Как наказывать ребенка правильно?

С какого возраста можно наказывать детей?

Как свидетельствует возрастная психология, малыши младше двух лет не могут улавливать связь между своим неправильным поведением и дисциплинарными мерами со стороны родителей.

К примеру, японские родители вообще не наказывают детей до трёхлетнего возраста. До этого периода крохам разрешается буквально всё. Но после исполнения 3 лет жизнь ребёнка строго регламентируется, в том числе вводятся и наказания за проступки.

Несмотря на возрастные особенности, уже в жизни младенцев должны появляться строгие и чёткие запреты, которые, однако, не следует подкреплять телесными наказаниями. Например, ребёнку нельзя бить маму или совать пальчики в розетку.

Детей одного — двух лет также не стоит наказывать

В этом возрасте родителям лучше применять простое отвлечение, переводя внимание ребёнка на другой предмет или явление. Также следует объяснять нежелательность того или иного поведения, интонационно выделяя слова «нет» и «нельзя»

Примерно в 3 года ребёнок вступает в кризисный период, поэтому родители сталкиваются с протестами, первыми истериками, нежеланием подчиняться общим правилам.

Отвлекать малыша не всегда получается, а наказанием выступают прекращение игры или отказ от приобретения требуемой игрушки.

С трёх до пяти лет вводятся первые наказания, поскольку именно в этот период устанавливаются основные правила и дисциплинарные меры. Именно в этом возрасте ребёнок начинает стоять в углу или сидеть на стуле для провинившихся.

После 6 — 7 лет следует отменять телесные наказания, если таковые применялись прежде, так дети начинают чувствовать унижение от этих мер. Напротив, родителям следует обсуждать проступки, объяснять на примерах мотивы человеческого поведения, развивать сочувствие.

Для подростка стоит выбирать совершенно другие методы наказания, поскольку тинейджеры крайне чувствительны к мнению окружающих, склонны к максимализму. Как пример – лишение привилегий или ограничение общения с приятелями.

Надо ли наказывать детей?

Каждая семья для себя определяет, надо ли им наказывать детей или они будут применять другие методы воздействия. Так или иначе, к наказаниям прибегает большинство родителей, однако, кто-то использует ремень, а кто-то лишение развлечений, методы у всех разные.

Что касается телесных наказаний, то сейчас они не пользуются большой популярностью у родителей, тогда как в предыдущие столетия являлись основной формой наказания детей. Мы воспринимаем телесные наказания как насилие, опасное для жизни и здоровья ребенка, и совершенно справедливо.

К тому же, родители, которые бьют своего малыша, имеют все шансы получить такое же отношение ребенка к ним. Ведь не всегда ребенок будет меньше и слабее, настанет день, когда он вырастет в сильного взрослого, а родители станут пожилыми людьми. Иными словами, телесные наказания — не лучший метод воспитания.

Часто ребенка лишают чего-то ценного для него: прогулок, развлечений, компьютера, телевизора, сладостей и т.д. Эти наказания с переменным успехом работают, но чаще учат малыша выкручиваться, привирать, сваливать свою вину на других. И у родителей возникает вопрос, можно ли жить вообще без наказаний? И как? Вырастет ли такой ребенок хорошим человеком, не пойдет ли «по кривой дорожке»?

Наказание за вранье и воровство

За вранье

Для начала – причины детской лжи:

  • Вы показали ему пример;
  • Вы засмеялись, когда он соврал в первый раз;
  • он не понимает, что это плохо;
  • он старается понравиться (хвастает);
  • он фантазирует;
  • он боится наказания или унижения;
  • он ищет одобрения;
  • он старается быть вежливым;
  • он – «генетический лгун»;
  • он подражает сверстникам.

Как видите, вины ребенка тут капля, зато взрослого — полная чаша.

Тонкости наказания лгунов и лгунишек

Как наказать ребенка за вранье? А точнее – что делать, чтобы он перестал говорить неправду?

  • Разберитесь в чем причина детской лжи.
  • Объясните, что это плохо и почему честным быть хорошо.
  • Научите малыша быть честным, дайте ему право говорить любую правду.
  • Не давайте сыну и дочери непосильных поручений.
  • Не создавайте в семье атмосферу соперничества.
  • Умейте хвалить, поддерживать и дружить со своим ребенком.
  • Исключите дружбу с детьми, которые врут.
  • Никогда не наказывайте за ложь ребенка, который сам признался, что соврал. Если его проступок слишком серьезен – пусть это будет не страшное наказание, а что-то приемлемое: стояние в углу, ограничение, запрет. Причем, он должен понимать, что пострадал не за то, что признался, а за непослушание.
  • Подавайте правильный пример.
  • Помните, что перед Вами – ребенок.
  • Наказание должно быть адекватным проступку.
  • Ребенок не должен жить в постоянном страхе наказания.
  • Не казните дитя, не выяснив причины лжи.
  • Не позорьте виновника. Не жалуйтесь родственникам и знакомым. Отругав единожды, мысленно объявите лгуну амнистию.
  • Исключите из семейной практики жестокие и унизительные наказания.

Словами статистики – врут около 5% детишек, включая младших школьников и подростков. Жажда похвалы и страх наказания – вот наиболее частые причины вранья. Нужно ли наказывать ребенка? А вдруг из-за этого он станет лгунишкой?

До 4 лет детишки не врут, а фантазируют. Его истории – это полет в сказку, продолжение игры и мысленного приключения. После четырех малыши умеют взглянуть на мир глазами взрослого и попытаются соответствовать эталону.

Как наказать ребенка за непослушание, если детская психика столь хрупкая и изменчивая? Того и гляди, вместо пользы сложится ситуация хуже некуда. Как ни странно, но наказание и жестокость несовместимы. Родительская справедливость и понимание правил поведения ребенком лежат в основе правильного воспитания.

Мы не можем растить детей, взяв их под свое крыло. Влияние общества невозможно контролировать. Какие дети попадут в класс с Вашим ребенком? Что он может увидеть в интернете? О чем и в каких выражениях будут говорить его спутники в общественном транспорте? Родители должны уметь настоять на своем и повернуть воспитание в нужное русло. Из двух зол выбирают меньшее. Поэтому наказание может иметь место

Важно, чтобы оно было справедливым, своевременным и соответствующим проступку

За воровство

  • Узнайте у него, почему он так сделал, чтобы понимать причины и попытаться устранить их, насколько это от вас зависит.
  • Спросите, что бы он чувствовал, если бы у него украли его любимую вещь.
  • Объясните, что так делают очень плохие люди, и что из-за того, что он так поступил, вам очень плохо. Расскажите, что отношение к нему окружающих, зависит, прежде всего, от того, как он сам себя ведет: если он не хочет, чтобы у него воровали, то сам не должен этого делать.
  • Когда ребенок не будет видеть, «украдите» у него его любимую вещь и спрячьте так, чтобы он не нашел ее. Когда ребенок увидит, что вещь исчезла, скажите ему, что ее кто-то украл из-за того, что он сам поступил однажды как вор. Если не увидите искреннее раскаяние, то продолжайте тайно забирать его вещи до тех пор, пока не увидите беспокойство в его глазах и искреннее сожаление.
  • «Сыграйте» на социальном факторе: скажите, что если он будет так делать, дети перестанут с ним играть, будут насмехаться и он попадет в тюрьму (для детей старше 10 лет). Если ребенок младше, скажите, что если он продолжит воровать, то попадет в такое место, из которого его очень долго не выпустят, где ничего нет, и находятся такие же злодеи, как и он сам, которые отбирают чужие вещи без спроса.

Как наказывать

Универсального рецепта «правильного наказания», который бы подошел семье с любой системой ценностей и ребенку с любым типом характера, нет. То, что работает в одних случаях, оказывается бесполезным в других

Но все же есть одно общее правило, которому важно следовать в контексте применения любых санкций по отношению к подростку: система правил и наказаний должна быть подростку предельно ясной. Правила и санкции за их невыполнение должны быть прозрачны, однозначны и известны заранее

Поэтому если у вашего ребенка подростковый возраст проходит непросто, найти общий язык кажется невозможным, и вы все время натыкаетесь на протестное поведение, попробуйте создать свою собственную внутрисемейную систему правил.

Внутрисемейные правила поведения — это своего рода правила дорожного движения. В ПДД четко расписано, что разрешено, что запрещено и как наказывается несоблюдение. Не будь ПДД — на дорогах бы царил хаос.

Хаос начинает царить и в некоторых семьях, где есть непростой подросток, противоречивые инструкции со стороны родителей, но нет свода ясных и однозначных правил поведения

Если в семье недостаточно уважения друг к другу, а ребенок не готов взять на себя ответственность за свое поведение, то заставить ребенка подчиняться правилам непросто. Нередко подросток просто обучается обходить систему правил, оставаться непойманным, увиливать и так далее. И все же смысл четко обозначить правила есть.

Реакция подростков на внутрисемейные правила во многом напоминает отношение водителей к ПДД. Есть водители, которые соблюдают ПДД и крайне редко их нарушают и, соответственно, редко бывают оштрафованы. Эти водители внутренне согласны с правилами и считают их достаточно справедливыми (или боятся санкций, что тоже не редкость). Другие водители не все правила считают справедливыми и не всегда готовы их соблюдать, но «принимают правила игры» — то есть они согласны понести наказание, если будут пойманы на нарушении. А еще есть водители, которые не хотят принимать правила игры, причисляют себя к избранной группе тех, кому можно то, что нельзя другим. Здесь в ход идут всевозможные ксивы, мигалки и другие атрибуты исключительности. Что-то похожее есть и в поведении некоторых подростков, которые способны на невероятные ухищрения, лишь бы вести себя так, как они сами считают нужным. Но даже для них наличие правил является некоторым сдерживающим фактором.

Допустимо ли физическое наказание?

Вероятно, ни один вопрос родительских методов воспитания не вызывает такого бурного обсуждения, как телесное воздействие на ребёнка. Многие специалисты выступают категорически против такой дисциплинарной меры, однако некоторые родители её всё равно применяют.

Дополнительно приходят на ум многочисленные русские поговорки и пословицы, которые одобряют порку. Мол, бей дитя, пока оно поперёк лавки помещается…

Однако противники физических наказаний приводят другие доводы, выглядящие, пожалуй, более «железобетонными». Помимо того, что наказание ребенка ремнём – это больно и обидно, следует помнить и о вероятных результатах подобного метода воспитания.

Так, следствием использования телесного воздействия может быть:

  • нанесение травмы ребёнку (из-за чрезмерного применения силы);
  • психологические травмы (страхи, пониженная самооценка, социофобия и т.д.);
  • агрессивность;
  • стремление бунтовать по любому поводу;
  • стремление отомстить;
  • испорченные детско-родительские отношения.

Таким образом, отцовский ремень – не лучший способ воспитания детей. Жестокость обязательно даст о себе знать, пусть даже проблемы проявятся не сейчас, а в отдалённой перспективе.

Более подробно о том, почему нельзя бить ребёнка и к каким плачевным последствиям может привести родительская жестокость, читайте в статье детского психолога.
Многие специалисты убеждены, что стоит разграничивать жестокость и лёгкое физическое воздействие на ребёнка с целью прекратить нежелательное поведение.

В качестве примера можно привести такую ситуацию, когда испуганная мать в сердцах шлёпает своего маленького ребёнка, выбежавшего на оживлённую дорогу и едва не попавшего под колёса транспортного средства

Считается, что такое телесное воздействие не унижает детей, а привлекает внимание

Разрешенные методы

Существует несколько вариантов наказания непослушного питомца. Какой тип выбрать, зависит от самого проступка. Кинологи рекомендуют использовать психологические разновидности, а если они не работают, то можно прибегать и к физическим способам.

Плохая собака
Наиболее простой и безопасный вариант – отчитать виновника. Съел кроссовки? Получил выговор и понял, что это не приветствуется. Хотя и ругать питомца нужно уметь. Нельзя повышать голос или переходить на крик, ведь в таких ситуациях собака может отреагировать агрессивно: зарычать или даже попытаться укусить хозяина. Воспитатель должен сохранять спокойствие и работать поэтапно:

  1. Сделать строгое лицо и подозвать к себе провинившегося любимца, обязательно назвав его по имени.
  2. Немного наклонится и посмотреть собаке в глаза. Желательно не моргать и не переводить взгляд в сторону, чтобы животное почувствовало: здесь главный хозяин, его нужно уважать и немного бояться.
  3. Сердитым голосом сказать, что питомец – плохой, нельзя так поступать. Слова нужно выговаривать четко, рекомендуют использовать фразы, как «Фу» или «Нельзя», которые у животного ассоциируются с запретом.
  4. Желательно не махать перед мордой пса рукой или пальцем, можно вооружиться сложенной газетой или листом бумаги.

Если проступок был достаточно серьезным, собаку лишают прогулок и общения на 1–2 дня. Недельный бойкот не даст желаемого эффекта, ведь питомец забудет о причине игнорирования буквально через несколько часов.

Наказание за маленькие шалости должно быть минимальным. Можно поругать виновника и 2–3 часа не отвечать на его попытки подлизаться, но потом простить, а вечером просто не дать привычную вкусность.

Шлепки: за и против
Физические методы допустимы, если питомец не реагирует на замечания или ведет себя вызывающе. Боль заставит его понять, что так поступать нельзя, но она должна быть умеренной и нечастой. Регулярные побои сделают из здорового и активного животного забитое и нервное существо, которое при виде хозяина прячется под стол или начинает скулить.

Следует использовать сложенную газету или несколько обычных листов бумаги, скрученных трубочкой. Такое приспособление больше пугает, ведь питомцы не любят слишком громкие звуки. Нельзя замахиваться газетой перед мордой собаки, ведь она может вцепиться в нее или в руку хозяина.

Физические методы допустимы, если животное:

  • во время прогулки кидается на прохожих и не реагирует на команды;
  • попыталось укусить человека, когда тот уронил на пол еду и наклонился, чтобы ее поднять;
  • ведет себя агрессивно по отношению к детям или пожилым членам семьи, игнорируя замечания хозяина;
  • продолжает рвать обивку дивана или грызть тапок, хотя ей приказали прекратить и отругали.

Если пес рычит на человека, когда тот отчитывает его за провинность, или демонстрирует замашки вожака, рекомендуют схватить его за шею и прижать к земле. Именно так поступает вожак стаи с теми, кто попытался его ослушаться.

Водные процедуры
Заменить шлепки можно водой, с которой большинство собак старается не контактировать. Небольшое количество жидкости остудит пыл разбушевавшегося питомца и поставит его на место. Главное, чтобы вода была не слишком холодной или горячей. Достаточно стакана или чашки, не нужно выливать на виновника целое ведро.

В целях воспитания подойдет и бутылка с пульверизатором. Схватил тапок? Начал грызть цветок? Один-два нажатия на распылитель, и обиженный вредитель с плачем убегает в другую комнату.

Воспитание щенков
С молодыми особями рекомендуют вести себя, как их мама. Когда щенки начинают бушевать или доставать родительницу, она берет детей зубами за холку и легонько встряхивает. Хозяин должен поступать аналогичным способом: схватил за шкирку, поднял на несколько сантиметров над землей и потряс. Прикрикнул для усиления эффекта и посмотрел на него грозным взглядом. Щенок заскулил? Поставил его на пол, и пускай бежит по своим делам.

Как избежать применения физического наказания

Хитрость создания условий, в которых малыш будет прибегать к нарушению установленных правил редко, в стремлении придерживаться простых правил:

Мера в запретах. Малыш не должен чувствовать, что ему все запрещено. Такова природа человека, он нуждается в свободе выбора. Уже младенцу нужно создавать условия, в которых он сможет делать все, что ему захочется и не слышать постоянное «нет» и «нельзя». До 3-х лет это достигается простым изъятием предметов, не подходящих для игр, отвлечением от нежелательного поступка, разнообразием интересных занятий. С детьми постарше необходимо оговаривать нормы и правила, не выставляя их в виде запрета, а рассказывая, почему не стоит совершать тот или иной поступок. Когда малыш четко понимает, что определенное действие или поступок не просто запрещены, а могут стать причиной сложных последствий, ему легче регулировать свое поведение. Стоит помнить, что ребенок старше 3-х лет реагирует только на 3 первых «нельзя» в день, после этого его мозг просто игнорирует это слово;
Единство всех членов семьи. Перед тем, как обозначить запрет ребенку, стоит обсудить его со всеми членами семьи и прийти к единому мнению. Запрет будет действовать на ребенка правильно только в случае, если все взрослые поддерживают его

Бабушки и дедушки должны понимать важность поддержания законов, установленных родителями и не давать поблажек, ни при каких условиях;
Единые стандарты. Идеально, если введенный запрет будет касаться всех членов семьи

Если вы что-то запрещаете ребенку, а при этом сами постоянно делаете запрещенное, то у малыша не формируется четкое понимание правильной линии поведения. Если не выполнять запрещенное действие не получается, то ребенок должен четко усвоить, почему так происходит. Можно сказать, что такое действие очень опасно и его могут выполнять только взрослые, которые прошли специальную подготовку и когда малышу будет определенное количество лет, его научат правильно выполнять это действие. Понимание со стороны ребенка причины запрета, шаг к соблюдению.

Соблюдая эти простые правила, вы сможете снизить количество негативных проявлений со стороны ребенка. Конечно, полностью избежать наказаний вряд ли удастся, но стремиться к этому нужно.

Конструктивные методы наказания ребёнка

Итак, основные правила применения дисциплинарных мер воздействия известны. Теперь осталось разобраться, как правильно наказывать ребенка и какие лояльные методы наказания можно включить в свой родительский арсенал.

  1. Лишение привилегий. Этот метод особенно подходит для подростка. В качестве наказания можно использовать ограничение доступа к компьютеру или телевизору.
  2. Исправление совершённого. Если ребёнок намеренно разрисовал столешницу фломастером, вручите ему тряпку и моющее средство – пусть исправляет свой проступок.
  3. Тайм-аут. Маленького «хулигана» отсаживают в отдельное помещение на несколько минут (одна минутка на каждый год). В комнате не должно быть игрушек, ноутбука, мультиков.
  4. Извинение. Если ваше чадо кого-либо обидело, нужно заставить его извиниться и по возможности исправить ситуацию. Например, нарисовать рисунок вместо разорванной картинки.
  5. Игнорирование. Подойдёт больше для маленьких детей, однако слишком часто применять этот метод нельзя. Откажитесь от общения с вредничающим ребёнком, выйдите из комнаты.
  6. Получение негативного опыта. В некоторых ситуациях нужно разрешить ребёнку сделать то, чего он хочет. Естественно, нужно следить, чтобы ребёнок не навредил себе.
  7. Ограничение общения с ровесниками. В случае серьёзного проступка стоит на короткий срок ввести «комендантский час», ограничив общение ребёнка с приятелями.
  8. Наделение обязанностями. В ответ на проступок родители назначают ему «общественные работы». Это может быть внеочередное мытьё посуды, уборка в гостиной и т.д.

Не стоит забывать и об ещё одном эффективном методе – порицание и осуждение. С учётом возраста и тяжести проступка родители рассказывают о том, почему детское поведение неправильно и какие неприятные чувства оно вызвало.

Оправданно ли наказание детей и насколько оно необходимо

Всех родителей можно условно поделить на две группы: те, кто принципиально против того, чтобы наказывать детей, и те, кто наоборот – всеми руками за. Давайте разберемся, насколько необходимо наказывать своих детей. Чтобы это было понятнее, рассмотрим конкретный пример.

Представьте, что вы априори не можете никак наказать ребенка за его поступки. И вот, ваш ребенок случайно разбил вашу любимую вазу. Естественно вместо того, чтобы как-то проучить ребенка, вы скажите ему что-то наподобие следующего: «Молодец» или «Смотри, как вдребезги ты ее разбил, я бы так не смогла». Или допустим, ваш ребенок затеял драку с другим мальчишкой. Даже если инициатором драки оказался бы ваше чадо, вам бы все равно пришлось обвинять чужого ребенка в «избиении».

Если в детстве не приучить ребенка к ответственности, то к моменту его окончательного взросления, он может превратиться в вполне маргинальную ячейку общества.

Теперь же вспомним про другую группу родителей, которая считает, что наказания для ребенка – необходимость. Эту группу можно разделить на две подгруппы. Первая – это та, в которой родители считают, что наказания должны носить исключительно физическое воздействие. Родители второй подгруппы наоборот – чаще наказывают детей лишением чего-то, или давят на них психологически.

Сразу уясните для себя, что причиняя физический вред ребенку каждый раз, когда он что-то делает не так, вы рискуете сломать его психику, сделав из него закрытого в себе несчастного человека. Иногда лучше лишить ребенка сладкого или компьютера на несколько дней, чем «всыпать» ему ремнем по мягкому месту.

Последствия наказаний

Чрезмерно частое использование каких-либо мер наказания может быть чревато не самыми радужными последствиями. У ребёнка, пусть даже на подсознательном уровне, формируется страх быть наказаны. В итоге отношения между родителями и детьми изменяются далеко не в лучшую сторону. Страх провоцирует ребёнка на обман, нежелание делиться с родителями своими переживаниями. Наказания могут создать в представлениях вашего Чада враждебную, пугающую картину мира. В дальнейшей жизни это будет появляться в виде замкнутости, недоверчивости и нежелании заводить контакты с внешним миром.

Наказания необходимы, но еще более необходимо чувство меры. Ребёнок, равно как и подросток, должен чувствовать в вас поддержку, а не угрозу.

Наказываем по принципу «не навреди»

Если целью наказания вы видите помощь и исправление допущенных ошибок, то вы абсолютно на правильном пути. Ежели порицание обращено не на сам поступок, а непосредственно на ребёнка, то взгляды надо бы пересмотреть. По тяжести совершенного проступка психологи советуют родителям выбирать соответствующие меры.

  • Разъяснительная работа. Иногда вполне достаточно вынести выговор с подробным разбором совершённого деяния. Зачастую в процессе разбирательства всплывают обстоятельства, смягчающие вину: хотел помочь, но так получилось, было любопытно, а в результате сломал. Начните с подробного допроса, и может случиться так, что другие меры не потребуются.
  • Устраиваем тайм-аут. Если в наше счастливое детство местом для подумать о своём поведении был угол, то современная наука креативно предлагает использовать для пятиминутного успокоения стул, дабы не травмировать детскую психику ограниченным пространством двух сомкнувшихся стен.
  • Лишаем удовольствий. Именно развлечений, без которых в принципе можно свободно обойтись, а не предметов жизненной необходимости. Не сомневаюсь, что в каждой семье у ребёнка можно найти такое слабое место.
  • Трудотерапия. Приучите с детства исправлять трудом свои ошибки. Раскидал мусор – прибери за собой, нарисовал в подъезде на стене – вот ведро и тряпка, преднамеренно испортил чужую вещь – берём домой, чтобы починить или даём взамен свою. Только не стоит за проступки наказывать домашней работой, делать которую дети должны по своему желанию, осознавая необходимость её выполнения, а не в случаях провинности.
  • Зовём на помощь сказку. Там, где не помогают обычные доводы, для детей, особенного младшего возраста, как нельзя лучше подойдут аллегории и сравнения. Ведь каждый хочет быть «на коне» и жить в королевстве, а не страдать в одиночестве в лесной избушке. Такой метод коррекции поведения называется сказкотерапия. А еще советую познакомиться с арт-терапией, она может помочь понять причины нехорошего поведения ребенка и справиться с ними.
  • Игнорировании ребёнка. Психологами допускается такое поведение родителей в исключительных случаях и на непродолжительное время. Работает оно, конечно, очень эффективно, но способно нанести душевные травмы. Поэтому с такой мерой надо быть особенно аккуратным.

Вот только некоторые советы, которыми можно руководствоваться для гуманной корректировки неправильного поведения наших чад. Какой бы способ наказания вы не выбирали, делайте это с любовью, чтобы каждый раз ребёнок принимал все ваши действия во благо.

Видео для вас, на котором мнение психолога по рассматриваемой сегодня теме.

Прощаюсь с вами в надежде услышать истории и советы, чтобы применить их вовремя, убрать кнут в далёкий угол и приготовить на раздачу сладкие пряники.

Желаю счастья и здоровья!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

Каких крайностей стоит избегать

Угрозы и запугивания. Не нужно ребенку угрожать и пугать его, если хотите ему здоровья. Родители, которые прибегают к этому, получают психически не здоровых детей. На этой почве часто возникает энурез.

Физические наказания. Многие считают нормой и прибегают к физическому наказанию детей. Но ведь это насилие, и если у Вас нормальная и полноценная семья, то этого не должно происходить. Вы не имеете права бить его. Неужели есть, что-то такое, за что надо избить своего малыша. Вы большой, а он маленький и беззащитный, не сможет Вам противостоять. У детей нарушается психика и запоминается жестокость, и неизвестно, что с ним будет в будущем – маньяк или убийца. Или, когда подрастет, так же будет издеваться над Вами.

Оставлять шалости без внимания. Реагировать на проступки ребенка необходимо, но и не перестараться с излишними запретами. Если малыш, поступил неправильно, Вы обязательно его должны наказать, и объяснить почему и за что. Только после этого он будет знать, что такое плохие поступки и какие хорошие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector