Виктор гюго

Столоверчение и зубная паста

Если бы Гюго стал профессиональным художником, утверждал Эжен Делакруа, он бы затмил всех живописцев современности. Так или иначе, на сегодняшних аукционах цены на его работы превышают €500 тыс. — планка, которая остается доступной только для избранных художников.

Виктор Гюго

— Гюго был романтиком и в литературе, и в живописи. Он изображал бушующее море, кораблекрушения, сумрачные пейзажи и руины, загадочных чудовищ, — рассказал «Известиям» директор Музея Виктора Гюго Жерар Одине. — С одной стороны, эти работы напоминают творения его знаменитых предшественников: Джованни Баттисты Пиранези, Юбера Робера, Франсиско Гойи или Уильяма Тернера. С другой, в них уже видны контуры будущих течений ХХ столетия: экспрессионизма, сюрреализма, абстракционизма.

Гюго увлекся рисованием почти в 30-летнем возрасте, и это было не хобби, а настоящее призвание, подчеркнул Жерар Одине. Великий писатель начал с зарисовок в своем дневнике во время путешествий по Cтарому континенту и, в частности, по Рейну. Его обычно сопровождала актриса Жюльетта Друэ, которая на протяжении полувека оставалась главным коллекционером его работ.

Талантливый самоучка, Гюго рисовал преимущественно тушью и карандашом, импровизировал, шел на смелые эксперименты, в которых использовал уголь, сигарный пепел, сажу из камина, коллажи, зубную пасту и даже ежевичный сок. Порой фиксировал фантасмагорические видения, не глядя на бумагу, или левой рукой, нарочито оставлял на рисунке отпечатки ладоней. Его притягивало всё необъяснимое и сверхъестественное. Он увлекался спиритизмом, занимался столоверчением, вызывал духи покойных классиков и трагически погибшей дочери Леопольдины.

Один из критиков шутя назвал работы Гюго кофейными, потому что тот использовал кофейную жидкость для тонирования бумаги и придания рисунку большей выразительности. Свои работы он показывал главным образом близким, но иногда отдавал их тиражировать знакомому граверу.

Гюго много рисовал и в ссылке, которая продолжалась почти два десятилетия на англо-нормандских островах Джерси и Гернси. Постепенно изображения становились всё более размытыми и приобретали характер того, что сегодня называют фигуративной абстракцией. Некоторые его рисунки кажутся неразрешимыми ребусами.

3_Hugo_Victor_victor_hugo_2015

Фото: мемориальный музей Виктора Гюго в Париже

1-10_Hugo_Victor_Le_Mythen_

Фото: мемориальный музей Виктора Гюго в Париже

4_Hugo_Victor_Paysage aux trois arbres

Фото: мемориальный музей Виктора Гюго в Париже

1-1_Hugo_Victor_Tours_et_Fleches_dune_cathedrale_gothique

Фото: мемориальный музей Виктора Гюго в Париже

8_Hugo_Victor_Souvenir_dEspagne__

Фото: мемориальный музей Виктора Гюго в Париже

6_Hugo_Victor_Champignon_

Фото: мемориальный музей Виктора Гюго в Париже

9_Hugo_Victor_Vue_de_Paris_

Фото: мемориальный музей Виктора Гюго в Париже

Публицистика и эссе Виктора Гюго:

Этюд о Мирабо (Étude sur Mirabeau, 1834)

Литературные и философские опыты (Littérature et philosophie mêlées, 1834)

Рейн. Письма к другу (Le Rhin, 1842)

Наполеон Малый (Napoléon le Petit, 1852)

Письма Луи Бонапарту (Lettres à Louis Bonaparte, 1855)

Вильям Шекспир (William Shakespeare, 1864)

Париж (Paris-Guide, 1867)

Голос с Гернси (La voix de Guernsey, 1867)

До изгнания (Avant l’exil, 1875)

Во время изгнания (Pendant l’exil, 1875)

После изгнания (Depuis l’exil, 1876, 1889)

История одного преступления (Histoire d’un crime, 1877—1878)

Фанатики и религия (Religions et religion, 1880)

Мой сын (Mes Fils, 1874)

Архипелаг Ла Манш (L’Archipel de la Manche, 1883)

Что я видел (Choses vues, 1887, 1900)

Альпы и Пиренеи (Alpes et Pyrénées, 1890)

Франция и Бельгия (France et Belgique, 1892)

Часть первая. ФАНТИНА.

Книга первая. ПРАВЕДНИК

II. Епископ Мириель превращается в преосвященного БьенвенюIII. Доброму епископу тяжелая епархияIV. Дела соответствуют словамV. Преосвященный Бьенвеню слишком долго носит сутаныVI. Кто стережет его домVII. КраваттVIII. Философия за десертомIX. Брат, истолкованный сестройX. Епископ под лучами незнакомого светаXI. ОговоркаXII. Одиночество преосвященного БьенвенюXIII. Во что он верилXIV. Как он мыслил

Книга втораяПАДЕНИЕ

I. Вечер после дня ходьбыII

Осторожность подает совет мудростиIII. Героизм пассивного послушанияV

ОтдыхVI. Жан ВальжанVII. Внутренний облик отчаянияVIII. Вода и мракIX. Новые причины ожесточенияX. Гость просыпаетсяXI. Что он делаетXII. Епископ за работойXIII. Малыш Жервэ

Книга третья1817 ГОД

I. 1817 годII. Двойной квартетIII. Четыре парыIV. Толомьес до того весел, что поет испанский романсV. У БомбардаVI. Глава, где обожают друг другаVII. Мудрость ТоломьесаVIII. Смерть лошадиIX. Веселый конец веселья

Книга пятаяНИСХОЖДЕНИЕ

I. Очерк развития стеклярусной промышленностиII. МадленIII. Капитал, помещенный у ЛаффиттаIV. Мсье Мадлен в трауреV. Гроза вдалиVI. Дядюшка ФошлеванVII. Фошлеван получает место садовника в ПарижеVIII. Мадам Виктурниен тратит тридцать шесть франков во имя нравственностиIX. Триумф госпожи ВиктурниенX. Последствия триумфа добродетелиXI. Christus nos liberavitXII. Развлечения господина БаматабуаXIII. Решение некоторых вопросов муниципальной полиции

Книга седьмаяДЕЛО ШАНМАТЬЕ

I. Сестра СимплицияII. Проницательность СкоффлераIII. Буря под черепомIV. Формы, которые принимают страдания во время снаV. ПрепятствияVI. Сестра Симплиция подвергается испытаниюVII

Путешественник, приехав на место, принимает предосторожности, чтобы уехать обратноVIII. Привилегированный пропускIX

Место, где слагаются обвиненияX. Система отрицанийXI. Шанматье удивляется все более и более

Книга восьмаяОТРАЖЕНИЕ УДАРА

I. В каком зеркале господин Мадлен смотрит на свои волосыII. Фантина счастливаIII. Жавер доволенIV. Правосудие вступает в свои праваV. Приличная могила

Детство и юность

Начало 19 века: во Франции минула великая революция, в стране уничтожены Старый порядок и абсолютная монархия, на смену которым пришла Первая французская республика. В стране процветал лозунг: «Свобода, равенство, братство», а молодой полководец Наполеон Бонапарт вселял надежду на светлое будущее.

Портрет Виктора Гюго

Именно в то время, когда были разрушены древние устои, а во Франции произрастали ростки из зерен революции, у капитана наполеоновской армии Леопольда Сижисбера Гюго родился третий сын. Произошло это событие 26 февраля 1802 года на востоке страны, в городе Безансон. Мальчик, которому дали имя Виктор, был болезненным и слабым, по воспоминаниям его матери Софи Требюше, младенец был «не больше столового ножа».

Семья была богата и жила в большом трехэтажном доме. Леопольд происходил из крестьянского рода, но Великая французская революция позволила мужчине проявить себя. Отец будущего писателя прошел путь от офицера республиканской армии до сторонника Бонапарта и, наконец, стал генералом. Гюго старший часто разъезжал из-за долга службы, поэтому семейство переезжало в Италию, Испанию, Марсель, а также на острова в Средиземном море и Тоскане. Путешествия оставили неизгладимые впечатления на маленького Виктора, которые позже найдут отголосок в произведениях писателя.

Виктор Гюго в детстве и юности

Из биографии матери Гюго известно только то, что она приходилась дочерью судовладельца.

Софи и Леопольд старались воспитывать трех мальчиков (Виктора, Абеля и Эжена) в любви, но мировоззрения супругов расходились, отчего они часто ссорились. Требюше придерживалась роялистских и вольтерьянских взглядов и во французской революции была сторонницей династии Бурбонов, тогда как Гюго старший был преданным приверженцем Наполеона. Не только политические распри заставляли родителей будущего писателя расходиться: у Софи была любовь на стороне с генералом Виктором Лагори.

Виктор Гюго в молодости

Из-за родительских ссор трое братьев жили то у Софи, то у Леопольда, а в 1813 году мать и отец Виктора Гюго развелись, и женщина переехала в столицу Франции, забрав с собой младшего сына. В будущем Софи не раз жалела и пыталась примириться с супругом, однако тот не желал забывать старые обиды.

Мать оказала значимое влияние на Виктора: ей удалось внушить ребенку, что Бурбоны – приверженцы свободы, а образ идеального монарха сложился у мальчика за счет прочитанных книг.

Внешние ссылки [ править ]

.mw-parser-output .navbar{display:inline;font-size:88%;font-weight:normal}.mw-parser-output .navbar-collapse{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .navbar-boxtext{word-spacing:0}.mw-parser-output .navbar ul{display:inline-block;white-space:nowrap;line-height:inherit}.mw-parser-output .navbar-brackets::before{margin-right:-0.125em;content:»»}.mw-parser-output .navbar li{word-spacing:-0.125em}.mw-parser-output .navbar-mini abbr{font-variant:small-caps;border-bottom:none;text-decoration:none;cursor:inherit}.mw-parser-output .navbar-ct-full{font-size:114%;margin:0 7em}.mw-parser-output .navbar-ct-mini{font-size:114%;margin:0 4em}.mw-parser-output .infobox .navbar{font-size:100%}.mw-parser-output .navbox .navbar{display:block;font-size:100%}.mw-parser-output .navbox-title .navbar{float:left;text-align:left;margin-right:0.5em}vтеВиктор Гюго
Романы
  • (1823 г.)
  • Буг-Джаргал (1826 г.)
  • Последний день осужденного (1829)
  • Горбун из Нотр-Дама (1831)
  • Отверженные (1862)
  • Труженики моря (1866)
  • Человек, который смеется (1869)
  • Девяносто три (1874)
Игры
  • (1820; опубликовано в 1863 году)
  • Кромвель (1827)
  • Эрнани (1830)
  • Марион де Лорм (1831)
  • Le roi s’amuse (1832).
  • Лукреция Борджиа (1833)
  • Мария Тюдор (1833)
  • Анджело, тиран Падуи (1835)
  • Ла Эсмеральда (1836; только либретто)
  • Руй Блас (1838)
  • Les Burgraves (1843)
  • Торквемада (1882 г.)
Короткие истории
Поэтические сборники
  • Оды и разные стихи (1822)
  • Новые оды (1824)
  • Оды и баллады (1828)
  • Восточные районы (1829)
  • Осенние деревья (1831 г.)
  • (1835)
  • Les Voix intérieures (1837)
  • Les Rayons et les Ombres (1840)
  • Les Châtiments (1853)
  • Les Contemplations (1856)
  • La Légende des siècles (Часть первая, 1859 г.)
  • (1865)
  • L’Année ужасная (1872)
  • Большое искусство (1877)
  • La Légende des siècles (Часть вторая 1877)
  • Ле Пап (1878)
  • La Pitié suprême (1879)
  • L’Âne (1880)
  • Les Quatre Vents de l’esprit (1881)
  • Заключительная часть La Légende des siècles (1883)
  • Ла Фин де Сатана (1886)
  • Дье (1891, 1941)
  • Тут-ла-Лира (1888, 1893, 1897, 1935-1937)
  • Les Années funestes (1898)
  • Dernière Gerbe (1902, 1941)
  • Осеан, Тас-де-Пьер (1942)
  • Le Verso de la page (1960)
  • Oeuvres d’Enfance и де Jeunesse, 1814-20 ( юношеские , 1964)
Другие сочинения
  • Ле Рин (1842)
  • Наполеон ле Пети (брошюра 1852 г.)
  • Уильям Шекспир (эссе 1864 года)
  • Actes et Paroles (1875)
  • История преступления (1877)
  • Религии и религия (1880)
Связанный
  • Ассоциация Littéraire et Artistique Internationale
  • Hauteville House
  • Дом Виктора Гюго
  • Леопольдин Гюго (дочь)
  • Франсуа-Виктор Гюго (сын)
  • Адель Гюго (дочь)
  • Жанна Гюго (внучка)
  • Жозеф Леопольд Сигисберт Гюго (отец)
  • Жюльетт Друэ
  • Авеню Виктора-Гюго (Париж)
  • Бюст Виктора Гюго (скульптура 1883 г.)
Авторитетный контроль
  • BNF : cb11907962k (данные)
  • GND : 121221059
  • ISNI : 0000 0001 0928 7632
  • LCCN : no94021099
  • NLG : 129432
  • NTA : 132848724
  • ПИК : 301379
  • PLWABN : 9810573180505606
  • SNAC : w6572nnx
  • SUDOC : 02692756X
  • VcBA : 495/348319
  • VIAF : 100267715
  • WorldCat Identities : lccn-no94021099

Произведения Гюго в других видах искусства

Виктор Гюго начал рисовать в возрасте 8 лет. Сейчас у частных коллекционеров и в музеях находится около 4000 работ писателя они по сей день имеют успех и продаются на аукционах). Большинство работ были написаны чернилами и карандашами в период с 1848 года по 1851 год. Он делал наброски пером и чёрной тушью на обычной бумаге. Делакруа заявлял Гюго: «Если бы ты стал художником, то затмил бы всех живописцев современности» (Делакруа делал эскизы костюмов для первой пьесы Гюго «Эми Робсарт»).

Гюго был знаком со многими художниками и иллюстраторами, братья Девериа, Эжен Делакруа, так его близким другом был Луи Буланже. Восхищение писателем и поэтом вылилось в глубокую взаимную дружбу, ежедневно бывая в доме Гюго, Буланже оставил массу портретов людей, группировавшихся вокруг писателя.

Его привлекали сюжеты фантастические, навеянные все теми же поэмами Гюго: «Призрак», «Ленора», «Дьявольская охота». Мастерски выполнена литография «Ночной шабаш», где в жутком и стремительном хороводе несутся черти, обнаженные ведьмы, змеи и прочая «нечистая сила», фигурирующая в балладе Гюго. На целую серию литографий вдохновил Буланже роман «Собор Парижской богоматери». Конечно, нельзя исчерпать творчество Буланже всеобъемлющим влиянием Гюго. Художник вдохновлялся сюжетами истории прошлого и настоящего, Библией, итальянской литературой… Но лучшими остаются работы, навеянные искусством Гюго. Талант писателя был родствен художнику, в его творчестве он находил наиболее верную поддержку своим исканиям. Их преданная дружба, длившаяся всю жизнь, была предметом восхищения современников. «Месье Гюго потерял Буланже»,— сказал Бодлер, узнав о смерти художника. А в отзыве на «Салон 1845 года» (изданной в том же году брошюры объёмом около 50 страниц, подписанной «Бодлер-Дюфаи»). Бодлер дает такую характеристику Луи Буланже: «перед нами последние обломки старого романтизма — вот что значит жить в эпоху, когда считается, будто художнику достаточно вдохновения, заменяющего все остальное; вот та пропасть, куда увлекает Мазепу его дикая скачка. Г-н Виктор Гюго, погубивший столь многих, погубил и г-на Буланже — поэт столкнул в яму живописца. А между тем г-н Буланже пишет вполне прилично — достаточно взглянуть на его портреты; но где, черт возьми, выудил он диплом исторического живописца и вдохновенного художника? Уж не в предисловиях ли и одах своего знаменитого друга?»

Шесть персонажей Виктора Гюго. Холст, масло. Музей изящных искусств, Дижон

В марте 1866 года вышел в свет роман «Труженики моря» с иллюстрациями Гюстава Доре. «Молодой, даровитый мэтр! Благодарю вас, — пишет ему Гюго 18 декабря 1866 года. — Сегодня, несмотря на бурю, до меня дошла ничуть не уступающая ей в силе иллюстрация к „Труженикам моря“. Вы изобразили на этом рисунке и кораблекрушение, и корабль, и риф, и гидру, и человека. Ваш спрут страшен. Ваш Жильят велик».

Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году. Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того. Кандидатура Родена была выбрана в том числе и потому, что ранее он создал бюст писателя, принятый положительно. Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков. Скульптор изобразил Гюго могучим обнажённым титаном, опирающимся на скалу и окружённым тремя музами. Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице, и в итоге проект был отклонён. В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз. Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль.

Самым известным иллюстратором книг Гюго, пожалуй, является художник Эмиль Байар («Отверженные»). Эмблемой мюзикла «Отверженные» является картина, на которой покинутая Козетта метёт полы в кабаке у Тенардье. В мюзикле эта сцена соответствует песне «Castle on a Cloud» (Замок на облаке). Обычно используется обрезанная версия картины, где видны только голова и плечи девочки, часто в эмблему вплетается фоном развевающийся французский флаг. Это изображение основано на гравюре Густава Бриона, который в свою очередь взял за основу рисунок Эмиля Байара.

В СССР оформлял его книги Пинкисевич П. Н., последней книгой которую иллюстрировал Кравченко А. И. известный мастер гравюры, был «Собор Парижской богоматери» (1940). Также известностью пользуются иллюстрации современного французского художника Бенжамена Лакомба (Benjamin Lacombe) (род. в 1982). (Victor Hugo, Notre-Dame de Paris, Partie 1 — 2011, Partie 2 — 2012. Éditions Soleil).

Гюго-прозаик[править | править код]

Гюго стал известен Парижу, как глава литературной партии, миру — как апостол социально-политической веры радикальной демократии за период между Июльской революцией 1830 года и Парижской коммуной.

Гюго существующему миру противопоставил мир должный и, презрев действительность как недостойную внимания поэта посредственность, поставил себе в своих произведениях задачу: «дополнить великое правдой и правду великим». Идеалист в философии, пацифист, утопист в политике, Гюго счёл это важнейшим методом борьбы за свои идеалы социальной справедливости на основе мелкой собственности.

Он вёл эту борьбу в романах и драмах, в «Легенде веков» и литературных манифестах, в политических речах и памфлетах. Всюду он видел свою задачу в том, чтобы «привести от зла к добру», от «несправедливости к справедливости». Эта идея определила всю его тематику и все его приёмы, которые в основном сводились к контрасту, идеализации, дидактике: «Собор парижской богоматери» построен на контрасте красоты Эсмеральды и безобразия Квазимодо; «Отверженные» — на контрасте каторжника, узника закона, Жана Вальжана, и полицейского — служителя закона, Жавера; «93 год» — на контрастах монархии и республики, республики террора и республики милосердия. Контрасты достигаются гиперболизмом положительных или отрицательных черт, но всегда конфликт между контрастирующими началами заканчивается торжеством добродетельного начала.

В этом раскрытие основной задачи — представить «путь от зла к добру, от несправедливости к справедливости, от мрака к свету». Эта дидактическая авторская установка приводит к риторике, к схематизации, к единообразию в конструкции произведений. Гюго даёт одни и те же портреты, разрабатывает одни и те же конфликты и разрешает их всегда одинаково — победой света над мраком, добра над злом. Из-за этого схематизма его романы, насыщенные многочисленными психологическими конфликтами, всё-таки не психологические, а социально-этические. Ни один из его многочисленных персонажей не вошёл в мировую литературу как психологическая категория, не стал психологическим типом.

Но все его фигуры в течение десятилетий оставались символами гуманистически-пацифистских стремлений и порывов и звали и организовывали на борьбу за её идеалы.

Трагедия и затворничество

В 1843 году произошла большая беда у Виктора. Во время шторма на Сене случилось кораблекрушение, унесшее жизнь его совсем молодой дочери Леопольдины и ее мужа. Настоящий удар, после которого Гюго на определенное время полностью отстранился от общественной активной деятельности.

Принудительное уединение послужило поводом для начала работы над сложной и достаточно большой работой. Ею стал социальный роман, названный изначально писателем «Невзгоды». Виктору не удалось полностью дописать произведение, поскольку с началом революции 1848 года он возглавил активное социально-политическое движение и вошел в Национальную Ассамблею.

К творчеству великий романист вернулся совсем ненадолго, это произошло в результате переворота в 1851 году. После Гюго повторно покинул Францию, перебравшись в Брюссель, а дальше на известный остров Джерси, откуда его путь лежал на остров Гернси. Наступило время затворничества, когда появилась книга «Наполеон Малый». В этом произведении подробно раскрыты диктаторские действия Луи Бонапарта. Следующий шедевр в виде стихотворной сатиры «Возмездие» также многое рассказал про Наполеона III вместе с поклонниками и последователями его режима.

Возвращение автора состоялось в 60-х годах, он продолжил активно трудиться над начатым до революции романом «Невзгоды». В настоящее время читатель знакомится с этим произведением под названием «Отверженные». Когда Виктор был на острове Гренси, он написал целый ряд книг, являющихся сегодня достоянием мировой классической литературы:

  • «Труженики моря»;
  • «Уильям Шекспир»;
  • стих в сборнике «Песни улиц и лесов»;
  • «Человек, который смеется».

От стихов к прозе

Один из первых романов молодого писателя – «Ган Исландец» – был опубликован в 1823 году. Критика встретила роман более чем сдержанно. Пьеса «Кромвель», опубликованная в 1827 году, наоборот вызвала бурные споры. Произведение было написано специально для одного из величайших французских актёров XIX века Франсуа-Жозефа Тальма. В 1830-х и в начале 1840-х годов Гюго писал практически только для театра. В это же время вышло несколько поэтических сборников: «Лучи и тени», «Песня сумерек» и другие.

Несмотря на то, что некоторые произведения Виктора Гюго вызывали споры или даже скандалы, молодого талантливого автора всегда очень высоко ценили. В 1841 году Гюго был выбран во Французскую академию. Через 4 года ему присвоили звание пэра. А ещё через 3 года писателя избрали в Национальное собрание. В начале 1850-х годов Гюго неожиданно впал в немилость властей. Писатель выступил против государственного переворота, произошедшего в 1851 году, и вынужден был покинуть Францию. Гюго смог вернуться на родину только в 1870 году. Через несколько лет после возвращения писателя выбрали сенатором.

В стиле Шатобриана

Огромное влияние на многих молодых писателей первой половины XIX века оказал Франсуа Шатобриан, одна из самых известных фигур литературного романтизма. В молодости Гюго поставил перед собой цель: стать «Шатобрианом или никем». Молодому писателю было недостаточно подражать своему великому предшественнику только на литературном поприще. Гюго мечтал, чтобы вся его жизнь была похожа на жизнь Шатобриана. Цель была достигнута. Биографии двух великих деятелей литературы во многом перекликаются.

Незрелости творчества Гюго способствовало его активное стремление к романтизму. Одной из первых «взрослых» работ молодого автора стало произведение «Последний день приговорённого к смерти», которое было опубликовано в конце 1820-х годов. Произведение смогло отразить социальное сознание Гюго и впоследствии оказало влияние на таких известных литературных деятелей, как Ф. Достоевский, А. Камю и Ч. Диккенз. Не менее зрелой оказалась документальная история под названием «Клод Гё». История рассказывает о жизни реально существовавшего убийцы, который был схвачен и казнён. Сам Гюго признавался в том, что биография Клода подтолкнула его к написанию более масштабного произведения – романа «Отверженные».

Последние годы жизни

Виктор Гюго прожил длинную, интересную и насыщенную событиями жизнь, дожив до глубокой старости. Однако последние годы писателя не были счастливыми. Гюго пережил почти всех членов своей семьи: жену и четырёх детей. Младшая дочь Адель с 26-летнего возраста страдала психическим расстройством. Много лет она прожила за границей, уехав вслед за любимым человеком, который на ней так и не женился, а затем вернулась во Францию. Адель не могла быть надёжной опорой для своего престарелого отца. К старости ей становилось только хуже. Адель помести в лечебницу. Отец до конца своих дней навещал дочь. Проблемы с психическим здоровьем, вероятнее всего, были наследственными. Один из братьев писателя, Евгений, также был психически нездоров.

Писатель скончался в мае 1885 года от пневмонии. Гюго было 83 года. Похоронная церемония продолжалась больше недели. В похоронах приняло участие около миллиона человек. Гюго похоронили как национального героя. Прах великого французского писателя покоится в Пантеоне.

Литература

Леопольд мечтал, чтобы младший ребенок приобщился к точным наукам, к тому же у мальчика был талант к математике, он прекрасно считал и справлялся со сложными уравнениями. Возможно, у генеральского сына сложилась бы карьера Мишеля Ролля или Декарта, но Виктор выбрал другой путь и оказался от поступления в Политехнический университет.

Виктор Гюго в 1853 году

Будущий автор бессмертных романов предпочел цифрам латинские стихи и книги, с запоем прочитывая великие произведения. Впрочем, Гюго начал писать оды и стихотворения еще в детстве, учась в Лицее Людовига Великого, с 1812 года. Юноша зачастую был автором пьес на импровизированных школьных представлениях: сдвинутые столы служили театральными подмостками, а сценические костюмы вырезались неумелыми детскими руками из цветной бумаги и картона.

Когда мальчику было 14 лет, он вдохновлялся первым представителем романтизма Франсуа Шатобрианом и мечтал быть похожим на французского поэта. В автобиографическом дневнике будущий автор «Собора Парижской Богоматери» исписал переводами творений Вергилия 10 тетрадок: тогда мальчик находился на больничном режиме из-за полученного ранения в ногу.

Писатель Виктор Гюго

Позже самокритичный юноша нашел рукописи, бережно собранные его матерью, и сжег свои труды, считая, что способен на более изящный и литературный слог. На последней тетради Виктор пишет, что это вздор и рисует изображение яйца, внутри которого находится птенец.

Когда Виктору было 15 лет, он показал себя как явного сторонника роялизма и приверженца укоренившегося литературного классицизма.

В 1813 году молодой Гюго участвует в литературном конкурсе, где представляет членам жюри оду о пользе наук, «Les avantages des tudes», за что получает похвалу и восторженные отзывы. Некоторые судьи не верили, что автору стихотворения исполнилось 15, потому что в произведении Виктор рассуждал как взрослый человек со сформировавшимся мировоззрением.

Виктор Гюго писал не только романы, но и стихи

Юный писатель восхвалял в произведениях династию Бурбонов: за оду «На восстановление статуи Генриха IV» юноша получил внимание и благосклонность французских властей, которые выплачивали молодому таланту жалование. Поощрение деньгами пришлось кстати, так как Леопольд отказался помогать материально сыну из-за несогласия последнего поступить в Политехническую школу

Когда мальчику было 17 лет, он вместе с братом Абелем приступает к изданию журнала с броским названием «Литературный консерватор», а сборник «Оды», вышедший в 1822 году, сделал Виктора признанным поэтом в литературной публике.

Автограф Виктора Гюго

Книги Гюго олицетворяли течение романтизма, и в трудах автора нередко скрывался социальный или политический аспект, тогда как английский романтизм Байрона представлял собой произведения, главным действующим лицом которых была человеческая личность.

Жителям Франции приходилось наблюдать общественное неравенство, грязные закоулочки, нищенство, рабовладение, распущенное поведение женщин и прочие жизненные явления, хотя Париж считался городом любви. Гюго, как и любой писатель, был наблюдательным человеком, которого волновала окружающая действительность. Причем в своих произведениях Виктор не углублялся в суть социальных распрей, пытаясь доказать читателям, что общественные проблемы будут решены только тогда, когда человек научится ценить нравственность и мораль.

Книги Виктора Гюго

Нередко произведения французского автора носили политический подтекст, в первом серьезном романе «Последний день приговоренного к смерти» (1829) писатель метафорично изъясняет свою позицию по поводу отмены смертной казни, фиксируя мысли и муки литературного героя, обреченного на погибель.

Также философскую концепцию носит произведение Виктора Гюго «Человек, который смеется» (предварительно Виктор хотел назвать сочинение «По приказу Короля»), написанное писателем в зрелом возрасте. Роман описывает ужасы социального насилия, которое совершалось верховной знатью. Произведение рассказывает о лорде Гуинплене, которому в детстве изуродовали лицо, чтобы лишить наследника престола и статуса. Из-за внешней неполноценности к мальчику относились как к второсортному человеку, не обращая внимания на его положительные стороны.

Детство Виктора Гюго

Гюго был третьим сыном Жозефа Леопольда Сигисбера Гюго (1774-1828) и Софи Требюше (1772-1821); его братьями были Абель Жозеф Гюго (1798-1855) и Эжен Гюго (1800-1837). Он родился в 1802 году в Безансоне в регионе Франш-Конте на востоке Франции. Леопольд Гюго был свободомыслящим республиканцем, считавшим Наполеона героем; напротив, Софи Гюго была католичкой и роялисткой, у которой была тесная связь и, возможно, роман с генералом Виктором Лагори, который был казнен в 1812 году за заговор против Наполеона.

Детство Гюго пришлось на период национальной политической нестабильности. Наполеон был провозглашен императором Франции через два года после рождения Гюго, а восстановление власти Бурбонов произошло до его 13-го дня рождения. Противоположные политические и религиозные взгляды родителей Гюго отражали силы, которые боролись за первенство во Франции на протяжении всей его жизни: отец Гюго был высокопоставленным офицером в армии Наполеона, пока не потерпел поражение в Испании (это одна из причин, почему его имени нет на Триумфальной арке).

Так как отец Гюго был офицером, семья часто переезжала и Гюго многому научился в этих путешествиях. В детстве, во время семейной поездки в Неаполь, Гюго увидел обширные альпийские перевалы и снежные вершины, великолепное синее Средиземное море и Рим во время торжеств. Хотя ему было всего пять лет тогда, он прекрасно помнил шестимесячное путешествие. Они остановились в Неаполе на несколько месяцев, а затем отправились обратно в Париж.

В начале семейной жизни, мать Гюго Софи последовала за мужем в Италию, где он получил должность (там Леопольд служил губернатором провинции около Неаполя) и в Испанию (там он возглавил три испанских провинции). Устав от постоянных переездов, требуемых военной жизнью, и вступив в конфликт с мужем из-за того, что он не разделял католических убеждений, Софи временно разлучилась с Леопольдом в 1803 году и поселилась в Париже с детьми. С этого момента она оказывала наибольшее влияние на образование и воспитание Гюго. Как результат, ранние работы Гюго в области поэзии и художественной литературы отражают ее страстную преданность королю и вере. Лишь позже, во время событий, приведших к французской революции 1848 года, он начал бунтовать против собственного католического роялистского образования и поддерживать республиканизм и свободомыслие.

Брак и дети Виктора Гюго

Молодой Виктор влюбился и, вопреки воле своей матери, был тайно помолвлен ​​с подругой детства Адель Фуше (1803-1868). Из-за своих близких взаимоотношений с матерью, Гюго дождался ее смерти (в 1821 году), чтобы вступить в брак с Адель в 1822 году.

У Адель и Виктора Гюго в 1823 году родился первый ребенок, Леопольд, но мальчик умер в младенчестве. В следующем году, 28 августа 1824 года, родился второй ребенок четы, Леопольдина, а затем — Чарльз, 4 ноября 1826 года, Франсуа-Виктор, 28 октября 1828 года, и Адель, 24 августа 1830 года.

Старшая и любимая дочь Гюго, Леопольдина, умерла в возрасте 19 лет в 1843 году, вскоре после заключения брака с Чарльзом Вакри. 4 сентября 1843 года она утонула в Сене в Вилькье, тяжелые юбки увлекли ее на дно, когда лодка перевернулась. Ее молодой муж погиб, пытаясь спасти ее. Эта смерть оставила ее отца опустошенным; Гюго в это время путешествовал со своей любовницей по югу Франции, и узнал о смерти Леопольдины из газеты, которую прочел в кафе.

Он описывает свой шок и горе в знаменитом стихотворении «Вилькье»:

После он написал еще множество стихов о жизни и смерти своей дочери, и по крайней мере один биограф утверждает, что он никогда полностью не оправился от ее гибели. В своем, вероятно, самом известном стихотворении «Завтра, на рассвете» он описывает посещение ее могилы.

Гюго решил жить в изгнании после государственного переворота Наполеона III в конце 1851. Покинув Францию, Гюго недолгое время жил в Брюсселе в 1851 году, прежде чем переехать на Нормандские острова, сначала в Джерси (1852-1855), а затем на меньший остров Гернси в 1855 году, где он оставался до того, как в 1870 г. Наполеон III покинул власть. Хотя Наполеон III провозгласил всеобщую амнистию в 1859 году, согласно которой Гюго мог бы благополучно вернуться во Францию, писатель остался в изгнании, вернувшись только когда Наполеон III лишился власти в результате поражения Франции во франко-прусской войне в 1870 году. После осады Парижа с 1870 до 1871 Гюго снова жил в Гернси с 1872 по 1873 г. прежде чем окончательно вернуться во Францию ​​до конца своей жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector