Голубкина, анна семеновна
Содержание:
- Московская выставка Голубкиной
- Женщина-скульптор
- Последние статьи
- Вторая, уже удачная, поездка в Париж
- Отношения Голубкиной с советской властью
- История жизни Анны Семеновны Голубкиной
- Отсутствие детей и мужа
- Выживание во время Гражданской войны
- Неудачная революционная деятельность
- Первая поездка в столицу Франции
- Старинные усадьбы на полотнах Борисова-Мусатова
- Судьба мастерской
Московская выставка Голубкиной
В 1914 году официально состоялась персональная первая выставка 50-летней Анны Голубкиной. Она была организованна в стенах Музея изящных искусств (на сегодняшний день ГМИИ). Публика буквально ломилась, чтобы попасть на данное творческое мероприятие, прибыль от проданных билетов на выставку оказалась огромной. Анна Голубкина пожертвовала вырученные с выставки денежные средства на помощь раненым (ведь в эти годы началась Первая мировая война).
Все отечественные и зарубежные критики были в небывалом восторге от работ известного скульптора. Но Игорь Грабарь, желающий приобрести несколько скульптур Анны Голубкиной для размещения их в Третьяковке, поругал Голубкину за ее чрезмерную гордость: уж слишком высокая стоимость была за представленные работы. С выставки в итоге не было продано ни одного экземпляра.
Вам будет интересно:Эдриан Ньюи: величайший дизайнер Формула-1
Женщина-скульптор
Вам будет интересно:Альберт Кан: биография, личная жизнь, достижения, фото
Чудом было не то, что эта женщина прославилась. Чудо заключается в том, что Анна Голубкина сумела стать выдающимся скульптором. Как известно, в XIX веке женщинам овладеть такой профессией было довольно сложно.
Вам будет интересно:Марк Эванс: за что Адель ненавидит родного отца?
Вспомнить только нелегкий путь художницы поколения Анны Голубкиной — Елизаветы Мартыновой (которая позировала для «Дамы в голубом»), поступившей в художественную Академию в первый год, когда было дозволено это делать представительницам прекрасного пола. Студенток было в тот год около десятка, однако преподаватели смотрели на них со скепсисом. Анна Голубкина училась в данной Академии не на живописца, а на скульптора, а это считалось далеко не женским занятием.
Последние статьи
-
Какие сплетни ходили про внешность Екатерины II среди придворных сегодня, 19:55 -
18 мистических фотографий из океанских глубин: Финалисты конкурса Ocean Photography Awards 2021 сегодня, 17:27 -
Каменный лес Варны: Cлед внеземного пребывания на Земле или чудо природы сегодня, 15:14 -
5 остромодных винтажных стилей интерьера: Как старинная мебель и бабушкины салфетки стали трендом сегодня, 13:55 -
10 самых дорогих и роскошных украшений знаменитостей от классики до кича сегодня, 12:28 -
Забытый скульптор-самоучка и педагог, благодаря которому в СССР появились пионеры: Иннокентий Жуков сегодня, 11:41 -
Как сложилась жизнь младшей сестры Жаклин Кеннеди: Безупречная Ли Радзивилл сегодня, 09:29 -
+1 Как одна случайность трагически изменила жизнь художника, которого обожали во Франции и не замечали в России: Ранний уход Борисова-Мусатова 24.09.2021, 23:36 -
Единственное место в СССР, где Германия пыталась, но не смогла перейти советскую границу 24.09.2021, 21:38 -
Как воспитанница приюта стала законодательницей мировой моды: Коко Шанель 24.09.2021, 19:24
Все статьи
Вторая, уже удачная, поездка в Париж
Когда женщина восстановила свое душевное равновесие, она в 1897 году возвратилась в столицу Франции. В это время Анна находит того человека, у которого ей и следовало учиться ранее — Родена.
Свою первую скульптуру Анна Голубкина представила в 1898 году на парижском Салоне (один из самых престижных художественных конкурсов того времени). Данная скульптура называлась «Старость». Для этой работы Анне Голубкиной позировала та самая немолодая натурщица, которая запечатлена на роденовской статуе «Та, которая была прекрасной Ольмьер» (1885 год).
Скульптор Голубкина по-своему смогла истолковать учителя. Она сделала это с большим успехом: женщину наградили многозначимой для нее бронзовой медалью, а также активно хвалили в прессе. На следующий год Анна возвращается обратно в Россию, где о ней уже услышали. Морозов заказывает работу Анне Семеновне Голубкиной — рельеф, предназначенный для украшения МХАТа. Затем женщина создавала портреты наиболее блестящих и популярных деятелей культуры Серебряного века: А. Н. Толстого, А. Белого, В. Иванова. А вот Шаляпина женщина ваять отказалась, так как он ей не понравился как личность.
Отношения Голубкиной с советской властью
Не обращая внимания на все революционное прошлое, Анна Семеновна Голубкина с большевиками не смогла сработаться. Эта женщина отличалась мрачностью своего характера, непрактичностью, а также неумением устраивать собственные дела. В 1918 году Анна Семеновна Голубкина отказывается работать с Советами по причине убийства одного из членов Временного правительства — Кокошкина. Спустя некоторое время, пожалуй, все могло бы наладиться, однако в 1923 году на конкурсе на самый лучший памятник писателю Островскому Голубкина заняла не лидирующее место, а только третье, по причине чего очень расстроилась.
В 1920-е годы Анна Семеновна Голубкина зарабатывала на жизнь преподаванием. У нее постепенно слабеет здоровье — резко у Анны обострилась язва желудка, в результате чего ее пришлось экстренно оперировать. Последними известными работами выдающегося скульптора стали «Березка», являющаяся символом юности, а также портрет самого Льва Николаевича Толстого
Стоит обратить внимание на то, что Анна Семеновна Голубкина Толстого ваяла по своей памяти, принципиально не пользуясь имеющимися фотографиями. За некоторое время до своей смерти Голубкина возвращается к своим родным в городок Зарайск
В окружении близких и родных людей Анна Семеновна Голубкина умирает в 63-летнем возрасте.
История жизни Анны Семеновны Голубкиной
В законченном произведении прослеживается процесс работы над материалом, открывая становление художественного образа из его аморфной массы. Наиболее выразительно этот эффект проявляется в образах стихийных жизненных начал — «Огонь» (1900), «Кочка» (1904), «Земля» (1904), «Кустики» (1908). Двухфигурная композиция «Огонь» задумана для камина. Сжавшиеся в комок фигуры сидящих мужчины и женщины должны были быть расположены таким образом, чтобы трепещущий свет пламени освещал энергичные формы, наполнял сочную пластику драматической эмоциональной силой.
Годы напряженного и самозабвенного творчества, волнения, связанные с персональной выставкой 1914 года, подорвали здоровье Голубкиной. Тяжелая болезнь на. долгие годы лишает ее возможности плодотворно работать. До середины 20-х годов она работает преимущественно в малых формах: лепит модели детских игрушек, вытачивает из слоновой кости и морских раковин изящные камеи. Всецело отдает себя общественной и преподавательской деятельности, итогом которой стала книга-исповедь «Несколько слов о ремесле скульптора «.
Перелом наступает в 1925 году. Голубкина работает интенсивно, с большим подъемом. Она выполняет портреты двух своих давних помощников — формовщика Г.И.Савинского (1925) и резчика по дереву И.И.Беднякова (1926), отдавая дань глубокого уважения человеку труда. Два характера, два мироощущения передает скульптор. В первом — оптимизм, радостное принятие жизни, во втором — вдумчивость, глубина переживаний.
Портрет А.Н. Толстого, 1911
В 1927 году мастер работает над самыми известными своими произведениями — «Березкой» и портретом Л.Н.Толстого.
