Истории любви: двойной суицид в замке майерлинг

Сюжет

В основе фильма — реальные исторические события, а также одноимённый роман Клода Ане. Австрия, конец 1880-х годов. Кронпринц Рудольф придерживается либеральных взглядов на прогрессивную политику своей страны, в результате чего у него происходят постоянные разногласия с отцом — императором Францем-Иосифом. Императрица Елизавета старается понять сына, но предостерегает от радикальных действий. Рудольф поддерживает отношения с принцем Уэльским, будущим королём Великобритании Эдуардом VII. Кронпринц чувствует, что он — человек, родившийся не в то время в стране, которая не осознаёт необходимость социальной реформы. Рудольф находит убежище от брака без любви с принцессой Стефанией с возлюбленной — баронессой Марией Вечера. Их безвременная кончина 30 января 1889 года в Майерлинге — небольшом охотничьем замке недалеко от Вены — окутана тайной, но финал фильма предполагает, что влюблённые совершили самоубийство, когда поняли, что Габсбурги не позволят им быть вместе.

Мотивация

Прощальное письмо Рудольфа

Прощальное письмо ветсера

В июле 2015 года Австрийская национальная библиотека выдала копии прощальных писем Ветсеры ее матери и другим членам семьи. Эти письма, которые ранее считались утерянными или уничтоженными, были найдены в сейфе в австрийском банке, где они были депонированы в 1926 году. В письмах, написанных в Майерлинге незадолго до смерти, ясно и недвусмысленно говорится, что Ветсера готовил покончить жизнь самоубийством вместе с Рудольфом:

Теории

Бриджит Хаманн в своей книге « Рудольф, наследный принц и мятежник» утверждает, что Рудольф впервые предложил двойное самоубийство известной куртизанке Мицци Каспар . Именно после того, как она отказалась, Рудольф предложил смертный договор с более восприимчивым Ветсером. Хаманн в интервью утверждал, что Рудольф «был поэтичным молодым человеком и много думал . Он болел сифилисом и чувствовал себя виноватым в том, что заразил свою жену». Это теория, наиболее широко признанная историками.

Герд Холлер утверждает в своей книге « Майерлинг — Новые документы о трагедии 100 лет спустя» , что Мэри была на третьем месяце беременности ребенком Рудольфа. Рудольф устроил Мэри умерший аборт. Затем Рудольф покончил жизнь самоубийством.

Клеменс М. Грубер в статье под названием «Судьбоносные дни Майерлинга» утверждает, что Рудольф погиб в пьянской драке. По рассказу Грубера, родственники Ветсеры ворвались в сторожку, и Рудольф вытащил револьвер, случайно выстрелив в баронессу. Затем он был убит одним из ее родственников.

Последние годы жизни кронпринца

Кронпринц Рудольф и Мария Вечера

Брак Рудольфа и Стефании Бельгийской не был счастливым. К 1889 году при дворе практически все, в том числе императорская чета и супруга Рудольфа, Стефания, знали, что между кронпринцем и баронессой Марией Вечерой, дочерью барона Альбина Вечеры, дипломата австрийского двора, существует любовная связь. Кронпринцу удавалось скрывать от родителей и всего двора своё подавленное настроение — следствие болезни, от которой он страдал с 1886 года. Он много пил, вёл беспорядочную жизнь, злоупотреблял успокоительными препаратами, взял крупную сумму в долг. Об обстоятельствах его частной жизни знали лишь те, кто по долгу службы постоянно находился рядом с кронпринцем.

Официальное признание самоубийства кронпринца

Император был поражён, узнав, что Рудольф покончил с собой, а не был отравлен Марией. По настоянию своих министров (в стране уже никто не верил в естественную смерть наследника) Франц Иосиф решился сделать факт самоубийства кронпринца достоянием гласности. 2 февраля в «Венской газете» появилось заключение медицинской комиссии, где среди прочего отмечалось, что исследование мозга погибшего «указывает на его патологические изменения, напрямую связанные с неустойчивой психикой». Причиной смерти кронпринца объявлялась его «болезненная неуравновешенность».

Медицинское заключение причинило ещё большую боль императрице, всегда опасавшейся, что череда близкородственных браков неблагоприятно отразится на здоровье её детей. Эгон Корти приводит её слова, высказанные после официальной публикации заключения: «Зачем Франц Иосиф однажды вошёл в дом моего отца, зачем я увидела его и почему должна была с ним познакомиться?»

Версии смерти кронпринца и его возлюбленной

Рассказывали также, что якобы Марию привезли в замок уже мертвой, и Руди не смог этого пережить… Выдвигалась и вовсе фантастическая версия — что Мария была внебрачной дочерью императора Франца Иосифа, то есть приходилась Рудольфу сестрой, и он, узнав об этом, решил, что им обоим не стоит больше жить…Несчастного Рудольфа похоронили через пять дней в родовой усыпальнице Габсбургов. Хотя в предсмертной записке Мария Вечера умоляла похоронить ее рядом с возлюбленным, ее просьбу не выполнили, захоронив на кладбище монастыря Хайлигенкройц.

В апреле 1945 года во время боев за Вену многие склепы на кладбище Хайлигенкройц были разрушены. Прах Марии вновь был захоронен лишь в 1959 году. Однако эксперты, присутствовавшие при захоронении, так и не обнаружили на черепе следов выстрела…А в декабре 1992 года до родных Марии дошла весть о том, что ее могила вновь вскрыта. Саркофаг оказался пуст. Правда, злоумышленника быстро нашли — им оказался некий Хельмут Флатценштайнер. Пришлось еще раз хоронить останки несчастной.

В Майерлинге же после памятной трагедии разместили женский кармелитский монастырь. Сейчас на месте охотничьего домика стоит небольшая часовенка. А там, где было найдено окровавленное тело кронпринца Рудольфа, высится статуя Девы Марии. Почему-то скульптор сделал ее похожей лицом на мать Рудольфа, императрицу Елизавету, хотя возлюбленную кронпринца как раз звали Марией, и она умерла именно здесь…

Читайте другие статьи из серии «Истории любви»:

Читайте самое интересное в рубрике «Общество»

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо

Куратор: Наталия Красовская

Трагедия в Майерлинге

Могила Марии фон Вечера в Хайлигенкройце

28 января 1889 года кронпринц Рудольф прибыл в Майерлинг около 15:30, Мария приехала в замок позднее на фиакре Братфиша. Ночь перед отъездом в Майерлинг кронпринц провёл у своей любовницы Мицци Каспар, что подтверждается протоколом агента полиции Флориана Майснера, отвечавшего за охрану кронпринца.

После обнаружения тел утром 30 января в Майерлинг был отправлена группа врачей, констатировавшая смерть Марии в результате выстрела в голову. Совершила ли этот выстрел сама Мария или Рудольф, либо кто-либо третий, доподлинно неизвестно. Мария была похоронена на кладбище при монастыре в Хайлигенкройце, находящемся в 25 км к юго-западу от Вены.

Во время боев за Вену в 1945 году склеп Марии был разрушен. Повторное захоронение произошло только в 1959 году. Эксперты утверждают, что следов смертельного ранения на черепе женщины не наблюдалось.

Существует несколько версий произошедшего в Майерлинге. Одна из них — гибель Марии от неудачного аборта и самоубийство Рудольфа, не перенёсшего трагедии.

Похороны Марии Вечеры. Эксгумация. Перезахоронение[править | править код]

Тело Марии Вечеры было перевезено в Хайлигенкройц в ночь с 31 января на 1 февраля двумя её дядями, Штокау и Александром Бальтацци (её посадили на заднее сиденье экипажа между двумя мужчинами), и спешно похоронено на территории монастыря. Вскрытия не производилось, и о смерти Марии был составлен фиктивный акт. Попытки скрыть обстоятельства гибели Марии дали дополнительную пищу слухам о том, что в этом деле не всё так ясно. По просьбе родственников 16 мая 1889 года гроб с телом Марии был извлечён из временной могилы, заключён в ещё один, медный, гроб и перезахоронен.

В апреле 1945 года советские батареи размещались на высоте на территории кладбища и вели оттуда обстрел Алланда. В часовне над могилой Марии была устроена кухня, сама же могила, как и другие захоронения Хайлигенкройца, в это время пострадала. В поисках драгоценностей саркофаг был разбит, гроб вскрыт. Он оставался открытым до 1959 года.

В 1959 году молодой врач Герд Холлер, сопровождавший к месту захоронения Марии представителя семьи Вечера, осмотрел её останки. Доктор Холлер тщательно исследовал череп и другие кости в поисках пулевого отверстия, но, по его словам, не нашел доказательств того, что Мария была застрелена. Холлер предположил, что Вечера умерла, возможно от последствий недавно сделанного аборта, а Рудольф из-за гибели возлюбленной покончил жизнь самоубийством. Тело Марии было захоронено в новом гробу.

Самоубийство Рудольфа и Марии Вечеры

29 января 1889 года Франц Иосиф и Елизавета организовали семейный ужин, а 31 января собирались отбыть в Венгрию, в Офен. Рудольф отказался от ужина, сославшись на нездоровье. 30 числа он собирался охотиться в Майерлинге.

Утром 30 января в Майерлинге камердинер кронпринца Лошек постучал к нему в дверь, но Рудольф не отозвался. Граф Йозеф Хойос, компаньон Рудольфа, присоединился к камердинеру, но ответа не последовало — дверь взломали. Рудольфа нашли сидящим (по другим данным — лежащим) без движения на краю кровати. Он склонился вперед, из его рта шла кровь. Перед ним на ночном столике стояли стакан и зеркало. Не изучая место событий более подробно (окна в комнате были закрыты ставнями), Лошек решил, что кронпринц принял яд, так как знал, что стрихнин вызывает кровотечение. На кровати лежал труп Марии Вечеры, прибывшей в Майерлинг вечером 28 января. Некоторое время ошибочно считалось, что баронесса отравила кронпринца, а затем покончила с собой.

• Кронпринц Рудольф и Мария Вечера: шекспировская трагедия несчастных влюбленных

Одной из самых загадочных и трагических историй любви XIX века называют связь австрийского кронпринца Рудольфа и баронессы Марии Вечеры. Их отношения длились всего 3 месяца, но из-за невозможности быть вместе они лишили себя жизни подобно шекспировским героям.

Кронпринц Рудольф был сыном австрийского императора Франца Иосифа и Елизаветы Баварской (знаменитой Сисси). Молодой человек тяготел к естественным наукам, хотел поступать в университет, но отец настоял на том, чтобы сын сосредоточился на военном деле. Более того, под давлением императора в 1881 году Рудольфу пришлось жениться на дочери короля Бельгии, принцессе Стефании, которая еще и приходилась ему двоюродной тетей.

Фото по случаю свадьбы кронпринца Рудольфа и кронпринцессы Стефании.

Любви между супругами не было и в помине, поэтому Рудольф позволял себе вести довольно разгульную жизнь. Красивый и обаятельный, он был любимцем среди представительниц женского пола. Многие дамы мечтали стать его любовницами, а те, кому это не удавалось, распространяли слухи о несуществующих отношениях с кронпринцем.

Румынская баронесса Мария Вечера.

Судьбоносная для Рудольфа встреча произошла 5 ноября 1888 года на балу в замке Хофбург. Бывшая любовница кронпринца графиня Лариш представила ему юную 17-летнюю румынскую баронессу Марию Вечеру. Рудольфу девушка показалась невероятно красивой, и он весь вечер не отходил от нее ни на шаг.

17-летняя любовница кронпринца Рудольфа Мария Вечера.

Рудольф стал повсюду появляться с баронессой, а по ночам он привозил ее в замок, где они уединялись в отдаленных комнатах. Его супруга Стефания считала, что это просто одна из многочисленных интрижек супруга, и она вскоре закончится. Спустя два месяца свиданий Рудольф и Мария совершили тайный масонский обряд на крови, поклялись друг другу в верности и обменялись кольцами. На кольце Марии были выгравированы буквы ILVBIDT (In Liebe Vereint Bis In Den Tod, что означало «Любовью соединены на смерть»).

Maria Vetsera — возлюбленная австрийского кронпринца Рудольфа.

После содеянного кронпринц послал Папе Римскому прошение о расторжении брака со Стефанией. Его отец, император Франц Иосиф, был в ярости, когда узнал об этом. Он пригрозил лишить сына денежного содержания и выслать из Австрии, если тот не отступит от задуманного. Мягкосердечный кронпринц пообещал прекратить связь с баронессой, но тайно продолжал встречаться с ней. Сама же Мария Вечера писала своей подруге: «Даже если бы нам пришлось жить с ним вместе в хижине, я была бы счастлива».

Замок Майерлинг.

Трагедия случилась внезапно. 29 января 1889 году Рудольф отправился на охоту с двумя друзьями. Ночь они должны были провести в небольшом замке Майерлинг, который незадолго до этого приобрел кронпринц. Неожиданно Рудольф пожелал остаться в замке, пока другие охотились. По словам друзей, когда они вернулись вечером обратно, наследник был в приподнятом расположении духа. Утром он не явился к завтраку. Спустя некоторое время друзья приказали выбить дверь в комнату.

Кровать в замке Майерлинг, на которой произошла трагедия.

Перед ними предстала ужасная картина: на полу лежал кронцпринц с простреленной головой, а на кровати находилась Мария Вечера с такой же огнестрельной раной. Рядом на столике нашли три предсмертные записки. Одна из них адресовалась жене Рудольфа: «Милая Стефания! Ты избавишься от моего присутствия… Я спокойно иду навстречу смерти, ибо лишь так могу сохранить своё имя». А Мария Вечера адресовала свои послания матери и сестре. «Прости мне содеянное! Я не сумела превозмочь свою любовь… мне хотелось бы лежать рядом с ним на алландском кладбище. В смерти я буду счастливее, чем была в жизни», — так писала она матери.

Иллюстрация гибели кронпринца Рудольфа и Марии Вечеры.

31 января в газетах появилось известие о смерти кронпринца. Одни писали о сердечном приступе, другие – о случайном огнестрельном ранении. Еще через день раскрылось, что это самоубийство. Королевская семья старательно умалчивала факт присутствия Марии Вечеры в спальне кронпринца, но сплетни быстро распространились по Европе. В этой истории осталось очень много вопросов. Франц Иосиф сказал, что пока он правит, в газетах никогда не появится истинная причина трагедии. «Все, что угодно, лучше, чем правда», — говорил император.

Австрийский кронпринц Рудольф и румынская баронесса Мария Вечера.

Что бы ни случилось на самом деле, но история кронпринца Рудольфа и баронессы Марии Вечеры напомнила шекспировскую трагедии Ромео и Джульетты, которые не могли быть вместе при жизни, и поэтому они соединились после смерти.

Нравится? Жми:

• Разделы: история, любовь

Биография[ | код]

Мария была дочерью (третьим ребёнком из четырёх) австрийского дипломата (с 1870 года барона) Альбина Вечеры и его супруги Хелены Бальтацци. Старший брат Марии Ладислав погиб во время пожара в Рингтеатре в 1881 году.

Кронпринц Рудольф занимал умы и сердца многих австрийских девушек, и Мария не была исключением. Она познакомилась с кронпринцем на скачках на ипподроме Фройденау, и эта встреча, по свидетельству её доверенного лица учителя французского языка Габриэля Дюбре, кардинально изменила её поведение и настроение. Мария говорила о принце с большим вдохновением, собирала газетные вырезки и фотографии и тщательно следила за его жизнью. Чтобы отвлечь дочь, мать даже отправилась с Марией путешествовать в Англию. Первая личная встреча между Вечера и принцем состоялась после обмена несколькими письмами в первые дни ноября 1888 года в Хофбурге. Всего до конца января 1889 года между влюблёнными состоялось около двадцати встреч, в подготовке которых участвовали личный извозчик кронпринца Йозеф Братфиш, кузина Рудольфа графиня Мария Лариш и камеристка Марии Вечера — Агнес Яхода.

Похороны Марии Вечеры. Эксгумация. Перезахоронение

Тело Марии Вечеры было перевезено в Хайлигенкройц в ночь с 31 января на 1 февраля двумя её дядями, Штокау и Александром Бальтацци (её посадили на заднее сиденье экипажа между двумя мужчинами), и спешно похоронено на территории монастыря. Вскрытия не производилось, и о смерти Марии был составлен фиктивный акт. Попытки скрыть обстоятельства гибели Марии дали дополнительную пищу слухам о том, что в этом деле не всё так ясно. По просьбе родственников 16 мая 1889 года гроб с телом Марии был извлечён из временной могилы, заключён в ещё один, медный, гроб и перезахоронен.

В апреле 1945 года советские батареи размещались на высоте на территории кладбища и вели оттуда обстрел Алланда. В часовне над могилой Марии была устроена кухня, сама же могила, как и другие захоронения Хайлигенкройца, в это время пострадала. В поисках драгоценностей саркофаг был разбит, гроб вскрыт. Он оставался открытым до 1959 года.

В 1959 году молодой врач Герд Холлер, сопровождавший к месту захоронения Марии представителя семьи Вечера, осмотрел её останки. Доктор Холлер тщательно исследовал череп и другие кости в поисках пулевого отверстия, но, по его словам, не нашел доказательств того, что Мария была застрелена. Холлер предположил, что Вечера умерла, возможно от последствий недавно сделанного аборта, а Рудольф из-за гибели возлюбленной покончил жизнь самоубийством. Тело Марии было захоронено в новом гробу.

Осмотр места происшествия

Последнее письмо кронпринца жене Стефании (недатированное). Стенд музея в Майерлинге

В Майерлинг была направлена комиссия во главе с лейб-медиком, Хофратом фон Виндерхофером. На полу был обнаружен револьвер, который не заметили Хойос и Лошек. Врач установил, что Рудольф и Мария погибли одинаково: от огнестрельного ранения в височную часть головы. Обе пули нашли в комнате. В стоящем на ночном столике стакане не было яда. (По другим данным, при осмотре места происшествия до приезда комиссии, револьвер, зажатый в руке принца, заметил его свояк принц Филипп Кобургский, приехавший для участия в охоте рано утром, а пуля была обнаружена только одна).

Рудольф оставил множество писем, адресованных разным лицам, в том числе матери (в этом послании, не смея обратиться к императору напрямую, он написал несколько слов отцу), жене (в настоящее время доступен лишь оригинал письма к кронпринцессе Стефании), сестре Марии Валерии, своей любовнице, Мицци Каспар. Все они, за исключением письма к Елизавете, были написаны заранее в Вене. Рудольф сообщил матери, что ему помогла Мария: без её согласия стать «спутницей в смерти» он бы не смог отказаться от жизни. На ночном столике лежала также неотправленная телеграмма настоятелю монастыря в Хайлигенкройце с просьбой прибыть в Майерлинг, чтобы помолиться у тела кронпринца. Все письма были составлены в общих выражениях, что давало повод для различных толкований действий кронпринца.

Трагедия в Майерлинге[править | править код]

Могила Марии фон Вечера в Хайлигенкройце

28 января 1889 года кронпринц Рудольф прибыл в Майерлинг около 15:30, Мария приехала в замок позднее на фиакре Братфиша. Ночь перед отъездом в Майерлинг кронпринц провёл у своей любовницы Мицци Каспар, что подтверждается протоколом агента полиции Флориана Майснера, отвечавшего за охрану кронпринца.

После обнаружения тел утром 30 января в Майерлинг был отправлена группа врачей, констатировавшая смерть Марии в результате выстрела в голову. Совершила ли этот выстрел сама Мария или Рудольф, либо кто-либо третий, доподлинно неизвестно. Мария была похоронена на кладбище при монастыре в Хайлигенкройце, находящемся в 25 км к юго-западу от Вены.

Во время боев за Вену в 1945 году склеп Марии был разрушен. Повторное захоронение произошло только в 1959 году. Эксперты утверждают, что следов смертельного ранения на черепе женщины не наблюдалось.

Существует несколько версий произошедшего в Майерлинге. Одна из них — гибель Марии от неудачного аборта и самоубийство Рудольфа, не перенёсшего трагедии.

Биография

Мария была дочерью (третьим ребёнком из четырёх) австрийского дипломата (с 1870 года барона) Альбина Вечеры и его супруги Хелены Бальтацци. Старший брат Марии Ладислав погиб во время пожара в Рингтеатре в 1881 году.

Кронпринц Рудольф занимал умы и сердца многих австрийских девушек, и Мария не была исключением. Она познакомилась с кронпринцем на скачках на ипподроме Фройденау, и эта встреча, по свидетельству её доверенного лица учителя французского языка Габриэля Дюбре, кардинально изменила её поведение и настроение. Мария говорила о принце с большим вдохновением, собирала газетные вырезки и фотографии и тщательно следила за его жизнью. Чтобы отвлечь дочь, мать даже отправилась с Марией путешествовать в Англию. Первая личная встреча между Вечера и принцем состоялась после обмена несколькими письмами в первые дни ноября 1888 года в Хофбурге. Всего до конца января 1889 года между влюблёнными состоялось около двадцати встреч, в подготовке которых участвовали личный извозчик кронпринца Йозеф Братфиш, кузина Рудольфа графиня Мария Лариш и камеристка Марии Вечера — Агнес Яхода.

В ролях

  • Омар Шариф — кронпринц Рудольф (советский дубляж — Александр Демьяненко)
  • Катрин Денёв — Мария Вечера (советский дубляж — Галина Теплинская)
  • Джеймс Мэйсон — император Франц Иосиф I (советский дубляж — Бруно Фрейндлих)
  • Ава Гарднер — императрица Елизавета (советский дубляж — Майя Блинова)
  • Джеймс Робертсон Джастин — Эдуард, принц Уэльский (советский дубляж — Игорь Дмитриев)
  • Женевьева Паж — графиня Лариш
  • Андреа Паризи — принцесса Стефания
  • Шарль Мийо — граф Тааффе
  • Бернар Ла Жарриж — Лошек
  • Мони Дальмес — баронесса Вечера
  • Лин Шардонне — Анна Вечера
  • Мони Дальмес — Хелен Вечера
  • Фабьен Дали — Мицци Каспар
  • Жак Бертье — эрцгерцог Иоганн Сальватор

Биография[править | править код]

Мария была дочерью (третьим ребёнком из четырёх) австрийского дипломата (с 1870 года барона) Альбина Вечеры и его супруги Хелены Бальтацци. Старший брат Марии Ладислав погиб во время пожара в Рингтеатре в 1881 году.

Кронпринц Рудольф занимал умы и сердца многих австрийских девушек, и Мария не была исключением. Она познакомилась с кронпринцем на скачках на ипподроме Фройденау, и эта встреча, по свидетельству её доверенного лица учителя французского языка Габриэля Дюбре, кардинально изменила её поведение и настроение. Мария говорила о принце с большим вдохновением, собирала газетные вырезки и фотографии и тщательно следила за его жизнью. Чтобы отвлечь дочь, мать даже отправилась с Марией путешествовать в Англию. Первая личная встреча между Вечера и принцем состоялась после обмена несколькими письмами в первые дни ноября 1888 года в Хофбурге. Всего до конца января 1889 года между влюблёнными состоялось около двадцати встреч, в подготовке которых участвовали личный извозчик кронпринца Йозеф Братфиш, кузина Рудольфа графиня Мария Лариш и камеристка Марии Вечера — Агнес Яхода.

В искусстве[править | править код]

Трагедии в Майерлинге посвящены многочисленные кино- и телефильмы и произведения для сцены:

  • Фильм «Трагедия в доме Габсбургов» (1924); режиссёр — Александр Корда;
  • Фильм «Майерлинг» (1936); режиссёр — Анатоль Литвак; в главных ролях: Даниэль Дарьё — Мария и Шарль Буайе — Рудольф;
  • Фильм «От Майерлинга до Сараево» (1940), режиссёр Макс Офюльс;
  • Оперетта «Маринка» (1945); либретто Джорджа Мариона-младшего и Карла Фаркаша; композитор — Имре Кальман;
  • Фильм «Тайна Майерлинга» (1949); режиссёр — Жан Деланнуа
  • Телефильм «Майерлинг» (1957); режиссёр — Анатоль Литвак; в главных ролях: Одри Хепбёрн — Мария и Мел Феррер — Рудольф;
  • Фильм «Майерлинг» (1968); режиссёр — Теренс Янг; в главных ролях: Омар Шариф, Катрин Денёв, Джеймс Мэйсон и Ава Гарднер;
  • Один из эпизодов британского телесериала «Fall of Eagles» (1974) — «Реквием по кронпринцу»;
  • Фильм «Частные грехи, публичные добродетели» (1975); режиссёр — Миклош Янчо;
  • Балет Кеннета Макмиллана на музыку произведений Ференца Листа «Майерлинг» (1978);
  • Радиопостановка на BBC Radio 4 в драматическом цикле «Субботний ночной театр» от 8 февраля 1986 «Pure Angel» Эрика Доэрти с Энн Купер и Бенджамином Уитроу;
  • Мюзикл «Элизабет» (1992), либретто Михаэля Кунце, композитор — Сильвестр Левай; двойное самоубийство воплощено в танцевальном эпизоде Майерлинг-Вальс;
  • Манга «Angel’s Coffin (Ave Maria/Tenshi no Hitsugi)» (2000) Ю Хигури;
  • Опера-кроссовер «Майерлинг — Реквием любви» (2006) стихи Зигфрида Карла, музыка Рикардо Урбеча;
  • Мюзикл «Рудольф» Фрэнка Уайлдхорна, либретто Джека Мёрфи и Фиби Хванг. Премьера состоялась в Будапештском театре оперетты 26 мая 2006 года, представления давались до 2009 года, чередуясь со спектаклями на открытом воздухе в Сегеде;
  • Мюзикл Utakata no Koi, поставленный японской театральной труппой Takarazuka Revue и периодически исполняемый с 1983 года (2013 год — седьмая постановка);
  • «Кронпринц Рудольф» — австрийский телефильм 2006 года; режиссёр Роберт Дорнхелм, в главных ролях Макс фон Тун и Виттория Пуччини, в эпизоде — Омар Шариф; в США фильм вышел в 2010 году под названием The Crown Prince>;
  • Фильм «Иллюзионист» (2006); режиссёр — Нил Бергер, в главных ролях — Эдвард Нортон, Руфус Сьюэлл, Джессика Бил. В сюжете фильма реальные события 1889 года получили другую трактовку.

В балладе Велимира Хлебникова «Мария Вечора» (1909) Мария, девушка-славянка, похищенная Габсбургом, убивает его.

Биография

Мария была дочерью (третьим ребёнком из четырёх) австрийского дипломата (с 1870 года барона) Альбина Вечеры и его супруги Хелены Бальтацци. Старший брат Марии Ладислав погиб во время пожара в Рингтеатре в 1881 году.

Кронпринц Рудольф занимал умы и сердца многих австрийских девушек, и Мария не была исключением. Она познакомилась с кронпринцем на скачках на ипподроме Фройденау, и эта встреча, по свидетельству её доверенного лица учителя французского языка Габриэля Дюбре, кардинально изменила её поведение и настроение. Мария говорила о принце с большим вдохновением, собирала газетные вырезки и фотографии и тщательно следила за его жизнью. Чтобы отвлечь дочь, мать даже отправилась с Марией путешествовать в Англию. Первая личная встреча между Вечера и принцем состоялась после обмена несколькими письмами в первые дни ноября 1888 года в Хофбурге. Всего до конца января 1889 года между влюблёнными состоялось около двадцати встреч, в подготовке которых участвовали личный извозчик кронпринца Йозеф Братфиш, кузина Рудольфа графиня Мария Лариш и камеристка Марии Вечера — Агнес Яхода.

Самоубийство Рудольфа и Марии Вечеры[править | править код]

29 января 1889 года Франц Иосиф и Елизавета организовали семейный ужин, а 31 января собирались отбыть в Венгрию, в Офен. Рудольф отказался от ужина, сославшись на нездоровье. 30 числа он собирался охотиться в Майерлинге.

Утром 30 января в Майерлинге камердинер кронпринца Лошек постучал к нему в дверь, но Рудольф не отозвался. Граф Йозеф Хойос, компаньон Рудольфа, присоединился к камердинеру, но ответа не последовало — дверь взломали. Рудольфа нашли сидящим (по другим данным — лежащим) без движения на краю кровати. Он склонился вперед, из его рта шла кровь. Перед ним на ночном столике стояли стакан и зеркало. Не изучая место событий более подробно (окна в комнате были закрыты ставнями), Лошек решил, что кронпринц принял яд, так как знал, что стрихнин вызывает кровотечение. На кровати лежал труп Марии Вечеры, прибывшей в Майерлинг вечером 28 января. Некоторое время ошибочно считалось, что баронесса отравила кронпринца, а затем покончила с собой.

Официальное признание самоубийства кронпринца[править | править код]

Император был поражён, узнав, что Рудольф покончил с собой, а не был отравлен Марией. По настоянию своих министров (в стране уже никто не верил в естественную смерть наследника) Франц Иосиф решился сделать факт самоубийства кронпринца достоянием гласности. 2 февраля в «Венской газете» появилось заключение медицинской комиссии, где среди прочего отмечалось, что исследование мозга погибшего «указывает на его патологические изменения, напрямую связанные с неустойчивой психикой». Причиной смерти кронпринца объявлялась его «болезненная неуравновешенность».

Медицинское заключение причинило ещё большую боль императрице, всегда опасавшейся, что череда близкородственных браков неблагоприятно отразится на здоровье её детей. Эгон Корти приводит её слова, высказанные после официальной публикации заключения: «Зачем Франц Иосиф однажды вошёл в дом моего отца, зачем я увидела его и почему должна была с ним познакомиться?»

Примечания[править | править код]

Комментарии
  1. Информацию о событиях, последовавших после смерти Рудольфа, Эгон Корти почерпнул из рассказов Иды Ференци младшей сестре Рудольфа эрцгерцогине Марии Валерии и дневника эрцгерцогини.
  2. Ей Рудольф советовал оставить страну после смерти императора, «указывая на непредсказуемость событий в Австро-Венгрии».
Использованная литература и источники
  1. , с. 486—487.
  2. ↑ , с. 488.
  3. ↑  (нем.). Internet Archive. Дата обращения: 24 июня 2013.
  4. ↑ , с. 489.
  5. , с. 491—493.
  6. ↑ , с. 490.
  7. ↑ , с. 493.
  8. , с. 492—493.
  9. Барт Иштван. Незадачливая судьба кронпринца Рудольфа. М., 1988, с. 84, 163
  10. , с. 495.
  11. , с. 494—495.
  12. , с. 496.
  13. , с. 496—497.
  14. ↑  (нем.) (недоступная ссылка). Die Begräbnisstätten der Habsburger in Wien. Дата обращения: 30 июня 2013.
  15. Weissensteiner F. Frauen um Kronprinz Rudolf: von Kaiserin Elisabeth zu Mary Vetsera. — Kremayr & Scheriau, 2004. — S. 239.
  16. Bankl H. Die Kranken Habsburger: Befunde Und Befindlichkeiten Einer Herrscherdynastie. — Kremayr Und Scheriau, 1998. — S. 140.
  17. Wallner V. Der niederösterreichische Bezirk Baden und seine Gemeinden: eine Publikation der Gemeinden des Verwaltungsbezirkes Baden. — NÖ. Verlag-Ges., 1995. — S. 87.
  18. Swistun H. Mary Vetsera: Gefährtin für den Tod. — Ueberreuter, 1999. — S. 172.
  19. Judtmann F., Judtmann M. Mayerling ohne Mythos: ein Tatsachenbericht. — NÖ. Verlag-Ges., 1995. — S. 87.
  20. Swistun H. Mary Vetsera: Gefährtin für den Tod. — Kremayr & Scheriau, 1982. — S. 192.
  21. Holler G. Mayerling; Die Losung des Ratsels. — Molden, 1983.
  22. Инга Ваннер. . dw.com (11.08.2015).
  23. . Mayerling-opera.de. Дата обращения: 16 ноября 2012.
  24.  (англ.) (недоступная ссылка). Playbill. Дата обращения: 4 июня 2014.

Ранние годы

Известная по английской форме своего имени, Мэри (вторая жена ее деда по материнской линии была англичанкой), она была третьим ребенком Альбина фон Ветсера, дипломата на дипломатической службе при австрийском дворе, и его гораздо более молодой жены, Элен (также известной как Элени) Бальтацци   , член богатой греческой дворянской семьи с острова Хиос , в то время входившего в состав Османской империи . Альбин, которого император Франц Иосиф сделал бароном в 1870 году , был на 22 года старше своей молодой и амбициозной в социальном отношении жены. У Мэри было трое братьев и сестер: Джоанна (известная как Ханна), Ладислав и Франц Альбин. Обе сестры Элен вышли замуж за графов, и ожидалось, что Мэри и ее сестра поднимут социальный статус семьи, продолжая традицию заключения брака в важные семьи.

Мария фон Ветсера училась в благородной школе . Эти эксклюзивные школы-интернаты для девочек благородного происхождения в возрасте от 12 до 17 лет были ориентированы на нравственное воспитание, а не на академическое образование, которое, как считалось, давало молодой женщине «интеллектуальные претензии». Эти институты делали упор на социальные блага: французский язык, музыку, рисование, танцы и ремесла, готовя молодых женщин к их роли в обществе в качестве аристократических жен и матерей.

«Умное общество», состоящее из элементов парвеню , которые, как считалось, были небогатыми, но богатыми, теперь стало привлекать больше внимания лидеров в более аристократических кругах бомонда . Семья Ветсера заняла эту нишу, и Элен фон Ветсера устраивала щедрые вечеринки в попытках пообщаться с высшими эшелонами австрийского двора, чтобы познакомить свою дочь с наиболее подходящими мужчинами. Известная «своей элегантностью и вкусом в одежде», она получила прозвище «Ангел дерна» за свою любовь к скачкам, которые встречаются на поле Фройденау. Императорской семье было совершенно очевидно, что Вецера явно готовила ее мать к выгодному браку; Императрица Елизавета в 1877 году заметила: «Мадам Ветсера хочет прийти ко двору и добиться признания своей семьи». Графиня Лариш фон Менних , племянница императрицы и одна из ближайших подруг Ветсеры , утверждала, что призналась: «Мама не любит меня … С тех пор, как я была маленькой девочкой, она относилась ко мне так, как будто хочет избавиться от нее. из с максимальной выгодой «.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector