О чем фильм «великий гэтсби»?
Содержание:
- Как Джей Гэтсби представляет американскую мечту? Стоит ли нам надеяться или цинично относиться к статусу американской мечты к концу романа?
- участок
- Выбрать тему
- ТО ЛИ ШПИОН, ТО ЛИ МАНЬЯК…
- Что случилось с дружбой Ника и Гэтсби? Ник верит Гэтсби? Почему Гэтсби восхищается Ником?
- Анализ содержания
- Короткий пересказ «Великого Гэтсби» Фицджеральда
- Выпуск и маркетинг
- Главные герои и их характеристика
- ВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ: РАЗБОГАТЕТЬ РАДИ ЛЮБВИ
- Особняк Гэтсби против особняка Дейзи и Тома
- Идея
- Объяснение сюжета
Как Джей Гэтсби представляет американскую мечту? Стоит ли нам надеяться или цинично относиться к статусу американской мечты к концу романа?
В том, как читатель рассматривает «Американскую мечту» по ходу романа, наблюдается некоторый прогресс, который проходит примерно в три этапа и соответствует тому, что мы знаем о Джее Гэтсби.
Во-первых, роман выражает осторожную веру в американскую мечту. Вечеринки у Гэтсби пышные, Ник едет по мосту Квинсборо с оптимизмом и верой в то, что в Нью-Йорке может случиться что угодно (4.55-7), и мы видим небольшое, но существенное нарушение классовых условностей: Миртл проводит суд в квартире с Томом Бьюкененом. (Глава 2), «модные» афроамериканцы, едущие по мосту с белым возницей (4.56), старые деньги и новые деньги, смешанные на вечеринке Гэтсби (Глава 3).
Однако этот оптимизм быстро сменяется скептицизмом. Когда вы узнаете больше о прошлом Гэтсби и вероятных криминальных связях в средних и поздних главах (4-8), в сочетании с тем, насколько разбитым кажется Джордж в главе 7, узнав о романе своей жены, это будет похоже на щедрые обещания американца. Сны, которые мы видели в первой половине книги, в лучшем случае оказываются пустыми.
К концу романа этот скептицизм сменяется пессимизмом. С мертвым Гэтсби, Джорджем и Миртл и живыми только богатыми, роман перерос в напряженную эмоциональную критику американской мечты. В конце концов, как вы можете поверить в американскую мечту в мире, где стремящиеся умирают, а те, кто рожден в деньгах (буквально), остаются безнаказанными с убийством?
Таким образом, к концу романа читатель должен быть довольно пессимистичен в отношении состояния американской мечты, хотя есть небольшая надежда в том, как Ник размышляет о мировоззрении Гэтсби и распространяет надежду Гэтсби на всех в Америке.
участок
В декабре 1929 года ветеран Первой мировой войны Ник Каррауэй , проходящий лечение в психиатрической больнице , рассказывает своему врачу о Джее Гэтсби , самом обнадеживающем человеке, которого он когда-либо встречал. Врач предлагает Нику погрузиться в свою страсть и записать свои мысли, и Ник начинает каталогизировать события для своего врача.
Семью годами ранее, летом 1922 года, Ник переехал со Среднего Запада в Нью-Йорк, бросив писать. Он снимает небольшой коттедж смотрителя в деревне Вест-Эгг на , рядом с особняком Гэтсби, таинственного бизнес-магната, который часто устраивает экстравагантные вечеринки. Ник ужинает со своей угнетенной кузиной Дейзи Бьюкенен и ее властным мужем Томом. Дейзи играет роль свахи между Ником и другим гостем, Джорданом Бейкером, известным гольфистом. Когда Ник возвращается домой, он видит, что Гэтсби стоит у гавани и тянется к зеленому свету, идущему от причала Бьюкенена.
Джордан говорит Нику, что у Тома есть любовница, которая живет в « », промышленной свалке между Вест-Эггом и Сити . Том ведет туда Ника, останавливаясь в гараже, принадлежащем любовнице Тома, Миртл Уилсон, и ее мужу Джорджу.
Ник получает приглашение на одну из вечеринок Гэтсби. По прибытии Ник узнает, что он единственный, кто получил приглашение, и никто из гостей никогда не встречал Гэтсби. Ник встречает Джордана, и оба встречают Гэтсби. Позже Гэтсби отвозит Ника на Манхэттен на обед. По дороге Гэтсби говорит Нику, что он выпускник Оксфорда и герой войны из богатой семьи Среднего Запада. Они идут в кафе , где Гэтсби знакомит Ника со своим деловым партнером Мейером Вольфсхаймом.
Джордан рассказывает Нику, как капитан армии США Гэтсби начал отношения с Дейзи в 1917 году, незадолго до того, как США вступили в войну , и до сих пор любит ее; он устраивает вечеринки в надежде, что Дейзи может приехать. Гэтсби просит Ника пригласить Дейзи к чаю. После неловкого воссоединения Гэтсби и Дейзи заводят роман. Гэтсби встревожен, когда Дейзи хочет сбежать с ним, предпочитая, чтобы она получила надлежащий развод. Он просит Ника и Джордана сопровождать его в дом Бьюкенен, где он и Дейзи планируют сказать Тому, что Дейзи покидает его. Во время завтрака Том с подозрением относится к Гэтсби и Дейзи, но Дейзи останавливает Гэтсби от раскрытия чего-либо Тому и предлагает всем пойти в отель «Плаза» . Том водит Ника и Джордана в машине Гэтсби, в то время как Гэтсби водит Дейзи в машине Тома. Том останавливается заправиться в гараже Джорджа, где Джордж говорит ему, что они с Миртл переезжают и что он подозревает, что Миртл изменяет ему.
На площади Гэтсби рассказывает Тому о своем романе с Дейзи. Том обвиняет Гэтсби в том, что он никогда не учился в Оксфорде и нажил состояние на бутлегерстве с мафиози. Дейзи говорит, что любит Гэтсби, но не может заставить себя сказать, что никогда не любила Тома. В конце концов, и Гэтсби, и Дейзи уходят. После борьбы с Джорджем из-за ее неверности, Миртл выбегает на улицу и смертельно сбивает машину Гэтсби, приняв ее за машину Тома. Узнав о смерти Миртл, Том говорит Джорджу, что машина принадлежит Гэтсби и что он подозревает, что Гэтсби был любовником Миртл. Ник делает вывод, что Дейзи была за рулем, когда произошла авария. Ник слышит, как Дейзи принимает обещание Тома обо всем позаботиться, но не говорит Гэтсби. Гэтсби признается Нику, что родился без гроша в кармане; его настоящее имя — Джеймс Гатц, и он попросил Дейзи подождать его, пока он не сделает что-нибудь из себя после войны; вместо этого она вышла замуж за Тома, «самого богатого холостяка Америки», всего через семь месяцев после окончания войны. Однако он посетил Оксфорд, хотя и в течение коротких пяти месяцев по специальной программе для офицеров после перемирия. Когда он уезжает в свой коттедж, Ник говорит Гэтсби, что он «лучше, чем все они», включая Тома и Дейзи.
На следующий день Гэтсби слышит звонок телефона, думая, что это Дейзи. Прежде чем Гэтсби успевает ответить, мстительный Джордж стреляет в него и убивает его, прежде чем совершить самоубийство. Ник — единственный человек, кроме репортеров, который присутствует на похоронах Гэтсби, поскольку Дейзи, Том и их маленькая дочь уезжают из Нью-Йорка. СМИ ложно и негативно изображают Гэтсби как любовника и убийцу Миртл, приводя Ника в бешенство, и с вершины лестницы в особняке Гэтсби он кричит на репортеров и выгоняет их из дома. Испытывая отвращение как к городу, так и к его жителям, Ник уходит после последней прогулки по заброшенному особняку Гэтсби и размышления о его способности надеяться. В санатории Ник заканчивает печатать свои мемуары и называет их «Великий Гэтсби» .
Выбрать тему
Есть несколько способов найти свою тему при выполнении такого рода задания. Вот несколько возможностей:
Внимательное чтение. Вы можете сосредоточиться на самих настройках, действительно глубоко погрузившись в описание одного, двух или более мест или времен в романе, чтобы изучить, как выбор слов, сравнения, метафоры и любые другие литературные приемы помогают читателю визуализировать местоположение. Например, вы можете проследить, как слово «пепел» появляется в романе, сначала определяя саму Долину пепла как своего рода фантастическую альтернативную реальность, а затем распространившись по местам привилегированных. Вы можете сосредоточиться на литературном приеме под названием метонимия, используя часть вместо целого, и выяснить, почему в романе решено сосредоточиться на Дастине Эше как на репрезентативном аспекте этого района.
Связь с персонажем. Часто сеттинг — это способ определить характер. Если вы напишете об этом, ваше эссе выявит общие качества персонажа и место, наиболее тесно связанное с этим персонажем. Они будут либо синергетическими, когда одно будет усиливать другое, либо сыграть как контраст, подрезая характер. В нашем случае, например, особняк Гэтсби красноречиво говорит о том, как он видит себя и свои деньги, а также о той огромной пропасти, которая отделяет его от высшей элиты, частью которой он действительно хочет быть. И наоборот, скромный домик Ника кажется скромным и непритязательным, во многом таким, каким Ник хочет себя представить. Но на самом деле, находясь рядом с неприлично роскошными особняками, дом выглядит ложно скромным и демонстрирует плохо замаскированный снобизм Ника. (Подробнее о все персонажи романа в нашей обзорной статье.)
Связь с темой. Точно так же сеттинг может помочь прояснить тему романа, предоставив конкретный пример абстрактной идеи. В великом Гэтсби вы могли сосредоточиться на том, как одна или несколько настроек влияют на провал американской мечты, одна из самых ярких тем этого романа. Один из способов сделать это — сосредоточиться на Долина пепла, место, где умирают мечты, как в прямом, так и в переносном смысле. Если идея американской мечты состоит в том, что упорным трудом любой может добиться успеха, то трагическая судьба Джорджа Уилсона, продемонстрированная его гаражом и обстоятельствами, полностью развенчивает этот миф.
ТО ЛИ ШПИОН, ТО ЛИ МАНЬЯК…
Действие картины разворачивается в Нью-Йорке, но снимали ее в Сиднее- на родине режиссера. Австралийцы всячески способствовали съемкам, ведь «Гэтсби…» — самый дорогостоящий проект, снимавшийся в городе за последнее время. Бюджет фильма — $127 млн — «утяжелили» не только гонорары звезд и аренда раритетных авто (герой ДиКаприо, к примеру, разъезжает на настоящем «Паккарде» 1929 года выпуска), но и роскошные костюмы, разработкой которых занималась супруга режиссера Кэтрин Мартин. К созданию нарядов в стиле 20-х годов художница привлекла целую компанию Brooks Brothers, основанную еще в 1818 году. Приобщилась к делу и дизайнер Миучча Прада — внучка создателя легендарного Модного дома придумала для фильма несколько десятков вечерних платьев. Впрочем, самих актеров не особенно волновало, что на них наденет художник по костюмам: каждый увлеченно старался вдохнуть жизнь в своего персонажа. Тяжелее всех пришлось исполнителю главной роли Леонардо ДиКаприо, ведь его герой создавался по ранней редакции романа — более мрачной и жестокой, почти неизвестной современному читателю. В ней образ Гэтсби-загадочный и пугающий. — Он более настойчив, в нем таится какая-то жестокость, — рассказывает Лурман. — Фицджеральд до последнего не раскрывает историю Гэтсби, вызывая у читателя ощущение, что герой — немецкий шпион или маньяк-убийца. Чтобы соответствовать образу, ДиКаприо постоянно носил с собой экземпляр книги. И кстати, в ходе съемок актер так выдохся, что на некоторое время отказался давать интервью и участвовать в фотосессиях, а общение с поклонниками ограничил краткими сообщениями в своем микроблоге. Посмотрим, какую награду он за это получит…
Что случилось с дружбой Ника и Гэтсби? Ник верит Гэтсби? Почему Гэтсби восхищается Ником?
Ник, со своей стороны, начинает с подозрением относиться к Гэтсби, но в конечном итоге искренне восхищается им, вплоть до того, что говорит Гэтсби, что он стоит больше, чем Дейзи, Том и им подобные вместе взятые. Но почему Гэтсби так сильно полагается на Ника?
Частично ответ приходит во вступлении Ника, когда он утверждает себя как частью привилегированной группы (его семья довольно богатая, и он выпускник Йельского университета), но и как человека, который не так невероятно богат, как Бьюкенены — короче говоря, Ник — таким человеком Гэтсби хотел бы быть, но не в той степени, в которой Гэтсби мог бы ему завидовать.
Возможно, что еще более важно, Ник зарекомендовал себя как относительно обоснованный и хороший слушатель, а именно такого типа людей не хватает в высокопоставленных кругах Гэтсби (на его вечеринки приходят сотни людей, но Ник, кажется, первый настоящий друг, которого он заводит). И Ник, и Гэтсби, кажется, признают друг друга родственными душами — людьми как «внутри, так и вне» нью-йоркского общества, богатой, но не старой денежной аристократией
Изюминкой этого является тот факт, что Ник связан с Дейзи и, таким образом, является ссылкой на нее, которую может использовать Гэтсби. Итак, Гэтсби начинает доверять Нику, чтобы он сблизился с Дейзи, но продолжает, потому что находит Ника настоящим другом — опять же, чего ему очень не хватает, как следует из его плохой посещаемости похорон.
Анализ содержания
Несомненно, полная версия книги «Великий Гэтсби» позволяет более тонко анализировать психологию поступков всех действующих лиц. Но и краткого содержания достаточно, чтобы понять — это типичный жанр американской трагедии, все составляющие которой были заложены еще Теодором Драйзером — кстати, любопытно, что и книга под названием «Американская трагедия», и «Великий Гэтсби» увидели свет в один и тот же год. В двадцатые годы, когда люди становились миллионерами на каждом шагу, скупая акции и промышляя незаконной продажей алкоголя, в слоях интеллигенции то и дело стали возникать сомнения: а не фальшивка ли эта самая «американская мечта»? На этой идее и строится трагедия романа и его главного героя. Джей Гэтсби, человек явно умный, способный и организованный, сумевший взлететь на вершину богатства в самый короткий срок, как оказалось, преследовал крайне прозаичную цель — добиться внимания девушки, отвергнувшей его из-за несостоятельности.
К сожалению, Гэтсби любил придуманный им образ Дейзи, за которым не смог разглядеть пустого нутра, инфантильности и легкомысленной жажды роскоши и богатства. Второй проблемой, поднятой автором, является гнилая свобода нравов верхушки общества двадцатых годов. Сколько страниц книги «Великий Гэтсби» посвящено изменам? Уж точно больше половины. При этом нет никакой любви, кроме любви к себе — Дейзи хочет быть и с Томом, и с Джеем, Том хочет быть и с Миртл, и с Дейзи, Миртл хочет встречаться с Томом, но изображает оскорбление, когда муж уличает ее в измене. Двадцатый век стал истинным веком эгоизма, и Фицджеральд, выросший в богатой семье, знал это как никто другой — он наблюдал лицемерие роскоши с раннего детства. Таким образом, лишь рассказчик и сам Гэтсби выступают положительными персонажами — и если рациональность Ника позволяет ему трезво смотреть на вещи, не теряя голову от звона денег и блеска побрякушек, то Джей является слишком большим мечтателем и романтиком, влюбившимся не в ту девушку. В своем стремлении завоевать плод богатства богатством еще большим, вернуть прошлое и оживить девушку из своих фантазий мистер Гэтсби уже в самом начале своего пути был обречен на провал.
Короткий пересказ «Великого Гэтсби» Фицджеральда
Действие романа происходит в начале 20‑х годов XX века в Америке.
Ник Каррауэй, от лица которого ведётся повествование, поселяется в маленьком домике в Уэст-Эгге на Лонг-Айленде. Однажды он посещает свою троюродную сестру Дейзи и её мужа Тома Бьюкененов, живущих на другом берегу, в Ист-Эгге. Там же он знакомится с гольфисткой Джордан Бейкер.
Том – высокомерный человек с расистскими взглядами, неверный жене и имеющий любовницу по имени Миртл – жену владельца автосервиса в Нью-Йорке, – с которой он впоследствии познакомит и Ника
Дейзи знает о неверности мужа, но старается не обращать на это внимание. Сама Дейзи – обаятельная, но не слишком умная женщина
Рядом с домиком Ника Каррауэя стоит огромная усадьба известного богача Гэтсби. По субботам в этой усадьбе проводятся вечеринки, куда может приехать каждый желающий. Ник получает приглашение на такую вечеринку (как оказывается, он был единственным гостем с приглашением), встречает там Джордан Бейкер и знакомится с хозяином виллы – мистером Гэтсби.
Гэтсби – человек лет тридцати, обладающий прекрасными манерами, является нуворишем. Он – выпускник Оксворда, ветеран войны, поднявшийся из самых социальных низов до своего положения своими усилиями, однако в эти факты верят далеко не все. Личность Гэтсби считается загадочной.
Гэтсби почему-то особенно радушно принимает Ника и заводит с ним дружбу. Он рассказывает о себе, что кажется Нику странным. Действительно, всё оказалось не просто так.
Джордан Бейкер, по просьбе Гэтсби, рассказывает Нику всю правду: будучи солдатом, Гэтсби попал в дом к Дейзи, и они безумно влюбились друг в друга. Хотели сыграть свадьбу, но Гэтсби пришлось отправиться на фронт, и связь влюблённых прервалась на долгий срок. Дейзи, решив, что Гэтсби погиб, обручилась с Томом, но в день свадьбы получила письмо от Гэтсби. Расстроить свадьбу у неё не получилось. Бьюкенены зажили семейной жизнью, у них родилась дочь.
Узнав, где живёт Дейзи, Гэтсби построил напротив свою виллу. Он проводил вечеринки – в надежде, что однажды на них придёт и Дейзи. И теперь, познакомившись с Ником, он просит устроить им встречу.
Встреча произошла, Гэтсби и Дейзи снова влюбились друг в друга, и оба безумно счастливы. Во время объяснения в отеле «Плаза» Том узнаёт о влюблённых, происходит скандал. Решено ехать обратно домой: Ник, Джордан и Том едут в одной машине, Гэтсби и Дейзи – в другой.
В это время Миртл, поссорившись с мужем, выбегает на дорогу, и машина, в которой ехали Гэтсби и Дейзи, сбивает её и скрывается. Подозрения падают на Гэтсби. Ник встречает Гэтсби в саду Бьюкененов, и догадывается, что за рулём была Дейзи. Расстроенный смертью жены, муж Миртл находит Гэтсби и убивает его, а затем застреливается и сам.
Кроме Ника, на похороны Джея Гэтсби приезжает его отец. Опаздывает один из гостей. Больше никого нет: Бьюкенены уехали прочь, Дейзи даже не пришла. Это огорчает Ника. Вилла Гэтсби опустела.
Через несколько лет Ник встречает Тома, но встреча их холодна. Ник Каррауэй вспоминает Гэтсби и понимает, что такого человека, как он, больше никогда не будет в его жизни.
Роман учит нас верности и преданности; он учит нас любить и быть готовым на любые поступки ради любви; он учит нас чести и дружбе.
Это интересно: Роман «Американская трагедия» Теодор Драйзер впервые опубликован в 1925 году. В основе сюжета – убийство в 1906 году Ч. Джилеттом своей девушки Грейс Браун и схожий случай с К. Харрисом. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Американской трагедии» для читательского дневника.
Выпуск и маркетинг
Первоначально запланированный к выпуску 25 декабря 2012 года 6 августа 2012 года сообщалось, что фильм переносится на летнюю дату 2013 года. В сентябре 2012 года эта дата была подтверждена как 10 мая 2013 года. Фильм открылся на 66-м Каннском кинофестивале 15 мая 2013 года, вскоре после его широкого выхода в форматах RealD 3D и 2D.
Первый трейлер для Великого Гэтсби был выпущен 22 мая 2012 года , почти за год до выхода фильма. Песни, представленные в различных трейлерах, включают: » No Church in the Wild » Джей-Зи и Канье Уэста ; кавер на песню U2 » Love Is Blindness » в исполнении Джека Уайта ; кавер на песню The Turtles » Happy Together » группы Filter ; кавер на песню Эми Уайнхаус » Back to Black » в исполнении Андре 3000 и Бейонсе ; « Молодые и красивые » в исполнении Ланы Дель Рей ; и две песни, « Гимны спальни » и « Над любовью », исполненные Флоренс и Машиной .
15 апреля 2013 года компания Brooks Brothers представила линию мужской одежды, обуви и аксессуаров «Коллекция Гэтсби», «вдохновленную костюмами, созданными Кэтрин Мартин для оперы Баз Лурманн« Великий Гэтсби ». Согласно Fashion Weekly , «образы были основаны не только на стиле 1920-х годов: новые костюмы были разработаны на основе реальных архивов бренда Brooks Brothers были одним из первых арбитров образа эпохи Гэтсби. Настоящие костюмы , разработанный Кэтрин Мартин, будет выставлен в избранных бутиках Brooks Brothers «.
Главные герои и их характеристика
- Главным героем является Ник Каррауэй. Именно от его лица ведется повествование. Именно через него мы узнаем с первого взгляда запутанную, но на деле простую историю жизни Гэтсби. На самом деле, нельзя сказать, что-либо конкретное об этом персонаже. В книги он является нашим проводником по дороге судьбы Гэтсби. Он сталкивается с другими героями, которые рассказывают нам все новые подробности о «Великом». Мы немного знаем о его семье, знаем достаточно о его чувствах к Джордан Бейкер и о чувствах к самому Джею Гэтсби. Наш повествователь не лишен мудрости и тонкого понимания действительности. Это скромный и деятельный человек.
- Джей Гэтсби – предприимчивый и удачливый мужчина, ему примерно 30 лет (как и Нику). Для нашего повествователя, как и для других гостей, был человеком, чье прошлое и настоящее покрыто завесой тайны. Все его богатство было на виду у всех, но его душа и вся его суть были скрыты от людских глаз. Главная его черта — целеустремлённость. Всю жизнь он любил одного человека, был предан только ему, и все, что он делал, было для того, чтобы завоевать его расположение.
- Дэйзи (Дэзи) Бьюкенен — троюродная сестра Ника, ей около 23 лет. Из богатой семьи. Она из тех людей, которые нуждается в том, чтобы был кто-то, кто будет вести ее по жизни. Таким человеком для нее стал муж. Дейзи была умной девушкой. В юности очень любила Гэтсби, но когда он уехал, стала встречаться с Томасом. Она не любила его, но ее родители одобряли этот брак и порицали ее отношения с Гэтсби. Даже в конце книги она все равно остается со своим мужем, потому что он для нее надежнее, чем Гэтсби. К жизни с ним она уже привыкла.
- Томас «Том» Бьюкенен — весьма неприятный тип. Добродушный с виду, но на деле очень скользкий человек. Неуважительно относится к своей жене. Изменяет, не скрывая этого. Для него женщины лишь существа, которые должны рожать и воспитывать детей. Делает все, что захочет. Опасный и хитрый герой.
ВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ: РАЗБОГАТЕТЬ РАДИ ЛЮБВИ
Весной 1922 года американский писатель Ник Каррауэй (Магуайр) перебирается в Нью-Йорк, движимый мечтой разбогатеть и прославиться. Он поселяется по соседству с таинственным миллионером Джеем Гэтсби (ДиКаприо): тот устраивает блестящие вечеринки и пользуется неизменным успехом у дам. Об истоках богатства Гэтсби ходят легенды, и вскоре Ник, подружившийся с Джеем, узнает правду из первых уст. Оказывается, роскошные приемы миллионер закатывает с одной единственной целью — встретиться с Дэйзи Бьюкенен (Маллиган), живущей на другом берегу залива вместе с мужем Томом (Эдгертон) — аристократом и повесой. Когда-то между Джеем и Дэйзи существовали романтические отношения, и Гэтсби по-прежнему надеется вернуть любимую, невзирая на то, что она замужем за другим…
Особняк Гэтсби против особняка Дейзи и Тома
Различия между старыми деньгами и новыми деньгами отражаются, прежде всего, в различиях в стиле, эстетике и вкусе.
Гэтсби олицетворяет показное, чрезмерно демонстративное потребление тех, чье богатство ново и поэтому должно быть всегда на виду:
Я жил в Вест-Эгге, в самом менее фешенебельном из двух, хотя это очень поверхностный ярлык, чтобы выразить причудливый и немалый зловещий контраст между ними. Мой дом находился на самой вершине яйца, всего в пятидесяти ярдах от пролива, и зажат между двумя огромными помещениями, которые снимались за двенадцать или пятнадцать тысяч за сезон. Тот, что справа от меня, был колоссальным по любым меркам — это была фактическая имитация какого-то Hôtel de Ville в Нормандии, с башней на одной стороне, новой шлепкой под тонкой бородкой из сырого плюща, мраморным бассейном и прочим. более сорока акров лужайки и сада. Это был особняк Гэтсби. (1.14)
Его дом — репродукция французского замка. Это смешно как потому, что этот французский дизайн неуместен в Америке, так и потому, что это явно новое здание, пытающееся воспроизвести что-то многовековой. Это совершенно нелепо, и это говорит о том, что единственный человек, который имеет желаемую реакцию на этот особняк, — это отец Гэтсби:
Это была фотография дома, потрескавшегося по углам и грязного от множества рук. Он с нетерпением указывал мне на каждую деталь. «Смотреть там!» а потом искал восхищения в моих глазах. (9.102)
У отца Гэтсби тот же вкус, что и у Гэтсби: бедняк ценит атрибуты богатства.
Тем временем, Дейзи и Том живут в доме, который тоже экстравагантен, но в котором роскошь несколько скрыта.:
Их дом был даже более изысканным, чем я ожидал, — веселый красно-белый особняк в георгианском колониальном стиле с видом на залив. Лужайка начиналась у пляжа и четверть мили тянулась к входной двери, перепрыгивая через солнечные часы, кирпичные дорожки и горящие сады — наконец, когда она достигла дома, плывя по склону яркими лозами, словно от инерции его бег. Фасад был разбит рядом французских окон, теперь светящихся отраженным золотом и широко открытых для теплого ветреного дня (1.18)
Окна были приоткрыты и блестели белым светом на фоне свежей травы снаружи, которая, казалось, немного врастала в дом. Ветерок пронесся по комнате, задернул занавески с одного конца, а с другого вылетел, как бледные флаги, закручивая их в сторону матового свадебного торта на потолке, а затем колыхался по ковру винного цвета (1.26)
Дом гораздо больше подходит для своего местоположения — грузинский колониальный стиль — это архитектурный стиль, соответствующий Америке (как следует из названия, он пришел из Англии в колониальный период).
Описание также подтверждает неизменность особняка Бьюкенен. Дом Гэтсби борется со своим окружением (он не работает как по временному периоду, и, похоже, у него проблемы с «сырым» плющом). В отличие от этого, дом Дейзи и Тома является такой частью окружающей среды, что трава «словно немного врастает в дом», размываясь снаружи и внутри, точно так же, как открытые окна, пропускающие ветер.
Возможно, не будет слишком много, чтобы прочитать некоторые предзнаменования в этих контрастных описаниях: Дом Гэтсби слишком новый и недостаточно укорененный. Между тем место, где живут Дейзи и Том, глубоко укоренилось и кажется нерушимым.
В ближайшее время эту штуку из-под земли никто не будет вытаскивать.
Идея
Каждый персонаж романа по мере развития событий сначала помогает читателю обзавестись симпатией лично к нему (даже Том Бьюкенен может обрести поклонников, особенно среди спортсменов), а затем все они жестоко обличаются. Ник тоже оказывается в удивительно глупом положении. Ведь он именно что восхищался Джэем Гэтсби, столь бездарно посвятившим свое существование попытке вернуть прошлое
А мог бы прожить счастливую жизнь, не гонясь за любовью и вниманием столь пустой особы как Дэзи. Наступая на грабли Гэтсби, Ник влюбляется в абсолютно циничную и меркантильную Джордан
Финал их взаимоотношений – настоящий синоним термину фарс. Может показаться, что Фицджеральд создавал карикатуру на общество тех лет, но самое печальное заключается в том, что это была скорее калька реального положения дел.
Ярчайшее социальное расслоение 1920-х прослеживалось не только среди бедных и богатых. Даже самые состоятельные люди страны делились на две категории: знатные богачи и так называемые “новые” богачи. Первые были рождены в достатке, а вторые добились всего сами. В романе они даже живут в разных районах Лонг-Айленда: Уэст-Эгг и Ист-Эгг. Но и те и другие отличались крайней пустотой сознания: бездушные создания, прожигающие жизнь впустую. Долларовые излишки развратили их сущности, превратив в фиктивных властителей жизни. Их мнение о себе сильно разнится с реальной значимостью для общества.
Показателен в этом отношении образ Тома Бьюкенена, старающегося выказывать из себя альфа-самца, мускулистого эрудита, берущегося размышлять о политике и экономике. Радикализм в поведении само собой находит отражение в радикализме мнений. Но за стеной этой мускулинности прячется неуверенный в себе и глупый человек, чьи суждения об общественно-политической обстановке зиждутся на принципах пещерного расизма и следования сплетням и слухам. Требуя верности от жены, он не считает нужным сохранять преданность супруге сам; получая укол от более подкованного интеллектом субъекта он считает нужным ответить подлостью; и в центре всего этого стоит неподдельный эгоцентризм и самолюбие, которые оказываются важнее того, что он сам невольно для себя считал любовью.
“Великолепная книга, ее каждый должен прочесть. Там проводится такая идея: если мы не будем настороже, белая раса… ну, словом, ее поглотят цветные. Это не пустяки, там все научно доказано.” Том Бьюкенен
Дэзи – невероятно точный пример легкомысленной и глупой красавицы, которая удручена недостойным поведением своего мужа, хотя годами ранее была влюблена в него по уши. Всю ее показную гордыню и достоинство рушит появление бывшего возлюбленного. Но нахлынувшее сомнение улетучивается, когда влияние Гэтсби ослабевает. Это выдает в ней натуру подконтрольную, слабовольную, которую сможет заполучить даже тот, кто строит из себя альфа-самца, но на самом деле таким не являющийся.
Джордан Бейкер в отличие от Дэзи представляет собой более умную, независимую и целеустремленную натуру. Гордая и подкованная интеллектуально, она при этом не теряет всех слабостей своего сословия, ограничиваясь силой характера. Долгое время Ник Каррауэй был убежден во взаимности своих нежных чувств к Джордан, но реальность оказалась куда более прозаичной, подстать меркантильности личности Джордан, которая успела обручиться за период короткой легкой размолвки с Ником.
Ник, являясь наравне с Гэтсби главным протагонистом романа, оказывается восхищен личностью своего нового друга, для него он имел статус великого, но так ли это на самом деле? Джэй, вырвавшись из оков бедности, со дна общества ворвался в элиту, став настоящей легендой Нью-Йорка. Этот статус мог бы помочь ему достичь небывалых высот не только для себя лично, но и для окружения. Он же решил положить все на кон ради любви легкомысленной девушки, в которую он был влюблен когда-то, но которую совершенно не успел узнать изнутри. Разве это достойная цель для растранжиривания состояния? Романтичная, но глупая идея фикс. А тут еще намеки на статус бутлеггера, которые вполне себе могут быть правдой, потому что альтернативной реалистичной истории обретения богатства мы так и не получаем.
Саркастическое прилагательное «Великий», обращенное к личности Гэтсби, было проверено временем и делом, когда на похороны Джэя так никто и не пришел. Доказательство того, какую пустую жизнь прожил этот действительно ярчайший персонаж. Насколько сильно он запутался и подчинился собственным мечтам, хотя достаточно было жить и наслаждаться каждым днем. Для этого у него было все, о чем другие могли бы только мечтать.
Слева самая первая обложка романа. Справа обложка адаптации произведения в качестве графического романа
Объяснение сюжета
Лурман, снимая свою картину, четко придерживался первоисточника, стараясь вложить в сюжет ленты Великий Гэтсби смысл, задуманный автором книги.
Как и в романе, в фильме рассказывается о светлой и чистой мечте Гэтсби, заставляющей зрителя сопереживать герою. Ради возможности быть вместе с любимой женщиной Джей превратился из сына обнищавшего фермера во владельца огромного состояния.
Романтичному мечтателю противопоставляются представители другой, «американской» мечты в лице супругов Бьюкенен. Ради богатства, стабильности и признания в высшем обществе они готовы врать друг другу и терпеть измены.
В фильме немало деталей, кажущихся незначительными, но помогающих уяснить скрытый смысл «Великого Гэтсби». Наиболее важные из них:
- погода;
- телефонные звонки;
- зеленые огоньки фонаря;
- взгляд доктора Эклберга с рекламного щита.
Все они в той или иной степени символизируют различные эмоции, владеющие героями: отчаяние, надежду, страсть.
Но главный смысл фильма «Великий Гэтсби», как и одноименного романа – в показе неравного положения людей в обществе, а также лицемерии и гнилости «высшего света».
Много споров возникало среди критиков относительно заглавия романа. Большинство из них считало, что в эпитет «великий» в названии Фицджеральд вложил ироничный смысл, показав тем самым свое отношение к Джэю Гэтсби.
Но режиссер Лурман придерживался другой точки зрения – Гэтсби великий, потому что обладал редким качеством – умением воплощать мечты в жизнь, создавая из идеального – материальное.
В чем суть концовки
Безудержное сияние и красочность начальных кадров ближе к финалу сменяются тяжелой и трагической атмосферой. Герой умирает в полной уверенности, что его красивая мечта осуществилась. Иллюзорность и несостоятельность надежд – это один из смыслов концовки «Великого Гэтсби».
О другом можно судить по сцене похорон, на которых присутствует всего трое. Джей был нужен до тех пор, пока люди могли пользоваться его щедростью
Этот момент показывает важность материальных ценностей для общества
Единственный герой, не связывающий свои жизненные цели с материальными ценностями – Ник Каррауэй, мечтающий стать писателем. Но и он на время сбился с пути, увлекшись роскошной жизнью Нью-Йорка.
Но в финале фильма Ник смог отыскать утраченный на время смысл существования, написав роман о своем погибшем друге – Великом Гэтсби.
Конечно зрители, знакомые с книгой Фицджеральда, смогут лучше оценить смысл «Великого Гэстби». Но, как и в любом произведении, каждый из них увидит в фильме что-то свое и сделает собственные выводы.