Японская система воспитания детей: плюсы и минусы

Содержание:

Единство матери и дитя

Пот, боль, слезы… И вот на свет появляется «дитя Солнца». Первый крик. Врач аккуратно обрезает пуповину. Ее маленький кусочек позже высушат и положат в коробочку с золоченными буквами – имя матери и дата рождения ребенка. Пупочный канатик как символ отныне незримой, но прочной и нерушимой связи мамы и ее чада.

Мам в Японии называют «амаэ». Сложно перевести и понять глубинный смысл этого слова. Но производный от него глагол «амаэру» означает «баловать», «покровительствовать».

Испокон веков воспитание детей в японской семье – обязанность женщины. Конечно, в XXI веке нравы сильно отличаются. Если раньше представительницы слабого пола занимались исключительно домашним хозяйством, то современные японки учатся, работают, путешествуют.

Тем не менее, если женщина решается на материнство, она должна полностью посвятить себя этому. Не приветствуется выходить на работу, пока ребенку не исполнится 3 года, оставлять малыша на попечении бабушки и дедушки. Главная обязанность женщины – быть матерью, а перекладывать свои обязательства на других в Японии не принято.

Более того, до года мать и дитя – практически единое целое. Куда бы не направлялась японка, чем бы не занималась, малютка всегда рядом – у груди или за спиной. Бэби-слинги появились в Японии задолго до распространения на Западе, а креативные японские дизайнеры всячески усовершенствуют их, разрабатывая специальную верхнюю одежду с «кармашками» для детей.

«Амаэ» – тень своего чада. Постоянный физический и духовный контакт создают незыблемый материнский авторитет. Для японца нет ничего хуже, чем огорчить и обидеть свою мать.

Японская методика: «Всему свое время»

Наверное, многие не раз слышали о том, что у японских детей существует период вседозволенности. Это то время, когда родители и иные взрослые спускают с рук шалости детей, даже если они выходят за границы приличия. Этот период длится с 1 года до 5 лет. Подрастающий ребенок получает все, что захочет.

Взрослые могут только предупреждать малыша, но не одергивать. Все существенно меняется после 5 лет. С этого момента японский ребенок должен беспрекословно повиноваться своим родителям. К 15 годам у него существует четкая линия поведения в социальной жизни.
Женщины занимаются воспитанием своего ребенка до з-х лет, затем определяет его в детский сад. В Японии имеются ясли, но чтобы рано отдать малыша в них, мать должна иметь веские причины. Если дама намерена выйти на работу до исполнения ребенку 3-х лет, не испытывая в этом острой нужды, то это порицается окружающими. Ее действие расценивается, как эгоистическое.

Детский сад

Детей отправляют в детский сад приблизительно с 3 лет. Однако в исключительных случаях, например, когда оба родителя работают полный рабочий день, трехмесячного ребенка могут отправить в ясли – хойкуэн. Они открыты с 8 до 18 часов.

Другой вид садов, как частных, так государственных, именуется етиэн. Здесь ребята находятся первую половину дня – с утра до послеобеденного времени.

Самой большой мечтой для японских родителей считаются элитные детсады. Они поддерживаются определенным университетом, поэтому, поступив сюда, ребенок после окончания пойдет в школу при университете, а затем автоматически поступит в университет.

Попасть в элитный детсад очень трудно: идет жесткий отбор, а обучение стоит баснословных денег. Сколько детей будет в группе, зависит от конкретного садика, но обычно они не превышают восьми человек. Воспитатель здесь скорее не педагог, а координатор: он помогает детишкам самоорганизоваться, направить игру в нужное русло.

Что любопытно, наставники и состав самих групп периодически меняются, чтобы каждый ребенок привыкал к постоянно меняющимся условиям и находил общий язык со всеми. Если возникают конфликты, то обычно воспитанники учатся решать их сами, а потом наставник анализирует их и подсказывает, как правильно себя вести. Любой спор должен заканчиваться компромиссным решением, которое не обидит никого.

Главное правило – избегание соперничества. Чтобы сплотить коллектив, детям предлагаются соответствующие занятия: хоровое пение, где нет солиста, командные спортивные игры, в которых победа делится на всю команду.

Также малыши занимаются творчеством, развивающим мелкую моторику рук: оригами, живопись, плетение, аппликация. В будущем это поможет правильно выводить иероглифы.

Назначение дошкольных учреждений – не просто образование, а воспитание и всестороннее развитие будущих граждан. Оно зарождает в юных умах понимание общей ответственности и командного сознания.

Дети Японии

Япония – страна, которая никогда не перестает удивлять. Так, в японском общественном транспорте вполне нормально увидеть малыша лет пяти-шести, который самостоятельно добирается в школу.

Они носят гольфы, начищенные лакированные туфли, клетчатые джемперы, широкополые шляпы, застегнутые под подбородком, и проездные на поезд, приколотые к рюкзакам. Детям всего шесть или семь лет, они едут в школу и обратно, но опекуна поблизости нет.

Родители в Японии регулярно отправляют своих детей в «большой мир» в очень раннем возрасте. Популярное телевизионное шоу под названием Hajimete no Otsukai, или «Моё первое поручение», показывает детей в возрасте двух или трех лет, отправленных выполнять задание для своей семьи

Пока они осторожно пробираются к зеленщику или пекарне, их продвижение тайно снимается съемочной группой. Шоу работает уже более 25 лет

«Мое первое поручение»

Ребенок – равный

К 15 годам ребенок считается практически сформировавшейся личностью. Дальше следует недолгий этап бунтарства и самоидентификации, которые, впрочем, редко подрывают основы, заложенные в предыдущие два периода.

Икудзи – парадоксальная и даже странная система воспитания. По крайней мере, в нашем, европейском, понимании. Однако она проверена веками и помогает выращивать дисциплинированных законопослушных граждан своей страны.

Как японские дети учатся умножать? Обратите внимание на начертание линий + считайте пересечения = результат

Считаете ли вы ее приемлемой в отечественной действительности? Применяете ли вы какие-либо принципы икудзи в воспитании собственных детей?

По материалам lifehacker.ru

Кимоно для праздника Хина Мацури

Этот наряд в традиционном японском стиле предназначен для совсем маленьких модниц Страны Восходящего Солнца: в такие кимоно нежно-розового оттенка из шелка предлагается одевать годовалых девочек.

Подобного рода одежда покупается, как минимум, раз в году, перед праздником Хина Мацури. Это фестиваль кукол, он отмечается ежегодно в третий день третьего месяца. Смысл праздника, уходящего корнями еще в эпоху Хейан — 8-12 вв. — в том, чтобы выразить свое почтение всем девочкам, живущим в доме.

global.rakuten.com

Комплект праздничной одежды для девочек состоит из сочетающихся между собой кимоно, длинной юбки и украшения на голову, которое крепится на резинке.

Знатные семейства в этот день приглашали специальных заклинателей змей: они совершали сложный ритуал, после которого считалось, что все беды и ненастья перейдут на бумажных кукол, которые изготавливались специально для этой цели.

Эти куклы — нагаси-бина — выставлялись на специальной этажерке, расположенной в центральной комнате дома. Затем кукол символически пускали по реке. Сегодня они выглядят как настоящее произведение искусства.

Способности малышей к восприятию безграничны

Для малышей вся информация одинаково нова и интересна. И при грамотном подходе они, как губка, способны впитать и усвоить поразительно много.

Малыши, в отличие от взрослых, воспринимают любую информацию образами. Это тот самый навык, который необходим для творческого мышления и который, к сожалению, с возрастом утрачивается. Малышу легче понять и запомнить слово «птица», чем слово «девять». И все, что требует от взрослого умственного напряжения и внимания, ребенок осваивает играючи и без проблем. Малышу может быть гораздо интереснее играть с обыкновенной деревянной корягой, придумывая ей разные применения и образы, и фантазируя с ее использованием снова и снова, чем с плюшевым Микки Маусом.

Автор приводит пример японских ребятишек трех и пяти лет, которые свободно владели пятью языками. Вначале их отец подвергался жесткой критике за то, что он «перегружает» детский мозг огромным объемом непосильной для них информации. Но вскоре стало ясно, что дети с легкостью осваивали языки в процессе игры. При этом отец обучал малышей всем языкам одновременно, и ни у кого из ребят это не вызывало путаницы.

Позже многие ученые проявили интерес к этому случаю и заинтересовались методологией обучения «агрессивного» отца. Но факт говорит сам за себя: для детского мозга нет категории «сложно» или «просто». Для малышей вся информация одинаково нова и интересна. И при грамотном подходе они, как губка, способны впитать и усвоить поразительно много.

Семейные традиции

Если говорить о том, сколько детей в типичной японской семье, то средняя цифра – 2: среднестатистическая ячейка общества состоит из мамы, папы и двоих детей. С давних времен у каждого члена семьи имеется свое название:

  • сюдзин – хозяин;
  • канай – хозяйка, дословный перевод – «внутри жилища».

Отношения между мужем и женой остаются традиционными: муж зарабатывает деньги, много времени проводит на работе, жена – хранит семейный очаг. И хотя современные женщины обычно работают, домашние хлопоты, а особенно – воспитание подрастающего поколения все равно на них.

Между детьми тоже существует некая субординация по полу и возрасту. Говоря «брат» или «сестра», японцы всегда уточняют, старший или младший. Главный ребенок, к которому все прислушиваются – первый сын в семье, потому что он, согласно традициям, считался наследником имущества всего семейства.

Тесная связь прослеживается между бабушками и дедушками. В последнее время женщина не задерживается в декретном отпуске, пока ребенку не исполнится 3 года. Поэтому роль нянек выполняет старшее поколение, которое души не чает во внуках.

Путешествие в Японию: общие сведения

Отмечаемый в марте японский праздник цветения персиков cовпадает с 8 марта в детском саду и станет подходящим поводом для знакомства дошкольников с традициями Страны восходящего солнца. ПУТЕШЕСТВИЕ В ЯПОНИЮ — познавательный праздник, на котором дети узнают много интересного о стране, сделают поделки, станут участниками теневого театра, выучат японские стихи, разгадают загадки, познакомятся с национальными сказками и музыкой. И самое интересное — будут посвящены в таинства чайной церемонии.

Информация для педагогов

Хинамацури (праздник кукол, праздник цветения персиков) – японский праздник, отмечаемый 3 марта. В XVIII веке этот праздник стал национальным, тогда же возник обычай устраивать в домах, где есть девочки, выставки богато одетых кукол, изображавших жизнь и обычаи императорского дворца. Этот обычай сохраняется до сих пор.

К 3 марта украшают и комнату, где располагается выставка кукол: к потолку подвешивают шары из искусственных цветов вишни и мандаринового дерева. В этот день девочки в нарядных кимоно, как настоящие дамы, ходят друг к другу в гости, дарят и получают подарки, угощаются специальными сладостями и любуются куклами. Так, в игровой, в непринужденной форме им прививаются правила хорошего тона. Девочкам рассказывают про черты характера, которыми должна обладать настоящая женщина.

Таким образом, в Хинамацури идеально сочетаются чудесная игра, поэтическое восприятие мира и традиционное японское воспитание.

Цветы персика (момо), давшие название празднику, в Японии также символизируют женскую нежность, доброту и мягкость.

Оформление праздника в детском саду

К празднику, который можно совместить с 8 марта в детском саду, группы детского сада украшаются бумажными шарами, цветами и бабочками. Для родителей и детей готовятся папки-передвижки ПУТЕШЕСТВИЕ В ЯПОНИЮ, где дается информация о стране, её нравах, обычаях, праздниках. До праздника, до 8 марта в детском саду, можно показать видеофильм «Волшебный мир цветов Японии», оформить выставку из поделок – оригами, сделать несколько поделок: веер, бабочки, мордочки животных, которые дети вручат на 8 марта в детском саду мамам.

Праздник ПУТЕШЕСТВИЕ В ЯПОНИЮ. Содержание

Праздник «Путешествие в Японию», приуроченный к 8 марта в детском саду, можно разделить на несколько блоков:

  1. Знакомство с Японией. Педагог показывает месторасположение страны на глобусе. Рассказывает о традициях, нравах и обычаях народа, показывает иллюстрации. Сценарий путешествия – день первый. Раскраска «Япония». Изготовление композиции «Сакура» из пластилина.
  2. Рассказ о «кошачьем кафе». Что такое оригами. Журавлик. Изготовление поделки Китти.
  3. Загадки, стихи о Японии. Чтение сказки о лягушке. Изготовление поделки Лягушка.
  4. Рассказ о японских играх. Теневой театр. Сказка. Поделка — Змей.
  5. Прощание. Чтение сказки про черепаху. Изготовление поделки Черепаха. Закрытие праздника. Чайная церемония.

