Актеры фильма «большая перемена»
Содержание:
- Оценки современников
- В ролях
- Михаил Кононов: самоубийство матери и нищета
- Наталия Богунова: шизофрения и обвинения в смерти матери
- «Точка, точка, запятая…» (1972), режиссер Александр Митта
- «Розыгрыш» (1976), режиссер Владимир Меньшов
- Обаятельный лоботряс Ганжа
- Главное, чтобы парик сидел!
- «Большая перемена»: актёры и роли учеников
- Загадочный и ядовитый Нестор Петрович
- Оценки современников
- Опасные моменты «Большой перемены»
- Оценки современников
Оценки современников
Исполнитель главной роли Михаил Кононов скептически относился к фильму. В своих неопубликованных мемуарах он писал: «В многосерийке „Большая перемена“ был собран весь цвет четырёх поколений актёров, начиная от популярных народных до только что закончивших театральные училища. Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст. О „Большой перемене“ много писали, и с успехом она прошла за рубежом. Вот такой силы таланты были в то время в России. Любой бред в их исполнении выглядел милым и обаятельным, а главное — искренним».
По словам Николая Бурляева: «Я никогда не был в восторге от этого фильма, нам, ориентированным на Тарковского и Германа, сериал с высосанным из пальца сюжетом казался несерьёзным».
Несмотря на критические отзывы, фильм считается культовым и нередко демонстрируется на телеканалах.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Михаил Кононов | учитель истории, классный руководитель 9-го «А» Нестор Петрович Северов |
Людмила Касаткина | директор школы Екатерина Семёновна-Ивановна |
Наталия Богунова | учитель русского языка и литературы, жена Ганжи Светлана Афанасьевна |
Анастасия Георгиевская | учитель географии Серафима Павловна |
Валентина Талызина | учитель химии Нина Петровна |
Инна Жилина | учитель биологии, редактор школьной стенгазеты |
Людмила Анциферова | учитель физкультуры |
Валентина Кузнецова | учитель |
Зоя Исаева | учитель |
Валентина Сперантова | уборщица тётя Глаша |
Александр Збруев | ученик 9-го «А», рабочий нефтеперегонного завода Григорий Ганжа |
Светлана Крючкова | ученица 9-го «А», асфальтоукладчица Нелли Леднёва |
Евгений Леонов | ученик 9-го «А», шофёр, отец Нелли Степан Семёнович Леднёв |
Янис Якобсон | ученик 9-го «А», сосед Нелли по парте, рабочий-станочник |
Юрий Кузьменков | ученик 9-го «А», староста класса, рабочий шинного цеха Ваня Федоскин |
Валерий Носик | ученик 9-го «А», вратарь заводской футбольной команды Отто Фукин |
Виктор Проскурин | ученик 9-го «А», прогульщик, рабочий химзавода Гена (Геннадий Иванович) Ляпишев |
Валерий Хлевинский | ученик 9-го «А» Авдотьин |
Нина Маслова | ученица 9-го «А», тайная тунеядка, новоявленная асфальтоукладчица Виктория Ивановна Коровянская |
Савелий Крамаров | ученик 9-го «А», жених Коровянской, напарник Ганжи Петя (Пётр Аркадьевич) Тимохин |
Мария Коренева | ученица 9-го «А» с ребёнком Чувичкина |
Михаил Розанов | ученик 9-го «А», сосед Чувичкиной по парте |
Игорь Суровцев | ученик 9-го «А» в красной олимпийке на последней парте |
Илья Баскин | взъерошенный ученик 9-го «А», сосед Авдотьина по парте |
Александр Цирков | ученик 9-го «А» |
Наталья Гвоздикова | аспирантка, невеста Нестора Петровича Полина Сергеевна Иванченко |
Михаил Яншин | профессор, доктор исторических наук Виктор Иванович Волосюк |
Вячеслав Гарин | директор химзавода |
Готлиб Ронинсон | бригадир шинного цеха, начальник Федоскина |
Зоя Степанова | врач, лечившая Федоскина |
Николай Граббе | начальник Леднёва Пётр Васильевич Тарасов |
Наталья Гурзо | жена Фукина |
Ирина Азер | подружка Ляпишева Люся |
Ролан Быков | напарник Ляпишева Александр Трофимович Петрыкин |
Люсьена Овчинникова | невеста, позже жена Петрыкина Валя |
Владимир Басов | фотограф на свадьбе Петрыкина |
Владимир Земляникин | гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан) |
Юрий Киреев | гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан) |
Валентина Титова | гостья на свадьбе Петрыкина (в титрах не указана) |
Иван Жеваго | гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан) |
Александр Вдовин | молодой отец Чувичкин (в титрах не указан) |
Иван Рыжов | майор милиции, начальник отделения |
Лев Дуров | старший сержант милиции |
Галина Комарова | контролёр |
Светлана Старикова | экскурсовод |
Лариса Барабанова | продавщица в магазине мужской одежды |
Альберт Иричев | осводовец |
Алексей Кутузов | молодой осводовец |
Александр Зимин | продавец в мебельном магазине |
Александр Калужский | доктор |
Лев Дубов | инженер химзавода Акимыч |
Тамара Логинова | эпизод |
Валентина Ананьина | эпизод |
Михаил Ремизов | эпизод (в титрах не указан) |
Пётр Щербаков | гость (в титрах не указан) |
Елена Коренева | девушка с книгой в библиотеке (в титрах не указана) |
Ирина Калиновская | медсестра, делавшая перевязку Ганже (в титрах не указана) |
Любовь Касаточкина | гостья с гитарой на свадьбе Петрыкина (в титрах не указана) |
Екатерина Мазурова | соседка Нестора баба Маня (в титрах не указана) |
Виктор Шульгин | гость на свадьбе Петрыкина (в титрах не указан) |
Ольга Богданова | пассажирка в автобусе (в титрах не указана) |
Светлана Швайко | эпизод (в титрах не указана) |
Любовь Мышева | асфальтоукладчица (в титрах не указана) |
Михаил Кононов: самоубийство матери и нищета
Звезда фильма — классный руководитель Нестор Петрович артист со стажем. В его фильмографии более 90 киноролей. Он хотел навсегда остаться в памяти зрителей, но личные беды свели его с намеченного пути.
Михаил Кононов. Кадр из фильма Большая перемена. Фото: tvkultura.ru
В жизни Михаила были две главные женщины — супруга и мама, но у них с самого начала не заладились отношения. С будущей женой — Натальей актёр познакомился в 1969 году. Красавица блондинка работала на радиостанции, профессионально занималась лыжами, и строила карьеру в модельном бизнесе. Но встретив Михаила она отказалась от всех увлечений. Мать артиста была против их свадьбы, хотя репутация у Наташи была не запятнана — девушка из хорошей семьи и с образованием. Кононов настоял на своём и женился на Наталье вопреки нежеланию матери. Какое-то время молодым супругам пришлось пожить у сварливой родственницы. В семье постоянно возникали скандалы на ровном месте.
А потом произошла трагедия — в день рождения актёра мать покончила с собой. В этот день женщина долго не выходила из комнаты и Михаил решил её проведать. Когда он зашёл — увидел бездыханное тело матери. Следствие заключило, что женщина совершила самоубийство.
Кононова после трагедии будто подменили. Он стал агрессивным и постоянно срывался на молодой жене. Наталья всё своё время посвятила быту и капризному мужу, перестав с кем либо общаться. При этом детей пара не заводила.
Михаил Кононов с супругой Натальей. Фото: sobesednik.ru
Одна из последних известных ролей артиста была сыграна в фильме «Здравия желаю! Или Бешеный дембель». В 90-х началась новая эра кинематографа — зрители увлеклись криминальной хроникой, но Кононов наотрез отказывался играть в сериалах роли бандитов. Он отказывался от любых предложений, говоря, что это — не искусство! Так его совсем перестали приглашать в кино, а вскоре и вовсе позабыли.
Тогда Михаил Кононов решил создать театр-студию, чтобы передавать свой опыт и знания начинающим актёрам. Проект с треском провалился. Зато там Михаил Кононов встретил 18-летнюю девушку Риту, которая грезила о театральной сцене. Девушка заменила Кононову дочь, постоянно была рядом с артистом. В СМИ писали, что воспитанница — любовница под перекрытием. Супруга Кононова Наталья в это время перенесла несколько операций и переехала жить в деревню Бутырки, Михаил с Ритой навещали её.
Артист старался помочь молодой девушке с работой, прописал её в своей московской квартире. Но воспитанница оказалась мошенницей. Кононов думал, что оформляет договор опеки над воспитанницей, а та подсунула ему бумаги о правах на распоряжение апартаментами.
Предательство сильно подорвало здоровье артиста. Журналисты поговаривали, что супруги с горя даже запили горькую. В 2006 году Кононов сыграл свою последнюю роль — дворника в сериале «В круге первом». После съёмок Кононова ждала больничная койка.
Михаил Кононов в сериале «В круге первом». Фото: zen.yandex.ru
Актёр сильно сдал, а в скоре слёг с пневмонией. Денег Народному артисту на лекарства не хватало. Кононов попал в реанимацию и через несколько дней скончался. Любящая супруга пережила Михаила всего на четыре года. Женщину похоронили в одной могиле с супругом.
Михаила Кононова похоронили на Ваганьковском кладбище. Фото: uznayvse.ru
Наталия Богунова: шизофрения и обвинения в смерти матери
Актрисе досталась одна из главных ролей — учительницы Светланы Афанасьевны. Но после съёмок судьба Наталии сложилось трагично. На ней навсегда закрепилось клеймо актрисы одной роли. В кино её не приглашали из-за трудного характера.
Наталия Богунова в молодости. Фото: 24smi.org
Впоследствии выяснилось, дело вовсе не в настроении актрисы и не в её отношении к жизни. У Наталии Богуновой серьёзный недуг — шизофрения. По причине заболевания актрисе пришлось отказаться от театральной карьеры.
Ещё будучи студенткой ВГИКа Наталия Богунова закрутила роман с молодым и перспективным режиссёром Александром Стефоновичем. Впоследствии пара поженилась.В начале карьеры Богунова играла в фильмах небольшие роли, но всё изменила картина «Большая перемена». Наталия стала суперзвездой и её осаждали тысячи поклонников.
Михаил Кононов и Наталия Богунова. Фото: infox.ru
Ошеломляющая популярность стала причиной разрыва брака актрисы. Женщина пропадала на съёмках, а муж был в киноэкспедициях. Семейная жизнь не складывалась. После развода Стефанович женился на Алле Пугачёвой, а у Богуновой начался кризис. Её все меньше приглашали в кино, а в картине «Единственная» прямо на съёмочной площадке заменили на Елену Проклову. Это сильно ударило по самооценке Наталии.
В конце 70-х коллег насторожило психологическое здоровье звезды. Она была раздражительна и на всех срывалась. Впервые у Богуновой случился приступ прямо во время репетиции. Валентина Талызина вспоминала, как актрису увезли из театра в психбольницу. После этого случая Богунова стала часто попадать в клинику. В 1992 году она сыграла в фильме «Бег по солнечной стороне» и окончательно ушла из профессии, после чего стала крайне редко давать интервью и выходить в свет.
Наталия Богунова. Фото: zen.yandex.ru
Денег звезде «Большой перемены» откровенно не хватало, ведь ей ещё нужно было как-то обеспечивать престарелую мать. С ней у Наташи были напряжённые отношения. Актриса обвиняла маму в том, что она осталась одинокой женщиной: мать не препятствовала абортам дочери, сделанным по молодости. Когда в 2011 году родительница артистки скончалась при загадочных обстоятельствах, многие знакомые обвиняли в произошедшем Богунову. После смерти матери актриса совсем замкнулась.
В 2013 году Богунова улетела на остров Крит, чтобы отвлечься от трагедии. Это путешествие стало для актрисы последним. У Наталии случился инфаркт, врачам не удалось её спасти.
Несмотря на былую популярность на похороны артистки пришли 20 человек. Сейчас к могиле Наталии Богуновой заросла тропа, а память об актрисе осталась лишь на кинолентах.
Могила Наталии Богуновой. Фото: biographe.ru
«Точка, точка, запятая…» (1972), режиссер Александр Митта
Самый известный фильм о школе Александра Митты — итог первых десяти лет творческой биографии режиссера, посвященных исследованию темы взросления. От темы борьбы душевных троечников с учительницей-формалисткой («Друг мой, Колька!»), искушения советских подростков внезапно свалившимися на них деньгами («Без страха и упрека») и горького любовного разочарования пятиклассницы («Звонят, откройте дверь!») он перешел к проблеме маленького человека и требований, которые к нему предъявляет общество.
Главный герой — типичный троечник восьмиклассник Леша Жильцов (Сергей Данченко). На фоне одаренных одноклассников, каждый из которых стремится быть личностью, он теряется, а школьная программа кажется ему слишком сложной. Все меняется, когда в класс приходит новенькая, Женя Каретникова (Ольга Рыжникова). С ее помощью Леша начинает работать над собой и очень быстро становится совершенно другим человеком.
Мать и отца Леши сыграли Юрий и Татьяна Никулины. Экранные отец и сын были настолько похожи друг на друга, что многие зрители посчитали юного актера настоящим сыном Никулина. Для Сергея Данченко фильм «Точка, точка, запятая…» стал первым и последним опытом работы в кино. Его судьба сложилась так, как должна была сложиться судьба его героя: он увлекся радиоэлектроникой, окончил Московский авиационный институт и работает по специальности.
Премьера фильма прошла 30 декабря 1972 года. Лента собрала массу наград, среди которых серебряный приз в конкурсе детских фильмов на VIII Московском международном кинофестивале, главная премия на IV Параде детских фильмов в Белграде, приз Международного кинофестиваля детских фильмов в Салерно и премия Ленинского комсомола.
Натурные сцены снимали на западе Москвы, недалеко от Филевского парка. Основные съемки прошли в школе № 2101 (бывшая 98-я), расположенной на Малой Филевской улице.
«Розыгрыш» (1976), режиссер Владимир Меньшов
Сценарий драмы из жизни старшеклассников, написанный Семеном Лунгиным, несколько лет пылился в архиве «Мосфильма». Его посчитали неинтересным и бесперспективным. Браться за съемки заведомо провальной картины не хотел никто. Никто, кроме будущего лауреата «Оскара», а на тот момент — выпускника аспирантуры ВГИКа Владимира Меньшова. За его плечами была всего одна короткометражка, но режиссер решил рискнуть и забрал неугодный корифеям сценарий. Результат превзошел все ожидания.
В 1977 году «Розыгрыш» занял 10-е место в советском прокате — фильм посмотрели почти 34 миллиона зрителей. Лента была удостоена приза ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика» как лучший фильм для детей и юношества. Всесоюзный кинофестиваль в Риге отметил картину премиями за лучшую женскую роль (Евгения Ханаева) и сценарий (Семен Лунгин).
Действие фильма разворачивается в обычной советской школе. Лидер 9 «Б» класса Олег Комаровский (Андрей Гусев) подговорил одноклассников соврать учительнице математики Марии Васильевне (Евгения Ханаева): якобы она не предупреждала о контрольной работе. Обман раскрыт, все причастные получили по единице, в классе назревает конфликт. Против Комаровского выступает новый ученик Игорь Грушко (дебют Дмитрия Харатьяна).
В «Розыгрыше» сыграли свои первые заметные роли актрисы Наталья Вавилова и Евдокия Германова. Второстепенные роли одноклассников главных персонажей сыграли не актеры, а обычные старшеклассники из московских школ.
Роли учителей и родителей исполнили звезды — Зиновий Гердт, Олег Табаков, Наталья Фатеева, Евгения Ханаева. Владимир Меньшов тоже появляется на экране — в роли физрука.
Сразу четырех актеров из «Розыгрыша» — Наталью Вавилову, Олега Табакова, Евгению Ханаеву и Гарри Бардина — режиссер взял в свой следующий фильм «Москва слезам не верит», получивший в 1989 году «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
«Розыгрыш» можно смотреть как гид по московским достопримечательностям: в нем можно увидеть и знаменитый бассейн «Чайка», и Большой Москворецкий мост, и великолепный дом с кошками в Подсосенском переулке. Основные съемки проходили в московской школе № 59 имени Н.В. Гоголя (бывшая Медведниковская гимназия) в Староконюшенном переулке. Еще в начале прошлого века Медведниковская гимназия считалась одной из лучших в Москве. Здание для нее построили в 1904 году по проекту Ивана Кузнецова — участок и капитал для этого пожертвовала купчиха Александра Медведникова. Сейчас здание закрыто на капитальный ремонт, школа переехала. Тем, кто не бывал внутри, узнать здание непросто: вход в школу снимали совсем в другом месте — у первого корпуса Московского института инженеров железнодорожного транспорта (сейчас — МГУПС).
Фильм запомнился зрителям еще и прозвучавшими в нем песнями на музыку Александра Флярковского. Одна из них — «Школьный вальс» — сразу же после выхода фильма на экраны получила сумасшедшую популярность. Она и сегодня, сорок с лишним лет спустя, часто звучит в школах на выпускных:
«Когда уйдем со школьного двора
Под звуки нестареющего вальса,
Учитель нас проводит до угла,
И вновь — назад, и вновь ему с утра —
Встречай, учи и снова расставайся,
Когда уйдем со школьного двора».
Обаятельный лоботряс Ганжа
Фото: кадр из фильма
Самого трудного ученика в классе Нестора Петровича – обаятельного лоботряса Ганжу – могли сыграть Станислав Садальский и Александр Филлипенко, но досталась эта роль Александру Збруеву. И сразу пришлась ему по душе. Збруев словно сыграл самого себя. «Я не любил школу, – вспоминал актер. – Так же, как школа не любила меня. Мы жили на Арбате, и частенько вместо уроков я шел в кинотеатр на утренний сеанс. И вместо уроков я смотрел фильмы. Был момент, когда я остался на второй год в 8 классе, и хотел пойти работать. Но меня отговорили мама и старший брат. Я был такой парень непростой – вольный, как Ганжа».
У режиссера был еще один претендент на роль Ганжи – начинающий актер Михаил Стародуб, но ему тогда не повезло. Зато повезло его жене – актрисе Светлане Крючковой. Она случайно столкнулась с режиссером картины Александром Кореневым на лестнице Мосфильма, и он ей предложил прийти вечером на репетицию. Она пришла, и Коренев предложил ей попробоваться на роль супруги Ганжи, учительницы литературы Светланы Афанасьевны. «Ганжа тащит вас в комнату, а вы сопротивляетесь», – поставил перед Светланой задачу режиссер. Она сопротивлялась – сопротивлялась – и… укусила Збруева за палец! Домой после проб Светлана ушла расстроенная. Ей казалось, что шанс сыграть в картине она упустила. Но вечером ей позвонили от Коренева. Ассистентка режиссера сказала: «Александр Александрович берет вас сниматься, но предлагает другую роль».
Так роль Светланы Афанасьевны ушла к Наталье Богуновой, а Светлану Крючкову страна узнала как Нелли Ледневу – чудаковатую странную девушку, очень влюбленную в своего учителя.
Главное, чтобы парик сидел!
Фото: кадр из фильма
Съемки фильма проходил в Ярославле. Пляжные сцены снимались на берегу Волги. Это был разгар лета. Казалось бы, не работа, а сплошное удовольствие. Но не для артистки— Натальи Гвоздиковой. Она вспоминает: «Сказали, что у нас и так все актрисы – светловолосые. А фильм – телевизионный. Вдруг бы нас с Богуновой стали путать, потому что у нас одинаковые прически? Я тогда носила волосы на прямой пробор, так же, как и актриса Богунова». Светлые волосы Гвоздиковой решено было спрятать под черный парик. Выглядел он шикарно – почти как натуральные волосы. Но сниматься в нем под палящим солнцем для Натальи было мучением.
Гвоздиковой сшили специальную шапочку, которую надевали на волосы, и парик на нее надевали только перед самыми съемками. Когда актриса заходила в воду, гример не находила себе места: она понимала, если актриса случайно утопит свой парик, съемки просто закончатся – второго такого не найти. И умоляла режиссера не рисковать драгоценным париком. В итоге все общие планы актрисы на море снимали без Гвоздиковой. Вместо нее на водных лыжах каталась дублерша. Заметно, что он значительно полнее Гвоздиковой – ведь она была спортсменкой.
Савелий Краморов ухаживал за Гвоздиковой на съемках. Однажды он ее спросил, а как вы думаете, такая девушка, как вы, могла бы выйти за меня замуж? На что я ему ответила: «Вы знаете, а я уже замужем».
«Большая перемена»: актёры и роли учеников
Около 20 выпускников и студентов театральных вузов были приглашены на роли учеников 9-А. Все они после премьеры проснулись известными. С фильма началась блистательная карьера Светланы Крючковой, студентки 4 курса училища МХАТа, попавшей на картину совершенно случайно. Её супругу Ю. Векслеру была предложена роль Ганжи. Сценарий того не вдохновил. И по его просьбе Светлана пришла вернуть текст на студию. Её тут же заметили и пригласили на пробы жены Ганжи. В итоге ей досталась роль Н. Леднёвой и самая знаменитая песня «Мы выбираем». Выход фильма на экраны совпал с окончанием обучения. Работа Крючковой так понравилась мэтрам, что её сразу пригласили в труппу театра.
Много актёров претендовало на роль Г. Ганжи, но в фильме его успешно сыграл Александр Збруев, актёр театра «Ленком». Студентом попал в картину Виктор Проскурин (Ляпишев), находившийся в училище на грани отчисления. Образ настолько полюбился зрителям, что кардинально изменил его судьбу.
Не только героев картины касался термин «большая перемена». Актёры Илья Баскин (рыжий ученик) и С. Крамаров (Тимохин) в дальнейшем эмигрировали в США, где у обоих сложилась карьера в Голливуде. Началом жизни в кино стал фильм для В. Хлевинского (Авдотьин), Нины Масловой (Коровянская), Ирен Азер (Люська). Но самым именитым учеником стал Евгений Леонов (С. Леднёв), внёсший в съёмочный процесс импровизацию. Сцены с обучением во сне и появлением в классе через окно были придуманы с его участием.
Загадочный и ядовитый Нестор Петрович
Фото: кадр из фильма Так как за основу сценария были взяты реальные истории из учительской жизни писателя Георгия Садовникова, актера на главную роль старались подобрать, похожего на него. «По темпераменту мы с Нестором Петровичем – разные люди. – говорит Георгий Садовников. – Я – флегматик. Но когда я выпивал, я мог станцевать лезгинку с ножом в зубах, и Арбат прошел мазуркой в воскресный день».
Пробовались на роль Нестора Петровича талантливые и уже маститые на то время артисты: Андрей Мягков, Евгений Стеблов, Константин Райкин. Мягков в образе учителя выглядел наиболее убедительно. Но в фильме он так и не снялся. Дело в том, что он поставил свои условия. Он хотел, чтобы Светлану Афанасьевну сыграла Анастасия Вознесенская, его жена. Но режиссер Коренев этого не принял. Он нашел своего идеального Нестора Петровича, безошибочно угадав его в Михаиле Кононове.
Сам артист играть роль классного руководителя желанием не горел. «История глупая, сниматься в ней не буду», – сказал он, прочитав сценарий. Коренев с трудом уговорил артиста не рубить с плеча, подумать. Даже пообещал ему доработать линию главного героя, сделать ее более тонкой, драматичной. И свое обещание сдержал. Нестора Петровича Северова тривиальным персонажем назвать трудно.
Нестор Петрович получился немного странным, не от мира сего. У него куча проблем. «Он вообще не хотел идти работать в школу, он хотел в аспирантуру, – говорит Анатолий Мукасей. – И там он сталкивается с необычными для него ситуациями, да еще и любовная история у него необычная. Он – фантазер по нутру».
В весёлую и дружную компанию «Большой перемены» Михаил Кононов вписался не очень хорошо. Он демонстративно стоял в стороне от всех веселых застолий и шуток. Своим видом он как бы показывал, что он в этом фильме случайно.
Если на экране Кононов выглядит наивным и по-детски трогательным, то коллеги знали: малейший повод, и Кононов выльет на коллег порцию яда. Так, во время съемок одной из сцен он придрался к Наталье Богуновой, так, что она заплакала. Это все погасили, а Миша, как огурчик, встал перед камерой. Потом он объяснил это тем, что он чувствовал себя «как будто сонным», и ему надо было себя «взвинтить».
Оценки современников
Исполнитель главной роли Михаил Кононов скептически относился к фильму. В своих неопубликованных мемуарах он писал: «В многосерийке „Большая перемена“ был собран весь цвет четырёх поколений актёров, начиная от популярных народных до только что закончивших театральные училища. Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст. О „Большой перемене“ много писали, и с успехом она прошла за рубежом. Вот такой силы таланты были в то время в России. Любой бред в их исполнении выглядел милым и обаятельным, а главное — искренним».
По словам Николая Бурляева: «Я никогда не был в восторге от этого фильма, нам, ориентированным на Тарковского и Германа, сериал с высосанным из пальца сюжетом казался несерьёзным».
Несмотря на критические отзывы, фильм считается культовым и нередко демонстрируется на телеканалах.
Опасные моменты «Большой перемены»
Фото: кадр из фильма
В фильме было несколько моментов, которые могли закончиться трагично для членов съемочной группы. В одном эпизоде Нестор Петрович должен был в костюме прыгнуть в воду, но о том, что он плохо плавает, Кононов никого не предупредил.
Анатолий Мукасей вспоминает: «Мишка так это точно сыграл, что у всех было ощущение, что он отлично сыграл. Но потом выяснилось, что он действительно тонул. И если бы Ролан Быков, который снимался с ним в одной сцене, вовремя бы не подсуетился, неизвестно, чем бы окончились съемки для Кононова. Так что он в прямом смысле слова обязан своим спасением Быкову».
Оценки современников
Исполнитель главной роли Михаил Кононов скептически относился к фильму. В своих неопубликованных мемуарах он писал: «В многосерийке „Большая перемена“ был собран весь цвет четырёх поколений актёров, начиная от популярных народных до только что закончивших театральные училища. Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст. О „Большой перемене“ много писали, и с успехом она прошла за рубежом. Вот такой силы таланты были в то время в России. Любой бред в их исполнении выглядел милым и обаятельным, а главное — искренним».
По словам Николая Бурляева: «Я никогда не был в восторге от этого фильма, нам, ориентированным на Тарковского и Германа, сериал с высосанным из пальца сюжетом казался несерьёзным».
Несмотря на критические отзывы, фильм считается культовым и нередко демонстрируется на телеканалах.