Какими были иранки до того, как стали носить паранджу
Содержание:
- Женщины в дореволюционном Китае
- Дискриминация по половому признаку
- Права женщин в семье
- В интересах революции
- Модернизация Ирана
- Коммунистическая революция Китая
- Список иранских правительств
- Рождение оппозиции
- Как живут русские женщины в этой стране
- Исламская революция
- Начало исламской революции
- Что с политикой Шаха было не так
- Исламский дресс-код
- Женщины в дореволюционном Иране
- Зигзаги Ирана — от переворота 1953 года до революции 1979 — и далее
Женщины в дореволюционном Китае
В эпоху поздней династии Цин в Китае женщины рассматривались как собственность вначале их родных семей, а затем семей их мужей. Но по сути, они не числились ни за одной из семей — ни родная, ни мужа семья не записывали имя женщины в родословную.
У женщин не было отдельных имущественных прав, а также родительских прав над своими детьми, если они решили оставить своих мужей. Многие, при таком раскладе, страдали от жестокого обращения со стороны своих супругов и родственников.
На протяжении всей жизни женщины должны были подчиняться отцам, мужьям и сыновьям по очереди. Женское детоубийство было распространено среди семей, которые полагали, что у них уже достаточно дочерей и нужны лишь сыновья.
Китайские женщины из среднего и высшего классов также мучились из-за обычая бинтования ног, что ограничивало их подвижность и держало их близко к дому. Если бедная семья хотела, чтобы их дочь удачно вышла замуж, они могли связать ей ноги, когда она была маленьким ребенком.
Обвязка стопы была мучительно болезненной; сначала ломались кости ступни, затем нога была привязана длинной полоской ткани в положение «лотоса». В конце концов, нога заживала таким образом.
Женщина со забинтованными ногами не могла работать на полях; таким образом, связывание ног было хвастовством со стороны семьи, что им не нужно было отправлять своих дочерей работать фермерами.
Дискриминация по половому признаку
Разрыв в оплате труда
В иранских семьях главным добытчиком всегда был и остается мужчина: отец, брат или муж. Считается, что женщине вообще не обязательно работать. Но если хочется, то конечно, можно. В этом смысле права женщин в Иране никто не ограничивает. Однако очень редко можно встретить иранку, которая работает с утра до ночи, чтобы прокормить себя или всю семью. Скорее это приятное хобби, возможность иметь деньги на личные расходы.
Эволюция женской моды в Иране
Именно так рассуждают работодатели, а потому не спешат платить иранкам столько же, сколько мужчинам. Последним нужно кормить семью, поднимать детей, помогать престарелым родителям. А у женщины всегда найдется помощник и опекун, можно ей и меньше заплатить. К тому же в иранском обществе распространено мнение, что женщина никогда не сможет работать так же хорошо, как мужчина.
Посещение стадиона
Официальный закон Ирана категорически строго запрещает иранкам смотреть футбольные и любые другие спортивные матчи на стадионе. Их просто-напросто никто туда не пустит!
Внятного объяснения этому ограничению нет. Считается, что болельщики-мужчины ведут себя неприлично, и добропорядочной женщине находиться в такой компании не стоит. Но ведь она сама может решить, не правда ли? Да, и не сказать, что на стадионах творится что-то безобразное. В обычной жизни тоже можно столкнуться с грубостью и невоспитанностью.
Боевые иранки не мирятся и с этим законом. Они очень любят футбол и не могут упустить возможность поддержать любимую команду. Надевают мужскую одежду, рисуют усы и бороду и на свой страх и риск отправляются на запретный стадион.
Езда на велосипеде
Официальный закон Ирана гласит, что всем лицам женского пола запрещена езда на велосипеде в общественных местах
Дескать, это привлекает ненужное внимание, да и вообще, не скромно это
Однако иранки уже так давно нарушают этот запрет, что даже полиция махнула на них рукой. Сегодня редко можно увидеть, чтобы велосипедисткам делали замечания или хотели отвести в полицию. Но официально закон сохраняется. Если очень хочется покататься на велосипеде, лучше делать это в парке.
Пение и танцы
На официальном телевидении Ирана вы никогда не услышите, как поет женщина и не увидите ее танцы. Даже безобидную пианистку прячут за кулисами! Власти Ирана разрешают петь женщине только в составе смешанного хора и, конечно, музыка не должна попадать в категорию запретной. Исключительно традиционная иранская музыка с классическим мотивом на стихи классиков: Саади, Хафиз и др.
В общественном месте запрещено петь и мужчинам. Но, например, в Исфахане каждый вечер около моста Хаджу собираются любители музыки, чтобы послушать импровизированный концерт. Пока полиция не разгонит.
Танцы, как вы понимаете, верх неприличия. Соблазнительные движения восточных красавиц непременно заставят мужчин сойти с правильного пути. Остается иранкам танцевать только на свадьбах и днях рождения в тесном женском кругу.
Домогательство на улице
Наверняка, вы уже не раз слышали, что в Иране очень безопасно и можно спокойно ехать туда одной. Совершенно не спорю, я сама много раз ездила в Иран одна. Однако тут есть небольшое уточнение. Я всегда находилась в компании парня. Конечно, вас никто не украдет. Но будьте готовы к огромному повышенному вниманию и даже (иногда) грубому поведению со стороны мужчин.
Если иранка одна идет по улице, ей вслед будут ссыпаться предложения познакомиться. Если она одна стоит на остановке, проезжающие мимо машины и мотоциклы будут сигналить с предложением подвезти. А если дело идет к вечеру и это немноголюдный парк, то можно ожидать даже более решительных действий – “нечаянных” касаний, преследование и т.п. До криминала дело доходит крайне редко. Однако испорченное настроение гарантированно.
Наверно, именно поэтому иранки предпочитают ходить большими компаниями – с друзьями или родственниками. Как бы иранцы не старались показать себя современными, воспитанными и культурными, все еще очень много тех, кто неправильно воспринимает одинокую девушку на улице.
Права женщин в семье
Насильственный брак
Насильственный брак – это не только когда жених и невеста впервые видят друг друга на свадьбе. Скромные иранские девушки считают неприличным противиться воле отца при людях. Поэтому если тот показал свое согласие или даже устно договорился со сватами, ей будет крайне тяжело отказать жениху.
Лет 30 назад большинство браков в Иране заключались по договоренности родителей. Происходило это так. Мать или сестра жениха видят красивую девушку на свадьбе. Она подходит им по всем критериям, и фотографию девушки показывают жениху. Далее договариваются с родственниками невесты и определяют день сватовства. В назначенный день жених и невеста настолько смущены, что практически не смотрят друг на друга. Родители ударяют по рукам – пора готовиться к свадьбе.
Девушке практически невозможно отказаться от брака. “А что люди скажут? Потом тебя вообще никто замуж не возьмет. Ты меня опозоришь”, – все это звучит в Иране очень часто. Бедной девушке легче согласиться, чем терпеть подобное психологическое давление. Стерпится – слюбится.
В бедных семьях бывает еще хуже. Девушку выдают замуж откровенно против ее воли. В подарок семье невесты обещают много денег и ценных подарков. Есть и такие смелые девушки, кто выбирает побег и лишения бездомной жизни вместо золотой клетки с нелюбимым.
Многоженство
Иранцам официально разрешено иметь четыре жены. Отношение к многоженству тут не такое, как в арабских странах. Только около 5% мужчин имеют несколько жен. Персидская культура опирается на моногамные отношения. Так, например, в произведениях древних классиков воспевается чистая глубокая любовь двух возлюбленных.
Тем не менее будет неправильно полностью закрыть глаза и сделать вид, что многоженства в Иране не существует. На юге, где преимущественно живут арабы, две жены уже не редкость. Помимо этого есть и шиитский временный брак, который заключается от 1 часа до 99 лет.
Не буду рассуждать, насколько оправдано многоженство. Каждый решает для себя сам. Могу лишь порекомендовать фильм “Лейла” 1996 года. Там очень хорошо показаны глубокие страдания главной героини, хотя она сама настаивала, чтобы муж взял вторую жену.
Право на развод
Еще 20 лет назад развод был большой редкостью в Иране. Сегодня традиции постепенно уходят в прошлое, молодые женятся не по решению родителей, а по собственной воле, на мнение окружающих стали обращать гораздо меньше внимания. Как результат – около 30% браков в Иране заканчиваются разводом.
Официальный закон Исламской республики предоставляет мужчине право развестись в любое время без какой-либо причины. Захотел – развелся, захотел – вторую жену взял. Красота При этом общее имущество после развода не делится пополам. Каждый остается с тем, что записано на его имя.
Политические протесты в январе 2018 года
Женщине получить развод гораздо сложнее. Официально это возможно, есть веская причина:
- муж не может обеспечить жену едой, жильем и одеждой;
- муж числится в пропавших без вести больше 4 лет;
- в брачном контракте женщина заранее утвердила за собой право на развод.
Все – других вариантов получить развод у женщины нет. Как говорится, бог терпел, и нам велел.
Стоит сказать пару слов и о детях. Если ребенку меньше шести лет, то его оставляют с матерью. Более взрослые дети всегда живут с отцом. Изменить это правило могут только исключительные обстоятельства: наркозависимость, алкоголизм, выход из ислама и т.п.
Женщине жить после развода нелегко. Выйти замуж еще раз очень проблематично. Зачастую к ней меняется отношение и становится менее уважительным. Существует мнение, что от хорошей жены муж не уйдет.
В интересах революции
Иран был провозглашён Исламской Республикой после революции 1979 года. Данное событие стало поворотным в истории страны и серьёзным образом изменило политический ландшафт на Ближнем Востоке.
До прихода к власти духовенства Ираном руководил шах Мохаммед Реза Пехлеви в период с 1941 по 1979 годы. Его политика носила ярко выраженный прозападный характер. Одними из главных союзников Тегерана были США и Великобритания. Американские и британские компании разрабатывали иранские месторождения углеводородов, а взамен оказывали Ирану военно-техническую помощь.
Также по теме
«По сирийскому сценарию»: почему Тегеран убеждён в намерении США добиваться смены власти в Иране
Вашингтон ведёт против Тегерана «психологическую и экономическую войну», стремится подорвать государственность и обеспечить смену…
Западные государства принимали активное участие во внутренней политике Ирана. Например, в 1953 году американские и британские спецслужбы организовали в стране госпереворот, сместив демократически избранное правительство Мохаммеда Мосаддыка, возглавлявшего партию «Национальный фронт» (объединяла националистические, левые и происламские силы).
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Ирина Фёдорова заявила в беседе с RT, что союз Тегерана с Западом не был основан до конца на паритетных началах.
«В Иране работали десятки тысяч квалифицированных зарубежных кадров. Их присутствие способствовало промышленному и технологическому развитию государства. В то же время деньги, вырученные от эксплуатации иранских недр, в госбюджете страны практически не оседали», — отметила эксперт.
Вестернизация Ирана вместе с плодами научно-технического прогресса принесла в жизнь общества так называемые либеральные ценности (открытая продажа алкоголя, ношение женщинами европейской одежды и пр.), которые в штыки воспринимались духовенством, городскими низами и сельскими жителями.
Сильное раздражение у иранцев вызывала репрессивная внутренняя политика шаха. С одной стороны, Пехлеви поощрял развитие экономики и образования в стране, с другой — жёстко подавлял любые оппозиционные выступления. Преследованиями, пытками и убийствами инакомыслящих занималась служба госбезопасности САВАК, которая была основана при поддержке ЦРУ, британской разведки MI6 и израильской МОССАД.
По словам Фёдоровой, настоящим бичом шахского Ирана была чудовищная коррупция.
«Она пронизывала все ветви власти. Сложившаяся в Иране ситуация категорически не устраивала подавляющее большинство населения. На мой взгляд, революция победила, потому что обращалась к теме социальной справедливости, которая напрямую увязывалась с исламом», — пояснила востоковед.
- Беспорядки в Иране в период революции 1978—1979 годов
Первые масштабные антиправительственные беспорядки вспыхнули 8 января 1978 года в Куме. В ходе столкновений с полицией погибли более 70 человек. 18 февраля волнения начались в Тебризе и мгновенно распространились почти на всю страну. В сентябре 1978 года шах был вынужден ввести в Иране военное положение.
Кроме того, Пехлеви обратился за военной помощью к Вашингтону, однако президент США Джимми Картер отказался от интервенции в Иран. В январе 1979 года ожесточённые бои развернулись уже на улицах Тегерана — ситуация для иранского правителя стала критической. И 16 января 1979 года шах вместе с супругой покинул страну на личном самолёте.
Фёдорова отмечает, что революция не превратила Иран в отсталую страну со средневековыми обычаями.
«Естественно, множество плодов вестернизации оказалось под запретом, но республика не скатилась в религиозный фанатизм. Например, не исчезла ценность образования, в том числе западного. При этом верхняя прослойка городского населения осталась, по сути, светской», — сказала эксперт.
Модернизация Ирана
Всенародным референдумом 26 января 1963 года (6 бахмана 1341 года по шиитскому календарю, принятому в Иране) были утверждены основные направления «белой революции». Это были: аграрная реформа путём ликвидации крупных помещичьих латифундий и наделения землёй безземельных и малоземельных крестьян, национализация лесов и пастбищ, приватизация части государственных предприятий для создания денежного фонда реформ, поощрение частного предпринимательства, введение всеобщего бесплатного светского школьного образования для детей обоего пола, наделение мужчин и женщин равными гражданскими и политическими правами.
Параллельно этому руководство Ирана неуклонно проводило мероприятия по выводу главной экспортной отрасли экономики – добычи нефти – из-под иностранного контроля. Государство занимало всё более прочные позиции в акционировании смешанных с иностранным капиталом нефтяных компаний и к 1973 году, даже по оценке всегда придирчивых в таких вопросах советских экономистов, добилось полного национального контроля над нефтяной отраслью.
О бурном экономическом развитии Ирана в этот период свидетельствуют такие данные. За 15 лет (1960-1975) ВНП Ирана вырос в пять раз. Ежегодный его прирост превышал 10%. В 1962-1972 гг. доля промышленности в ВВП Ирана выросла с 33% до 41%. К концу 1970-х гг. в сельской местности производилось уже менее 20% национального дохода, тогда как в 1950 году этот показатель превышал 75%.
Благодаря возросшей выручке от нефти в Иране резко выросли валютные запасы, а годовой бюджет страны увеличился в 1962-1977 гг. в 15 раз, составив 20 млрд. тогдашних долларов. Свыше 60% крестьян безвозмездно получили землю благодаря аграрной реформе. Шах отказался от лично принадлежавших ему земель, передав их в фонд наделения безземельных крестьян.
Необычайно резкими были перемены в общественной жизни. Миллионы молодых людей получили полное среднее образование. Всем, выдержавшим экзамены, обеспечивалось бесплатное обучение в государственных вузах. Студентам выплачивались государственные стипендии, наиболее способные отправлялись за государственный счёт на обучение в престижнейшие вузы США и Западной Европы.
Коммунистическая революция Китая
Хотя гражданская война в Китае (1927–1949 гг.) и коммунистическая революция причиняли огромные страдания в течение всего двадцатого века, для женщинкоммунизм пошел на благо — значительно улучшив их социальное положение. Согласно коммунистической доктрине, все работники должны были иметь равную ценность независимо от их пола.
С коллективизацией собственности женщины больше не были в невыгодном положении по сравнению со своими мужьями. «Одной из целей революционной политики, по мнению коммунистов, было освобождение женщин от системы частной собственности, в которой доминировали мужчины».
Конечно, женщины из класса владения недвижимостью в Китае страдали от унижения и потери своего статуса, как и их отцы и мужья. Однако подавляющее большинство китайских женщин были крестьянами — и они получили социальный статус, по крайней мере, если не материальное процветание, в постреволюционном коммунистическом Китае.
Список иранских правительств
- Иранские правительства после революции 1979 года
- Временное правительство Ирана (1979)
- Совет исламской революции (1979-80)
- Правительство Мохаммеда-Али Раджая (1980–81)
- Правительство Мохаммад-Джавада Бахонара (1981)
- Временное правительство Ирана (1981)
- Правительство Мир-Хоссейна Мусави (1981–89)
- Правительство Акбара Хашеми Рафсанджани (1989–97)
- Правительство Мохаммада Хатами (1997–2005 годы)
- Правительство Махмуда Ахмадинежада (2005–09)
- Правительство Махмуда Ахмадинежада (2009-13)
- Правительство Хасана Рухани (2013-17)
- Правительство Хасана Рухани (2017–21)
- Правительство Ибрагима Раиси (2021 г. — настоящее время)
Рождение оппозиции
В начале 70-х, несмотря на дружбу с США, Пехлеви заставили ослабить притеснение инакомыслящих. Несколько сотен политических заключенных оказались на свободе. Так начала зарождаться оппозиция: часть движений – легально, часть – полулегально.
Далее были протесты, реакция на которые была абсолютно неадекватной. В 1978-м году мирную демонстрацию расстреляли. Это и стало апогеем недовольства иранцев. А в январе 79-го Шах с женой бежали в Египет. Его же премьер пригласил Хомейни в Иран. На то время главный критик Шаха жил в Париже.
1 февраля 1979 года он возвращается на родину, где тысячи людей встречают его как божество.
Возвращение Хомейни
Как живут русские женщины в этой стране
Русские женщины, которые волей судьбы оказались в Иране, по-разному устроились далеко от родины. Многие из них приняли ислам и воспитывают детей от местных мужчин. Другие ограничились временным браком, чтобы спокойно работать или учиться в университете, чтобы быть и при муже, и свободной одновременно. Но мужчина должен обеспечивать семью, так что русские женщины в Иране редко работают вне дома. А те, кто решил все-таки устроиться на работу, должны успевать еще и за хозяйством следить, и детей воспитывать.
Многие соотечественницы говорят о двойной жизни. Молодые девушки под просторными балдахинами прячут модные футболки с принтами и обтягивающие брюки, которыми не забывают покрасоваться перед подругами. Молодежь, сняв домик на окраине, устраивает вечеринки с танцами и выпивкой, модной одеждой, а самое главное – вдали от строго надзора старших. С виду жизнь в Иране – строгая и пуританская, а изнутри – свободная и раскованная, даже сухой закон не будет помехой для молодежи.
Многие иранцы только за смену режима, но вслух об этом говорить опасаются. Правда, есть и те, кого все полностью устраивает. Дело в том, что общество сейчас живет, в общем-то, вполне комфортно и нарушает многие запреты (касательно отношений до брака и алкоголя, например). Иранцы не показывают высокую лояльность к действующей в настоящее время системе, но хотят движения в сторону капиталистических ценностей и снижения влияния религии на жизнь общества.
Исламская революция
В январе 1978 года начались волнения в религиозном центре Ирана Куме. Демонстрация была расстреляна полицией. Впоследствии, волнения начались в Тебризе, и других местах. Шах обратился за помощью к США, но те отказались, поскольку шах воспринимался в прессе уже как диктатор. 20 августа, в 25 годовщину переворота, в кинотеатре в городе Абадан произошел пожар, в ходе которого погибло 500 человек, в том числе противники шахского режима. Шах ввел военное положение, запрещавшее любые демонстрации, но сдержать движение уже не удалось, массовая акция протеста прошла в Тегеране, а затем начались стачки и забастовки по всей стране. 2 декабря в Тегеране прошла 2-миллионная акция с требованием сместить шаха. Вскоре (16 января 1979 года) шах вместе со своей семьей бежал из Ирана.
Премьер-министр Бахтияр распустил политическую полицию САВАК, освободил политзаключенных, пообещал провести свободные и демократические выборы, связался с Хомейни и попросил его вернуться в Иран для участия в составлении новой конституции. Хомейни вернулся в Иран 1 февраля 1979 года на фоне массовой поддержки. Это был иранский «февраль». Однако и «октябрь» был не за горами.
Однако он не ответил Бахтияру взаимностью и назвал его и всю политическую систему незаконными и пообещал «выбить зубы этому режиму». Он объявил о назначении своего премьер-министра, а полицейские начали переходить на сторону Хомейни. В столице произошли стычки и в условиях начинавшейся было гражданской войны сторонники Хомейни победили.
1 апреля Хомейни объявил о проведении референдума, на котором было провозглашено создание «Исламской республики Иран», а конституция 1906 года была отменена. Референдум прошел по старым иранским традициям с разноцветными бюллетенями, так что вновь 99% проголосовало «за».
В результате был установлен не менее жесткий, но уже идеологический политический режим, который создал собственную политическую полицию и средства контроля над поведением общества. Таковым выступает Корпус стражей исламской революции (Басидж). В ноябре 1979 года в Тегеране произошел захват американского посольства, а через полгода – неудачная попытка американцев освободить заложников. А в декабре 1979 года в Иране прошел новый конституционный референдум по Исламской конституции, где вновь по старой традиции был зафиксирован результат в 99.5% «за», хотя большинство партий выступало против этой конституции, в том числе иранские курды, исламисты предыдущего поколения, «Народный фронт» (тот самый), а за – агитировала Исламская республиканская партия Хомейни и коммунисты (Тудэ).
Начало исламской революции
Подавление демонстрации начало революции
Начало исламской революции принято связывать с демонстрацией в традиционно религиозном городе Куме, в нем в январе 1978 года началась демонстрация студентов против статьи посвященной Хомейни, которая была опубликована в государственной газете. Протестующие посчитали статью клеветнической, но их демонстрацию расстреляла полиция. Официальные данные гласили, что в ходе подавления беспорядков было убито два человека, но оппозиционная сторона утверждала, что было убито семьдесят человек. Поскольку шиитские традиции требуют того, чтобы поминальные службы по погибшим шли в течение сорока дней, поэтому следующая демонстрация вспыхнула в Тебризе восемнадцатого февраля, и тоже была подавлена со стороны властей, в результате чего были человеческие жертвы. Ситуация повторилась в марте и в мае в крупных городах страны.
Для того, чтобы успокоить население, шах пошел на то, что пообещал народу провести в июне свободные выборы, а также устроил показательный расстрел председателя САВАКа. Шахом были предприняты попытки остановить инфляцию, но это привело к тому, что начали массово увольнять рабочих. Персонал предприятий примкнул к демонстрантам, в результате чего начали простаивать крупнейшие предприятия страны. Массовые стачки в течение года окончательно подорвали экономику Ирана к ноябрю 1978 года.
Всеобщая стачка
После того, как произошел взрыв в Абаданском кинотеатре, в результате которого погибло больше четырехсот человек, в Иране было введено военное положение. Оно запрещало проведение любых демонстраций, но несмотря на это в Тегеране прошла массовая акция протеста, участников которой разгоняли с помощью техники. В результате подавления акции протеста погибло восемьдесят девять человек, включая трех женщин. Это событие положило начало всеобщей забастовке, которая произошла среди нефтяников, когда остановились все предприятия, занимающиеся добычей нефти, в том числе нефтеналивные порты и НПЗ. Следом за нефтедобывающей промышленностью остановила свою работу вся тяжелая промышленность, металлургия и машиностроение. Два миллиона человек вышли на демонстрацию в Тегеране 2 декабря, и главным требованием участников демонстрации было – сместить шаха.
Бегство шаха и возвращение аятоллы
Мохаммед Реза Пехлеви и его жена бежали из Ирана 16 января 1979 года – на их побеге настоял премьер-министр Шапур Бахтияр. Протестующие встретили это известие ликованием: тегеранцы хлынули по улицам, снимая со стен зданий портреты и любую атрибутику, напоминающую о шахе и о последней иранской династии. САВАК был распущен премьер-министром Бахтияром, а политические заключенные были освобождены. Армии было приказано демонстрантам не препятствовать, а сам премьер-министр пообещал протестующим провести свободные выборы в самом скором времени. Затем он связался с Хомейни, который находился в изгнании, и попросил его вернуться в Иран. Аятолла Хомейни вернулся в свою страну 1 февраля 1979 года из ссылки, которая длилась пятнадцать лет. Тегеранцы приветствовали его в аэропорту Мехрабад, миллионы людей высыпали на улицу, держа в руках его портреты и скандируя лозунг «Шах ушел, Имам пришел».
Бегство премьер-министра
Бахтияр предложил Хомейни создать правительство «национального единства», но Хомейни отверг это предложение. Он посетил тегеранское кладбище Бехеште-Захра, где выступил с двадцатиминутной речью, в ходе которой назвали незаконными премьер-министра Бахтияра и его парламент и пообещал, что «выбьет зубы этому режиму». Он назначил своего премьер-министра Мехди Базаргана, а после стычки, которая произошла в аэропорту между последователями Хомейни и гвардейцами, которые были на стороне Бахтияра, и которая превратилась в городские уличные бои, хомейнисты взяли контроль над всеми силовыми структурами и полицией, населению начали раздавать оружие. Генштаб или Высший военный Совет объявил 11 февраля о своем нейтралитете. Бахтияр бежал в Европу, где основал во Франции Национальное движение сопротивления, но был убит в 1991 году.
Что с политикой Шаха было не так
Однако не все было по нраву иранцам в политике Пехлеви. Он имел дружеские отношения с западными лидерами, делился с ними деньгами от добычи нефти (он национализировал нефтедобывающие компании, до него они были преимущественно частными). Позже лидер страны был близок с СССР, зарабатывал на газе.
Левым силам категорически не нравилась дружба с западными странами, начало капитализма. Исламское духовенство, разумеется, тоже было совершенно недовольно событиями в стране. Мало того, что шах максимально модернизировал общество, так он еще и часто обращался к античной истории, вспоминал языческую Персию.
Иранцы равнялись на США
Кроме того, несмотря на ориентацию на Запад, режим был тоталитарным. Оппозиция монархии была запрещена. Действовала спецслужба САВАК, ее методы были жесткими и далекими от идей демократии. Сотни тысяч противников власти находились в тюрьмах.
Поэтому понемногу оппозиция и недовольные граждане начинают выступать против политики Реза Шаха. Серия протестов прошла в 1963 году, после задержания ярого противника и критика Шаха Рухолла Хомейни. Акции протестов разгоняли силой, не обошлось без жертв. При чем количество погибших по официальной версии и версии протестующих сильно отличается: 86 и 15 000 соответственно. Через год Хомейни выслали из страны. Но он продолжил свою деятельность по подрыву монархии.
Далее нефтяной бум вызвал невероятную инфляцию. Весь государственный аппарат был ужасно коррумпированным.
Исламский дресс-код
Как одеваются женщины в Иране? Традиционная исламская одежда – это хиджаб, скрывающий фигуру, запястья и шею, или чадра – легкое покрывало, закрывающее все тело женщины от головы до ног. Непокрытыми можно оставлять только лицо, кисти рук и ноги ниже щиколоток. Носить такую одежду обязаны все исламские девочки (с девяти лет), девушки и женщины.
В ношении одежды для женщин в Иране существуют строгие правила. Но что интересно: требование носить одежду, скрывающую очертания фигуры, не всегда объясняется религиозными нормами, чаще это обусловлено культурными особенностями. Например, на Ближнем Востоке женское затворничество было распространено еще до зарождения ислама. Так что традиция подкрепляется местными морально-этическими нормами.
Современные женщины в Иране не всегда носят одежду, скрывающую фигуру от головы до ног, хотя это желательно. В официальных учреждениях, например, принято появляться только в таком виде. На двери даже пишут: Islamic dress code required («Требуется исламский дресс-код»). Но чем менее официальное место посещает женщина, тем свободнее может быть форма одежды. К примеру, официантка в кафе может надеть вместо чадры головной платок.
Женщины в Иране (фото представительниц этой страны см. в обзоре) предпочитают мрачные тона, а в идеале одежда вообще должна быть черной. Многие молодые иранки относятся к традиционным нормам намного свободнее. Девушки соблюдают формальные правила: прикрывают голову и шею, руки выше локтя, ноги до щиколоток. Ношение хиджаба стало обязательным в конце семидесятых годов (после Исламской революции). Ходить с неприкрытой головой не разрешается даже туристкам.
Очень любят иранские женщины яркий макияж, поскольку лицо – это чуть ли не единственное, что демонстрировать разрешено. Нередко из-под платка выглядывают светлые волосы – в Иране очень модно краситься в блондинку. Девушки массово недовольны своим носом. Пластические операции раньше начинали делать с 25 лет, а сейчас – даже с 18-ти. Медицина здесь очень хорошая, так что к хирургам приезжают даже из других стран. А вот иранские мужчины считают, что далеко не все местные женщины нуждаются в пластике носа, но сами представительницы прекрасного пола бегут к хирургу при первой же возможности, а после операции долго носят пластырь, чтобы показать, что теперь они получили доступ в клан красивых людей.
Женщины в дореволюционном Иране
В Иране при шахах Пахлави улучшенные образовательные возможности и социальное положение женщин стали одним из столпов «модернизации». В течение девятнадцатого века Россия и Великобритания боролись за влияние в Иране, запугивая слабое государство Каджар.
Когда семья Пахлави взяла под свой контроль страну, они стремились укрепить Иран, приняв определенные «западные» решения — в том числе расширение прав и возможностей для женщин.
Теперь женщинымогли учиться, работать, и в соответствии с правилом Мохаммеда Реза шаха Пахлави (1941 — 1979), даже голосовать. Однако, прежде всего, женское образование предназначалось для того, чтобы производить мудрых, полезных матерей и жен.
С момента принятия новой Конституции в 1925 году до исламской революции 1979 года иранские женщины получали бесплатное всеобщее образование и расширяли возможности карьерного роста.
Правительство запретило женщинам носить чадру, с головы до пят покрывало, которой предпочтение отдавали высоко религиозные женщины. Порою чадру даже силой снимали с женщин — так себе свобода, честно говоря.
При шахах женщины устраивались на работу в качестве министров, ученых и судей. Женщины получили право голоса в 1963 году, а законы о защите семьи 1967 и 1973 годов дали женщинам Ирана право на требование развода со своими мужьями и ходатайство об опеке над их детьми.
Зигзаги Ирана — от переворота 1953 года до революции 1979 — и далее
12:37, 25 февраля 2019
Две недели назад в Иране праздновали 40-летие исламской революции и, повинуясь дурной традиции приурочивать тексты на отдельные темы к круглым датам, отпишусь и я. На самом деле, повод написать был и раньше, но в последнее время появилось два важных документа, которых я также коснусь в своей записи. Но начну с того, что в Иране за последние 40 лет утвердился очень специфический режим, в котором политический исламизм совмещается с модернизацией общества, а политическая риторика остается на уровне, близком то ли к пещерному, то ли к Советскому союзу 30-ых гг. – к примеру, можно ознакомиться с данным текстом.
Американское общественное радио опубликовало текст под названием «Как ЦРУ свергли иранскую демократию за 4 дня», где ссылается на документы, опубликованные самим ЦРУ. Подкаст передачи можно послушать здесь. Другой важный документ был опубликован «Репортерами без границ», добывшими данные о репрессиях в Иране после исламской революции, когда в период с 1979 по 2009 год не менее 860 журналистов или гражданских журналистов было арестовано, а часть из них – казнены.