Хрупкая фигура стоящей девушки — поэтический символ юности, пробуждения, готовности к жизни. Развевающееся на ветру платье облегает стройное тело, создавая множество складок, образуя наполненный трепетным движением силуэт. Очарование этого образа заключается в лирическом утверждении красоты, одухотворенной порывом.
Образное решение портрета Л.Н.Толстого дано в иной интонации. Голубкину всегда волновала проблема творчества. Неоднократно обращалась она к теме человека-творца: Андрей Белый (1907), А.Н.Толстой (1911), А.Ремизов (1911). Портрет великого гения поражает титанической силой. Цельность натуры, волевая активность личности воспринимается как высшее проявление творческого начала человека. Духовная энергия образа передана мощью экспрессивной лепки.
Кариатиды, 1911
«Березка» и бюст Л.Н.Толстого стали итогом творческого пути большого художника, каким была Анна Семеновна Голубкина.
Через пять лет после ее смерти в бывшей мастерской в Левшинском переулке (ныне улица Щукина) открылся музей-мастерская А.С.Голубкиной, где бережно хранится большая часть художественного наследия скульптура.
Отсутствие детей и мужа
Как относилась девушка к отсутствию детей и мужа: как к победе или как к поражению? Однажды Анна Голубкина сказывала одной девушке, хотевшей стать литератором: если желаешь, чтобы из твоих работ что-нибудь получилось выдающееся, не надо выходить замуж, не надо заводить семьи. Как говорила Анна, искусство не любит связанных рук. К искусству приходить надо со свободными, готовыми творить руками. Искусство — некий подвиг, нужно все позабыть, а в семье женщина — это пленница.
Впрочем, несмотря на то, что Голубкина была свободной женщиной и не имела никогда детей, она очень любила своих племянников, а также воспитала Веру — дочь брата. Среди работ Анны Семеновны Голубкиной особенно выделяется скульптура племянника Мити, родившегося больным и умершим, не дожив даже до одного года. Одним из самых своих любимых произведений Анна считала рельеф «Материнство». Из года в год она возвращалась к работе над данным творением.
У Голубкиной карманы всегда были набиты разными сладостями для деток, а в послереволюционное время — простой едой. Из-за детей Голубкина однажды чуть не умерла. Она приютила группку маленьких беспризорников, а эти дети опоили женщину снотворным, а затем ограбили.
Выживание во время Гражданской войны
К большому сожалению, в 1915 году у Анны Семеновны Голубкиной опять произошел нервный срыв, в результате чего женщину поместили для лечения в клинику. На протяжении нескольких лет Голубкина не могла творить. Но в послереволюционные месяцы Анна Семеновна Голубкина входит в Комиссию по охране памятников старины, а также в органы Моссовета, направленные на борьбу с беспризорностью (снова эти дети!).
В те страшные годы, когда Москва голодала и мерзла, Анна переносила данный период абсолютно стойко. Ее друзья говорили о том, что это далось ей легко потому, что женщина просто привыкла к аскетизму и даже не замечала лишений. Ко всему сказанному стоит добавить, что ради заработка Голубкина занималась в эти нелегкие годы росписью по тканям, также давала начинающим деятелям искусства частные уроки. Через некоторое время друзья Голубкиной привезли ей специальную бормашину и стали регулярно приносить бильярдные старые шары: из этих шаров (из слоновой кости) Анна вытачивала камеи, которые продавала.
Неудачная революционная деятельность
Анна Голубкина родилась при пожаре, и сама говорила, что у нее характер «пожарный». Женщина была бескомпромиссна и нетерпима. Несправедливость в жизни ее сильно возмущала. Во времена революции 1905 года Анна чуть было не умерла, когда останавливала лошадь казака, который разгонял рабочих. Так начались ее отношения с революционерами. По их заказу создает Голубкина Анна Семеновна скульптуру — бюст Маркса, также посещает в те годы конспиративные квартиры, из дома в Зарайске делает явку для нелегалов.
Через пару лет в 1907 году Анну арестовывают за распространение прокламаций и приговаривают к году заключения. Однако по причине психического состояния подсудимой ее дело было закрыто: женщину отпустили на волю под надзором полиции.
Первая поездка в столицу Франции
Обучение поначалу проходило хорошо. Уже через год девушка перевелась в Московское живописное училище, где также изучались ваяние и зодчество. Тут Анна училась еще на протяжении трех лет. Наконец, девушка достигла вершины: она получила возможность обучаться искусству в петербургской Академии.
Однако в ее стенах Анна Голубкина всего провела несколько месяцев, после чего в 1895 году, преследуя новые поставленные цели, переезжает учиться во Францию в Париж. Однако в европейском городе к дамам-художникам тоже относились довольно несерьезно: стоит лишь вспомнить, как описывала Мария Башкирцева в собственном дневнике французских преподавателей-снобов.
Здесь Голубкиной также предлагали заняться салонным искусством, однако это к ее темпераменту абсолютно не подходило. Но не в этом суть беды. Хотя друзья женщины и ее мемуаристы о данном факте солидарно молчат, в последнее время были разгаданы некоторые тайны Анны Семеновны Голубкиной. Во Франции она серьезно заболела. Видимо, сказалась несчастная любовь. Ходили слухи, что Анна в Париже встречалась с каким-то французским художником. Когда Голубкина перешагнула в своей жизни 30-летний рубеж, она дважды хотела покончить жизнь самоубийством: сначала девушка бросилась в Сену, а затем попыталась отравиться. Одна известная художница Елизавета Кругликова, которая тоже жила в те годы в Париже, увезла несчастную на родину. В российской столице Голубкина по приезде ложится в психиатрическую клинику тогда знаменитого Корсакова. Это был самый неприятный период в биографии Анны Голубкиной.
Вам будет интересно:Актриса Алена Ермолаева: фильмы, биография, сведения
Старинные усадьбы на полотнах Борисова-Мусатова
В.Э. Борисов-Мусатов. «Водоем». (1902 год.) 177 х 216 см. Государственная Третьяковская галерея. (В Русском музее находится её авторская версия под названием «У водоёма».)
Любимая женщина Бориса Кустодиева, во имя которой он превозмог адскую боль и создал лучшие свои работы.
В.Э. Борисов-Мусатов. Дама в качалке (эскиз к неосуществленной картине
В.Э. Борисов-Мусатов. «Гобелен». (1901год). Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея.
В.Э. Борисов-Мусатов. «Изумрудное ожерелье». (1903-1904 гг.) Государственная Третьяковская галерея.
В.Э. Борисов-Мусатов. «Реквием». (1905 год). Бумага на картоне, акварель, черный карандаш, сангина. Государственная Третьяковская галерея
Памятник на могиле В. Э. Борисова-Мусатова
«Он умер, оставив нам тихие образы. И хотя над его величавыми созданиями тихо несется время, они остаются… У времени и у них одно общее — вечность. Валы времени унесут, полыхая, его имя в даль веков, падая в темные глубины и снова вынося на гордые гребни»,Недуги великих художников, как испытание силы духа: От чего страдали Кустодиев, Ренуар и другие.
Судьба мастерской
Что же стало со знаменитой мастерской выдающегося скульптора Серебряного века? Родственники Анны Семеновны Голубкиной передали эту мастерскую государству, как и было указано в ее завещании. В этой мастерской хранилось в те годы около двухсот работ. Через некоторое время в этом помещении открывается музей имени Анны Семеновны Голубкиной. Однако в 1952 году нагрянула беда. Совершенно внезапно во время борьбы то ли с формализмом, то ли еще с чем-либо оказалось, что Анна Семеновна Голубкина нарочно «искажала» образы людей, в том числе «советских». По причине этого Музей-мастерскую закрывают, а все находящиеся в мастерской работы знаменитого скульптора распределили по разным фондам музеев, расположенных в нескольких городах России, включая Русский музей и Третьяковскую галерею.