Ребенок – бог

До 5 лет, согласно принципам икудзи, ребенок – это небожитель. Ему ничего не запрещают, на него не кричат, его не наказывают. Для него не существует слов «нельзя», «плохо», «опасно». Малыш свободен в своей познавательной деятельности.

С точки зрения европейских и американских родителей – это баловство, потакание капризам, полное отсутствие контроля. На самом деле, родительская власть в Японии гораздо сильнее, чем на Западе. А все потому, что в ее основе лежат:

  • личный пример;
  • и обращение к чувствам.

В 1994 году было проведено исследование разницы в подходах к обучению и воспитанию в Японии и Америке. Ученый Азума Хироши просил представительниц обеих культур собирать вместе со своим ребенком конструктор-пирамидку. В результате наблюдения, было выявлено, что японки сначала показывали, как выстроить конструкцию, а затем позволяли ребенку повторить это. Если он ошибался, женщина начинала все заново.

Американки шли другим путем. Прежде чем, начать стоить они подробно объясняли малышу алгоритм действий, и только потом, вместе с ним (!), строили.

Замеченную разницу в педагогических методиках Азума назвал «вразумляющий» тип родительствования. Японцы «вразумляют» своих детей не словами, а поступками.

При этом ребенка с самого раннего возраста учат быть внимательным к чувствам – своим, окружающих и даже предметов. Маленького проказника не отгоняют от горячей чашки, но если он обжегся, «амаэ» просит у него прощения. Не забыв упомянуть, какую боль причинил ей опрометчивый поступок ребенка.

Другой пример: разбаловавшийся малыш ломает любимую машинку. Что сделает американка или европейка в этом случае? Скорее всего, отберет игрушку и прочитает нотацию о том, как много она трудилась, чтобы купить ее. Японка не предпримет ничего. Лишь скажет: «Ты делаешь ей больно».

Таким образом, до 5 лет детям в Японии формально можно все. Тем самым, в их сознании формируется образ Я-«хороший» – воспитанный и любящий родителей.

Негативная сторона воспитания

Главная задача педагогики страны восходящего солнца – воспитание человека, который умеет плодотворно трудиться в коллективе. Выжить в одиночку невозможно, поэтому чувство коллективизма обоснованно. В современном обществе все больше ценится индивидуальность, но если кто-то из детей высказывает противоречивую общему мнению точку зрения, он становится объектом насмешек, порицания, физического воздействия.

Подобное явление («идзимэ») – не редкость для японских школ. Нестандартного ученика сверстники не оставляют в покое, избивают, травят. Видя обратную сторону признанной методики воспитания, японцы все чаще говорят о необходимости выделять одаренных детей, не равнять всех под один стандарт. Однако в настоящий момент проблему никто не решает.

ИНТЕРЕСНО: воспитание детей в разных странах мира: особенности

Безопасность в Токио

Мачеха Кайто говорит, что она не позволила бы 9-летнему ребенку одному ездить на метро в Лондоне или Нью-Йорке, только в Токио.Чем объясняется такая необычная степень независимости? По словам Дуэйна Диксона, культурного антрополога, написавшего докторскую диссертацию о японской молодежи, это была не самодостаточность, а “групповая опора”. « дети рано узнают, что в идеале любой член общины может быть призван служить или помогать другим», — говорит он.

Это предположение подкрепляется в школе, где дети по очереди убирают в школе и подают обед вместо того, чтобы полагаться на персонал для выполнения таких обязанностей. Это «объединяет учеников, делает их ответственными и меняет приоритеты, а также учит всех, например, что нужно чистить толчок», — говорит Диксон.

Принятие ответственности за общие пространства означает, что дети берегут свою собственность и понимают конкретные последствия беспорядка, поскольку им придется убирать его самим. Эта этика распространяется на общественное пространство в более широком смысле (одна из причин, почему японские улицы обычно так чисты). Ребенок на публике знает, что он может положиться на группу, которая поможет в чрезвычайной ситуации. Каждый малыш знает, что в случае чего, он всегда может обратиться с просьбой к любому взрослому и тот ему обязательно поможет.

Особенности воспитания для маленьких детей в Японии

Существует несколько этапов в развитии. Первый начинается с рождения и заканчивается в 5 лет. В этот период ребенку можно все. С пяти до 15 лет маленький японец попадает в систему дисциплинарного поведения, особых правил и ограничений, которые дают четкие указания как поступать в той или иной нестандартной ситуации. Если ребенок проявляет собственную инициативу или поступает не так, как все, его могут уличить в потере своего лица. Главное для японцев — быть хороши членом организованной группы, японцы очень боятся одиночества. Именно поэтому самым тяжелым наказанием является отлучение ребенка от дома или в дальнейшем от какой-то группы. В Японии проповедуется принцип коллективизма, главным правилом которого является – «найди свою группу, и ты найдешь свое место в жизни».

Одиночество — это своеобразная катастрофа, которая в полной мере рушит всю жизнь маленького японца. При этом в Японии никогда не читают нотаций, там нет телесных наказаний. Родители должны создать все условия, в которых ребенок сможет полностью реализовать творческий потенциал, воспитать характер, развить различные навыки и умения. Основной задачей является воспитание человека, который может успешно и плодотворно функционировать в коллективе. Но именно это и является основным перекосом в воспитании. Иногда это приводит к полному отсутствию самостоятельного мышления, а нестандартное поведение принимается как объект насмешек или даже ненависти.

Вкусовые предпочтения прививайте в детстве

Принято считать, что малыши не могут воспринимать «взрослую» информацию. Но эксперимент, проведенный компанией «Sony», развеял этот миф. Полугодовалым малышам ставили слушать различные мелодии и фиксировали их реакцию. 

Результат показал, что самой захватывающей музыкой для шестимесячных детишек оказалась 5-я симфония Баха, на втором месте были популярные поп-композиции. И в самую последнюю очередь малыши интересовались и реагировали на детские песенки, которые мы – взрослые – так упорно продолжаем навязывать своим детям. Способность грудных детей воспринимать классические музыкальные произведения поистине удивительна. Ведь далеко не каждый взрослый может воспринимать такие сложные музыкальные формы.

Важно помнить, что получая новую информацию, ребенок оценивает ее непредвзято. И в отличие от взрослых, которые готовы восхищаться замысловатыми произведениями искусства лишь от того, что полотно стоит миллионы долларов и автор слишком знаменит, дети оценивают полотна на чувственном уровне

И всегда отличают подделку от истинной красоты.

Поэтому стоит задуматься, как лучше удовлетворить стремление ребенка к познанию – мультяшными персонажами или полотнами Леонардо да Винчи?

Большой секрет: свободное время

Японцы проводят свое свободное время с детьми. Они не рассматривают воспитание как какое-то отдельное занятие

Нет, для них важно установить крепкий контакт

Так, для матери очень нетипично отдавать ребенка в детский сад до 3 лет. Наоборот, женщины берут детей с собой буквально везде. Такой физический контакт создает очень глубокие связи. Непосредственная близость к коже матери сближает также и их души

Кроме того, для матери в Стране восходящего солнца очень важно разговаривать со своим ребенком

Аналогично построены отношения с отцами, бабушками и дедушками. В Японии семьи, как правило, регулярно собираются за обедом или ужином, общаются и рассказывают друг другу истории

Семейные истории за столом часто повторяются, и таким образом ребенку прививается чувство самобытности и принадлежности, как и важность вербального общения

Вот почему дети в Японии так редко устраивают сцены. Они растут в окружении, где вероятность потрясений сведена до минимума. А еще у них нет недостатка в любви. Они видят, что в мире существует определенный порядок, и что у каждого человека есть свое место. Это дарит им спокойствие, делает внимательными и помогает понять, что в эмоциональных вспышках нет никакой необходимости.

Система воспитания в Японии.

Воспитание личности в раннем детстве чрезвычайно мягкое, детям обычно ничего не запрещают и самое строгое наказание – это услышанное неодобрение или предостережение матери, если то, что он делает опасно или маме больно. Основы воспитания в японском обществе – предельная вежливость к окружающим людям и в общественных местах. И дома, и в саду очень много времени уделяется усвоению манер, ритуалов, вежливых выражений, которыми богата речь японцев. Еще японские родители могут пригрозить ребенку, что поменяются с соседями, у которых замечательные дети. Эти традиции воспитания помогают воспитывать послушание с раннего детства. В Японии принято обращаться по-царски с ребенком до 5-6 лет. Дальнейшее воспитание становится более строгим, к ребенку предъявляются высокие требования на занятиях и в детском саду и в школе. А общение с ребенком, достигшим 15 лет будет уже как с равным.

Раннее развитие

В Японском обществе особое внимание уделяется воспитанию маленьких детей, поскольку японцы считают, что именно раннее развитие способно создать фундамент для правильного формирования личности. Подобная идея описана в книге М

Ибука «После трёх уже поздно». В этом возрасте, а именно до 3 лет, происходит формирование основ личности. Обучение проходит быстрее и основной задачей родителя становится создание необходимых условий для реализации потенциала ребенка. В период раннего воспитания главенствуют следующие принципы:

  • Стимуляция познания через развитие интереса.
  • Воспитание характера.
  • Развитие творческих способностей и других навыков.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Методика раннего развития

Очень большое внимание в этой стране уделяется в последние десятилетия раннему развитию и воспитанию детей. Такая тенденция наметилась больше полувека назад, и виной тому — книга «После трёх уже поздно» Масару Ибуки, педагога-теоретика и основателя фирмы Sony

Главная мысль книги в том, что основы человеческой личности закладываются именно в возрасте до трёх лет, когда очень высока детская восприимчивость и обучаемость. Цель воспитания по методике Ибуки:

  • создать в период до трёх лет все условия, в которых ребёнок может полностью реализоваться;
  • стимулировать познание посредством возбуждения естественного интереса малыша к новому;
  • заложить у ребёнка основы характера и сильной личности;
  • способствовать раскрытию в детях творческого потенциала.

Философия «икудзи»

Главный воспитательный принцип в Японии носит название «икудзи». Он разделяет жизнь ребенка на несколько периодов, во время которых отношение к нему со стороны родителей и окружающих очень разное. Итак, ребенок:

До 5 лет – бог

С рождения к малышу относятся как к богу, всесторонне окружая заботой, любовью, потакая во всех капризах. Если он расшалился, вряд ли его сильно накажут или отругают.

Даже новорожденные редко плачут, потому что мама заранее знает, чего хочет ребенок, и спешит его успокоить. Такой подход на первый взгляд кажется вседозволенностью, но в понимании японцев они не балуют малышей, а дают им понять, что они хорошие и любимые несмотря ни на что.

С 6 до 15 лет – раб

С шестилетнего возраста дети идут в школу, где их учат жить по строгим правилам и становиться частью коллектива. Безграничная родительская любовь не уходит, просто проявляется по-другому.

В стенах школы и дома ему прививаются понятия, что такое хорошо и плохо, объясняется, как нужно вести себя в обществе в разных ситуациях. При этом в приоритете стоят нужды команды, а личные интересы становятся второстепенными. Так школьнику предоставляется возможность занять место в коллективе, стать «командным игроком» – а это, как известно, общепринятая модель общественных отношений в Японии.

Подросток уже становится полноценным членом коллектива, его мировоззрение уже сложилось, а перевоспитать будет сложно. С 15-летними уже обращаются как со взрослыми, дают возможность самостоятельно принимать решения, выбирать профессию, а значит – дальнейшую судьбу.

Философия «икудзи» может показаться парадоксальной: малыш, которому первые пять лет жизни разрешали все, вырастает ответственным, воспитанным членом общества, работающим во благо группы и страны в целом, без тени эгоизма. Но такая система отлично работает в Стране восходящего солнца благодаря сложившемуся там общественному строю.

Нерушимая связь матери с ребёнком

Когда в семье рождается ребёнок, то всё внимание первое время приковано только к нему. С этим сейчас не поспорит никто

Но в Японии это «первое» время длится до 5 лет.

Как и во многих странах, мама уходит в отпуск по уходу за ребёнком. В России в этот период женщины активно занимаются не только младенцем, но и собой. Могут работать, встречаться с друзьями, оставлять малыша с няней или бабушкой/дедушкой.

В Японии же за подобный образ жизни женщину сочтут эгоисткой. Несмотря на то что в Японии есть ясли для детей от 3-х месяцев, не принято отрывать ребёнка так рано от матери.

Женщина с ребёнком на спине. Из серии «Виды прославленных мест. Портреты двенадцати красавиц»

В Японии мама и ребёнок – это единое целое. В этот период создаётся нерушимая связь, которая закладывает доверие, уважение и любовь между ними.

Все начинается с семьи

Основы воспитания закладываются в семье. Традиции воспитания в Японии таковы, что отдавать детей в детский сад в раннем возрасте не принято. Конечно, есть ясли, которые принимают детей с года, но родители должны обосновать невозможность воспитывать ребенка до 3 лет дома

Обычно японские матери работают несколько часов в день, а отец полностью поглощен жизнью своей фирмы и уделяет ребенку внимание только на выходных

Среди детских садов Японии выделяются элитные сады при престижных университетах, и попасть туда считается величайшим счастьем. Родители готовы платить огромные деньги за поступление, а дети проходят сложнейшее тестирование. Дальнейший путь таких детей уже предопределен, поступление в университет гарантировано. Но таких садов немного.

Обычные детские сады также предлагают занятия, но основная их задача – научить ребенка быть частью коллектива.

Воспитание личности в Японии – это в первую очередь воспитание коллективистов. Здесь много времени уделяется хоровому пению, прикладному творчеству, спортивным играм и играм в группах. Интересные традиции воспитания, непривычные нам – полное отсутствие сравнений и соревнований между детьми. Здесь не выделяют наиболее способных детей и не поощряют лидеров. Основные задачи, которые решает воспитание личности — научиться работать в группе, жить интересами коллектива.

Основы воспитания выносливости – ежемесячные походы всем детским садом в интересные места на целый день.

Еще интересная особенность японских детских садов и школ – это ежегодная смена воспитателя и учителя и изменение состава классов и групп.

Зачем? Считается, что это позволяет детям лучше научиться находить общий язык со сверстниками и взрослыми. А также помогает детям, у которых не сложились отношения с воспитателями, не чувствовать себя непринятыми.
Самым суровым наказанием для маленького японца является противопоставление го группе. «Если ты будешь делать так, с тобой не будут дружить» – это самое страшное для ребенка, которого всю жизнь учили подчиняться коллективу. Так воспитываются дети, которые, став взрослыми, будут готовы самоотверженно работать на благо корпораций.

Попадание в «рабство»

Не надо думать, что подросшие дети отправляются на плантации и заводы.

На самом деле в их жизни наступает период познания правил существования в обществе.

Очень важно понять, что в Японии никогда не относились к отдельной личности так, как это принято в Европе. Человек здесь – лишь часть общего механизма

Для его бесперебойной работы необходимо, чтобы каждая деталь функционировала правильно. Именно на это и направлено дальнейшее воспитание ребенка.

Последующие десять лет он будет постоянно пребывать в группе. Даже при выполнении каких-либо работ в школе, дети нацелены не только на собственный успех. Они также следят за тем, чтобы со всем справлялись и их товарищи. Это совершенно противоречит европейскому подходу.

При этом и меры воздействия на ребенка у японцев специфические. Ученика пугает плохая оценка. Но происходит это потому, что таким образом он подводит всю группу, класс. Вообще, отлучение от общества – это самая страшная кара для японца, будь он маленьким или взрослым. И точно так же страшным наказанием является недовольство матери. Если ребенок поступил плохо, то он оставил пятно не только на своей репутации, но подвел и всю семью.

Особенности воспитания в младшем возрасте

В японских семьях есть традиция разделения детей по гендерному признаку, то есть подход к воспитанию девочек и мальчиков разный. Также с самого раннего возраста закладывается уважение к старшим по возрасту в семье.

Сын является надежной опорой семьи, именно поэтому мальчикам запрещено участвовать в хозяйственных делах и помогать на кухне.

Мама остается в декретном отпуске с ребенком до трех лет, и все это время она старается сделать так, чтобы дети как можно меньше огорчались и плакали. На детей запрещено кричать и ругать их. Нужно просто все объяснять, если ребенок сделал что-то не так.

Дети и родители

Главный человек в жизни маленького ребенка – мать. По-японски ее называют «амаэ», что значит «опекать», «баловать», «сердечно связаться». Оно выражается в чувстве взаимной привязанности, иногда даже – зависимости.

Японские мамы ходят с новорожденными повсюду, привязывая их к телу с помощью специальных бандажей, переносок. Но даже когда карапуз начинает самостоятельно ходить, мама не отходит от него ни на шаг, старается всегда развлечь, придумывает развивающие игры, показывает все на своем примере.

Ребенок, в свою очередь, копирует поведение членов семьи, поэтому все взрослые и старшие дети стараются быть образцом для подражания.

Роль «амаэ» может играть не только мать. В Японии очень сильные связи между близкими родственниками, поэтому ребенок привязывается к отцу, братьям, сестрам, а также бабушкам и дедушкам.

Мальчики и девочки

Рождение ребенка является главным событием в жизни семьи. И хотя гендерные предрассудки в прошлом, появление мальчика становится праздником вдвойне, ведь он – продолжатель рода.

Мальчики и девочки учатся вместе, но семейное воспитание зависит от пола. К мальчикам относятся строже, от них ждут твердости, умения противостоять сложностям и решать задачи. Их отдают в секции боевых искусств, спорта, программирования, математики.

При воспитании девочек с малых лет большое внимание уделяют обучению домашнему хозяйству. Их учат готовить, стирать, убирать, гладить, создавать уют в доме

Что касается дополнительных занятий, им делают поблажки и предпочитают выбирать для них кружки живописи, музыки, танцев.

Детские сады в Японии

Замечание 1

До трехлетнего возраста главенствующая роль в воспитании ребенка отводится матери. Обществом не приветствуется ясельное воспитание, хотя такие учреждения и присутствуют в Японии, но мать, решившая отдать ребенка на воспитание посторонних, порицается обществом, а ее поведение считается эгоистичным.

Несмотря на подобное отношение в Японии распространены детские сады государственного или частного формата.

Определение 1

Хойкуэн – государственные ясли. Дети в такие учреждения принимаются с раннего возраста от 3 месяцев. Находиться в саду, ребенок может с 8 утра до 6 вечера, а также по субботам в течение первой половины дня. Родители должны иметь действительно веские причины, что бы их ребенок был принят в такой детский сад, к примеру, может понадобиться предоставить документ о том, что родители работают более 4 часов в день. Оплата напрямую зависит от достатка семьи.

Определение 2

Етиэн – государственные и частные детские сады. В таких учреждениях ребенок может находиться не более 7 часов в день, как правило, это с 9 утра до 2 дня.

Существуют и элитные детские сады при престижных университетах, но попасть туда крайне не просто. Однако, если родителям посчастливилось устроить ребенка в такое заведение, то его дальнейшая судьба будет предопределена. После обучения в детском саду ребенок получит образование в университетской школе, а после сможет без экзаменов поступить в данный университет и получить в дальнейшем престижную, хорошо оплачиваемую работу. Ввиду таких привилегий зачисление в подобный детский сад проводится на основе сложного тестирования, обучение также платное и не каждая семья способна себе его позволить.

Особенности японской системы воспитания детей

Японцы считаю коллективное мышление — правильным. Воспитывают детей так, чтобы сын и дочь умели гармонично работать в коллективе. Иногда в школе подросток пытается показать свои индивидуальные способности и становится объектом для насмешек и издевательств.

В современном мире, японцы начинают понимать важность творческого начала личности, ее индивидуальные таланты, однако проблема имеет место быть до сих пор. Даже во время воспитания малыша, мама не ругает его, так как боится отчуждения и одиночества

Организация воспитания Японии очень необыкновенный, направленный на развитие коллективизации, самостоятельности, упорства. Уважение старших, почитание традиций, внимательное отношение к родителям — одни из главных особенностей японского воспитания.

Наши современные родители стараются взять лучшее из разных систем образования. Японское отношение к воспитанию может показаться жестким, однако, только родителям выбирать способы и методы воздействия на свое чадо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector