ленинграде, незадолго до эмиграции Бродского, и Бродский играет важную роль.

Отношения с Иосифом Бродским

В 1962 году познакомилась с поэтом Иосифом Бродским. С этого времени Марианне Басмановой, скрытой под инициалами «М. Б.», посвящались многие произведения поэта. «Стихи, посвящённые „М. Б.“, занимают центральное место в лирике Бродского не потому, что они лучшие — среди них есть шедевры и есть стихотворения проходные, — а потому, что эти стихи и вложенный в них духовный опыт были тем горнилом, в котором выплавилась его поэтическая личность». Первые стихи с этим посвящением — «Я обнял эти плечи и взглянул…», «Ни тоски, ни любви, ни печали…», «Загадка ангелу» датируются 1962 годом. Сборник стихотворений Иосифа Бродского «Новые стансы к Августе» (США, Мичиган: Ardis, 1983) составлен из его стихотворений 1962—1982 годов, посвящённых «М. Б.». Последнее стихотворение с посвящением «М. Б.» датировано 1989 годом.

8 октября 1967 года у Марианны Басмановой и Иосифа Бродского родился сын, Андрей Осипович Басманов.

Стихи из цикла «Новые стансы к Августе» стали основой документального телевизионного фильма «В плену у ангелов. Письмо в бутылке», канал «Культура» 2007, реж. Е.Потиевский. Стихи читает (закадровый голос) сын поэта, Андрей Басманов. В 1964—1965 и в 1972—1995 гг. М. П. Басманова и И. А. Бродский состояли в переписке, весь корпус которой в настоящее время хранится в Отделе рукописей РНБ, в архиве семьи Басмановых в Петербурге, в библиотеке Бейнеке Йельского университета, США. М. П. Басманова является творческим консультантом некоторых проектов, связанных с творчеством Бродского, — художественного фильма «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», 2009, реж. Андрей Хржановский.

Участие в опричнине

Басманов находился в ближнем окружении царя Ивана IV Грозного. Он был одним из организаторов установления опричнины, так как имел значительное влияние на царя Ивана. Кроме того, он стал управлять формированием личной царской опричной гвардии.

В декабре 1564 г. он сопровождал государя во время его отъезда в Александровскую слободу.

Известно, что Алексей совершал множество злодеяний от имени государя Ивана. Так, в 1568 г. от имени царя он выгнал из храма митрополита московского Филиппа, обвиняемого в организации перехода Новгорода и Пскова под правление польского короля Сигизмунда II Августа.

По свидетельству Андрея Курбского, на своей государственной службе он был известен как отчаянный и решительный полководец. Несмотря на то что большинство членов Думы были выше по родовитости, все его уважали за военные успехи.

В мирный период его знали как балагура, царского собутыльника, ценителя маскарадов и любителя пошлых шуток. Именно Алексей давал советы Ивану Грозному, чтобы тот казнил своих подданных при малейших подозрениях в измене (для победы над собственным страхом и повышения авторитета в глазах подданных).

Награды и отличия

  • 1978 — Почетная степень доктора Letters , Йельский университет
  • 1979 — Стипендия Американской академии и Института искусств и литературы.
  • 1981 — Премия Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартур
  • 1986 — почетный доктор литературы Оксфордского университета.
  • Награда за выдающиеся достижения Международного центра в Нью-Йорке
  • 1986 — Национальная премия книжных критиков за критику за менее чем один (сборник эссе)
  • 1987 — Нобелевская премия
  • 1989 — почетный доктор Эссекского университета.
  • 1989 — Почетная степень Дартмутского колледжа.
  • 1991 г. — почетный доктор гуманитарного факультета Упсальского университета , Швеция.
  • 1991 — Поэт-лауреат США
  • 1991 — Премия «Золотой венок» «Вечер поэзии Струги»
  • 1993 — Почетная степень Силезского университета в Польше.
  • Почетный член Международной академии наук, Мюнхен

Литература

  • Владимир Мошников. Учиться любви. В память о П. И. Басманове (1906—1993): Из дневниковых записей 1984—1998 // Материалы 6-й научной конференции, посвящённой творчеству К. П. Петрова-Водкина. Саратов, 2008
  • Траугот В. Тырса и Басманов. Басмановы. Бродский. Басмановы-Бродский. //Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 16: Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. В 2-х ч. LA (USA), 2010. Ч.2. С. 151—155, 166. См. также илл. 183, 185, 186, 187, 188. (В. В. Стерлигов, Г. А. В. Траугот: портреты М. П. Басмановой; книжная иллюстрация М. П. Басмановой.)
  • С. Спицын. Марина Басманова. Там же. С.189.
  • Т. Глебова. <О Марине Басмановой>. Там же. С. 471—473.

Возвращение

Перестройка в СССР и совпавшее с ней присуждение Бродскому Нобелевской премии прорвали плотину молчания на родине, и в скором времени публикации стихов и эссе Бродского хлынули потоком. Первая (помимо нескольких стихотворений, просочившихся в печать в 1960-х) подборка стихотворений Бродского появилась в декабрьской книжке «Нового мира» за 1987 год. До этого момента творчество поэта было известно на его родине весьма ограниченному кругу читателей благодаря спискам стихов, распространявшихся в самиздате. В 1989 году Бродский был реабилитирован по процессу 1964 года.

В 1992 году в России начинает выходить 4-томное собрание сочинений. В 1995 году Бродскому присвоено звание почётного гражданина Санкт-Петербурга. Последовали приглашения вернуться на родину

Бродский откладывал приезд: его смущала публичность такого события, чествования, внимание прессы, которыми бы неизбежно сопровождался его визит. Не позволяло и здоровье

Одним из последних аргументов было: «Лучшая часть меня уже там — мои стихи».

Ранние стихи, влияния

По собственным словам, Бродский начал писать стихи в восемнадцать лет, однако существует несколько стихотворений, датированных 1956—1957 годами. Одним из решающих толчков стало знакомство с поэзией Бориса Слуцкого. «Пилигримы», «Памятник Пушкину», «Рождественский романс» — наиболее известные из ранних стихов Бродского. Для многих из них характерна ярко выраженная музыкальность. Так, в стихотворениях «От окраины к центру» и «Я — сын предместья, сын предместья, сын предместья…» можно увидеть ритмические элементы джазовых импровизаций. Цветаева и Баратынский, а несколькими годами позже — Мандельштам, оказали, по словам самого Бродского, определяющее влияние на него. Из современников на него повлияли Евгений Рейн, Владимир Уфлянд, Станислав Красовицкий.

Позднее Бродский называл величайшими поэтами Одена и Цветаеву, за ними следовали Кавафис и Фрост, замыкали личный канон поэта Рильке, Пастернак, Мандельштам и Ахматова. Первым опубликованным стихотворением Бродского стала «Баллада о маленьком буксире», напечатанная в сокращённом виде в детском журнале «Костёр» (№ 11, 1962).

В эмиграции

10 мая 1972 года Бродского вызвали в ОВИР и поставили перед выбором: немедленная эмиграция или «горячие денёчки», каковая метафора в устах КГБ могла означать допросы, тюрьмы и психбольницы. К тому времени ему уже дважды — зимой 1964 года — приходилось лежать на «обследовании» в психиатрических больницах, что было, по его словам, страшнее тюрьмы и ссылки. Бродский принимает решение об отъезде. Узнав об этом, Владимир Марамзин предложил ему собрать всё написанное для подготовки самиздатского собрания сочинений. Результатом стало первое и до 1992 года единственное собрание сочинений Иосифа Бродского — разумеется, машинописное. Перед отъездом он успел авторизовать все 4 тома. Избрав эмиграцию, Бродский пытался оттянуть день отъезда, но власти хотели избавиться от неугодного поэта как можно быстрее. 4 июня 1972 года лишённый советского гражданства Бродский вылетел из Ленинграда по предписанному еврейской эмиграции маршруту: в Вену.

Через два дня по приезде в Вену Бродский отправляется знакомиться к живущему в Австрии У. Одену. «Он отнёсся ко мне с необыкновенным участием, сразу взял под свою опеку… взялся ввести меня в литературные круги». Вместе с Оденом Бродский в конце июня принимает участие в Международном фестивале поэзии (Poetry International) в Лондоне. С творчеством Одена Бродский был знаком со времён своей ссылки и называл его, наряду с Ахматовой, поэтом, оказавшим на него решающее «этическое влияние». Тогда же в Лондоне Бродский знакомится с Исайей Берлином, Стивеном Спендером, Шеймасом Хини и Робертом Лоуэллом.

Юность в полутора комнатах

В 1955 году семейство Бродских переехало в знаменитый Дом Мурузи по адресу улица Пестеля, 24/27. После революции этот огромный особняк, некогда принадлежавший князю Александру Мурузи, разделили на коммунальные квартиры.

В разное время здесь жили известные поэты и писатели: Александр Блок, Николай Лесков, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Владимир Пяст, Даниил Гранин и др. В этих стенах раскрылся и литературный дар Бродского. Юношеские годы, проведенные на крохотном пятачке пространства, который он называл «полторы комнаты», сформировали Бродского как поэта и стали, вероятно, самым счастливым временем в его жизни. Бродский проживет здесь 17 лет – до самого отъезда из СССР.

Много лет спустя, уже находясь в эмиграции и не имея возможности увидеть родителей, он напишет эссе «Полторы комнаты», которое станет своеобразным гимном его любви к Родине – любви болезненной, удушающей, безысходной. Этот небольшой текст выйдет в журнале «The New York Review of Books» 27 февраля 1986 года под названием «In a Room and a Half». Бродскому придется объяснять иностранным читателям, что это за странная мера пространства, ведь такое было возможно только в Советском Союзе.

Фото: Anefo / Croes, R.C./Wikipedia

«В СССР минимальная норма жилой площади 9 м² на человека. Следовало считать, что нам повезло, ибо в силу причудливости нашей части анфилады мы втроем оказались в помещении общей площадью 40 м². Сей излишек связан с тем, что при получении нашего жилища мои родители пожертвовали двумя отдельными комнатами в разных частях города, где они жили до женитьбы. Это понятие о квартирном обмене – или лучше просто обмене (ввиду несомненности предмета) – нет способа передать постороннему, чужестранцу», – писал Бродский.

Вместе с воздухом советского Ленинграда он впитал в себя его культуру, особенности мышления и образа жизни того времени. Дома в неоклассическом стиле, сильно пострадавшие от бомбежек, бесконечные перспективы ленинградских окраин, Нева, где «плещет память о гранит» – ленинградские мотивы прослеживаются во всем творчестве Бродского.

Участие в военных действиях

Будучи последовательным сторонником царя Ивана Грозного, Алексей Данилович участвовал во множестве военных действий.

  • 1543 г. – принял участие в заговоре бояр Шуйских против Воронцова Фёдора Семёновича (во времена детства Ивана Грозного).
  • 1544 г. – служил 3-м воеводой в Елатьме.
  • 1550 г. – служил 2-м воеводой на Бобрике. Тогда же он принимал участие в первом военном походе на Казань.
  • 1551 г. – служил воеводой в Пронске.
  • 1552 г. – получил признание царя в период осады Казани благодаря проявленной храбрости при одном из приступов. За это он получил чин окольничего.
  • 1555 г. – под Судбищами возглавил семитысячное войско против 60-тысячного войска крымского хана Девлет-Гирея. Битва продолжалась полтора суток. Это сражение он выиграл. После этого местничал вместе с князем Ф.И. Кашиным.
  • 1556 г. – стал боярином и 2-ым наместником Великого Новгорода. На своём посту он вёл русско-шведские переговоры перед Ливонской войной.
  • 1558 г. – отправился на Ливонскую войну, где показал свои выдающиеся полководческие таланты. В ходе войны он выиграл битву при Нарве и оставался в городе в качестве первого воеводы. Позже принимал участие в осаде г. Полоцка.
  • 1559 г. – участвовал в военном походе против крымчан.
  • 1560 г. – принимал участие в штурме Феллина.
  • 1561 г. – осуществлял переговоры со Швецией и Данией.
  • 1563 г. – захватил Полоцк и возвратился на Родину, проживая на берегу Оки в боярском богатом поместье.
  • 1564 г. – вместе с сыном Фёдором организовал эффективную оборону Рязани перед силами Крымского Ханства. Несмотря на ветхие городские стены и укрепления, он вооружил горожан, скоординировал действия войск и ополчения, и не дал захватить Рязань превосходящим силам татар. Кроме того, Алексей Басманов устроил преследование отступающих врагов, уничтожил один отряд татарского войска, взял в плен 500 татар и мурзу Мамая. За такие победы царь пожаловал ему наградные «золотые».

Семья

Он был единственным сыном Даниила Андреевича Плещеева (которого прозвали Басманом). Семья Алексея принадлежала к одной из старейших боярских ветвей. Сам отец служил постельничим Ивана III и умер в литовском плену после попадания в плен при битве под Оршей в 1514 г.

У него было два сына – Пётр и Фёдор. Фёдор известен в истории как опричник, личный друг и даже любовник царя Ивана Грозного.

Его жена была захоронена в Суздальском Покровском монастыре. Но её имени нет в перечнях ссыльных или почивших в этом монастыре. На самом надгробии не сохранилось её имени. Предположительно она была выслана в Суздаль в тот же год, когда казнили её супруга (в 1569-1570 гг.). Надпись на надгробии свидетельствует о том, что она преставилась 14 сентября 1597 г.

Бродский Андрей Константинович

Учёная степень: доктор биологических наук

Ученое звание: профессор

Научное направление: Биологические науки

Регион: Санкт-Петербург

Рейтинг: 18 (по количеству просмотров анкеты за последний месяц)

СЕРТИФИКАТ участника энциклопедии «Известные Ученые»

Профессор кафедры зоологии беспозвоночных СПбГУ. Научные интересы: Биоразнообразие и охрана природы; проблемы сохранения биоразнообразия; использование методов биоиндикации в оценке качества среды пресноводных экосистем; биомеханика полета животных; эволюция полета насекомых; эколого-физиологические основы эволюции наземных членистоногих; историческое развитие отрядов насекомых, занимающих ключевое положение в филогении класса. Читаемые курсы: «Общая экология» — общий курс лекций; «Введение в биоразнообразие» — спецкурс для студентов магистратуры, «Устойчивое управление прибрежными зонами» — спецкурс для студентов магистратуры; «Введение в специализацию» — спецкурс для студентов бакалавриата.

Научные публикации:

Бродский А.К. Происхождение и ранние этапы эволюции крылового аппарата насекомых // Чтения памяти Н.А. Холодковского, 1979. № 30, 38 с.

Бродский А.К. Тропики, острова, биоценозы. Изд-во Наука, СПб.1983.

Бродский А.К. Механика полета насекомых и эволюция их крылового аппарата. Изд-во ЛУ, Л. 1988. Монография.

Бродский А.К. Строение, функционирование и эволюция крыловых сочленений насекомых // Чтения памяти Н.А. Холодковского, 1989. № 41, 47 с.

Brodsky A. Vortex formation in tethered flight of butterfly Inachis io L. // Journal Exp. Biol., 1991. Vol. 161, 30 p.

Бродский А.К. Краткий курс общей экологии. Изд-во СПбГУ, СПб. 1992. Учебник для университетов.

Brodsky A. The Evolution of Insect Flight. Oxford University Press. Oxford. 1994. Monograph.

Бродский А.К., Воронов А.Н., Крыза И. и др. Эколого- гидрогеологический словарь. Изд-во СПбГУ, СПб. 2001. Учебное пособие.

Бродский А.К. Введение в проблемы биоразнообразия. Иллюстрированный справочник. Изд-во ДЕАН, СПб. 2002. Учебное пособие.

Бродский А.К. Образование для устойчивого развития: роль высшей школы Санкт-Петербурга в реализации концепции устойчивого развития. Изд-во СПбГУ, СПб. 2003. Обзор.

Бродский А.К., Жуковский А.Н., Славинский Д.А. Природа и общество в цифрах на пороге нового тысячелетия. Изд-во СПбГУ, СПб. 2004. Учебное пособие.

Бродский А.К., Киселев Г.Н. и др. Палеоэкология с основами общей экологии. Изд-во СПбГУ, СПб. 2005. Учебное пособие.

Бродский А.К. Общая экология. Изд. центр «Академия», М. 2006. Учебник для университетов.

«Приглашенный поэт»

В Вене Бродский познакомился с Уистеном Оденом, которого, наряду с Ахматовой, называл поэтом, оказавшим на него решающее «этическое влияние». Оден встретил его очень тепло и ввел в местные литературные круги. В июне они вместе приняли участие в Международном фестивале поэзии в Лондоне.

В июле 1972 года Бродский переехал в США и стал преподавать в Мичиганском университете в Энн-Арборе. Так человек, закончивший неполные восемь классов средней школы, стал вести жизнь университетского преподавателя. В течение последующих 24 лет Бродский занимал профессорские должности в общей сложности в шести американских и британских вузах. Он преподавал историю русской литературы, русскую и мировую поэзию, теорию стиха, выступал с лекциями и читал стихи на международных литературных фестивалях и форумах, в библиотеках и университетах США, а также в Канаде, Англии, Ирландии, Франции, Швеции, Италии.

При этом Бродский никогда толком не знал, как нужно преподавать – ведь этому его никто не учил. А в Мичиганском университете, где он работал до 1980 года, его должность вообще называлась poet-in-residence («приглашенный поэт»).

«Каждый год из двадцати четырех на протяжении по крайней мере двенадцати недель подряд он регулярно появлялся перед группой молодых американцев и говорил с ними о том, что сам любил больше всего на свете – о поэзии… Как назывался курс, было не так уж важно: все его уроки были уроками медленного чтения поэтического текста…» – пишет биограф поэта Лев Лосев

Фото: BORJE THURESSON/AP/ТАСС

В 1987 году Иосифу Бродскому была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой «За всеобъемлющую литературную деятельность, отличающуюся ясностью мысли и поэтической интенсивностью». Почти любой на его месте был бы счастлив такому признанию, но Бродский отнесся к этому иначе. Он не любил чрезмерного внимания к своей персоне и через три года после вручения премии признался в интервью журналу «Экономист»:

С момента переезда в США Бродский регулярно печатался в изданиях русской эмиграции. В 1977 году были изданы книги его стихов на русском языке: «Конец прекрасной эпохи» (1977), куда вошли стихотворения 1964–1971 годов, и «Часть речи», составленная из работ, вышедших в 1972–1976 годах.

Кроме того, в 1972 году Бродский обратился к прозе. В США вышли три книги его эссе: «Less Than One» («Меньше единицы») в 1986 году, «Watermark» («Набережная неисцелимых») в 1992 году и «On Grief and Reason» («О скорби и разуме») в 1995 году. Большая часть этих эссе, как и множество стихов эмиграционного периода, написана на английском языке.

Вообще, живя за границей, Бродский очень боялся забыть родную речь. Вот что он говорил об этом в интервью:

Второгодник, мечтавший о море

Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде в еврейской семье. Его отец, Александр Иванович Бродский, был капитаном 3-го ранга ВМФ СССР, в годы войны служил военным фотокорреспондентом. В 1950 году Бродский демобилизовался, работал фотографом и журналистом в нескольких ленинградских газетах. Мать, Мария Моисеевна Вольперт, работала бухгалтером.

Детство Оси пришлось на годы блокады. Пережив самую суровую зиму 1941-1942 годов, мать вывезла Иосифа в эвакуацию в Череповец. Там они прожили до 1944 года. Мария Моисеевна устроилась переводчиком в лагерь для военнопленных. Тем временем отец Бродского участвовал в прорыве блокады Ленинграда. Семья воссоединилась лишь в 1948 году. Вернувшись домой, Александр Иванович поступил на работу в фотолабораторию Военно-морского музея. Иосиф Бродский на всю жизнь запомнил свои детские прогулки по музею:

С учебой у Бродского не складывалось. В Ленинграде он сменил четыре школы, один раз даже остался на второй год. Учился плохо, домашние задания игнорировал, на уроках то и дело мешал учителям, а в тетрадках рисовал «не по делу». При этом он мог бы стать одним из лучших учеников в классе, но – не хотел. Как не хотел быть примерным пионером и комсомольцем.

Когда ему было 14 лет, он попытался поступить в морское училище, но ему отказали. В 1955 году, закончив всего семь классов и начав восьмой, Бродский бросил школу и устроился на завод «Арсенал» помощником фрезеровщика. Далее его «бросало» из одного увлечения в другое. Все еще вдохновленный тягой к морю, Иосиф пытался поступить в школу подводников, но, как и в случае с училищем, его постигла неудача. Затем в 16 лет он вдруг загорелся идеей стать врачом и устроился работать в морг при областной больнице, где целый месяц помогал препарировать трупы. Но довольно скоро Бродский отказался от медицинской карьеры. Помимо этого, он успел поработать истопником в котельной и матросом на маяке. Среднее образование будущий поэт все-таки получил, окончив школу рабочей молодежи.

Поэт «с декадентским душком»

В 1957 году он присоединился к группе геологов и участвовал в нескольких геологических экспедициях НИИГА: в 1957 и 1958 годах – на Белом море, в 1959 и 1961 годах – в Восточной Сибири и в Северной Якутии, на Анабарском щите. В ходе одной из экспедиций на Дальнем Востоке Бродский даже открыл небольшое месторождение урана.

Однако летом 1961 года в эвенкийском поселке Нелькан его нервы не выдержали. Из-за отсутствия оленей геологи некоторое время не могли продолжать поход, и на фоне вынужденного безделья у Бродского случился нервный срыв, и ему разрешили вернуться в Ленинград.

Конец 50-х – начало 60-х годов – время зарождения Бродского-поэта. Даже находясь в экспедициях, он много и хаотично читал – в основном поэзию, философскую и религиозную литературу, взялся за изучение английского и польского языков. Его вкусы и будущий стиль формировались под влиянием таких поэтов, как Борис Слуцкий, Марина Цветаева, Евгений Баратынский, Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Владимир Маяковский. Из зарубежных авторов Бродский больше всего выделял Уистена Хью Одена, Константиноса Кавафиса, Роберта ли Фроста, Райнера Рильке.

Бродский утверждал, что начал писать стихи в 18 лет, хотя есть несколько стихотворений, датированных 1956 – 1957 годами. «Пилигримы», «Памятник Пушкину», «Рождественский романс» – наиболее известные из ранних работ Бродского. В то время в его стихах наблюдалась ярко выраженная музыкальность. Так, в стихотворениях «От окраины к центру» и «Я – сын предместья, сын предместья, сын предместья…» можно увидеть ритмические элементы джазовых импровизаций.

В 1959 году состоялось знакомство Бродского с Булатом Окуджавой, Сергеем Довлатовым, Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Владимиром Уфляндом. Примерно тогда же он сблизился с молодыми поэтами из «промки» – литературного объединения при Дворце культуры промкооперации (позднее Ленсовета). Первое крупное публичное выступление Бродского состоялось 14 февраля 1960 года на «турнире поэтов» в ленинградском Дворце культуры имени Горького. Его стихотворение «Еврейское кладбище…» тогда наделало много шума.

Реакция публики на рыжего картавого юнца в веснушках, монотонно читающего стихи, которые и на стихи-то в привычном понимании не были похожи, была неоднозначной. Вот как писал о поэтическом дебюте Бродского поэт Николай Рубцов:

Настоящая популярность нашла его на рубеже 1960-1961 годов. Как вспоминал поэт Давид Шраер-Петров, в апреле 1961 года он встретил на Невском проспекте знакомого режиссера и сценариста Илью Авербаха, и тот сказал ему: «В Ленинграде появился гениальный поэт Иосиф Бродский. Ему всего двадцать один год. Пишет по-настоящему один год. Его открыл Женька Рейн».

Евгений Рейн, может, и не был тем, кто непосредственно «открыл» Бродского для публики, однако именно благодаря ему состоялось знакомство начинающего поэта с Анной Ахматовой, Надеждой Мандельштам, Лидией Чуковской и другими важными женщинами в мире литературы. Но гораздо большее влияние на Бродского произвела другая встреча.

В 1962 году 22-летний Иосиф познакомился с молодой художницей Марианной Басмановой. С этого времени многие свои произведения он посвящал именно ей, скрытой под инициалами «М. Б.». Первые стихи с этим посвящением – «Я обнял эти плечи и взглянул…», «Ни тоски, ни любви, ни печали…», «Загадка ангелу» – датированы 1962 годом. Как пишет биограф Бродского Лев Лосев, «стихи, посвященные «М. Б.», занимают центральное место в лирике Бродского не потому, что они лучшие – среди них есть шедевры и есть стихотворения проходные, – а потому, что эти стихи и вложенный в них духовный опыт были тем горнилом, в котором выплавилась его поэтическая личность».

Двадцать лет спустя, уже находясь в Америке, Бродский издаст сборник «Новые стансы к Августе». В него войдут стихи 1962–1982 годов, посвященные «М. Б.». Последнее стихотворение с этим посвящением выйдет в 1989 году.

Биография

Родилась 20 июля года в Ленинграде в семье художника Павла Басманова. Её дедом по матери был советский терапевт, академик АМН СССР Георгий Ланг. Мать, Наталия Басманова, была наполовину голландкой, наполовину немкой..

В 1941—1942 годах, в самый тяжелый период Блокады, находилась в Ленинграде . В сентябре 1942 года вместе с матерью и бабушкой была эвакуирована в Алтайский край. Вернулась в Ленинград в феврале 1945 года

После войны семья Басмановых жила в Ленинграде, в доме 15 по улице Глинки, в бывшей квартире художников А. Н. Бенуа и, позднее, Н. А. Тырсы, знакомого П. И. Басманова с довоенного времени: «Тырса жил в просторной квартире, когда-то принадлежавшей родителям Александра Бенуа и описанной последним в его мемуарах. Собирались в огромной светлой комнате, бывшей гостиной Бенуа, с невысокой эстрадой, которую отделяла арка. Окна выходили на особняк 18 века, где, по преданию, происходили в пушкинские времена собрания общества «Зелёная лампа».

В 1950-е годы в течение двух лет была вольнослушательницей в Средней художественной школе (СХШ).

C 1956 по 1960 год училась рисунку, композиции и изучала принципы нового искусства у художника Владимира Стерлигова. Первая выставка М. П. Басмановой прошла в 1959 году на квартире художников В. В. Стерлигова и Т. Н. Глебовой. «Выставка Марины Басмановой состоялась у Стерлигова (Большой пр., 98) в 1959 году. Около сорока работ, хорошо оформленных и окантованных, акварели (преимущественно пейзажи). Приходили на неё обычные гости выставок В. В. Стерлигова и друзья Павла Ивановича Басманова».

С 1960 года начала работать в книжной графике. Иллюстрировала книги для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Несколько книг проиллюстрировала совместно с матерью, Н. Г. Басмановой. В конце 1960-х — 1970-х гг. постоянно работала с детскими журналами «Мурзилка» и «Костёр».

В 1962—1963 годах сделала ряд портретных зарисовок Анны Ахматовой.

С 1975 года — член Союза художников России. Участница городских и всесоюзных выставок.

С 1994 по 2005 год работала научным сотрудником в Государственном музее «Царскосельская коллекция». Занималась экспозицией музея, подготовила около сорока временных выставок.

Подготовила и провела ряд выставок своего отца: Павел Басманов. ГРМ, 1996; Павел Басманов: Акварель, рисунок. СПб, ЦВЗ «Манеж», 2000; Рисунки и акварели Павла Басманова. М., ГТГ, 2002—2003; Ленинградский художник П. И. Басманов. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, 2009.
В декабре 2014 организовала и провела в Петербурге первую персональную выставку Натальи Басмановой.. В 2016 и 2017 гг. подготовила и провела в залах Библиотеки книжной графики выставки графики Коринны Претро и Юрия Сырнева.

Коллекции на русском языке

  • 1965: Стихотворения и стихотворение , Вашингтон, округ Колумбия: Межъязыковые литературные ассоциации
  • 1970: Остановка в пустыне , Нью-Йорк: Издательство имени Чехова (ред. Анн-Арбор, Мичиган: Ардис, 1989).
  • 1977: Части речи: Стихотворения 1972–76 , Анн-Арбор, Мичиган: Ардис
  • 1977: Конец прекрасной эпохи: стихотворения 1964–71 , Анн-Арбор, Мичиган: Ardis
  • 1977: V Anglii , Анн-Арбор, Мичиган: Ardis
  • 1982: Римские элегии , Нью-Йорк: Руссика
  • 1983: Новые станции к Августу: стихи к МБ, 1962–1982 , Анн-Арбор, Мичиган: Ardis
  • 1984: Мрамор , Анн-Арбор, Мичиган: Ardis
  • 1984: Урания : Новая книга стихов , Анн-Арбор, Мичиган: Ardis
  • 1989: Остановка в пустыне , переработанное издание, Анн-Арбор, Мичиган: Ардис, 1989 (оригинальное издание: Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1970)
  • 1990: Назидание: стихи 1962–1989 , Ленинград: Умный
  • 1990: Части речи: Избранные стихи 1962–1989 , М .: Художественная литература.
  • 1990: Осенний крик ястреба: Стихотворения 1962–1989 , Ленинград: КТП ЛО ИМА Пресс.
  • 1990: Primechaniia paporotnika , Бромма, Швеция: Hylaea
  • 1991: Баллада о маленьком буксире , Ленинград: Детская литература.
  • 1991: Холмы: Большие стихотворения и поэмы , Санкт-Петербург: ЛП ВТПО «Киноцентр».
  • 1991: Стихотворения , Таллинн: Eesti Raamat
  • 1992: Набережная неисцелимых: Тринадцатая улица , Москва: Слово
  • 1992: Рождественские стихи , Москва: Независимая газета (редакция 1996 г.)
  • 1992–1995: Сочинения , Санкт-Петербург: Пушкинский фонд, 1992–1995, в четырех томах.
  • 1992: Вспоминаемая Ахматову / Иосиф Бродский, Соломон Волков , Москва: Независимая газета
  • 1992: Форма времени: стихотворения, эссе, песни , Минск: Эридан, в двух томах
  • 1993: Каппадокия. — Санкт-Петербург.
  • 1994: Персидская стрела / Персидская стрела , с офортами Эдика Штейнберга. — Верона: * Edizione d’Arte Gibralfaro & ECM
  • 1995: Пересеченная местность: Путешествие с комментариями , Москва: Независимая газета.
  • 1995: В окрестностях Атлантиды: Новые стихотворения , Санкт-Петербург: Пушкинский фонд.
  • 1996: Пейзажи с наводнением , составитель Александр Сумеркин. – Dana Point, Cal .: Ardis
  • 1996: Рождественские стихи , Москва: Независимая газета, переработанное издание работы, первоначально опубликованной в 1992 году.
  • 1997: Бродский о Цветаевой , Москва: Независимая газета.
  • 1998: Письмо Горации , М .: Наш дом.
  • 1996 и позже: Сочинения , Санкт-Петербург: Пушкинский фонд, 8 томов.
  • 1999: Горбунов и Горчаков , Санкт-Петербург: Пушкинский фонд
  • 1999: Представление: Новое литературное обозрение , Москва
  • 2000: Остановка в пустыне , Санкт-Петербург: Пушкинский фонд
  • 2000: Части реки , Санкт-Петербург: Пушкинский фонд.
  • 2000: Конец прекрасной эпохи , Санкт-Петербург: Пушкинский фонд.
  • 2000: Новые стансы к Августе , Санкт-Петербург: Пушкинский фонд.
  • 2000: Урания , Санкт-Петербург: Пушкинский фонд.
  • 2000: Пейзажи с наводнением , Санкт-Петербург: Пушкинский фонд.
  • 2000: Большая книга интервью , Москва: Захаров
  • 2001: Новая Одиссея: Памяти Иосифа Бродского , Москва: Старое литературное обозрение
  • 2001: Перемена империи: Стихотворения 1960–1996 , Москва: Независимая газета.
  • 2001: Второй век после нашей эры: драматургия Иосифа Бродского , Санкт-Петербург: Звезда
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector