Что делать, если раздражает собственный ребенок
Содержание:
- Что означает понятие «Срываться на ребенка»?
- Причины
- Создайте дистанцию
- Посмотрите на проблему со стороны
- Больше времени уделять детям
- Причины родительского гнева
- Счастливая мама — счастливый ребенок
- Выплеснуть эмоции
- Личностные новообразования в период кризиса трех лет
- Быть мамой — это не просто
- Лечение диспраксии
- Как не срываться на детях? Мудрые советы для родителей
Что означает понятие «Срываться на ребенка»?
Многие дети ведут себя вовсе не так, как этого хотелось бы их родителям и это вполне нормально. Конфликты между взрослыми и малышами происходят постоянно, так как каждая из сторон стремится отстоять свою точку зрения. Когда ситуация выходит из-под контроля и действия одного из родителей приобретают деструктивный характер, принято говорить о так называемом срыве. При этом действия взрослого по отношению к ребенку могут носить агрессивный характер – крики и физическое воздействие. Под физическим воздействием подразумеваются такие действия, как щипки, хлопки, тряска ребенка и прочее.
Причины
Поводами к эмоциональным срывам у взрослых могут послужить плохое настроение, неспособность своевременно восстанавливать эмоциональное состояние, неумение родителей добиваться дисциплины и послушания от крох.
Для детской психики срывы родителей являются травмирующими факторами, имеющими влияние на всю их последующую жизнь. Психологи сравнивают психотравмы, полученные от родителей с военными последствиями для бойцов. Эмоциональные срывы, переходящие на крик воспринимаются крохами как нападение и угроза для их жизни. У малышей срабатывают подсознательные, эволюционные механизмы, предупреждающие о неизбежной опасности. После случившегося очень сложно маленькому человечку объяснить, что папа и мама его очень любят и не заставят переживать травмирующие ситуации
Поэтому важно понимать взрослым разумность сдерживания и не переходить на эмоциональные срывы, тем самым оберегая психику детей
Часто к психологам обращаются за советом, как не срываться на ребенка, когда он проявляет непослушание. Для начала взрослым необходимо самим признать свою долю ответственности в том, что происходит и не списывать всё на поведение крохи, поскольку часто родители срываются из-за личного неуравновешенного состояния. Поэтому перед тем, как устанавливать правила и менять поведение ребёнка, следует установить причины нервных срывов у самих родителей. Нередко их количество превосходит допустимые нормы и основной причиной психоэмоциональной неустойчивости взрослых является личное бессилие перед определённой ситуацией. При этом если отмечаются срывы и на других людей, то вероятнее, что эта ситуация длится уже долговременно.
К приведённым примерам можно отнести безрезультатные попытки обучить кроху выполнять определённое действие или раздражительность по поводу того, что ребёнок не слышит просьб не трогать горячее или убирать за собой игрушки. Такая безысходность и бессилие возникает, когда уже были перепробованы все методы влияния, а результата так и не последовало.
В данной ситуации для родителя возникает большая проблема, как не срываться на ребёнка, поскольку взрослый сам признаёт собственную беспомощность.
Недостаток у взрослого психической энергии, работа на пределе возможностей, способствует выгоранию нервной системы. В решении вопроса, как не срываться на ребёнка, поможет полноценный отдых мамы или папы и передача половины обязанностей по уходу за ребёнком на другого взрослого, например, няни.
Одной из особенностей психики взрослого является чередующееся ощущение любви и неприязни к своему чаду. Данные чувства абсолютно нормальны и переживаемые всеми родителями. Эмоциональные срывы происходят, когда личность родителя ещё сама не созрела или не способна находить баланс. Например, когда в один момент «разрывают» окружающие: зазвонил телефон, заплакал ребенок, разбилась чашка, вбежала собака и прочее. Таких моментов в повседневной жизни происходит много, и все они требуют выбора. Нереально моментально среагировать на все стимулы внешнего мира, поэтому часть из них убирается криком. Крик в данном случае является останавливающим фактором.
Родители могут разочароваться в детях, видеть в них недостатки, что послужит повышению голоса из-за их неадекватных требований.
Крик может выступить проявлением страха и ужаса взрослого. Это может быть связано с опасением потери или смерти крохи, ведь нередко родитель, теряя контроль, становится нервозным.
Создайте дистанцию
Срочно покиньте место, где произошел инцидент. С помощью «стоп-жеста» зафиксируйте паузу и дистанцируйтесь от ребенка. Уложите его в кроватку или отведите в детскую. Если он цепляется за вас и не хочет оставаться один, уйдите сами в спальню или ванную. Если это сделать невозможно, повернитесь к ребенку спиной или скрестите руки, закройте глаза и спокойно посидите. Можно надеть наушники и создать собственное пространство. Таким образом вы покажете ребенку, что находитесь не в том состоянии, чтобы продолжать с ним общаться и получите необходимую передышку. Кроме того, подадите хороший пример того, как можно справляться с гневом.
Посмотрите на проблему со стороны
Чтобы разобраться, что именно вывело вас из себя, прокрутите всю сцену в голове. Представьте, что вы эксперт, а все происшедшее — эпизод из телешоу. Не отвлекайтесь на прошлые «провинности» ребенка, не накручивайте себя. Попробуйте сформулировать четко. «Я разозлилась, потому что сын убежал от меня в магазине». «Я вышла и себя, потому что дети подрались из-за игрушек». Иногда после анализа становится понятно, что нытье в супермаркете или разбросанные игрушки были просто последней каплей, а перед этим вы слишком долго сдерживались, стараясь не злиться. Иногда «на холодную голову» удается определить истинную суть проблемы и сосредоточиться на способах ее решения.
Больше времени уделять детям
Надо выделять себе время для отдыха и оставить все заботы и неприятности позади.
В свободное время нужно обдумывать свои отношения с детками. Что в этих отношениях не так? Какие проблемы? Нужно подумать и найти ответ на эти вопросы.
Независимо от того, сколько у вас забот, полезно проводить время с детьми, ведь они в этом нуждаются. Единственный авторитет для детей – это их родители. Если же родители не будут проводить время с ребенком, ему будет казаться, что он не нужен им.
Не надо преувеличивать «шалости» ребенка, превращать их в трагедию. Не нужно зря придираться, а надо быть справедливым. Ведь ребенок не может быть идеален.Между матерью и ребенком должно быть уважение и понимание, и тогда будет мать понимать причину поступка ее ребенка. Не надо ни в коем случае покупать ребенка новыми игрушками, откупаться за плохое отношение, ведь это не выход.
Причины родительского гнева
Теперь давайте поговорим о причинах, которые заставляют родителей срываться на детях:
Усталость, стресс, раздражённость, потеря контроля над своими эмоциями
Многие родители после тяжёлого трудового дня, придя домой, начинают придираться и кричать по любому поводу на ребёнка: не выучил уроки, не помыл посуду, порвал форму, сломал игрушку. Большинство мам, находясь в декрете и не получая помощи от мужа и близких, начинают вымещать свою злость и раздражение на ни в чём не повинном малыше.
Гиперопека
Мама и папа, стремясь оградить ребёнка от любых опасностей, используют крик как средство подкрепления запретов и ограничений.
Такие родители на детской площадке, в магазине или на улице разговаривают с ребёнком только посредством команд: не залезай на горку, не трогай собаку, отойди от этого мальчика, смотри под ноги и тому подобное.
Избавьтесь от гиперопеки и начните выстраивать с ребёнком доверительные отношения. Чтобы оставаться спокойными за его безопасность без постоянного контроля, скачайте приложение «Где Мои Дети» из магазинов AppStore и GooglePlay.
Несоответствие ребёнка ожиданиям родителей
Почти все родители (а, может быть, и абсолютно все) хотят послушных, воспитанных детей, которые чуть ли не с рождения знают, что на обоях рисовать нельзя, каша – самая лучшая еда на завтрак, а маму надо слушаться денно и нощно.
Ещё во время беременности будущая мама рисует в своем воображении картины счастливого будущего и идеального в её понимании ребёнка. Но ребёнок рождается таким, каким его создала природа. У него свой характер, свои склонности и предпочтения. И не всегда они совпадают с тем, чего ожидали родители от сына или дочки. Поэтому многие начинают злиться на ребёнка, вымещать на нем свою досаду и раздражение за то, что он не такой, каким бы они хотели его видеть.
Модель поведения из детства
Ребёнок, выросший в семье, где мама и папа привыкли разговаривать на повышенных тонах, где крик и ругань стали нормальными спутниками жизни, будет поступать точно также и в своей семье. Грубить мужу/жене, кричать на ребёнка, а если в его детстве были случаи физической агрессии со стороны родителей, значит, и он может допустить подобное.
Почему это происходит? Изначально родители являются для ребёнка главными людьми в его жизни. И их отношения друг с другом – пример того, какой должна быть семья, что в ней делают мама и папа, какие у них роли и функции.
Многие дети вырастая, говорят себе: «Я никогда не буду таким, как мой отец», «Я никогда не буду вести себя так, как моя мать», но усвоенная в детстве модель поведения родителей рано или поздно всплывает наружу. И вот уже спокойная и уравновешенная женщина в гневе кричит на своего сына или дочь: «Прекрати безобразничать! Что за ребёнок? Зачем я вообще тебя родила?» точно так же, как когда-то делала её мать.
Игнорирование возрастных особенностей детей
4-летний ребёнок не может ни физически, ни психически спокойно стоять на месте в течение получаса, пока мама беседует с подругой, самостоятельно одеваться за пять минут и засыпать, как только в комнате выключают свет. Но многие взрослые просто забывают об этом и требуют от детей тех действий, для которых детский мозг ещё не дозрел.
Быстрый ритм жизни
Все мы куда-то спешим, торопимся: работа, детский сад, школа, магазины, поездки к родственникам. Редко какая мама, забирая ребёнка из детского сада, позволяет ему неспешно самому одеться, не торопясь дойти до дома, рассматривая при этом деревья, птиц, дома и машины. Но ведь маленький ребёнок живёт в своём мире, где не имеет значения, что «мы уже опоздали в бассейн, а ведь надо ещё по пути зайти в магазин!». Для него гораздо интереснее вот эта маленькая птичка с красной грудкой на дереве и вот этот экскаватор с большим ковшом. Как результат – ребёнок никуда не торопится, мама считает, что он делает это на зло, срывается на него и начинает кричать.
Счастливая мама — счастливый ребенок
Став счастливой, женщина меняет не только свою судьбу, но и судьбу тех, кто рядом. В этом ее сила.
Чтобы поддержать себя в бодром состоянии в этой непростой ситуации и помочь в этом своему ребенку, попробуйте использовать знания тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Желаемые перемены. Вы начинаете понимать себя и других. Прогнозировать будущее. Вас не ставят в тупик чужие реакции и поступки. Вы избавляетесь от внутренних преград к счастью: уныния, депрессии, обид, страхов, раздражения.
Вы начнете осознавать то, что всегда было скрыто в бессознательном. В результате появляется энергия и желание действовать, менять свою жизнь в лучшую сторону.
Это подтверждают участники тренинга:
«…Об этом невозможно говорить без слез. Наладилась связь с моим пятилетним сыном. Не знаю, что со мной было, но я испытывала к нему дикое отвращение. Я не хотела его слушать, мне были отвратительны его прикосновения и само его присутствие рядом. Я не могла с ним играть, мне было противно обнимать его. Это было для меня диким мучением, ведь я его мама.После тренинга произошло какое-то мое внутреннее слияние с ним, мы стали внутри меня как бы одним целым. И я стала отдавать ему напрямую. Звучит как бред сумасшедшего, но именно так я это ощущаю. Проснулась любовь к нему, принятие, могу его обнимать, подружилась с ним. Такой камень с души упал, что просто реветь и реветь. Сейчас внутри меня такая чистая, такая щедрая любовь к нему, прекрасная, как белый свет…»Ольга Б., Екатеринбург
«…Результат Первый: Повысилась стрессоустойчивость! Для меня это осознание того, что жизнь не всегда солнечная и счастливая. И она не должна такой быть. Но что бы ни случилось, жизнь прекрасна, во всех ее проявлениях.Раньше я избегала людей. А когда впадала в депрессии, пряталась от внешнего мира, закутавшись в одеяло с головой и спала по 15 часов в сутки. От людей я уставала. Я не умела дружить. Была только я и моя нестерпимая боль внутри. После тренинга я полюбила людей! Всех. Без исключения. Я учусь дружить и выстраивать отношения. Я сплю по 7 часов в сутки, встаю в 5 утра. И бегу на работу, в народ. В результате моих новых осмыслений во время тренинга по СВП я возобновила старые контакты, исчерпала конфликты, которые мучали меня годами…Результат второй, самый главный. Сын: Моему Максиму 4 года. Он спокойный и уравновешенный ребенок. А раньше педагоги нам ставили диагноз «умственно-отсталого», «социального неадаптанта», «девиантное поведение», грозили спецшколой и предлагали всевозможные терапии для ребенка… Я приходила в ужас от собственной беспомощности и срывалась на крик, чем делала еще хуже. Теперь моего мальчика как подменили! Мой сын по мере того, как я проходила тренинг, стал меняться на глазах…»Ольга М., Ганновер, Германия
«…В процессе обучения мое сознание начало проясняться. Я вышла из этого состояния вакуума, из нежелания ничего. Нет больше мыслей — я устала, мне все надоело, ничего не хочу. Появилась какая-то трезвость мышления. Ушло напряжение, чувство бессилия и пустоты. Больше нет этой беспричинной злости и раздражения. Я ужасно боялась жизни, будущего, и, кажется, этот страх отступает. Я будто вышла из затяжной комы. Стала легче на подъем.Сблизились с мужем, в отношениях еще больше нежности, притяжения, а ведь думала порой о разводе. Я его обвиняла в эмоциональной закрытости и холодности. Называла человеком в футляре, а человеком в футляре была я сама. В браке я ощущала тиски и, кажется, они разжимаются.Главный результат — это, конечно, новое восприятие реальности. Как и было обещано, появился навык и умение непроизвольно радоваться жизни…»Светлана Б., Москва
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Выплеснуть эмоции
Еще один совет, как не срываться на детей, это регулярно выплескивать эмоции. Категорически запрещено держать гнев в себе. Нужно научиться разделять мужа и детей, работу и детей, работу и домашние дела и проблемы, искать в жизни позитивные моменты, оставлять все проблемы за порогом, ведь дома ждет ваша кровиночка. Нужно наслаждаться минутками и часами времяпрепровождения с детьми, ведь они так быстро растут. Не надо портить это своим негативом и агрессией. Родители должны знать, что испытывать гнев и раздражение к своим детям не стыдно
Важно уметь контролировать свои эмоции и действия
Часто родители сердятся на детей из-за непослушания. Поэтому мамам нужно научить ребенка слушаться. В понятие послушности входит соблюдение определенных правил, которые создала мама для ребенка
Поэтому ребенку важно знать, что можно делать, что нельзя, чтобы лучше понимать мир. Чтобы у детей формировалась устойчивая и здоровая психика, родителям надо вести себя предсказуемо и понятно для их ребенка
Чтобы не срываться, родителям надо определить источник этой агрессии. Также родителям, у которых бывают вспышки агрессии, нужно работать над эмоциями. Если же родитель часто испытывает гнев, ему в первую очередь надо полюбить себя, уметь посочувствовать себе.
Если же случилась вспышка агрессии, надо уделить малышу внимание и успокоить его, попросить прощения и попытаться объяснить источник агрессии
Личностные новообразования в период кризиса трех лет
Главное содержание каждого возрастного кризиса — это формирование новообразований, т.е. возникновение нового типа отношений ребенка со взрослыми, смена одного вида деятельности другим. Например, при рождении малыша происходит приспособление к новой для него среде, формирование ответных реакций. Новообразования кризиса одного года — становление ходьбы и речи, возникновение первых актов протеста на «неугодные» действия взрослых.
Для кризиса трех лет, согласно исследованиям ученых и психологов, важнейшим новообразованием является возникновение нового чувства «Я». «Я сам». За первые три года своей жизни маленький человек осваивается с окружающим миром, привыкает к нему и обнаруживает себя как самостоятельное психическое существо. В этом возрасте наступает момент, когда ребенок как бы обобщает весь опыт своего раннего детства, и на основе его реальных достижений у него складывается отношение к себе, появляются новые характерные черты личности.
К этому возрасту все чаще мы можем слышать от ребенка местоимение «я» вместо его собственного имени, когда он говорит о себе. Казалось, еще недавно ваш малыш, смотрящий в зеркало, на вопрос «Кто это?» гордо отвечал: «Это Рома». Сейчас он говорит: «Это я», понимает, что это он изображен на собственных фотографиях, что это его, а не какого-то другого малыша, чумазая рожица улыбается из зеркала. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями, появляется новая форма самосознания. И в тоже время, осознание «Я» трехлетнего карапуза еще отличается от нашего. Оно совершается пока не во внутреннем, идеальном плане, а имеет характер, развернутый вовне: оценка своего достижения и сопоставление ее с оценкой окружающих. Осознавать свое «Я» малыш начинает под влиянием возрастающей практической самостоятельности. Именно поэтому «Я» ребенка так тесно связано с понятием «Я сам».
Меняется отношение ребенка к окружающему миру: теперь малышом движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Окружающая действительность становится сферой самореализации маленького исследователя. Ребенок уже пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия — важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию. Каждый родитель наверняка не раз сталкивался с ситуацией, когда быстрее и удобнее было сделать что-то за ребенка: одеть его, накормить, отвести в нужное место.
До какого-то возраста это проходило «безнаказанно», но к трем годам возросшая самостоятельность может достигнуть того предела, когда малышу уже жизненно важно будет пробовать делать все это самому. При этом ребенку важно, чтобы окружающие люди всерьез относились к его самостоятельности
И если ребенок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания — он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Это именно тот возраст, когда, по мнению известного американского психолога Э. Эриксона, начинает формироваться воля, и связанные с ней качества — независимость, самостоятельность.
Быть мамой — это не просто
У родителей могут быть завышенные требования и ожидания относительно своего чада. Например, завтра в кинотеатре будет идти мультфильм, которого так ждал ваш ребенок. И вы идете туда, смотрите полчаса и тут ребенку надоедает, он начинает кричать, выявлять свое недовольство, начинает биться в истерике
Мама начинает выходить из себя, злиться на него, а ведь иначе не могло и быть, ведь маленький ребенок не может долго концентрировать свое внимание на чем-то одном. Или же другой пример: родитель пошел в магазин вместе с 3-летним ребенком, тот увидел какую-то игрушку и захотел, чтобы ее купили, ведь он не может по-другому, он не умеет еще контролировать свои желания
С одним ребенком тяжело, а если их несколько, тяжелей вдвойне. И тяжело не физически, а психологически. Нередко можно увидеть, как мать срывается на ребенке. Как в эти моменты плохо выглядит она в глазах окружающих. Воспитание ребенка очень серьезное дело. А еще к этому добавить домашние дела. Работающая женщина срывается на детях чаще, чем не работающая, ведь к домашним хлопотам добавляются рабочие дела. Так жить очень сложно. Если на работе какие-то неприятности или по хозяйству что-то не получается, последствием становится срыв. И срыв именно на детях. Это может быть длительное ворчание или недовольство, а может быть и сумасшедший крик.
Лечение диспраксии
Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.
Советы родителям:
Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков
Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат. Обязательно соблюдать режим дня
Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.
Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.
Быть терпеливым к своему ребенку.
Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:
«На ощупь».
(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).
В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.
«Замок».
(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).
Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя — к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.
«Чья лошадка быстрее».
(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).
Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.
Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.
«Поймай мяч».
(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).
Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.
Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.
Как не срываться на детях? Мудрые советы для родителей
Ссора в семье (фото: Fotolia)
Если вам периодически хочется накричать на своего маленького сорванца и вы не можете сдержать своих отрицательных эмоций – помогут наши советы!
- Примите своего малыша таким, какой он есть, а не таким, каким бы вы хотели его видеть. Ребенок — это самостоятельная личность, которая растет, развивается, меняется, познает мир и может иметь свое, отличное от вашего мнение по какому-либо вопросу. Подумайте, так ли важно, чтобы малыш всегда и во всем вам подчинялся? И если он хочет надеть синюю футболку, а не зеленую или складывать игрушки в углу комнаты, а не в коробку, то почему бы ему это — не разрешить? Ваша репутация от этого ничуть не пострадает, зато ваш кроха почувствует, что вы прислушиваетесь к его мнению.
- Подготовьтесь к изменениям, которые будут происходить с вашим малышом. Часто мамы жалуются: «Был такой спокойный и послушный ребенок, а теперь стал своенравным и упрямым!». А на самом деле это просто наступил кризис трех лет… Если вы не будете к нему готовы, то не узнаете, как правильно реагировать на поведение вашего малыша, никогда не поймете причин, по которым он так поступает. Поэтому обязательно читайте книги или статьи о детской психологии, посещайте тренинги, чтобы знать, как меняется психика и внутренний мир малыша с возрастом, и быть готовой к этим изменениям. Тогда они не застанут вас врасплох, а значит, не вызовут раздражения и гнева.
- Посмотрите на мир глазами малышаа не своими.Если , вместо того чтобы думать «Я так устала и так хочу спать, а он опять плачет! Ну когда же это кончится?», вы подумаете «Бедный малыш, у него опять — болит животик, а может, приснился кошмар. А он ведь еще такой маленький и беззащитный. Я так ему нужна!», то материнские обязанности перестанут казаться вам такими уж тяжелыми, и вы с нежностью возьмете маленького капризулю на руки, чтобы его успокоить. Если вы научитесь смотреть на мир с позиции своего ребенка (и это вовсе не позиция «как досадить маме», а позиция «как порадовать маму»), то многое уже не будет вызывать у вас досаду, раздражение и злость.
- Старайтесь предотвратить любой порыв накричать на ребенка. Например, если вы сильно устаете на работе, то, придя домой, уделите себе час времени на то, чтобы перестроиться на режим «мама». Посмотрите серию любимого сериала, выпейте чашку вкусного кофе или сделайте себе маску для лица. Близкие обязательно пойдут вам навстречу, ведь отдохнувшая и спокойная мама непременно будет воспринимать и реагировать на все уже совсем по-другому.