Самые известные российские балерины

Репертуар

Мариинский театр

  • 2003 — «Ромео и Джульетта»
  • 2004 — «Сильфида»
  • 2004 — «Щелкунчик»
  • 2006 — «Бахчисарайский фонтан»
  • 2006 — «Спящая красавица»
  • 2006 — «Золушка»
  • 2007 — «Жизель»
  • 2008 — «Дон Кихот»
  • 2008 — «Карнавал»
  • 2009 — «Аполлон»
  • 2010 — «Петрушка»
  • 2010 — «Конёк-Горбунок»

Большой театр

  • 2012 — «Спящая красавица»
  • 2012 — «Анюта»
  • 2012 — «Драгоценности»
  • 2012 — «Шопениана»
  • 2012 — «Дочь фараона»
  • 2012 — «Аполлон Мусагет»
  • 2013 — «Баядерка»
  • 2013 — «Онегин»
  • 2013 — «Марко Спада»
  • 2014 — «Дама с камелиями»
  • 2017 — «Легенда о любви»
  • 2017 — «Пламя Парижа»
  • 2019 – «Зимняя сказка»
  • 2019 – «Парижское веселье»
  • 2020 – «Спартак»

«Эпоха Петипа»

Знаковой фигурой петербургской школы балета второй половины XIX века стал французский балетмейстер Мариус Иванович Петипа. Он прибыл в Петербург по приглашению петербургского Большого театра, так как видел потенциал в развитии балетной культуры именно здесь. За свою творческую жизнь Петипа поставил более 70 балетных постановок, 46 из них — в России. Главными в балете для Петипа были артистичность исполнения, грация и чувственность. Благодаря любви к своему делу, Петипа фактически создал классический русский балет путём синтеза гармонии музыки и хореографии. Он отвергал эффекты и яркие представления в балете, считая их губительным для балета:

«Она развращает публику, отвлекая её от серьёзных балетов и приучая к феериям, которые вводят на балетную сцену такие господа, как, например, Манцотти, написавший феерию — да, да, не балет. А феерию — «Эксцельсиор».

Сцены из балета «Лебединое озеро» Фото: culture.ru

В период «эпохи Петипа» симфонический оркестр стал действующим лицом постановки, придавая спектаклю законченную эмоциональную окраску, объединяя хореографию и музыку в единое целое. Творческие союзы Петипа с Чайковским и Глазуновым подарили миру такие шедевры искусства как «Лебединое озеро» (1895), «Щелкунчик» (1892), «Спящая красавица» (1890), «Раймонда» (1898).

«Пролог. Дары фей». Художник — К. Коровин, 1914 г. Фото: mariinsky.ru

Премьера «Спящей красавицы» состоялась 3 января 1890 года на сцене Мариинского театра. В спектакле были задействованы только лучшие артисты балета того времени: Феликс Кшесинский, Павел Гердт, Платон Карсавин, Мария Петипа, Анна Иогансон и другие. Сюжет «Спящей красавицы» идеально подходил для драматургии симфонии и балета — каждый из четырёх актов имел законченный сюжет и мог существовать отдельно, но при этом был частью общей симфонии, которую можно было оценить только целиком. Хотя постановка была холодно принята критиками, она стала классикой мирового балета и триумфом творческого союза Петипа и Чайковского.

Большая роль в становлении и прославлении школы классического русского балета также принадлежит талантливым мастерам исполнительской деятельности — Павлу Андреевичу Гердту и Екатерине Оттовне Вазем.

В историю русского балета Гердт вошёл как первый исполнитель романтических партий принца Дезире («Спящая красавица»), принца Зигфрида («Лебединое озеро») и принца Коклюша («Щелкунчик»). Его исполнительская манера стала образцом танцевального стиля на протяжении нескольких десятилетий. Однако главным принципом стиля Петипа было главенство балерины в спектакле, а премьер балета занимал подчинённое место. Екатерина Оттовна Вазем была постоянной партнёршей Гердта. Она уступала ему в выразительности, но в технике не знала равных. Мастерство Вазем было эталоном танцевального искусства своего времени. Исполненные ей роли в балетах «Жизель», «Баядерка», «Корсар», «Бабочка», «Пахита» и другие были с успехом приняты публикой и критиками.

Екатерина Вазем в костюме Никии. Второй акт балета «Баядерка» Санкт-Петербург, 1877 г.

После окончания творческой деятельности Вазем преподавала женский средний класс в Петербургском театральном училище. Среди её учениц были Анна Павлова, Ольга Преображенская, Матильда Кшесинская и Агриппина Ваганова.

Воплощение грации и изящества

А также железной воли и несгибаемого духа. Это прима Большого театра и миланского Ла Скала — Светлана Захарова. Она дебютировала в Мариинском театре в возрасте 17 лет, и вот уже двадцать лет в ее карьере не было ни одной осечки. Она с успехом исполняет классику и современный танец.

«Я станцевала уже все партии, о которых можно мечтать, в самых разных редакциях. Например, «Лебединое озеро» исполнила более чем в десяти вариантах на разных сценах мира. Мне хочется экспериментов, испытать возможности своего тела в чем-то другом. Современный танец — это движение, которое дает свободу. Классика же имеет рамки и правила, за которые нельзя выходить», — поделилась Светлана в одном из интервью.

Что больше всего нравится Захаровой в профессии? По словам балерины, она счастлива во время подготовки к спектаклю. Примерки, репетиции. В это время она порой не спит ночами – в голове звучит музыка.

Сама премьера уже не вызывает столько радости. Становится даже немного грустно, ведь то, к чему я так готовилась, уже состоялось.

Кстати, звездой себя Светлана не считает. «Я просто человек, который пашет каждый день», — говорит она.

Балеринская стать

Уже выходя на точку, с которой начнется ее танец, балерина несет в себе образ героини: по-особенному держит спину и руки, определенным образом делает шаги по сцене и встает в позу, с которой начинается танец.

Критики всегда отмечают у звездных исполнителей присущее именно им чувство позы. Как выдающиеся актеры читают знакомый всем текст пьесы, но в одном им ведомом месте делают паузу или вздох, с особым ритмом и даже тембром голоса произносят знаменитое шекспировское «Быть или не быть?», так и балерины могут постоять в позе дольше, выбрать лейтмотивом своего танца переплетение плавных движений со стремительными вращениями или длительными паузами, балансируя на одной ноге.

Всё это делается в угоду образу, характеру персонажа, усилия не очевидны зрителю, танцовщики на подсознательном уровне рассказывают языком тела свою историю. В этом и проявляется балеринская стать, особая подача себя на сцене, излучение изнутри.

Новый русский балет

Продолжателем симфонизации балета стал балетмейстер Михаил Фокин. В своих работах он перешёл к одноактным балетам и единству художественного произведения. Он добивался углубления драматургии и исторической достоверности спектаклей благодаря сценографии, декорациям, гриму и костюмам актёров балета. Фокин считал, что костюмы в первую очередь должны соответствовать сюжету, а не быть только балетными костюмами. В его постановках не было вальсов, польки и финальных галопов, свойственных «старому» балету.

Пойдя по стопам Дидло, Фокин изменил роль кордебалета: он считал, что в постановке важен каждый артист и каждое движение.

Чтобы сохранить целостный образ спектакля, упразднили аплодисменты после каждого номера, что вызывало волну негодования среди балетоманов.

Михаил Фокин

Михаил Фокин поставил больше 70 спектаклей, в числе которых знаменитый балет «Петрушка», «Египетские ночи», «Виноградная лоза» и ставший классикой и символом XX века знаменитый номер Анны Павловой «Умирающий лебедь».

Анна Павлова в образе умирающего лебедя

Балет «Петрушка» был поставлен специально для «Русских сезонов» Дягилева 1911 года и стал триумфом реформаторской деятельности Фокина. Он вобрал в себя не только глубокую драматургию одиночества на фоне праздной толпы, но и выразительность движений под гениальную музыку Стравинского. На сцене блистали звёзды своего времени — Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина. Благодаря «Русским сезонам» Карсавина и Нижинский приобрели мировую известность.

Игорь Стравинский и Вацлав Нижинский в образе Петрушки, 1911 г.

Творческий союз Фокина и Карсавиной начался с новой редакции «Шопенианы» в 1907 году. Затем были партии в балетах «Жар-птица», «Карнавал», «Призрак оперы». 22 декабря 1907 года на концерте, где Карсавина исполняла ассирийский «Танец с факелом», впервые Анна Павлова танцевала свой знаменитый монолог «Умирающий лебедь». Партия «Жар-птицы» наряду с «Умирающим лебедем» Павловой была одним из символов своего времени.

Впервые Анна Павлова и Михаил Фокин вместе танцевали па-де-де в дивертисменте «Виноградная лоза», затем были балеты «Эвника» и «Египетские ночи», где Павлова на сцене танцевала с живой змеёй. Павлова обладала невероятной хрупкостью, воздушностью и неповторимой техникой прыжков.

Анна Павлова, балет «Египетские ночи», 1910 г.

В постановках Фокина «Бабочки», «Эрос», «Эвника» на сцене Мариинского театра участвовала знаменитая на весь мир прима-балерина Матильда Кшесинская. Однако реформаторские идеи Фокина были чужды Кшесинской, и их творческий союз просуществовал недолго.

Диана Вишнева

Диана Вишнева – владелица собственного международного фестиваля CONTEXT, мировая звезда, прима Мариинского театра. Она начала танцевать в Мариинке еще тогда, когда не окончила Академию русского балета. Очень скоро Вишнева выступала уже в Большом театре.

Диана говорит, что является артисткой, а не балериной. Она не только принимает участие в чужих постановках, но и активно занимается созданием собственных проектов.

Вишнева попробовала себя в качестве киноактрисы в фильмах «Балерины», «Бриллианты. Воровство», «Кроткая».

Создав Фонд содействия развитию балетного искусства, она начала активно помогать начинающим танцовщикам.

Краткая биография

  1. 1996 – После окончания Академии русского балета им. А.Я. Вагановой Светлана Захарова приглашена в труппу Мариинского театра. Репетировать начинающая балерина стала под руководством Ольги Николаевны Моисеевой. Захарова, минуя кордебалет, сразу стала исполнять корифейские партии. В первый год работы исполнила pas de deux принцессы Флорины из балета «Спящая красавица», а также исполнила роль Марии – одну из ведущих партий в балете «Бахчисарайский фонтан». В Мариинском театре Светлана прослужит 6 театральных сезонов и исполнит все ведущие партии классического репертуара.
  2. 1999 – Светлана Захарова получает российскую национальную театральную премию «Золотая маска» в номинации «лучшая женская роль» за партию солистки в балете Дж. Баланчина «Серенада».
  3. 2000 – Захарова второй год подряд получает «Золотую маску» за лучшую женскую роль. На этот раз премия ей вручена за исполнение партии Авроры в балете «Спящая красавица» – версии-реконструкции С. Вихарева.
  4. 2003 – Светлана Захарова, уже балерина с мировым именем, приглашена в Большой театр. Там она начинает работу под руководством педагога Людмилы Семеняки. Первым балетом исполненным на новой сцене стала «Жизель» в редакции В. Васильева.
  5. 2005 – Захарова получает премию «Benois de la dance» как лучшая танцовщица за исполнение партии Титании в балете «Сон в летнюю ночь» в хореографии Дж. Ноймайера. В этом же году получает звание Заслуженной артистки РФ. В честь новых регалий на сцене Большого театра состоялся творческий вечер Светланы Захаровой.
  6. 2007 – С этого года и в течение четырех лет будет занимать пост депутата Государственной Думы от партии «Единая Россия». Также она становится членом Комитета по культуре Государственной Думы РФ.
  7. 2008 – Светлана получает место приглашенной примы-балерины театра «Ла Скала» в Милане. В этом же году балерина получает звание Народной артисткой РФ.
  8. 2009 – В программе очередного творческого вечера прима-балерины в Большом театре состоялась премьера балета «Захарова суперигра», хореографом которого выступил Ф. Вентрильи.
  9. 2010 – Во Франции Светлана Захарова получает орден офицера Искусств и литературы.
  10. 2011 – Учрежден благотворительный фонд Светланы Захаровой, который был направлен на поддержку молодых талантов в сфере балетного искусства. В этом же году из средств фонда были выделены денежные средства для организации индивидуальной стипендии, которая была вручена трем лучшим ученикам хореографического отделения Саратовского областного колледжа искусств.
  11. 2014 – На открытии зимних «Олимпийских игр» в городе Сочи Захарова исполнила главную партию в небольшом балете «Первый бал Наташи Ростовой», который был поставлен хореографом Р. Поклитару.
  1. 2015 – Светлана Захарова вновь стала лауреатом премии «Benois de la dance» за исполнение роли Маргариты Готье в балете «Дама с камелиями» Ноймайера. В этом же году прима-балерина становится организатором и художественным руководителем всероссийского фестиваля детского танца «Светлана». Для осуществления мероприятия были выделены средства из благотворительного фонда балерины. Впервые фестиваль прошел в концертном зале Дворца спорта «Лужники», участие в нем приняли около 400 детей из разных городов России.
  2. 2018 – Светлана Захарова впервые пробует себя в роли телеведущей, участвуя в третьем сезоне проекта «Большой балет», где выступила в паре с актером Андрейсом Жигарсом.
  3. 2019 – Получает орден «За заслуги перед Отечеством» за вклад в развитие культуры и искусства.
  4. 2020 – В октябре текущего года, продолжая артистическую деятельность, выступила в Санкт-Петербурге на открытии фестиваля «Дягилев P.S», где представила собственный проект «MODANSE», который впервые был показан на сцене в 2021 году. Программа включала балет «Как дыхание» в хореографии М. Бигонцетти на музыку Генделя, балет «Габриэль Шанель» на музыку современного композитора И. Демуцкого, в постановке Ю. Посохова. Кроме того, в этом году на телеканале «Культура» вышел новый сезон детского конкурса «Большие и маленькие», курируемого балериной, а также четвертый сезон «Большого балета», где Светлана Захарова вновь выступила в роли ведущей совместно с Ильдаром Абдарзаковым.

Михаил Барышников

Гордость русского балета — великолепный танцор Михаил Барышников! Учился в Рижском хореографическом училище, затем в знаменитом Ленинградском хореографическом училище. Несколько лет был ведущим солистом в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова.

Как и Нуриев, артист вовремя осознал, что его карьера сможет набрать намного большие обороты за пределами Родины: покинув Советский Союз в 70-х, мужчина переехал в Штаты, где возглавил сначала New York City Ballet, а затем American Ballet Theatre.

Помимо очевидных балетных заслуг, Михаил имел и иную популярность, он был ярким персонажем светской хроники.

Михаил Барышников и Лайза Миннелли, «Студия 54»

Барышников снимался для журналов, встречался с голливудскими актрисами, пробовал себя в кино. Словом, был «попсой», но не мелкой и поверхностной, а наполненной и правильной. В зрелом возрасте артист также всерьез увлекся фотографией.

Мария Александрова

Имя народной артистки РФ Марии Александровой в афише — несомненная гарантия аншлага.

Балерина попала в Большой театр ещё в 1997 году, став лауреаткой первой премии международного конкурса. И почти сразу перешла из артисток кордебалета в ранг ведущих солисток.

Вот уже 20 лет без её участия не обходится ни один театральный сезон.

Все героини примы — обладательницы трудного характера, волевые и сильные женщины. Сегодня в Большом театре можно увидеть Александрову в образе Ундины из «Героя нашего времени» и в главной роли «Жизели» в редакции Григоровича.

Михаил Барышников

Отправившись однажды на гастроли, он не вернулся на родину, попросив убежища в США. В Америке Барышникову удалось не только исполнить множество самых разнообразных партий, но и сделать собственные постановки. Михаил Барышников прославился как танцовщик, наделенный не только безукоризненной техникой, но и огромной физической силой, позволявшей совершать невероятно высокие и длинные прыжки в воздухе, которые специалисты и любители балета называли фантастическими. Кроме того, ему свойственна редкая выразительность движений и чувство юмора, а скорость, с которой он перемещается по сцене, вызывает впечатление то вихря, то молнии.

В 1970−80-х Барышников был лицом балета. Затем он решил заняться кино и танцем модерн. Сегодня Михаил Барышников, пожалуй, самый влиятельный и известный танцор нашего времени.

Матильда Кшесинская

Матильда Кшесинская в первый раз вышла на сцену Мариинки, когда ей было четыре года. В конце XIX века она училась на балерину в Петербургском театральном училище.

Кшесинская долго выступала в Мариинском театре. Ее выступления отличали жизнерадостность, яркая артистичность. Говорят, что эта балерина была фавориткой последнего российского царя Николая II.

Матильда Кшесинская отличалась не только непревзойденным талантом, но и твердой позицией, железным характером. Танцовщице приписывают увольнение князя Волконского, директора Императорских театров.

После революции Кшесинская уехала во Францию и там вышла замуж за великого князя Андрея Владимировича, двоюродного брата Николая II.

Классический темный грим

Индия, XVIII век, свадебная церемония. В тени статуи Будды танцует Золотой Божок, вокруг него индийские храмовые танцовщицы — баядерки. Артисток, исполняющих эти роли в балете Мариуса Петипа, принято гримировать и одевать в индийские национальные костюмы, говорит балетный критик Виолетта Майниеце. Эта традиция с XIX века не прерывалась. Однако в 2019 году она стала поводом для скандала.

Подписчики первой американской темнокожей примы возмущены тем, что в Большом театре не нашлось двух темнокожих балерин, чтобы станцевать в «Баядерке». И вместо этого пришлось применить театральный грим, который использовали для карикатурного изображения темнокожих. Помимо этого, комментаторов удивило, что российские балерины недостаточно хорошо разбираются в расовых вопросах Америки.

культура

Артистки, исполняющие роль храмовых танцовщиц в балете Мариуса Петипа

Фото: instagram.com/mistyonpointe

На аккаунт прима-балерины American Ballet Theatre Мисти Коупленд подписано свыше 1,7 млн человек, а сам пост набрал свыше 3,6 тыс. комментариев. Подавляющее большинство назвало «поступок девушек» ужасным, удручающим и не выдерживающим критики. Пользователи также сочли, что балерины решились на это «под давлением руководства Большого театра».

В Большом театре удивились тому, что американская балерина обнаружила в спектакле признаки расизма, и считают эту проблему надуманной. Постановка проходила тысячи раз не только в российских, но и в зарубежных театрах и до этого момента нареканий общественности не вызывала.

Дезмонд Ричардсон

Дезмонд – американский танцор, один из основателей и художественных директоров Complexions Contemporary Ballet. Уникальный танцор, искусно исполняющий как классический балет, так и современный танец, уже не раз выступал в Большом и Мариинском театрах, часто в паре с такими примами, как Диана Вишнева, а также во время гастролей Complexions.

Ричардсон начал карьеру в театре современного балета Элвина Эйли в 1987 году, где провел семь лет. После яркого выступления в партии Отелло в одноименной постановке Американского театра балета десять лет спустя, он стал участвовать в мюзиклах и фильмах, завоевывая им престижные награды, и выступать с Майклом Джексоном, Аретой Франклин и Мадонной.

Читайте на Зожнике: 

Вопрос пиара или убеждений

Руководитель балетной труппы Большого театра Махар Вазиев рассказал «Известиям», что арапчат в балете «Баядерка» всегда танцевали ученики с темным гримом. Впервые этот спектакль был поставлен еще в 1877 году и с тех пор был немного отредактирован. Но основа этой постановки осталась неизменной.

— Этот грим не создан ради того, чтобы кого-то оскорблять. Людям свойственно преувеличивать и использовать свое воображение как некую аксиому. Мне кажется, здесь есть некоторая условность. Если это кого-то обижает так сильно, то нет никаких проблем, чтобы это изменить. Хореография от этого не меняется. Находить в этом какие-то глубинные обиды просто смешно: никогда к нам никаких претензий никто не предъявлял и не рассматривал маленьких арапчат как акт оскорбления, — заявил Вазиев.

Изменение грима, по его словам, возможно в случае, если он вызывает общественное возмущение. Однако в данном случае речь идет о мнении отдельного человека и его подписчиков.

культура

Спектакль «Баядерка»

Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев

— В изменении грима нет такой кардинальной проблемы, как изменение рисунка танца или хореографии. Мы занимаемся искусством танца и искусством балета, и грим в этом плане, конечно, имеет колоссальное значение, но тем не менее он не несет в себе цели кого-то унизить. Есть конкретная балерина, может, для нее это вопрос пиара или убеждений, то мы услышали ее точку зрения. В Америке эта постановка проходила неоднократно, — добавил руководитель балетной труппы Большого театра.

Выискивать в классических балетных постановках элементы расизма, сексизма или иных форм дискриминации — путь далекий от понимания самого искусства классического танца, уверен Вазиев.

— Арапчат всегда танцевали ученики, по развитию сценария они являются теми, кем это заложено еще в XIX веке. С тех пор этот спектакль стал признанным шедевром классического танца. К нему всегда относились бережно и восхищались. Но искать в нем некие моменты, которые можно определить как расизм, — всё это слишком далеко от искусства балета, — резюмировал руководитель балетной труппы ГАБТа.

Светлана Захарова


В детстве Светлана Захарова училась в Киевском хореографическом училище. Потом девочка уехала в Восточную Германию вместе с родителями. Через несколько месяцев Светлана Захарова вернулась на Украину, доучилась в училище и поступила в Академию русского балета имени А. Я. Вагановой.

Затем танцовщицу приняли в труппу Мариинского театра. Светлана работала также в театре «Ла Скала», Большом театре. Сегодня балерина выступает во многих мегаполисах мира.

У Светланы Захаровой замечательные «технические характеристики» и природные данные, что позволило ей стать одной из самых востребованных танцовщиц.

Балет

В Мариинке художественным руководителем Светланы Захаровой стала Ольга Моисеева, которая в течение сезона вывела начинающую артистку, в солистки театра. Дебютом балерины считается спектакль «Бахчисарайский фонтан», в котором девушка танцевала партию Марии. Но главным успехом в начале карьеры Захаровой критики называют балет «Жизель», где Светлана исполнила главную роль. Для современной российской сцены это был фурор – столь юные танцовщицы давно не исполняли эту сложную партию, тем более на подобном уровне.


Светлана Захарова солирует в «Дон Кихоте»

В 18 лет Светлана Захарова – уже прима Мариинского театра, задействованная в самых ответственных ролях в классических балетах «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Баядерка», «Дон Кихот». Очередной взлет карьеры начинается после работы над спектаклем «Тогда и теперь», где девушка сотрудничает с хореографом Джоном Ноймайером. Этот постановщик сумел по-новому взглянуть на российскую балерину и показал, что Светлане доступны классика и ультрасовременное видение танца.

Тогда же Светлана начинает гастролировать по миру. Во Франции Захарова становится первой балериной из бывшего СССР, которая танцует на сцене Парижской оперы после развала Союза. Также танцовщице покоряются Нью-Йорк, Лондон, Буэнос-Айрес, Мюнхен, Неаполь.


Светлана Захарова в Большом театре

В 2003 году балерина решает перейти на постоянную службу в труппу московского Большого театра. Работа в Большом началась с премьеры балета «Дочь фараона» в постановке известного хореографа Пьера Лакотта. Кстати, с именем Захаровой связан скандал 2013 года, когда девушка, не желая танцевать во втором составе, отказалась от участия в премьере балета Джона Кранко «Онегин». Этот инцидент считают причиной увольнения директора театра Анатолия Иксанова.

В 2008 году балерина заключила контракт с миланским театром «Ла Скала», где танцовщице присвоили статус этуали, то есть высший статус артистов балета. В истории этой сцены подобное произошло впервые – ранее никто из российских танцовщиков не удостаивался подобной чести. В это же году девушка получила звание Народной артистки РФ. В 2010 году Светлана была удостоена ордена Искусств и литературы во Франции.


Светлана Захарова в спектакле «Герой нашего времени»

В последние годы балерина снова вернулась в московский Большой театр и выходит в самых крупных спектаклях «Герой нашего времени», «Дама с камелиями», «Легенда о любви», за которые несколько раз получала «балетный Оскар» – международную премию «Бенуа де ля Данс». В 2015 году артистка получила данную премию за участие в балете Джона Ноймайера «Дама с камелиями», где балерина преобразилась в героиню Маргариту Готье, а также за исполнение партии Мехменэ Бану в балете «Легенда о любви» постановщика Юрия Григоровича.

Солистки

Солистки театра выделяются из артисток кордебалета стабильностью и индивидуальной красотой исполнения движений. Жизнь солистов имеет свои привилегии и более широкие творческие возможности, а значит, и груз ответственности за создаваемую на сцене роль. При этом ненормированный график такой же, как и у кордебалета.

Они много репетируют, нередко выезжают на гастроли, чтобы станцевать с местными артистами. Туризм солистов всегда ограничен театром, отелем и близлежащими заведениями – в отличие от артистов кордебалета, которые на гастролях всегда имеют больше возможностей увидеть страну и достопримечательности.

Нина Капцова

Нину Капцову в 1996 году, сразу после окончания Московской государственной академии хореографии, приняли в труппу Большого театра. Она с детства была отличницей и не привыкла работать вполноги.

Результат усердных тренировок налицо: в 2011 году Капцова получила звание примы Большого. После чего закрепила свой успех ведущими партиями в балетах: «Изумруды», «Иван Грозный», «Онегин». Сегодня приму-балерину можно увидеть на сцене Большого в образе Маргариты Готье в «Даме с камелиями», а также в «Классической симфонии».

https://youtube.com/watch?v=cDoiVKtqrFo

Елена Дудник, “Аргументы и факты“

Хребет на сцене

Золотой век балета Большого оказался и золотым веком советской клаки. В 60-70-х у каждого премьера или балерины были мощные группы поддержки, или “министерства”, как их называли. Отношения между артистами и поклонниками складывались почти родственные (известна история, как одна фанатка регулярно подкармливала своего кумира у служебного подъезда бутербродами), зато между “сырами” разных артистов дело едва не доходило до вражды. Спор, кто лучше танцует Спартака — Васильев или Лавровский,— мог запросто перерасти в мордобой.

Самые крупные “министерства” были у Майи Плисецкой и у супружеской пары Екатерина Максимова—Владимир Васильев. Поклонники Максимовой не очень-то жаловали “плебея” Васильева, а фанатки танцовщика — его жену-“задаваку”, но им приходилось сосуществовать мирно, поскольку обоими кланами умело управляла строгая мать Максимовой Татьяна Густавовна.

Не все звезды баловали своих обожателей пропусками, а тем более билетами. Майя Плисецкая частенько ворчала, впрочем вполне добродушно: “Не надоело вам ходить? Пусть кто-нибудь другой на меня посмотрит”,— и перекладывала заботу о пропусках на плечи особо доверенных поклонников. Зато неизменно интересовалась их жизнью и про каждого знала все.

Марис Лиепа со своими фанатками был предупредителен, Михаил Лавровский — беспечен и прост. Почитатели Натальи Бессмертновой смешались с поклонниками “Грига” — в балетах своего мужа Юрия Григоровича она была особенно хороша.

Бескорыстные “сыры” организованно скидывалась на цветы (в советской Москве среди зимы достать их было нелегко, так что кто-то в команде обязательно поддерживал отношения с директорами цветочных магазинов), чтобы на финальных поклонах цветочный дождь усеивал рампу. Называлось это “кидоном”.

У обожателей Майи Плисецкой “кидоны” были самые эффектные. По “кидону” были свои специалисты, поскольку требовалась специальная техника и неплохие физические данные, чтобы коллективные цветы долетели куда положено, а не свалились безадресной кучей на голову ударника в оркестровой яме. Периодически дирекция театра издавала строжайшие циркуляры, запрещавшие бросать цветы в театре. Поэтому были придуманы особые приемы для протаскивания букетов и тайного хранения их до конца спектакля.

В безвременье 80-90-х кончились художественные события. Новое поколение артистов заметно уступало прежним кумирам, но страсти не утихли, как не исчезли поклонники. Напротив, именно в это время стала формироваться их новая популяция. Участились обструкции — особенно на рубеже 90-х, когда поколение малоодаренных ставленников Юрия Григоровича (вроде Марии Быловой или Натальи Архиповой) тормозило карьеру юных дарований (вроде Надежды Грачевой или Галины Степаненко).

Обструкции были в том числе как бы случайными — или во время лирического адажио вдруг со звоном падали ключи, или на кого-то нападал припадок кашля, или на криках “браво” нарочно путали фамилию (танцует, допустим, та же Былова, а из зала вопят: “Тимофеева, браво!”).

Что же касается откровенного протеста, то самым эффектным трюком было выкидывание на сцену веника вместо букета. После одного такого случая дирижер Жюрайтис разнервничался, бросил палочку и ушел из ямы; успокаивать его пришлось минут пять, хотя балерина Былова, обладавшая канатными нервами, была готова тут же вернуться на сцену.

Рассказывают также об изощренной выдумке поклонницы по прозвищу Девятая Колонна (так ее прозвали за мощь и рост) : она завела будильник, спрятала его на четвертом ярусе и спокойно заняла место в бельэтаже. Расчет оказался точным: будильник сработал во время тишайшей и проникновеннейшей сцены сумасшествия Жизели, которую танцевала соперница кумира Девятой Колонны. Найти будильник не смогли, сцена была сорвана.

Впрочем, эскапады бывали и раньше. Суламифи Мессерер, тетке Майи Плисецкой, как-то на поклонах вручили роскошную коробку конфет, в которой оказался… рыбий хребет. Оказалось, что подарок преподнесла фанатка ее партнера, которого балерина чем-то обидела.

Пустота в кассе

Нынешние поклонники тоже тесно общаются с артистами и обеспечивают своих клиентов аплодисментами независимо от качества их работы. Будущих подопечных высматривают со школьной скамьи. Относятся к ним покровительственно, опекают всячески. При этом сам балет как вид искусства поклонники могут не любить вовсе.

— рассуждает Роман Абрамов. К театру поклонники относятся как к родному дому, к дирекции — как к соседям по коммуналке. Особенно Роман Абрамов не любит времена директорства Владимира Васильева:

Абрамов имеет в виду, что два года назад, когда в Большой пришла новая команда администраторов, у “поклонников” начались финансовые проблемы. Генеральный директор Большого Анатолий Иксанов установил новые цены на билеты — в зависимости от категории спектакля.

Первые ряды партера на престижную балетную классику теперь стоят до 2500 рублей. Такие билеты можно без всякой очереди купить в кассах Большого в любой момент, хоть перед началом спектакля; на табло у касс горят цифры — на какой спектакль, сколько и каких билетов осталось. Нижний ценовой предел — 20 рублей. Таких билетов около 300, в продажу поступает примерно половина. Но с дешевых мест ничего не видно (это своего рода “стоячие” пропуска), а главное — не слышно.

Иксановские меры нанесли ощутимый удар и по спекулянтам, и по “поклонникам”.

Марина, лидер группы оперных клакеров:

Роман Абрамов:

Галина Уланова


Можно сказать, что Галина Уланова была «обречена» на творческий путь балерины: ее мать обучала других балетным танцам.

В конце 20-х годов прошлого века Галина окончила хореографический техникум. После этого она начала работать в Ленинградском театре оперы и балета.

Уланова начала привлекать внимание критиков и зрителей с самого начала своего пути. Очень заметной ролью танцовщицы стала Жизель

Когда Галина Уланова исполняла сцену ее сумасшествия, она сделала это с такой самозабвенностью и проникновенностью, что слез в зале не сдерживали даже представители сильного пола.

Балерина выступала на сцене до 50 лет. Танцовщица всегда относилась к себе со строгостью: она весила меньше 50 кг и начинала каждое утро с занятий даже в преклонном возрасте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector