Притчи соломона
Содержание:
- Введение.
- Содержание
- Уроки Соломона О свободе
- Глава 28
- Демоны
- Притча о настоящей матери
- Притчи Соломона
- Свт. Василий Великий
- Соломон – соло на струнах истории
- Глава 30
- Глава 11
- Книга Соломона — изгнание дьявола и история происхождения гримуаров
- Как применить мудрость на практике?
- Как применить мудрость на практике?
- Кто автор?
Введение.
Книга Притчей — это книга наставлений в области морали и этики, затрагивающая многие аспекты жизни человека. Содержащиеся в ней наставления учат читателей, как жить благочестиво и мудро, как избегать на своем пути ловушек, которые люди расставляют самим себе и друг другу в результате неразумного и неугодного Богу поведения.
Должное и недолжное отношение к вещам, похвальные и непохвальные свойства характера, приличное и неприличное поведение — обо всем этом постоянно говорится на страницах Притчей в сжатой, но затрагивающей ум и сердце манере. Воистину это «Божья книга вразумления», сокровищница Его мудрости.
Если бы израильтяне жили в согласии с Божьими постановлениями и законами, то они были бы мудрым и разумным народом в глазах окружающих (Втор. 4:5-6). Это же относится и к верующим всех времен, потому что «Закон Господа… умудряет простых» (Пс. 18:8). Притчи — это книга, расставляющая некоторые важные акценты на том, что сказано в других книгах Ветхого Завета, и тем самым как бы дополняющая их.
Содержание
По своему характеру это книга поэтически-дидактическая, в поэтических формах излагающая возвышенные религиозно-философские истины с вытекающими из них нравственными положениями.
В Книге Притчей, как и в книге «Премудрость Соломона», прославляется мудрость, которая олицетворяется и сама выступает с вдохновенными изречениями в назидание людям. Книгу Притчей можно назвать философско-религиозным трактатом, в котором автор излагает добытые разумом и житейским опытом истины в формах дидактическо-поэтической речи, способной производить особенно сильное впечатление на слушателей. Многие изречения этой книги вошли в народное миросозерцание, отголоски ее влияния заметны и в Новом Завете, где много заимствований из нее и указаний на разные ее изречения (таких мест насчитывается до 35).
В греческой Библии притчи называются паремиями (παροιμίαι). Смысл обоих наименований одинаков. Паремия, по объяснению Василия Великого, значит припутное (παρά — при и οιμος — путь), вроде верстового столба, изречение, т.е. такое, которое служит указателем пути, руководит человеком на путях жизни. Церковнославянское слово притча состоит из двух слов, при и тча (теча). Корень последнего слова, теку (бегу, поспешаю) — тот же самый, который слышится и в слове предтеча. От притч Христа Спасителя притчи Соломона отличаются тем, что имеют вид суждений, тогда как притчи Христовы суть рассказы.
Книга притч пользовалась величайшим уважением не только у евреев, но и у христиан. Древние отцы церкви, по свидетельству Евсевия, назвали ее за ее высоко наставительный характер πανάρετος — сокровище всех добродетелей и βασιλικόν δωρον — царственный дар.
Из книги Притчей часто заимствуются чтения в церковных службах; вследствие преимущественного употребления ее в церковном богослужении название паремии сделалось общим для всех церковных чтений, взятых из священных книг. В дни св. четыредесятницы Православная Церковь ежедневно, за исключением субботних и воскресных дней, предлагает христианам на вечернях паремии из книги Притчей как лучшее назидательное чтение в эти дни поста и покаяния. В дни четыредесятницы прочитываются по порядку, за исключением немногих стихов, почти целиком первые 24 главы и последняя, 31-я, с 8 стиха до конца. Несколько чтений из книги Притчей положено и на дни Воздвижения Креста Господня, Благовещения Пресвятой Богородицы и др.
Уроки Соломона О свободе
Однажды некто пришел к Соломону в миг, когда тот забавлялся с охотничьей птицей, и сказал:
— Царь, помоги мне, я в печали. Вчера я освободил своих рабов, а сегодня они закидали мой дом камнями.
Царь внимательно взглянул на него, после чего спросил:
— Для чего освобождал ты рабов своих?
Так ответил пришедший за советом:
— Мне досталось богатое наследство, и я решил освободить тех из рабов, с кем провел детство. Я мнил сделать их счастливыми.
Тогда Соломон спросил:
— А кто сказал тебе, что свобода — это счастье, а счастье — это свобода?
И еще сказал он:
— Взгляни на этого хищного сапсана. Хотя он содержится в клетке, на охоте он — господин и повелитель. Если он не захочет охотиться, его никто не заставит — и все равно вечером он получит своего кролика. Он волен улететь, и его никто не задержит — значит, он со мной, покуда сам того желает. Для него свобода — не счастье, она для него — жизнь.
И добавил он:
— Есть и другая птица — курица. День-деньской она ходит по двору или высиживает яйца. Если ее выпустить в степи, она одуреет от свободы, а через день погибнет. Для нее свобода — не счастье, она для нее — смерть.
Спросил тогда отчаявшийся проситель:
— В чем же тогда мудрость?
И ответил Соломон:
— Мудрость хозяина в том, чтобы отделить сапсанов от кур. Первых ты погубишь неволей, вторых — свободой.
И еще сказал он:
— Сапсанов мало, кур много, но нужно беречь и тех, и других.
Муж ответил:
— Я понял тебя, о царь.
— Тогда иди же и впредь умей отделять одно от другого.
Проситель поклонился до земли и вышел в задумчивости.
Глава 28
1 | Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев. | |
2 | Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна. | |
3 | Человек бедный и притесняющий слабых то же, что проливной дождь, смывающий хлеб. | |
4 | Отступники от закона хвалят нечестивых, а соблюдающие закон негодуют на них. | |
5 | Злые люди не разумеют справедливости, а ищущие Господа разумеют всё. | |
6 | Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат. | |
7 | Хранящий закон — сын разумный, а знающийся с расточителями срамит отца своего. | |
8 | Умножающий имение свое ростом и лихвою соберет его для благотворителя бедных. | |
9 | Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость. | |
10 | Совращающий праведных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные наследуют добро. | |
11 | Человек богатый — мудрец в глазах своих, но умный бедняк обличит его. | |
12 | Когда торжествуют праведники, великая слава, но когда возвышаются нечестивые, люди укрываются. | |
13 | Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован. | |
14 | Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду. | |
15 | Как рыкающий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин над бедным народом. | |
16 | Неразумный правитель много делает притеснений, а ненавидящий корысть продолжит дни. | |
17 | Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его. | |
18 | Кто ходит непорочно, то будет невредим; а ходящий кривыми путями упадет на одном из них. | |
19 | Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздным, тот насытится нищетою. | |
20 | Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным. | |
21 | Быть лицеприятным — нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду. | |
22 | Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его. | |
23 | Обличающий человека найдет после бо́льшую приязнь, нежели тот, кто льстит языком. | |
24 | Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: «это не грех», тот — сообщник грабителям. | |
25 | Надменный разжигает ссору, а надеющийся на Господа будет благоденствовать. | |
26 | Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел. | |
27 | Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий. | |
28 | Когда возвышаются нечестивые, люди укрываются, а когда они падают, умножаются праведники. |
Глава 27
Глава 29
Демоны
«Завещание Соломона» по большей части состоит из пересказа бесед между Соломоном и демонами. Некоторые из демонов имеют гротескный облик; в частности, у одного из них нет головы. Два демона тесно связаны с сексуальностью: Асмодей из Книги Товита и демоница Обизуфь, тождественная Лилит во всем, кроме имени (и, подобно Лилит, удушающая новорожденных). Большинство других демонов не упоминаются по именам в других источниках. О демоне по имени Абезетибод сказано, что это он (а не Яхве, как утверждается в Книге Исход) ожесточил сердце фараона, чтобы тот запретил сынам Израиля покинуть Египет.
Демоны из «Завещания Соломона» в порядке их появления: Орниас, Вельзевул, Оноскелида, Асмодей, Тефрас, 7 сестер, связанных со звездами (Плеяды), Зависть, Скипетр (Рабд), Леонтофор (или Рат), Триболай («трезубый дух»), Обизуфь, Крылатый Дракон, Энепсиг, Кунопег, некий «похотливый дух» (оставшийся безымянным), 36 демонов зодиакальных деканатов, Эфиппас и Абезетибод.
Притча о настоящей матери
Однажды к Соломону за советом обратились две женщины, чтобы он рассудил, чей ребенок остался жить. Якобы вышло так, что одна из них во сне случайно задавила новорожденного младенца, а после, обнаружив это, подменила мертвого на живого своей соседки.
Споры и ругань не привели ник какому согласию двух отчаянных женщин. Тогда царь предложил им единственно возможный выход — разрубить живого младенца пополам и вручить каждой по половине. Настоящая мать ребенка упала в ноги царю и просила не рубить ребенка, а отдать другой женщине, лишь бы ее чадо осталось живым. Вторая претендентка лишь обрадовалась такому раскладу, ее младенец-то был мертв.
Так Соломон раскрыл правду и отдал ребенка в руки истинной матери.
Притчи Соломона
Глава 6.
1Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого,-
2ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих.
3Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;
4не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим;
5спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.
6Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.
7Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;
8но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.
9Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?
10Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь:
11и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник.
12Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами,
13мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими;
14коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.
15Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит — без исцеления.
16Вот шесть, что’ ненавидит Господь, даже семь, что’ мерзость душе Его:
17глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,
18сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,
19лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.
20Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;
21навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.
22Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою:
23ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни,
24чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.
25Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими;
26потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.
27Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?
28Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?
29То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины.
30Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден;
31но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего.
32Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это:
33побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится,
34потому что ревность — ярость мужа, и не пощадит он в день мщения,
35не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.
« Предыдущая глава |
Следующая глава » |
Свт. Василий Великий
Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского
Слово: «притча» – у внешних употребляется в означение изречений общенародных и произносимых, всего чаще на путях; потому что путь называется у них οιμος от чего и притчу (παροιμια) определяют так: речение припутное, самое обычное в народном употреблении и от немногого удобно прилагаемое ко многому подобному. А у нас притча есть полезное слово, выраженное с некоторой прикровенностью, но как с первого взгляда заключающее в себе много полезного, так и в глубине своей скрывающее обширную мысль. Потому и Господь говорит: «сия в притчах глаголах вам: но приидет час, егда ктому в притчах не глаголю вам, но яве» (Ин. 16, 25); потому что приточное слово не имеет открыто и общевразумительно высказанного смысла, но обнаруживает намерение свое косвенным образом и только людям более внимательным
Поэтому «притчи Соломона», то есть изречения, возбуждающие внимание и доставляющие пользу на всем пути жизни.
А имя писателя наименовал с тем, чтобы знаменитостию лица привлечь слушателя; потому что достоверность поучающего как делает слово достойным вероятия, так располагает учащихся к большей внимательности. Итак, «притчи Соломона», того Соломона, которому сказал Господь: «се, дах ти сердце смыслено и мудро; якоже ты, не бысть муж прежде тебе и по тебе не востанет подобен тебе» (3Цар. 3, 12). И еще: «даде Господь смысл и мудрость Соломону многу зело, и широту сердца, яко песок, иже при мори: и умножися мудрость Соломонова… паче… всех древних человек и паче всех смысленных египетских» (3Цар. 4, 29–30). Так необходимо присовокупление имени!
«Притчи Соломона, сына Давидова». Присовокуплено и имя отца, чтобы знать тебе, что Соломон был премудр, произошел от отца также премудрого и пророка, с младенчества обучен был священным письменам, но по жребию получил власть; не силою присвоил себе царство, нимало ему не принадлежавшее; но принял отеческий скипетр по справедливому суду отца и по Божию определению.
Он был царем во Иерусалиме. И это сказано не напрасно, но главным образом для различения от других подобного имени царей, а сверх сего, и для того, чтобы поелику он построил пресловутый храм, то и ты знал соорудителя сего храма и виновника всякого гражданского устройства, уставов и благочиния. Много же содействует к принятию советов и то, что писатель книги – царь. Ежели царская власть есть законное правительство, то очевидно, что и правила, какие дает царь, истинно достойный сего наименования, имеют великую законность, будучи направлены к общей для всех пользе, а не составлены с намерением достигнуть царю собственной своей пользы. Тем и отличается злой властелин от царя, что один везде имеет в виду свои выгоды, а другой помышляет о пользе подданных.
Беседа на начало Книги Притчей.
Соломон – соло на струнах истории
Сын Давида Соломон принял от отца царский престол в 965 году до нашей эры. Новый правитель Израиля, как и его предшественники, имел возможность общения с божественными силами. Но он не стал просить у Небес богатырской силы, завидного богатства, несокрушимого здоровья. Все, что было нужно новому наместнику Бога на Земле – это мудрость.
И она была дана Соломону. Он стал самым проницательным, самым знающим и понимающим из всех израильских лидеров. Ему было дано даже распознавать язык зверей. Царь-интеллектуал стоял у руля государства по 926 (по другим данным, — по 932) год до н.э.
Заботой всей его жизни стало возведение Иерусалимского храма, который современники и потомки называли одним из семи чудес света. К сожалению, храм позже был разрушен вавилонскими воинами. Не устоял перед набегами врагов и второй храм, выстроенный позже на том же месте.
Зато притчи царя Соломона пережили создателя на века и тысячелетия. Они были запечатлены в Библии и до сих пор помогают всем, кто жаждет самопознания и самосовершенствования.
Глава 30
1 | Слова Агура, сына Иакеева. Вдохновенные изречения, которые сказал этот человек Ифиилу, Ифиилу и Укалу: | |
2 | подлинно, я более невежда, нежели кто-либо из людей, и разума человеческого нет у меня, | |
3 | и не научился я мудрости, и познания святых не имею. | |
4 | Кто восходил на небо и нисходил? кто собрал ветер в пригоршни свои? кто завязал воду в одежду? кто поставил все пределы земли? какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли? | |
5 | Всякое слово Бога чисто; Он — щит уповающим на Него. | |
6 | Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом. | |
7 | Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: | |
8 | суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, | |
9 | дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе. | |
10 | Не злословь раба пред господином его, чтобы он не проклял тебя, и ты не остался виноватым. | |
11 | Есть род, который проклинает отца своего и не благословляет матери своей. | |
12 | Есть род, который чист в глазах своих, тогда как не омыт от нечистот своих. | |
13 | Есть род — о, как высокомерны глаза его, и как подняты ресницы его! | |
14 | Есть род, у которого зубы — мечи, и челюсти — ножи, чтобы пожирать бедных на земле и нищих между людьми. | |
15 | У ненасытимости две дочери: «давай, давай!» Вот три ненасытимых, и четыре, которые не скажут: «довольно!» | |
16 | Преисподняя и утроба бесплодная, земля, которая не насыщается водою, и огонь, который не говорит: «довольно!» | |
17 | Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют во́роны дольные, и сожрут птенцы орлиные! | |
18 | Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: | |
19 | пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице. | |
20 | Таков путь и жены прелюбодейной; поела и обтерла рот свой, и говорит: «я ничего худого не сделала». | |
21 | От трех трясется земля, четырех она не может носить: | |
22 | раба, когда он делается царем; глупого, когда он досыта ест хлеб; | |
23 | позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей. | |
24 | Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых: | |
25 | муравьи — народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою; | |
26 | горные мыши — народ слабый, но ставят домы свои на скале; | |
27 | у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно; | |
28 | паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах. | |
29 | Вот трое имеют стройную походку, и четверо стройно выступают: | |
30 | лев, силач между зверями, не посторонится ни перед кем; | |
31 | конь и козел, и царь среди народа своего. | |
32 | Если ты в заносчивости своей сделал глупость и помыслил злое, то положи руку на уста; | |
33 | потому что, как сбивание молока производит масло, толчок в нос производит кровь, так и возбуждение гнева производит ссору. |
Глава 29
Глава 31
Глава 11
1 | Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему. | |
2 | Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость. | |
3 | Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их. | |
4 | Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти. | |
5 | Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего. | |
6 | Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим. | |
7 | Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает. | |
8 | Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый. | |
9 | Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются. | |
10 | При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество. | |
11 | Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается. | |
12 | Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит. | |
13 | Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело. | |
14 | При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует. | |
15 | Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен. | |
16 | Благонравная жена приобретает славу , а трудолюбивые приобретают богатство. | |
17 | Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою. | |
18 | Нечестивый делает дело ненадежное, а сеющему правду — награда верная. | |
19 | Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей. | |
20 | Мерзость пред Господом — коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути. | |
21 | Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным; семя же праведных спасется. | |
22 | Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная. | |
23 | Желание праведных есть одно добро, ожидание нечестивых — гнев. | |
24 | Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет. | |
25 | Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет. | |
26 | Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего — благословение. | |
27 | Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит. | |
28 | Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть. | |
29 | Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем. | |
30 | Плод праведника — древо жизни, и мудрый привлекает души. | |
31 | Так праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и грешнику. |
Глава 10
Глава 12
Книга Соломона — изгнание дьявола и история происхождения гримуаров
Считается, что Соломон создал книгу, посвященную непосредственно изгнанию дьявола, но это не так. Ритуалы, направленные на защиту от дьявола и любого зла, есть в «Малом» и «Большом ключе Соломона», но больше внимания уделяется использованию потусторонних сил в личных целях.
Современным последователям христианства, ислама и иудаизма непонятно, как мог мудрый израильский царь, любимый Богом, заниматься магией. В «Ключах» и в других исторических свидетельствах относительно царя Соломона есть исчерпывающие ответы на вопрос.
Соломон был настолько мудрым и праведным человеком, что за благие дела Бог вознаградил царя исключительным знанием об окружающем мире. Это позволило правителю безбоязненно покорять силой даже могучих демонов и призывать на помощь сильных ангелов из небесных сфер для обеспечения процветания народу Израиля.
«Ключи» основаны на христианской и еврейской религиозных традициях. Большинство демонстрируемых ритуалов не несет богохульства или греха: заклинания сопровождаются молитвами, а демонов сдерживает непосредственное произнесение принятых в иудейской традиции имен Бога.
Сейчас толкование гримуаров может быть разным, большинство современных священников не одобряют использование содержимого книг. Знания на страницах «Ключа» относились к Ветхозаветному времени, когда строгости в отношении колдовства не существовало, а использование злых духов в благих целях считалось правильным и естественным деянием.
По поверью, сила Соломона, скрытая в тексте, была столь велика, что царь мог единолично свершить изгнание Дьявола. Так, согласно «Гоэтии», правитель смог заключить всех значимых демонов в одном сосуде вместе с их бесчисленными легионами приспешников, что явно было богоугодным деянием.
Как применить мудрость на практике?
Мудрейшая книга Притчей Соломона, написанная более трех тысяч лет назад заключает в себе бесценное сокровище мудрости для всех поколений на земле на протяжении всех прошедших, настоящих и последующих веков. Однажды на работе подойдя к одному коллеге, я сказала, как с годами чувствую, что моя душа не стареет. Он ответил: «Это у Вас так. А я чувствую старость.» «В таком случае, у Вас приобретается мудрость,» — ответила я. «Да, нет! Что Вы такое говорите? Я до сих пор делаю столько глупостей. Ни о какой мудрости не может быть и речи,» – возразил коллега. Я постаралась его переубедить. Было бесполезно. Тогда я подумала, как отвергая Бога, человек добровольно отвергает Божью мудрость. Как жаль! А Бог ведь предлает мудрость каждому! Писание говорит просто и понятно: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иакова 1:5-7). Царь Соломон ничего другого, кроме мудрости, не просил у Бога. Это просьба была угодна Богу и Он наградил мудростью молодого царя Соломона. А как насчёт Вас? Желаете ли Вы быть мудрыми? Возможно, как мой коллега отвергните мудрость добровольно. Всё же, я предлагаю Вам заглянуть на некоторые жемчужинки Божьей мудрости в притчах Соломона.
Как применить мудрость на практике?
Мудрейшая книга Притчей Соломона, написанная более трех тысяч лет назад заключает в себе бесценное сокровище мудрости для всех поколений на земле на протяжении всех прошедших, настоящих и последующих веков. Однажды на работе подойдя к одному коллеге, я сказала, как с годами чувствую, что моя душа не стареет. Он ответил: «Это у Вас так. А я чувствую старость.» «В таком случае, у Вас приобретается мудрость,» — ответила я. «Да, нет! Что Вы такое говорите? Я до сих пор делаю столько глупостей. Ни о какой мудрости не может быть и речи,» – возразил коллега. Я постаралась его переубедить. Было бесполезно. Тогда я подумала, как отвергая Бога, человек добровольно отвергает Божью мудрость. Как жаль! А Бог ведь предлает мудрость каждому! Писание говорит просто и понятно: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иакова 1:5-7). Царь Соломон ничего другого, кроме мудрости, не просил у Бога. Это просьба была угодна Богу и Он наградил мудростью молодого царя Соломона. А как насчёт Вас? Желаете ли Вы быть мудрыми? Возможно, как мой коллега отвергните мудрость добровольно. Всё же, я предлагаю Вам заглянуть на некоторые жемчужинки Божьей мудрости в притчах Соломона.
- Усвойте золотые правила поведения и манеры. Будьте мудрыми. Будьте порядочными. Просто и доступно. Изучайте в точности Божьи заповеди в Библии. Следуйте советам Соломона. Посвящайте для этого много времени в изучении Священного Писания. «Усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты» (Притчи 1:3).
- У Бога – начало мудрости. Богобоязненное почитание премудрого Бога – это и есть мудрость. Признайте Его могущество и величие в ежедневной личной жизни. Соломон прекрасно объясняет, как приобрести мудрость у Бога. В искренней молитве просите у Бога мудрости. Он ответит Вам через Священное Писание, через Божье откровение свыше или через наставления старших братьев и сестёр во Христе. Правильный выбор в жизни – зависит от Вашего решения. «Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.» (Притчи 1:7)
- Научитесь правильно распоряжаться своим имением. Прислушайтесь к совету Соломона. Доверяйте Господу тем, что Он даёт нам. Распределяйте Ему часть достояния и это послужит огромным благословением. «Чти Господа своим достоянием, первыми плодами от всех своих урожаев» (Притчи 3:9).
- Приобретение мудрости – самое большое достижение в жизни каждого человека. Тот мудрый человек, кто посвятил свою жизнь для Господа. Господь является нашей защитой от всякого рода зла и во всякое время. Приобретай мудрость, приобретай разум; не забывай моих слов и не отклоняйся от них. Не оставляй мудрости, и она защитит тебя.» (Притчи 4:5-6).
- Самое главное богатство в жизни – это забота о чистоте сердца. Это приведёт к благоденствию. «Больше всего хранимого, храни сердце твоё потому что от него источники жизни» (Притчи 5:23).
Много притчей говорят о важности послушания детей родителям, бдительности, рассудительности, знании, предохранения себя от амморальности : «Сын мой! Внимай мудрости моей, и приклони ухо твоё к разумению моему, чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание.» (Притчи 5:1-2). «Сын мой! Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей» (Притчи 6:20)
«Сын мой! Храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. Чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои..» (Притчи 7:1,5).
- Приобретение и изучение Мудрости превыше всех земных сокровищ, превыше золота и серебра и других драгоценнейших камней. В мудрости содержится смысл жизни и сама жизнь. «Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею..» (Притчи 8:10-11).
- Мудрость – не многословна и назидательна. Есть чему поучиться всегда. «В многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен.» (Притчи 10:19).
- Хотите иметь благословенную семью? Тщательно изучайте притчи Соломона до вступления в брак и в браке. Вы обретёте мудрость и бесценные советы: «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.» (Притчи 14:1). «Кто найдёт добродетельную жену? Цена её выше жемчугов.» (Притчи 31:10).
Читайте Библию, размышляйте над Божьими заповедями, притчами и мудрыми советами Соломона, будьте мудры и благоразумны в Боге!
Автор статьи: Татьяна Мороз
Кто автор?
Основной автор этой книги – Соломон, мудрейший царь, кто когда-либо царствовал на земле (1:1; 10:1; 25:1). Некоторые из глав написаны Агуром (30:1) и Лемуилом (31:1). О мудрости Соломона записано следующее: «И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей…» (3 Царств 4:29-31). Есть мнения, что цари Агур и Лемуил – это псевдонимы Соломона. Притчи, собранные в отдельную книгу, являются общими наблюдениями Соломона, как устроена жизнь людей на земле. Но, естественно, бывают исключения.