Император коммод: зачем властитель рима вышел на арену сражаться с дикими зверями?

Семья и первые годы жизни

Будущий император Рима появился на свет в 121 г. в семье Домиции Луциллы и Анния Вера, который был представителем древнего итальянского рода Анниев Веров. Многие из членов этого клана считали себя прямыми потомками царя Нумы Помпилия (715-633/633 гг. до н.э.). Род был признан патрицианским только через много-много столетий, когда на трон взошел император Веспасиан. Случилось это в 79 году нашей эры. При нем список патрициев Рима был обновлен за счет внесения в него многих знатных семей, в том числе и Анниев Веров.

При рождении мальчик получил родовое имя – Марк Анний Вер. Его родной отец умер вскоре после появления Марка на свет, и ребенка усыновил Публий Катилий Север, из-за чего имя мальчика было изменено на Марк Анний Катилий Север.

Семья ребенка была знатной и постоянно находилась при императорском дворе

Поэтому не удивительно, что на Марка внимание обратил сам правитель Рима – Адриан. Именно он отметил необычные способности малыша, его тягу к знаниям и наукам

Император приказал отдать мальчика в школу, где преподавали лучшие учителя того времени. Так Адриан отдавал долг памяти Публию Катилию Северу, умершему в 139 г. После этого его воспитанием занялись два выдающихся человека древнего Рима – император и родной дедушка мальчика Анний Вер. Обсудив дальнейшую судьбу своего внука с правителем империи, дед выбрал для ребенка нового приемного отца. Им стал Антонин Пий, который вскоре сам стал правителем Рима. Его женой была сестра родного отца Марка. Выбор приемного отца не был случайным – и Адриан, и дед, и Антонин Пий готовили мальчика к тому, чтобы он вскоре занял государственную должность. В древнем Риме это можно было сделать, только обладая знаниями и властью. Последняя передавалась исключительно по наследству от отца к сыну. Римское законодательство позволяло гражданам делать своими наследниками не только родных сыновей, но и приёмных. Поэтому государственные деятели часто выбирали себе достойного приемника, усыновляли его и соответствующим образом обучали, чтобы потом сделать наследником состояния и должности. Именно так случилось с юным Марком Аврелием.

В возрасте 6 лет Адриан решил присвоить Марку титул всадника, сменив ему заодно и имя на Марк Аврелий Антонин Вер. Для того чтобы проверить способности мальчика, император каждый день давал ребенку много заданий, которые он всегда выполнял.

В восемь лет Марка включили в специальную коллегию жрецов – салиев, служивших Марсу. Когда воспитанник императора и Антонина Пия достиг возраста 16 лет, его назначили на должность устроителя и распорядителя латинских праздников, пиров и мероприятий, на которых неизменно присутствовал император Адриан. Уже в столь юном возрасте у Марка проявились те качества, которые позже сделают его по-настоящему великим императором: любовь к правде, честность и справедливость. Поэтому и его фамилию — «Вер» — друзья и учителя немного изменили на «Вериссимус», что в переводе с латинского языка значило «справедливейший».

Полубог

Император любил сравнивать себя с сыном Юпитера — Геркулесом. Он действительно чувствовал себя полубогом. Постепенно империю заполонили скульптуры и бюсты, которые были тогда главным средством массовой пропаганды. Римляне видели, например, статую Геркулеса с лицом Коммода, в наброшенной на плечи львиной шкуре и с палицей на плече. Такой скульптурный портрет до сих пор хранится во дворце Консерваторов в Риме. Недовольный малыми формами, император повелел придать черты сходства с собой стоявшей у Колизея огромной (больше тридцати метров) статуе Нерона. Скульпторы водрузили на изваяние голову Коммода вместо прежней, добавили палицу и посадили у его ног льва. Коммод обычно останавливался у этой статуи, направляясь на арену. Когда он одерживал там победу над гладиатором или убивал зверя, сидевшие в первом ярусе сенаторы разражались криками: «Ты — бог! Ты — победитель и всегда будешь победителем!». Промолчать было опасно. Доносы императору на «молчальников» стали обычным делом, а он бывал страшно недоволен, если громкие восторги почему-то показались ему неискренними. Однако преходящей славы Коммоду было мало. Он хотел увековечить себя, поэтому переименовал Рим, который уже два века называли Вечным городом, в город Коммода — Коммодиану. Сенат и каждый легион стали зваться Коммодиановыми. Римлян при нём было велено называть коммодианцами. Каждому месяцу года он присвоил одно из своих двенадцати почётных имён.

Детство и юность

Биография Марка Аврелия неоднозначна, а надежной информации о его происхождении и настоящей семье сохранилось немного.

Марк Аврелий

Марк Аврелий Антонин родился 26 апреля 121 года в Риме. Родителями будущего правителя, согласно одним источникам, были Аний Вер и Домиция Луцилла. При рождении мальчика назвали Маркус Аниус Катилиус Северус. Мать его, Домиция Луцилла — младшая, происходила из аристократического рода нобилей Кальвизиев и приходилась родственницей императору Адриану.

Домиция характеризовалась мягким нравом, нисколько не интересовалась политическими делами и посвятила себя воспитанию детей. Кстати, детей в семье было двое. В 121 году родился Маркус Аниус, а спустя год – дочь Анния Корнифиция, которая умерла по неизвестной причине в 36 лет.

Марк Аврелий в молодости

По другим источникам, Марк Аврелий родился в семье знатных патрициев, корни которых теряются в соседней Испании. Вскоре мальчика усыновила семья третьего супруга матери императора Адриана — Домиции Луциллы Паулины. Когда скончался первый приемный отец в 139 году, юношу усыновил император Антонин Пий, где мальчик получил другое имя — Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.

По велению деда Маркус Аниус обучался в домашних условиях, при этом получил хорошее для тех времен образование и прославился на всю округу эрудицией. Из всех учителей Маркус тепло вспоминал о Диогнете, познакомившем мальчика с философией и одновременно учившем основам живописи. Благодаря хорошему образованию и аналитическим способностям юношу готовили к должности помощника консула. В 198 г. император скончался, а Маркус занял предполагаемую ранее должность и вплотную занялся изучением государственных дел.

Посмертная слава

Личность Коммода стала всемирно известной после выхода в 2000 эпической драмы — фильма Ридли Скотта «Гладиатор», где роль Коммода сыграл Хоакин Феникс. Коммод изображен злодеем-императором, выходящим на арену как гладиатор. Это единственная подлинная черта его биографии, отраженная в картине. В остальном фильм абсолютно неисторический, за исключением имен, костюмов и реквизита.

[]

Цитаты

«Пусть исчезнет память о грязном гладиаторе, сбросить статуи злодея-гладиатора!.. Палача сената тащить крюком по обычаю предков! Он свирепее Домициана, грязнее Нерона! Так он поступал, и так да воздастся ему!».

(Возгласы в римском Сенате после убийства Коммода)

«Я предлагаю уничтожить все то, что принудил нас постановить в его честь человек, живший только на погибель граждан и на позор себе».

(Из речи Цингия Севера в римском Сенате)

[]

История[]

Коммод родился в 161 году н.э. около Рима, он был сыном правящего тогда императора — Марка Аврелия. В 172 году, во время Маркоманской войны, он получил победное звание Германский Величайший. Когда ему было восемнадцать лет, он на какое-то время стал возлюбленным Аполлона. С 170 года он правил вместе со своим отцом, Марком Аврелием, пока тот не умер в 180 году, и правил сам с 180 по 192 год. Он любил организовывать экстравагантные игры и убивать предателей и экзотических животных — как реальных, так и воображаемых. В 192 году он был убит Аполлоном путем утопления в горячей ванне. Переродился как бог.

В книгах

Коммод, вместе с Нероном и еще одним императором, повлиял на многие события в истории благодаря Триумвират Холдингс, в том числе обеспечивал Луку Кастеллана (в серии Перси Джексон и Олимпийцы) и Октавиана (в Героях Олимпа).

В неизвестное время он поселился в Индианаполисе и усеял город и окрестности редкими существами. Его силы похитили грифонов Бритомартиды, Элоизу и Абеляра, и он убил пару слонихи Ливии. Ему нравилось отправлять своих подчиненных в Пещеру Трофония, наблюдать за тем, как они сходят с ума, и с их помощью мельком заглядывать в будущее.

Миролюбивый бонвиван

До Луция Аврелия Римом почти сто лет правили пять «хороших императоров». Такими титулами их наградили древнеримские историки. Они совмещали мудрое правление с покорением соседних государств и народов. Их время осталось в античной истории как золотой век римской империи, которая достигла невиданных размеров и могущества. Коммод остановил требующие много времени, сил и больших расходов завоевательные битвы, а внутренние дела передоверил своим фаворитам. Государственным заботам он предпочитал развлечения, стараясь брать от жизни все, что можно. Ещё будучи соправителем, он обзавёлся гаремом из нескольких сотен рабынь (и рабов). Он любил ездить по городу и швырять в толпу монеты, по его распоряжению на улицах раздавали еду и напитки. Коммод наслаждался тем, что толпа восторженно приветствовала его. Однако главной страстью императора с юношеских лет и на всю недолгую жизнь остались гладиаторские бои, в которых он сам принимал участие.

Конец маркоманской войны Марка Аврелия

На Дунае между тем возобновилась война. Римские войска, стоявшие по границе, обижали квадов и маркоманов, угоняли их стада, портили их нивы, давали приют их дезертирам; их жалобы оставались напрасны, и они взялись за оружие. В то время, как Марк Аврелий чеканил монету, надпись на которой возвещала, что в римской империи владычествует мир, на берегах Дуная поднялись бедствия войны: германские племена возобновили союзы между собою и вторглись в римские владения. При известии об этом, император, по старинному обычаю, потряс окровавленным копьем перед храмом Беллоны в знак того, что необходимо вести войско на врагов (5 августа 178), и в сопровождении Коммода отправился из Рима на Дунай. Своему опытному полководц style=у Пертинаксу Марк Аврелий поручил оборону Дакии, а сам расположился, как прежде, главною квартирою в паннонском городе Карнунте. Об этой (третьей) войне с германцами мы знаем еще меньше, чем о прежних. Геродиан во вступлении к своей «Истории императоров» говорит, что Марк Аврелий победил тогда некоторые племена, заключил мир с некоторыми другими, что некоторые ушли от римских границ; Дион упоминает о большой битве, в которой варвары держались против римлян целый день, но были напоследок совершенно истреблены. Эта победа не сломила, однако же, силу врагов.

Лучше бы он в баню не ходил…

Лишь однажды императору не удалось опередить заговорщиков. 31 декабря 192 года любовница Коммода Марция, вольноотпущенник Эклект и преторианский префект Лет случайно узнали, что император решил их казнить. Они не стали ждать, пока он это сделает, а ворвались в его покои и убили Коммода. Учитывая то обстоятельство, что он в одиночку справлялся со львом, можно предположить: убийство произошло в тот момент, когда император не мог оказать сопротивление. В некоторых источниках указывается, что атлет по имени Нарцисс задушил императора в то время, когда тот принимал ванну!

Как только о смерти императора было объявлено, народ устроил на улицах Рима гулянье, а Сенат приказал разбить все статуи и уничтожить его имя. Календарь вернули прежний, о Золотом веке было приказано забыть. По иронии судьбы это случилось вне желания сенаторов. Первый же римский император после Коммода, которого звали Публий Гельвий Пертинакс, продержался во главе государства ровно четыре недели и был убит своими политическими противниками. Второй — Дидий Юлиан — продержался чуть дольше — ровно два месяца — и тоже был убит. Справедливости ради следует сказать, что в тот раз трон фактически был продан с торгов преторианцами знатному сенатору Дидию Юлиану. Третий — Песценний Нигер — около полугода. Причина смерти — был убит солдатами. Четвертый — Клодий Альбин, — не усидев на троне семи месяцев, покончил с собой после разгрома в битве с Септимием Севером.

Я не хочу утомлять читателей этим длинным списком «посткоммодных» императоров, у большинства из которых в графе «причина смерти» стоит «убит». Достаточно сказать, что если до Коммода во II веке царствовало 5 императоров, то после его смерти и в следующем веке на троне побывало 57 человек; иногда за год успевало смениться до 6 императоров.

Ну и кто будет спорить с тем, что с императором-гладиатором «Золотой век» завершился?!

3 Он предал своих друзей – He Betrayed His Friends

Источник фото: Sailko

Клеандр сделал все из Commodus работы, но он не получил за это особого вознаграждения. Весь Рим обратился против него, когда страна пережила нехватку продовольствия. Человек по имени Папирий Дионисий, отвечающий за зерно, обвинил Клеандра в спасении собственной головы, и довольно скоро разъяренная толпа собралась убить Клеандра.

Клеандр побежал к Коммоду за помощью. , и какое-то время Коммод позволил ему спрятаться в своем замке. Но когда его любимая любовница в его гареме, женщина по имени Марсия, сказала ему бросить Клеандра в толпу, Коммод послушался ее. После многих лет службы он убил своего друга.

Это довольно плохо, но он не остановился на убийстве Клеандра. Коммод положил голову Клеандра на копье и отдал его разъяренной толпе. Затем он приказал казнить друзей Клеандра, его жену и детей. И, чтобы успокоить толпу, он велел тащить изуродованные тела детей по улицам Рима, бросать в канализацию и оставлять гнить.

Разврат Коммода

Но Коммод был не только сражающийся Геркулес, он был и Геркулес на службе Омфалы, эту роль он исполнял даже еще лучше. Геродиан говорит, что, после мятежа народа против Клеандра, Коммод удалился от всех серьезных или честных занятий и не допускал к себе ни одного человека честной жизни. День и ночь он проводил в необузданном разврате. Каждый даровитый или образованный человек считался врагом императора и подвергался гонению. Шуты и актеры, разыгрывавшие сцены гнусного сладострастия, владычествовали над Коммодом. Эту характеристику его развратного образа жизни, которую Геродиан дает нам в общих неопределенных выражениях, историк Элий Лампридий пополняет подробностями, гнусность которых омерзительна; он рассказывает о том, как распутничал Коммод в обществе трехсот развратниц и негодяев всяких сословий и всяких народностей. Быть может, молва преувеличивала эти мерзости; но, хотя бы мы и стали сомневаться в достоверности той или другой подробности, несомненно то, что как римская религия и цивилизация представляли тогда смесь италийских, греческих и восточных элементов, так и в римском разврате соединялись пороки всех народов римского государства, и безнравственность достигала ужасающего развития.

Молодость и приход к власти (161–180)

Ранние годы

Коммод родился 31 августа 161 г. в Ланувии , недалеко от Рима . Он был сыном правящего императора Марка Аврелия и двоюродной сестры Аврелия Фаустины Младшей , младшей дочери императора Антонина Пия , умершего всего за несколько месяцев до этого. У Коммода был старший брат-близнец, Тит Аврелий Фульвус Антонин, который умер в 165 году. 12 октября 166 года Коммод стал Цезарем вместе со своим младшим братом Марком Аннием Вером . Последний умер в 169 году, не сумев оправиться от операции, в результате которой Коммод остался единственным выжившим сыном Марка Аврелия.

За ним ухаживал врач его отца, Гален , который лечил многие распространенные болезни Коммода. Коммод получил обширные наставления от множества учителей с упором на интеллектуальное образование. Среди его учителей упоминаются Онесикрат , Антистий Капелла, Тит Айус Санктус и Питолай.

Коммод, как известно, находился в Карнунтуме , штаб-квартире Марка Аврелия во время Маркоманских войн в 172 году. Предположительно, именно там 15 октября 172 года ему в присутствии армии было присвоено победное звание Германика . Название предполагает, что Коммод присутствовал при победе своего отца над маркоманами . 20 января 175 года Коммод поступил в Коллегию понтификов , ставшую отправной точкой в ​​общественной жизни.

В апреле 175 года губернатор Сирии Авидий Кассий объявил себя императором после слухов о смерти Марка Аврелия. Будучи принятым императором Сирией, Иудеей и Египтом , Кассий продолжил восстание даже после того, как стало очевидно, что Марк все еще жив. Во время подготовки кампании против Кассия Коммод принял свою toga virilis на Дунайском фронте 7 июля 175 года, таким образом формально вступив во взрослую жизнь . Кассий, однако, был убит одним из его центурионов до того, как кампания против него могла начаться.

Впоследствии Коммод сопровождал своего отца в длительном путешествии по восточным провинциям, во время которого он посетил Антиохию . Затем император и его сын отправились в Афины , где были посвящены в Элевсинские мистерии . Затем осенью 176 г. они вернулись в Рим .

Совместное владение с отцом (176–180)

Марк Аврелий был первым императором после Веспасиана, у которого был законный биологический сын, и, хотя он сам был пятым в линии так называемых пяти хороших императоров , каждый из которых усыновил своего преемника, похоже, это было его твердым намерением. что Коммод должен быть его наследником. Коммод был первым (и до 337 года единственным) императором, « рожденным в пурпурном », то есть во время правления его отца. 27 ноября 176 г. Марк Аврелий пожаловал Коммоду титул Императора, а в середине 177 г. — титул Августа , предоставив своему сыну такой же статус, что и его собственный, и формально разделив власть.

23 декабря 176 года два императора праздновали совместный триумф , и Коммоду была предоставлена власть трибунала . 1 января 177 года Коммод впервые стал консулом , что сделало его в возрасте 15 лет самым молодым консулом в римской истории того времени. Впоследствии он женился на Бруттии Криспине, прежде чем снова сопровождать своего отца на Дунайский фронт в 178 году. Марк Аврелий умер там 17 марта 180 года, оставив 18-летнего Коммода единственным императором.

10 Он чуть не обанкротил Рим, сыграв гладиатора – He Nearly Bankrupted Rome By Playing Gladiator

Источник фото: Edwin Howland Blashfield

Мы говорили вам раньше об одержимости Коммода игрой в гладиатора. Постоянные читатели, возможно, уже знают, как он раздевался догола, выходил на арены и бил людей с физическими недостатками в голову перед ревущей толпой римских граждан. Но мы не сказали вам, насколько серьезной была эта проблема.

Коммод не был похож на обычного гладиатора. Он был жестоким, даже по меркам людей, которые избивали друг друга до смерти для развлечения публики. Он заставлял гладиаторов приходить к нему домой и тренироваться с ним. Приглашение означало почти верную смерть; никто не посмел бы победить его, а когда он выигрывал, он не проявил бы милосердия. Удачливый покинул свой дом с отсутствующими носами и конечностями, а неудачники так и не остались живы.

Когда боевой гладиатор пытался спасти жизнь своего противника, Коммод останавливал его. Жаждущий крови, он связал гладиаторов вместе и заставил их сражаться, пока один из них не умрет – иначе они никогда не были бы освобождены.

Убийство – не обычное времяпрепровождение, но оно даже подорвало экономику . Каждый раз, когда он появлялся на гладиаторской арене, Коммод взимал с государства миллион сестерциев за свое появление. Его любовь к убийству не просто стоила жизни – она ​​помогла римской экономике приблизиться к полному краху.

Коммод и Марк Аврелий

Когда благородный император Марк Аврелий умер (180 г. по Р. Х.) вдалеке от столицы, на престол вступил его сын Коммод, девятнадцатилетний юноша слабого, не самостоятельного ума и трусливого характера. Почти целое столетие Римом правили превосходные императоры династии Антонинов, получавшие престол по формальному усыновлению. Этот способ передачи власти давал такие хорошие результаты, что надо удивляться, как мог отступить от него Марк Аврелий, усердно заботившийся о благе государства. Это было новым доказательством, что школьные занятия стоической философией отнимали y него способность правильно понимать действительную жизнь и верно судить о людях.

Марк Аврелий перед смертью передаёт власть Коммоду. Художник Э. Делакруа, 1844

Марк Аврелий не сделал наследником престола путём усыновления достойнейшего из римских юношей (как это произошло в своё время с ним самим), а передал трон родному сыну Коммоду. Он думал, что учение и благой личный пример отца-философа пересилят в Коммоде недостойные врожденные качества, хотя , матери его сына, ясно показывал ему, что страсти имеют над чувственными людьми больше силы, чем разумные и добродетельные внушения. Но Марк Аврелий не видел или не хотел видеть легкомыслия жены. Так же не замечал он и пошлости Коммода, неспособного к благородным чувствам. Если бы замечал, то, вероятно, не дал бы участия в императорской власти безрассудному юноше, более походившему на свою развратную мать, чем на философа-отца, и не освободил бы Коммода от всякого подчинения разумным требованиям, дав ему неограниченную власть.

6 Он неоднократно угрожал убить своих сенаторов – He Repeatedly Threatened To Kill His Senators

Источник фото: DreamWorks/Universal

Он приказал воздвигнуть огромную статую перед зданием Сената. Это было его собственное подобие, показывая его как лучника, со стрелой, направленной прямо на здание. Каждый раз, когда они входили, им приходилось смотреть на массивный бронзовый бюст его подобия, уставившийся на них, готовый убить.

Однажды, когда он сражался с животными на гладиаторской арене, он угрожал себе сенаторы со страусиной головой. Он обезглавил птицу, поднял ее отрубленную голову, направил окровавленный меч на своих сенаторов и бросил на них долгий взгляд чистой ненависти, давая понять, что они следующие. А тем временем позади него бегал безголовый страус, натыкаясь на предметы.

Без седла и стремян. Памятники Фридриха Вильгельма Шлютера и Людовика XIV Жирардона.

У Марка Аврелия нет ни седла, ни стремян, так как римляне их не знали. Интересно, после таких прогулок ничего себе не отбивали?

Заметим, что Фальконе, который сделал конный памятник Петру I, отказался от шагающего прототипа – коня под Марком Аврелием, избрав вставшего на дыбы коня в стиле берниниевского коня под Константином Великим. Петра, однако, тоже оставился без седла и стремян.

Кстати, когда автора Медного Всадника — Фальконе  утомили рекомендациями использовать в качестве прототипа памятник Марку Аврелию, он написал целую статью с критикой этого памятника, и особенно коня. Фальконе прав: до коня под Петром античному коню весьма далеко.

Зато Микеланджело, большой почитатель статуи, поставил Марка Аврелия прямо посередине знаменитой римской Капитолийской площади, говорят, не без мистический ассоциаций. А ведь уже стояли памятники Гаттамелате и кондотьеру Коллеони почти современных ему итальянских скульпторов (о них – в следующих статьях). Вряд ли так уж привлекли его художественные достоинства древней статуи, скорее действовал неотразимый шарм античности. Впоследствии этот памятник послужил прототипом многим памятникам монархам в значительной степени именно в связи с желанием хотя бы таким образом встать в ассоциативный ряд, начавшийся не с «кого-то там», а с римских императоров.

Без стремян и седла восседают и король Франции Людовик XIV работы его знаменитого придворного скульптора Франсуа Жирардона (1628-1715, умер в один год со своим королем), и Фридрих Вильгельм работы немецкого скульптора Андреаса Шлютера (1660-1714). Без седла и стремян получился Петр I на конном памятнике Б.К.Растрелли (1720-ые, задвинут подальше Екатериной II, установлен аж в 1800 при Павле I).

Жирардон. Конная статуя Людовика XIV. 1685-1692. Бронза. Высота 1 метр. Лувр. Некогда памятник стоял на Вандомской площади в Париже пока его не снесли во время Великой Французской революции

Стоит копия и в Эрмитаже.

Жирардон. Конная статуя Людовика XIV. Бронза. Высота 108 см. Эрмитаж

Шлютер. Памятник курфюрсту Бранденбургскому Фридриху Вильгельму. 1689-1708. Берлин

Жирардон в похвалах не нуждается, однако, и Шлютер был лучшим скульптором при дворе прусских королей, его называли «северным Микеланджело». Был он еще и архитектором. Устав от интриг против него, последний год своей жизни Шлютер провел в России, где работал на Петра I, проектируя постройки Петергофа.

В своем конном памятнике Шлютер ориентировался на памятник Жирардона: зачем ему было далеко ходить к «Марку Аврелию», путешествуя во времени, тем более что именно Людовик XIV (король-Солнце) всем европейским монархам ослепил глаза великолепием своих художественных начинаний.

А на кого мог ориентироваться Жирардон? В 1669 он ездил в Рим. Это первое. Второе: несмотря на модный, но страшно грязный парик (Людовик XIV вообще никогда не мылся), на французском короле одежда римского полководца – украшенный панцирь, туника, плащ. Да еще без седла и стремян. Не трудно догадаться, с кем должен ассоциироваться Людовик.

Голос народа – сенатор Грак

Хотя Коммод и говорит, что не знает других сенаторов Рима, которые бы жили также хорошо, как Грак, этот образ хорошо вписывается в концепцию пересмотра такого понятия, как честь. Да, он богат, владеет слугами и пользуется популярностью в народе и сенате

Вместе с этим, избранник народа обращает внимание император на реальные проблемы, вплоть до угрозы эпидемии чумы. Как выясняется, Коммод начинает устанавливать диктат, постепенно упраздняя влияние сената на происходящее в стране

Он готов участвовать в свержении жестокого молодого императора, открыто выражает критику в его адрес, но также не готов сменить одного диктатора на другого. В конечном итоге, Грак делает все во славу Рима, как неоднократно повторяется эта фраза в фильме Гладиатор. В один момент он теряет все свое положение и имущество, будучи заключенным в тюрьму, как заговорщик. Но показан нам, как один из тех, кто будет исполнять ту самую мечту Марка Аврелия, которая слишком хрупкая, чтобы ее произносить вслух.

Образ жизни

Коммод в образе Геркулеса

Дион Кассий отмечал, что Коммод «не имел сперва ни коварства, ни злобы, но из–за большой простоты и природной робости попал в низкую зависимость от приближённых. Так как он не умел соображать самостоятельно, люди, которые овладели его душой, сначала привели его к разврату, а потом к крайним жестокостям». После нескольких покушений Коммод убивал римлян, если те гневили его. Такая попытка была предпринята с целью уничтожения дома Квинтилиев. Кондиан и Максимус были казнены под предлогом того, что, несмотря на их неучастие в заговорах, они могли использовать свои богатства и таланты в случае своего недовольства положением дел. писал, что однажды в Таурински термах Коммод приказал бросить слугу в печь, потому что вода оказалась недостаточно тёплой.

В гареме Коммода было несколько сот женщин и столько же мальчиков. По словам современников, он испробовал все способы разврата. Ему приписывают ношение женской одежды и игры во врача с препарированием живых людей.

Коммод любил гладиаторские бои и сам выходил на арену в роли гладиатора (секутора), хотя выступление свободных граждан на гладиаторской арене считалось бесчестьем (лат. infamia). Хорошо знал это ремесло и владел мечом. При этом нисколько не стеснялся выставлять свои таланты на всеобщее обозрение. На глазах народа сам дрался на арене и умертвлял диких животных. Приказал тщательно фиксировать все свои выступления. Провёл 735 боёв.

Требовал своего обожествления и принимал высокопарные титулы. Считается, что он даже собирался сжечь город как свою колонию. Был поклонником восточных культов. Носил на голове изображение бога Анубиса. Появлялся в одеянии жреца Изиды. Участвовал в самоистязательных религиозных ритуалах.

В последние годы правления стал отождествлять себя с Геркулесом, требуя от Сената называть себя не Коммодом, сыном Аврелия, а Геркулесом, сыном Юпитера. По его требованию месяц август стали называть коммодом, сентябрь — геркулесом, октябрь — непобедимым, ноябрь — преодолевающим, декабрь — амазонским. В 190 году переименовал Рим в Город Коммода. Сенат не возражал и удовлетворял все самые нелепые просьбы императора.

Замечания

  1. Урсула Кампманн, Монеты Римской Империи, Регенштауф, 1-е издание 2004 г., стр. 184, № 41.89-91 и стр. 187, № 41.150-152
  2. Кассий Дион , Римская история 73,17,2.
  3. Фалько фон Зальдерн: Комментарии к календарной реформе Коммода. В: Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik 146, 2004 г., стр. 189–192.
предшественник правительственное учреждение преемник
Марк Аврелий Римский император 180–192 гг. Пертинакс
личные данные
ФАМИЛИЯ Коммод
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИМЕНА Император Цезарь Марк Аврелий Коммод Антонин Август; Луций Аврелий Коммод (девичья фамилия)
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ Римский император (180–192)
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ 31 августа 161 г.
МЕСТО РОЖДЕНИЯ Ланувий
ДАТА СМЕРТИ 31 декабря 192
МЕСТО СМЕРТИ Рим
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector