Мона лиза

Удивительная красота

В течение долгих лет портрет являлся олицетворением вечной красоты. Но интригующее очарование Джоконды не ограничивается лишь взглядом и улыбкой. Её необыкновенная и невыразимая привлекательность выходит за пределы этих двух характеристик. Она ощущается во всем облике девушки.

Золотое сечение рождается из соотношения длины и ширины прямоугольников и признано самой эстетически приятной пропорцией для восприятия. Оно присутствует в природных и в созданных человеком структурах. Примерами могут послужить спиральная сердцевина подсолнухов и колонны Парфенона. Сам художник называл золотое сечение « божественной пропорцией».

Как оказалось, подбородок, нос и макушка Моны Лизы четко сбалансированы в соответствии с золотым сечением. Вероятно, именно преобладание этого феномена объясняет загадочное чувство, возникающее у наблюдателей.

Никто не знал, что математика сможет пролить свет на механизмы восприятия прекрасного.

О работе

Пожалуй, самой знаменитой картиной в истории западноевропейской живописи является именно эта — потемневшая, покрытая трещинами и грязью, которую никто не осмеливается счищать. «Мона Лиза» — величайший портрет всех времен и народов.

В течение долгого времени картина была объектом жарких споров. Джорджо Вазари отмечал в своей «Жизни художников»: «Для Франческо дель Джокондо, богатого флорентийского торговца, Леонардо написал портрет Моны Лизы, его жены». Подписанный «Джоконда», портрет известен и под этим названием.

Впрочем, то, что на портрете изображена Лиза Джерардини дель Джокондо, вызывало и продолжает вызывать большие сомнения. Картина обычно датируется 1503-1506 годами, однако некоторые исследователи относят её к 1514 году. И ещё одна загадка: почему Леонардо не отдал готовый портрет заказчику, а держал его при себе до самой смерти?

Как правило, портреты в Италии XV века писались в профиль и были довольно формальными, во многом повторяя чеканку римских монет. Долгое время заказать свой портрет могли только очень богатые и знатные люди, которые хотели видеть себя на портрете не столько узнаваемыми, сколько властными. Однако уже в том же XV веке портреты стали заказывать и богатые купцы. Новые заказчики, напротив, требовали портретного сходства. Умение Леонардо создавать портреты с наибольшей силой воплощено в «Моне Лизе», обозначившей переход от формального портрета раннего Ренессанса к более реалистичному портрету эпохи Высокого Возрождения.

Её глаза

Тёмные глаза Моны Лизы смотрят прямо на зрителя из-под слегка затенённых век.

По эмоциональному выражению Вазари, «её брови, благодаря каждому вырастающему из кожи волоску, показанному художником, невозможно было изобразить натуральнее».

Приходится верить ему на слово, поскольку у современной Мона Лизы вообще нет ни бровей, ни ресниц. С одной стороны, в средневековой Флоренции существовала мода на выщипанные брови, а с другой, брови и ресницы могли исчезнуть во время одной из неудачно проведённых реставраций.

Выражение «улыбка Моны Лизы» давно стало нарицательным. Эта знаменитая улыбка сотни раз истолковывалась, обсуждалась и даже воспевалась в популярных песнях.

Улыбка Моны Лизы слегка асимметрична, что и делает её такой загадочной. Вместе с тем, она прописана так, что невозможно уловить границу перехода между губами и кожей лица. Для достижения этого эффекта Леонардо использовал тончайшие оттенки цвета и всё тот же приём сфумато.

Трещины

Изображение покрыто тонкой паутинкой трещин. Они возникают потому, что с течением времени краска и лак становятся ломкими.

Мотив узелк

Вышивка, украшающая вырез платья Моны Лизы, может быть зашифрованной подписью Леонардо, поскольку итальянское слово «завязывать» («vincolare») созвучно фамилии художника. Подобные узелки встречаются и на других картинах Леонардо.

Элегантные руки

Расслабленные и элегантные, полные, округлые, сложенные друг на друга руки делают портре более естественным.

Расположение рук и кистей работает на создание строгой треугольной композиции, заставляя взгляд зрителя перемещаться по всей картине.

Пустынный пейзаж

Существует явный контраст между городской женщиной и открывающимся за её спиной диким горным ландшафтом. Леонардо всегда отвергал общепринятую в те времена манеру изображать умиротворённые пейзажи и писал природу загадочной, могучей, непознаваемой. Так и здесь — ничто, кроме извилистой дороги и моста, не указывает на какое-нибудь присутствие человека.

Особенности названия

О величайшем творении Леонардо да Винчи, наверное, слышал каждый – оно не нуждается в отдельном “представлении”. Несмотря на это, есть немало фактов, что известны немногим.

Кроме того, сама эта работа Леонардо хранит немало тайн. Одно только её название является своего рода “шифром”. Слово “мона” является производным от “монна”, а именно – сокращённым вариантом фразы “ма донна” (переводится как «моя госпожа»).

Я уверена, что вам известно и другое название картины – «Джоконда». Оно впервые упоминается в 1525 году в списке художника Салаи, где картина обозначается как «Ла Джоконда». Такое название имеет прямое отношение к фамилии женщины, изображённой на полотне. Её мужа звали господином Джокондо (с итальянского эта фамилия переводится как «весёлый»). Буква “а” в конце слова появилась в женской интерпретации.

Леонардо да Винчи «Мона Лиза» или «Джоконда», 1503-1519 года, Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

«Благовещение»

Картину религиозной тематики «Благовещение» Леонардо да Винчи писал в молодом возрасте, находясь «под крылом» своего учителя Верроккьо, в 1472-1475 гг. Сюжет полотна обращается к евангельскому тексту, который повествует о возвещении Девы Марии архангелом Гавриилом о будущем рождении Иисуса Христа.

Композиция проста и в некоторым смысле традиционна. На переднем плане мы видим коленопреклоненного архангела с белой лилией в левой руке и Марию. Горизонтальная линия на заднем плане заполнена обширным пейзажем.

Можно сказать, что до великого мастера перспектива в изобразительном искусстве не применялась, да и сам он к этому пришел не сразу, что наглядно демонстрирует это раннее произведение («Благовещение»). Картина Леонардо да Винчи подверглась небольшим изменениям. Изначально крылья архангела были меньшего размера и смотрелись намного гармоничнее. Однако неизвестным художником они были дорисованы и в результате стали более громоздкими.

Картина с 1867 года хранится в одной из самых старых галерей Европы Уффици (Флоренция, Италия).

«Девушка с жемчужной сережкой» – а была ли жемчужина?

Эта картина является наиболее известной из работ нидерландского художника Яна Вермеера, ее часто сравнивают с «Джокондой». Полотно было написано примерно 356 лет назад, поэтому известно о нем очень мало.

«Девушка с жемчужной сережкой» Ян Вермеер

До сих пор стоит вопрос о том, кто изображен на картине. Есть версия, что художник изобразил собственную дочь – Марию. Но это не единственная загадка. Эксперты считают, что на самом деле на картине изображена не жемчужная сережка – украшение слишком большое для натурального жемчуга. Возможно, это венецианское стекло или перламутр. На полотне также не видно подвески, за которую «жемчужина» крепится к уху, а яркий белый блик вверху сережки может быть деформацией при одной из реставраций картины. Кроме того, ученые из расположенной в Гааге галереи Маурицхейс в ходе исследования выяснили, что на самом деле сзади девушки изображен не просто темный фон, а складки зеленой ткани.

Загадка улыбки Моны Лизы

Поза Моны Лизы – нетрадиционна для живописи первой половины 16 века (ее много копировали). В книге Мона Лиза: История самой известной в мире живописи, британский историк Дональд Сассун прослеживает истоки мистики Моны Лизы на протяжении пяти веков. Он пришел к выводу, что в самой картине было что-то особенное. Поза и техника расценивались как революционные современниками Леонардо, включая Микеланджело.

Ее статус «картины, которую все знают», – «продукт долгой истории политических и географических случайностей, фантазий, связей, созданных образов и удачи». По неизвестным причинам Леонардо не передал работу мужу Лизы Герардини. Он взял ее с собой, когда его пригласили ко двору французского короля Франсуа I в 1516 году. Другими словами, Леонардо сбежал с женой другого человека, по крайней мере, с ее изображением. После смерти художника во Франции в 1519 году картину смог купить король, она вошла в королевскую коллекцию, затем в государственную коллекцию после революции 1789 года. Живопись украшала спальню императрицы Жозефины в Тюильри, во время правления Наполеона, но вскоре вернулась в Лувр, где художники и писатели – в разгар романтической атмосферы – начали смотреть на Мону Лизу другими глазами. В их коллективном воображении женщина с дьявольской улыбкой стала символом женской чувственности, роковой женщиной, окутанной аурой таинственности и алхимии, как это произошло с ее автором, художником, ученым, гением, почти волшебником.

Загадочная улыбка Джоконды картина Леонардо да Винчи – в большей степени современная тайна. Улыбкой Моны Лизы впервые увлеклись искусствоведы и писатели XIX века. Было выдвинуто много теорий и проведен ни один анализ. Была ли она беременна и поэтому безмятежна? Пыталась ли она улыбаться, не выдавая недостающих зубов? Каким бы ни было объяснение, в улыбке Моны Лизы есть что-то дразнящее, непостоянное. Как и отсутствие у нее бровей. Бритье бровей, возможно, флорентийская мода 16 века, но она помогает придать Моне Лизе загадочное выражение лица.

Для Леонардо улыбка – способ исследовать движения души, выражение чувств и коннотации физиогномического характера. В то же время, это сложная задача, потому что заставить модель улыбаться и показать сложность мышечных взаимодействий и напряжений, вызываемых улыбкой, в случае портрета очень сложно, поскольку меняется выражение лица. Задача художника состоит в том, чтобы улыбка не стала причиной неузнаваемости личности. Эта проблема, которую Леонардо решает на техническом уровне. Автор картины Джоконда блокирует мгновение, начало сокращения мышечной массы, тем, что под губами Моны Лизы кладет косую «полку». Этот архитектурный шов поддерживает припухлость левой стороны губ.

Портрет Мона Лиза Леонардо да Винчи, помимо прочего, представляет собойэксперимент с асимметрией и хаосом. Леонардо напуган и привлечен хаосом, но ему удается заметить, что хаос также подчиняется правилу. Нельзя забывать его необычные рисунки, посвященные штормам, волнам, наводнениям. Один из аспектов, исследуемых художником в Моне Лизе, – это взаимосвязь между симметрией и асимметрией, между порядком и хаосом, которому он не придает отрицательного значения.

Джоконда – женщина легкого поведения?

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи

Считается, что на картине изображена Лиза Герардини – супруга флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо. Однако полотно не раз подвергалось анализу, исследованиям и даже конспирологическим теориям. Так, некоторые предполагают, что на знаменитой картине изображена женщина легкого поведения, мол, в XVI веке в Италии без бровей и ресниц ходили именно дамы этой профессий. Правда, есть теория, что изначально Мона Лиза была обладательницей густых бровей, которые исчезли после неудачной попытки реставрации. Но и это еще не все. Есть исследователи, которые считают, что на картине художник изобразил своего любовника по прозвищу Салаи (Дьяволенок) или даже самого себя – как бы он выглядел, если бы был женщиной. До сих пор остается непонятным, почему Леонардо да Винчи после того, как закончил картину, не передал ее заказчику, а бережно хранил у себя до конца жизни.

«Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи

*картина Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель», моделью для которой был Салаи. Возможный гомоэротизм этого произведения был предметом рассмотрения искусствоведов, а на эскизе картины ясно виден эрегированный пенис.

Но больше всего людей занимает улыбка Моны Лизы, говорят, чтобы на устах модели постоянно играла улыбка, художник на протяжении четырех лет (именно столько он потратил на свою работу) приглашал шутов и музыкантов. Считается, что Джоконда улыбается вполне нормальной улыбкой, однако при более долгом просмотре картины кажется, что улыбка становится язвительной, насмешливой или печальной.

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи

Существует несколько теорий, объясняющих эту загадку:

Чужая улыбка. Говорят, что это улыбка самого художника или его любовника Салаи. Как будто в этих хитрых, приподнятых уголках губ скрывается вся тайна взаимоотношений да Винчи с его учеником.

В глазах смотрящего. Все зависит от того, в каком настроении пребывает зритель, считают американские ученые Кристофер Тайлер и Леонид Концевич. Улыбка Джоконды в целом нейтральна, все дело в психологии нашего восприятия. Поэтому в плохом настроении в Лувр лучше не ходить.

Потрепало время. Фотоэксперт Жак Фрэнк утверждает, что изначально у женщины была на 100% жизнерадостная и счастливая улыбка, опечалило ее время, вместе с которым лицо Моны Лизы трансформировалось и изменило свои черты.

Смотрите не туда. Доктор Ливингстон из Гарварда считает, что да Винчи писал рот Джоконды, глядя ей в глаза. Таким образом, все дело в нашем визуальном восприятии. То, что попадает в центральную область, мы видим четко, то, что в периферическую – размыто. Поэтому, глядя в глаза Моны Лизы, мы видим тени на щеках, говорящие об улыбке. Когда же переводим взгляд на рот – тени пропадают.

Проблемы со здоровьем. Доктор Мандип Мехра считает, что ухмылка женщины вызвана недостаточной активностью щитовидной железы. Британский искусствовед Джонатан Джонс считает, что у Джоконды был сифилис (якобы по свидетельствам, сохранившимся в бухгалтерских книгах флорентийского монастыря, женщина покупала в местной аптеке acqua di chiocciole – воду улиток, которую в то время использовали для лечения сифилиса). До этого врачи предполагали, что у героини портрета паралич лица, болезнь Паркинсона – потому что правая рука подозрительно прижимает левую, будто она пытается сдержать неконтролируемое движение, глухота и даже синдром Дауна, что мешало ей полноценно улыбаться.

«Тайная вечеря»

Монументальная роспись, над которой да Винчи работал в течение трех лет (1495-1498 гг.), располагается на задней стене трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Тема росписи является вполне традиционной для подобного рода помещений.

Фреской в традиционном понимании «Тайная вечеря» не является, Леонардо писал ее по сухой штукатурке, а не по влажной. Он последовательно нанес на каменную стену несколько покрытий из смолы, габса и мастики, а затем расписал ее темперой.

Роспись является отдельной вехой искусства эпохи Ренессанса. Она отличается невероятной точностью и глубиной перспективы. Техника мастера оказала огромное влияние и буквально направила в нужное русло развитие всей живописи Запада.

Вход в земной мир

Ванда: А что мы должны знать конкретно об улыбке? Мы называем это улыбкой Джоконды, есть такая информация, что мы можем увидеть улыбку, но иногда улыбка исчезает. Есть ли там какая-то тайна?

Алена: Даже можно увидеть в улыбке гримасу злости.

Ванда: Да? А почему?

Алена: Картина постоянно общается с людьми. Она говорит о каких-то недовольствах, это касается и того энергополя, что вокруг картины, это может касаться и человека, который может выходить на общение с высшими силами. Там зашифровано очень много информации касаемо самой Земли.

Ванда: Как ты и говорила, что на подбородке есть некая точка.

Алена: Под подбородком.

Ванда: Связана ли эта точка под подбородком с улыбкой?

Алена: Да. В картине зашифровано много информации касательно изменений нашей планеты. Ангельское существо, которое выходило на контакт, и которое контролирует до сих пор, это существо связано с той группой, которая контролирует изменения на нашей планете.

Великий мастер получал информацию, что через картину будет контролироваться, то есть тот мир, который на картину смотрит. Картину будут просматривать огромное количество людей. Такое впечатление, что для Леонардо было самое главное создать вход. А в этом случае это получается выход на нас.

Проблема почему мы не можем ее расшифровать, потому что вход в эту картину идет не со стороны физического мира, а с другой стороны.

Поэтому картина плохо поддается расшифровке, и она будет даваться только тем, кто может выходить со стороны вселенной к ее расшифровке. К ней нужно правильно обращаться.

Ванда: В первичном варианте было изображено часть строений? Были колонны, только часть была колонн, а в копиях уже больше видно изображений. Это картина раскрывается так? Почему сам Леонардо изобразил только часть, а в копиях больше показано?

Алена: Это игра самой картины.

****

На том мы пока прервем свое повествование. Продолжение будет в следующей статье: «Загадка Моны Лизы (Джоконды). Исследование (продолжение)». Очень много вопросов, очень много информации, требующей переосмысления. С записью вы можете ознакомится ниже:

А мы пока подытожим все вышесказанное. Итак, картина нарисована была как общность земного образа женщины и женского образа ангельского происхождения. Картина постоянно меняется, согласно тем изменениям, что происходят на земном плане.

В картине имеются зашифрованные послания и сведения, но понять это можно лишь тем, кто в состоянии путешествовать по просторам Вселенной и астральным планам. Так тот портал, что имеется на картине, открывается лишь с противоположной земному плану стороны.

Картина написана с применение тайных знаний и пропорций золотого сечения. Вся информация открывается постепенно, и нам предстоит еще многое узнать о той информации и тех посланиях, что картина несет в себе.

Любви вам мои волшебные, постигайте тайны Вселенной, постигайте тайны этого мира, и постигайте через раскрытие этих тайн собственные таинства. И самое главное, радуйтесь каждому дню!

С любовью, Ванда Дмитриева!

ПОДПИШИТЕСЬ на наш канал YouTube прямо сейчас, и вы будете в курсе самых свежих видео новостей от Центра регрессологии. У нас на канале много различных медитаций, вебинаров, реинкарнационных исследований, и других видео-трансляций.

НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ !!!

Оставьте комментарий и расскажите, что Вы думаете… 

Лучший способ выразить благодарность автору — поделиться с друзьями!!!

Факты о Мона Лизе

  • Приставка Мона означает «мадонна» или «миледи», а Лиза – это просто имя.
  • Личность человека на картине навсегда осталась загадкой. Часть исследователей склонны думать, что это автопортрет Леондардо да Винчи в женском образе, однако большинство считают Мона Лизу 24-х летней Лизой Геральдиной, известной также под именем Лиза дель Джокондо, которая была женой купца Франческо дель Джокондо. Также, возможно, что это портрет матери художника.
  • В 1956 году в Лувре произошло чрезвычайное происшествие. Хьюго Унгаза кинул камнем в портрет, от чего шедевр получил повреждение около левого локтя Мона Лизы.
  • Как вы думаете, сколько стоит эта картина? Сотни тысяч долларов? Миллионы? Миллиарды? Нет! Она бесценна! И именно поэтому шедевр всё ещё без страховки.
  • Интересные факты о Мона Лизе Леонардо да Винчи нужно обязательно дополнить тем, что женщина, изображённая на картине, не имеет бровей. Достоверно не известно, почему так случилось. Считают, что брови они стёрты во время одной из реставраций в средние века, так как тогда полностью удалять брови было в моде. Также есть мнение, что картинка преднамеренно незакончена автором.
  • Картина распологается в специальном зале в Лувре. Эта комната была создана за 7 млн. долларов именно для Мона Лизы. Шедевр находится под бронированным стеклом, а необходимая температура поддерживается с помощью компьютера и сложной системы датчиков.
  • Мона Лиза была завершена в замке Амбуаз во Франции приблизительно в 1505 году. По одной из гипотез Леонардо да Винчи похоронен в этом замке.
  • В зрачках Мона Лизы нарисованы микроскопические цифры и буквы. Их видно только с помощью специального оборудования. Считается, что это дата завершения картины и инициалы автора.
  • Мона Лиза считается одной из самых разочаровавших достопримечательностей. Столько шума и легенд, а приходишь в музей, она спрятана под стекло, и так далеко от тебя… всего лишь картина…
  • Особая волна популярности Моны Лизы возникла после похищения. 21 августа 1911 года картина была украдена Винченцо Перуджо, сотрудником парижского музея. В ходе расследования было уволено руководство Лувра, под подозрением оказались известные люди, такие как Пабло Пикассо и Гийом Аполлинер. Картина в результате была обнаружена 4 января 1914 года в Италии. После этого с ней было проведено несколько выставок, и затем она была возвращена в Париж. Мотивы преступления достоверно неизвестны, вероятно, что Перуджо хотел вернуть шедевр на родину Леонардо да Винчи.

https://youtube.com/watch?v=sNwsYks-9-U%3F

  • В годы Второй мировой войны Адольф Гитлер создал комиссию, которую возглавил искусствовед Ганс Поссе. Цель комиссии – захватить как можно больше произведений искусств для грандиозного музея фюрера. Однако Мона Лиза была укрыта в замке Шамбор. Точное местоположение хранилось в строгом секрете. Это спасло картину от очередного похищения.
  • Рассказывая про интересные факты о Мона Лизе Леонардо да Винчи, нужно упомянуть о пейзаже за этой женщиной. Скорее всего, это несуществующая местность. Однако, есть гипотезы, что это итальянские районы Монтефельтро или Вальдарно.
  • Секрет Мона Лизы кроется в её улыбке. Если смотреть на портрет в целом, то кажется, что женщина улыбается. Однако, если опустить взгляд ниже, убрав её глаза из поля зрения, иллюзия улыбки пропадает.
  • Сегодня картина находится в плохом состоянии. Её краски значительно потемнели, что произошло из-за склонности Леонардо да Винчи к экспериментам (он использовал не традиционный состав красок). Также на полотне образовались трещины, некоторые из которых видны невооружённым взглядом. В связи с этим теперь Мона Лиза не покидает стен Лувра, сотрудники музея не отправляют её на выставки.

Ангельский образ

Ванда: А что несет эта картина, с какой целью они писалась и кто на ней изображен? Мы понимаем, что это не конкретно женщина, с которой писался портрет, а кто же там был изображен?

Алена: Была какая-то женщина, но идет такое понимание, что эта женщина не с физического плана. Почему-то эта женщина была с ним практически с самого детства, с юношеского возраста. Он хотел давно ее нарисовать, но такое впечатление, что не было готовности и портрет не получился.

А тут все разом сошлось и он понял, что может и должен теперь ее нарисовать. Такая идет информация, что это ангельское существо.

Ванда: А что несет эта картина? У Леонардо было понимание и все сошлось, и находясь в таком состоянии писалась картина, а что несет в себе эта картина? Какую задачу для себя решил мастер, написав этот портрет?

Алена: Он хотел сначала чтобы эта картина несла в себе энергии, связанные с разрушением. Рисуя картину мы ставим перед собой как стекло, и через стекло получаем информацию. Чтобы с одной стороны разрушить это стекло, то есть разрушение, а с другой стороны чтобы мы прочувствовали энергию этой женщины.

Почему-то Леонардо обращался с ней как с матерью. Она была для него мамой, но она не была для него биологической матерью. Через разрушение, через получение этих энергий, вот этого образа. В этом образе и уши и нос, в принципе, если смотреть, то с одной стороны есть и соответствие и несоответствие пропорции.

Ванда: В соответствии с чем? С обликом обычного человека или с чем-то другим? С чем соответствие?

Алена: Соответствие и с обликом обычного человека. Леонардо написал на пропорциях, на выдержке чего-то. Там и сакральная геометрия включена.

Ванда: Весь портрет создан на основе сакральных пропорций?

Алена: Нет не весь С применением сакральной геометрии были нарисованы область носа, глаза, область от ушей к губам. Очень много он колдовал над ушами.

Ванда: Что значит «колдовал»?

Алена: Он что-то такое вырисовывал. Что-то такое делал. Добавлял какие-то моменты, но каждый раз ему говорили, что что-то не так. Еще и еще раз пробуй. Такое ощущение, что его рукой водили дополнительно во время рисования.

Его тайны и в частности тайну Моны Лизы можно понять, если попробовать заговорить с самой женщиной. Именно через уши возможно получение информации, еще больше можно узнать тайн.

Много PR

Сегодня «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» занимает главное место в ключевом художественном музее мира. И даже человек, очень далекий от искусства, знает о загадке личности Джоконды, о тайнах ее улыбки и о странностях, происходивших с ее бровями. Безусловно, Леонардо далеко отошел от своих тогдашних конкурентов в искусстве живописи, и детальность, мастерская игра теней в его полотне поражает

Но главное, что привлекает внимание к портрету – это, все же, атмосфера тайны, которая лишь усилилась после двух интересных случаев

Первый произошел в 1911 году. Полотно, доселе не имеющее особой популярности среди посетителей Лувра, было украдено. Как выяснилось позже, одним из сотрудников музея. Винченцо Пруджиа мечтал вернуть картину в родную Италию. Но спустя год Пруджиа по глупости откликнулся на объявление о покупке «Джоконды» и был пойман. Картина вернулась уже на почетное место в галерее, а самого Винченцо на 2 года посадили в тюрьму (весьма мягкое наказание, власти отнеслись с уважением к патриотичному итальянцу).

После истории с похищением на картину Леонардо обратила пристальное внимание пресса. Стали всплывать удивительные истории о том, как Джоконда пленит и пугает людей

Один из посетителей Лувра пытался облить картину серной кислотой, другой кинул в нее камнем. Одна женщина, долго смотревшая на картину, пыталась облить ее краской. Трое поклонников шедевра итальянского живописца покончили с собой. Часть историй, которые все возникают и возникают вокруг Джоконды – безусловные мистификации, по мнению некоторых исследователей, созданных самим руководством Лувра для привлечения интереса к музею. Есть даже мнение, что сам директор и организовал кражу полотна.

scientificamerican.com

Увы, администрация Лувра после похищения портрета была уволена (из-за недостаточного внимания к вопросам охраны лучших шедевров мировой живописи). Но если кража и последующий скандал действительно были придуманы директором и его командой, то этот PR-ход был просто гениальным. Ведь плохой рекламы, как известно, не бывает. А с 1911 года «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» можно смело назвать одной из самых известных картин всех времен.

Наш материал показался вам интерсным? Тогда, уверены, вам понравится и другая статья, посвященную искусству, на сей раз современной скульптуре. Посмотрите на самые красивые и необычные произведения мастеров 21 века!

«Мона Лиза» — это не «Джоконда»?

Считается, что картина была написана около 1503—1505 года. Моделью для нее, по официальной версии, послужила современница великого живописца, в девичестве Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, портрет которой якобы заказал её супруг, флорентийский торговец шелком Франческо дель Джокондо. Полное название полотна – «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» — «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Джоконда (la Gioconda) также означает «веселая, играющая». Так что, возможно, это прозвище, а не фамилия.

Впрочем, в искусствоведческой среде ходят слухи о том, что знаменитая «Мона Лиза» кисти Леонардо да Винчи и его же «Джоконда» — это две совершенно разные картины.

Дело в том, что никто из современников великого живописца не видел портрет завершенным. Джорджо Вазари в книге «Жизнь художников» утверждает, что Леонардо работал над картиной четыре года, но так и не успел ее закончить. Однако портрет, выставленный сейчас в Лувре, полностью завершен.

Другой художник, Рафаэль, свидетельствует, что видел «Джоконду» в мастерской да Винчи. Он сделал набросок портрета. На нем натурщица позирует меж двух греческих колонн. На известном всем портрете колонны отсутствуют. Судя по источникам, «Джоконда» также была большего размера, чем известный нам оригинал «Моны Лизы». Кроме того, есть свидетельства, что незаконченное полотно было передано заказчику – мужу модели, флорентийскому коммерсанту Франческо дель Джокондо. Затем она переходила по наследству из поколения в поколение.

На портрете же, называемом «Мона Лиза», предположительно изображена фаворитка герцога Джулиано Медичи Констанция д’Авалос. В 1516 году художник привез это полотно с собой во Францию. До самой кончины да Винчи картина находилась в его поместье под Амбуазом. В 1517 году она очутилась в коллекции французского короля Франциска I. Именно ее сейчас можно лицезреть в Лувре.

В 1914 году один британский антиквар всего за несколько гиней приобрел на вещевом рынке города Бас изображение Моны Лизы, которое счел удачной копией творения Леонардо. Впоследствии этот портрет стал известен как «Айуорская Мона Лиза». Он выглядит незаконченным, на заднем плане – две греческие колонны, как в воспоминаниях Рафаэля.

Затем полотно попало в Лондон, где его в 1962 году выкупил синдикат швейцарских банкиров.

Неужели между двумя разными женщинами существует такое сходство, что их перепутали? Или картина все-таки одна, а вторая – лишь копия, выполненная неизвестным художником?

Купить входные билеты в парижский Лувр

Готье очень высоко оценил картину и назвал её «восхитительной Джокондой»: «На губах этой женщины всегда играет чувственная улыбка, она как бы насмехается над своими многочисленными поклонниками. Ее безмятежное лицо выражает уверенность в том, что она будет всегда удивительна и прекрасна».

Несколькими годами позже неизгладимое впечатление, которое картина Джоконда произвела на Готье, стало ещё более глубоким, и он смог окончательно сформулировать особенность данного шедевра: «её извилистый, змеевидный рот, уголки которого приподняты вверх в лиловой полутени, смеётся над вами с такой грацией, нежностью и превосходством, что, глядя на неё, мы робеем, как школьники в присутствии знатной дамы».

В Великобритании картина стала известна в 1869 году благодаря прозаику Уолтеру Патеру. Он писал: Это ощущение, которое таким странным образом возникает у воды, выражает то, к чему мужчины стремились в течение тысячелетий…

Эта женщина старше, чем скалы, рядом с которыми она находится; подобно вампиру, она уже много раз умирала и познала тайны загробного мира, она погружалась в пучину моря и хранила воспоминание об этом. Вместе с восточными купцами она отправлялась за самыми удивительными тканями, она была Ледой, матерью Елены Прекрасной, и Святой Анной, матерью Марии, и все это происходило с ней, но сохранилось лишь как звучание лиры или флейты и отразилось в изысканном овале лица, в очертаниях век и положении рук.

Когда 21 августа 1911 года картина Мона Лиза была украдена итальянским охранником, а вскоре найдена в декабре 1913 года, «примадонне» эпохи Ренессанса было отведено в музее Лувра отдельное место.

Болезнь

Бостонский врач уверен, что раскрыл загадку неоднозначной улыбки Джоконды. Доктор Мэндип Р. Мехра постановил у Моны Лизы заболевание эндокринной системы. Во время просмотра картины он отметил необычные детали в ее внешности. Например, желтоватый оттенок кожи, редеющие волосы и немного смещенную улыбку.

Мехра является главврачом отдела лечения сердечно-сосудистых заболеваний в «Brigham and Women’s Hospital». Поэтому ему нелегко просто наслаждаться искусством, так как он видит диагнозы у людей независимо от своего желания.

Мехра заметил наявность незначительного органического образования во внутреннем углу левого глаза, тонкую линию волос, отсутствие бровей. Выпуклость на шее указывает на увеличение щитовидной железы. Поэтому он предположил, что ее странная улыбка может быть следствием мышечной слабости.

Доктор пришел к выводу, что Мона Лиза страдала от гипотиреоза. Скорее всего это может быть связано с особенностями питания женщин в начале 16-го века. В тот период в продуктах питания часто отсутствовал йод – важный элемент, способствующий поддержанию здоровья щитовидной железы. Следовательно, тайна непонятной улыбки Моны Лизы возможно оказалась раскрыта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector