Анимационное кино

Терминология

Пример короткого мультфильма

Хотя термин «анимация» наиболее распространён в мире, однако в русском языке, в СССР и в России, на протяжении длительного времени было общепринято название «мультипликация». По мнению известного мультипликатора Фёдора Хитрука, использование в СССР терминов «мультипликация», «мультипликатор» связано с технологией, использовавшейся до внедрения классической рисованной мультипликации — созданием изображений при помощи наложения на лист элементов персонажей, что сродни аппликации. По созвучию с этим словом эта отрасль кинематографа была названа мультипликацией.

На сегодня основная мультипликационная классификация различает 2D, 3D, покадровую мультипликацию и stop­-motion. Кроме того, существуют различные более специфические виды мультипликации, для которых также нужны определенные навыки, умения и условия. К примеру, игольчатая, песоч­ная мультипликация или мультипликация на воде. Более того — каждый вид можно разделить на подвиды, например, stop­motion мультипликация бывает пластилиновая, кукольная, бумажная, и так далее.

Что значит Мультипликация

Во многих словарях и энциклопедиях понятия анимация и мультик идут рука об руку, определяя оба понятия:

  • с технической стороны, как некую совокупность процессов по созданию динамических изображений,
  • с позиции искусства, как подвид художественного кинематографа.

В основе термина латинское multiplicatio — умножение или multi — много. Это система приемов и действий, создающая иллюзию движения объекта. Базовая техника мультипликации — последовательная смена кадров или рисунков с частотой от 12 до 30 изображений в секунду.

Общая схема производства мультипликационной картины:

  • художник создает множество похожих изображений;
  • отличия на рисунках задают сценарную фазу движения;
  • готовые рисунки фотографируют;
  • располагают в нужной последовательности;
  • проецируют на экран.

Чтобы сделать мультик со звуком, выбирают скорость в 24 кадра в секунду, если ролик немой — 16.

Самый яркий пример такого подхода — рисование в учебнике или тетради, которым если не занимался, то наблюдал похожие опыты, каждый школьник. Быстрое перелистывание страниц с рисунком создавало иллюзию движения персонажа — человечек плясал, рожица кривлялась.

«Компьютер — это только инструмент»

«XXI век нельзя сравнить с XX веком, — говорит Игорь Ковалёв. — Каждый день появляются новые технологии, которые используют в кино, в науке — где угодно. И всё это в геометрической прогрессии. Я не сомневаюсь, что завтра будет придумано что-то ещё. И это тоже задействуют в кино и в анимации».

Наталья Мальгина в ответ на вопрос, о чём мечтают аниматоры, смеётся: «Чтобы ты придумал сцену в голове, и она сама санимировалась. Может быть, дойдут до какой-то технологии, когда тебе не нужно будет мышкой кадр за кадром анимировать, а просто придумал движение — и программа сама его перенесла».

Но даже если эта фантазия когда-нибудь воплотится в реальность, художники-аниматоры всегда будут востребованы: человечным мультфильм не сделает ни один компьютер, даже самый умный.  

Литература

  • Александр Раппапорт. Жест и пространство в искусстве мультипликации // Проблема синтеза в художественной культуре / Отв. ред. Б. В. Раушенбах — М.: Наука, 1985.
  • Кравцов Никита. История анимации: Как рождается искусство. — ArtHuss, 2019. — ISBN 978-617-7799-25-1.
  • Гарольд Уайтэкер, Джонс Халас. Тайминг в анимации. — М.: Магазин искусств, 2001.
  • Киноведческие записки. — 2001. — № 52. Номер, посвящённый анимации.
  • Кривуля Н. Г. Аниматология: Эволюция мировых аниматографий. В 2-х томах. — М.2012
  • Лотман Ю. М. О языке мультипликационных фильмов // Лотман Ю. М. Об искусстве. — СПб.: Искусство — СПб, 1998. — С. 671—674. — 704 с.
  • Amidi, Amid . Cartoon Brew (2 декабря 2011). Дата обращения: 19 февраля 2016.
  • Ball, Ryan . Animation Magazine (12 марта 2008). Дата обращения: 15 марта 2016.
  • Beck, Jerry . Cartoon Brew (2 июля 2012).
  • Bendazzi, Giannalberto . Animation World Network (1996). Дата обращения: 29 апреля 2016.
  • Bhattacgarjee, Subhankar . Medium (2 декабря 2015). Дата обращения: 15 марта 2016.
  • . boi.gov.ph. Board of Investments (ноябрь 2009). Дата обращения: 24 июля 2012.
  • Brown, Margery . Olympia, Washington: Evergreen State Collage (2003). Дата обращения: 11 ноября 2005.
  • Carbone, Ken . Fast Company (24 февраля 2010). Дата обращения: 7 марта 2016.
  • Haglund, David . Slate (7 февраля 2014). Дата обращения: 25 февраля 2016.
  • . theheritagetrust.wordpress.com. The Heritage Trust (25 июля 2012).
  • Kenyon, Heather . Animation World Network (1 февраля 1998). Дата обращения: 2 марта 2016.
  • Nagel, Jan . Animation World Network (21 мая 2008). Дата обращения: 3 марта 2016.
  • McLaughlin, Dan . Film Tv. UCLA (2001). Дата обращения: 12 февраля 2013.
  • O’Keefe, Matt . Theme Park Tourist (11 ноября 2014). Дата обращения: 9 марта 2016.
  • Zohn, Patricia . Vanity Fair (28 февраля 2010). Дата обращения: 7 декабря 2015.
  •  (недоступная ссылка). The Walt Disney Family Museum (22 февраля 2013). Дата обращения: 22 февраля 2016.
  • . culture.pl. Adam Mickiewicz Institute (16 апреля 2012). Дата обращения: 9 февраля 2016.

Примеры популярных мультфильмов

Ежегодно развлекательная индустрия производит множество анимационных лент для детей. Однако значительная часть из них является продукцией низкого качества, которую нельзя рекомендовать к просмотру малышам.

Сегодня наиболее популярными развивающими мультиками для самых маленьких являются:

  • «Малышарики». Мультфильм — своеобразный аналог «Смешариков». Этот развлекательно-образовательный проект, разработанный студией компьютерной анимации «Петербург», охватывает различные стороны жизни с помощью образов своеобразных и неповторимых героев: Барашка, Нюшеньки, Лосяша и многих других. Каждая серия длится не более пяти минут, но даже этого времени достаточно, чтобы заинтересовать ребенка и способствовать познанию им окружающего мира.
  • «Фиксики». В основе сюжета лежит жизнь маленьких человечков, о которых люди узнали совсем недавно. Оказывается, они живут в различных машинах и приборах и ухаживают за ними, устраняя неисправности и поломки. Средняя продолжительность серии — 5−6 минут. Кроме того, особую пользу можно извлечь из песенки главных героев («А кто такие фиксики? Большой-большой секрет!»), пропевая ее вместе с ребенком.
  • «Лунтик». Главный герой мультсериала, Лунтик, представляет собой забавное существо, случайным образом попавшее с Луны на нашу планету. В каждой серии он вместе со своими друзьями отправляется в захватывающие путешествия и узнает что-то новое и полезное.
  • «Уроки тетушки Совы». Это один из лучших образовательных сериалов для самых маленьких зрителей. Мудрая тетушка Сова и ее помощники обучают счету, хорошим манерам, правилам безопасности и многому другому (подходящие по содержанию серии нужно самостоятельно подбирать с учетом возраста малыша).
  • «Даша-следопыт» (другой вариант: «Даша-путешественница»). Эта американская девочка уже популярна во всем мире. Сам мультфильм включает в себя интерактивное содержание (то есть он подразумевает активное участие и включение в диалог онлайн с мультипликационными персонажами самого ребенка), поэтому лучше всего подходит для детей от 2−3 лет, конечно, его можно использовать и раньше, но в таком случае добиться осознания малышом сюжета вряд ли получится.
  • «Нуки и его друзья». Обаятельный плюшевый медвежонок по имени Нуки вместе со своими друзьями складывает пазлы, играет в самые разнообразные игры, отправляется в невероятные и захватывающие путешествия, тем самым способствуя развитию воображения и памяти маленьких зрителей.
  • «Ми-ми-мишки». Проект анимационной студии «Паровоз», выпущенный еще в 2015 году, рассказывает о жизни двух неразлучных товарищей — бурого медведя Иннокентия и медвежонка по имени Белая тучка (которое, к слову, говорит само за себя). Мультфильм учит ребят ценить дружбу и воспитывает бережное отношение и любовь к природе.
  • «Три кота». В этих короткометражных видеороликах зритель знакомится с тремя игривыми и забавными котятами: Коржиком, Компотом и Карамелькой. В каждой серии они встречаются с определенными трудностями и вместе ищут выход из сложившейся ситуации.
  • «Маша и медведь». Этот мультсериал любим не только детьми, но и их родителями. Главные герои — маленькая озорная девочка Маша и терпеливый, сильный Мишка. По характеру они абсолютные противоположности, но это не помешало им стать лучшими друзьями и дарить зрителям массу ярких, положительных эмоций, незабываемых впечатлений.

Из них к самым широко используемым и популярным среди малышей и их родителей можно отнести:

  • «Антошка»;
  • «Кораблик»;
  • «В лесу родилась елочка»;
  • «Мойдодыр»;
  • «Колобок»;
  • «Муха-Цокотуха»;
  • «Ладушки, ладушки…» и многие другие.

Они являются одной из неотъемлемых составляющих счастливого детства и при грамотном подходе станут отличными помощниками в обучении и воспитании, будут способствовать развитию малыша и приносить только пользу, ну а мамам подарят драгоценные минуты свободного времени.

Старое и новое

Казалось бы, с развитием технологий своё место в профессии рискуют потерять мастера старой школы, которые не успели перестроиться на новый лад или просто не приемлют компьютерную 3D-анимацию. Однако времени на перестройку было достаточно — технологии внедрялись в профессию постепенно, и их появление не изменило мир анимации до неузнаваемости. Лишь предложило новый инструмент, от которого при желании можно отказаться. Многие мультипликаторы до сих пор создают полноценные кукольные фильмы в классических декорациях (вспомните «Коралину в Стране Кошмаров» — первое кукольное кино, изначально снятое в 3D), создают «плоских» персонажей, рисуют образы на бумаге (даже не на планшете!) и уже потом переносят их в компьютер.

  • Съемки мультфильма «Коралина в Стране Кошмаров»

Также по теме


«Простоквашино» возвращается: глава «Союзмультфильма» о строительстве технопарка и работе над продолжением мультсериала

Президент России Владимир Путин поручил создать в Москве анимационный технопарк на базе «Союзмультфильма». Руководитель киностудии…

От чего не отказывается почти никто, так это от цифровой съёмки. Французская студия Folimage, до сих пор использующая киноплёнку во многих своих проектах — скорее исключение из правил. Режиссёр анимационных фильмов Константин Бронзит отмечает, что теперь найти специальный, подстроенный под мультипликацию съёмочный станок чрезвычайно сложно. Содержать его также было бы очень дорого — и это ещё если не брать в расчёт киноплёнку.

«Можно для пафоса взять гусиное перо и писать роман. Но едва ли вы кого-то этим удивите. Скажут: «Ну чудак. Ну пишет, ладно», — отметил в беседе с RT Бронзит.

Чем занимается аниматор

Профессиональный аниматор — это не клоун, развлекающий туристов и детей на утренниках. Профессия художник-постановщик анимационных фильмов — это владение инструментами, навыками, технологиями, позволяющими одушевлять героев компьютерных игр и фильмов.

Снимать мультик — это значит доводить реализм персонажей до полной ассоциации с живыми существами, и чем точнее сходство, тем выше профессионализм автора.

Сейчас уже можно однозначно заявлять, что визуальный контент — это ключевая тенденция в развитии онлайн-бизнеса, независимо от ниши. И аниматор мультиков, который умеет это делать хорошо, будет всегда востребован.

Преимущества, которые дает образовательный проект Университета «Синергия» сложно переоценить. Факультет анимации в «Синергии» — это исключительно актуальные инструменты, практикориентированность и глубокое погружение в практику профессии. Разработанные программы обучения позволяют учится интересной и перспективной профессии, создавать анимацию профессионально, с ориентацией на последующее трудоустройство в лучших мультипликационных студиях России и мира.

Программы факультета:

  • Мультипликация
  • Анимационный блоггинг
  • Комиксы и графическое искусство
  • Актерское мастерство и режиссура
  • Звукорежиссура

Обучение в академии происходит по разным формам обучения, в том числе при помощи уникальной дистанционной платформы Synergy. Online, которая позволяет студентам сохранять видеоуроки и возвращаться к ним по необходимости.

* В качестве иллюстраций использованы фрагменты из мультфильмов «Ну, погоди!», «Чебурашка», «Пластилиновая ворона», «Тайна третьей планеты» и «Трое из Простоквашино» студии «Союзмультфильм» — партнера университета «Синергия».

Основные виды анимации

Можно рисовать мультик, создавать на компьютере, лепить и оживлять героев из пластилина или передавать настроение, пересыпая песок. В любом случае создание полноценного фильма с применением каждой из названых техник — это большой труд.

  • Рисованная анимация — классика, когда основу мультфильма составляют нарисованные от руки и сфотографированные в определенной последовательности изображения.
  • Flash-анимация — результат работы компьютерного ПО компании Adobe, Inc. Рисованная двухмерная графика, уступающая в потенциале фазовых трансформаций обычной прорисовке. Облегчает плавность перехода между ключевыми кадрами — фазовку.
  • Кукольная анимация — фильм, где вместо набора рисунков используют кадры с участием физических объектов — кукол. Первый кукольный мультик в истории был снят в 1906 году в России.

Чебурашка и крокодил Гена — гордость отечественной кукольной анимации

  • Пластилиновая анимация — покадровая съемка фигур из пластилина, где фазовые изменения делаются между кадрами.
  • Песочная анимация — получение динамики изображения посредством передвижения сыпучей субстанции на светящей плоскости. Такая техника позволяет исключить необходимость в покадровой фотосъемке, и транслировать происходящее в реальном времени через видеокамеру.

«Пластилиновая ворона» — шедевр пластилиновой анимации

3D-анимация — виртуальное моделирование. Фон и объекты не отрисовываются, а создаются программой анимации на основе законов физики и выглядят объемными. Работа в такой технике позволяет художнику полностью положиться на возможности компьютера.

Здесь стоит добавить, что независимо от того, какой принцип используется для создания фильма — мультипликация/анимация, они имеют немало общих деталей. К примеру:

  • создание концепции — основной идеи и цели проекта;
  • работа над сюжетом и сценарием;
  • детализация отдельных сцен, характеров, объектов.

Важный этап, характерный для профессионального подхода к съемкам — визуализация замысла картины по эпизодам — раскадровка. В зависимости от задачи, этот инструмент значительно облегчает коммуникацию между членами группы, позволяя согласовывать детали сценария заранее.

Университет «Синергия» совместно с киностудией «Союзмультфильм» запустили образовательные онлайн-программы для школьников в Детской академии анимации, а для студентов легендарная студия «Союзмультфильм» на базе университета «Синергия» открыла в 2020 году Факультет анимации, на котором преподают мастера «Союзмультфильма».

Мультипликация в СССР и России

Крупнейшим производителем мультфильмов в советский период являлась киностудия «Союзмультфильм»; некоторое количество мультфильмов производилось в республиканских киностудиях, таких как Свердловская, Киевская студия научно-популярных фильмов, «Беларусьфильм», «Арменфильм», «Узбекфильм» и так далее. Преобладали короткометражные мультфильмы, некоторые их них были связны с другими мультфильмами общими персонажами (мультфильмы о Винни-Пухе, о Простоквашино) или могли состоять из нескольких выпусков (наиболее известные «Ну, погоди», «Возвращение блудного попугая», «Котёнок по имени Гав»), а также мультипликационный художественный киножурнал «Весёлая карусель». Широкое распространение имела кукольная мультипликация. Некоторое часть мультфильмов производилась в технике перекладки и технике живописи по стеклу. После распада СССР некоторое время «Союзмультфильм» продолжал оставаться крупнейшим в России производителем мультфильмов, но позднее утратил лидирующие позиции в пользу ряда частных мультипликационных студий, сохранив лишь некоторые позиции в производстве короткометражных мультфильмов.

В 1970-1995 гг. по заказу Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио СССР) и его приемников (Всесоюзная государственная телерадиовещательная компания, Российская государственная телерадиокомпания «Останкино») регулярно производились короткометражные мультипликационные телефильмы, крупнейшим производителем которых являлось Творческое объединение «Экран» (подведомственное предприятие Гостелерадио СССР); некоторое их количество производилось местными телестудиями (куйбышевской, саратовской, волгоградской, свердловской и пермской) и республиканскими и местными киностудиями (Свердловской, Киевской студией научно-популярных фильмов, «Беларусьфильм», «Арменфильм», «Узбекфильм») по заказу Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию. Выпускались преимущественно односерийные мультфильмы, часть из которых были связаны с другими общими персонажами (о коте Леопольде, поросёнке Фунтике, домовёнке Кузе) или образовывали циклы мультфильмов («Приключения Мюнхаузена», «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Волшебник Изумрудного города», «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Доктор Айболит», «КОАПП»), а также небольшое количество многосерийных мультфильмов с короткометражными сериями («Приключения капитана Врунгеля», «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье» и «В стране ловушек») и полнометражных мультфильмов («Остров сокровищ» и «Энеида»). Вместе с рисованной мультипликацией развивались те же техники, что и у прочей отечественной мультипликации — кукольная, пластилиновая, перекладка, живопись по стеклу. Некоторые другие отечественные телеорганизации также нерегулярно заказывают производство мультипликационных телефильмов (преимущественно полнометражных) и мультипликационных сериалов.

Вопрос терминологии: в России — мультики, за рубежом — анимация

Весь мир говорит — «анимация», а в России и странах бывшего СССР процесс создания рисованных фильмов называли и местами продолжают называть «мультипликацией». С чем это связано?

Есть мнение, так считал известный режиссер-мультипликатор Федор Хитрук, что причина в технологии, которую использовали в СССР до появления рисованной мультипликации. Ее принцип — послойное наложение элементов фона и персонажей, был очень схож с техникой аппликации. Отсюда взяла название отрасль.

Анимация — термин западный, пришедший к нам из английского. Латынь, импортер громадного количества слов в этот язык, оставила в нем и anima — душу. А с учетом необыкновенной способности английской речи проникать во все сферы и миры на этой планете, нет ничего удивительного в том, что этот вид искусства мы называем анимацией.

Примечания

Комментарии
Источники
  1. . Большая российская энциклопедия — электронная версия. bigenc.ru. Дата обращения: 19 августа 2018.
  2. Хитрук Ф. Профессия — аниматор. — М.: Гаятри, 2008. — Т. 1.
  3. Никита Кравцов. История анимации: Как рождается искусство. — ArtHuss. — Украина: ArtHuss, 2019. — С. 11. — 11 с. — ISBN 978-617-7799-25-1.
  4. И. Вано. Рисованный фильм. — М.: Госкиноиздат, 1950. — 84 с.
  5.  (недоступная ссылка) (2001). Дата обращения: 22 октября 2011.
  6. . Dropbox.
  7. Евгений Ксензенко.  (англ.). программа «Сегодня»,. НТВ (13 April 2009). Дата обращения: 19 августа 2018.
  8. Татьяна Кириллина. . Вечерний Петербург. www.vppress.ru (6 марта 2009). Дата обращения: 19 августа 2018.
  9. Никита Кравцов. История анимации: Как рождается искусство. — Украина: ArtHuss, 2019. — С. 12. — 12 с. — ISBN 978-617-7799-25-1.
  10. . Дата обращения: 19 августа 2018.

Глоссарий аниматора: базовые понятия

  • Аниматик — последовательная раскадровка сценария, с репликами персонажей.
  • Заливка — раскраска фаз согласно утвержденной цветовой модели персонажа или сцены.
  • Заявка — сжатый замысел картины, в который входят: тема, очередность событий, описание персонажей и объектов.
  • Клячка — ластик для стирания карандаша.
  • Компановка — отправные точки мультипликата, определяющие параметры движения.
  • Композинг — послойное наложение рисунков/кадров. Иногда добавляют спецэффекты.
  • Модель — слой, который не участвует во всей сцене, а по необходимости заменяющий статичные элементы другого слоя.
  • Мультипликат — базовые компановки, созданные аниматором.
  • Мультстанок — комплекс оборудования для покадровой съемки.
  • Поле — границы рисунка, равные формату камеры. Применяются для контроля приближения-удаления камеры.
  • Раскадровка — монтажные планы будущего фильма.
  • Фаза — эпизод соединяющий компановки.
  • Фон — бэкграунд, антураж для персонажей.
  • Художник-мультипликатор — создатель компановок.
  • Ярус — слой, который располагается отдельно от других (обычно над остальными).

Что значит Анимация

Своему происхождению понятие анимация обязано латинскому animatio — оживление или anima — душа. Другими словами, создавая анимацию, авторы одушевляют героев, наделяют их чертами личности.

В этом и есть главная разница между понятиями:

Анимация — профессиональный термин, латинский корень которого ясно обозначает суть этого искусства, а мультипликация — это лишь технический прием «размножения» объектов.

С позиции художника анимацию сделать проще:

  • во-первых, рисунки для анимационных роликов не требуют такой же детальной проработки, как в мультиках (в массе);
  • во-вторых, техника оживления объектов разная.

Если мультипликационных волка и зайца из «Ну, погоди!» двигает бесконечная серия последовательных рисунков от руки, то для анимационных The Simpsons трудоемкое «размножение» персонажей и сцен не нужно — объекты оживают благодаря контрольным точкам, которые аниматор двигает при помощи специальных компьютерных программ.

Мультипликация & анимация: особенности

Раскадровка — последний общий для процессов мультипликации и анимации процесс. После нее мастера действуют по-разному.

Что делают мультипликаторы:

  • режиссер раздает художникам задачи по созданию сцен, объектов и героев;
  • менее опытные сотрудники занимаются промежуточными эпизодами;
  • кто-то рисует фон;
  • готовые объекты раскрашивают — делают «заливку»;
  • контурщики обводят персонажей пером или тушью и переносят с бумаги на прозрачный целлулоид;
  • используя мультстанок, проводят покадровую съемку;
  • синхронизируют визуальный набор со звуком.

Что делают аниматоры:

  • тщательно готовят каждого персонажа на компьютере — прорисовывают, подгоняют, красят;
  • сводят подготовленные слои в единое изображение — делают «композинг»;
  • оживляют объект при помощи специального ПО, заставляют объект двигаться.

Отличие подходов — техника «оживления». Мультипликаторам, чтобы делать мультик, нужно вручную рисовать и сводить вместе 24 кадра — и это лишь одна секунда фильма. Аниматор тратит большую часть времени на подготовку/проработку персонажа, но делает это один раз. Фазы и сцены не нужно постоянно прорисовывать заново — двигает объект компьютер.

Мультики для детей от 1 года до 3 лет

Можно ли малышам смотреть мультики? Терапевты и детские психологи пришли к единогласному мнению, что да, если правильно подбирать мультфильмы и соблюдать меру

Дети от 1 года до 3 лет ещё не способны длительное время удерживать внимание, следить за сюжетом и анализировать то, что происходит на экране

Мультфильмы для самых маленьких длятся в среднем от двух до пяти минут и имеют яркую, без мелких деталей, графику. Главная цель – элементарное обучение вместе с главным героем, который, как и юный зритель, только приступил к изучению мира. Серии посвящаются ответам на самые простые детские вопросы, происходит знакомство с названиями предметов, размерами, формами и цветами.

Мы рекомендуем следующие мультики от 1 года до 3 лет: Цыплёнок Комо, Дракоша Тоша, Деревяшки, Малышарики, Фиксики, Лунтик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector