Брюллов «портрет графини ю.п. самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью амацилией пачини» описание картины, анализ, сочинение
Содержание:
Вулканические страсти
Исследователи творчества Карла Павловича Брюллова отмечают сходство темпераментов художника и графини Самойловой. Они были похожи как брат с сестрой. По иронии судьбы, даже их отчества совпадали. А встретились они тогда, когда оба уже стали причиной гибели других из-за несчастной любви.
Молоденькая Анриенна Демулен утопилась в Тибре из-за неразделенной любви к надменному Карлу. Брюллов пытался оправдаться, что не знал, какие страсти бушуют из-за него. А предсмертное письмо просто не успел прочитать. Да и, в конце концов, разве он виноват, что так нравится женщинам?
За спиной у Юлии Самойловой тоже стояла смерть: в обществе шептались, что бедный корнет Эммануил Сен При застрелился, потому что графиня не пожелала разделить его пыл. В отличие от Брюллова Самойлова даже не попыталась оправдаться. Мало ли, кто там стреляется? За всеми не уследишь. И, кстати, этот случай опровергает слух о том, что Юлия Павловна принуждала мужчин к близости. Она была разборчива.
Ей претили любые ограничения и запреты. Это и покорило Карла Брюллова. А еще — красивое лицо и роскошная фигура.
Время знакомства Брюллова и Самойловой совпало с работой художника над его самой знаменитой картиной «Последний день Помпеи» (1828−1833).
Последний день ПомпеиКарл Павлович Брюллов, 1830-е
Графиня, чей темперамент вполне можно было сопоставить с вулканом, вызвалась позировать Брюллову. И на полотне ее образ запечатлен трижды. Девушка с кувшином на голове, стоящая рядом с художником, в котором Карл Павлович изобразил себя; женщина с младенцем на руках; мать, пытающаяся защитить от извержения Везувия своих дочерей.
На полотне «Последний день Помпеи» образ Юлии Самойловой повторяется трижды. В том числе и рядом с художником, которого Брюллов написал с себя
Да, у Юлии Самойловой не было своих детей, но она удочерила двух итальянок — Амацилию и Джованину. Их Карл Брюллов изобразил на своем полотне «Всадница» (1832).
Всадница. Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю. П. Самойловой. Карл Павлович Брюллов, 1832
Также художник написал Юлию Павловну с ее воспитанницей Джованиной, и эта картина вызвала огромный восторг публики.
Портрет графини Ю. П. Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком. Карл Павлович Брюллов, 1834
Самойлова и Брюллов в тот период были неразлучны. «Наши отношения выходили за все принятые рамки», — писала графиня.
Она называла его Бришкой и всячески демонстрировала, что лично ей чужда ревность: ни в какой Тибр, Сену или Волгу из-за любви к Брюллову она не прыгнет.
Фрагмент работы, как объявлено, Карла Брюллова «Портрет молодой женщины у фортепиано» (Эмилия Тимм). Работа из частной коллекции экспонировалась в 2013 году Русском музее на выставке работ художника.
«Драгоценный мой Бришка»
В 1839 году, будучи в России, Карл Брюллов женился. Его избранницей стала дочь Рижского бургомистра Эмилия Тимм. Полная противоположность Юлии Самойловой. Тихая, юная, нежная, скромная пианистка. Ни дерзости во взгляде,ни порывов и страстей. Как раз таких барышень XIX века любят ставить в пример современным девушкам.
Брак состоялся. Но и месяца не прошло, как молва свидетельствовала: пьяный Брюллов выгнал супругу босую из дому, предварительно избив и даже вырвав серьги из ушей. Высочайшим повелением художника заставили прийти к графу Бенкендорфу для разъяснений. Что именно объяснил Брюллов, доподлинно неизвестно. Но ему разрешили развестись.
Карл Брюллов. Эмилия Тимм. Акварель, 1838 г
Сейчас наиболее популярной версией случившегося считается такая: Брюллов узнал, что его жена вовсе не так невинна, как казалось. Она была совращена собственным отцом,и эти отношения продолжились и после свадьбы.
Утешать «драгоценного Бришку» из Италии примчалась графиня Самойлова. И у нее все получилось: художник постепенно вернулся к работе и создал одну из лучших своих картин.
Тайна, покрытая браком
У Юлии Павловны была не жизнь, а сплошной фейерверк. Увы, теперь точно не разобрать, что именно является правдой, а что — слухами и домыслами. Начать с того, что сплетнями окружено даже ее происхождение. Вроде бы отцом девочки является вовсе не муж ее матери — генерал Павел Пален, а приемный дедушка — итальянец Джулио Литта, на русский манер его звали Юлием Помпеевичем. В пользу такой экстравагантной версии выступают два факта — итальянская внешность Юлии Павловны и то, что приемный дед именно ей и еще двоим своим внебрачным детям завещал свое огромное состояние.
Есть еще один слух. И он, с еще большей вероятностью, является правдой. В возрасте 15 лет Юлия тогда еще Пален — фрейлина при дворе — стала любовницей российского императора Александра I.
Портрет Александра IСтепан Семенович Щукин
С ее беременностями быстро расправлялись лейб-медики, а Юлия Павловна навсегда осталась бесплодной. Яркую красавицу Юленьку государь держал подле себя несколько лет, но потом, как честный человек, решил, что пора жениться. Какому-нибудь приличному парню-офицеру на фаворитке царя. Так как очереди из желающих прикрыть репутацию фрейлины не выстроилось, государь сам выбрал дворянское семейство. Им стали Самойловы. Флигель-адъютант императора,красавец Николай Самойлов был категорически против. Но маман очень быстро объяснила строптивому сыну, что Александр І вовсе не спрашивал «хочешь-не хочешь», а сделал предложение, от которого невозможно отказаться. Венчание состоялось.
П.Ф. Соколов. Граф Николай Александрович Самойлов
«Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини (Маскарад)»
Кратко описание картины
На картине «Портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала у персидского посланника (с приёмной дочерью Амацилией)» Юлия Павловна представлена рядом со своей воспитанницей и приёмной дочерью Амацилией Паччини. Амацилия и Джованнина являлись дочерьми разорившегося итальянского композитора Джованни Паччини, которых Самойлова взяла на воспитание. Полотно представляет её свободный от общественных норм характер. Юлия Павловна всегда отличалась вольностью взглядов и независимостью от общества и их суждений. За это её недолюбливал император Николай I и многие представители высшего света. Здесь она представлена покидающей бал или «маскарад«, как ещё называют эту картину. Маскарад, в контексте картины, представляет собой собрание высшего общества, которые преклоняются друг перед другом, которые вечно носят маски и живут во лжи. На заднем плане серые фигуры, которые ничем не примечательны по сравнению с красотой графини. Среди них особенно выделяется фигура султана и услужливого посла, который, видимо, чтобы угодить знатному человеку, что-то шепчет ему и указывает жезлом на удаляющихся Юлию и Амацилию. От всего этого общества, которое Брюллов изобразил в шутовском виде, главных героинь отделяет яркий красный занавес, будто бы резко разделяющий два мира, два образа людей. Юлия Павловна сняла маску и смотрит открыто, никого не стесняясь. В этом образе есть особенная искренность перед людьми и перед миром. Она не боится показать себя такой, какая она есть на самом деле, а все маскарады со знатными людьми, исполненными лицедейства, ей совершенно неинтересны. Образ Юлии Павловны здесь представляет человеческое достоинство, которому стоит поучиться многим.
Для Брюллова графиня Самойлова была настоящим идеалом. Она была ему хорошим другом и в трудную для него минуту, когда он подвергся немилости и настоящей травли высших кругов, Юлия Павловна специально для того, чтобы помочь живописцу, приехала в Россию из Италии. А.Н.Бенуа писал, что отношения Брюллова к Самойловой достаточно известны. Вероятно, художник был страстно влюблён в графиню и поэтому картины именно с участием Самойловой являются настоящими шедеврами, жемчужинами всего творчества великого русского художника.
Искуствовед Некрылова Л.П.
Х
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
Портрет графини Юлии Павловны СамойловойТакже бесплатно скачивайте «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой» на странице сайта!
Биография[править | править код]
Происхождение и первый бракправить | править код
По материнской и отцовской линиям Самойлова была связана узами родства с семействами Паленов, Скавронских, князем Потёмкиным, итальянцами Литта и Висконти. Мать Юлии, Мария, была падчерицей знаменитого государственного деятеля Джулио (Юлия Помпеевича) Литта, с которым её связывали нежные отношения, и в свете поговаривали о спорном отцовстве Юлии (чему итальянский тип её внешности давал почву). Все свое колоссальное состояние и художественные коллекции Литта (ум. ) разделил между Юлией, де-юре внучкой его жены Екатерины, и двумя побочными детьми. Самойлова носила прозвище «последней из Скавронских», как унаследовавшая колоссальное состояние деда.
Мария Скавронская, мать Самойловой, обладала огромным состоянием, принадлежавшим роду Скавронских, родственников Екатерины I и была последней носительницей этой фамилии. Выйдя замуж за графа Палена и родив дочь, через некоторое время, когда ребенку было пять с половиной лет, оставила её и уехала в Париж, обучаться музыке и пению, развелась с Паленом и вышла замуж за генерала А. П. Ожаровского.
В возрасте двадцати пяти лет Юлию выдали замуж за графа Николая Александровича Самойлова, флигель–адъютанта императора (ум. 23 июля 1842). Супруги вскоре охладели друг к другу, во многом благодаря склонности графа к кутежам и игре. В году пара по взаимному соглашению разошлась, и Самойлов вернул приданое, отвёз Юлию к отцу, графу Палену и сохранил с ней весьма дружеские отношения.
Независимая жизнь и отношения с Брюлловымправить | править код
Графиня обосновалась в имении Графская Славянка под Петербургом, с роскошным домом, выстроенным по проекту знаменитого петербургского архитектора и художника — Александра Павловича Брюллова. Позже он же построит ей дворец на Елагином острове. Графиня держала себя предельно независимо. В её доме собирался просвещённый кружок, что не нравилось Николаю I, ей пришлось переехать вначале в Санкт-Петербург, а затем и в Италию, где она дружила с Россини и Доницетти и оказывала покровительство художникам и музыкантам, активно участвуя в культурной жизни страны. В частности, считается, что именно она оплатила клакёрам провал оперы Беллини «Норма» и успех оперы Пачини «Корсар».
С братом архитектора, Карлом, она познакомилась в Риме, в знаменитом салоне Зинаиды Волконской. Начало их отношений датируют годом. Летом они вместе путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел прославившего мастера полотна. В конце 1835 года по предписанию Николая I Брюллов возвратился в Россию и занял должность профессора Академии художеств Санкт-Петербурга, начав преподавательскую деятельность. В 1839 году Карл неудачно женился. Совместная жизнь супругов продлилась всего 2 месяца.
В графиня снова возвращается в Петербург и берёт под свою опеку опального Карла Брюллова, чей развод с женой вызвал неудовольствие общества. Художник подолгу живёт у графини на её вилле в Ломбардии. Графиня также владела имением в Груссе (Франция), палаццо в Милане и дворцом на озере Комо. Фрагменты переписки между влюбленными сохранились и свидетельствуют о глубоком чувстве.
У графини Самойловой было две приемные дочери — младшая Амацилия (род. в ) и старшая Джованина Пачини, дети обедневшего миланского певца и композитора Джованни Пачини, автора оперы «Последний день Помпеи», произведшей впечатление на Брюллова. Когда Самойлова взяла Амацилию на воспитание — неизвестно, но, судя по картине «Всадница», написанной в году, уже четырёхлетней она жила у неё. Вопрос с этими двумя девочками до конца не прояснён, документы свидетельствуют, что у композитора была на самом деле только одна дочь. Существует версия, что настоящее имя второй девочки, Джованнины — Кармине Бертолотти и она является внебрачной дочерью Клементины Пери, сестры второго мужа Самойловой.
Поздние годыправить | править код
В году она принимает решение расстаться с Брюлловым и порывает с ним. В она выходит замуж за итальянского тенора Пери, лишается подданства Российской империи, продает Графскую Славянку и иное имущество. Второй её муж, оперный певец Перри, отличавшийся необыкновенной красотой, умрёт через год после свадьбы от чахотки.
— В. Пикуль. «Удаляющаяся с бала»
Третий муж, дипломат граф де Морнэ, с которым они обвенчались в году, оставит немолодую уже супругу через год после венчания, объяснив разрыв полным несходством характеров. К концу жизни потеряла практически всё своё состояние. Приёмные дочери, выданные замуж, через суд взыскивали у графини обещанные деньги и имущество. Умерла в Париже, похоронена на кладбище Пер-ла-Шез, вместе со вторым мужем.