Невербальное общение: жесты

Социальный интеллект

Социальный интеллект, отвечающий за социальную компетентность, считается базовой интеллектуальной способностью, отличной от прочих когнитивных способностей. С социальным интеллектом связано такое понятие, как эмоциональный интеллект, характеризующие способность человека оценивать эмоциональные сообщения, регулировать собственные эмоции и разумно использовать их для управления своими мыслями и действиями.

Чтобы правильно понять других людей, нужно обращать внимание на их особенности, включая внешность и невербальное поведение. Иногда информация, которую мы получаем, наблюдая за человеком, важна сама по себе, независимо от того, какие выгоды из нее могут быть сделаны. Порой, заметив что-то, мы сразу же делаем вывод, а иногда мы замечаем что-то, но понимание приходит не сразу

Порой, заметив что-то, мы сразу же делаем вывод, а иногда мы замечаем что-то, но понимание приходит не сразу.

Однако коммуникативные навыки не исчерпываются только невербальными посланиями. Верификатору необходимо понимать смысл вербальных сообщений – буквальный и метафорический, а также оттенки того, что читается «между строк», – и интегрировать вербальные и невербальные сигналы. Необходимо понимать также социальные контексты и роли: что допустимо и что недопустимо в конкретной социальной ситуации, как должны вести себя люди, исполняющие те или иные роли, и какие последствия влечет за собой нарушение ожиданий окружающих.

Представления о невербальных навыках могут быть использованы для того, чтобы по-новому взглянуть на давно устоявшиеся понятия. Эмпатия, раппорт, подстройка и ведение наряду с такими процессами, как социальное сравнение и управление впечатлением, могут быть рассмотрены с точки зрения контроля над точностью при отправлении или получении невербальных сигналов в социальном взаимодействии.

Наши умения отправлять и принимать невербальные сигналы формируются в процессе повседневной жизни. Мы, не отдавая себе отчета, обучаемся невербальному поведению, имитируя и моделируя поведение других людей, изменяя свои действия с учетом получаемой обратной связи, реагируя на указания и советы окружающих.

Невербальные навыки человека совершенствуются в разнообразном опыте по декодированию чувств и невербальных сигналов. Обратная связь в форме обсуждения с участниками вопроса о том, когда их суждения о невербальном поведении правильны, а когда – нет, является одним из наиболее эффективных методов совершенствования невербальных навыков.

Людьми, понимающими невербальные сигналы и имеющими хорошие навыки невербального общения, труднее манипулировать, чем теми, кто такими навыками не владеет. Если тех, кто много знает о невербальном поведении, начинают подозревать в том, что они используют свои знания «против» окружающих, очень скоро предпринимаются попытки их разоблачить или противостоять этому. Само собой разумеется, что на каждом верификаторе лежит этическая ответственность за то, чтобы не использовать свои знания во вред другим.

Поскольку верификаторы проводят много времени, наблюдая за другими – пассивно (только наблюдая) или активно (наблюдая и взаимодействуя) – так или иначе у них развиваются хорошие навыки декодирования невербальных сообщений наблюдаемых объектов.

Несомненно, невербальные сигналы – важнейший элемент наших коммуникативных усилий

Иногда они становятся самой важной частью посылаемых нами сообщений. Понимание и эффективное использование невербального поведения имеет решающее значение для достижения успеха практически во всех социальных контактах, в которые мы вступаем

Почему человек при разговоре жестикулирует

Вопреки сложившемуся у многих людей мнению, жестикуляция — это не просто «добавка» к разговору, не просто проявление индивидуальных или культурных привычек. По данным современных научных исследований, жестикуляция и другие элементы несловесной коммуникации — это один из первичных способов общения между людьми. Некоторые ученые вообще считают, что в какой-то момент истории это было одним из основных средств общения.

Эти средства общения не просто сопутствуют разговору, они очень сильно влияют на его смысловое наполнение. Причем таким образом, что слушатель зачастую этого даже не понимает, поскольку подобные сигналы считываются подсознательно. С одной стороны, они значительно облегчают общение, потому как помогают расставлять в беседе нужные акценты, экспрессивно выделять какие-то элементы разговора, задают саму модальность речи. С другой — они эффективно работают в качестве средства убеждения.

Мимика и жесты у человека, с точки зрения психологии, выполняют следующие функции:

  1. Регулирование вербального поведения говорящего. Это жесты, которые сопутствуют императивной речи, — приказам, просьбам и др.
  2. Репрезентация внутреннего эмоционального состояния говорящего, его отношения к собеседнику и самой ситуации разговора.
  3. Пространственная функция — жесты указывают на пространственное положение говорящего и собеседника.
  4. Риторическая функция. Жесты заменяют или дополняют такие языковые средства выразительности, как метафора, ирония, гипербола и т. д.
  5. Коммуникативная функция.
  6. Функция отображения речевых действий. Жесты могут иллюстрировать предложение, угрозу, просьбу. Не следует путать с первым пунктом. Эта функция связана именно с речевым действием субъекта диалога.
  7. Функция описания физических параметров объекта, его действий и свойств.

Жесты, мимика и другие элементы несловесной коммуникации имеют сильную связь с речью. Можно сказать, они образуют единую систему коммуникации, которая призвана наиболее эффективно доносить информацию и оказывать воздействие на собеседника.

Для духовного окормления

В храме Святой блаженной Ксении Петербургской в Губкине на жестовом языке служат литургию. Настоятель храма протоиерей Георгий произносит текст на церковнославянском и сразу переводит его на жестовый. Специалисты утверждают, что не все из них справились бы с этой задачей.

— Отец Георгий, как пришло решение вести службу для людей с нарушением слуха?

— Мы поддерживали связь с обществом глухих, вместе ездили в паломнические поездки. Когда в Курской Коренной пустыни организовали курсы жестового языка для церковных специалистов, я с готовностью прошёл обучение. Затем не раз бывал на службах на жестовом языке в Белгороде, учился, перенимал опыт. И вот уже пять лет как они проходят и в нашем храме.

— Вы переводите на жестовый язык очень сложный текст…

— Тщательно готовлюсь к каждой службе, понял, что жестовый язык нужно учить всю жизнь. Но для духовного окормления, общения, совершения службы знания есть.

Жесты, украшающие нашу речь

Попробуйте спрятать руки за спину и рассказать о самом радостном событии в вашей жизни. Каким получится ваш рассказ? Можете ли вы убедить окружающих, что поймали действительно гигантскую щуку, не разведя при этом руки в ширину, насколько хватает размаха? Поверит ли собеседник, что ваша дочь родилась с огромными голубыми глазами, если вы не покажете руками, как она хлопала своими длинными ресницами?


Жесты помогают сделать речь визуально богаче

Множество людей вокруг нас в основном воспринимает окружающий мир глазами, поэтому речь, не подкрепленная зрительными образами, производит на них меньшее впечатление, чем могла бы. Конечно, можно каждое значительное событие в жизни фиксировать на фото- или видеопленку, чтобы потом впечатлять собеседников получившимися кадрами. Но всегда ли мы имеем такую возможность? Видимо – нет. Вот и получается, что рассказ, не сдобренный хорошей порцией жестикуляции, может оказаться таким же пресным, как детская книжка без иллюстраций.

По наличию или отсутствию жестов, входящих в эту группу, мы можем судить о том, насколько человек уверен в себе, эмоционален ли он, действительно ли хочет поделиться с нами чем-то важным или просто заполняет возникшую паузу в разговоре. В этом смысле жестикуляция очень близка к мимике. К сожалению, в нашем обществе люди столь же жестко контролируют собственную жестикуляцию, как и мимические проявления.

Зачем мы жестикулируем при разговоре

Разговаривая с невидимым собеседником по телефону или, выключив видеокамеру, во время сеанса по Skype, мы почти всегда делаем непроизвольные движения руками. Зачем людям «язык тела», если наши телодвижения остаются незамеченными для собеседников? Например, легкое движение запястьем — малозаметное даже при разговоре с глазу на глаз, тем не менее присутствует и во время телефонного разговора. Некоторые настолько отчаянно пытаются что-то втолковать своему оппоненту «на пальцах», а тот в упор не видит столь безнадежную в данной ситуации аргументацию.

Некоторые из подобных знаков люди научились считывать на подсознательном уровне. Эффективно пользоваться жестикуляцией умеют актеры и профессиональные ораторы. Кроме всего прочего, жестами можно оскорбить или, наоборот, придать себе покорный вид.

Мимика и жесты

Поскольку мимика и жесты обладают наибольшей выразительной силой, неудивительно, что комбинация обоих сигналов может быть очень информативной. Например, движение руки ко рту может быть довольно интересным. Некоторые люди часто прикрывают рот рукой во время разговора. Это придает им видимость «прикрытости», с одной стороны, а с другой — этот жест можно интерпретировать как проявление закрытости, в зависимости от контекста. Во-вторых, они заставляют слушателя прилагать дополнительные усилия, чтобы понять их слова, и общение с такими людьми требует большего внимания и концентрации, чем с теми, кто говорит открыто. В-третьих, они обычно опираются на что-то в процессе, поэтому, возможно, аспект закрытых жестов также должен быть включен в интерпретацию. В связи с этим можно вспомнить, как часто во время разговора, когда говорящий хочет что-то скрыть, он делает резкое движение рукой ко рту. Или как человек прикрывает рот рукой, когда собирается что-то сказать, но «прикусывает» язык. Это говорит о том, что рука и рот действуют вместе в разговоре

Обычно человек, случайно и неосторожно сказавший что-то лишнее, тут же зажимает рот рукой, как бы давая понять собеседнику, что сказанное им следует забыть. Некоторые даже слегка чмокают губами в такие моменты, как будто их наказывают за их действия, за их «предательство»

Это спонтанные жесты, которые поднимают вопрос о природе аналоговых сигналов, имеют ли они естественное происхождение или привнесены воспитанием. Вероятно, научные дебаты на эту тему будут продолжаться еще долгое время, но уже сейчас появляется возможный ответ. Существуют некоторые врожденные сигналы, которые можно приравнять к инстинкту. А под «инстинктом» мы понимаем определенное поведение, которое присуще людям всех рас и групп, независимо от их воспитания. Например, люди отворачиваются, когда чувствуют отвращение или горечь. Некоторые сигналы удивительны в своей универсальности, в то время как другие, хотя и спонтанны в своем проявлении, подобны врожденным, не имеют универсальности. Например, во всем мире состояние нерешительности сопровождается движением руки к носу. Женщины в такой момент часто начинают пудрить нос.

Выяснилось, что люди часто трогают свои волосы не только при решении проблем, но и когда смущаются. Например, они начинают чесать голову, пока мужчины («задумчивые») теребят бороду или расчесывают свои и без того прямые волосы. По мнению исследователей, это специфическое поведение не может быть результатом воспитания, и оно намного старше современного человека, так как эта жестикуляция встречается у всех рас. Однако более пристальное изучение этого вопроса пока не позволяет сделать однозначный вывод.

Давайте представим: При виде «наглой лжи» или в момент оскорбления человек испытывает крайне неприятное ощущение, которое бессознательно сопровождается «захлопыванием глаз». Это вполне объяснимо в неприятной ситуации. Поэтому вполне можно принять этот сигнал за универсальный и интерпретировать его как демонстрацию возмущенного человека, что он не хочет никого видеть. Но однозначная интерпретация невозможна, поскольку этот спонтанный сигнал возмущения, которому, видимо, можно научиться только подражая другим, в Японии несправедлив, например: японец, чувствующий себя неловко, начинает хлопать ладонью по губам (часто довольно сильно) и при этом смотрит на собеседника широко раскрытыми глазами. Этот жест поражает европейцев, поскольку они склонны отводить глаза, что в свою очередь удивляет японцев, поскольку с их точки зрения этот сигнал не соответствует тому, что они ожидали.

Важное дополнение

В этом году преподаватели Новосибирского государственного технического университета обучали в Белгороде основам русского жестового языка 60 педагогов школы-интерната № 23, где учатся дети с нарушением слуха. Это стало возможным благодаря поддержке Фондом президентских грантов проекта регионального отделения общества глухих «Поможем педагогам говорить с глухими детьми на родном для них языке».

Сегодня учителя на жестовом языке могут дополнить учебный материал. Кроме того, говорят они, это совсем иной, более доверительный и тёплый, уровень отношений с учеником и его глухими родителями.

В этом году наконец‑то и Институт коррекционной педагогики Российской академии образования признал, что с глухими нужно разговаривать на их языке и использовать его как вспомогательное средство при обучении. Ранее большинство специалистов опровергали эту возможность, обучение до сих пор проходит по методикам 70-х годов прошлого века.

Важное дополнение

В этом году преподаватели Новосибирского государственного технического университета обучали в Белгороде основам русского жестового языка 60 педагогов школы-интерната № 23, где учатся дети с нарушением слуха. Это стало возможным благодаря поддержке Фондом президентских грантов проекта регионального отделения общества глухих «Поможем педагогам говорить с глухими детьми на родном для них языке».

Сегодня учителя на жестовом языке могут дополнить учебный материал. Кроме того, говорят они, это совсем иной, более доверительный и тёплый, уровень отношений с учеником и его глухими родителями.

В этом году наконец‑то и Институт коррекционной педагогики Российской академии образования признал, что с глухими нужно разговаривать на их языке и использовать его как вспомогательное средство при обучении. Ранее большинство специалистов опровергали эту возможность, обучение до сих пор проходит по методикам 70-х годов прошлого века.

Оглавление

ОТ АВТОРА 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 

1.1. Общее представление о средствах педагогического воздействия 

1.2. Общекоммуникативные и специфически педагогические функции «языка» жестов

1.3. Оптимальное жестикулирование: пути и методы достижения

ГЛАВА 2. РЕЧЬ И ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ

2.1. Жестикуляция как самостоятельный канал коммуникации 

2.2. Совместное употребление речи и жестикуляции

ГЛАВА 3. ПСИХОСЕМИОТИКА ЖЕСТА

3.1. Жесты-знаки. Знаковая специфика языка

3.2. Характеристика совокупности жестов обыденного общения как знаковой системы

3.3. Психосемиотическая систематика жестов

3.4. Описание системы русских жестов

3.4.1 Каталог русских жестов обыденного общения

ГЛАВА 4. ЖЕСТ В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ

4.1. Последовательность формирования «языка» жестов у детей до полутора лет

4.2. Понимание жестов и условия их усвоения 

4.3.Соотношение речи и жестикуляции 

4.4. Роль и функции жестов в раннем онтогенезе

4.5. Жесты и психодиагностика развития детей раннего возраста

ГЛАВА 5. ЖЕСТ В ВОСПРИЯТИИ И ПОНИМАНИИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

5.1. Сравнительное изучение самооценки учителя и оценки учащимися невербальной выразительности учителя на уроке

5.2. Интерпретация старшеклассниками связи жестикуляции учителя с качествами его личности (экспериментальное исследование)

5.3. Жесты-сигналы в педагогическом общении

5.4. Жесты в диагностике подростковых проблем

5.4.1. Жесты в диагностике ранней наркомании

5.4.2. Жаргонные жесты и асоциальное поведение подростков и старшеклассников 

5.4.3. Жесты и диагностика вхождения в преступные группировки

ГЛАВА 6. РОЛЬ И ФУНКЦИИ ЖЕСТОВ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 

6.1. Невербально — коммуникативная выразительность учителя и учебная мотивация учащихся

6.2. Жестикуляция учителя на уроках

6.2.1. Жестикуляция учителя на уроке гуманитарного цикла

6.2.2. Жестикуляция учителя на уроках математических дисциплин

6.3. Влияние жестов педагога на воспроизведение нового материала детьми

6.4. Посредническая роль жеста при усвоении значений новых слов

6.5. Жест в изучении русского языка как иностранного

ГЛАВА 7. ПРАКТИКУМ ЖЕСТИКУЛЯЦИИ КАК КОМПОНЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

7.1. Некоторые практические рекомендации для достижения педагогом оптимального жестикулирования

Популярные жесты руками 2020. Популярные челленджи Тик Ток в 2020 году

Челленджи Тик Ток продолжают завоевывать мир, пока другие пользователи еще отчаянно пытаются сделать профиль в Инстаграм привлекательным для брендов. Тик Ток завоевал первое место в топе самых популярных социальных площадок и стал лидером по скачиваниям. Безумную славу приложению и пользователям принесли челленджи.

Что такое челленджи в Тик Ток?

Челлендж в Тик Ток — это своего рода вызовы, призывы к повторению идей блогеров, это главный контент платформы. Вирусный контент с использованием трендовых песен, который снимают блогеры, становятся настолько известными, что пользователи платформы хотят повторить сюжет роликов и попасть в рекомендации Тик Тока.

Дистанция и еще раз дистанция

Когда вы не заинтересованы в том, чтобы продолжать общение с кем-то, вы намеренно или неосознанно стараетесь выдержать дистанцию между вами.

Как правило, чем ближе человек к вам подходит, тем более комфортно он чувствует себя рядом с вами . Точно так же, большая дистанция, которую человек держит между вами, тоже говорит о многом. Люди, которые чувствуют симпатию друг к другу, обычно не испытывают проблем, находясь в непосредственной физической близости друг от друга. Однако если вам кто-то не нравится, вы с меньшей вероятностью подойдете к нему впритык. Вы будете держать «безопасное» расстояние между вами.

Позы

Открытая мимика и жесты в общении – это, конечно, хорошо, но нельзя забывать и про позы человека, которые тот принимает во время разговора:

  • Если человек сидит расслабленно, вытянув ноги вперёд, в вашу сторону, это значит, что настроен он благожелательно. То же значение имеет приближение к собеседнику вместе со стулом: предрасположенность к вам лично и разговору в целом.
  • Иногда человек расстёгивает пуговицы, а то и вовсе снимает одежду, например пиджак. Это доказывает его доверие и открытый настрой по отношению к вам.
  • Если ваш собеседник рисует что-нибудь незатейливое на листе бумаги, часто смотрит в одну точку, теребит ручку, покачивает ногой, постукивает пальцами, не выражает особых эмоций и т. д., значит, ему с вами не очень-то интересно, поскольку это признаки скуки. Смените тему разговора или постарайтесь внести живость в диалог.
  • Скрещённые ноги или руки (на груди, например) означают закрытость, замкнутость, нежелание общаться и открываться. Возможно, человек просто некомфортно себя чувствует, и скоро это состояние пройдёт, а возможно, ему неприятно находиться в вашем обществе.

Основные сегменты тела

Оценивая значение позы и движений, нужно обращать внимание на сегмент тела, подающий сигналы. Каждый отдел отвечает за определенную проблематику:

  • глаза — выражение страха, связанного с личными отношениями;
  • рот — сложности при коммуникации, страх отвержения;
  • шея — негативные эмоции, злоба, агрессия;
  • грудная клетка — подавление эмоциональных реакций, сдержанность, самоконтроль;
  • диафрагма — социальная тревожность, волевые усилия, чувство удовлетворенности;
  • зона желудка — ощущение опасности, внешней угрозы;
  • таз и паховая область — истинные чувства, интимная заинтересованность.

Оценивая реакцию отдельных сегментов тела, необходимо всегда сопоставлять движения в целом. Настороженность должны вызывать рассинхронность движений разных отделов: человек не может совладать со своим телом и оно выдает его обман.

Генерализованное тревожное расстройство

Врачи утверждают, что этому заболеванию подвержена треть населения планеты.

Поведение

Человек постоянно испытывает беспокойство и тревогу, страдает от неприятных ощущений в теле: дрожи, потливости, головокружения, дискомфорта в районе солнечного сплетения. Беспокойство обычно вызывают разнообразные страхи, связанные с будущим. Человек боится то летать на самолете, то садиться в лифт, то общаться, то заходить в незнакомые места. Бороться с пугающими мыслями человек не способен, поэтому он может постоянно выполнять какие-то ритуалы, чтобы избавиться от тревоги: плевать через левое плечо, проверять все замки в доме, мыт руки и так далее. Эти действия могут казаться бессмысленными, однако они помогают больному ненадолго облегчить состояние.

Речь

Постоянные рассказы о собственных страхах, возмущение и жалобы, в том числе на состояние здоровья, руководство страны или компании, где работают, обстановкой в государстве или дома, то есть, всем, с чем в жизни сталкиваются.

Зрительный контакт

Еще одна группа исследований была направлена на изучение глазного (зрительного) контакта пациентов с шизофренией со здоровыми людьми. Оказывается, что он отсутствует у больных с кататоническими синдромами практически в 50% случаев. Зачастую они разглядывают руки, пол, дверь, а при развитии депрессивного или депрессивно-бредового синдромов — окно. Если говорить проще, то пациент-шизофреник с кататоническими симптомами просто избегает глазного контакта, не хочет смотреть в глаза своему визави.

У больных с параноидным и галлюцинаторно-параноидным синдромами, а также синдромом Кандинского-Клерамбо, при котором человек считает, что его мыслями и движениями управляют, наблюдается следующая картина. Глазной контакт не просто есть — он непрерывен. Более того, пациент очень редко моргает и смотрит исподлобья. Периодический зрительный контакт при шизофрении почти не наблюдается.

Отвечая на вопросы, больные стараются смотреть на доктора, однако отворачиваются в тот момент, когда он задается. Здоровые же люди, напротив, смотрят на собеседника во время вопрошания, но начинают блуждать взглядом, когда отвечают.

При кататонических расстройствах контакта не наблюдается даже при интенсивном воздействии стимулами на шизофреника. Глаза пациентов словно застывают. Из всей группы испытуемых только у одного на подобные раздражители реагировали зрачки.

Примеры

Как применять психологию языка тела в повседневной жизни? Учить данные закономерности может показаться сложным. Рассмотрим пример реальной ситуации.

Сцена бракосочетания. Невеста смотрит на работников ЗАГСа, а жених направил свой взгляд на возлюбленную. Жених не улыбается, пока будущая жена его не видит. Как только невеста посмотрела на него, лицо жениха сразу же расплылось в улыбке. Это произошло после того, как она начала к нему поворачиваться? О чем говорит такая ситуация? Уголки губ мужчины направлены вниз, глаза часто хлопают. Знание языка жестов говорит нам, что молодой человек напряжен, но пытается сыграть веселого и беззаботного жениха. Он теребит руки, то есть пытается выстроить барьер. Можно предположить, что он только разыгрывает любовь к своей будущей жене.

Правильное пользование жестами, их органичное применение позволяют добиться большего успеха женщине у противоположного пола. Девушки, открыто смотрящие на собеседника, внимательно его слушающие, даже не обладая природной красотой, производят неизгладимое впечатление.

Эволюция жестов

Жесты появляются первыми, до слов — как эволюционно, так и в индивидуальном развитии. Остроумная, хотя и умозрительная, теория эволюции языка от обезьян до людей отталкивается от действий, существенных для жизни приматов, таких как швыряние и разрывание. Поразительная экспериментальная программа обнаружила в двигательной коре головного мозга обезьян единичные нейроны, активизирующиеся, когда обезьяна выполняет одно из этих действий или видит кого-то — пусть даже человека, — выполняющего то же действие. Это уже известные нам зеркальные нейроны. Они объединяют выполнение действия и наблюдение действия в отдельных — своих для каждого — нейронах. Они представляют собой мозговой базис для понимания действий. Некоторые учёные утверждают, что действия также являются основой языка, служащего для их выражения.

Значение жестов

В психике человека значение невербальных сигналов — жестов и мимики — заложено в сфере бессознательного. Люди могут не обращать внимания на свои и чужие попытки передавать информацию, но подсознательно распознают их. Для более точного чтения посылов необходимо изучать их значение в соответствии с культурной средой, к которой принадлежат собеседники.

Несмотря на распространенность значений большинства мимических реакций, в некоторых культурах общепринятые жесты могут иметь противоположное значение. Так, кивок головой обычно означает согласие, но в отдельных культурах — отрицание.

Язык тела изменяется в зависимости от пола говорящего, возраста, социального статуса и других личностных характеристик. Общение с помощью жестов ограничено: движениями можно передать только базовые эмоции, но невозможно показать тонкости отношения. Поэтому язык тела используется для дополнения, усиления эмоциональной окраски речи. Сознательное использование жестов, контроль мимики — результат волевого усилия, направленный, в основном, на стремление скрыть вранье.

Нельзя путать язык тела и жестовый язык. В отличие от бессознательных мышечных реакций, жестовый язык — полноценная языковая единица, используемая для нормальной коммуникации. Использование жестового языка позволяет людям с нарушениями слуха и речи общаться, успешно социализироваться.

Стоит ли рубить воздух руками

Эксперимент, проведенный группой ученых под руководством Вима Пау (Wim Pouw) из нидерландского университета Неймегена (Radboud Universiteit Nijmegen), теперь наглядно подтверждает тезис о том, что многие наши жесты не остаются незамеченными собеседниками, поскольку жестикуляция каким-то образом воздействует на звук, тембр голоса, что позволяет донести слушателю информацию о наших жестах. А его воображение вмиг дорисует недостающее звено.

Обстановка для такого эксперимента была создана относительно искусственно. Трое мужчин и три женщины издавали нейтральные звуки, двигая руками или поворачивая запястьем то в медленном, то в оживленном, а иногда и в быстром темпе.

Издаваемые ими звуки должны были произноситься как можно более постоянным тоном на едином вдохе. Затем волонтеры прослушали сделанные записи. В поставленную перед ними задачу входило, ориентируясь исключительно на прослушиваемые звуки, двигать рукой или вертеть запястьем в том же ритме.

Как сообщается по результатам исследования, опубликованного на страницах журнала PNAS, почти все испытуемые в этом преуспели. По-видимому, даже довольно незначительные колебания звука голоса предоставляют слушателю достаточно веских доказательств, чтобы мысленно восстановить «язык тела» своего невидимого собеседника.

В процессе эволюционного развития человечества, видимо, произошло так, что даже если собеседник и не видит каких-то движений, независимо от нашего пола, то мы все равно можем считать скорость и интенсивность движений, которые отражают эмоциональное состояние другого человека.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо

Куратор: Наталия Красовская

Заключение

Один пациент может обеспечить ученых и медиков огромным количеством материала для исследования, так как бредовые идеи, галлюцинации и прочие симптомы, хоть и имеют закономерности, но в большинстве случаев индивидуальные.

Болезнь находится в процессе изучения, при этом сложно сказать, на каком этапе находятся исследователи. Вероятнее всего, по мере появления новых научных открытий, связанных с работой головного мозга, человечество будет все больше узнавать о шизофренических расстройствах.

Пока они являются хроническими, то есть неизлечимыми. Однако в будущем, возможно, удастся избавить человека от этого тяжелого недуга навсегда. Чтобы впоследствии воспользоваться этими открытиями, нельзя запускать болезнь, так как зачастую утраченные психические функции уже не восстанавливаются. При соблюдении всех рекомендаций психиатра пациент гипотетически может жить долго и комфортно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector